Система обеспечения экономической безопасности и управления развитием России — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Система обеспечения экономической безопасности и управления развитием России

2020-01-13 98
Система обеспечения экономической безопасности и управления развитием России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фактическое состояние социально-экономического положения России в показателях 2013 года по отношению с другими странами следущее:

1. Оценки, характеризующие воспроизводство человеческого потенциала:

- коэффициент рождаемости (на 1000 чел. населения) 13,2 к 22 - в 1,6 раза хуже предельно критических или среднестатистических;

- уровень смертности (человек на 1000 жителей) 13 к 12,5 - в 1,04 хуже;

- естественный прирост (человек на 1000 жителей) 0,2 к 12,5 - в 62 раза хуже;

- продолжительность жизни (лет) 70,7 к 78 - в 1,1 раза хуже;

- разрыв между доходами 10% самых обеспеченных к 10% самых малообеспеченных групп (в разах) 16,2 к 8 – в 2 раза хуже;

- коэффициент Джини, характеризующий степень расслоения общества по отношению к изучаемому признаку 0,4 к 0,3 - в 1,3 раза хуже;

- доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума (%) 11 к 7 - в 1,6 раза хуже;

- уровень безработицы 5,5 к 5 - в 1,1 раза хуже;

- уровень преступности (количество зарегистрированных преступле-ний на 100 тыс. чел. населения) 1539 к 1000 - в 1,5 раза хуже;

- соотношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума (раз) 3,4 к 3,5 - в пределах нормы;

- суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в фертильном возрасте) 1,6 к 2,15 - в 1,3 раза хуже;

- коэффициент старения населения (доля лиц 65 лет и старше к общей численности населения, %) 7 к 12,9 - в пределах нормы;

- индекс развития человеческого потенциала (пункты) 0, 778 к 0,800 – в пределах нормы;

- уровень потребления алкоголя (литров абсолютного алкоголя на душу населения) 13,5 к 8 - в 1,7 раза хуже среднестатистических;

- доля людей, употребляющих наркотики (%) 7 к 6, находится в пределах среднестатистических;

- число суицидов (на 100 тыс. человек населения) 20 к 19,6 - находятся в пределах среднестатистических.

 

2. Оценки, характеризующие воспроизводство экономического потенциал:

- объём инвестиций в основной капитал (% к ВВП) 19,8 к 25 - в 1,25 раза хуже;

- износ основных фондов (%) 78 к 40 – в 1,95 раза хуже;

- доля машиностроения в промышленности (%) 14 к 25 - в 1,79 раза хуже;

- доля обрабатывающих отраслей в промышленности (%) 64,8 к 70 - в 1,08 раза хуже;

- удельный вес убыточных организаций (% от общего количества действующих) 27,3 к 25 – в 1,1 раза хуже;

- рентабельность производства (%) 9,5 к 15 – в 1,58 раза хуже;

- рентабельность активов (%) 6,8 к 12 – в 1,8 раза хуже;

- уровень инфляции (%) 15 к 6,5 – в 2,2 раза хуже;

- уровень социальной инфляции (%) 15 к 15 - в пределах средне-статистических данных;

- доля отечественного производства мяса и мясных продуктов на внутреннем рынке (%) 61,3 к 70 в 1,14 раза хуже;

- доля материального производства в ВВП (%) 39 к 66 – в 1,7 раза ниже среднестатистических данных;

- уровень монетизации (M2) на конец года (% к ВВП) 41 к 75 – в 1,8 раза хуже.

