День спасателя Российской Федерации — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

День спасателя Российской Федерации

2019-12-27 137
День спасателя Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В этот день родились:

1909 — 110 лет назад — АНДРИКАНИС Евгений Николаевич (1909—1993), оператор, режиссер, сценарист, актер. Народный артист РСФСР (1982). В кино с 1929. Окончил операторский факультет ГИКа (1932). В 1933—1934 служил в Красной армии. С 1937 оператор-постановщик киностудии «Мосфильм», режиссер документального и игрового кино. Среди ранних работ самой значительной стала работа над фильмом Ю. Райзмана «Машенька», в котором отчетливо проявился поэтический характер оператора. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 участник фронтовых киногрупп. Андриканис — один из пионеров освоения цвета в отечественном кино. Его изобразительный язык отличается пластичностью, богатством цвета, завершенностью линий, тщательной световой разработкой. Среди режиссерских работ следует выделить «Северную повесть» (1960). Лауреат Ленинской премии (1978), Госпремии РСФСР (1975), Большой премии за операторское мастерство Высшей технической комиссии французского кино на МКФ в Канне (1954). Награжден орденом «Знак Почета» и медалями.

1934 — 85 лет назад — СЛИЧЕНКО Николай Алексеевич, актер, театральный режиссер, певец, педагог. Народный артист СССР (1981), народный артист РСФСР (1975), заслуженный артист РСФСР (1968). Академик Международной академии театра (2001). Художественный руководитель Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн». Родился под Белгородом в семье оседлых цыган-сэрвов. Часть его детства пришлась на Великую Отечественную войну 1941—1945, во время которой он потерял многих родных. После войны семья поселилась в цыганском колхозе в Воронежской обл. В 1951 Николая приняли в Театр «Ромэн». В 1972 окончил высшие режиссёрские курсы при ГИТИСе (ныне — РАТИ), где учился у народного артиста СССР А. А. Гончарова. Всего он сыграл свыше 60 ролей в родном театре, снялся в ряде фильмов, в т. ч. в картинах: «В дождь и солнце», «Мой остров синий», «Свадьба в Малиновке» и др. В 1977 Сличенко стал главным режиссером Театра «Ромэн. Его постановки: «Грушенька» И. Штока по Н. Лескову, «Мы — цыгане» И. Ром-Лебедева и Н. Сличенко, «Непоклонов» Н. Мирошниченко, «Огненные кони» И. Ром-Лебедева, «Братья» З. Тоболкина, «Четыре жениха» И. Хрусталева, «Живой труп» Л. Толстого, «Верность» Г. Кашубы, «Птицам нужно небо» И. Ром-Лебедева, «Графиня-цыганка» П. Градова и др. Занимается педагогической деятельностью, профессор. В 1978 создал на базе Государственного музыкального училища им. Гнесиных специальную студию для подготовки профессиональных кадров для Театра «Ромэн», выпуск которой в 1982 полностью влился в состав труппы театра. Был художественным руководителем Цыганского национального курса, открытого в 2005 при Высшем театральном училище (институте) им. М. С. Щепкина. Лауреат Госпремии СССР (1987). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV (1994) и III (2004) степени, Почета (2009), Дружбы народов. Обладатель большого количества профессиональных и общественных наград. 4 декабря 1998 на Площади звезд в Москве заложена именная звезда Николая Сличенко. Его имя присвоено одной из звезд в созвездии Тельца.

 

1939 — 80 лет назад — ВИТОРГАН Эммануил Гедеонович, актер театра и кино. Народный артист РФ (1998), заслуженный артист РСФСР (1990). Родился в Баку. Отца, крупного советского хозяйственника, часто перебрасывали с объекта на объект, поэтому школу Виторган окончил в Астрахани. По окончании Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (1961) был принят в труппу Псковского драматического театра им. А. С. Пушкина. С 1963 актер Ленинградского областного театра драмы и комедии, с 1967 — Ленинградского театра им. Ленинского комсомола, с 1971 — Московского драматического театра им. К. С. Станиславского, с 1982 — Театра драмы и комедии на Таганке. В 1984—2005 актер Театра им. Вл. Маяковского. В настоящее время руководит «Культурным центром Эммануила Виторгана», в котором играет свой моноспектакль «Выход», проводит творческие вечера, концерты и др. Снялся в более чем ста фильмах: «И это все о нем», «Благочестивая Марта», «Чародеи», «Бедная Настя» и др.

