Международный день охраны озонового слоя — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Международный день охраны озонового слоя

2019-12-27 145
Международный день охраны озонового слоя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В этот день родились:

Лет назад — ШИРЯЕВ Владимир Георгиевич (1934—2013), актер. Заслуженный артист РФ (1993). По окончании Высшего театрального училища им. Б. В. Щукина (1959) был приглашен в Театр миниатюр п/р В. Полякова. С 1967 в труппе Московского театра им. Ленинского комсомола (ныне — Театр «Ленком»). Исполнитель ролей в спектаклях: «Мольер» М. А. Булгакова, «104 страницы про любовь» Э. С. Радзинского, «Прощай, оружие» по роману Э. Хемингуэя, «Диктатура совести» М. Ф. Шатрова, «Гамлет» У. Шекспира, «Жестокие игры» А. Н. Арбузова, «Тиль» Г. И. Горина и др. В кино с 1961. Снимался в фильмах: «За двумя зайцами», «Гусарская баллада», «Первая любовь», «Дайте жалобную книгу», «Романовы. Венценосная семья», «Тяжелый песок» (телесериал) и др. Награжден орденом Дружбы (2002).

1944 — 75 лет назадЛЮБИМОВ Алексей Борисович, пианист, педагог. Народный артист РФ (2003), заслуженный артист РФ (1997). В 1968 окончил Московскую консерваторию, и в том же году начал интенсивную концертную деятельность. С 1975 солист Московской государственной академической филармонии. В его репертуаре сольные, ансамблевые сочинения и сочинения для фортепиано с оркестром И. С. Баха, О. Гиббонса, Д. Булла, В. А. Моцарта, Й. Гайдна и др. Выступал с оркестрами п/у К. П. Кондрашина, Д. Ф. Ойстраха, Н. Г. Рахлина, Г. Н. Рождественского, М. В. Плетнева, Ф. Брюггена, М. Яновского, Р. Норрингтона и др. Создатель и руководитель ансамблей «Музыка — ХХ век» (1969 — 1974), «Московский барочный квартет» (1975 — 1982), «Академия старинной музыки» (с 1982). В 1968 начал педагогическую деятельность в Московской консерватории: до 1975 был доцентом по классу камерного ансамбля, в 1997 возглавил факультет исторического и современного исполнительского искусства. Активный участник многих международных фестивалей. В 1988 — 1991 был организатором и руководителем Московского фестиваля современной музыки «Альтернатива». Лауреат премии мэрии Москвы в области литературы и искусства (2001), Международных конкурсов пианистов в Рио-де-Жанейро (1965) и Монреале (1968), Всероссийского конкурса пианистов в Москве (1960).

Лет назад — САФИУЛИН Рифат Харесович, актер. Заслуженный артист РФ (2009). В 1990 окончил Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина. С 1998 артист Московского театрального центра «Вишневый сад» п/р Александра Вилькина. Играет в спектаклях: «Скандал, или То, что публике смотреть не рекомендуется» Ж. Марсана, «Волки и овцы» А. Н. Островского, «В ожидании Годо» С. Беккета, «Мой полинялый балаган» по мотивам произведений К. Чапека, «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, «Вишневый сад» А. П. Чехова, «Красная Шапочка» Е. Л. Шварца и др. В кино снимался в фильмах: «Дикарь», «Отблески», «Двое в чужом доме», «Тайны института благородных девиц» (телесериал) и др. Принимал участие в озвучании документальных кинолент, посвященных Е. Леонову, А. Папанову, М. Бернесу, В. Приемыхову, А. Абдулову, И. Смоктуновскому, Л. Савельевой.

СЕНТЯБРЯ

События в Москве:

