День заповедников и национальных парков — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

День заповедников и национальных парков

2019-12-27 171
День заповедников и национальных парков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В этот день родились:

1849 — 170 лет назад — ПОМЕРАНЦЕВ Александр Никанорович (1849–1918), российский архитектор. Академик Санкт-Петербургской АХ (1893). В 1874 окончил МУЖВЗ, в 1877 — Императорскую АХ в Санкт-Петербурге. Стажировался в Италии, Франции и Швейцарии. Проектировал церковные здания в России и за границей, крупные общественные сооружения, выставочные павильоны, в т. ч. Всероссийской выставки 1896 в Нижнем Новгороде (был ее главным архитектором). В творчестве Померанцева новизна инженерно-технических решений в пространственной организации зданий сочеталась с архитектурными формами и декором в псевдорусском стиле. В Москве создал проекты постройки Верхних торговых рядов (ныне — ГУМ), комплекса сооружений Малого кольца Московской окружной железной дороги. С 1911 по его проекту на Миусской площади велось строительство грандиозного девятиглавого храма Александра Невского в ознаменование освобождения крестьян в 1861 (не закончен и впоследствии разрушен). Выполнил также архитектурную часть памятника императору Александру III близ храма Христа Спасителя (установлен в 1900, снесен в 1918). Работы в других городах: здание Городского дома в Ростове-на-Дону, храм-памятник Александра Невского в Софии, деревянная Никольская церковь в подмосковном селе Федоскино, ряд зданий в Санкт-Петербурге и др. С 1888 преподавал в Императорской АХ (с 1892 профессор, с 1894 ректор Высшего художественного училища при АХ, в 1899–1900 ректор академии).

 

ЯНВАРЯ

День работника прокуратуры Российской Федерации

События в Москве:

1959 — 60 лет назад — На Кировско-Фрунзенской (ныне — Сокольническая) линии Московского метрополитена открываются станции «Ленинские горы» (ныне — «Воробьевы горы») и «Университет». Станция «Воробьевы горы», расположенная вблизи спорткомплекса «Лужники», является самой протяженной в столичном метро. Длина зала вместе с подходными коридорами составляет 284 м. Сооружена по уникальному проекту. Станционные пути и платформа расположены на нижнем ярусе метромоста, построенного в 1958. На верхнем ярусе осуществляется автомобильное движение. Из-за несоблюдения норм строительства метромоста, которое привело к частичному разрушению несущих конструкций, в октябре 1983 станцию закрыли для пассажиров. Движение поездов осуществлялось по обходным мостам, возведенным на самостоятельных опорах по обе стороны метромоста. Реконструкция станции завершилась в декабре 2002. Станция «Университет» расположена вблизи комплекса зданий МГУ на Воробьевых горах. Ее конструкция — пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Массивные пилоны станционного зала облицованы светлым мрамором, путевые стены станции — глазурованной керамической плиткой.

 

В этот день родились:

1944 — 75 лет назад — ПОСТНИКОВА Виктория Валентиновна, советская и российская пианистка. Народная артистка РФ (2004). В 1966 окончила Московскую консерваторию. С 1970 солистка Московской филармонии. Солистка оркестра Государственной академической симфонической капеллы России. В репертуаре пианистки произведения И. С. Баха, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Ф. Мендельсона, Л. Яначека, Ф. Шопена, И. Брамса, Ф. Листа, С. С. Прокофьева, А. Г. Шнитке и др. Выступает также в фортепианном дуэте с Г. Н. Рождественским и с оркестром под его управлением. Лауреат Международного конкурса пианистов им. Вианы да Мота (Лиссабон, 1968, I премия) и IV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (Москва, 1970, III премия).

 

ЯНВАРЯ

День российской печати

События в России и мире:

1899 — 120 лет назад — Открывается первая в России линия дальней телефонной связи. Идея создания телефонной линии Санкт-Петербург — Москва возникла еще в 1887. Министерство внутренних дел России поручило решить этот вопрос Главному управлению почт и телеграфов. В сентябре 1895 по результатам испытаний была выбрана двухпроводная схема телефонной передачи. Проект поручили разработать молодому инженеру П. Д. Войнаровскому, а руководить строительством — старшему механику Рижского почтово-телеграфного округа А. А. Новицкому, имевшему практический опыт устройства телеграфных линий. Сооружение русскими специалистами первой, самой протяженной в России телефонной линии, соединившей две столицы, началось летом 1898. В нем принимали участие лучшие специалисты почтово-телеграфных округов России, ход работ был четко продуман. В начале 1899 строительство было окончено. Общая протяженность линии составила 618 верст, было использовано 2450 верст проводов. Об открытии телефонного сообщения «Санкт-Петербург — Москва» писали крупнейшие петербургские и московские газеты.

