Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

2020-01-13 124
Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Авторы программы:

 

Директор РУМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана А.В. Волков

Специалист РУМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана А.К. Сорокин

 

Рецензент: Мозговой Михаил Владимирович, заместитель директора Головного учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) МГТУ им. Н.Э. Баумана  ______________________[подпись]

 

 

Москва, 2018.

Дополнена и отрецензирована в 2019 году.

Пояснительная записка

Программа «Краткий курс подготовки волонтеров из числа студентов в целях физического сопровождения студентов с инвалидностью» (далее Программа).

Программа составлена с использованием материалов спецкурсов по подготовке волонтеров НОУ "Центра социально-психологической помощи семье, детям, подросткам и молодежи" г. Кирова и материалов по подготовке волонтеров для сопровождения людей с инвалидностью национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «АБИЛИМПИКС».

 

Актуальность программы

Данная Программа является организационно-учебной, образовательной моделью подготовки волонтеров из числа социально ориентированных учащихся студентов ВУЗов.

Организация системной добровольческой (волонтёрской) деятельности молодежи поможет решить проблему дефицита кадров в сфере реализации социальной политики, усилить кадровый потенциал. В то же время волонтёрское движение усиливает экономическую эффективность социальной политики, повышает качество жизни молодежи, способствует развитию инициативы и ответственности, повышению уровня толерантности.

Сегодня волонтёрские организации существуют более чем в 80 странах мира. Правительства этих стран оказывают поддержку волонтёрскому движению, приобретшему поистине глобальный характер.

Активное участие в волонтерской деятельности способствует формированию у молодых людей следующих компетенций:

- учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания;

- информационная компетенция — это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию;

- коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями.

В настоящее время одной из приоритетных задач реформирования системы высшего образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, особенно в студенческой среде, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье. Здоровьесберегающие и новые электронные образовательные технологии прочно входят в учебно-воспитательный процесс. Особое место по применению новых образовательных технологий занимает систематическая работа со студентами с инвалидностью. На наш взгляд существенную помощь в освоении студентами с инвалидностью вузовской программы поможет идея волонтерского движения.

 

Адресат программы

Данная программа ориентирована на социально активного молодого человека в возрасте от 18 до 30 лет, готового часть своего времени и сил отдавать бескорыстной помощи инвалидам и лицам с ОВЗ.

 

Объем программы

Общее количество учебных часов, запланированных на весь цикл занятий, составляет 10 часов. Из них 4 часа составляет модуль вводного курса, 6 учебных часов модули конкретной работы с той или иной нозологической группой и модуль тестирования, который в общий расчет часов не входит и применятся как домашнее задание.

 

Формы организации образовательного процесса

Многопрофильная подготовка волонтеров осуществляется в режиме дистанционной формы обучения. Дистанционная форма осуществляется через систему проведения вебинаров.

Срок освоения программы - 1 неделя.

Режим занятий

Занятия проводятся в форме Вебинаров в течение первой декады декабря каждого календарного года. Каждый Вебинар не менее одного академического часа. Занятия осуществляются во время, не совпадающее с общей программой обучения в ВУЗе.

Цель программы

    Целью образовательного процесса Многопрофильной школы является выработка информационных, социальных, психологических навыков, необходимых при физическом сопровождении студентов с инвалидностью

                  

Содержание программы

Модуль №1

«Понятие и история добровольчества»

Цель модуля - создать условия для формирования субъектной социальной инициативности студентов.

Задачи: познакомить обучающихся с деятельностью и историей волонтерского движения, основам социального проектирования.

История волонтерства

В некоторых государствах система волонтёрства до введения всеобщей воинской повинности была основным способом комплектования армий (например, в Великобритании до первой мировой войны 1914-1918). В XVIII - первой половине XIX века в Австро-Венгрии, Франции и Италии существовали волонтёрские батальоны и полки, вливавшиеся в состав регулярной армии. Во второй половине девятнадцатого века в большинстве государств система волонтёрства потеряла своё значение; она осталась как способ комплектования армии лишь в Великобритании (с 1961) и как дополнение к регулярной армии, особенно в военное время, в некоторых государствах.

Интересно, что понятие волонтер в Большой Советской Энциклопедии трактуется как лицо, добровольно поступившее на военную службу. Понятия добровольца или добровольчества и вовсе не рассматриваются.

