Таким образом, аксиальная или ретиальная характеристика коммуникативного процесса есть его определение с точки зрения основных форм направленной связи, является своего рода вектором коммуникации. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таким образом, аксиальная или ретиальная характеристика коммуникативного процесса есть его определение с точки зрения основных форм направленной связи, является своего рода вектором коммуникации.

2020-01-13 1074
Таким образом, аксиальная или ретиальная характеристика коммуникативного процесса есть его определение с точки зрения основных форм направленной связи, является своего рода вектором коммуникации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Аксиальные и ретиальные формы коммуникации взаимодополняемы и на практике образуют сложную систему пересекающихся связей.

 

Основными параметрами различия

этих двух форм коммуникации являются:

 

1. Наличие более надежной обратной связи в аксиальных коммуникативных системах по сравнению с ретиальными.

2. Анонимность адресата в ретиальных коммуникациях.

3. В системе современных средств коммуникации адресат может быть подвергнут воздействию одновременно нескольких адресантов.

Например средства массовой коммуникации (телевидение, радио, пресса), различным образом освещая одно и то же событие, зачастую перекрывают друг друга.

В экстремальных ситуациях командир может отдать устный приказ, а затем штаб организует доведение этого приказа письменно.

4. Возможность передать определенное количество информации в единицу времени по имеющимся каналам определенным адресатам или группам адресатам.

 

Немаловажное значение в структуре процесса

Коммуникации имеет код.

 

В широком смысле код - есть система правил, которая осуществляет функционирование языка.

Письмо, например, есть код, который позволяет трансформировать акустическое сообщение в сообщение графическое.

Алфавитное письмо есть система эквиваленции между фонемами и буквами. В графическом письме закодированы смыслы слов, а не их фонетические составляющие, таким образом эти коды служат трансформации субстанций сообщений, их передаче или консервации и хранению в зависимости от различных ситуаций и условий. Другие коды только лишь ретранслируют сообщение в его собственную субстанцию, таковы(шифровальные) криптологические коды, которые заменяют элементы, составляющие сообщение согласно установленному правилу, такой код определяется ключом. Данные коды широко применяются в военном деле.(Таблица "Волга").

Кодом может выступать и одежда, если рассматривать моду как одну из систем коммуникации. Например, по военной форме одежды мы можем судить о воинском звании, примерной выслуге лет (курсе учебы курсанта ввуза), принадлежности виду (роду) войск и т.д.

5. Контекст - категория, обозначающая действительность, в той или иной мере обусловливающую ту или иную организацию текста сообщения. Контекст и его связь с текстом могут быть различными (социальный, исторический, библиографический, художественный и т.д.), а связь непосредственная и опосредованная.

6. Сообщение - это упорядоченная последовательность символов, предназначенная для передачи информации.

В теории коммуникации сообщением может быть назван широкий круг знаковых явлений от повествовательной фразы, до содержательного объема культуры в целом.

В соответствии с рецепторными каналами, по которым они передаются, сообщения делятся на:

_Звуковые.                                   _Зрительные

речь - человеческий язык             знаковые - печатный текст

музыка - язык чувств                   сообщения форм -

шум - "язык вещей"                      естественных и искусственных

                                                                        художественные

 

Даже самый поверхностный анализ деятельности практически любого военного руководителя покажет нам, что почти вся управленческая информация передается с помощью слова.

Язык жестов, музыка, наглядные образы используются нами значительно реже.

Слова могут вызвать любые эмоции: страх, ненависть, ужас, тоску по родине, скорбь... Слова могут сковать человека в оцепенении (Стой! Стрелять буду!) или вызвать в нем величайший энтузиазм. Они способны доставить ему высокие духовные и эстетические переживания (стихи А.С. Пушкина, посвященные А.Керн).

 

Единственное, что требуется - это выбрать нужные слова из словаря и расположить их в должном порядке.