 

В этот день родились:

1854 — 165 лет назад — ЛИСОВСКИЙ Николай Михайлович (1854–1920), российский библиограф, книговед. Учился в Санкт-Петербургском лесном институте. В 1881–1882 редактировал журнал «Российская библиография», где публиковал статьи и рецензии на книги. В 1884–1894 был издателем-редактором журнала «Библиограф». Его основной библиографический труд — «Русская периодическая печать, 1703–1900». Составил также указатели литературы по музыке, театру, материалы о А. С. Грибоедове, М. Ю. Лермонтове и др. Автор работ по теоретическим вопросам библиографии и книговедения: «Библиография и библиографическое общество», «Книговедение как предмет преподавания, его сущность и задачи» и др. Разрабатывал вопросы книжной статистики. Создал и первым преподавал специальный курс книговедения в Петроградском (1913–1917) и Московском (1916–1919) университетах, а также в Московском городском народном университете им. А. Л. Шанявского. После Октябрьской революции 1917 участвовал в мероприятиях по библиотечному строительству и музейному делу.

 

1899 — 120 лет назад — КУЛЕШОВ Лев Владимирович (1899–1970), российский и советский режиссер, теоретик кино, педагог. Доктор искусствоведения (1946). Народный артист РСФСР (1969), заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). В кино начал работать в качестве художника с 1916. Один из основоположников советского кинематографа, сыграл большую роль в развитии киноязыка, монтажа, технологии съемок. В годы Гражданской войны 1918–1921 руководил документальными съемками на фронтах; в 1920 поставил агитфильм «На красном фронте». В 1919 организовал учебную мастерскую в Госкиношколе, в числе его учеников были В. И. Пудовкин, Б. В. Барнет и др. Поставил фильмы: «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», «По закону», «Горизонт», «Великий утешитель», «Мы с Урала» и др. С 1944 занимался в основном педагогической работой во ВГИКе. Автор исследований по теории и практике киноискусства, в т. ч. книги «Основы кинорежиссуры». Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени (1944), медалями.

 

1909 — 110 лет назад — ВИРСАЛАДЗЕ Симон Багратович (1909–1989), советский и грузинский театральный художник. Народный художник СССР (1976), народный художник РСФСР (1957), народный художник Грузинской ССР (1958), заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1943). Член-корреспондент (1958), действительный член (1975) АХ СССР. Учился в АХ в Тифлисе (1926–1927), продолжил образование в московском и ленинградском ВХУТЕИНах (1928–1931). С 1927 работал в театрах Тбилиси, с 1937 — в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова (главный художник театра в 1940–1962). В Кировском театре начал складываться его творческий альянс с хореографом Ю. Н. Григоровичем, сотрудничество с которым продолжилось в Большом театре. На сцене Большого были поставлены балеты: «Каменный цветок», «Иван Грозный», «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, «Легенда о любви» А. Д. Меликова, «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Спартак» А. И. Хачатуряна, «Ангара» А. Я. Эшпая, «Золотой век» Д. Д. Шостаковича, «Раймонда» А. К. Глазунова и др. В кино по его эскизам были созданы костюмы для фильмов «Гамлет» и «Король Лир» режиссера Г. М. Козинцева. Лауреат Госпремии СССР (1949, 1951, 1977), Ленинской премии (1970). Награжден орденами Ленина (1958, 1979), «Знак Почета» (1937) и медалями.

 