В целом же волонтерство как идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие "социум". История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и жить.

Однако только в ХХ веке, на европейском континенте добровольчество стало приобретать черты всеобщего социального феномена.

После Первой Мировой войны, в 1920 во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные 1-й Мировой Войной фермы в районе мест наиболее ожесточенных боев между немецкими и французскими войсками. С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба. В добровольчестве определились разнообразные формы, виды, продолжительность деятельности.

Труд добровольцев в 90-е годы XX века стал для США и европейских стран весомым экономическим ресурсом, что подтверждают статистические данные. В 1998 году этим видом деятельности была охвачена почти половина граждан, а с учетом подростков старше 14 лет - 79%.

В этой работе участвуют все слои населения независимо от уровня образования, профессии и доходов. Волонтерство рассматривается как форма гражданского участия в общественно полезных делах, способ коллективного взаимодействия и эффективный механизм решения актуальных социально-педагогических проблем. Таким образом, добровольчество стало важной составляющей демократического общества.

Несколько цифр из развития добровольческого движения 80-90- х годов прошлого столетия. 1987 г. - 80 миллионов волонтеров, в 1995 - более 93 миллионов, 1998 г. - более 109 миллионов людей участвовали в волонтерском движении.

Восемь человек из десяти говорят, что они стали волонтерами из чувства глубокого сострадания к нуждающимся людям. Более трех четвертых от всех опрошенных были заинтересованы в конкретной задаче, поставленной в добровольческом проекте. Около 70% добровольцев участвуют в волонтерских программах с целью получить новый взгляд на жизнь, людей, работу.

Во Франции 19% взрослого населения хотя бы раз в жизни участвовали в волонтерских акциях. Из них 60% регулярно участвуют в добровольческой работе, отдавая ей более 20 часов в месяц. 46% опрашиваемых сказали, что они стали волонтерами, потому что они чувствуют в себе большое желание помогать другим.

Каждый третий немец, - что составляет 34% населения Германии - является волонтером, посвящая работе в добровольческих ассоциациях, проектах и группах взаимопомощи более 15 часов в месяц. Многие считают волонтерство уникальной возможностью для получения жизненного знания и опыта.

Опыт волонтерства в прошлом имеют 26% японцев. Из них 48% уверены, что добровольческий труд очень полезен для личностного роста и общества в целом.

Около 33% населения Ирландии является волонтерами. Общее количество времени, отданное на волонтерскую работу, равняется 96,454 рабочим часам в год. 72% населения считает, что волонтеры делают то, что никогда не может быть сделано руками оплачиваемых сотрудников [3].

Модуль №2

«История добровольчества в России. Волонтерство- залог успеха работы ВУЗа»

 

 

Цель модуля – привить студентам сознание необходимости участия в общественной жизни ВУЗа, в том числе в волонтерском движении.

Задачи: познакомить с историей волонтерского движения в России и организацией волонтерства в ВУЗе.

 

Модуль №3

«Технологии волонтерской работы с лицами с нарушением опорно- двигательного аппарата и с лицами с нарушением зрения.»

Цель модуля – дать знания по общению со студентами инвалидами по ОДА и зрению.

Задачи: Привить навыки общения со студентами инвалидами по ОДА и зрению.

Важным элементом обучения кандидатов в волонтеры является тренинг «Особенности работы волонтеров с людьми с инвалидностью», так как волонтеры должны знать специфические особенности сопровождаемых ими лиц.

С целью осуществления наиболее продуктивного взаимодействия с студентами с инвалидностью и с ОВЗ, необходимо учитывать состояние здоровья, физические, психические, личностные особенности людей данной категории.

 

3.1 Технологии волонтерской работы с лицами с нарушением опорно-двигательного аппарата

 

Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) Категория лиц с нарушениями опорно - двигательного аппарата – неоднородная по составу. Имеется значительный разброс первичных патологий и вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии лиц с такой диагностикой отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:

I. Заболевания нервной системы:

- детский церебральный паралич (ДЦП);

- полиомиелит.

II. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата:

- врожденный вывих бедра;

- кривошея;

- косолапость и другие деформации стоп;

- аномалии развития позвоночника (сколиоз);

- недоразвитие и дефекты конечностей (верхних и/или нижних);

- аномалии развития пальцев кисти;

- артрогрипоз (врожденное уродство).

III. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного

аппарата:

- травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и

конечностей;

- полиартрит;

- заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит);

- системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

 

То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем, и как ведем себя по отношению к другим людям. Увы, слишком часто в нашем обществе звучат такие неприемлемые слова и сравнения как «больной/здоровый», «нормальный/ненормальный», «умственно отсталый», «обычный/неполноценный», «даун», «калека» и т.п.

 

Модуль №4

«Технологии волонтерской работы с лицами с нарушением слуха и с лицами с нарушением психического развития»

Цель модуля – дать знания по общению со студентами инвалидами по слуху и с нарушением психического развития.

Задачи: Привить навыки общения со студентами инвалидами по слуху и с нарушением психического развития.

 

 

Модуль № 5

«Технологии волонтерской работы с лицами с нарушением речи»

Цель модуля – дать знания по общению со студентами инвалидами с нарушением речи.

Задачи: Привить навыки общения со студентами инвалидами, испытывающими затруднения в речи.

 

 

Модуль № 6

Список литературы

1. Азарова, Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: Дисс…канд. псих. наук: 19.00.01 / Е.С. Азарова, Кемерово. – 2008. – 192 c..

2. Всемирная декларация добровольчества [Электронный ресурс]: ‒ URL: http://volonte.ru/2008/12/19/ (дата обращения 16.01.2013).

3. Всеобщая декларация прав человека. ‒ URL: http:/ /www. un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения 16.01.2013)

4. Кузьменко И.В., Баркунова О.В. Добровольческая деятельность молодежи как технология сетевого взаимодействия // Вестник Томского гос. пед. университета TSPU Bulletin, 2012. – № 8. – С. 88-91.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 1993.

6. Решетников О.В. Корпоративное добровольчество: Научно-методическое пособие. – М.: ООО «Изд-во «Проспект», 2010. – С. 20.

7. Молодежные добровольческие инициативы [Электронный ресурс] // http://www.kpmp.ru/programmy_molodezhnoj_politiki/molodezhnye_ob_edineniya/molodezhnye_dobrovolcheskie_iniciativy

8. Общероссийские ежегодные добровольческие социальные действия [Электронный ресурс] // http://www.fondsozidanie.ru/news/? action=show&id=86

9. Барадачев И. Волонтерское движение [Электронный ресурс] // http://www.rusal.ru/volonters.aspx

 

Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Авторы программы:

 

Директор РУМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана А.В. Волков

Специалист РУМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана А.К. Сорокин

 

Рецензент: Мозговой Михаил Владимирович, заместитель директора Головного учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) МГТУ им. Н.Э. Баумана  ______________________[подпись]

 

 

Москва, 2018.

Дополнена и отрецензирована в 2019 году.

Пояснительная записка

Программа «Краткий курс подготовки волонтеров из числа студентов в целях физического сопровождения студентов с инвалидностью» (далее Программа).

Программа составлена с использованием материалов спецкурсов по подготовке волонтеров НОУ "Центра социально-психологической помощи семье, детям, подросткам и молодежи" г. Кирова и материалов по подготовке волонтеров для сопровождения людей с инвалидностью национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «АБИЛИМПИКС».

 

Актуальность программы

Данная Программа является организационно-учебной, образовательной моделью подготовки волонтеров из числа социально ориентированных учащихся студентов ВУЗов.

Организация системной добровольческой (волонтёрской) деятельности молодежи поможет решить проблему дефицита кадров в сфере реализации социальной политики, усилить кадровый потенциал. В то же время волонтёрское движение усиливает экономическую эффективность социальной политики, повышает качество жизни молодежи, способствует развитию инициативы и ответственности, повышению уровня толерантности.

Сегодня волонтёрские организации существуют более чем в 80 странах мира. Правительства этих стран оказывают поддержку волонтёрскому движению, приобретшему поистине глобальный характер.

Активное участие в волонтерской деятельности способствует формированию у молодых людей следующих компетенций:

- учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания;

- информационная компетенция — это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию;

- коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями.

В настоящее время одной из приоритетных задач реформирования системы высшего образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, особенно в студенческой среде, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье. Здоровьесберегающие и новые электронные образовательные технологии прочно входят в учебно-воспитательный процесс. Особое место по применению новых образовательных технологий занимает систематическая работа со студентами с инвалидностью. На наш взгляд существенную помощь в освоении студентами с инвалидностью вузовской программы поможет идея волонтерского движения.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.