Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2020-01-13 | 168 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цель: выработать принципы допустимости подачи в СМИ стрессогенной информации, дать представления о приемах конструктивного поведения в экстремальных ситуациях, вырабатывать навык снятия нервного напряжения.
Ход занятия:
1. Дискусиия о границах допустимости подачи в СМИ стрессогенной информации (для обоснованности высказываний знакомство с указанной литературой по теме обязательно).
2. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ).
или Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант методики Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера).
3. Упражнения, направленные на выработку ассертивного поведения.
4. Упражнения для снятия эмоционального напряжения.
Доклады студентов:
«Стратегии совладания (копинг-механизмы)»;
Литература
Основная
Андриянов М.С. Социально-психологические причины фактов трансляции насилия и социальной агрессии в газетной криминальной хронике// Насилие. Личность. Общество. Тезисы научно-практической конф. М., 2000.
Давыдов С.Г. Детское и юношеское телесмотрение в Москве: Количественный анализ // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Телевизионные и рекламные коммуникации. М., 2002. Т.1.
Брушлинская Н.В. Реальное эхо виртуального насилия (по следам выступлений «Московского комсомольца»)// Журналистика в 2000 году. Материалы международн. конф. М.,2001
Еникополов С.Н. Массовая коммуникация и проблема насилия // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2002ю
Кочеткова С.В. Средства массовой информации и проблема борьбы с насилием в обществе // Насилие. Личность. Общество. М.. 2000
Латынов В.В., Латынова Т.Ю. Показ насилия в средствах массовой информации и агрессивное поведение детей // Психологические исследования дискурса /Под ред. Павловой Н.Д. М., 2002. С.113-126.
|
Матвеева Л.В. Психологическая безопасность человека в современном информационном пространстве // Общение-2006: На пути к энциклопедическому знанию: Материалы международной конференции. М., 2006.
Подольский А.И., Карабанова Т.А. Психологические особенности восприятия детьми телевизионных передач // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2002.
Пронина Е. От «эффекта присутствия» до «Скорой помощи» одна минута (О некоторых феноменах медиапсихологии) // Психология общения 2000:проблемы и перспективы. Матер. конф. 25-27 окт. 2000
Смыслова О. Эмпирическое исследование психологических последствий применения информационных технологий http://www.flogiston.ru,2000
Собкин В.С., Хлебникова М.В., Грачева А.М. Насилие и эротика на российском экране: опыт контент-анализа телевизионных трансляций// Образование и информационная культура. Социальные аспекты. Труды по социальному образованию. Т.V,Вып.VII/ Ред. Собкин В.С. М., 2000. С.138-161.
Трубицына Л.В. Средства массовой информации и психологическая травма // Проблемы медиапсихологии (Сост. Е.Пронина). М., 2002.
Трубицына Л.В. Травматическое воздействие СМИ (Журналист в чрезвычайной ситуации) // Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития. Матер. конф. М.,2001.
Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог, 2004.
Дополнительная
Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.: Владос, 2002.
Абабков В.П., Пери М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб., 2004.
Алексеева А.А., Михайлов Л.А., Шатровой О.В. Психологической обеспечение безопасности детей и подростков. СПб., 2002.
Барсукова О.В. Психологическая защита ребенка дошкольного возраста от деструктивных влияний родителей. Ростов-на-Дону, 2000.
Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998.
Голанд М. Что делать, когда тот, кого вы любите в депрессии. М.. 2002.
|
Гончарова С.С. Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» - метод диагностики преодоления в раннем юношеском возрасте (16-18 лет) // Психологическая диагностика. 2006. №3.
Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома. 2004.
Маликова Т.В., Михайлов Л.А., Соломин В.П., Шатрова О.В. Психологическая защита: направления и методы. Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2008.
Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2006.
Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. Минск, 1999.
Самосознанияе и защитные механизмы личности: Хрестоматия. Самара, 2003.
Тулупьева Т.В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности. СПб., 2000.
Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М., 1996.
Чудова Н.В. Психологический портрет потребителя интернет-информации // Журналитика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. Материалы международн. Конф. М., 2001.
Шерковин Ю.А. Возможные сопутствующие эффекты массовых информационных процессов и их социально-психологическая значимость // Прикладные проблемы социальной психологии. М.. 1983.
Юнацкевич П.И. Как выйти из невроза: практические советы психолога. М., 2003.
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
Основная:
1. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. М.: Аспеки-Пресс, 2008.
2. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.,1991.
3. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Харьков, 2007.
4. Гулевич О.А.Психология коммуникации. М.. 2008.
5. Информационная и психологическая безопасность в СМИ / Под ред. Донцова А.И., Засурского Я.Н., Матвеевой А.В. М., 2002.
6. Исследования телевизионной аудитории: теория и практика /Под общ. Ред. Шарикова А.В. М., 1997.
7. Кузнецов М., Цыкунов И. Практическая психология PR и журналистики. М.,2002
8. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002
9. Мельник Г.С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты. Спб., 1996.
10. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: введение в теорию и исследование. М.. 2004.
11. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. Методология анализа и практика исследований. М., 1999.
12. Проблемы медиапсихологии / Сост. Пронина Е.Е. М., 2002 – 2006.
13. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2002.
14. Психология массовой коммуникации /Под ред. А.А.Бодалева, А.А.Деркача, Л.Г. Лаптева. М., 2008.
|
15. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.-М., 2003.
16. Шкопов Н.Б., Матвеева Л.В. Интерес к телепередаче в аспекте личностно-психологических характеристик аудитории. М., 1991.
Дополнительная:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2007.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология. М., 2001.
3. Анализ факторной среды восприятия телепередач //Матвеева Л.В., Аникееева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002, С.279-289.
4. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994
5. Андриянов М.С. Социально-психологические причины фактов трансляции насилия и социальной агрессии в газетной криминальной хронике// Насилие. Личность. Общество. Тезисы научно-практической конф. М., 2000
6. Артюхова И. Напряжение и расслабление: Методика нервно-психической релаксации// Школьный психолог. 2002.№44.
7. Аршинов В.И., Данилов Ю.А., Тарасенко В.В. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации 2000 http://www flogiston. df. ru./proqects
8. Бакланова Н.К. Психологические основы профессионального мастерства. М., 1991
9. Белинская Е.П. К проблеме групповой динамики сетевого сообщества // 2-ая рабочая конференция по экологической психологии. М., 2000, С.240-251.
10. Блебаум Б. Грозит ли распадом современная система СМИ традиционной журналистике? // Современные стратегии культурологических исследований. М., 2000.
11. Богомолова Н.И., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. М., 1992
12. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.,1982
13. Бодалев А.А. Личность и общение. М.,1983
14. Бодрийяр Ж.. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000.
15. Бодрийяр Ж.. О телевидении и журналистике. М., 2002.
16. Бодрийяр Ж.. Реквием по масс-медия // Поэтика и политика. СПб., 1989.
17. Борев В.Ю. Воздействие средств массовой информации на формирование мировоззрения// Культура и мировоззрение, Вып. 2, М., 1984
18. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.-СПб.-Киев. 2004.
19. Брушлинская Н.В. Реальное эхо виртуального насилия (по следам выступлений «Московского комсомольца»)// Журналистика в 2000 году. Материалы международн. конф. М.,2001
20. Вершинин М.С. Конфликтология. Конспект лекций. СПб., 2000.
|
21. Винтерхофф-Шпурк Медиапсихология. Основные принципы. Харьков, 2007.
22. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. Минск, 2000
23. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования. М., 2005.
24. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л. Собр. Соч.: в 6тт. М., 1982-1984, Т.2
25. Гарифуллин Р.Р. Энциклопедия блефа. Манипуляционная психология и психотерапия. Казань, 1995.