1924 — 95 лет назад — ПЕТИ Ролан (1924–2011), французский артист балета, хореограф. Учился в балетной школе Парижской оперы, где работал в 1940–1944 и в 1965–1972. В 1943 исполнил сольную партию в балете «Любовь-волшебница» М. де Фальи. С 1945 создавал свои собственные постановки в Театре Мариньи и в балетной труппе парижского Театра Сары Бернар. Основатель трупп «Балет Елисейских полей» (1945) и «Балет Парижа» (1948), где работал с перерывами до 1967. В 1972 стал руководителем труппы «Национальный балет Марселя», которую возглавлял до 1998. Ставил спектакли на лучших сценах Италии, Германии, Англии и др.; работал также в кино. В числе наиболее известных его постановок: «Комедианты» на музыку А. Соге, «Юноша и смерть» И. С. Баха, «Волк» А. Дютийе, «Кармен» Ж. Бизе, «Собор Парижской Богоматери» М. Жарра, «Больная роза» на музыку Г. Малера, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского и др. В 2001 поставил в Большом театре программу, состоящую из двух спектаклей: «Пассакальи» на музыку А. фон Веберна и «Пиковая дама» на музыку П. И. Чайковского. Работал с такими всемирно известными артистами балета, как М. Фонтейн, Р. Нуриев, М. Плисецкая, М. Барышников, К. Фраччи и др. Опубликовал воспоминания «Я танцевал на гребне волн» и «Вместе с Нуриевым». Лауреат Национальной премии Франции в области литературы и искусства (1975) и Госпремии РФ (2001). Кавалер ордена Почетного легиона (1974), офицер ордена «За заслуги в области искусства и литературы» (1965).

 

1954 — 65 лет назад — ГЛЫЗИН Алексей Сергеевич, советский и российский эстрадный певец. Заслуженный артист РФ (2006). Учился в Тамбовском культурно-просветительном училище и на эстрадно-духовом факультете Московского государственного института культуры. Выступал в составе вокально-инструментальных ансамблей: «Добры молодцы», «Самоцветы», «Ритм», «Веселые ребята». Исполнитель популярных песен: «Легко сказать», «Пришла пора», «Треугольник», «Корабли», «Бологое», «Вечер при свечах», «Бродячие артисты», «Розита», «Не волнуйтесь, тетя» и др. В 1989 начал сольную карьеру. Снимался в кино. Участник и лауреат телевизионного фестиваля «Песня года», Международного фестиваля политической песни «Красная гвоздика» в Сочи (1976), Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1985). Обладатель премии «Шансон года» (2016).

 

1964 — 55 лет назад — ВАХА Артур Викторович, советский и российский актер. Заслуженный артист РФ (1999). После окончания в 1984 Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии был принят в Ленинградский государственный академический театр комедии (с 1986 — им. Н. П. Акимова). С 2005 в труппе Театра им. Ленсовета (в настоящее время — приглашенный артист). Исполнитель ролей в спектаклях: «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, «Как важно быть серьезным» О. Уайльда, «Деревенская жена» У. Уичерли, «Зойкина квартира» М. А. Булгакова, «Заговор чувств» Ю. К. Олеши, «Заповедник» по С. Д. Довлатову, «Смерть коммивояжера» А. Миллера и др. Участвует в постановках на сценах других театров. В кино снимался в фильмах: «Бакенбарды», «Ты у меня одна», «Линии судьбы», «Повторение пройденного», «Срочно требуется Дед Мороз», «Заяц, жаренный по-берлински», «Золото Трои», «Фурцева», «Белая гвардия» и др. Озвучивает игровые и анимационные киноленты.

 

ЯНВАРЯ

Старый Новый год

События в России и мире:

1814 — 205 лет назад — В Санкт-Петербурге в торжественной обстановке открывается для посещения Императорская Публичная библиотека. Была основана 27 мая 1795 высочайшим повелением императрицы Екатерины II, которая лично следила за строительством здания библиотеки и принимала участие в сборе книг для библиотечного фонда. В первые годы после открытия Публичную библиотеку посещало ежегодно от 500 до 600 человек — ученые, чиновники, военные, представители духовенства, купцы, мещане, учащиеся гражданских и военных учебных заведений. Здесь служили баснописец И. А. Крылов, поэты Н. И. Гнедич и К. Н. Батюшков, литератор М. Е. Лобанов, лицейский друг А. С. Пушкина поэт А. А. Дельвиг, романист и драматург М. Н. Загоскин, художественный и музыкальный критик, историк искусства В. Н. Стасов. Для работы в Депо манускриптов был приглашен выдающийся русский филолог и поэт А. Х. Востоков. После Февральской революции 1917 библиотека была переименована в Российскую публичную библиотеку, в 1925 — в Ленинградскую государственную Публичную библиотеку (с 1932 — им. М. Е. Салтыкова-Щедрина). После возвращения городу исторического названия в 1991 именовалась Санкт-Петербургской государственной публичной библиотекой им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. В соответствии с указом Президента РФ от 27 марта 1992 г. № 313 Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина преобразована в Российскую национальную библиотеку, является ее правопреемником, отнесена к особо ценным объектам национального наследия и составляет историческое и культурное достояние народов Российской Федерации. Сегодня Российская национальная библиотека (РНБ) стоит в одном ряду с крупнейшими мировыми центрами, сохраняющими культурное наследство. Ее фонды насчитывают ок. 36 млн произведений печати и иных информационных ресурсов, доступных широкому кругу пользователей. Она обладает крупнейшим в мире собранием русских книг, изданных до 1917. Ежегодно в РНБ обслуживается ок. 1,5 млн посетителей; выдается почти 14 млн книг и других документов.

