Сравнение молитвы Анафоры и на Великом водоосвящении — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Сравнение молитвы Анафоры и на Великом водоосвящении

2020-01-13 183
Сравнение молитвы Анафоры и на Великом водоосвящении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Праздник Богоявления

История праздника

    В Древней Церкви к IV веку определились три главнейших праздника – Пасха, Пятидесятница и Богоявление. И именно последнее празднование напоминало о пришествии в мир Богочеловека Иисуса Христа. На Востоке оно торжественно отмечалось 6 января. Отдельные христианские общины могли делать особые акценты, соотнося праздник Богоявления с теми или иными событиями из жизни Спасителя – Рождеством, поклонением волхвов, Крещением. Праздник Богоявления был также праздником «светов», хотя согласно византийской традиции, сложившейся позднее, это наименование было усвоено ставшему самостоятельным празднику Крещения Господня[1].

    Праздник этот совмещал в себе память о двух событиях: Рождества Христова и Его Крещения во Иордане. Когда в конце четвертого столетия Рождество Христово стало праздноваться особо 25-го декабря, то праздник Богоявления стал отмечать одно крещение Христово, почему с тех пор и стал именоваться Крещением Господним. Первоначальное сочетание двух воспоминаний в одном празднике Богоявления сказалось в одинаковости структур праздников Крещения и Рождества Христова, а именно: в канун обоих праздников (Навечерие) совершаются Царские часы, после которых совершается Вечерня с Литургией. Всенощные под эти два праздника начинаются не Вечерней, как обычно, но Великим повечерием, на котором поется “С нами Бог.”[2]

С выделением Рождества Христова в особый праздник, на Востоке за Богоявлением осталось одно лишь воспоминание крещения. Для Апостольских постановлений Богоявление – праздник только в честь крещения. Ещё Ефрем Сирин в гимнах на Богоявлении говорит о крещении Христовом и об оглашенных. Одновременно с разделением праздников должны были на Востоке к 6 января приурочить крещение оглашенных, в связи с чем теперь же возник обычай особого чевствования воды, освящавшейся в этот праздник для крещения оглашенных[3].

Сравнение молитвы Анафоры и на Великом водоосвящении

 

Сравнительная таблица

Молитва Анафоры Молитва Великого освящения вод
Префацио Благодарение Бога за сотворение мира и промысл; служба людей Творцу возводит к воспоминанию ангельского служения («жертва хваления»): «Свят, Свят, Свят»-Sanctus, который переходит к искупительным подвигам Христа, описанию Тайной вечери с «установительными словами». Анамнесис Воспоминаются претерпленные Им крест, погребение, воскресение, вознесение, седение одесную Отца и возносится наше благодарение («Твоя от Твоих»)   Воспоминание и перечисление благодеяний Божиих, вкупе с прославлением за оныя милости и щедроты.   Хронологическая связка Воплощения, кеносиса и крещения от руки,,раба”.   Вторичное прославление дивных дел Творца.    
Эпиклезис Начинается с повторения идеи приношения («Еще приносим»), затем следует усердное призывание Святого Духа ради «преложения» Св. Даров и освящения верных. Священник трижды благословляет рукою воду, каждый раз произнося: Ты Сам, Человеколюбивый Царь, прииди и ныне наитием Святого Твоего Духа и освяти воду сию…
Интерцессионес Моления о почивших, особое воспоминание Богоматери («Изрядно о Пресвятей..»), Иоанна Предтечи, апостолов, всех святых, поминание Церкви небесной и земной, иерархии, клира, властей, страны, града и всех людей. Завершается громким славословием Имени Святой Троицы-Отца и Сына и Святого Духа-что символизирует особую близость христиан к Богу     Такожде, после троекратного призывания: - «…Ты Сам, Владыка, Своим Святым Духом и теперь (ныне) освяти воду сию..», глаголет: «Даруй всем прикасающимся к ней, пьющим её и кропящимся ею освящение, здравие, очищение и благословение. И спаси Господи и помилуй архипастырей, пастырей и всех православных христиан и, сохраняя их в мире под Твоею защитою, покори им всякого врага и супостата, даруй им просимое ко спасению и жизнь вечную, дабы стихиями, народами, Ангелами и всем видимым и невидимым, славилось Твое Пресвятое имя со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Выводы:

 Молитва Анафоры является является источником вдохновения и по сути «калькой» для водосвятной молитвы. 

 

Сретение

История праздника.

Праздник Сретения известен на Востоке с IV века, а на Западе - с V века при папе Геласии (494 г.). В 543 году при императоре Юстиниане, по откровению одному угоднику Божию, установлено праздновать праздник с особой торжественностью, с крестным ходом и со свечами в память избавления жителей Константинополя и его окрестностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии. В память этого события в некоторых обителях совершается перед литургией крестный ход и бывает лития с пением стихир праздника и канона. Празднование Сретения отнесено ко 2 февраля по той причине, что 2 февраля есть сороковой день от Рождества Христова (25 декабря).