 

3. Оценки, характеризующие внешнеэкономическую зависимость:

- коэффициент достаточности международных резервов (% к трёх-месячному объёму импорта товаров и услуг) 40 к 9 – в 4,4 раза лучше;

- объём совокупного внешнего долга (% к ВВП на конец года) 34,8 к 25 – в 1,4 раза хуже;

- доля импортного оборудования во внутреннем спросе (%) 65,6 к 30 – в 2,18 раза хуже;

- доля импортного продовольствия в ВВП (%) 32 к 25÷30 – в 1,07-1,28 раза хуже;

- доля экспорта в материальном производстве (%) 25 к 94 – в 3,76 раза хуже;

- доля иностранного капитала в инвестициях (%) 25 к 36 – в 1,44 раза хуже;

- объём иностранных обязательств коммерческих банков и прочих секторов (% к ВВП) 31 к 25 – в 1,24 раза хуже;

- доля просроченных и невозвращённых иностранных кредитов
 (% от общего объёма полученных кредитов) 50 к 25 – в 2 раза хуже;

- доля иностранных инвесторов в структуре собственности свободно обращающихся акций (%) 60 к 30 – в 2 раза хуже;

- доля иностранных кредитов к M2 (%) 20 к 27 – в 1,35 раза хуже;

- дефицит торгового баланса: по методологии расчета платёжного баланса (%) профицит к 15 – в пределах нормы;

- ВВП к мировому объёму (%) 2,7 к 7,5 в 2,7 раза ниже среднестатистических;

- ВВП на душу населения (%) 100 к 107 – в пределах нормы;

- объём иностранной валюты по отношению к рублёвой массе в национальной валюте (%) 50 к 10 – в 5 раз хуже;

- объём иностранной валюты в наличной форме к объёму наличных рублей (%) 100 к 25 – в 4 раза хуже;

- доля расходов на обслуживание внешнего государственного долга (% к общему объёму расходов федерального бюджета) 20 к 19 – в пределах нормы;

- отношение объёма внешнеторгового оборота (% к ВВП) 30 к 107 – в 3,5 раза хуже.

 

4. Оценки, характеризующие конкурентоспособность российской экономики:

- доля инновационно-активных предприятий (%) 10,1 к 40 – в 4 раза хуже;

- доля продукции обрабатывающей промышленности в экспорте (%) 23 к 50 – в 2,17 раза хуже;

- отгруженная инновационная продукция (% ко всей промышленной продукции) 8,9 к 15÷20 – в 2 раза хуже;

- доля новых видов продукции в общем объёме машиностроительной продукции (%) 2,6 к 7 – в 3,7 раза хуже;

- расходы на научные исследования (% к ВВП) 1,5 к 3 – в 2 раза хуже;

- удельные показатели энергопотребления (т нефти на тыс. долл. ВВП):

- общие затраты энергоресурсов 1,65 к 0,15 – в 11 раз хуже;

- затраты электроэнергии 0,17 к 0,02 – в 8,5 раза хуже;

- затраты нефти и газа 1,16 к 0,1 – в 11,6 раза хуже;

- потери полезных ископаемых в процессе добычи (% к общему объёму) 10÷65 к 3÷8 - в 3,3÷8,1 раза хуже;

- среднегодовой темп прироста производительности труда (%) 3 к 6 – в 2 раза хуже;

- удельный вес российской высокотехнологической продукции на мировом рынке (%) 0,3 к 3 – в 10 раз хуже;

- доля интеллектуальной собственности в стоимости бизнеса (%) 10 к 25 – в 2,5 раза хуже;

- доля государственных расходов на экологию в ВВП (%) 0,8 к 5 – в 6,3 раза хуже.

Таким образом, из наиболее очевидных острых вопросов, требующих немедленных решений, следует выделить: удручающее состояние инвестиционного сектора, прежде всего – станкостроения, приборостроения, электронной промышленности; деградацию научно-технического потенциала вследствие многократного недофинансирования НИОКР и фактической ликвидации отраслевой науки и проектных институтов в ходе приватизационной кампании; дезорганизацию фундаментальной науки вследствие ее административного зажима в результате реформы РАН; нарастающее технологическое отставание в ключевых направлениях роста нового технологического уклада (нано-, биоинженерные и информационные технологии); чрезмерную зависимость от иностранной техники в критически значимых отраслях (авиационный транспорт, лекарства, информационно-коммуникационное оборудование).