26. Гелин А.А. Личность и творчество: психологические этюды. Новороссийск, 1989
27. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: практикум. Новосибирск. М., 1997
28. Грищина Н.В. Психология конфликта. Спб., 2002
29. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1998
30. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.. 1984.
31. Дубова Е., Дубов С. Учимся общаться (опыт социально-психологического тренинга)// Высшее образование в России. 1998.№3. С.43-48.
32. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты виртуальной коммуникации // www.mytests.ru
33. Забродин Ю.М., Харитонов А.Н. Психологические аспекты передачи информации через каналы коммуникации // Психологические исследования общения. М., 1985
34. Зазыкин В.Г., Гостев А.А. Психологические проблемы эффективности воздействия телевидения и радиовещания. М., 1989.
35. Захаров В.П., Хрящева Н.Д. Социально-психологические тренинги. Л., 1990
36. Искусство разговаривать и получать информацию. Хрестоматия. М., 1993.
37. Кара-Мурза С.Т. Манипуляция сознанием. М., 2000.
38. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995
39. Корнелице Х. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М., 1992
40. Кочеткова С.В. Средства массовой информации и проблема борьбы с насилием в обществе // Насилие. Личность. Общество. М.. 2000
41. Кошчо Я.О. О персонификации социальной информации в журналистике// Радио и телевидение. 1980. №2
42. Кукушкин В.С. Психология делового общения. М.- Ростов-на –Дону, 2003
43. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М.,2000
44. Латынов В.В., Латынова Т.Ю. Показ насилия в средствах массовой информации и агрессивное поведение детей // Психологические исследования дискурса /Под ред. Павловой Н.Д. М., 2002. С.113-126.
45. Лебон Г. Психология народов и масс. М.-Спб., 1995.
46. Лепский В.С. Информационно-психологическая безопасность: экопсихология информационной среды общества // Психология общения 2000: Проблемы и перспективы. Материалы научн. конф. 25-27 окт. 2000.
47. Маклюен М. Галактика Гуттенберга. Сотворение человека печатной культуры. Киев, 2003.
48. Маклюен М.Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003.
49. Маркузе Г. Одномерный человек. Киев, 1994.
50. Маслов Р., Пронина Е. Поиск и реальность: типология виртуальности// Прикладная психология, 1998, №6
51. Матвеева Л.В. Коммуникативистика: акт в условиях опосредования// Вест. Моск. ун-та, Сер. 14, Психология, 1996, №4
|
52. Мацумото Д. Психология и культура: современные исследования. СПб.-М.. 2002.
53. Московичи С. Машина, творящая богов. М.. 1998.
54. Ниренберг Д. Искусство творческого мышления. Минск, 1996
55. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов, тренинг партнерского общения, терапия партнерских отношений. СПб., 2004
56. Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека. М., 1999
57. Петренко В.Ф., Пронина Е. Е. Человек на телеэкране: опыт психосемантического исследования // Психологический журнал. 1986. №3
58. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологические тренинги. М., 1989
59. Почепцов Г. Коммуникативные технологии ХХ века. М., 2000.
60. Пронина Е. От «эффекта присутствия» до «Скорой помощи» одна минута (О некоторых феноменах медиапсихологии) // Психология общения 2000:проблемы и перспективы. Матер. конф. 25-27 окт. 2000
61. Психология экстремальных ситуаций (Сост. Тарас А.Е., Сельченок К.В.). Минск, 2000
62. Пухский Н.Н. Психологические последствия чрезвычайных ситуаций. М., 1999
63. Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение. М., 1996
64. Сандромирский М. Защита от стресса. М.,2001
65. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига, 1992
66. Смыслова О. Эмпирическое исследование психологических последствий применения информационных технологий http://www.flogiston.ru,2000
67. Собкин В.С., Хлебникова М.В., Грачева А.М. Насилие и эротика на российском экране: опыт контент-анализа телевизионных трансляций// Образование и информационная культура. Социальные аспекты. Труды по социальному образованию. Т.V,Вып.VII/ Ред. Собкин В.С. М., 2000. С.138-161.