 

1914 — 105 лет назад — Выходит первый номер профессионального журнала «Журналист». Его основателем и первым главным редактором был литературовед и искусствовед, профессор Московского университета Владимир Максимович Фриче (1870–1929). В настоящее время «Журналист» — независимое издание журналистского сообщества России, освещающее все грани деятельности печатных и электронных средств массовой информации. На его страницах публикуются также статьи иностранных журналистов и аналитиков.

 

События в Москве:

1929 — 90 лет назад — В ходе укрупнения единиц административно-территориального деления РСФСР образована Московская область. Первоначальное название — Центрально-Промышленная область. В ее состав вошли упраздненные Московская, Рязанская, Тверская, Тульская губернии, а также части Владимирской и Калужской губерний. Область делилась на 10 округов. В июне того же года была переименована в Московскую область. Исторически Московской области предшествовала Московская губерния, учрежденная в 1708 Петром I. Московская область (Подмосковье) является субъектом Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Органы государственной власти Московской области в соответствии с историческими традициями размещаются на территории г. Москвы и Московской области (г. Красногорск). 1 июля 2012 значительная часть территории Московской области была присоединена к территории Москвы. При изменении границ города и области Москве отошли целиком территории 21 муниципального образования: два городских округа — Троицк и Щербинка, 19 городских и сельских поселений, входивших в Подольский, Ленинский и Наро-Фоминский районы, а также часть Одинцовского и Красногорского районов. Вследствие этой передачи территория Московской области уменьшилась на 144 тыс. га, а население — на 230 тыс. человек. По состоянию на 11 января 2018 административно Московская область состоит из 15 районов, 45 городов областного подчинения, 2 поселков городского типа областного подчинения и 5 закрытых административно-территориальных образований. Площадь области — 4432,9 тыс. га (на 1 января 2017), численность населения составляет 7,504 млн человек (на 1 января 2018).

 

В этот день родились:

1824 — 195 лет назад — СТАСОВ Владимир Васильевич (1824–1906), российский художественный и музыкальный критик, историк искусства. Почетный член Санкт-Петербургской АН (1900). В 1843 окончил Императорское училище правоведения в Санкт-Петербурге. Работал по специальности, но вскоре целиком посвятил себя искусству. С 1847 систематически выступал в печати со статьями по литературе, искусству, музыке. С 1856 сотрудник Императорской Публичной библиотеки, с 1872 заведовал художественным отделом. По инициативе Стасова был организован ряд выставок древнерусских рукописей, он выдвинул и осуществил идею создания коллекции гравированных портретов Петра I, составлял «Отчеты» Публичной библиотеки (1856–1861, 1872–1873). За время его работы фонды художественного отдела увеличились на треть. Участвовал в комплектовании и других отделов библиотеки, стремился своевременно обеспечить заказы на новейшие книги по истории, этнографии, археологии, географии, языкознанию, на произведения художественной литературы. Активно участвовал в творческой жизни Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок, первым оценил и поддержал творчество М. М. Антокольского, В. М. Васнецова, В. В. Верещагина, И. Н. Крамского, В. Г. Перова, И. Е. Репина и других художников, композиторов «Новой русской музыкальной школы», названной им Могучей кучкой. Поддерживал творчество А. К. Глазунова, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, Ф. И. Шаляпина. Одним из первых начал систематическую работу по собиранию и публикации эпистолярного наследия русских художников и композиторов. Как историк искусства утверждал значение великих реалистических традиций творчества Д. Веласкеса, Рембрандта, Ф. Халса, Ф. Гойи. Пропагандировал в России музыку Л. ван Бетховена, Ф. Листа, Г. Берлиоза, Ф. Шопена, Э. Грига и др. Автор более 30 монографий, в т. ч. посвященных композиторам (М. И. Глинке, М. П. Мусоргскому, А. П. Бородину и др.) и художникам (К. П. Брюллову, В. Г. Перову, Н. Н. Ге и др.).