Для преодоления закритической внешней зависимости от импорта иностранной техники необходимы крупномасштабные программы импортозамещения, сбалансированные по материальным, финансовым и трудовым ресурсам. Это невозможно сделать в рамках существующей системы регулирования экономики, в которой утрачены методы планирования, включая составление балансов, целевого программирования, научно-технического прогнозирования, системного проектирования. Необходимо развертывание системы стратегического планирования с централизацией ключевых функций на уровне Президента России.

Реализация политики импортозамещения должна вестись в рамках общей стратегии опережающего развития экономики и начинаться с развертывания системы стратегического планирования, призванной обеспечить системное использование имеющихся у государства ресурсов для проведения модернизации и новой индустриализации экономики на основе нового технологического уклада.

Необходимо установить интерактивные процедуры разработки долгосрочных прогнозов и концепций, среднесрочные программы и индикативные планы достижения согласованных и утвержденных целей развития. Целесообразно законодательно использовать методы контроля и механизмы ответственности всех участников стратегического планирования на началах частно-государственного партнерства за выполнение согласованных мероприятий и задач. Особо важна интеграция в систему государственного стратегического планирования институтов развития, крупнейших корпораций, компаний и банков с государственным участием, крупных частных финансово-промышленных групп. Их совокупный производственный, финансовый и управленческий потенциал должен быть использован не только при выработке стратегии, но и при ее реализации.

Следует также установить целевые показатели работы государственных институтов развития, корпораций и агентств по направлениям их деятельности, предусматривающих создание конкурентоспособных на мировом рынке производств нового технологического уклада, и ввести механизмы реальной ответственности за их своевременное введение.

Система прогнозирования и планирования социально-экономического развития страны и её регионов должна опираться на обще-государственную правовую базу и содержать единый организационно-правовой механизм взаимодействия органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, институтов развития, научных организаций и корпораций. Этот механизм должен обеспечивать интеграцию интересов и ресурсных возможностей всех заинтересованных сторон при разработке и реализации федеральных и региональных, муниципальных, ведомственных и корпоративных стратегических планов и программ.

Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны участвовать в разработке, финансировании и реализации федеральных целевых программ, осуществляемых на их территориях.

Стратегическое планирование должно учитывать переход современного общества к экономике знаний, основанных на научно-техническом прогрессе. Перевод экономики на траекторию быстрого и устойчивого роста предполагает выход ее на инновационный путь развития, который невозможен без кардинального повышения роли науки, как в экономике, так и в системе государственного управления.

Для этого предлагается создать — Государственный комитет по стратегическому планированию при Президенте Российской Федерации (ГКСП РФ), наделив его следующими полномочиями:

1) определение внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений, диспропорций, дисбалансов, а также других возможностей, включая финансовые, для социально-экономического развития Россий-ской Федерации;

2) определение путей и способов реализации приоритетов социально-экономической политики, целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации;

3) координация работ субъектов стратегического планирования по выбору путей и способов достижения целей и задач социально-экономической политики Российской Федерации, укрепления ее национальной безопасности, обеспечивающих наибольшую эффек-тивность использования имеющихся ресурсов;

4) формирование, на основе утвержденных Президентом РФ документов стратегического планирования, комплекса мероприятий, обеспечивающих достижение целей и решения задач социально-экономического развития и укрепление национальной безопасности Российской Федерации;

5) координация действий всех участников стратегического планирования и мероприятий в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, включая направления бюджетной политики, по срокам их реализации, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения;

6) организация мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования; научно-техническое, информационное, ресурсное и кадровое обеспечение стратегического планирования.

Главной угрозой экономических санкций является изоляция России от доступа к новым технологиям. Ее нейтрализация может оказать влияние на отставание нашей экономики.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась критическая ситуация с развитием научных исследований в области технологической модернизации производства, связанной с переходом к новому технологическому укладу. Причины этого кроются в хроническом недофинансированием развития науки, разрушении кооперации ее с производством, старении научных кадров, «утечке мозгов». Во многом это стало следствием необдуманной приватизации, которая привела к разрушению прикладных наук.