1864 — 155 лет назад — Создается библиотека Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Политехническая библиотека — одна из старейших и крупнейших научно-технических библиотек России. В 1863 при Московском университете возникло Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАиЭ). В 1864 по инициативе его основателей — профессоров Г. Е. Щуровского, А. П. Богданова, А. Г. Давидова, Н. К. Зенгера и др. — была создана публичная библиотека, а в 1872 на основе материалов 2-й Всероссийской политехнической выставки — Музей прикладных знаний (ныне — Государственный политехнический музей). Основанные с целью распространения знаний, библиотека и музей успешно выполняли научные, просветительские и образовательные функции. С момента создания библиотека располагалась в помещении Зоологического музея университета, а с 1872 вместе с музеем — в съемном здании на Пречистенке. В 1877 библиотека и музей разместились в центре Москвы в красивом здании, построенном для Политехнического музея по проекту академика А. И. Монигетти. Деятельность библиотеки осуществлялась в соответствии с потребностями и интересами ОЛЕАиЭ и музея. При отделах Политехнического музея возглавлявшими их учеными были организованы специализированные библиотеки. Они активно взаимодействовали с основной библиотекой Общества. Одной из форм совместной работы была организация выставок новых поступлений литературы. На их основе члены Общества делали тематические обзоры, составляли рефераты о наиболее интересных открытиях, изобретениях, выбирали значимые научные события, с которыми необходимо познакомить общественность. В этих работах принимали участие молодые ученые и студенты — Д. Н. Анучин, И. Н. Горожанкин, А. А. Тихомиров, П. Н. Лебедев, С. А. Чаплыгин. Читателями библиотеки ОЛЕАиЭ в эти годы были И. П. Павлов, К. А. Тимирязев, Д. И. Менделеев, А. Г. Столетов, П. Н. Яблочков, А. Н. Лодыгин и др. 1921—1923 годы явились первой значительной вехой в истории становления и развития библиотеки. В этот период ОЛЕАиЭ и музей приняли решение об объединении основной и специализированных библиотек. Объединенная библиотека получила название Библиотеки Политехнического музея и Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Формирование ее фондов, начавшееся с даров Г. Е. Щуровского, других ученых, граждан, организаций, научных обществ России и зарубежных стран, было поставлено на государственную основу: библиотека начала получать обязательный бесплатный экземпляр издаваемой в России литературы по естественным наукам и технике. Она активно сотрудничала с Наркомпросом, Академией наук, Политехническим музеем, другими научными и просветительными учреждениями по вопросам пропаганды отечественных научно-технических достижений. В 1934 библиотека получила статус самостоятельного учреждения и была переименована в Государственную научно-техническую библиотеку Наркомпроса РСФСР, в 1940 — в Государственную политехническую библиотеку. Очередным этапом в развитии библиотеки стал 1947 год: она была передана в ведение Всесоюзного общества «Знание» и стала называться Центральной политехнической библиотекой (ЦПБ). 20 февраля 1992 библиотека вошла в состав комплекса «Государственный политехнический музей», а 30 июля 1994 получила статус его филиала. Это дало ей возможность функционировать, сохраняя свою историю, ценнейшие книжные фонды, традиции, читателей, положение публичной научной библиотеки. С 2003 библиотека стала структурным подразделением Политехнического музея — Научной библиотекой, с 2008 — самостоятельным структурным подразделением «Политехническая библиотека — Информационный центр “Инженерное наследие и инновации”». Сохранив функции публичной библиотеки, она активно участвует в научной, просветительской и образовательной деятельности музея.