 

1884 — 135 лет назад — ЯКУЛОВ Георгий Богданович (1884–1928), российский и советский художник, график. Представитель русского авангарда первой половины XX в. Учился в Лазаревском институте восточных языков, в МУЖВЗ, занимался в мастерской К. Ф. Юона. Свои произведения представлял на московских выставках «Союза русских художников» и «Мира искусства». В 1906–1907 разработал собственную теорию света и происхождения стилей в искусстве — теорию «разноцветных солнц». Занимался оформительскими работами в московских артистических кафе «Красный петух» и «Стойло Пегаса», которые украсил футуристическими композициями (частично сохранились эскизы и сами панно). Работал как театральный художник, создавая декорации для спектаклей Камерного театра, Театра Совета рабочих депутатов, парижской антрепризы С. П. Дягилева.

 

1939 — 80 лет назад — ЗАЩИПИНА Наталья Александровна, советская и российская актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1972). После окончания в 1961 актерского факультета ВГИКа была принята в труппу Театра сатиры. Исполнительница ролей в спектаклях: «Как пришить старушку» Дж. Патрика, «Вечерний выезд общества слепых» В. А. Шендеровича, «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера, «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Маленькие комедии большого дома» А. М. Арканова и Г. И. Горина, «Неаполь — город миллионеров» Э. де Филиппо и др. Впервые снялась в кино в пятилетнем возрасте (1944). Сыграла в кинолентах: «Жила-была девочка», «Слон и веревочка», «Первоклассница», «У них есть Родина», «В степи», «Дети партизана», «Ваня», «Евдокия», «Это мы не проходили» и др. Озвучивает зарубежные фильмы.

 

1959 — 60 лет назад — ЛОБОЦКИЙ Анатолий Анатольевич, советский и российский актер. Народный артист РФ (2013), заслуженный артист РФ (1998). В 1979 окончил режиссерский факультет Тамбовского филиала Московского государственного института культуры, в 1985 — ГИТИС им. А. В. Луначарского. С 1985 актер Театра им. Вл. Маяковского. Выходит на сцену в постановках: «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова, «Карлик» П. Лагерквиста, «Не о соловьях» Т. Уильямса, «Молва» А. Д. Салынского, «Театр времен Нерона и Сенеки» Э. С. Радзинского, «Господин Пунила и его слуга Матти» Б. Брехта и др. Занят также в спектаклях Театра «Миллениум», «Открытого театра Юлия Малакянца». В 2001 впервые сыграл в антрепризном спектакле «Играем Стриндберг блюз» в постановке М. М. Козакова. В кино с 1988. Снимался в фильмах: «Объективные обстоятельства», «Зависть богов», «Тихие омуты», «Сыщик без лицензии», «Наследницы», «Крестный сын», «Другая женщина, другой мужчина», «Волчица», «Под Большой Медведицей», «Личная жизнь доктора Селивановой», «Гадание при свечах» и др. Приз за лучшую мужскую роль на фестивале «Виват, кино России!» (2001).

 

ЯНВАРЯ

События в России и мире:

1759 — 260 лет назад — В Лондоне для посетителей открывается Британский музей. Был создан в 1753 на основе трех коллекций — коллекции известного британского врача и натуралиста Х. Слоуна, коллекции старинных английских рукописей графа Р. Харли, а также собрания исторических манускриптов, редких книг и монет коллекционера Р. Коттона, которые стали основой Британской библиотеки. Музей изначально задумывался как собрание древностей Древней Греции и Древнего Рима. Вместе с археологическими находками и предметами искусства, которые привозили в Лондон со всех уголков колониальные агенты Британской империи, музей пополнялся рисунками, гравюрами, медалями, монетами и книгами самых разных эпох. В настоящее время Британский музей является главным историко-археологическим музеем Великобритании и одним из крупнейших музеев мира, который посещают в среднем 6,5 млн человек в год.