 

ДЕКАБРЯ

 

Международный день кино

События в Москве:

 

1809 — 210 лет назад — Основано Высшее театральное училище (институт) им. М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России. Одно из старейших театральных высших учебных заведений, готовит артистов драматического театра и кино. Ведет историю от Московского Императорского театрального училища, учрежденного императором Александром I в 1809 на основе театральной школы (создана в 1773) при Воспитательном доме. В XIX в. здесь преподавали М. С. Щепкин (1788—1863; с 1938 училище носит его имя), А. П. Ленский (1847—1908) и др. Значительный вклад в развитие училища внес А. Н. Островский (1823—1886). Воспитанниками училища были крупнейшие актеры Малого театра: М. Н. Ермолова (1853—1928), Г. Н. Федотова (1846—1925), А. А. Остужев (1874—1953), В. Н. Пашенная (1887—1962) и др. Училище размещается в здании, построенном в 1822 для Военного сиротского училища (по рисункам архитектора О. И. Бове). На здании — мемориальные доски в память М. С. Щепкина и М. Н. Ермоловой, во внутреннем дворе — скульптурный портрет М. С. Щепкина.

 

В этот день родились:

1864 — 155 лет назад — РЕНЬЕ Анри (Анри Франсуа Жозеф) де (1864—1936), французский писатель. Псевдоним — Гюг Виньи. Член Французской академии (1911). Происходил из старинного аристократического рода, жившего в Нормандии. Учился в Париже, готовился стать юристом. С 1885 публиковался во французских и бельгийских журналах. Автор стихов, новелл и романов. В поэзии следовал средней линии между парнасцами и символистами, экспериментировал со свободным стихом, вместе с тем нередко обращаясь к сонетной форме и продолжая линию «песенок» в духе Нерваля и Верлена. В прозе развивал стилистику «галантного» XVIII в. (Шодерло де Лакло). Музыку на стихи Ренье писали М. Равель, Г. Форе, Рейнальдо Ан, Альбер Руссель и др. В России пропагандистом Ренье, переводчиком его поэзии и прозы был М. Волошин, его творчеством интересовался М. Кузмин. Стихи Ренье переводили также В. Брюсов, И. Анненский, И. Эренбург, Б. Лившиц, Вс. Рождественский, В. Левик и др.

 

1889 — 130 лет назад — МУРНАУ (ПЛУМПЕ) Фридрих Вильгельм (1889—1931), немецкий режиссер эпохи немого кино. Родился в г. Билефельд в Германии. Изучал историю искусств в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Псевдоним происходит от названия немецкого городка Мурнау. Творческую деятельность начал как театральный актер, обучался актерскому мастерству в театральной школе Макса Рейнхардта, с 1914 работал помощником режиссера в его труппе. Во время Первой мировой войны 1914—1918 был боевым пилотом. Работать кинорежиссером начал после окончания войны. Первый фильм — драма «Мальчик в голубом». Всемирную славу ему принес во многом революционный для своего времени экспрессионистский фильм «Носферату: Симфония ужаса». Еще одной вершины Мурнау достигает в фильме «Последний человек» (1924), беститровой камерной драме о старом швейцаре, уволенном со службы и переживающим сложнейший психологический кризис. Этот фильм часто называют лучшим и самым глубоким произведением режиссера. Затем он обращается к экранизациям классики и ставит фильмы «Тартюф» и «Фауст». В 1926 переезжает в США и работает в Голливуде.

ДЕКАБРЯ

 

В этот день родились:

1709 — 310 лет назад — ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА (1709—1762), российская императрица из династии Романовых (1741—1762). Дочь Петра I и Марты Скавронской (Екатерины I). Елизавета Петровна взошла на престол в результате дворцового переворота 24—25 ноября (5—6 декабря) 1741, свергнув и заточив в крепость Ивана VI Антоновича. Управляла государственными делами через доверенных лиц: А. Г. Разумовского, П. И. Шувалова, А. П. Бестужева-Рюмина, М. И. Воронцова. Придя к власти, провозгласила возрождение и продолжение дел Петра I. Елизаветинскому правительству удалось проводить более последовательный курс внешней политики, в системе управления Сенату была возвращена и даже усилена его былая роль, в экономической жизни страны наблюдался подъем промышленности и торговли. Особенно значимы были успехи в области национальной культуры: открытие Московского университета и первого российского театра, создание шедевров архитектуры и живописи. Социальная политика была направлена на дальнейшее превращение дворянства в замкнутое сословие с исключительными привилегиями на право владения землей и крестьянами. По указу 1760 помещик по своему усмотрению мог ссылать крестьян в Сибирь, причем сосланный записывался владельцу за поставленного рекрута. Императрица Елизавета Петровна, по выражению В. О. Ключевского, была «умная и добрая, но беспорядочная и своенравная русская барыня XVIII в.».

