Всемирный день свободы печати — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Всемирный день свободы печати

2019-12-27 149
Всемирный день свободы печати 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

День Солнца

В этот день родились:

Май 1314 — 705 лет назад — СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (в миру Варфоломей) (1314–1392) (по др. сведениям родился между 1313 и 1322), религиозный и общественный деятель средневековой Руси. Решив посвятить себя монашеству, поселился в Хотьково-Покровском монастыре. Около 1335 вместе с братом основал пустынь на берегу реки Кончуры посреди глухого Радонежского бора, где построил небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы. После отъезда брата, ставшего игуменом московского Богоявленского монастыря, в 1337 принял постриг под именем Сергия. Через некоторое время к нему стали стекаться иноки, образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии — Троице-Сергиева лавра). Сергий был ее вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354). Ввел в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Сергий сыграл важнейшую роль в духовном возрождении и сплочении Руси, находившейся под монголо-татарским игом. Часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю Московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы 1380 почти все русские князья признали главенство Дмитрия Ивановича. Отправляясь на битву, князь Дмитрий Иванович поехал к Сергию, чтобы помолиться и получить благословение. Благословляя его, Сергий предрек ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю. После Куликовской битвы великий князь стал относиться еще с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивавшее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. Через 30 лет после кончины в 1392 мощи и одежды Сергия Радонежского были обретены нетленными. В 1452 он был причислен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева монастыря, основал еще несколько обителей, а его ученики учредили до 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси.

1469 — 550 лет назад — МАКИАВЕЛЛИ Никколо (1469–1527), итальянский политический деятель, мыслитель, историк, писатель, философ, военный теоретик, наставник государей. В 1498 стал секретарем Совета десяти Флорентийской республики, отвечал за дипломатические связи. В 1512 был отстранен от службы и сослан в свое поместье под Флоренцией. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств. Выдвинул идею о всеобщей воинской обязанности, призывал к переходу от наемной к набираемой по призыву из граждан государства армии. Наиболее значительные сочинения: «Государь», «Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия», «История Флоренции», «О военном искусстве». Автор карнавальных песен, сонетов, новелл, других литературных произведений. Наиболее выдающееся его произведение — комедия «Мандрагора», обличающая нравы современной ему Флоренции.

 

1819 — 200 лет назад — САМАРИН Юрий Федорович (1819–1876), российский философ, историк, публицист, общественный деятель. Почетный член Московского университета (1869) и Московской духовной академии (1872). В 1838 окончил философский факультет Московского университета. Один из идеологов славянофильства, увлекался идеалистической философией Гегеля. Участвовал в подготовке и проведении Крестьянской реформы 1861 в России, составил один из либерально-дворянских проектов отмены крепостного права. В 1859–1860 входил в состав редакционных комиссий, готовивших программу реформ. В 1862–1864 был одним из организаторов и лидеров земского движения. С 1866 состоял гласным Московской городской думы и Губернского земского собрания. Автор трудов о социально-политических и национальных отношениях в Прибалтике.

 

1839 — 180 лет назад — БАРСОВ Николай Иванович (1839–1903), российский богослов, преподаватель и публицист, один из авторов «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона». Магистр богословия. Действительный член Русского географического общества, почетный член Санкт-Петербургского археологического института, Киевского церковно-археологического общества, Ростовского музея церковных древностей. Окончил Александро-Невское духовное училище (1869) и Санкт-Петербургскую духовную академию (1863), где преподавал словесность и гомилетику, доцент (1869), экстраординарный профессор (1871), ординарный профессор (1867–1889). Автор исследований по истории и теории церковной проповеди, истории русского старообрядчества. Ему также принадлежит ряд очерков о русских проповедниках XIX в. и несколько сочинений, посвященных методике преподавания гомилетики в семинариях.

 

1894 — 125 лет назад — ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Петр Федорович (1894–1941), российский и советский историк и этнограф. Член РАНИОН (1922–1929). В 1915 окончил историко-филологический факультет Московского университета. Профессор МГУ (с 1921), завкафедрой истории Древнего мира исторического факультета (с 1934). Исследователь истории культуры античного мира, раннего христианства. Читал лекции по истории общественных форм, общей этнологии, по истории античной литературы. Автор трудов по истории Древней Греции и Рима, этнологии и истории международных отношений. Написал ряд статей для первого издания БСЭ. Автор книг: «Тертуллиан и Рим», «В мире античных идей и образов» и др. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.