За годы существования Политехнической библиотеки значительно возрос ее информационный потенциал. Книжный фонд библиотеки в настоящее время насчитывает более 3,5 млн изданий. Широко представлена литература по технике, техническим и естественным наукам, экологии, экономике, науковедению, промышленности, транспорту, связи, строительству, архитектуре, прикладному искусству, народным промыслам и др. Это монографии, справочники и энциклопедии, словари, учебники, сборники трудов, производственная и инструктивно-методическая литература, нормативно-методические документы, промышленные каталоги, государственные стандарты. Среди периодических изданий — журналы, научно-технические обзоры, сборники, бюллетени, газеты. Значительное место занимают труды различных организаций, обществ, вузов, университетов. Библиотека располагает редчайшими библиографическими экземплярами XVI—XVIII вв. Здесь имеются собрания сочинений и избранные труды ученых-классиков мировой науки: Леонардо да Винчи, И. Ньютона, Г. Лейбница, Ч. Дарвина, А. Эйнштейна и др. Особую ценность представляют собранные с возможной полнотой труды М. В. Ломоносова, Н. И. Лобачевского, П. Л. Чебышева, Н. Е. Жуковского, Д. И. Менделеева, К. Э. Циолковского, А. И. Берга, С. И. Вавилова, П. Л. Капицы, И. В. Курчатова, Л. Д. Ландау, А. Н. Несмеянова. Гордость библиотеки составляют редкие издания, в т. ч. книги Петровской эпохи: «Арифметика — сиречь наука числительная» Л. Магницкого (1703), «Новейшие основания и практика артиллерии» Э. Брауна (1709), первая научно-популярная книга по технике на русском языке «Осмь книг об изобретателях вещей» Вергилия Полидора Урбинского (1720), полное собрание сочинений М. В. Ломоносова, прижизненное издание М. В. Ломоносова «Первые основания металлургии или рудных дел» (1763), книги Л. Эйлера «Полное умозрение строения и вождения кораблей» (1778) и «Универсальная арифметика», т. 1 (1768). В фонде имеется немало редких и ценных книг на иностранных языках, например: «Французская энциклопедия наук, искусств и ремесел» Д’Аламбера и Д. Дидро (1751), книги по архитектуре Андреа Палладио (1601) и др. Часть фонда составляют книги с дарственными надписями и автографами А. Г. Столетова, Н. Е. Жуковского, Д. И. Менделеева, К. А. Тимирязева, И. И. Артоболевского, Н. Г. Басова, В. А. Кириллина, А. И. Опарина и др. Значительный интерес представляют подборки журналов с начала их издания: «Горный журнал» (с 1826), «Морской сборник» (с 1854), «Электричество» (с 1880), «Известия Российской академии наук» (с 1894), а также первый научно-популярный журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» (с 1755). Библиотека располагает разнообразным справочно-информационным аппаратом, включающим фонд справочно-библиографических изданий и систему каталогов и карточек. Она депонирует научные работы по вопросам истории техники, теории и практики музееведения, музейной информатики. Политехническая библиотека — единственная в России, более полувека систематически занимающаяся разработками в области библиографии истории науки и техники. Историко-техническая тематика постоянно присутствовала в ее библиографических пособиях. По запросам Комиссии по истории техники при АН СССР составлялись библиографические указатели к памятным датам отечественной истории техники, осуществлялось информирование о новой литературе в этой области. В 1994 библиотека стала российским центром библиографии истории техники. Большой популярностью у библиотек, музеев, издательств, редакций журналов пользуется важный в историко-техническом отношении ежегодный «Указатель юбилейных и памятных дат в области естествознания и техники», составляемый Политехнической библиотекой с 1994. Помимо работы над библиографическими пособиями, сотрудники ЦПБ занимаются составлением уникальной картотеки, содержащей ценный справочный материал. Большой интерес для специалистов представляет картотека «Репертуар русской технической книги», в которой отражена литература с 1703 по 1927, т. е. до введения выпуска централизованных печатных карточек на книжную продукцию. Библиотека предоставляет посетителям читальный, компьютерный и выставочный залы, зал периодических изданий, абонемент, осуществляет справочно-библиографическое обслуживание. Наличие ценнейшего справочно-поискового аппарата по историко-технической тематике позволяет выполнять различные библиографические запросы по различной проблематике. Вниманию посетителей библиотеки предлагаются книжные выставки, посвященные знаменательным датам в области истории естествознания и техники, юбилеям ученых, актуальным проблемам науки, техники, технологии, экономики, экологии, образования, новых информационных технологий.

 

В этот день родились:

1864 — 155 лет назадКОЦЮБИНСКИЙ Михаил Михайлович (1864 — 1913), украинский писатель, общественный деятель. В 1880 окончил Шаргородское духовное училище. Первые рассказы были опубликованы в 1890. Автор повестей «Fata morgana» и «Тени забытых предков», новелл («Смех», «Он идет», «Как мы ездили в Криницу», «Что записано в книгу жизни», «В дороге», «Неизвестный», «Сон», «Persona grata», «Подарок на именины»), рассказов. По его произведениям создано несколько фильмов. С 1962 имя писателя носит улица на западе Москвы в районе Кунцево.

 