 

ДЕКАБРЯ

События в Москве:

1979 — 40 лет назад — Открыта Калининская линия Московского метрополитена. В состав восьмой линии входят 7 станций. Линия строилась к Московской Олимпиаде 1980. Первый участок «Марксистская» — «Новогиреево» был открыт в декабре 1979. Станция «Марксистская» расположена между станциями «Третьяковская» и «Площадь Ильича», названа по одноименной улице. Колонная трехсводчатая станция занимает в Москве четвертое место по глубине заложения (60 м), архитекторы Н. А. Алешина, В. С. Волович, Н. К. Самойлова, соавтор Р. П. Ткачева. «Марксистская» является пересадочной на станции «Таганская» Таганско-Краснопресненской линии и «Таганская» Кольцевой линии. Колонны станции облицованы мрамором розовых тонов, со стороны платформ на них сделана характерная продольная выемка, из-за чего они кажутся двойными. Облицовка путевых стен — светло-розовый мрамор, пол покрыт серым гранитом с красными вставками, символизирующими гвоздики. Над сводами в торцах центрального зала расположены панно идеологического содержания, выполненные в технике флорентийской мозаики (художник М. Н. Алексеев). Следующая на линии — станция «Площадь Ильича». Название дано по расположенной на поверхности площади Ильича. Конструкция станции — пилонная (8 пилонов) трехсводчатая глубокого заложения (46 м), архитекторы В. А. Клоков, Л. Н. Попов. Пилоны облицованы коричневым гранитом, путевые стены отделаны серым мрамором. На торцевой стене центрального зала укреплен бюст В. И. Ленина (скульптор Н. В. Томский). Станция «Авиамоторная» — колонная 3-пролетная глубокого заложения (53 м), на станции два ряда по 15 колонн, центральный зал сооружен с обратным сводом, архитекторы А. Ф. Стрелков, В. И. Клоков, Н. И. Демчинский, Ю. А. Колесникова. Оформление станции посвящено строителям авиационных двигателей (скульпторы Дж. Я. Бодниек, Х. М. Рысин, художник А. М. Мосийчук). Сама станция оформлена в светлых тонах. Торцевая стена покрыта белым полированным мрамором и украшена металлической скульптурной композицией. Под сводом станции укреплен декоративный купол из анодированных под золото 4-угольных пирамид — над залом будто бы парит волшебный ковер-самолет. Несколько картин, соединяясь, образуют цветок, в центре которого горит лампочка. Золотистые чеканные панно образуют подвесной потолок, на каждом панно разный рисунок — то небесные созвездия, то расходящиеся лучи солнца. Станция «Шоссе Энтузиастов» названа по одноименному шоссе и представляет собой пилонную (8 пар) трехсводчатую станцию глубокого заложения (53 м), архитекторы Ю. В. Вдовин и В. А. Черемин. У станции один подземный вестибюль (восточный), соединенный с центральным залом при помощи 3-ниточного эскалатора. Оформление станции посвящено теме борьбы за свободу в истории России. Ее массивные пилоны облицованы мрамором различных оттенков, их цвет меняется по длине станции — от светло-желтого в торце до темно-серого у выхода в город. Литые художественные вставки на стенах посвящены революционной тематике. В западном торце центрального зала размещена скульптурная композиция «Пламя свободы» (автор А. Н. Кузнецов). Станция «Перово» названа по одноименному району Москвы и является односводчатой станцией мелкого заложения (9 м), архитекторы Н. А. Алешина и В. С. Волович, соавторы Н. К. Самойлова и Р. П. Ткачева. У станции два подземных вестибюля, к которым ведут лестницы из станционного зала. Путевые стены облицованы вверху белым, внизу черным мрамором и украшены резными каменными панно со сказочными животными и мифическими фигурами. Пол станции выложен коричневым, серым и черным гранитом, в нишах на своде расположены зигзагообразные светильники. «Новогиреево» — конечная станция Калининской линии Московского метрополитена. Это колонная 3-пролетная станция мелкого заложения (9 м), архитектор Р. И. Погребной, соавтор И. В. Плюхин. 2 ряда колонн станции (по 26 в каждом ряду) отделанны светлым мрамором и украшенны ярким разноцветным фризом из стеклокристаллита с сюжетами на тему природы Подмосковья (художник А. Н. Кузнецов). На путевых стенах размещен цветной фриз. Пол выложен красным и коричневым гранитом, полосы белого мрамора разделяют его на квадраты. Светильники скрыты в ребристом потолке.