 

1939 — 80 лет назад — НЕЧАЕВ Леонид Алексеевич (1939–2010), советский, белорусский и российский кинорежиссер, сценарист. Народный артист РФ (2003), заслуженный деятель искусств РФ (1995). В 1967 окончил режиссерский факультет ВГИКа. Работал на творческом объединении «Экран», где снял ряд хроникально-документальных фильмов на киностудии «Беларусьфильм», киностудии им. А. Довженко, Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького. С 1974 снимал игровые фильмы для детей. Постановщик кинолент: «Приключения в городе, которого нет», «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Мнимый больной», «Проданный смех», «Сказка о Звездном мальчике», «Рыжий, честный, влюбленный», «Питер Пэн», «Сверчок за очагом», «Дюймовочка» и др. Один из сценаристов фильмов «Дюймовочка» и «Безумная Лори». Лауреат Госпремии РФ (1993). Обладатель приза «Бронзовый витязь» МКФ славянских и православных народов «Золотой витязь» за лучший детский фильм, диплома XI Всероссийского фестиваля визуальных искусств во Всероссийском детском центре «Орленок» в Туапсе (оба — 2007). Первый кавалер ордена Буратино (2005).

 

1944 — 75 лет назад — ПОКРОВСКИЙ Дмитрий Викторович (1944–1996), советский и российский музыкант, актер, ученый-фольклорист. Председатель Российской секции Международной фольклорной организации ЮНЕСКО (с начала 1990-х). В 1965 окончил Музыкальное училище им. Октябрьской революции по отделению народных инструментов, в 1972— ГМПИ им. Гнесиных («солист-балалаечник» и «дирижер оркестра народных инструментов»). В 1973 основал экспериментальный ансамбль народной музыки, известный ныне как «Ансамбль Дмитрия Покровского», ориентированный на практическое изучение русского инструментального и вокального фольклора. Создатель школы пения, основанной на технологии аутентичного исполнительства. Вел активную творческую, научную и общественную деятельность, связанную с русским национальным искусством. Вместе с ансамблем гастролировал по стране и за рубежом, участвовал в исследовательских экспедициях. Как композитор, музыкант-исполнитель и актер принимал участие в создании художественных фильмов, театральных постановок, в озвучании более двадцати игровых, мультипликационных и документальных фильмов, много и плодотворно работал для телевидения. Преподавал в Музыкальном училище им. Октябрьской революции и в ГМПИ им. Гнесиных. Лауреат Госпремии СССР (1988).

 

МАЯ

События в Москве:

1934 — 85 лет назад — В доме № 13 на Васильевской улице открывается Центральный дом кинематографистов (ЦДК). Творческий клуб деятелей киноискусства затем находился в помещении гостиницы «Советская» на Ленинградском проспекте, позже — в Театре-студии киноактера на ул. Воровского (ныне — ул. Поварская), а в 1968 вновь вернулся на Васильевскую улицу в новое здание, построенное по проекту архитектора Е. Н. Стамо. Работает под руководством Союза кинематографистов России. В Доме кино проводятся творческие конференции, дискуссии, организуются просмотры фильмов, встречи со зрителями, творческой интеллигенцией, политическими деятелями. Он является одной из фестивальных площадок Московского международного кинофестиваля. Здесь проводятся показы и обсуждения программ анимационных, игровых и неигровых картин, фильмов-дебютов, пресс-конференции, посвященные важным вопросам текущего кинопроцесса, презентации новых книг о кино, церемонии вручения кинематографических премий, проходят кинематографические форумы. Постоянно работает Детский клуб Дома кино. Ежемесячно проходят симфонические концерты.

 

В этот день родились:

1859 — 160 лет назад — ФАЛЕЕВ Николай Григорьевич (1859–1930-е), российский и советский архитектор. Член Московского архитектурного общества (с 1912). В 1885 окончил Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. До 1902 служил младшим архитектором в Московском губернском правлении. В 1900-х входил в состав Технического совета при Московской городской управе, был почетным членом Московского совета детских приютов Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны. С 1904 председатель Комиссии архитекторов при Московском строительно-дорожном правлении. В 1909–1912 служил московским губернским инженером, в эти же годы был гласным Московской городской думы и членом Строительного совета городской управы. После Октябрьской революции 1917 перешел на преподавательскую деятельность, в конце 1920-х был профессором Московского института инженеров транспорта. Работал преимущественно в стиле модерн. При постройке в 1903–1904 здания Ермаковского электротехнического училища на Пречистенской набережной первым в Москве применил железобетонные основания и сваи. Основные постройки в Москве: казенный винный склад № 1 (ныне — завод «Кристалл» на Самокатной улице); городские винные склады на Волочаевской улице; административный корпус Бутырской тюремной больницы на Лесной улице (не сохранился); собственный особняк (Гагаринский пер., 11); доходные дома.

