Методические указания написания курсовой работы — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Методические указания написания курсовой работы

2019-12-19 93
Методические указания написания курсовой работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

ПО

ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.07 Управление конкуренцией

        

 

Направление подготовки38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) программы Экономика предприятий и организаций

Уровень высшего образования Бакалавриат

Программа подготовки академическийбакалавриат

 

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

· Вопросы к экзамену

1. Основы и сущность научных подходов к определению конкуренции

2. Формы и виды конкуренции.

3. Условия существования конкуренции.

4. Причины, вызывающие конкуренцию.

5. Особенности развития конкуренции в современной экономике

6. Правовое регулирование в сфере конкуренции.

7. Конкурентные силы в отрасли по М. Портеру.    

8. Антитрестовское законодательство США.

9. Российский Закон «О защите конкуренции».

10. Первичная и вторичная информация о конкурентах.

11. Аналитический открытый метод анализа конкурентоспособности

12. Понятие бенчмаркинга и особенности его применения.

13. Метод конкурентной разведки.

14. Особенности вторичной информации о конкурентах. Виды ее источников.

15. Понятие, цели и методы конкурентного анализа.

16. Макросреда предприятия, факторы, экономические показатели в управлении конкурентоспособностью.

17. PEST – анализ как инструмент управления конкурентоспособностью

18. Этапы проведения конкурентного анализа во внешней среде.

19. Методы обработки и экономической оценки результатов конкурентного анализа 

20. Микросреда предприятия, факторы конкурентоспособности и экономические показатели в управлении конкурентоспособностью

21. Этапы проведения конкурентного анализа в микросреде среде.

22. Матрица оценки факторов конкурентоспособности

23. Экономические и социально-экономические показатели как инструмент конкурентного анализа

24. Конкурентоспособность маркетинговой политики.

25. Конкурентоспособность цен.

26. Роль сбытовой политики в управлении конкурентоспособностью

27. Понятие оценки конкурентоспособности предприятия.

28. Анализ конкурентоспособности объекта (предприятия, региона, страны) с использованием рейтингового метода и шкалирования.

29. Конкурентная карта рынка

30. Методы стратегического диагноза конкурентоспособности предприятия 

31. Многоугольник конкурентоспособности.

32. Методы стратегического диагноза конкурентоспособности предприятия 

33. Классификация конкурентных преимуществ.

34. Управление конкурентными преимуществами.

35. Стратегии формирования, наращивания и управления конкурентными преимуществами.

36. Роль экономических показателей в управлении конкурентными преимуществами.

37. Понятие конкурентного преимущества и его источники.

38. Новация как один из источников конкурентного преимущества предприятия

39. Классификация конкурентных преимуществ.

40. Управление конкурентным преимуществом в процессе конкурентной борьбы.

41. Классификация конкурентных стратегий.

42. Маркетинговые стратегии.

43. Стратегии ведения конкурентной борьбы.

44. Конкурентная стратегия на основе анализа факторов внутренней среды предприятия

45. Базовые стратегии конкуренции

46. Условия формирования конкурентных преимуществ и базовых стратегий конкуренции

47. Этапы разработки конкурентной стратегии

48. Использование экономических и социально-экономических показателей для формирования управленческих решений в области конкурентных стратегий

49. Метод конкурентной разведки.

50. Управление конкурентоспособностью предприятий на основе целевых показателей.

 

 

Темы курсовой работы

 

Примерный перечень тем курсовых работ по дисциплине «Управление конкуренцией»

 

Тематика рефератов – теоретической части курсовой работы:

 

1. Современное состояние конкуренции на отраслевом рынке исследуемого объекта

2. Анализ конкурентных сил предприятия в отрасли по М. Портеру

3. Анализ конкурентной политики предприятия на отраслевом рынке региона

4. Анализ и оценка управления предприятием в условиях реализации (внедрения) конкурентной стратегии

5. Разработка управленческих решений повышения конкурентоспособности предприятия и оценка их эффективности

6. Разработка программы реализации конкурентной стратегии

7. Стратегический анализ как инструмент формирования конкурентной стратегии предприятия

8. Основы выстраивания коммуникативной (в т.ч. электронной) поддержки конкурентоспособности предприятия