1984 — 35 лет назад — От станции «Каширская» открыты три следующие станции Горьковско-Замоскворецкой (с 1990 — Замоскворецкая) линии Московского метрополитена — «Кантемировская», «Ленино» (с 1990 —«Царицыно») и «Орехово». Станция «Кантемировская» свое название получила по Кантемировской ул. и представляет из себя односводчатую станцию мелкого заложения (8 м), архитекторы Р. И. Погребной и В. Н. Филиппов при участии И. В. Плюхина. Построена открытым способом с возведением свода из монолитного бетона. В оформлении станции использована военно-историческая тематика (скульптурная группа работы А. П. Кибальникова). Путевые стены облицованы коричневым мрамором с мелкими орнаментальными вставками, посвященными военно-исторической теме. Пол выложен черным, серым и красным гранитом, светильники расположены по оси зала станции. Станция «Царицыно» современное название получила по расположенному рядом Царицынскому парку и Музею-заповеднику «Царицыно». Это колонная 3-пролетная станция мелкого заложения (8 м, два ряда по 26 колонн). Архитекторы В. А. Черемин и А. Л. Вигдоров. Путевые стены облицованы желтым и красным мрамором с мозаичными вставками, посвященными успехам советской науки и техники. Колонны облицованы белым мрамором, пол выложен серым гранитом. Над лестничными маршами находятся панно из флорентийской мозаики (художник А. Н. Кузнецов), посвященные Москве, — силуэты заводских цехов и труб, башен Кремля, Шуховской башни. Следующая станция «Орехово» конструктивно является колонной 3-пролетной станцией мелкого заложения (9 м, два ряда по 26 колонн). Архитекторы Л. Н. Попов, В. С. Волович и Г. С. Мун. Колонны и путевые стены облицованы белым и серым мрамором. Тема архитектурно-художественного оформления «Охрана природы» отображена в литых бронзовых скульптурах, находящихся в вестибюле над эскалаторами (автор Л. Л. Берлин). В течение 1984—1985 был открыт участок линии от станции «Орехово» до «Красногвардейской». 24 декабря 2012 линия была продлена до станции «Алма-Атинская».

В этот день родились:

1824 — 195 лет назадЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ Алексей Борисович (1824—1896), князь, государственный деятель. Воспитывался в Царскосельском лицее. На дипломатической службе с 1844. Был посланником в Константинополе (1859—1863), орловским губернатором (1866), товарищем министра внутренних дел (1867—1878), послом в Константинополе (1878—1879), Лондоне (1879—1882) и Вене (1882—1895). В январе 1895 назначен послом в Берлин, но, не успев вступить в исполнение этих обязанностей, 26 февраля того же года призван на пост министра иностранных дел. Один из инициаторов дипломатического выступления России, Германии и Франции, заставивших Японию смягчить условия Симоносекского договора (1895). Принимал участие в разработке Русско-китайского договора о союзе и строительстве Китайско-Восточной железной дороги, а также в подписании соглашения с Японией (Протокол ЛобановаЯмагата, 1896). Любитель отечественной старины, князь Лобанов-Ростовский составил собрание книг, автографов и материалов по истории России, преимущественно XVIII столетия, в т. ч. собрание подлинных писем князя Безбородко к графу Н. П. Панину, и сборники материалов, относящихся к истории царствования Павла I, о котором он составил обширное исследование, в продажу не поступившее. В «Русской старине» князь Лобанов-Ростовский напечатал собрание исторических рассказов П. Ф. Карабанова и ряд заметок, основанных на принадлежащих ему неизданных документах. Во Франции изданы «Mémoires du marquis de Vaudreuil» и «Histoire des émigrés». Ему же принадлежит «Русская родословная книга», изданная первоначально в «Русской старине» в 1873—1876 без имени автора, а в 1895 вышедшая вторым, переработанным и значительно дополненным изданием. Лобанов-Ростовский владел также собранием портретов и монет, в котором особенно интересна коллекция русских монет, чеканенных в Кенигсберге во время занятия его русскими войсками (1758—1761).

 

1869 — 150 лет назад — ЛИКОК Стивен Батлер (1869—1944), канадский писатель. В 1891 окончил университет в Торонто, в 1903 — в Чикаго. Доктор философии, профессор (1903). Автор сочинений по политэкономии, по истории Канады и Англии. Популярен как автор юмористических рассказов, опубликованных в сборниках («Литературные кляксы», «Веселые рассказы о маленьком городке», «Путешествие с праздным богачом по сельским местам» и др.), в которых изображал нравы провинциальных канадских городков, высмеивал предрассудки и условности буржуазной морали. В рассказах о системе выборов в США и английском парламентаризме он поднимался до политической сатиры. Опубликовал юмористические рассказы: «Юмор, как я его понимаю», «Юмор, его теория и техника», «Юмор и человечество», «Как писать».