 

В этот день родились:

1904 — 115 лет назад — ЯКОБСОН Леонид Вениаминович (1904–1975), советский артист балета, балетмейстер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). В 1926 окончил Ленинградское государственное театральное балетное училище. Работал в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова как танцовщик (1926–1933) и балетмейстер (1942–1950 и 1956–1975). В 1933–1942 балетмейстер Большого театра. Хореографическую деятельность начал во второй половине 1920-х с постановок номеров в жанре миниатюры, который всегда оставался ведущим в его творчестве. На разных сценах поставил спектакли: «Тиль Уленшпигель» на музыку Р. Штрауса, «Шурале» Ф. З. Яруллина, «Сольвейг» Э. Грига, «Спартак» А. И. Хачатуряна, «Двенадцать» Б. И. Тищенко и др. В 1969 стал основателем и художественным руководителем творческого коллектива «Хореографические миниатюры» (ныне — Санкт-Петербургский государственный академический театр балета им. Леонида Якобсона). Постановщик композиций: «Моцартиана», «Бродячий цирк» и «Контрасты» И. Ф. Стравинского, «Экзерсис XX» на музыку И. С. Баха, «Блестящий дивертисмент» М. И. Глинки, «Клоп» и «Свадебный кортеж» Д. Д. Шостаковича и др. Лауреат Госпремии СССР (1951).

 

1909 — 110 лет назад — ТУМАНОВ (ТУМАНИШВИЛИ) Иосиф Михайлович (1909–1981), советский театральный режиссер, педагог. Народный артист СССР (1964), народный артист РСФСР (1958), заслуженный артист РСФСР (1941), заслуженный деятель искусств РСФСР (1954). Сценическую деятельность начал в 1923 в Тифлисе. В 1929 окончил драматические курсы п/р Ю. А. Завадского. Был актером Театра-студии Завадского (1925–1932), где сыграл ряд ведущих ролей. Главный режиссер Московского рабочего художественного театра (1933–1934), режиссер Нового театра (1934–1936). С 1936 режиссер, в 1938–1946 главный режиссер Государственного оперного театра им. народного артиста Республики К. С. Станиславского (с 1941 — Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). Здесь поставил оперы: «Дарвазское ущелье» Л. Б. Степанова, «Чапаев» Б. А. Мокроусова, «Бал-маскарад» Дж. Верди и др. В 1946–1953 художественный руководитель Государственного театра «Московская оперетта». Поставил спектакли: «Вольный ветер» И. О. Дунаевского, «Беспокойное счастье», «Трембита» и «Девичий переполох» Ю. С. Милютина и др. В 1953–1961 главный режиссер Театра им. А. С. Пушкина. С 1961 главный режиссер Кремлевского дворца съездов, одновременно (1964–1970) — Большого театра. Постановщик опер: «Дон Карлос» Дж. Верди, «Октябрь» В. И. Мурадели и др. В 1967 осуществил постановки опер «Хованщина» и «Борис Годунов» М. П. Мусоргского на сцене миланского Ла Скала. В 1980 был главным режиссером торжественных церемоний открытия и закрытия XXII летних Олимпийских игр в Москве. С 1951 преподавал в ГИТИСе (с 1970 завкафедрой режиссуры). Лауреат Госпремии СССР (1950). Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени (1940, 1947, 1967), Октябрьской Революции (1976, 1980), «Знак Почета» (1955), а также медалями.

 

1939 — 80 лет назад — ТАМРАЗОВ Николай Ишувич (Ишуевич), советский и российский актер, поэт, певец, режиссер, музыкальный обозреватель, радио- и телеведущий. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1991). Окончил Харьковское хореографическое училище и факультет режиссуры музыкальных театров Харьковского института искусств. С 1956 артист балета Днепропетровского драматического театра им Т. Г. Шевченко, одновременно играл и драматические роли; с 1961 артист эстрады, конферансье Укрконцерта. С 1975 в Москонцерте, где работал в качестве конферансье, затем художественного руководителя Творческой мастерской сатиры и юмора. В 1978–1982 был руководителем эстрадного курса в Государственном училище циркового и эстрадного искусства. С 1980 ставил эстрадные и фестивальные программы во многих городах СССР, а также за рубежом. С 1991 работает на радио, сначала на радиостанции «Маяк», позднее — «Эхо Москвы». Был ведущим передач: «Радиомолодушка», «Московский хор», «За рюмкой чая», «Горячий привет», «Бомонд», «Бабник» и др. В кино снимался в фильмах: «Мужчины и все остальные», «Сыщики» и др.