 

1914 — 105 лет назад — ФРАДКИН Марк Григорьевич (1914–1990), советский композитор. Народный артист СССР (1985), народный артист РСФСР (1974), заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Член СК СССР (1944). В 1938–1939, после окончания Центрального театрального училища в Ленинграде, был актером, режиссером и заведующим музыкальной частью минского Театра юного зрителя, параллельно учился в Белорусской консерватории по классу композиции у Н. И. Аладова. В 1939 был призван в армию, служил в стрелковом полку в Виннице, где организовал самодеятельный ансамбль. После начала Великой Отечественной войны 1941–1945 М. Фрадкина назначили дирижером Ансамбля Киевского военного округа, с которым он работал до 1943. С 1944 жил и работал в Москве. М. Фрадкин написал музыку к песням: «Песня о Днепре» (1941), «Случайный вальс» (1942), «Брянская улица» (1944), «Кружится, кружится вьюга над нами» (1945), «Ходит по полю девчонка» и «Березка» (1948), «Вернулся я на родину» (1949), «Я тебя найду» (1952), «Песня о любви» («На тот большак»; 1953), «За фабричной заставой» и «Мы жили по соседству» (1956), «Эскадрилья “Нормандия”» (1957), «Березы», «Комсомольцы-добровольцы» и «А годы летят» (1959), «Прощайте, голуби» и «Течет Волга» (1960), «На двенадцатом этаже» (1962), «За того парня» и «Увезу тебя я в тундру» (1972), «У деревни Крюково» (1975), «Придет и к Вам любовь» (1977), «Красный конь» (1978), «Придумай такое мне имя...» (1979), «Реченька» (1980), «Всегда с тобой», «Я всегда возвращаюсь к тебе» и «Где мой дом родной» (1983), «Сестричка» (1984), «Завтрашний день» (1985), «Роща» (1986), «Встреча, которую не забыть» (1987) и др. Исполнителями песен Марка Фрадкина были многие популярные певцы и вокально-инструментальные ансамбли. Композитор написал музыку более чем к 50 фильмам, в числе которых: «В добрый час!», «Они были первыми» и «Добровольцы» (1956), «Первый день мира» (1959), «Простая история» и «Прощайте, голуби!» (1960), «Командировка» (1961), «Течет Волга» (1962), «Верьте мне, люди» (1964), «Рано утром» (1965), «Не самый удачный день» (1966), «Дай лапу, друг!» (1967), «Почтовый роман» (1969), «Молодые» (1971), «За облаками — небо» (1973), «Юркины рассветы» (1974), «Там, за горизонтом» (1975), «Эти непослушные сыновья» (1976), «Человек меняет кожу» и «Ветер странствий» (1978), «Однажды двадцать лет спустя» (1980), «Отцы и деды» (1982), «Твое мирное небо» (1984) и др. Писал музыку и к спектаклям драматического театра. Автор книги «Моя биография» (1974). Лауреат Госпремии СССР (1979), Международного фестиваля песни в Сопоте (1972, I премия). Награжден орденами Красной Звезды (1943) и Отечественной войны II степени (1985).

 

1924 — 95 лет назад — НИКОЛАЕВА (ТАРАСЕВИЧ-НИКОЛАЕВА) Татьяна Петровна (1924–1993), советская и российская пианистка, композитор, педагог. Народная артистка СССР (1983), народная артистка РСФСР (1977), заслуженная артистка РСФСР (1955). Член Шведской королевской музыкальной академии (1988). Почетный член Кельнской консерватории. В 1947 окончила Московскую консерваторию по классу фортепиано, в 1950 — по классу композиции. Во время учебы работала концертмейстером в Высшем училище военных капельмейстеров и в Центральной музыкальной школе. В 1942 дала первый сольный концерт. С 1945 солистка Московской филармонии. Прославилась как выдающийся исполнитель произведений Д. Д. Шостаковича и И. С. Баха. Ее репертуар включал сочинения Л. ван Бетховена, Д. Скарлатти, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, И. Брамса, Б. Бартока, И. Ф. Стравинского, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского и др. С 1959 преподавала в Московской консерватории (с 1965 профессор). С начала 1990-х с большим успехом гастролировала по Западной Европе и США. Лауреат Госпремии СССР (1951), Международного конкурса им. И. С. Баха (Лейпциг, 1950, I премия), премии Роберта Шумана (Цвиккау, 1971), премии «Грэмми» (1991). Награждена медалью «За трудовую доблесть» (1966).