9. Практика развития бенчмаркинга в деятельности предприятия

10. Основы формирования стратегии достижения конкурентных преимуществ на отраслевом рынке

11. Коммуникативная политика делового общения и деловой переписки в управлении конкуренцией и особенности электронных коммуникаций

12. Способы сбора экономических и социально-экономических показателей для анализа конкуренции и их применения в обосновании управленческих решений ее повышения;

13. PEST–анализ как инструмент управления конкуренцией и достижения эффективных экономических результатов

14. Анкетирование потребителей как инструмент управления конкурентоспособностью на предприятии

15. Мониторинг микросреды как инструмент формирования базы стратегических данных достижения эффективных экономических результатов;

16. Управление конкурентоспособностью предприятий на основе целевых показателей

17. Выбор поставщиков как инструмент управления конкурентоспособностью предприятия и повышения экономических и социально-экономических показателей в деятельности предприятия

18. Эффективность продвижения бизнеса. Роль посредников в повышении конкурентоспособности предприятия

19. Матрица оценки факторов микросреды предприятия как инструмент конкурентного анализа и повышения эффективности социально-экономических показателей

20. Матрица оценки факторов микросреды предприятия как метод анализа конкуренции и обоснования управленческих решений в повышении экономической эффективности

21. Оценка уровня конкурентоспособности и ее влияния на экономическую эффективность

22. Методы стратегического диагноза конкурентоспособности предприятия

23. Метод построения конкурентной карты рынка.

24. Методы обработки и оценки результатов конкурентного анализа и его влияния на совершенствование экономической политики предприятия

25. Управление конкурентными преимуществами на отраслевом рынке

26. Базовые стратегии конкуренции: практика применения в развитии бизнеса

27. Этапы разработки конкурентной стратегии

28. Использование экономических и социально-экономических показателей для формирования управленческих решений в области конкурентных стратегий

 

 

Тема работы   - выбирается по согласованию с руководителем (на последнем занятии) или в соответствии с номером в журнале (в случае отсутствия студента при выборе темы)

Объект выбирается самостоятельно – любая организация или предприятие по месту жительства студента или Ивановского региона

Структура курсовой работы

Введение

Глава 1. Теоретические основы …… (вписать в соответствии с выбранной темой) – формирование материалов в соответствии с методикой написания курсовой работы (смотри далее)

Ход выполнения

Конкурентный анализ ставит своей целью определение на основе описательного метода выявить основных конкурентов и факторы сравнения.

На первом этапе, используя информационный материал о предприятии: а) опишите основных конкурентов (2-3 объекта); б) выберете основные факторы конкурентоспособности (не менее 8: качество обслуживания, ценовая политика и т.п.); в) заполните сводную таблицу факторов конкурентоспособности объектов исследования.

Например.

Конкурент 1 – ООО «Ботаник», образованное в 2016 году.

Местонахождение - ….

Ассортимент - ….

Качество обслуживания - …

Ценообразование - …

Реклама - …

….

Студент выбирает любые другие факторы и прописывает их по каждому объекту.

Конкурент 2 – ООО «Эксперт», образованное в 2015 году.

 Местонахождение - ….

Ассортимент - ….

Качество обслуживания - …

Ценообразование - …

Реклама - …

….

 

На втором этапе, необходимо применить аналитический способ анализа результатов маркетинговых исследований.Данный способ проведения анализа конкурентоспособности является расчетно-аналитическим и базируется на цифровом материале. Используя заданные весовые параметры, установите значение параметра p 1 для каждого исследуемого объекта и рассчитайте конкурентоспособность.

Эксперту предлагается оценить конкурентоспособность каждого объекта по указанным параметрам исходя из 100%, например оценка качества по конкуренту номер №1 составляет 70% из 100%.                    В таблицу записывается коэффициент 0,70 (p 1) - оценка конкурентоспособности объекта по данному параметру. Далее проводится расчет показателя a 1 p 1 произведение весомости – 0,15 и оценки конкурентоспособности объекта по данному параметру p 1 – 0,7. Соответственно a 1 p 1 равно 0,105. Итогом расчетов является сумма показателей a 1 p 1 по всем параметрам. Данный показатель характеризует главного конкурента среди исследуемых объектов или лидера рынка.