1874 — 145 лет назад — КУЗНЕЦОВ Александр Васильевич (1874—1954), архитектор, инженер-конструктор. В 1896 окончил Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге, в 1898 — Берлинский политехникум. Работал помощником в мастерских крупнейших мастеров московского модерна Л. Н. Кекушева и Ф. О. Шехтеля. С 1900 начал самостоятельную архитектурную практику. Основатель отечественной школы промышленной архитектуры. Создал своеобразный индивидуальный стиль в рамках модерна на стыке с неоклассицизмом, экспрессионизмом и зарождавшимися рациональными тенденциями в архитектуре. По его проектам возведено здание мастерских Строгановского училища на Рождественке, 11, ряд корпусов завода АМО (ныне — АМО ЗИЛ), Дом политехнического общества в Малом Харитоньевском переулке, здания женской гимназии и Новоткацкой фабрики в Богородске (ныне — Ногинск) и др. В 1923—1924 был главным конструктором I Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. В 1926—1928 возглавлял строительство комплексов ЦАГИ на улице Радио, Московского энергетического института на Красноказарменной улице, Московского текстильного института на Малой Калужской улице. С 1900 преподавал (с 1907 профессор) в Императорском Московском техническом училище (ныне — МГТУ им. Н. Э. Баумана), при котором совместно с В. А. Весниным основал архитектурное отделение, затем архитектурный факультет. В 1931 перешел в Архитектурно-строительный институт (с 1933 — МАРХИ), где был деканом архитектурного факультета и до 1954 заведовал кафедрой факультета архитектурных и инженерных конструкций.

1939 — 80 лет назад МЕНЬШОВ Владимир Валентинович, кинорежиссер, актер. Народный артист РСФСР (1989), заслуженный деятель искусств РСФСР (1984). Родился в Баку. Его отец трудился моряком, затем работал в НКВД. Мать была домохозяйкой. Из-за работы отца семья жила в Баку, потом в Архангельске, затем в Астрахани. В 1957, окончив школу с серебряной медалью, Меньшов уехал в Москву поступать во ВГИК, но провалился. Вернувшись в Астрахань, в сентябре 1957 пошел работать на судоремонтный завод им. Карла Маркса сначала учеником токаря, потом токарем. Позднее был шахтером в Воркуте, матросом экспедиционного отряда на Каспии. Актерскую карьеру начал в 1958 в дополнительном составе Астраханского драматического театра. В 1961 стал студентом актерского факультета Школы-студии МХАТ, по окончании которой (1965) в течение двух лет работал актером и ассистентом режиссера в Ставропольском краевом драматическом театре им. М. Ю. Лермонтова. В 1970 окончил аспирантуру ВГИКа по кафедре режиссуры художественного фильма (мастерская Михаила Ромма). В 1970—1976 Владимир Меньшов работал по договорам на киностудиях «Мосфильм», «Ленфильм» и на Одесской киностудии. В эти годы он снял короткометражную учебную работу «К вопросу о диалектике восприятия искусства, или Утраченные грезы», сделал инсценировку романа М. С. Шагинян «Месс-Менд», которая была поставлена в Ленинградском ТЮЗе, по заказу «Ленфильма» написал сценарий «Я служу на границе». В 1970 началась актерская карьера Владимира Меньшова. Он снялся в главной роли в дипломной работе своего однокурсника А. Павловского «Счастливый Кукушкин». Снимался в фильмах: «Человек на своем месте» (1972), «Соленый пес» (1973), «Последняя встреча» (1974), «Собственное мнение» (1977), «Гиблое дело» (1981), «Время для размышлений» (1982), «Магистраль» (1983), «Год теленка», «Курьер» (1986), «Где находится нофелет?» (1987), «Куколка» (1988), «Город Зеро» (1989), «Адвокат» (1990), «Отдушина» (1991), «Чтобы выжить», «Новый Одеон» (1992), «Русский регтайм» (1993), «Сочинение ко Дню Победы» (1998), «Китайский сервиз» (1999), «Ледниковый период» (2002), «Ночной дозор», «Сосед» (2004), «Дневной дозор» (2005), «Код Апокалипсиса» (2007), «Течет река Волга», «Каникулы строгого режима» (2009), «Легенда № 17» (2012) и др. Играл в телесериалах: «Досье детектива Дубровского» (1999), «Остановка по требованию» (2000—2001), «Участок» (2003), «Москва. Центральный округ» (2003—2004), «Брежнев» (2005), «Диверсант. Конец войны», «Ликвидация» (2007), «Личные обстоятельства» (2012) и др. Всего в актерской биографии В. Меньшова более 70 ролей. В качестве режиссера Владимир Меньшов поставил киноленты: «Розыгрыш» (1976), «Москва слезам не верит» (1979), «Любовь и голуби» (1984), «Ширли-мырли» (1995), «Зависть богов» (2000). Соавтор сценариев фильмов: «Ночь коротка» (1981), «Ширли-мырли», «Зависть богов». Принимал участие в съемках документальных фильмов: «Юрий Васильев» из цикла «Чтобы помнили» (2003), «Драмы Ивана Бровкина», посвященного актеру Л. Харитонову (2006), «Рождение легенды» (2006), «Ирина Муравьева. Самая обаятельная и привлекательная» (2009), «Евгения Ханаева» из цикла «Человек в кадре» (2009), «Валентин Черных» из цикла «Острова» (2010), «Георгий Юматов. Трагедия офицера», «Роковая роль Александра Фатюшина» (2011) и др. С середины 1990-х занимается продюсерской деятельностью, является продюсером фильмов: «Ермак» (1996), «Кадриль», «Китайский сервиз» (1999), «Время собирать камни» (2005), «Платки» (2007), «Китайская бабушка» (2009) и др. С 2009 ведет актерско-режиссерскую мастерскую во ВГИКе, также руководит режиссерской мастерской на Высших курсах режиссеров и сценаристов. В 2004 Владимир Меньшов был ведущим телевизионного шоу «Последний герой». В настоящее время является художественным руководителем и продюсером ООО «Киностудия “Жанр”», входящего в киноконцерн «Мосфильм». Лауреат Госпремии СССР (1981), Госпремии РСФСР (1978), ВКФ в номинации «Приз за актерскую работу» (1973), премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» за киноленту «Москва слезам не верит» (1981). Обладатель главного приза «За вклад в комедию» на VI КФ «Улыбнись, Россия!» (2005), приза «MTV-Russia Movie Awards» в номинации «Лучший советский фильм» (2009). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III (2010) и IV (1999) степени, знаком отличия «За заслуги перед Москвой» (2009). Почетный гражданин города Астрахани (2007).