 

1904 — 115 лет назад — КАБАЛЕВСКИЙ Дмитрий Борисович (1904—1987), композитор, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1963), народный артист РСФСР (1954). Герой Соц. Труда (1974). Доктор искусствоведения (1965). Действительный член АПН СССР (1971). Член Советского комитета защиты мира (1953). Секретарь Союза композиторов СССР (1952), руководитель Комиссии по музыкально-эстетическому воспитанию детей и молодежи. Родился в Петербурге. В 1918 переехал с семьей в Москву. Получил образование в Московском музыкальном техникуме им. А. Н. Скрябина, окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н. Я. Мясковского (1929) и по классу фортепиано А. Б. Гольденвейзера (1930). С 1939 профессор Московской консерватории. Главный редактор журнала «Советская музыка» (1940—1946). В основе большинства произведений композитора — социально значимая тематика. Музыке Кабалевского, связанной с гуманистическими традициями русской и мировой музыкальной культуры, свойственны оптимизм и пафос жизнеутверждения. Его творчество отличалось разнообразием и интенсивностью. В «Поэме борьбы для хора и оркестра» (1930), трех симфониях, Втором фортепианном концерте (1936), в песнях, музыке для кино и драматических спектаклей обращался к темам и образам современности. Вершиной этого периода явилась опера «Кола Брюньон» (по повести Р. Роллана, 1937). В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 композитор создает ряд крупных сочинений: кантату «Родина великая» (1942), сюиту «Народные мстители» для хора и оркестра (1942), оперу «В огне» (1943). В послевоенный период наряду с камерными произведениями пишет триаду инструментальных концертов, посвященных советской молодежи, — скрипичный, виолончельный и фортепианный (1948—1952). Тогда же были созданы оперы «Семья Тараса» (1947—1950) и «Никита Вершинин» (1954). Наиболее значительные сочинения последующего времени — Четвертая симфония (1956) и «Реквием» (сл. Р. Рождественского, 1963). Написал музыку к ряду фильмов и драматических спектаклей. Композитор внес ценный вклад в область музыки для детей и юношества. В 1970-е разработал новую систему музыкального воспитания в общеобразовательной школе. Организатор и руководитель Лаборатории музыкального образования в НИИ школ МП РСФСР (1973—1983). Основатель и главный редактор журнала «Музыка в школе» (1983). Был членом Совета директоров Международного общества музыкального воспитания. Лауреат Ленинской премии (1972), Госпремии СССР (1946, 1949, 1951), Госпремии РСФСР (1966), Премии Ленинского комсомола (1984). Награжден орденами Ленина (1964, 1971, 1974, 1984), «Знак Почета» (1940), Трудового Красного Знамени (1966), а также медалями.

 

1939 — 80 лет назад — ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна, тренер по фигурному катанию. Заслуженный тренер СССР (1970), Заслуженный деятель искусств РФ (1994), мастер спорта. Родилась в Москве в актерской семье. В детстве вместе с отцом снялась в фильме «Машина 22-12». Фигурным катанием начала заниматься на стадионе Юных пионеров. В 1957 стала чемпионкой СССР в одиночном катании. По окончании школы поступила на балетмейстерский факультет ГИТИСа (ныне — РАТИ-ГИТИС), став первым балетмейстером балета на льду. В настоящее время ведет мастерскую хореографии фигурного катания на заочном отделении балетмейстерского факультета РАТИ-ГИТИСа, профессор. После учебы Чайковская стала тренером. Непродолжительное время тренировала пару Т. Тарасова и Г. Проскурин. Наибольших успехов добились ее воспитанники — Л. Пахомова и А. Горшков, Н. Линичук и Г. Карпоносов, В. Ковалев, В. Котин, М. Бутырская. На чемпионатах мира ученики Чайковской завоевали 11 золотых медалей (второе место среди тренеров в истории фигурного катания). В конце 1980-х — начале 1990-х Е. Чайковская участвовала в создании ледовых спектаклей для нескольких трупп профессиональных фигуристов и цирков на льду. Организовала в Москве школу фигуристов «Конек Чайковской». Автор книг, посвященных воспитанию молодых фигуристов: «Фигурное катание» и «Узоры русского танца». Давно стала библиографической редкостью книга-исповедь «Шесть баллов», где тренер рассказывает о бесценном опыте, накопленном отечественным фигурным катанием, начиная со времен первого русского чемпиона Николая Александровича Панина-Коломенкина. Награждена орденами Трудового Красного Знамени (дважды), Дружбы народов, литовским орденом Святого Гедиминаса, медалью «За отличие» и др.