Преображение, Воздвижение

Пасхалия

Определение «основания»

По «кругу Луне» определяем так называемое «основание». «Основание» – это «возраст» Луны на 1-е марта (все даты даются по Юлианскому календарю, его еще называют «старым стилем»). То есть, проще говоря, это то число лунного месяца, которое выпадает на 1 марта. Лунный месяц в древности начинался с того момента, когда тонкий серпик Луны впервые появляется на вечернем небе (после полного «исчезновения» в новолуние). Это появление и было первым днем лунного месяца («первый день Луны»). При таком подходе полнолуние наступит 14-го числа лунного месяца («четырнадцатый день Луны»). Матфей Властарь пишет: «…полнолуние, которое обычно бывает в 14-й день Луны».
Существует также традиция считать «основание» числом дней, которые прошли в лунном году до начала солнечного года 1 марта. В этом случае полнолунием считается 15-е число лунного месяца. Числа солнечного года, на которые выпадет конкретная лунная фаза, будут такими же, как и в первом случае (когда полнолуние 14-го числа лунного месяца).
Далее все рассуждения будут исходить из того, что полнолуние наступает 14-го числа лунного месяца.
Вычисление «основания» происходит следующим образом. Надо запомнить, что «основание» в году с «кругом Луне 1» равно 14. На следующий год «основание» должно увеличиться на 11 дней. То есть в году с «кругом Луне 2» «основание» будет уже равно 25, поскольку: 14+11=25. На следующий год («круга Луне 3») «основание» опять увеличится на 11 дней. Это будет: 25+1=36. Поскольку в лунном месяце больше 30 дней не бывает, то 30 дней отбрасывается: 36-30=6, и «основание» для года с «кругом Луне 3» станет равным 6.
Последовательно прибавляя 11 дней и отбрасывая 30 (если получилось больше 30) можно составить расписание «оснований» на все 19 лет лунного цикла:

«Круг Луне» «Основание»  
1 14  
2 25 (14+11=25)
3 6 (25+11=36; 36-30=6)
4 17 (6+11=17)
5 28 (17+11=28)
5 9 (28+11=39; 39-30=9)
5 20 (9+11=20)
8 1 (20+11=31; 31-30=1)
9 12 (1+11=12)
10 23 (12+11=23)
11 4 (23+11=34; 34-30=4)
12 15 (4+11=15)
13 26 (15+11=26)
14 7 (26+11=37)
15 18 (7+11=18)
16 29 (18+11=29)
17 11 (29+12=41; 41- 30=11)!!!
18 22 (11+11=22)
19 3 (22+11=33; 33-30=3)

 

Обратите внимание на переход от 16 к 17. Чтобы получить «основание» «круга Луне 17» надо к предыдущему основанию прибавить не 11, а 12. Это так называемый «скачок луны» - поправка, вводимая для компенсации набегающей ошибки.
    Весь этот механизм основан на том, что 12 лунных месяцев – это почти точно 354 дня, а 13 лунных месяцев – это почти точно 384 дня. Приняв солнечный год за 365 дней, мы получаем сдвиг на 11 дней (365-354=11) каждый год. Набрав таких сдвигов в сумме больше, чем 30 дней, мы компенсируем недостачу добавкой еще одного лунного месяца. Дополнительно набегающие ошибки хорошо компенсируются «скачком луны» и признанием всех лет «простыми» (не високосными). Такой алгоритм дает весьма высокую точность определения фаз луны при использовании только целых чисел. Это весьма нетривиальное решение, найденное древними александрийскими математиками и астрономами.
Значения всех 19-и соответствующих годам лунного цикла «оснований» имеются в богослужебных книгах в уже готовом виде. Знание способа их вычислений необходимо только для контроля опечаток.
Начало лунного цикла с года имеющего «основание», равное 14, богословски обосновывается весьма невнятно. Дескать, счет дней надо вести со дня Сотворения Адама (шестой день Творения), а Адам должен был увидеть Луну полной
Но Луна была Сотворена за два дня до Адама, а св. Иоанн Дамаскин и св. Ефрем Сирин утверждают, что Луна была создана такой, какой она бывает в полнолуние.

 

9. Вычислить дату празднования Пасхи для 1840 и 2091 гг. Изложите порядок вычисления отдельных элементов (круга Луны, золотого числа, полнолуния, круга Солнца, вруцелета) для 2091 года.

Немецкий математик Карл Фридрих Гаусс предложил формулу расчета точной даты Пасхи на любой год, используя периодичность Юлианского календаря: 235 циклов смены фаз Луны происходят каждые 19 лет.

 

Алгоритм вычисления даты Пасхи.