 

СЕНТЯБРЯ

В этот день родились:

1904 — 115 лет назад ЗАЙОНЧКОВСКИЙ Петр Андреевич (1904—1983), историк, источниковед, археограф и библиограф. Кандидат (1940), доктор (1950) исторических наук. Член-корреспондент Британской академии (1973). Почетный член Американской ассоциации историков (1967). В 1937 экстерном окончил МИФЛИ им. Н. Г. Чернышевского. Участник Великой Отечественной войны 1941—1945, в 1944 был демобилизован по контузии. До 1952 заведовал отделом рукописей ГБЛ им. В. И. Ленина. За этот период были выпущены «Краткий указатель архивных фондов» и «Указатель воспоминаний, дневников и путевых заметок XVIII—XIX вв.», возобновлен выпуск «Записок отдела рукописей», издавались тематические публикации документов. С 1940 (с перерывом на войну) преподавал в Московском областном педагогическом институте, с 1948 на историческом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова (с 1951 профессор). Одновременно, в 1952—1954, был директором научной библиотеки университета. Занимался исследованием вопросов социально-экономической и политической истории России XIX в. Автор монографий («Военные реформы 1860—1870 гг. в России», «Проведение в жизнь Крестьянской реформы 1861 г.», «Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в.» и др.), многочисленных статей. Под его редакцией вышли фундаментальные библиографические издания: «Справочники по истории дореволюционной России: Библиография» и многотомная «История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях: Аннотированный указатель книг и публикаций в журналах», научные издания дневников Д. А. Милютина, П. А. Валуева, А. А. Половцова и др. Лауреат Гарвардской премии Масквейна (1968). Награжден двумя орденами, медалями.

1914 — 105 лет назад — ГРИШИН Виктор Васильевич (1914—1992), советский партийный и государственный деятель. Герой Соц. Труда (1974, 1984). Председатель ВЦСПС (1956—1967). Член Политбюро ЦК КПСС (1971—1986). Первый секретарь Московского горкома КПСС (1967—1985). В 1932 окончил Московский геодезический техникум, в 1937 — Московский техникум паровозного хозяйства, позднее учился в Высшей партийной школе при ЦК КПСС. Трудовую деятельность начал в 1932 техником-землеустроителем. В 1939 вступил в ВКП(б). После службы в Красной армии на партийной работе: с 1942 секретарь, второй секретарь, первый секретарь Серпуховского горкома партии, с 1950 завотделом, второй секретарь Московского обкома партии. Награжден четырьмя орденами Ленина, орденом «Знак Почета», медалями.