В таблице представлены параметры в качестве примера и могут быть исправлены на другие по выбору студента.

Внимание! Анализируется деятельность только выявленных конкурентов.

Таблица - Сводная таблица показателей конкурентоспособности предприятий: аналитический метод стратегического анализа и метод экспертной диагностики

Параметры

(представлены в качестве примера)

Весомость1 параметров a1

конкурент 1

Фирма или СЕБ

конкурент 2

p12 a1p1 p1 a1p1 p1 a1p1
Качество 0.15            
Местонахождение 0.08            
 Ценообразование 0.13            
0.05            
0.04            
Ассортимент 0.09            
0,05            
0.05            
 Реклама 0.06            
Эффективность финансовой политики 0,14            
Репутация фирмы (независимая оценка) 0.07            
Широта сегмента рынка 0,09            
∑ a1p1 E=1.0            

 

Обязательно формируются выводы, проводится анализ и описываются заключения по результатам анализа данных таблицы.

 

На третьем этапе проводится анализ конкурентоспособности объекта исследования в сравнении с основным конкурентом, выявленным на 2 этапе. Имитируя ситуацию следования за лидером проводится оценка факторов сильных и слабых сторон предприятия дается в сравнении с основным конкурентом на рынке услуг по интервальной шкале путем присвоения каждому фактору определенного балла: плохо (1,2,3), посредственно (4,5,6,7), хорошо (8,9,10).

Сферы бизнеса (в таблице) могут быть заменены на ресурсы или потенциалы (экономический, маркетинговый и т.п.).

Наиболее ярко представить анализ имитационным способом в целях стратегического диагноза конкурентоспособности позволяет графический способ. На данном этапе практикума следует сравнивать исследуемые предприятия с основным (выявленным) конкурентом.

Используя графический способ, составьте сводную таблицу количественных показателей по разделам (табл.2).

Таблица 2 -Методика анализа сильных сторон предприятия (SWOT-анализ)

 

 Показатели

Оценка (баллы)

Плохо

Посредственно

Хорошо

1 2 3 4 5 6 7

8

9 10 1. Социально-экономические показатели              

 

    Критерии оценки данной сферы бизнеса              

 

    1.1.              

 

    1.2.              

 

    1.3.              

 

    2. Имущественный комплекс              

 

    Критерии оценки данной сферы бизнеса              

 

    2.1.              

 

    2.2.              

 

    2.3.              

 

    3. Маркетинговая политика ….              

 

                           

 

Ход выполнения

На первом этапе студенту необходимо определить рыночную долю анализируемого предприятия гостиничного хозяйства. Для этого необходимо оценить емкость рынка гостиничного хозяйства города - потенциально возможный объем реализуемых на нем услуг в течение определенного промежутка времени (за год). Емкость рынка измеряется как в натуральном выражении (количество потребителей услуг, койко-мест) так и в стоимостном выражении (объем поступлений от продаж в денежном выражении).

Зная емкость рынка, определим долю активного рынка (Dr) объектов исследования по следующей формуле:

Dr = Vу / Per,

где Vу – объем продаж предприятия в год;

Per – потенциальная емкость рынка.

На втором этапе студент определяет позиции объектов исследования и определяет:

1. Лидера рынка;

2. Предприятия с сильной конкурентной позицией;

3. Предприятия со слабой конкурентной позицией; 

4. Аутсайдеры рынка

 

На третьем этапе студенту необходимо определить степень изменения конкурентной позиции своего предприятия. По результатам анализа заполняется таблица и выделяются:

1. Предприятия с быстро улучшающейся конкурентной позицией;

2. Предприятия с улучшающейся конкурентной позицией;

3. Предприятия с неизменившейся конкурентной позицией;

4. Предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией;

5. Предприятия с быстро ухудшающейся конкурентной позицией.

На основе сделанных выводов студент может построить конкурентную карту рынка, исходя из перекрестной классификации размера и динамики рыночной доли объектов исследования.

В зависимости от позиции в матрице предприятия, поделятся на следующие группы:

1. лидеры рынка:

А-1 и А-2 при наличии ресурсов и внутренних возможностей выберут стратегию наступления;

А-3 и А-4 будут не уверены в возможности сохранения лидирующей позиции;

А-5 рискует не сохранить лидирующую позицию и со временем перейти во вторую классификационную группу.