Пусть N - номер года, введем переменные:

 

a = N mod 19 (остаток от деления N на 19)

b = N mod 4

c = N mod 7

d = (19 * a + 15) mod 30

e = (2 * b + 4 * c + 6 * d + 6) mod 7,

 Если (d + e) > 10, то Пасха будет (d + e - 9) апреля (по старому стилю), в противном случае - (22 + d + e) марта (по старому стилю).

Решение для  2091 года:

1) a-1, b-3, c-5, d-4, e-0

2) 4<9,  следовательно 22+4+0= 26.

 Ответ: Пасха в 2091 году будет 26 марта

Решение для 1840 года:

1) a-16, b-0, c-6, d-19, e-4

2) 23>9, следовательно 23-9= 14

Праздник Богоявления

История праздника

    В Древней Церкви к IV веку определились три главнейших праздника – Пасха, Пятидесятница и Богоявление. И именно последнее празднование напоминало о пришествии в мир Богочеловека Иисуса Христа. На Востоке оно торжественно отмечалось 6 января. Отдельные христианские общины могли делать особые акценты, соотнося праздник Богоявления с теми или иными событиями из жизни Спасителя – Рождеством, поклонением волхвов, Крещением. Праздник Богоявления был также праздником «светов», хотя согласно византийской традиции, сложившейся позднее, это наименование было усвоено ставшему самостоятельным празднику Крещения Господня[1].

    Праздник этот совмещал в себе память о двух событиях: Рождества Христова и Его Крещения во Иордане. Когда в конце четвертого столетия Рождество Христово стало праздноваться особо 25-го декабря, то праздник Богоявления стал отмечать одно крещение Христово, почему с тех пор и стал именоваться Крещением Господним. Первоначальное сочетание двух воспоминаний в одном празднике Богоявления сказалось в одинаковости структур праздников Крещения и Рождества Христова, а именно: в канун обоих праздников (Навечерие) совершаются Царские часы, после которых совершается Вечерня с Литургией. Всенощные под эти два праздника начинаются не Вечерней, как обычно, но Великим повечерием, на котором поется “С нами Бог.”[2]

С выделением Рождества Христова в особый праздник, на Востоке за Богоявлением осталось одно лишь воспоминание крещения. Для Апостольских постановлений Богоявление – праздник только в честь крещения. Ещё Ефрем Сирин в гимнах на Богоявлении говорит о крещении Христовом и об оглашенных. Одновременно с разделением праздников должны были на Востоке к 6 января приурочить крещение оглашенных, в связи с чем теперь же возник обычай особого чевствования воды, освящавшейся в этот праздник для крещения оглашенных[3].

Сравнение молитвы Анафоры и на Великом водоосвящении

 

Сравнительная таблица

Молитва Анафоры Молитва Великого освящения вод
Префацио Благодарение Бога за сотворение мира и промысл; служба людей Творцу возводит к воспоминанию ангельского служения («жертва хваления»): «Свят, Свят, Свят»-Sanctus, который переходит к искупительным подвигам Христа, описанию Тайной вечери с «установительными словами». Анамнесис Воспоминаются претерпленные Им крест, погребение, воскресение, вознесение, седение одесную Отца и возносится наше благодарение («Твоя от Твоих»)   Воспоминание и перечисление благодеяний Божиих, вкупе с прославлением за оныя милости и щедроты.   Хронологическая связка Воплощения, кеносиса и крещения от руки,,раба”.   Вторичное прославление дивных дел Творца.    
Эпиклезис Начинается с повторения идеи приношения («Еще приносим»), затем следует усердное призывание Святого Духа ради «преложения» Св. Даров и освящения верных. Священник трижды благословляет рукою воду, каждый раз произнося: Ты Сам, Человеколюбивый Царь, прииди и ныне наитием Святого Твоего Духа и освяти воду сию…
Интерцессионес Моления о почивших, особое воспоминание Богоматери («Изрядно о Пресвятей..»), Иоанна Предтечи, апостолов, всех святых, поминание Церкви небесной и земной, иерархии, клира, властей, страны, града и всех людей. Завершается громким славословием Имени Святой Троицы-Отца и Сына и Святого Духа-что символизирует особую близость христиан к Богу     Такожде, после троекратного призывания: - «…Ты Сам, Владыка, Своим Святым Духом и теперь (ныне) освяти воду сию..», глаголет: «Даруй всем прикасающимся к ней, пьющим её и кропящимся ею освящение, здравие, очищение и благословение. И спаси Господи и помилуй архипастырей, пастырей и всех православных христиан и, сохраняя их в мире под Твоею защитою, покори им всякого врага и супостата, даруй им просимое ко спасению и жизнь вечную, дабы стихиями, народами, Ангелами и всем видимым и невидимым, славилось Твое Пресвятое имя со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Выводы:

 Молитва Анафоры является является источником вдохновения и по сути «калькой» для водосвятной молитвы. 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.