Профессиональная журналистская этика: принципы и функции — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Профессиональная журналистская этика: принципы и функции

2019-12-27 569
Профессиональная журналистская этика: принципы и функции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Журналистская этика – это особая область профессиональной этики. Этика — наука, изучающая и формулирующая теоретические основы и практические требования морали как области профессионального сознания, отражающего и регулирующего нравы в практическом поведении людей. Суть моральной этики является – научное обеспечение морально безупречного выполнения профессионалами своей роли в соответствии с общепринятыми в обществе этическими принципами.

Профессиональная этика журналиста – это юридически не фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, профессионально-творческими организациями моральные предписания – принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста.

 В профессиональной этике складывается некий свод принципов, норм и правил достойного поведения и запретов. Соблюдение этих норм блюдется как «изнутри», так и «извне». «Изнутри» — это совесть журналиста, которая заставляет его переживать стыд, унижение, самоосуждение, или вызывает гордость, удовлетворение. «Извне» действуют журналистские организации и их временные или постоянные «суды чести». Существует и общественный контроль за соблюдением журналистскими этических принципов.

В России существует Союз журналистов, и каждый вступающий в него обязуется соблюдать «Кодекс профессиональной этики российского журналиста». Этические кодексы формулируют общие принципы нравственного поведения журналиста. «Писанных» кодексов немало и в каждой стране их может быть несколько. Так, в США действуют «Каноны журналистикики», принятые в 1923 г. Американским обществом газетных редакторов, «Кодекс этики», принятый в 1929 г. Национальной ассоциацией владельцев радио- и телевизионных станций, дополненный потом «Кодексом радио» и «Кодексом ТВ» и другие этические документы, действующие в соответствующих сферах.

В 1980-1983 гг. представители международных и региональных журналистских организаций определили «Международные принципы профессиональной журналистской этики». В нашей стране первый кодекс профессиональной этики был принят Союзом журналистов в 1989 г. В его основе принципы ответственности, правдивости, объективности, добросовестности, честности, уважения чести и достоинства личности, уважения общечеловеческих ценностей, профессиональной солидарности и др. В 1994 г. был разработан Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

Общие этические принципы находят конкретное воплощение и становятся правилами и запретами в тех ситуациях, которые обычны для практической деятельности в журналистике: журналист–аудитория, журналист–источник информации, журналист– персонаж его произведения (герой), журналист–автор, журналист – коллеги по профессии.

Журналист – аудитория: это нравственная обязанность, ясно представляя себе «свою» аудиторию, выполнять свой долг перед ней по полному и более эффективному удовлетворению ее потребностей и интересов в сфере информации. Памятуя, что журналист творит для целевой аудитории, каждый раз важно решать этические вопросы: нужно ли это произведение ау; не впустую ли занимает он ее время и удовлетворяет ли ее действительные нужды; способно ли произведение заинтересовать ау; не отложит ли читатель номер; не выключит ли зритель телевизор? При этом журналист, ощущает свою нравственную ответственность перед аудиторией, постоянно решает для себя вопросы: правильно ли будет воспринята информация аудиторией, адекватно ли будут поняты факты и суждения и т.д. Для журналиста исключена позиция наставника, равно как и роль «вульгарного писателя», сюсюкающего и заигрывающего с аудиторией. Одним словом – этическая норма в сфере взаимоотношения «журналист – аудитория» — «добросовестность» как фактов (полнота, правдивость, доступность), так и мнений.

Журналист – источник информации: регламентирующие формы получения и использования сведений и материалов, которыми располагает частное или официальное лицо. Контакты журналиста с источником информации. Могут носить «открытый» (журналист предстает перед источником информации как официальный сотрудник СМИ) или «скрытый» характер (журналист меняет профессию, выступает в роли наблюдателя, скрытое наблюдение). Журналист должен быть осторожным при вычленении из всего объема сведений тех, которые войдут в публикацию, при монтаже фото и кинокадров, видео и аудиопленки, чтобы не исказить смысла и характера полученных сведений и не вызвать этим обвинений со стороны информанта. Крайним нарушением этических норм является сознательное «выдергивание» фрагментов и сознательно извращающий истину монтаж высказываний и кадров. Журналист не имеет морального права публиковать полученные от другого лица сведения, выдавая их за свои.