 

Слова мы выражаем с помощью языка. Язык выполняет важные социальные функции: он помогает нам "идти в ногу", поддерживать друг с другом связь и достигать высокой степени согласованности в действиях. Слова - это знаки, имеющие в силу взаимного соглашения определенное значение, а те, кто не признает этого соглашения, попросту выпадает из общения. Они идут "не в ногу". При этом возникают социальные силы, побуждающие их выработать правильное по ведение. Под "правильным" понимается поведение соответствующее поведение других членов данной социальной группы. (Примеры. Фильмы "Авария - дочь мента". Чтобы найти дочь, отец вынужден был изучить язык "металлистов и рокеров" для общения с ними - "Джентельмены удачи". Директор дет. сада изучил язык уголовников).

Не все слова обозначают предметы или даже классы предметов. Такие слова, как "в", "или", "прощай", "да", безусловно не относятся к предметам. На занятии мы ограничимся рассмотрением имен существительных.

Если бы не все употребляемые слова были только наименованиями предметов, как "ручка", "стол", "танк" и т.д., то использование языка было бы намного проще. Каждое слово эмперически представляло бы предмет (или класс предметов) и можно бы прийти к соглашению об их точном определении. Однако в действительности большинство слов не находится в столь однозначном отношении с простыми предметами. Например, такие существительные, как "демократия", "цивилизация", "порядок", в разных условиях и для разных групп людей имеют различное значение. А также существительные, как "свобода" и "счастье" по-разному интерпретируются почти каждым человеком. К тому же при постоянном употреблении многие слова потеряли свое первоначальное значение и уже более не служат символами конкретных предметов или хотя бы определенных идей. Некоторые из них превратились в эмоциональные словесные стимулы, призванные воздействовать на слушателя, поразить или ошеломить его. ("Демократ", ГКЧепист")

 

В сознании большинства людей прилагательное "атомная" немедленно ассоциируется только с бомбой. Многие научные термины, например, "хлорофилл", "витамины" применяются в торговой рекламе лишь бы произвести впечатление на простаков, не имеющих понятия об их подлинном значении, в расчете на то, чтобы "ошеломить" его наукой. Бессмысленные штампы, вдалбливаемые в сознание путем непрерывного повторения, образуют арсенал средств всякого зазывалы, ищущего дешевый популярности оратора и шарлатана. Подобные методы применяются при проведении психологических операций на театрах военных действий. (Пример - война в Персидском заливе).

 

Обратим внимание на одно важное обстоятельство, связанное с эмоциями: говорить об эмоциях - то же, что их на деле испытывать.

Эмоциональное состояние человека находит выражение в отдельных жестах, в слезах, в покраснении или в побледнении, в дрожи. Но когда говорят: "Я был в ужасе!", то имеют в виду прошлые переживания, так что, произнося эти слова, говорящий может быть в прекрасном расположении духа.

Эти замечания призваны показать различную степень неопределенности, связанной со словами, даже если речь идет об именах существительных. Простейшими словами - знаками, которыми мы располагаем, являются те, которые обозначают единственного "референта", например, имя конкретного человека, номер приказа, индекс книги в каталоге. Подобные символы, которые позволяют нам безошибочно отыскать соответствующий предмет,- это точные обозначения.

Исходя из этого необходимо строит приказы, указания, распоряжения, чтобы они носили точный и конкретный характер.

Давайте разберем следующее указание отданное начальником своему подчиненному. "Н.Н.! Вы мне к завтрашнему дню подготовьте какие-нибудь материалы и отнесите, хорошо?"

Конкретизация указания зачастую вызывает затруднения. Дело в том, что значительную часть языка образуют описательные слова, которые не дают точных обозначений. Это такие слова, как "большой", "красный", "круглый". Наиболее общие слова, такие как "человек", "дом", "самолет", относятся не просто к предметам, а к классам предметов. Границы этих классов определяются более или менее четко путем согласования, хотя все же остается некоторая неоднозначность.

Некоторые существительные, такие, как "свобода", "красота", "прогресс", являются еще менее определенными и фактически допускают бесчисленное множество толкований.