1924 — 95 лет назад — АРКАДЬЕВ Лев Аркадьевич (БУХ Лев Аронович) (1924—2003), писатель, сценарист, журналист. Участник Великой Отечественной войны 1941—1945. В 1948—1951 учился в Литературном институте им. А. М. Горького. С 1949 активно публиковался в столичной прессе, сотрудничал с различными центральными периодическими изданиями. В 1960-е много работал для эстрады, был автором миниатюр, которые исполняли такие популярные артисты разговорного жанра, как А. Райкин, Л. Миров и М. Новицкий. Писал сценарии для праздничных представлений в Большом Кремлевском дворце, в Колонном зале Дома союзов, в Центральном Дворце пионеров, в Театре эстрады и др. Более 30 лет своей жизни он посвятил деятельности, связанной с установлением имен и перезахоронению останков без вести пропавших воинов Великой Отечественной войны, начав заниматься этим одним из первых. Помимо участия в поисковых экспедициях, неоднократно проводил журналистские расследования по установлению имен неизвестных героев войны. С 1956 работал в кино. По его сценариям сняты детские фильмы: «Новогоднее путешествие», «Мурзилка на спутнике», «Королевство кривых зеркал», «Акмаль, дракон и принцесса», «Пингвиненок» и др. Награжден медалями.

1949 — 70 лет назад — ФЕДОТОВ Михаил Александрович, правовед, государственный и общественный деятель. Заслуженный юрист РФ (1999). Министр печати и информации РФ (1992—1993). Советник Президента РФ и председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (с октября 2010). Секретарь СЖ России (с 1998). В 1972 окончил юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, в 1976 — аспирантуру Всесоюзного юридического заочного института, в котором преподавал до 1990. В августе 1993 стал инициатором создания Российского авторского общества. В 1993—1998 был постоянным представителем РФ при ЮНЕСКО. Является одним из авторов Кодекса профессиональной этики журналиста. Один из создателей нового жанра юридической научной литературы — инициативных авторских законопроектов. В этом жанре (в соавторстве) создал проекты законов «О печати и других средствах массовой информации», «Об общественных объединениях», «О средствах массовой информации», «Об архивном деле и архивах», «Об издательском деле». Возглавлял рабочую группу по подготовке проекта закона «Об авторском праве и смежных правах». Автор ок. 100 книг и статей по проблемам прав человека и конституционализма, интеллектуальной собственности и международного гуманитарного сотрудничества. Лауреат Премии Правительства РФ в области печатных средств массовой информации (2009), премии СЖ СССР (1990).

СЕНТЯБРЯ

В этот день родились:

1724 — 295 лет назадДЕМИДОВ Никита Акинфиевич (1724—1789), промышленник, владелец чугунолитейных заводов на Урале, коллекционер, меценат. Почетный член Санкт-Петербургской АХ (1779). Любил заниматься науками и покровительствовал ученым и художникам. Первым из Демидовых начал собирать коллекцию художественных и исторических ценностей. Во время путешествия по Европе в 1771—1773 посещал мастерские художников и покупал понравившиеся ему картины. После возвращения из-за границы увлекся благотворительной деятельностью, открыв при своих нижнетагильских заводах горнозаводское училище с публичной библиотекой, а в 1781, узнав о строительстве нового каменного здания Московского университета, прислал 5,5 тыс. листов «черного аршинного железа» для кровли и еще 800 пудов «лучшего связного железа для укрепления стен». Также он учредил при АХ премию-медаль «За успехи в механике». Покровительствовал молодым ученым и художникам, которых по его указанию отправляли на учебу в Москву, в Императорскую АХ в Санкт-Петербурге и за границу. Владел подмосковным имением Петровское, роскошными домами в Москве на ул. Мясницкой (на месте нынешнего Главпочтамта), на Вознесенской ул. Немецкой слободы и Слободским домом на Яузе (ныне — ул. Радио, 10).

1914 — 105 лет назадБОКОВ Виктор Федорович (19142009), поэт, прозаик, собиратель фольклора. Родился в д. Язвицы Владимирской губернии (ныне — Сергиево-Посадский район Московской обл.) в крестьянской семье. Учился в Загорском педагогическом техникуме, работал токарем, зоотехником. Будучи студентом педагогического техникума, посещал литературный кружок, которым руководили М. М. Пришвин, А. В. Кожевников и С. Т. Григорьев. В 1934—1938 учился в Литературном институте им. А. М. Горького. С 1938 несколько лет работал литературным консультантом при Всесоюзном доме народного творчества им. Н. К. Крупской. В 1942 был призван в действующую армию. Находясь в военном лагере, 19 августа 1942 был арестован за «разговоры». Трибуналом Новосибирского гарнизона 25 марта 1943 был осужден по 58-й статье и отправлен в ГУЛАГ (СибЛаг). Освободился из лагеря в 1947.