Журналист – персонаж: при подготовке очерков, фельетонов, интервью. Недопустимо ироническое обыгрывание имен, фамилий, облика. Нельзя писать о родственниках, близких людях. Имея дело с реальным человеком, журналист обязан тщательно взвесить, что и как сообщить о своем герое, чтобы не нарушить известное правило «Не навреди!». Если какие-то трудные с точки этики эпизоды, факты, черты, детали журналист считает нужным ввести в произведение, ему приходиться решать вопрос об их частичном или полном «раздокументировании», т.е. следует ли изменять названия, даты, имена и т.д.

Журналист – автор: выступая как редактор и критик произведения коллег, надо согласовывать даже незначительные поправки, грамотно отвечать на письма. Работая над «чужим» текстом, журналист берет на себя ответственность помогать автору, консультировать его, совершенствовать его творческую лабораторию.

Журналист – редакционный коллектив: сохранение редакционной профессиональной тайны, выполнение того, что необходимо для функционирования редакции, не выступать без согласования в других СМИ даже под псевдонимом.

Журналист – коллеги: совместное решение проблем в коллективе конкретного СМИ, чувство солидарности и взаимопомощи не только в рамках какой-либо одной редакции, они присуще всему кругу коллег-журналистов, если речь идет о профессиональных проблемах.

Правила поведения журналиста определяются едва ли не для каждого конкретного случая. Это важно, что бы журналисты могли отличать нормы этики от юридических норм и понимать, что этичность их поведения определяется на основе общих принципов ситуативно, журналист должен обладать, зная принципы этики, высокоразвитым моральным сознанием и опытом нравственного поведения.

 

КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

РОССИЙСКОГО ЖУРНАЛИСТА

1. Журналист всегда обязан действовать, исходя из принципов профессиональной этики, зафиксированных в настоящем Ко­дексе, принятие, одобрение и соблюдение которого является непремен­ным условием для его членства в Союзе журналистов России.

2. Журналист соблюдает законы своей страны, но в том, что касается выполнения профессионального долга, он признает юрисдикцию только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было.

3. Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намерен­ным сокрытием общественно значимой информации или распростране­нием заведомо ложных сведений.

Журналист обязан четко проводить в своих сообщениях различие между фактами, о которых рассказывают, и тем, что составляет мнения, версии или предположения, в то же время в своей профессиональной деятельности он не обязан быть нейтральным.

При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения инфор­мации. Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы – за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена Законом.

Журналист рассматривает как тяжкие профессиональные преступления злонамеренное искажение фактов, клевету, получение при любых обстоятельствах платы за распространение ложной или сокрытие истинной информации; журналист вообще не должен принимать, ни прямо, ни косвенно, никаких вознаграждений или гонораров от третьих лиц за публикации материалов и мнений любого характера.

Убедившись в том, что он опубликовал ложный или искаженный материал, журналист обязан исправить свою ошибку, используя те же полиграфические и (или) аудиовизуальные средства, которые были применены при публикации материала. При необходимости он должен принести извинения через свой орган печати.

Журналист отвечает собственным именем и репутацией за достовер­ность всякого сообщения и справедливость всякого суждения, распро­страненных за его подписью, под его псевдонимом или анонимно, но с его ведома и согласия. Никто не вправе запретить ему снять свою подпись под сообщением или суждением, которое было хотя бы частич­но искажено против его воли.

4. Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источ­ника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к раскрытию этого источника. Право на аноним­ность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей.

Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.

5.       Журналист полностью осознает опасность ограничений, преследо­вания и насилия, которые могут быть спровоцированы его деятельнос­тью. Выполняя свои профессиональные обязанности, он противодейст­вует экстремизму и ограничению гражданских прав по любым призна­кам, включая признаки пола, расы, языка, религии, политических или иных взглядов, равно как социального и национального происхождения.

Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания. Он воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении физического недостатка или болезни человека. Он воздерживается от публикации таких сведений, за исключением случаев, когда эти обстоя­тельства напрямую связаны с содержанием публикующегося сообщения. Журналист обязан безусловно избегать употребления оскорбительных выражений, могущих нанести вред моральному и физическому здоровью людей.

Журналист придерживается принципа, что любой человек является невиновным до тех пор, пока судом не будет доказано обратное. В своих сообщениях он воздерживается называть по именам родственников и друзей тех людей, которые были обвинены или осуждены за совершен­ные ими преступления – за исключением тех случаев, когда это необходимо для объективного изложения вопроса. Он также воздержи­вается называть по имени жертву преступления и публиковать материа­лы, ведущие к установлению личности этой жертвы. С особой строгос­тью данные нормы исполняются, когда журналистское сообщение может затронуть интересы несовершеннолетних.

Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь чело­века. Такие ограничения вмешательства неукоснительно выполняются, если речь идет о людях, помещенных в медицинские и подобные учреждения.

6.        Журналист полагает свой профессиональный статус несовмести­мым с занятием должностей в органах государственного управления, законодательной или судебной власти, а также в руководящих органах политических партий и других организаций политической направлен­ности.

Журналист сознает, что его профессиональная деятельность прекра­щается в тот момент, когда он берет в руки оружие.

7.        Журналист считает недостойным использовать свою репутацию, свой авторитет, а также свои профессиональные права и возможности для распространения информации рекламного или коммерческого ха­рактера, особенно если о таком характере не свидетельствует явно и однозначно сама форма такого сообщения. Само сочетание журналист­ской и рекламной деятельности считается этически недопустимым.

Журналист не должен использовать в личных интересах или интере­сах близких ему людей конфиденциальную информацию, которой может обладать в силу своей профессии.

8.        Журналист уважает и отстаивает профессиональные права своих коллег, соблюдает законы честной конкуренции. Журналист избегает ситуаций, когда он мог бы нанести ущерб личным или профессиональ­ным интересам своего коллеги, соглашаясь выполнять его обязанности на условиях заведомо менее благоприятных в социальном, материальном или моральном плане.

Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим. Используя каким-либо образом работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора.

9.       Журналист отказывается от задания, если выполнение его связано с нарушением одного из упомянутых выше принципов.

10. Журналист пользуется   и отстаивает свое право пользоваться всеми предусмотренными гражданским и уголовным законодательством гарантиями защиты в судебном и ином порядке от насилия или угрозы насилием, оскорблений, морального ущерба, диффамации.

Кодекс одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года.

Москва

 

Этапы разработки концепции издания

Содержательный менеджмент связан с разработкой и реализацией концепции издания, которая учитывает особенности информационного рынка, а также удовлетворяет интересы и потребности целевой аудитории в течение значительного промежутка времени. В основе разработки такой концепции издания лежит определенный алгоритм, состоящий из восьми этапов.

Первый этап — анализ информационного рынка (федерального, регионального, областного и т. д. уровня). Для того чтобы издание было конкурентоспособным и пользовалось спросом у целевой аудитории, необходимо верно выбрать информационную нишу. На данном этапе проводится системный анализ рынка или сегмента рынка масс-медиа (маркетинговые исследования), интервьюирование специалистов в сфере маркетинга и экономики СМИ, организуется работа экспертов.

Маркетинговые исследования позволяют определить насыщенность рынка (наличие свободных и заполненных информационных ниш); зоны перенасыщенности рынка (концентрация значительного количества изданий, относящихся к одной или разным типологическим группам); перспективы развития информационного рынка на ближайший год (пять, десять) лет; выявить информационную нишу издания и определить перспективы ее развития. Определение информационной ниши тесно связано с характеристикой целевой аудитории, ее интересами и потребностями.

Второй этап — выявление основных типологических признаков. Типологические признаки делятся на две группы: первичные (типоформирующие) и вторичные (формальные).

К типоформирующим признакам относятся:

1. Учредитель.

2. Издатель учреждение (предприятие), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства информационной продукции. В качестве издателя чаще всего выступают издательские дома. Так, редакционно-издательский дом «Сибирская пресса» издает серию газет и журналов, среди них «Соседи», «Рост», «Континент Сибирь», «Деловой квартал», «Снабжение и сбыт», «Все для офиса», «CMYK», «Инновации. Технологии. Решения» и другие.

3. Функционально-тематическая направленность издания.

В соответствии с функционально-тематической направленностью выделяются пять крупных блоков: общественно-политические, деловые, просветительские, развлекательные и рекламные издания. Данные виды прессы разграничиваются с точки зрения выбираемых редакцией целей и задач функционирования, а также тем публикаций.

4. Характеристики целевой аудитории.

Функционально-тематическая направленность издания непосредственно связана с характеристиками целевой аудитории. Для того чтобы определиться, на какую тему и в какой форме писать, редакция (как правило, на основе анкетирования или интервьюирования потенциальных читателей) составляет портрет целевой аудитории и соответствующим образом формирует коммуникативную политику. Коммуникативная политика — это набор стратегий и тактик общения журналистов издания с целевой аудиторией и героями публикаций, то есть это модель поведения корреспондента, представленная в материале (номере газеты).