Как же нам в таком случае удается общаться друг с другом? Если слова языка не являются точными обозначениями предметов, действий, событий, отношений и т.д. то не является ли сам язык источником неточностей при общении? Да, так оно и есть. И степень этой неточности в значительной мере зависит от выбора слов коммуникантами. Язык неспособен точно выразить вещи или идеи просто по той причине, что у него не хватает дифференцированных слов для выражения всех граней каждого оттенка мысли,. Если бы мы имели отдельные слова для всего на свете, то число таких слов было бы астрономически велико и намного превышало бы возможности нашей памяти и способность управлять ею. Язык сопротивляется введению новых слов, в результате чего одному слову приходится выполнять функции, для которых нужно несколько слов (Например: сражение). В то же время можно использовать комбинации слов там, где нет подходящего единственного слова. Существование языка поддерживается его повсеместным использованием в обыденной речи, так что словарный запас большинства людей, говорящих на русском языке ограничивается несколькими тысячами. (Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью).

 

Язык людей в сильной степени ограничивает их мысли. Среди всех знаков, которыми пользуются люди, слова, понятия, синтаксис, являются наиболее важными детерминантами (элементами), определяющими то, о чем люди способны думать. Язык - формирует определенный образ мышления, дает определенный взгляд на мир.

 

Уровень общения адресатами во многом зависит от выбора словесного материала. Преимущественное употребление классических слов может придать оттенок серьезности, весомости или даже величественности в противоположность грубоватым словом обычного языка. Постоянное обращение к архаизмам создает атмосферу, определенным образом воздействующую на адресата ("дева","очи","витязь","десница"). Аналогичное определенное настроение вызывает использование иностранных слов, не полностью ассимилированных нашим языком ("консенсус","диллер","эмбарго").Частично слова узнаются по характеру контекста, в котором они обычно появляются. Так слова "кремнезим" и "хлористый натрий" могут настроить мысли слушателя на научный лад, в то время как их эквиваленты "песок" и "соль" могут навеять образ морского побережья.

Следовательно, в ходе общения необходимо учитывать профессиональный язык собеседника или аудитории.

Послушайте пример: "формирование аттракции у индивидов выступающих субъектами управления производится итеративными действиями через постепенное преодоление импеданса сложившихся стереотипов. "Понятно?" Конечно понятно скажет профессиональный психолог и, возможно даже, внесет коррекцию в сказанное. Но в другой аудитории, видимо, эту фразу надо произносить по другому: "Умение располагать к себе людей формируется путем постепенного устранения устаревших представлений о взаимоотношениях между начальником и подчиненными".

 

В процессе коммуникации сообщение можно подвергнуть двум следующим преобразованиям:

 

1) фиксация или регистрация: консервация;

2) тиражирование (производство копий).

 

Таким образом, сообщение может быть четырех видов:

 

1. Моментальное - уникальное (беседа);

2. Моментальное - тиражируемое (лекция по одной теме читаемая в различных аудиториях);

3. Уникальное - законсервированное (фото);

4. Законсервированное - тиражируемое (книга) (фонограмма,

звукозапись).

 

Понятность сообщения зависит от его избыточности. Для наиболее понятного сообщения она имеет максимальное значение и нулевое - для оригинального. Избыточность есть мера понятности и равна величине относительного превышения реального числа знаков в сообщении над тем числом, которое является безусловно необходимым для передачи того же количества информации.

 

N 4реальн.

I = ----------, где I - избыточность;

N 4необх.

 

N 4реальн. 0- число знаков в сообщении;

N 4необх. 0 - число необходимых знаков для четкого усвоения

сообщения.

 

Для улучшения понятности используется принцип компенсации различных уровней восприятия (например: ТСО в обучении).

2-Й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: Гуманитарно-общественный и естественно-технический подходы в изучении процесса коммуникации.

    Рассмотрим этот учебный вопрос на примере изучения некоторых моделей коммуникации.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.