Начал печататься как поэт в 1930, опубликовав первое стихотворение в загорской газете «Вперед». Выпустил поэтические сборники: «Яр-хмель», «Заструги» (1958), «Ветер в ладонях» (1962), «На Дону», «У поля, у моря, у рек» (1965), «Лето-мята» (1966), «Когда светало…» (1972), «Три травы» (1975), «Поклон России» (1976), «В трех шагах от соловья» (1977), «Луговая рань» (1978), «Ельничек-березничек» (1981), «Стежки-дорожки» (1985), «Про тех, кто летает» (1986), «Весенние звоны» (1989), «День за днем» (1991), «Любовь моя, Россия», «Что думалось и пелось» (1994), «Боковская осень» (1996), «Травушка-муравушка» (1998), «Плеяды» (1999), «День цветения» (2000), «Лик любви», «Чистый четверг» (2001) и др. В 1950 Виктор Боков стал составителем антологии «Русская частушка», в 1960 и 1963 выпустил книгу прозы «Над рекой Истермой. Записки поэта», в 1983—1984 в издательстве «Художественная литература» вышло в свет трехтомное собрание сочинений Виктора Бокова. Стихам Виктора Бокова присуще органичное использование поэтических возможностей русского фольклора, что позволяет говорить о творческом развитии традиции, заданной А. В. Кольцовым, Н. А. Некрасовым, Н. А. Клюевым, С. А. Есениным, А. Т. Твардовским и М. В. Исаковским. В качестве отличительных особенностей поэзии Бокова многие критики отмечают звучность, насыщенность аллитерациями и ассонансами. Перевел на русский язык руны карело-финского эпоса «Калевала» и стихи поэтов народов СССР (А. Граши, К. Герасименко, С. Данилова, П. Заднипру, М. Квливидзе, А. Копштейна, С. Чиковани и др.). Автор текстов песен: «Оренбургский пуховый платок», «Снег седины», «Я назову тебя зоренькой» (музыка Г. Ф. Пономаренко), «На побывку едет молодой моряк» (музыка А. П. Аверкина), «Гляжу в поля просторные» (музыка В. П. Соловьева-Седого), «На Мамаевом кургане тишина» (музыка А. Н. Пахмутовой) и др. В 1980—1990-х публиковал стихи и статьи в еженедельниках («Литературная Россия», «Завтра», «Гласность») и журналах («Молодая гвардия», «Наш современник», «Юность», «Новый мир», «Дружба народов»). Лауреат VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957), Всесоюзного конкурса на лучшую песню I степени (1960), премии журнала «Молодая гвардия» (1988), Всероссийской литературной премии «Василий Теркин» им. А. Т. Твардовского (1996), Всероссийской литературной премии им. А. А. Фета, Московской областной литературной премии им. Роберта Рождественского (2005) и др. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» III (2005) и IV (1994) степени, медалями. Почетный гражданин Сергиево-Посадского района Московской обл. (1995). Виктор Боков скончался в Москве 15 октября 2009. Похоронен на Переделкинском кладбище. На его родине в д. Язвицы действует музей поэта. Ежегодно в Сергиево-Посадском районе Московской обл. проходит фестиваль «Боковская осень»; раз в два года в г. Пересвет того же района проходит фестиваль песен на стихи В. Бокова под названием «Любовь моя, Россия».

СЕНТЯБРЯ

В этот день родились:

1744 — 275 лет назад — КВАРЕНГИ Джакомо Антонио Доменико (1744—1817), архитектор. Итальянец по происхождению. Почетный вольный общник Императорской АХ (1805). Обучался живописи в Бергамо, с 1763 — в Риме, затем изучал архитектуру. В 1780 приехал в Россию по приглашению императрицы Екатерины II. Строил преимущественно в Санкт-Петербурге и его окрестностях. В Москве работал над перестройкой императорского Екатерининского дворца на реке Яузе в Лефортово, украсив фасад величественным колонным портиком и разработав убранство интерьеров. По заказу графа Н. П. Шереметьева проектировал его дом на Никольской улице с танцевальным залом и домашним театром (не был осуществлен), участвовал в перестройке Останкинского дворца (выполнил проект зрительного зала театра), а также в завершении строительства Странноприимного дома, дополнив здание полукруглой торжественной колоннадой. Разработал также проект Старого Гостиного двора, впоследствии дополненного М. Ф. Казаковым. Создал детальный проект Слободского дворца, подаренного императору Павлу I (ныне — МГТУ им. Н. Э. Баумана). Выполнил серию документально точных рисунков с видами Москвы: «Теремной дворец в Кремле», «Михайловский замок», «Коломенское», «Панорама Кремля». В 1815 создал проект храма Христа Спасителя в Москве. Творчество Дж. Кваренги оказало заметное влияние на развитие московского зодчества конца XVIII — начала XIX в.