 

31 ДЕКАБРЯ

 

События в Москве:

1964 — 55 лет назад — Открыты станции «Войковская», «Водный стадион» и «Речной вокзал» в составе участка «Сокол» — «Речной вокзал Горьковско-Замоскворецкой (с 1990 — Замоскворецкая) линии Московского метрополитена Станция «Войковская» свое название получила по расположенному на поверхности бывшему Московскому чугунолитейному заводу им. П. Л. Войкова. Конструкция станции — колонная 3-пролетная мелкого заложения (7 м), архитекторы И. Г. Петухова и А. Ф. Фокина. Выходы со станции соединены с подземными переходами, оканчивающимися павильонами, из которых можно попасть на Ленинградское шоссе, площадь Ганецкого, к улице Зои и Александра Космодемьянских, а также к платформе «Ленинградская» Рижского направления МЖД. Путевые стены покрыты голубой и черной керамической плиткой. Колонны облицованы белым мрамором. Пол выложен гранитом серых тонов. Станция «Водный стадион» названа по находящемуся рядом на Химкинском водохранилище водному стадиону «Динамо». Конструкция станции — колонная 3-пролетная мелкого заложения (6 м), архитекторы М. Ф. Марковский и Ю. А. Колесникова. На станции два ряда по 40 квадратных колонн. Имеется два наземных вестибюля, представляющих собой остекленные железобетонные павильоны, через которые осуществляется выход на Кронштадтский бульвар, Головинское шоссе и улицу Адмирала Макарова. Путевые стены отделаны белой и синей (в нижней части) керамической плиткой, колонны — темно-зеленым мрамором. Пол выложен гранитом серых тонов. Станция «Речной вокзал» получила название по находящемуся вблизи Северному речному вокзалу. До 1975 была самой северной станцией Московского метрополитена. Конструкция станции — колонная 3-пролетная мелкого заложения (6 м), архитекторы Н. И. Демчинский и Ю. А. Колесникова. На станции два ряда по 40 квадратных колонн.

 

1989 — 30 лет назад — Открыта конечная станция Филевской линии Московского метрополитена «Крылатское». Получила название от района Крылатское, в котором она расположена. Конструктивно представляет из себя односводчатую станцию мелкого заложения (9,5 м), свод из монолитного железобетона опирается на предварительно сооруженные «стены в грунте». Архитекторы Н. И. Шумаков, Г. С. Мун, А. М. Мосийчук. Оформление посвящено теме физкультуры и спорта, в станционном зале размещены бронзовые изображения спортсменов. Путевые стены облицованы белым и серым мрамором, пол выложен серым и черным гранитом. Характерная особенность — асимметричность свода: с одной стороны в своде имеются ниши, которые, сужаясь, поднимаются вверх по своду. Подъемы к вестибюлям украшают бронзовые скульптурные композиции, созданные А. М. Мосийчуком: с западной части станции — бронзовая дуга и девушка с крыльями, с восточной — юноша с мячом. С 7 января 2008 станция метро «Крылатское» входит в состав Арбатско-Покровской линии.

В этот день родились:

1514 — 505 лет назад — ВЕЗАЛИЙ Андреас (1514—1564), естествоиспытатель эпохи Возрождения, основоположник научной анатомии. Изучал медицину в Монпелье, затем в Париже. В 1537 в Базеле получил степень доктора хирургии. С 1539 преподавал анатомию в Падуанском университете (Северная Италия). Иллюстрировал преподавание анатомии вскрытием трупов. В своем труде «О строении человеческого тела» дал описание человеческого тела, основанное на собственных исследованиях. Этот труд стал научной основой современной анатомии. Опроверг господствовавшее на протяжении 14 веков канонизированное церковью учение К. Галена о системе движения крови в организме, что послужило основой для последующего открытия У. Гарвеем кровообращения. Везалию принадлежат также работы «Анатомические таблицы» (1538) и «Письма о кровопускании» (1539). Велики его заслуги в создании новой и уточнении старой анатомической терминологии.

1869 — 150 лет назад — ЛУЖСКИЙ (КАЛУЖСКИЙ) Василий Васильевич (1869—1931), актер, режиссер и театральный педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Один из основателей и ведущих актеров МХТ. Занимался на курсах драматического искусства при Обществе искусства и литературы, руководимом К. С. Станиславским. Обладая острой наблюдательностью и редкой точностью «характерных» красок, создал на сцене МХТ ряд запоминающихся образов в пьесах А. П. Чехова: Сорин, Андрей Прозоров, Лебедев («Чайка», «Три сестры», «Иванов»), профессор Серебряков («Дядя Ваня»). Среди его лучших ролей также Федор Павлович Карамазов («Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому). Внес значительный вклад в режиссуру спектаклей МХТ, особенно в постановку массовых сцен. Вел преподавательскую работу (школа А. И. Адашева).

