Что означает, когда христианин не воздерживается в пост — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Что означает, когда христианин не воздерживается в пост

2020-01-13 78
Что означает, когда христианин не воздерживается в пост 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ранее мы уже привели некоторые причины отговорок нежелающих воздерживаться, и все они правомочны и в случае поста. К ним добавим еще несколько поучений о тех, кто не желает соблюдать воздержание в пост.

Вначале приведем поучение, в котором четко показано, что собой представляет постящийся и не постящийся.

Иннокентий Херсонский (Сб. Великий Пост, Слово в пяток недели 1-й Великого поста….): «…соблюдение Святого поста есть вещь весьма важная. …Поститься - значит быть смиренным и послушным сыном Святой Церкви; а не поститься - значит быть зараженным вольномыслием, самочинием и духом презорства. Поститься - значит уметь обуздывать свою чувственность, владеть своими пожеланиями; а не поститься - значит быть рабом плоти, находиться в плену у своего чрева, влаяться ветром суемудрия. Поститься - значит радеть о спасении души своей, искать свободы своему духу, стремиться во след Ангелов; а не поститься - значит уподобляться бессловесным, кои не знают поста, быть хладным к молитве и к очищению своей души от плотских похотей. Поститься - значит каяться во грехах, презирать мирские утехи, приготовляться к вечности; а не поститься - значит погрязать в земном, предаваться тленному, идти путем широким, ведущим в пагубу».

К этому добавим, что если кто-то называет себя христианином и не желает воздерживаться в пост, то это знак не только его телесной распущенности, но знак того, что человек не упражняется ни в трезвении, ни в молитве, ни в брани и с другими страстями, а это означает что он невоздержан (о невоздержанных уже говорилось выше).

Исаак Сирин (Слова подвижнические, сл.21): «Кто нерадит о посте, тот и в других подвигах расслаблен, нерадив, немощен, показывает тем начало и худой признак расслабления души своей… Кто пребывает в нем, у того ум непоколебим и готов встретить и отразить все лютые страсти».

Также получается, что вместо того чтобы хотя бы в пост силить себя к молитве и чистоте, и находиться в покаянном духе, невоздержанный христианин продолжает думать о плотских отношениях и получать плотское удовольствие. А тем более, если учесть, что, например, в Великий Пост постоянно вспоминается путь Христа и Его распятие, то страшно подумать, что христианин, идущий к любви к Богу, в эти дни спокойно предается плотским утехам. Такой невоздержанный в пост христианин не является ли прообразом Хама?... Далее приведем поучения о том, что во время потопа Ной и его семья должны были воздерживаться.

Исидор Пелусиот (Письма, ч.1, п. 67): «…не пост ли, не отказ ли от сожительства спасли от потопления в необычайном море и Ноя, и сыновей его, питавшихся семенами и не имевших плотского единения со своими супругами? Ибо слушай, что повелевает Ною Писание: «войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» (Быт.6:18), то есть разделитесь, и мужи пусть будут сами по себе, и жены сами по себе. Посылаемыми на землю водами уцеломудриваются блуд и невоздержность, поэтому вы не касайтесь даже и нескверного ложа. А в доказательство того, что действительно было так, выходящим из ковчега говорит опять Писание: «выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою» (8:16.). Не стало грешного рода, снова вы властны над собой, снова да размножается род благочестивый».

Но мало кто знает, что Хам, сын Ноя, не воздерживался от жены в Ковчеге, и за это он обличается в бесстыдстве и необузданности.

Дмитрий Ростовский (Летопись, События в 3-м столетии 3-его тысячелетия): «Хам столь был невоздержан в плотском сладострастии …«как конь, как лошак» (Пс. 31, 9), что и во время страшного потопа, будучи в корабле, когда все находились в великом трепете, он один бесстрашный и бесстыдный не воздержался от своей жены и зачал сына Ханаана. Поэтому, когда Святое Писание, повествуя о том, как Хам насмехался над своим отцом, вспоминает и Ханаана, то оно обличает сие бесстыдство и невоздержание Хамово, как бы говоря: ты поносишь отца твоего, который во сне не чувствовал, как обнажился, а тебя поносит вся вселенная за то, что в столь ужасное и трепетное потопное время, когда все боялись грозы Божией и видели смерть пред своими глазами, и от всего воздерживались, ты один был столь безбоязнен и невоздержан, что не постыдился прикасаться к жене твоей. Для кого больший стыд, Хам? Для Ноя ли, который во сне обнажился, или для тебя, во время потопа совершавшего плотское совокупление?».

Иоанн Златоуст (т.4, беседа 28): «Писание (указывает) нам на крайнее невоздержание Хама, на то, что ни столь великое бедствие (потоп), ни такая тесная жизнь в ковчеге, не могли обуздать его, …он во время такого гнева (Божия), когда погибала вся вселенная, предался невоздержанию и не удержал необузданной своей похоти, но уже и тогда и так рано обнаружил свои порочные наклонности. …Ты, когда впоследствии увидишь, что он окажет великую непочтительность к родителю, зная, что он давно уже и прежде был таков и не вразумился даже и несчастием. В самом деле, подобное бедствие могло бы совершенно обуздать сладострастную похоть, да и вообще ничто так не способно потушить этот пламень и это неистовство, как сильная скорбь и великое несчастие. Следовательно, кто и во время столь великого бедствия обнаружил такую необузданную похотливость, тот, какого может заслуживать прощения?».