 

ЯНВАРЯ

В этот день родились:

1849 — 170 лет назад — ДАВЫДОВ Александр Давыдович (КАРАПЕТЯН Арсен Давыдович) (1849–1911) (по др. сведениям родился 16 января 1850), российский артист оперы (тенор), оперетты, эстрады армянского происхождения. Образование получил в московском Лазаревском институте восточных языков. Сценическую деятельность начал в Тифлисе в качестве хориста Итальянской оперы. В 1872–1876 выступал в опереточных труппах во Владикавказе, Ставрополе, Ростове-на-Дону. В 1876 на сцене Большого театра исполнил партию Торопки Голована в опере А. Н. Верстовского «Аскольдова могила». С 1876 выступал на сцене московского Общедоступного театра Ф. М. Урусова и С. В. Танеева, где исполнял комические роли, позже — в Московском артистическом кружке в опереттах («Птички певчие» и «Синяя борода» Ж. Оффенбаха, «Легкая кавалерия» Ф. Зуппе, «Корневильские колокола» Р. Планкета), в музыкальной мозаике «Цыганские песни в лицах». В 1878–1884 был артистом Малого театра, где был занят в водевилях и драмах. Получил известность как исполнитель цыганских песен. Выступал также в жанре мелодекламации.

 

1924 — 95 лет назад — ДАВЫДОВ Владлен Семенович (1924–2012), советский и российский актер. Народный артист РСФСР (1969), заслуженный артист РСФСР (1959). В 1943 поступил в только что созданную Школу-студию МХАТ, где учился на курсе И. М. Раевского. Окончив ее в 1947 (выпускник первого набора), был принят в труппу Московского Художественного театра. К 100-летию МХАТа поставил телевизионный фильм «Если бы знать» и фильм о Борисе Георгиевиче Добронравове. Автор статей и воспоминаний о мастерах МХАТа и кино. В кино дебютировал в 1945, снявшись в фильме «Иван Грозный» (не указан в титрах). Снимался в кинолентах: «Встреча на Эльбе» и «Кубанские казаки» (1949), «Застава в горах» (1953), «Хождение по мукам» (1957), «Человек-амфибия» (1961), «Выстрел» (1966), «За нами Москва» (1967), «Освобождение» (1968), «Звезда в ночи» и «Табачный капитан» (1972), «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Солдаты свободы» (1976), «Сицилианская защита» (1980), «Крепыш» (1981), «ТАСС уполномочен заявить» (1984), «Трагедия века» (1993), «Великий полководец Георгий Жуков» (1995), «Завещание императора» и «Зависть богов» (2000), «Утомленные солнцем-2: Цитадель» (2011) и др. Участвовал в съемках документальных лент «Михаил Пуговкин. Житие мое…» и «“Человек-амфибия” 40 лет спустя», а также циклов передач «Чтобы помнили…» (фильмы о С. Лукьянове, В. Дружникове, Р. Нифонтовой, Б. Ливанове) и «Как уходили кумиры» (о И. Пырьеве, М. Ладыниной, Л. Орловой, Г. Александрове). Лауреат Госпремии СССР (1950, 1951), Госпремии РФ (1998). Обладатель приза им. П. Б. Луспекаева «Госпожа удача» на ОФК стран СНГ и Балтии (1999). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004), Почета (1998), Дружбы народов (1984), «Знак Почета» (1950).

 