 

1929 — 90 лет назад — ХЕПБЕРН Одри (РАСТОН Одри Кэтлин) (1929–1993), британская актриса. Училась хореографии в Арнхеймской консерватории в Амстердаме и лондонской балетной школе М. Рамбер. Актерскую карьеру начала в 1948, снявшись в учебном фильме «Семь уроков голландского». Всемирная известность пришла к ней после исполнения главной роли в киноленте «Римские каникулы». Снялась в фильмах: «Смех в раю», «Сабрина», «Завтрак у Тиффани», «Моя прекрасная леди», «Война и мир», «Забавная мордашка», «Любовь среди дня», «Париж под дождем», «Как украсть миллион», «История монахини», «Они все смеялись» и др. С 1954 сотрудничала с ЮНИСЕФ. Лауреат премии «Оскар» в номинации «Лучшая женская роль» (1953), премии «Тони» (1954, 1968), премии «Золотой глобус» (1954), премии МКФ в Сан-Себастьяне (1959), премии «Грэмми», «Эмми», гуманитарной премии Джина Хершолта (все — 1993, посмертно).

 

1934 — 85 лет назад — САМОЙЛОВА Татьяна Евгеньевна (1934–2014), советская и российская актриса. Народная артистка РФ (1992), заслуженная артистка РСФСР (1963). Родилась в семье актера Евгения Валериановича Самойлова. Училась в балетной школе при Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (1945–1947) и в Высшем театральном училище им. Б. В. Щукина (1953–1956). В 1959 окончила ГИТИС им. А. В. Луначарского. В 1958–1959 работала в Театре им. Вл. Маяковского, в 1959–1960 — в Театре им. Евг. Вахтангова. С 1962 актриса Театра-студии киноактера (с 1992 — Государственный театр киноактера), где сыграла главные роли в постановке по драме А. Н. Островского «Гроза» и пьесе А. Н. Арбузова «Таня». В кино дебютировала в 1955, снявшись в фильме «Мексиканец». Сыграла одну из самых значительных своих ролей в кино — Веронику в картине режиссера Михаила Калатозова «Летят журавли», снятого по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Фильм вышел на экраны в октябре 1957. В 1958 на МКФ в Канне он получил главный приз — «Золотую пальмовую ветвь». Т. Самойлова получила специальный диплом за лучшую женскую роль и премию жюри «Апельсиновое дерево» как «Самой скромной и очаровательной актрисе». Сыграла в фильмах: «Неотправленное письмо» (1959), «Леон Гаррос ищет друга» (1960), «Альба Регия» (1961), «Они шли на Восток» (1964), «Анна Каренина» (1967), «Длинная дорога в короткий день» и «Нечаянные радости» (1972), «Возврата нет», «Океан» (1973), «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1975), «Двадцать четыре» (1999). В 2004 она снялась в эпизодах телесериала «Московская сага» и фильма «Сен-Жермен»; в следующем году сыграла в киноленте «Далеко от Сансет-бульвара», в 2008 — в фильме «Нирвана». Принимала участие в съемках документальных фильмов: «Нет смерти для меня» (2000), «Упавшие с небес» (2006), «Татьяна Самойлова. Пятьдесят лет одиночества» (2007), «Острова» (2009). В 1997 об актрисе был снят фильм «Трагическая пауза, или Татьянин день». Обладательница приза «Живая легенда Канн» (за творческий вклад в киноискусство) МКФ в Канне (1990), премии «Золотой орел» (2002), почетного приза Международного фестиваля кинодебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске (2004), специального приза МКФ в Москве (2007). Награждена орденами Почета (2009), «Знак Почета».