Далее. К утешению тех, кто желает иметь супружеский отношения в дни воздержания, установленных Церковью, скажем, что в учениях свт. Иоанна Златоуста есть слова о невоздержании во время поста и что оно может избегнуть наказания.

Иоанн Златоуст (т.1, ч.1, К той же вдове, сл.2): «… похотливость и сладострастие (мужа) и невоздержание от жены во время поста, или в какое-либо другое время, …избегает наказания, но не удостаивается похвал; самое это снисхождение есть не что иное, как обличение его великой слабости и небрежности».

Но не только обличения достойны невоздержанные христиане, но и руководимые своей плотской похотью и небрежностью в деле богоугождения, не удостоятся похвал в будущей вечной жизни.

И не только лишится похвал нерадивый христианин, а ему еще к большему осуждению послужит то, что он только посещает храм, и не изменяется и не очищается от порока похоти.

Иоанн Златоуст (т.4, беседа 11): «Если от постоянного хождения сюда (в храм) и увещания не приобретем ничего, и из постного времени не извлечем чего полезного для своей души, - все это не только не доставит нам никакой пользы, но и послужит к большему осуждению нашему, когда, при такой (о нас) заботливости (со стороны Церкви), мы останемся все такими же, - когда гневливый не сделается тихим, вспыльчивый не обратится к кротости, а завистливый не перейдет к доброжелательству, сребролюбец не оставит своей страсти и не расположит себя к подаянию милостыни и питанию бедных, распутный не сделается целомудренным, гоняющийся за суетною славою не научится презирать ее и искать истинной славы… Если приходя сюда каждый день, и постоянно слушая и пользуясь такими наставлениями и получая от поста помощь, не победим вышесказанных и других возникающих в нас страстей, то какое будет нам прощение, какое оправдание? …Итак, каждый из вас, молю, если не хотел раньше, по крайней мере, с этого времени старайся удалить из души своей ту страсть, о которой знает, что она тяготит его более других страстей, и действуя благочестивым размышлением, как бы духовным мечем, освобождай себя от этой страсти. Бог дал нам столько разума, что при нем можем, если захотим быть сколько-нибудь внимательными, одолеть каждую из возникающих в нас страстей. Для того благодать Духа и описала для нас жизнь и деятельность всех святых в божественном Писании, чтобы, узнав, как они, будучи одного с нами естества, совершили всякую добродетель, мы не ленились подвизаться в ней».

Так, не воздерживаясь от плотских совокуплений хотя бы на время, христианин ничем не отличается от язычника или неверующего, состоящих в браке.

Максим Грек (Нравоучительные сочинения, сл.14): «…апостол Павел краткими словами научил нас, говоря в послании к Солунянам (1Сол. 4, 3-6) …не только не желать чужих жен и блудниц, не только храниться от богомерзкого мужеложства, но и со своими супругами совокупляться по временам, а по временам воздерживаться от них, «да пребываете в посте и молитве и паки вкупе собирайтеся», то есть, совокупляйтесь, как пишет тот же Апостол к Коринфянам, говоря: «да не искушает вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор. 7, 5). Под этим Апостол разумеет страсть похоти, и похоти языческой, то есть, людей неверных, не боящихся Бога и не знающих Его, которых вся жизнь, все желание, все тщание и весь подвиг заключаются в ненасытном блуде, во всякой нечистоте, в разврате, с неправдою и лихоимством. Вы же, говорит, как христиане, будучи освящены просвещением непогрешительного боговедения и очищены святым крещением, ожидающие страшного и неподкупного суда, —не уподобляйтесь им; но со страхом Божиим проводите жизнь свою в чистоте. …Сходиться с воздержанием, удерживая бессловесную похоть, уставляя ей меру, а не так, чтобы покориться ей и всегда ею водиться, как бессловесные животные. Тогда, действительно и по справедливости, будет назван «брак честен и ложе нескверно», когда кто умерен и с воздержанием употребляет это, уставляя себе меру и совокупления и воздержания, соблюдая себя по временам чистыми единому соединившему нас Себе премудрому Создателю и преблагому Богу и Владыке всех, Иисусу Христу».

И более того, невоздержанный христианин оскверняет «духовный храм Божий».

Игнатий Брянчанинов (Советы относительно душевного иноческого делания, гл.48): «Особенно тяжкое впечатление производит на нас услаждение плотскими вожделениями. Отцы называют их сквернителями духовного храма Божия. Если мы усладимся ими, то от нас надолго отступит благодать Божия и все греховные помыслы и мечтания получат сильнейшую власть над нами».

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.