1874 — 145 лет назад — ЧЕСТНЯКОВ (САМОЙЛОВ) Ефим (Евфимий) Васильевич (1874—1961), художник, представитель «наивного искусства» в русской художественной культуре XX в. Родился в д. Шаблово (Костромская губерния) в крестьянской семье. Первые уроки рисования получил в Кологривском уездном училище, которое окончил в 1889. В 1889—1894 учился в Новинской учительской семинарии в с. Новое Ярославской губернии, по окончании которой работал учителем в с. Здемирово, Костроме и с. Углец. В 1899 приехал в Петербург, поступив в мастерскую живописи и рисования княгини М. К. Тенишевой, а затем в Высшее училище при АХ, однако в 1903 оставил его. С 1905 обосновался в родной деревне. Является одним из самых ярких мастеров русского примитивизма. Его картины на темы сельского быта и фольклора связаны с центральной художественной идеей многолюдного и красочного «Города всеобщего благоденствия», своего рода «крестьянского рая». Писал также сказки и стихи, издавая их с собственными рисунками.

БЕЗ ТОЧНОЙ ДАТЫ ГОД

События в России и мире:

1894 — 125 лет назад — Основан Государственный дом-музей П. И. Чайковского в г. Клин Московской обл. Это первый в России мемориальный музыкальный музей. Идея его создания принадлежит брату композитора, его первому биографу, драматургу и либреттисту М. И. Чайковскому, который и положил начало собранию музея. Осуществить этот замысел ему помогли племянник В. Л. Давыдов и слуга П. И. Чайковского А. И. Софронов (он передал музею все завещанное ему композитором движимое имущество). В результате осуществления этой идеи появился новый для того времени тип музея — мемориальный, в котором полностью сохранена не только бытовая обстановка последних лет жизни Чайковского, но и его богатый архив — ценнейшее музыкальное и литературное наследие. В музее бережно хранятся личные вещи композитора, мебель, библиотека (некоторые книги которой имеют пометы композитора) и, конечно, кабинетный рояль фирмы «Беккер», который звучит по сей день. Особую ценность в коллекции музея представляют рукописи музыкальных произведений П. И. Чайковского, его дневники, ноты, обширная переписка.

События в Москве:

1499 — 520 лет назад — Окончено строительство Троицкой башни Кремля. Это проездная башня, находящаяся в центре северо-западной стены Московского Кремля, обращенная к Александровскому саду. Построена в 1495—1499 итальянским архитектором Алевизом Фрязиным Миланцем. Башня в процессе своей истории называлась по-разному: Ризоположенская, Знаменская, Каретная. Свое нынешнее название получила в 1658 по имени Троицкого подворья Кремля. В двухэтажном основании башни в XVI—XVII вв. размещалась тюрьма. К воротам Троицкой башни ведет Троицкий мост, защищаемый Кутафьей башней. С 1585 по 1812 на башне находились часы. В конце XVII в. башня получила многоярусную шатровую надстройку с белокаменными украшениями. В 1707 из-за угрозы шведского вторжения бойницы Троицкой башни были расширены под тяжелые пушки. В 1935 была установлена пятиконечная рубиновая звезда. Троицкая башня — самая высокая башня Кремля. В настоящее время высота башни со звездой со стороны Александровского сада составляет 80 м. Ворота башни служат главным входом для посетителей Кремля.

 