 

1934 — 85 лет назад — ХЕЙФЕЦ Леонид Ефимович, советский и российский режиссер. Народный артист РФ (1993), заслуженный деятель искусств РСФСР (1983). В 1963 окончил ГИТИС им. А. В. Луначарского (курс А. Д. Попова и М. О. Кнебель). Режиссерскую деятельность начал в Центральном театре Советской армии (ЦАТСА) постановкой дипломного спектакля «Шоссе на Большую Медведицу» Ю. С. Семенова. Поставил спектакли: «Мой бедный Марат» А. Н. Арбузова (1965), «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого (1966), «Мастера времени, или Часовщик и курица» И. А. Кочерги (1967), «Тайное общество» Г. Ф. Шпаликова и И. М. Маневича (1968), «Дядя Ваня» А. П. Чехова (1969). В 1971–1986 работал в Малом театре. На его сцене поставил спектакли: «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина (1971), «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана (1972), «Летние прогулки» А. Д. Салынского (1974), «Вечерний свет» А. Н. Арбузова (1975), «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера (1977), «Ревнивая к себе самой» Тирсо де Молины (1978), «Король Лир» У. Шекспира (1979), «Ретро» A. M. Галина (1981), «Картина» по Д. А. Гранину (1983), «Зыковы» М. Горького (1985). В 1988 вернулся в Центральный театр Советской армии (с 1992 — ЦАТРА), где до 1994 был художественным руководителем и главным режиссером. Среди постановок: «Павел I» Д. С. Мережковского (1989), «Боже, храни короля!» С. Моэма (1990), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1992). С 1998 Л. Хейфец является режиссером Театра им. Вл. Маяковского. Здесь он поставил спектакли: «Кукольный дом» Г. Ибсена (1999), «Синтезатор любви» А. Эйкборна (2002), «Спуск с горы Морган» (2005) и «Цена» (2012) А. Миллера, «Не все коту масленица» А. Н. Островского (2010), «Отцы и сыновья» Б. Фрила (2014). Среди постановок в других театрах: «Сотворившая чудо» У. Гибсона в Рижском ТЮЗе (1962), «С вечера до полудня» В. С. Розова в Петрозаводском финском театре (1970), «Гроза» А. Н. Островского в Белорусском театре им. Я. Купалы (1975), «Восточная трибуна» А. М. Галина в Театре «Современник» (1984), «Колея» В. К. Арро во МХАТе (1987), «Бегущие странники» А. Н. Казанцева (1997) и «Вишневый сад» А. П. Чехова (2000) в Театре им. Моссовета, «Полонез Огинского» Н. В. Коляды в Театре им. К. С. Станиславского (1998). Работает с театрами Болгарии, Польши, Турции, Франции и др. С именем Л. Хейфеца связана целая страница телевизионных интерпретаций русской классики: «Рудин» по роману И. С. Тургенева (1970), «Обрыв» по И. А. Гончарову (1973), «Вишневый сад» по пьесе А. П. Чехова (1976), «Доходное место» А. Н. Островского (1977) и др. Преподает в Российском институте театрального искусства — ГИТИСе (художественный руководитель мастерской на кафедре режиссуры драмы режиссерского факультета, профессор с 1991). Автор книг «Музыка в лифте» (2004) и «Призвание: неизвестному абитуриенту посвящается» (2001). Лауреат Госпремии РСФСР (1991), премии города Москвы в области литературы и искусства (2014), Международной театральной премии им. К. С. Станиславского в номинации «За вклад в развитие театральной педагогики» (2008), зрительской премии «ЖЖивой театр» в номинации «Режиссер года: мэтры» (2013), премии председателя Союза театральных деятелей РФ (2014). Награжден орденом Почета (2010).

 

1949 — 70 лет назад — БОГАТЫРЕВ Александр Юрьевич (1949–1998), советский и российский артист балета. Народный артист РСФСР (1981), заслуженный артист РСФСР (1976). В 1968 окончил Московское академическое хореографическое училище, в 1986 — педагогическое отделение кафедры хореографии ГИТИСа им. А. В. Луначарского. В 1969–1989 был солистом балета Большого театра. Исполнитель партий в спектаклях: «Раймонда» А. К. Глазунова, «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Жизель» А. Адана, «Икар» С. М. Слонимского, «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, «Легенда о любви» А. Д. Меликова, «Чайка» Р. К. Щедрина и др. В 1986–1998 преподавал дуэтный танец в ГИТИСе (с 1996 профессор), в 1989–1995 — классический и дуэтный танец в Германии, Японии, Англии, Бразилии и Южной Корее. Управляющий балетной труппой (с 1995), художественный руководитель балета (1997–1998) Большого театра. В 1998 стал инициатором создания Школы Большого театра в Бразилии. Лауреат премии Ленинского комсомола (1979), премии им. Вацлава Нижинского Парижской академии танца (1967) и Международных конкурсов артистов балета в Токио (1969, I премия) и в Москве (1969, III премия).

 

МАЯ


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.