Портрет целевой аудитории формируется из следующих составляющих:

§ возраст читателей;

§ гендерная характеристика;

Издания могут быть как универсальными, то есть рассчитанными на представителей обоих полов, так и специализированными (для мужчин или женщин). В формате универсальных изданий гендерная принадлежность не актуализируется, так как эксплуатируются общие интересы или потребности читателей.

§ социальное положение;

Учитывается социальный статус читателей, уровень образования, интеллектуального развития, круг интересов и потребностей, что позволяет скорректировать тематическое и жанровое разнообразие издания.

§ финансовое положение;

Этот показатель позволяет определить уровень покупательской способности целевой аудитории, что влияет на формирование ценообразования (минимальная и максимальная цена за номер газеты / журнала). Установленная цена за номер издания (подписка, розничная продажа) влияет не только на финансовый, но и содержательный менеджмент редакции (полосность, цветность, особенности иллюстрирования). 

§ психологические особенности (в том числе специфика восприятия и передачи информации);

§ предпочитаемый стиль общения.

Выбирается оптимальная модель коммуникации, в которую включается набор стратегий и тактик общения, особенности переключения стилевых регистров в текстах различной тематической направленности, принципы отбора лингвистических средств.

5. Название и слоган.

Разработка названия является важным этапом в формировании концепции газеты (журнала), так как оно отражает основные характеристики целевой аудитории, тематического и функционального направления издания.

Существует несколько вариантов разработки названия. Первый — его придумывают члены редакционного коллектива, используя метод мозгового штурма. Второй вариант — его разрабатывают эксперты, работающие в рамках фокус-группы.

Третий вариант — объявление конкурса среди потенциальной целевой аудитории издания. Четвертый — заказ на разработку названия специальным агентствам.

При разработке названия издания необходимо учесть следующее:

— оно должно быть благозвучным (удобным в произношении и написании; например, не приветствуется концентрация шипящих и сочетание более трех согласных подряд);

— оно должно быть адресным, то есть обозначать целевую аудиторию издания;

— оно должно отражать особенности содержательной модели издания (например, макротемы, функциональную направленность, жанровые предпочтения и т. д.);

— оно должно быть компактным (не более 3 слов);

— в названии приветствуется многозначность и оригинальность, базирующаяся на языковой игре.

Помимо названия, редакция издания разрабатывает слоган (месседж, лозунг) — обращение к читательской аудитории, несущее определенную целеустановку (информативное сообщение или эмоциональный настрой). Слоган может представлять собой словосочетание (слоган «Аргументов и фактов» — «Ваша газета») или предложение (слоган газеты «Рост» — «Газета для тех, кто растет»; слоган газеты «Жизнь» — «Любимая газета родного города»). Слоган является факультативным компонентом; например, в деловых изданиях, он, как правило, отсутствует. Название, слоган и комплект шрифтов, цветов, которые используются для их оформления, создают фирменный стиль издания.

К формальным признакам издания относятся:

1. Язык.

2. Локальность — территория распространения.

С точки зрения территории распространения издание может быть:

§ международным, то есть выходит на территории двух стран и более (например, журнал «Космополитен», «Newsweek»);

§  федеральным (общероссийским), то есть распространяется на всей территории Российской Федерации (например, газета «Аргументы и факты», журнал «За рулем);

§  республиканским, то есть распространяется на территории одной из республик в составе Российской Федерации (например, газета Республики Саха «Якутия»);

§  региональным, то есть распространяется на территории региона (например, региональная вкладка «Аргументы недели. Сибирь», которая выходит на базе федеральной газеты «Аргументы недели»);

§ областным, то есть распространяется на территории области (например, газета «Советская Сибирь»);

§  городским, то есть распространяется на территории города (например, газета «Вечерний Новосибирск»);

§  районным: а) распространяется на территории района(ов) города (например, газеты «Новости Левобережья» и «Молодежный вестник Октябрьского района»); б) распространяется на территории района в составе области (например, газета «Черепановские вести»);

§  корпоративным, то есть распространяется на территории социального института: завода, банка, вуза, школы и т. д. (например, газета Новосибирского государственного педагогического университета «Весь университет», газета «Авторадио», рассчитанная на сотрудников данного радиоканала).

Основную часть современного информационного рынка составляют федеральные издания, так как они работают с широкой потенциальной аудиторией, следовательно, могут приносить прибыль. Также в последние годы отмечается значительный рост доли корпоративных изданий, которые заполняют существующий информационный пробел, образовавшийся из-за дефицита прессы городского и областного уровня.

3. Периодичность — число номеров журналов, вышедших за год.

