Тема: Психологические и социально-психологические аспекты информационной безопасности. Психологическое программирование и психорегуляция — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема: Психологические и социально-психологические аспекты информационной безопасности. Психологическое программирование и психорегуляция

2020-01-13 168
Тема: Психологические и социально-психологические аспекты информационной безопасности. Психологическое программирование и психорегуляция 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  Цель: выработать принципы допустимости подачи в СМИ стрессогенной информации, дать представления о приемах конструктивного поведения в экстремальных ситуациях, вырабатывать навык снятия нервного напряжения.

Ход занятия:

1. Дискусиия о границах допустимости подачи в СМИ стрессогенной информации (для обоснованности высказываний знакомство с указанной литературой по теме обязательно).

2. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ).

или Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант методики Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера).

3. Упражнения, направленные на выработку ассертивного поведения.

4. Упражнения для снятия эмоционального напряжения.

 

Доклады студентов:

«Стратегии совладания (копинг-механизмы)»;

 

Литература

Основная

Андриянов М.С. Социально-психологические причины фактов трансляции насилия и социальной агрессии в газетной криминальной хронике// Насилие. Личность. Общество. Тезисы научно-практической конф. М., 2000.

Давыдов С.Г. Детское и юношеское телесмотрение в Москве: Количественный анализ // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Телевизионные и рекламные коммуникации. М., 2002. Т.1.

Брушлинская Н.В. Реальное эхо виртуального насилия (по следам выступлений «Московского комсомольца»)// Журналистика в 2000 году. Материалы международн. конф. М.,2001

Еникополов С.Н. Массовая коммуникация и проблема насилия // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2002ю

Кочеткова С.В. Средства массовой информации и проблема борьбы с насилием в обществе // Насилие. Личность. Общество. М.. 2000

Латынов В.В., Латынова Т.Ю. Показ насилия в средствах массовой информации и агрессивное поведение детей // Психологические исследования дискурса /Под ред. Павловой Н.Д. М., 2002. С.113-126.

Матвеева Л.В. Психологическая безопасность человека в современном информационном пространстве // Общение-2006: На пути к энциклопедическому знанию: Материалы международной конференции. М., 2006.

Подольский А.И., Карабанова Т.А. Психологические особенности восприятия детьми телевизионных передач // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2002.

Пронина Е. От «эффекта присутствия» до «Скорой помощи» одна минута (О некоторых феноменах медиапсихологии) // Психология общения 2000:проблемы и перспективы. Матер. конф. 25-27 окт. 2000

Смыслова О. Эмпирическое исследование психологических последствий применения информационных технологий http://www.flogiston.ru,2000

Собкин В.С., Хлебникова М.В., Грачева А.М. Насилие и эротика на российском экране: опыт контент-анализа телевизионных трансляций// Образование и информационная культура. Социальные аспекты. Труды по социальному образованию. Т.V,Вып.VII/ Ред. Собкин В.С. М., 2000. С.138-161.

Трубицына Л.В. Средства массовой информации и психологическая травма // Проблемы медиапсихологии (Сост. Е.Пронина). М., 2002.

Трубицына Л.В. Травматическое воздействие СМИ (Журналист в чрезвычайной ситуации) // Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития. Матер. конф. М.,2001.

Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог, 2004.

Дополнительная

Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.: Владос, 2002.

Абабков В.П., Пери М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб., 2004.

Алексеева А.А., Михайлов Л.А., Шатровой О.В. Психологической обеспечение безопасности детей и подростков. СПб., 2002.

Барсукова О.В. Психологическая защита ребенка дошкольного возраста от деструктивных влияний родителей. Ростов-на-Дону, 2000.

Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998.

Голанд М. Что делать, когда тот, кого вы любите в депрессии. М.. 2002.

Гончарова С.С. Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» - метод диагностики преодоления в раннем юношеском возрасте (16-18 лет) // Психологическая диагностика. 2006. №3.

Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома. 2004.

Маликова Т.В., Михайлов Л.А., Соломин В.П., Шатрова О.В. Психологическая защита: направления и методы. Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2008.

Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2006.

Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. Минск, 1999.

Самосознанияе и защитные механизмы личности: Хрестоматия. Самара, 2003.

Тулупьева Т.В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности. СПб., 2000.

Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М., 1996.

Чудова Н.В. Психологический портрет потребителя интернет-информации // Журналитика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. Материалы международн. Конф. М., 2001.

Шерковин Ю.А. Возможные сопутствующие эффекты массовых информационных процессов и их социально-психологическая значимость // Прикладные проблемы социальной психологии. М.. 1983.

Юнацкевич П.И. Как выйти из невроза: практические советы психолога. М., 2003.

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

Основная:

 

1. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. М.: Аспеки-Пресс, 2008.

2. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.,1991.

3. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Харьков, 2007.

4. Гулевич О.А.Психология коммуникации. М.. 2008.

5. Информационная и психологическая безопасность в СМИ / Под ред. Донцова А.И., Засурского Я.Н., Матвеевой А.В. М., 2002.

6. Исследования телевизионной аудитории: теория и практика /Под общ. Ред. Шарикова А.В. М., 1997.

7. Кузнецов М., Цыкунов И. Практическая психология PR и журналистики. М.,2002

8. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002

9. Мельник Г.С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты. Спб., 1996.

10. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: введение в теорию и исследование. М.. 2004.

11. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. Методология анализа и практика исследований. М., 1999.

12. Проблемы медиапсихологии / Сост. Пронина Е.Е. М., 2002 – 2006.

13. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2002.

14. Психология массовой коммуникации /Под ред. А.А.Бодалева, А.А.Деркача, Л.Г. Лаптева. М., 2008.

15. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.-М., 2003.

16. Шкопов Н.Б., Матвеева Л.В. Интерес к телепередаче в аспекте личностно-психологических характеристик аудитории. М., 1991.

 

   Дополнительная:

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2007.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология. М., 2001.

3. Анализ факторной среды восприятия телепередач //Матвеева Л.В., Аникееева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002, С.279-289.

4. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994

5. Андриянов М.С. Социально-психологические причины фактов трансляции насилия и социальной агрессии в газетной криминальной хронике// Насилие. Личность. Общество. Тезисы научно-практической конф. М., 2000

6. Артюхова И. Напряжение и расслабление: Методика нервно-психической релаксации// Школьный психолог. 2002.№44.

7. Аршинов В.И., Данилов Ю.А., Тарасенко В.В. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации 2000 http://www flogiston. df. ru./proqects

8. Бакланова Н.К. Психологические основы профессионального       мастерства. М., 1991

9. Белинская Е.П. К проблеме групповой динамики сетевого сообщества // 2-ая рабочая конференция по экологической    психологии. М., 2000, С.240-251.

10. Блебаум Б. Грозит ли распадом современная система СМИ традиционной журналистике? // Современные стратегии культурологических исследований. М., 2000.

11. Богомолова Н.И., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. М., 1992

12. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.,1982

13. Бодалев А.А. Личность и общение. М.,1983

14. Бодрийяр Ж.. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000.

15. Бодрийяр Ж.. О телевидении и журналистике. М., 2002.

16. Бодрийяр Ж.. Реквием по масс-медия // Поэтика и политика. СПб., 1989.

17. Борев В.Ю. Воздействие средств массовой информации на формирование мировоззрения// Культура и мировоззрение, Вып. 2, М., 1984

18. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.-СПб.-Киев. 2004.

19. Брушлинская Н.В. Реальное эхо виртуального насилия (по следам выступлений «Московского комсомольца»)// Журналистика в 2000 году. Материалы международн. конф. М.,2001

20. Вершинин М.С. Конфликтология. Конспект лекций. СПб., 2000.

21. Винтерхофф-Шпурк Медиапсихология. Основные принципы. Харьков, 2007.

22. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. Минск, 2000

23. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования. М., 2005.

24. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л. Собр. Соч.: в 6тт. М., 1982-1984, Т.2

25. Гарифуллин Р.Р. Энциклопедия блефа. Манипуляционная психология и психотерапия. Казань, 1995.

26. Гелин А.А. Личность и творчество: психологические этюды. Новороссийск, 1989

27. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: практикум. Новосибирск. М., 1997

28. Грищина Н.В. Психология конфликта. Спб., 2002

29. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1998

30. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.. 1984.

31. Дубова Е., Дубов С. Учимся общаться (опыт социально-психологического тренинга)// Высшее образование в России. 1998.№3. С.43-48.

32. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты виртуальной коммуникации // www.mytests.ru

33. Забродин Ю.М., Харитонов А.Н. Психологические аспекты передачи информации через каналы коммуникации // Психологические исследования общения. М., 1985

34. Зазыкин В.Г., Гостев А.А. Психологические проблемы эффективности воздействия телевидения и радиовещания. М., 1989.

35. Захаров В.П., Хрящева Н.Д. Социально-психологические тренинги. Л., 1990

36. Искусство разговаривать и получать информацию. Хрестоматия. М., 1993.

37. Кара-Мурза С.Т. Манипуляция сознанием. М., 2000.

38. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995

39. Корнелице Х. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М., 1992

40. Кочеткова С.В. Средства массовой информации и проблема борьбы с насилием в обществе // Насилие. Личность. Общество. М.. 2000

41. Кошчо Я.О. О персонификации социальной информации в журналистике// Радио и телевидение. 1980. №2

42. Кукушкин В.С. Психология делового общения. М.- Ростов-на –Дону, 2003

43. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М.,2000

44. Латынов В.В., Латынова Т.Ю. Показ насилия в средствах массовой информации и агрессивное поведение детей // Психологические исследования дискурса /Под ред. Павловой Н.Д. М., 2002. С.113-126.

45. Лебон Г. Психология народов и масс. М.-Спб., 1995.

46. Лепский В.С. Информационно-психологическая безопасность: экопсихология информационной среды общества // Психология общения 2000: Проблемы и перспективы. Материалы научн. конф. 25-27 окт. 2000.

47. Маклюен М. Галактика Гуттенберга. Сотворение человека печатной культуры. Киев, 2003.

48. Маклюен М.Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003.

49. Маркузе Г. Одномерный человек. Киев, 1994.

50. Маслов Р., Пронина Е. Поиск и реальность: типология виртуальности// Прикладная психология, 1998, №6

51. Матвеева Л.В. Коммуникативистика: акт в условиях опосредования// Вест. Моск. ун-та, Сер. 14, Психология, 1996, №4

52. Мацумото Д. Психология и культура: современные исследования. СПб.-М.. 2002.

53. Московичи С. Машина, творящая богов. М.. 1998.

54. Ниренберг Д. Искусство творческого мышления. Минск, 1996

55. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов, тренинг партнерского общения, терапия партнерских отношений. СПб., 2004

56. Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека. М., 1999

57. Петренко В.Ф., Пронина Е. Е. Человек на телеэкране: опыт психосемантического исследования // Психологический журнал. 1986. №3

58. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологические тренинги. М., 1989

59. Почепцов Г. Коммуникативные технологии ХХ века. М., 2000.

60. Пронина Е. От «эффекта присутствия» до «Скорой помощи» одна минута (О некоторых феноменах медиапсихологии) // Психология общения 2000:проблемы и перспективы. Матер. конф. 25-27 окт. 2000

61. Психология экстремальных ситуаций (Сост. Тарас А.Е., Сельченок К.В.). Минск, 2000

62. Пухский Н.Н. Психологические последствия чрезвычайных ситуаций. М., 1999

63. Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение. М., 1996

64. Сандромирский М. Защита от стресса. М.,2001

65. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига, 1992

66. Смыслова О. Эмпирическое исследование психологических последствий применения информационных технологий http://www.flogiston.ru,2000

67. Собкин В.С., Хлебникова М.В., Грачева А.М. Насилие и эротика на российском экране: опыт контент-анализа телевизионных трансляций// Образование и информационная культура. Социальные аспекты. Труды по социальному образованию. Т.V,Вып.VII/ Ред. Собкин В.С. М., 2000. С.138-161.