В целях реализации системного подхода к управлению НТП целесообразно создать надведомственный федеральный орган, отвечающий за разработку государственной научно-технической и инновационной политики, координацию деятельности отраслевых министерств и ведомств — Государственный комитет по научно-технической политике Российской Федерации (ГКНТП РФ) при Президенте России, наделив его следующими функциями:

— оценка, выбор и реализация приоритетных направлений НТП;

— формирование и проведение государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности страны;

— координация деятельности Российской академии наук, федера-льных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, связанной с разработкой и реализацией государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности;

- нормативно-правовое регулирование вопросов развития науки, научно-технической и инновационной деятельности, а также регулирование в области прав на объекты интеллектуальной собственности;

- анализ содержания, уровня и инновационной перспективности проводимых в организациях с государственным участием исследований и разработок, разработку предложений по повышению их экономической эффективности;

- оценка уровня развития научно-технического потенциала, процессов модернизации производств, эффективности реализации результатов научных исследований и разработок;

- ведение системы показателей оценки эффективности деятельности государственных структур, отвечающих за финансирование и организацию научных исследований и стимулирование инновационной активности, включая институты развития;

- разработка и реализация государственной комплексной долгосрочной программы модернизации экономики и НТП;

- развитие сети венчурных и других фондов, финансирующих инновационные проекты и НИОКР, создание механизма финансирования отраслевых фондов стимулирования инновационной активности и НИОКР за счет добровольных отчислений корпораций с их отнесением на себестоимость продукции;

- содействие развитию системы подготовки научных кадров и инженерно-технических работников высшей квалификации для наукоемких отраслей экономики;

- разработка и проведение государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества;

- развитие инфраструктуры инновационной системы России;

- содействие привлечению и использованию передовых высоко-эффективных зарубежных технологий;

- стимулирование и поддержка развития предпринимательства, связанного с коммерциализацией и внедрением в производство научно-технических достижений;

- обеспечение контроля за целевым использованием средств государственного бюджета, выделяемых на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности;

- пропаганда научно-технических достижений, информирование общественности по вопросам развития науки и техники в Российской Федерации;

- организация проведения государственной научно-технической экспертизы.

ГКНТП РФ должен осуществлять совместную деятельность с Российской академией наук в части формирования и реализации программ фундаментальных исследований, кодификации знаний в области технологий, реализации инновационных проектов, связанных с внедрением результатов исследований с поддержкой и развитием материально технической базы научных организаций РАН.

Представленные предложения по укреплению экономической безопасности страны в условиях разворачиваемой против России мировой гибридной войны ориентированы, в основном, на повышение эффективности работы государственных институтов. Наряду с этим должны поддерживаться благоприятные условия для предпринимательской инициативы и роста частной деловой активности.

Кроме предложенных мер по формированию внутренних источников дешевого долгосрочного кредита, они должны включать проведение налогового маневра в целях переноса налоговой нагрузки с доходов от труда на рентные доходы, со сферы производства на сферу потребления предметов роскоши, а также меры по снижению издержек на услуги инфраструктурных отраслей, прежде всего – электроэнергетики, непродуманное реформирование которой повлекло многократный рост тарифов в интересах монопольных посредников.

Реализация представленных мер должна быть проведена безотлагательно. В противном случае эскалация экономических санкций против России повлечет разрушение замыкающихся на внешний рынок воспроизводственных контуров и резкое падение уровня доходов субъектов экономической деятельности, остановку многих импортозависимых производств, а также банкротство зависимых от внешних источников кредита предприятий. Это повлечет ощутимое падение уровня жизни населения и может привести к хаотической войне против России.

Приложение 4

МАКСИМЫ ПОВЕДЕНИЯ

 

1. Есть творец, есть организатор, многим второе ближе, чем первое.

2. Есть творец и есть исполнитель, лучше быть первым, чем вторым.

3. При принятии решения эмоциональная реакция неуместна.

4. Положительное решение лучше воздействует, если оно получено в дружелюбной атмосфере.

5. Прежде чем принять решение, нужно тщательно обдумать его последствия.

6. Лучше учиться на чужих ошибках.

7. Отказ дается эмоционально тяжелее.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.