1934 — 85 лет назад — ЛАНОВОЙ Василий Семенович, советский и российский актер. Народный артист СССР (1985), народный артист РСФСР (1978), заслуженный артист РСФСР (1968), народный артист Республики Северная Осетия — Алания (2015), заслуженный артист Республики Северная Осетия — Алания (2010). Член Гильдии актеров Союза кинематографистов РФ, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». Председатель Межрегионального общественного фонда содействия сохранению и развитию патриотических и культурных традиций «Армия и культура» (с 1995). Член Общественной палаты РФ (2008–2009), Общественного совета при Министерстве обороны РФ (председатель комиссии по культурно-шефской работе и межнациональным отношениям) и Благотворительного совета города Москвы. В 1957 окончил Высшее театральное училище им. Б. В. Щукина (курс Ц. Л. Мансуровой) и был принят в труппу Театра им. Евг. Вахтангова. Первой работой актера на этой сцене была роль политрука Бакланова в спектакле «Вечная слава» по пьесе Б. Рымаря. Еще во время учебы (1954) дебютировал в кино, снявшись в фильме «Аттестат зрелости». Впоследствии сыграл роли в кинолентах: «Павел Корчагин» (1956), «Алые паруса», «Полосатый рейс» (1961), «Коллеги» (1962), «Иду на грозу» (1965), «Война и мир» (1965–1966), «Анна Каренина» и «Пароль не нужен» (1967), «Шестое июля» (1968), «Офицеры» (1971), «Пятьдесят на пятьдесят» (1972), «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Анна и Командор» (1974), «Дни Турбиных» (1976), «Встреча на далеком меридиане» и «Странная женщина» (1977), «Огарева, 6» и «Петровка, 38 (1980), «Приступить к ликвидации» (1983), «Картина» (1985), «Непредвиденные визиты» (1992), «Барышня-крестьянка» (1995), «Незримый путешественник» (1998), «Брежнев» (2005), «Одна любовь души моей» (2007), «Дом на Озерной» (2009), «Старики» (2010) и др. С 1985 Василий Лановой преподает в Вахтанговском училище (ныне — Театральный институт им. Б. Щукина), завкафедрой сценической речи, профессор. Более 10 лет возглавляет детский кинофестиваль «Артек». Автор книг «Счастливые встречи» (1983) и «Летят за днями дни» (2004). Лауреат Ленинской премии (1980), премии Московского комсомола (1972), премии КГБ СССР (1983), премии МВД СССР (1984), Большой литературной премии России (2009), Царскосельской художественной премии (2010), Российской национальной актерской премии им. Андрея Миронова «Фигаро» в номинации «За служение театральному Отечеству» (2012), премии Дружбы народов «Белые журавли России» с вручением одноименного ордена (2016), премии «Хрустальная Турандот» (2016). Обладатель приза за лучшую мужскую роль КФ «Новое кино России» (1999). В 1971 за роль Ивана Вараввы в фильме «Офицеры» журналом «Советский экран» был признан лучшим актером года. Награжден орденами Дружбы народов (1994), Почета (2001), «За заслуги перед Отечеством» IV (2004), III (2008) степени, Александра Невского (2013), знаком отличия «За заслуги перед Москвой» (2008), медалью «Памяти героев Отечества» (2016). Имеет общественные награды, а также государственные награды Белоруссии и Украины.

 

ЯНВАРЯ

В этот день родились:

1799 — 220 лет назад — ИСТОМИНА Авдотья (Евдокия) Ильинична (1799–1848), российская артистка балета. В 1816 окончила Санкт-Петербургское театральное училище, в том же году дебютировала на сцене петербургского Большого (Каменного) театра в балете «Ацис и Галатея». Вскоре заняла положение примы балетной труппы. Танцевала заглавные партии в балетах, поставленных Ш. Дидло: «Зефир и Флора», «Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность», «Дон Карлос и Розальба, или Любовник, кукла и образец», «Альмавива и Розина, или Обманутый опекун», «Пажи герцога Вандомского», «Калиф Багдадский», «Сумбека, или Покорение Казанского царства» и др. Исполняла главные роли в постановках на сюжеты пушкинских романтических поэм — черкешенки в балете «Кавказский пленник, или Тень невесты» и княжны Людмилы в балете «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника». Среди поклонников таланта Истоминой были А. С. Грибоедов, драматург А. А. Шаховской, автор водевилей и переводчик Н. В. Всеволожский, многие будущие декабристы. Ее воспел А. С. Пушкин в своей поэме «Евгений Онегин».

 

1884 — 135 лет назад — ГОРОДЕЦКИЙ Сергей Митрофанович (1884–1967), российский и советский поэт, драматург, публицист. Учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Занимался славяноведением, античностью, русской литературой, историей искусств, философией и фольклором, писал стихи. В 1911 стал одним из организаторов «Цеха поэтов», в который входили Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам и др. Активно популяризировал творчество «новых крестьянских поэтов» (Н. А. Клюева, С. А. Клычкова, С. А. Есенина и др.). После Октябрьской революции 1917 руководил отделом агитации и пропаганды в РОСТА, редактировал различные журналы, выступал с лекциями и статьями о русской поэзии, музыке, живописи и культуре кавказских народов. С 1921 жил в Москве. Работал в Театре революции, затем в литературном отделе газеты «Известия». В 1930-х писал оперные либретто. Выпустил книги символистских стихов с фольклорным уклоном («Ярь», «Перун», «Дикая воля»), книгу восьмистиший «Цветущий посох», повести («Черная шаль», «Памятник восстания», «Сутуловское гнездовье»), роман «Алый смерч», автобиографический очерк «Мой путь» и др. Переводил польскую, болгарскую, украинскую, белорусскую поэзию. В последние годы жизни преподавал в Литературном институте им. А. М. Горького. Награжден орденом «Знак Почета» (1964).

 

ЯНВАРЯ


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.