68. Социальная практика и журналистский текст. М., 1990.

69. Тарасов К.Л. «Агрессивная кинодиета» ТВ и студенчество// Высшее образование в России. 2000.№3. С.66-76.

70. Тесты, эксперименты, игровые процедуры для изучения конфликта. Красноярск, 1990.

71. Трескова С.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1989.

72. Трубицына Л.В. Средства массовой информации и психологическая травма // Проблемы медиапсихологии (Сост. Е.Пронина). М., 2002

73. Трубицына Л.В. Травматическое воздействие СМИ (Журналист в чрезвычайной ситуации) // Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития. Матер. конф. М.,2001

74. Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог, 2004.

75. Фоломеева Т.В. Метод фокус-групп в исследовании московской аудитории БИ-БИ-СИ // Вест. Моск. Ун-та. Сер 14, Психология, 1994, №3

76. Хараш А. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия. М., 1983

77. Чалдини Р. Психология влияния. Спб., 1999

78. Чеботарева Н.Д. Интернет-форум как виртуальный аналог психодинамической группы // Психология общения 2000: проблемы и перспективы. М., 2000.

79. Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь в экстремальных условиях. М..1995

80. Чудова Н.В. Психологический портрет потребителя интернет-информации // Журналитика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. Материалы международн. Конф. М., 2001

81. Шариков А.В., Давыдов С.Г., Ивашкина О.Г. Образы ведущих новостных телепрограмм в экспертных оценках. М., 2000.

82. Шариков А.В., Баранова Э.А. О связи ценностных и массово-коммуникационных ориентаций // Психологический журнал, 1999, Т.20, №3

83. Шейнов В. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. М., 1999

84. Шерковин Ю.А. Возможные сопутствующие эффекты массовых информационных процессов и их социально-психологическая значимость // Прикладные проблемы социальной психологии. М.. 1983.

85. Шкопоров Н. Как психологически правильно брать интервью:  Методические рекомендации. М., 1990

86. Шрайнер К. Как снять стресс. Л..1993

87. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. М.. 1997.

 

 

Интернет-ресурсы:

1. http://flogiston.ru/library

2. http://psylib.org.ua/index.html

3. http://www.psychology.ru/ library/

4. http://hpsy/ru

5. www.iriss.ru

6. http:// institute. org. ru/ library/ acticles/ 1013521191. html – сайт Международного института исследований средств массовой коммуникации.

 

Задания для самостоятельной работы

      Студенты к концу изучения курса собирают и сдают портфолио, в котором должны быть представлены следующие виды работ:

 

1. Образцы (вырезки) всех психологических типов текста из периодической печати. К каждому типу текста прилагается его анализ, аргументирующий принадлежность текста к тому или другому типу. В тексте подчеркиваются характерные особенности и стилистические приемы.

Литература: Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества.        М., 2002

 

2. Собственные образцы разных типов психологических текстов, написанных на одну тему.

 

3. Психологический анализ телевизионной передач и

Литература

Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В.. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002. С. 257 - 291

 Матвеева Л.В. Модель коммуникативного акта в телевизионном общении // Психологичекий журнал. 2000. №2;

 Матвеева Л.В., АникееваТ.Я. Образ телепередачи как психологический фактор, влияющий на эффективность телекоммуникации // Вест. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. 2000. №1;

 Матвеева Л.В., Шкопоров Н.Б. Связь с аудиторией в телекоммуникации. М., 1991;

 Зазыкин В.Г., Гостев А.А. Психологические проблемы эффективности воздействия телевидения и радиовещания.

Петренко В.Ф., Пронина Е.Е. Человек на телеэкране: опыт психосемантического исследования // Психологический журнал. 1986. №3

 

4. Констатирующее психологическое исследован ие читательской аудитории какого-либо печатного издания.