68. Социальная практика и журналистский текст. М., 1990.
69. Тарасов К.Л. «Агрессивная кинодиета» ТВ и студенчество// Высшее образование в России. 2000.№3. С.66-76.
70. Тесты, эксперименты, игровые процедуры для изучения конфликта. Красноярск, 1990.
71. Трескова С.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1989.
72. Трубицына Л.В. Средства массовой информации и психологическая травма // Проблемы медиапсихологии (Сост. Е.Пронина). М., 2002
73. Трубицына Л.В. Травматическое воздействие СМИ (Журналист в чрезвычайной ситуации) // Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития. Матер. конф. М.,2001
74. Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог, 2004.
75. Фоломеева Т.В. Метод фокус-групп в исследовании московской аудитории БИ-БИ-СИ // Вест. Моск. Ун-та. Сер 14, Психология, 1994, №3
76. Хараш А. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия. М., 1983
77. Чалдини Р. Психология влияния. Спб., 1999
78. Чеботарева Н.Д. Интернет-форум как виртуальный аналог психодинамической группы // Психология общения 2000: проблемы и перспективы. М., 2000.
79. Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь в экстремальных условиях. М..1995
80. Чудова Н.В. Психологический портрет потребителя интернет-информации // Журналитика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. Материалы международн. Конф. М., 2001
81. Шариков А.В., Давыдов С.Г., Ивашкина О.Г. Образы ведущих новостных телепрограмм в экспертных оценках. М., 2000.
82. Шариков А.В., Баранова Э.А. О связи ценностных и массово-коммуникационных ориентаций // Психологический журнал, 1999, Т.20, №3
83. Шейнов В. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. М., 1999
84. Шерковин Ю.А. Возможные сопутствующие эффекты массовых информационных процессов и их социально-психологическая значимость // Прикладные проблемы социальной психологии. М.. 1983.
85. Шкопоров Н. Как психологически правильно брать интервью: Методические рекомендации. М., 1990
86. Шрайнер К. Как снять стресс. Л..1993
87. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. М.. 1997.
Интернет-ресурсы:
1. http://flogiston.ru/library
2. http://psylib.org.ua/index.html
3. http://www.psychology.ru/ library/
4. http://hpsy/ru
5. www.iriss.ru
6. http:// institute. org. ru/ library/ acticles/ 1013521191. html – сайт Международного института исследований средств массовой коммуникации.
Задания для самостоятельной работы
Студенты к концу изучения курса собирают и сдают портфолио, в котором должны быть представлены следующие виды работ:
1. Образцы (вырезки) всех психологических типов текста из периодической печати. К каждому типу текста прилагается его анализ, аргументирующий принадлежность текста к тому или другому типу. В тексте подчеркиваются характерные особенности и стилистические приемы.
Литература: Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2002
2. Собственные образцы разных типов психологических текстов, написанных на одну тему.
3. Психологический анализ телевизионной передач и
Литература
Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В.. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002. С. 257 - 291
Матвеева Л.В. Модель коммуникативного акта в телевизионном общении // Психологичекий журнал. 2000. №2;
Матвеева Л.В., АникееваТ.Я. Образ телепередачи как психологический фактор, влияющий на эффективность телекоммуникации // Вест. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. 2000. №1;
Матвеева Л.В., Шкопоров Н.Б. Связь с аудиторией в телекоммуникации. М., 1991;
Зазыкин В.Г., Гостев А.А. Психологические проблемы эффективности воздействия телевидения и радиовещания.
Петренко В.Ф., Пронина Е.Е. Человек на телеэкране: опыт психосемантического исследования // Психологический журнал. 1986. №3
4. Констатирующее психологическое исследован ие читательской аудитории какого-либо печатного издания.