1809 — 210 лет назадКУКОЛЬНИК Нестор Васильевич (18091868), писатель, поэт, драматург. В 1829 окончил Нежинскую гимназию высших наук, где начал заниматься литературной деятельностью, выпускал рукописный журнал «Звезда». В 18291831 преподавал в Виленской гимназии русскую словесность, издал на польском языке практический курс русской грамматики. С 1831 жил в Санкт-Петербурге. Работал во многих жанрах: драматургия, авантюрный роман, историческая повесть, художественная критика, поэзия. Опубликовал исторические пьесы («Рука Всевышнего Отечество спасла», «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский», «Роксолана», «Князь Даниил Дмитриевич Холмский» и др.) и повести («Два Ивана, два Степаныча, два Костылькова», «Надинька», «Сержант Иван Иванович, или Все за одно», «Максим Созонтович Березовский» и др.). Автор стихов романтического характера, на которые писали музыку М. И. Глинка, А. Е. Варламов, С. Монюшко. Участвовал в написании стихов либретто опер М. И. Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила».

1924 — 95 лет назад — ЗАЙЦЕВ Сергей Алексеевич, кинооператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1955 окончил операторский факультет ВГИКа. Участвовал в съемках фильмов: «Взрослые дети», «Третий тайм», «Мимо окон идут поезда», «Встречи на рассвете», «Про Клаву Иванову», «Вас вызывает Таймыр», «С тобой и без тебя», «Семь стариков и одна девушка», «Мужики!», «Витя Глушаков — друг апачей», «Раз на раз не приходится» и др. Лауреат Госпремии РСФСР (1983).

 

1934 — 85 лет назад ЛОРЕН Софи (ШИКОЛОНЕ София Виллани), итальянская киноактриса. В начале своей карьеры в кино снималась в эпизодах. Первую большую роль сыграла в 1954 в фильме «Золото Неаполя». Снялась в кинолентах: «Прекрасная мельничиха», «Гордость и страсть», «Женщина с реки», «Легенда о былом», «Любовь под вязами», «Черная орхидея», «Чочара», «Вчера, сегодня, завтра», «Брак по-итальянски», «Падение Римской империи», «Графиня из Гонконга», «Подсолнухи», «Поездка», «Особый день», «Счастливый пилигрим», «Мой дом полон зеркал» и др. Удостоена премий Британской академии кино- и телеискусства BAFTA (1961), «Оскар» (1962, 1991), «Сезар» (1990), «Золотой глобус» (1961, 1965, 1969, 1977, 1995). Лауреат Венецианского МКФ (1958, 1998), МКФ в Канне (1961, 1977), Московского МКФ (1965, 1997), МКФ в Сан-Себастьяне (1974), Берлинского МКФ (1994) и др.

 

1959 — 60 лет назад — МАЛЮКОВА Лариса Леонидовна, кинокритик. Кандидат искусствоведения (1990). Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». В 1985 окончила театроведческий факультет ГИТИСа. Работала музыкальным редактором на телевидении, редактором журнала «Советский фильм», главным редактором компании «Старлайт-Фест». Публиковалась в журналах («Искусство кино», «Сеанс», «Видео-Асс», «Новое время») и газетах («Известия», «Экран и сцена», «Коммерсантъ», «Культура», «Неделя»). С 2000 кинообозреватель «Новой газеты». Сценарист ряда документальных фильмов и телепрограмм. Лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков России (1996, 2000), премии Гильдии киноведов и кинокритиков России (1996, 2000). Обладательница диплома РИА «Информкино» (2002) и диплома «За вклад в отечественную киножурналистику» КФ «Белые Столбы» (2005).

СЕНТЯБРЯ

Международный день мира


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.