Литература:

Исследования телевизионной аудитории: теория и практика /Под общ. Ред. Шарикова А.В. М., 1997;

Шариков А.В., Баранова Э.А. О связи ценностных и массово-коммуникационных ориентаций // Психологический журнал, 1999, Т.20, №3;

Шкопов Н.Б., Матвеева Л.В. Интерес к телепередаче в аспекте личностно-психологических характеристик аудитории. М., 1991;

Матвеева Л.В. и др. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002;

 Богомолова Н.Н., Мельникова О.Т.,Фоломеева Т.В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных исследованиях // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994;

Забродин Ю.В., Харитонов А.Н. Психологические аспекты передачи информации через каналы коммуникации // Психологические исследования общения. М.,1985;

Фоломеева Т.В. Метод фокус-групп в исследовании московской аудитории Би-Би-Си // Вестник Моск. ун-та. Сер.14, Психология. 1994. №3;

Чудова Н.В. Психологический портрет потребителя интернет-информации // Журналитика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. Материалы международн. Конф. М., 2001.

 

5. Подготовить и провести фокусированное интервью

Литература:

Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью. М., 1991;

Шкопоров Н. Как психологически правильно брать интервью: Методические рекомендации. М., 1990;

Лукина М. Технология интервью. М., 2003.

 

6. За время изучения курса подготовить доклад или сообщение на одну из предложенных самостоятельно или предъявленных преподавателем тем в рамках изучаемого материала. Текст доклада хранится в портфолио.

 

7. Изучить и представить на заседании «Круглого стола» выбранную из списка предложенных монографию. В портфолио включить тезисное изложение ее содержания.

 

8. Создать собственную кластерную схему «Психология журналистики».

 

9. Посмотреть фильм «Хвост машет собакой» и отметить используемые героями техники воздействия на массовое сознание в предвыборных технологиях. Письменно проанализировать их.

 

 

 

 

Вопросы для самопроверки и рубежного контроля

1. Человек в массовой коммуникации: информационное давление и суверенность личности.

2. СМИ как орудие манипуляции и как средство социотерапии.

3. Коммуникационная открытость и информационная безопасность. Стратегия поведения журналиста в условиях этой антиномии.

4. Феномены коллективной психики: конформизм, нонконформизм, подчиняемость, деиндивидуализация. Механизмы заражения, подражания, внушения.

5. Психология манипуляции. Рекламные стратегии, избирательные технологии, техники влияния.

6. Соотношения понятий «парадигма мышления», «форма творчества», «вид текста».

7. Мифологический текст в современной журналистике: тематика, стилистические характеристики, социально-психологические функции.

8. Рационалистическое мышление: философские и психологические предпосылки, структура умозаключения. Убеждающий текст: порождение и восприятие.

9. Прагматизм и бихевиоризм. Польза как критерий истины. Прагматический текст: функции, тематика, стилистические характеристики, социально-психологические функции.

10. Драйв- мышление. Бессознательное как феномен психической жизни. Структура личности в психоаналитических концепциях.

11.  Гедонистический текст: проблематика и символика шоу-программ и популярных изданий.

12. Гуманистическое мышление. Пути самоактуализации личности (А.Маслоу). Смысловыявляющий текст.

13. Net – мышление: эвристичность, публичная субъективность, интерактивность, самоорганизация. Сетевой текст в каналах массовой коммуникации.

14. Имидж журналиста в восприятии аудитории.

15. Имидж журналиста в истории журналистики.

16. Понятие психологической травмы. Посттравматические стрессовые расстройства в индивидуальном и массовом поведении.

17. Психотравмирующие факторы социальной среды и массовой коммуникации. Роль СМИ в преодолении и профилактике массовых травматических явлений.

18. Методы психологической саморегуляции и самопомощи журналиста в экстремальных обстоятельствах.

19. Конструктивные и неконструктивные варианты освещения травматизирующих событий. Критерии психологической безопасности информационной среды.

20. Групповая динамика внутриредакционной жизни. Стратегия сотрудничества. Профилактика и урегулирование конфликтов.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.