1674 — 345 лет назад — Построен храм Трех Святителей на Кулишках (Малый Трехсвятительский пер., 4/6). Храм во имя Трех Святителей Вселенских — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого — расположен на Кулишках, в одном из красивейших уголков Белого города. Так называли невырубленные участки леса, покрывавшего в древности высокий водораздельный холм между Москвой-рекой и Яузой. Склоны холма занимали великокняжеские сады, рядом с которыми находились государевы конюшни. На конном дворе была поставлена деревянная церковь во имя святых мучеников Фрола и Лавра, почитаемых в народе покровителями лошадей. Историки полагают, что по этому храму получили свое название Фроловские (впоследствии — Спасские) ворота Кремля. В начале XV в. «в садех» была построена великокняжеская загородная резиденция с храмом Святого Владимира, а около конюшен разместился загородный митрополичий двор. К церкви Фрола и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских. В XVI в. юго-восточная часть Белого города активно заселялась. Великокняжескую усадьбу перенесли в с. Покровское. Церкви в бывших резиденциях стали приходскими, и при них образовались погосты. Сложилась сеть улиц и переулков, сохранившаяся до наших дней. Прихожанами храма Трех Святителей в XVII в. были мастера-ремесленники, подьячие государевых приказов и представители знати — Шуйские, Акинфовы, Глебовы. На средства состоятельных прихожан в 1670 было начато и в 1674 закончено строительство нового каменного двухэтажного одноглавого храма с редким для Москвы архитектурным приемом — постановкой колокольни на углу. В нижнем этаже расположены теплые приделы — с юга Трехсвятительский, а с севера — Фрололаврский. Наверху был устроен холодный летний храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Фасады церкви были украшены узорными наличниками и порталами, высокие крыльца поднимались на верхний этаж. На стенах храма сохранились белокаменные плиты с надписями над захоронениями XVII — начала XVIII в. Здесь похоронены семьи Акинфовых, Владыкиных, Паюсовых и священник Филипп. Во второй половине XVIII в. из богатых прихожан вблизи Трехсвятительской церкви жили граф Остерман, семья графов Толстых, князья Волконские, Мельгуновы, Лопухины. На их средства в 1770-х церковь перестраивалась. Разобрали древнюю шатровую колокольню на углу и построили новую с запада. Было сбито убранство фасадов XVII в., а в четверике протесан дополнительный ряд окон. Храм приобрел классицистический облик. В 1771, во время эпидемии холеры, упразднили приходское кладбище. Во время Отечественной войны 1812 храм был разграблен, престолы разрушены, святые антиминсы увезены. В 1815 прихожане, чьи усадьбы уцелели, по подписке собрали средства на восстановление Фрололаврского и Троицкого приделов, освященных в 1817 и 1818. Здание вновь было перестроено, получив новый, на сей раз ампирный декор фасадов, а территория его была обнесена оградой на каменных столбах. В середине XIX в. поменялся состав прихода. Усадьбы разорившихся дворян приобрели купцы-промышленники. Здесь поселились Кирьяковы, Усковы, Карзинкины, Морозовы, Крестовниковы. Богатые прихожане способствовали процветанию храма. Особую роль в жизни Трехсвятительского прихода сыграли купцы Карзинкины, более ста лет передававшие от отца к сыну звание старосты храма и финансировавшие все строительные и ремонтные работы. В 1858 по проекту архитектора Д. А. Корицкого был перестроен верхний ярус колокольни, которая теперь стала шатровой. В 1884 крыльцо с лестницей в верхний храм перенесли с северной стороны на южную. Тогда же была разобрана ампирная ограда и построена новая, в художественном отношении уступавшая старой (архитектор В. А. Гамбурцев). Храм дал название двум переулкам — Большому и Малому Трехсвятительским. С церковью соседствовали не только особняки горожан, но и Мясницкая полицейская часть, а также печально известный Хитров рынок с его ночлежками и притонами. После 1917 Мясницкая полицейская часть была преобразована в тюрьму, рядом в Ивановском монастыре устроен концлагерь. Здание храма Трех Святителей с его толстыми стенами было приспособлено тюремщиками под склад и мастерские. В 1927 храм был закрыт. Из него вывезли утварь и иконы, разобрали иконостасы. Бесследно исчезла икона Богоматери «Прозрение очес». Храм был обезглавлен, снесли также и шатер колокольни. В 1930-е церковная территория поступила в ведение НКВД, построившего здесь больницу. Позже церковь была разгорожена на отдельные клетушки и превращена в обычную коммуналку. В середине 1960-х здание было освобождено от жильцов и использовалось под нужды разных контор. Началась его реставрация усилиями Всесоюзного общества охраны памятников (архитектор-реставратор А. И. Окунев). Была восстановлена колокольня на углу, главы, декор фасадов XVII в. О поздних перестройках напоминает только вторая колокольня, сохранившаяся без завершения. В 1987 здание заняла мультипликационная студия «Пилот». 30 июня 1992 вышло постановление Правительства Москвы о передаче храма верующим. 6 июля 1996 была отслужена первая литургия в верхнем храме во имя Живоначальной Троицы, 2 мая 2003 — в нижнем храме, в возрождаемом приделе Трех Святителей Вселенских. За прошедшие годы храм преобразился, но работы по его благоукрашению, проводящиеся в основном силами самой общины, длятся до сих пор.

 

1784 — 235 лет назад — На Моховой ул. заложен дом П. Е. Пашкова, памятник архитектуры классицизма. Дом Пашкова (Пашков дом) — одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, принадлежащее ныне Российской государственной библиотеке (РГБ). Находится по адресу: Моховая ул., 26. Построено в 1784—1786 предположительно по проекту архитектора В. И. Баженова по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка П. Е. Пашкова, сына денщика Петра I. На протяжении XX в. высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и един


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.