Литература:
Исследования телевизионной аудитории: теория и практика /Под общ. Ред. Шарикова А.В. М., 1997;
Шариков А.В., Баранова Э.А. О связи ценностных и массово-коммуникационных ориентаций // Психологический журнал, 1999, Т.20, №3;
Шкопов Н.Б., Матвеева Л.В. Интерес к телепередаче в аспекте личностно-психологических характеристик аудитории. М., 1991;
Матвеева Л.В. и др. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002;
Богомолова Н.Н., Мельникова О.Т.,Фоломеева Т.В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных исследованиях // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994;
Забродин Ю.В., Харитонов А.Н. Психологические аспекты передачи информации через каналы коммуникации // Психологические исследования общения. М.,1985;
Фоломеева Т.В. Метод фокус-групп в исследовании московской аудитории Би-Би-Си // Вестник Моск. ун-та. Сер.14, Психология. 1994. №3;
Чудова Н.В. Психологический портрет потребителя интернет-информации // Журналитика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. Материалы международн. Конф. М., 2001.
5. Подготовить и провести фокусированное интервью
Литература:
Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью. М., 1991;
Шкопоров Н. Как психологически правильно брать интервью: Методические рекомендации. М., 1990;
Лукина М. Технология интервью. М., 2003.
6. За время изучения курса подготовить доклад или сообщение на одну из предложенных самостоятельно или предъявленных преподавателем тем в рамках изучаемого материала. Текст доклада хранится в портфолио.
7. Изучить и представить на заседании «Круглого стола» выбранную из списка предложенных монографию. В портфолио включить тезисное изложение ее содержания.
8. Создать собственную кластерную схему «Психология журналистики».
9. Посмотреть фильм «Хвост машет собакой» и отметить используемые героями техники воздействия на массовое сознание в предвыборных технологиях. Письменно проанализировать их.
Вопросы для самопроверки и рубежного контроля
1. Человек в массовой коммуникации: информационное давление и суверенность личности.
2. СМИ как орудие манипуляции и как средство социотерапии.
3. Коммуникационная открытость и информационная безопасность. Стратегия поведения журналиста в условиях этой антиномии.
4. Феномены коллективной психики: конформизм, нонконформизм, подчиняемость, деиндивидуализация. Механизмы заражения, подражания, внушения.
5. Психология манипуляции. Рекламные стратегии, избирательные технологии, техники влияния.
6. Соотношения понятий «парадигма мышления», «форма творчества», «вид текста».
7. Мифологический текст в современной журналистике: тематика, стилистические характеристики, социально-психологические функции.
8. Рационалистическое мышление: философские и психологические предпосылки, структура умозаключения. Убеждающий текст: порождение и восприятие.
9. Прагматизм и бихевиоризм. Польза как критерий истины. Прагматический текст: функции, тематика, стилистические характеристики, социально-психологические функции.
10. Драйв- мышление. Бессознательное как феномен психической жизни. Структура личности в психоаналитических концепциях.
11. Гедонистический текст: проблематика и символика шоу-программ и популярных изданий.
12. Гуманистическое мышление. Пути самоактуализации личности (А.Маслоу). Смысловыявляющий текст.
13. Net – мышление: эвристичность, публичная субъективность, интерактивность, самоорганизация. Сетевой текст в каналах массовой коммуникации.
14. Имидж журналиста в восприятии аудитории.
15. Имидж журналиста в истории журналистики.
16. Понятие психологической травмы. Посттравматические стрессовые расстройства в индивидуальном и массовом поведении.
17. Психотравмирующие факторы социальной среды и массовой коммуникации. Роль СМИ в преодолении и профилактике массовых травматических явлений.
18. Методы психологической саморегуляции и самопомощи журналиста в экстремальных обстоятельствах.
19. Конструктивные и неконструктивные варианты освещения травматизирующих событий. Критерии психологической безопасности информационной среды.
20. Групповая динамика внутриредакционной жизни. Стратегия сотрудничества. Профилактика и урегулирование конфликтов.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!