С точки зрения периодичности издания делятся на:

§ альманахи, то есть выпускающиеся один раз в год (например, научный и культурно-просветительский журнал «Гуманитарная география»; журнал творчества ветеранов последних войн «Искусство войны»);

§  издания, выходящие раз в полгода (например, научно-практический журнал «Прикладная аналитическая химия»);

§  ежеквартальные (например, журнал «Мир науки и образования», «Вестник МГУ»);

§  ежемесячные (например, журнал «Вокруг света», «Караван историй»);

§  издания, выходящие раз в две недели (например, газета «Соседи», «Студенческий город»);

§  еженедельные (например, журнал «Лиза», «Автомир»; газета «Труд», «Телесемь»);

§  ежедневные (например, газета «Комсомольская правда», «Вечерний Новосибирск»).

Альманахами, а также изданиями, выходящим раз в полгода и три месяца, являются специализированные журналы научного, литературного, литературно-исторического характера. 

4. Формат — размеры готового (обрезанного и сброшюрованного) печатного издания.

5. Цветность — количество цветов, участвующих в оформлении издания. С точки зрения цветности современные газеты могут быть одноцветными, то есть черно-белыми («Завтра», «Труд»); двуцветными, то есть в оформлении используется черный и один дополнительный цвет («Новая газета» — черный и синий, «Новая Сибирь» — черный и оранжевый); полноцветными («Комсомольская правда», «Соседи»). Сегодня особой популярностью пользуется смешанный вариант цветового оформления: для привлечения внимания читателя и рекламодателя обложка и рекламные полосы печатаются в цвете, остальные полосы являются черно-белыми. 

6. Полосность (объем) — количество страниц в газете (журнале). Количество страниц всегда четное, что обусловлено спецификой печати. В процессе разработки концепции газеты (журнала) указывается стандартное количество страниц и возможная полосность спецвыпусков.

7. Тираж — количество экземпляров одного номера издания. Тираж газеты (журнала) может варьироваться, что обусловлено увеличением или снижением читательского спроса, выпуском специальных номеров, вкладок, приложений и т. п. 

Третий этап — разработка содержательной модели издания.

В содержательной модели прописываются тематические и жанровые приоритеты издания, определяется тон повествования, характер публикаций, минимальный уровень информативности газеты (журнала) и отдельных полос. Также редакция определяет авторский состав, географию материалов, приоритетные формы организаторской деятельности и особенности их освещения. Отдельное внимание уделяется разработке системы заголовочного комплекса, начиная от названия издания и слогана, заканчивая заголовками и подзаголовками.

Четвертый этап — разработка композиционной модели издания.

Композиционная модель позволяет создать структуру издания, в частности систему рубрик, за которыми закрепляются тематические, а в некоторых случаях и жанровые направления. Рубрики распределяются по полосам или в соответствии с функционально-тематической направленностью газеты (журнала), составляется их рейтинг. Особое внимание уделяется разработке композиции первой и последней полосы, так как их восприятие закрепляет издание за сферой качественной или массовой прессы.

Пятый этап — разработка графической модели издания.

Графическая модель является главным моментом, связанным с формированием стиля издания и узнаванием его как бренда. Редакция определяется с основным набором шрифтов, видами иллюстративного материала, особенностями оформления элементов заголовочного комплекса, цветовым решением, а также вариантами верстки (классическая, ломанная, художественная).

Шестой этап — создание пилотного выпуска издания, реализация разработанной концепции.

Как правило, пилотный выпуск не является нулевым, то есть пробным вариантом, на базе которого отрабатывается система создания газеты и решаются спорные вопросы функционирования концепции. В целях экономии учредитель и руководитель редакции отрабатывают нюансы содержательной, композиционной и графической моделей на базе нескольких первых выпусков газеты (журнала). В результате «страдает» позиционирование издания на информационном рынке, так как у читателей формируется размытое представление о предлагаемом информационном продукте.

Седьмой этапанализ пилотного выпуска, выявление и устранение допущенных ошибок, корректировка отдельных элементов концепции.

Для того чтобы проверить, насколько эффективно работает созданная концепция, необходимо выпустить пилотный номер и осуществить его разноплановую оценку. Готовый информационный продукт могут оценивать потенциальные читатели (анкетирование, интервьюирование) или эксперты (фокус-группы).

Восьмой этап — регулярный мониторинг интересов и потребностей реальной и потенциальной читательской аудитории для разработки рекомендаций по трансформации содержательной, композиционной и графической моделей издания.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.