2. предприятия с сильной конкурентной позицией:

В-1 могут перейти в группу лидеров при выборе соответствующей стратегии поведения;

В-2 и В-3 способны проводить атакующие стратегии с помощью создания новых услуг, поиска выгодного сегмента или захвата рыночной доли мене сильного конкурента;

В-4 и В-5 могут со временем перейти в следующую классификационную группу.

Таблица 14

Матрица конкурентной карты рынка анализируемых гостиничных предприятий

Изменение доли на рынке / По доле на рынке

Классификация гостиничных предприятий

Лидеры рынка Предприятия с сильной конкурентной позицией Предприятия со слабой конкурентной позицией Аутсайдеры рынка
предприятия с быстро улучшающейся конкурентной позицией А-1   В-1 С-1 Д-1
предприятия с улучшающейся конкурентной позицией А-2   В-2 С-2 Д-2
предприятия с неизменившейся конкурентной позицией А-3 В-3 С-3 Д-3
предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией А-4 В-4 С-4 Д-4
предприятия с быстро ухудшающейся конкурентной позицией А-5 В-5 С-5 Д-5

3. предприятия со слабой конкурентной позицией:

С-1, С-2 и С-3 необходимаактивная оборонительная стратегия по защите своей позиции или контратака;

С-4 и С-5 могут воспользоваться стратегией диверсификации или найти незаполненную нишу.

4. аутсайдеры рынка:

Д-1, Д-2 и Д-3 стараются избегать конкуренции, защищают свою рыночную долю, свою нишу;

Д-4 и Д-5 также избегают конкуренции, выходом для них может быть реорганизация предприятия.

Данный материал должен быть использован студентом на заключительном этапе всего практикума при разработке стратегии для предприятия гостиничного хозяйства (см. раздел 2.3.)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

ПО

ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.07 Управление конкуренцией

        

 

Направление подготовки38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) программы Экономика предприятий и организаций

Уровень высшего образования Бакалавриат

Программа подготовки академическийбакалавриат

 

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

· Вопросы к экзамену

1. Основы и сущность научных подходов к определению конкуренции

2. Формы и виды конкуренции.

3. Условия существования конкуренции.

4. Причины, вызывающие конкуренцию.

5. Особенности развития конкуренции в современной экономике

6. Правовое регулирование в сфере конкуренции.

7. Конкурентные силы в отрасли по М. Портеру.    

8. Антитрестовское законодательство США.

9. Российский Закон «О защите конкуренции».

10. Первичная и вторичная информация о конкурентах.

11. Аналитический открытый метод анализа конкурентоспособности

12. Понятие бенчмаркинга и особенности его применения.

13. Метод конкурентной разведки.

14. Особенности вторичной информации о конкурентах. Виды ее источников.

15. Понятие, цели и методы конкурентного анализа.

16. Макросреда предприятия, факторы, экономические показатели в управлении конкурентоспособностью.

17. PEST – анализ как инструмент управления конкурентоспособностью

18. Этапы проведения конкурентного анализа во внешней среде.

19. Методы обработки и экономической оценки результатов конкурентного анализа 

20. Микросреда предприятия, факторы конкурентоспособности и экономические показатели в управлении конкурентоспособностью

21. Этапы проведения конкурентного анализа в микросреде среде.

22. Матрица оценки факторов конкурентоспособности

23. Экономические и социально-экономические показатели как инструмент конкурентного анализа

24. Конкурентоспособность маркетинговой политики.

25. Конкурентоспособность цен.

26. Роль сбытовой политики в управлении конкурентоспособностью

27. Понятие оценки конкурентоспособности предприятия.

28. Анализ конкурентоспособности объекта (предприятия, региона, страны) с использованием рейтингового метода и шкалирования.

29. Конкурентная карта рынка

30. Методы стратегического диагноза конкурентоспособности предприятия 

31. Многоугольник конкурентоспособности.

32. Методы стратегического диагноза конкурентоспособности предприятия 

33. Классификация конкурентных преимуществ.

34. Управление конкурентными преимуществами.

35. Стратегии формирования, наращивания и управления конкурентными преимуществами.

36. Роль экономических показателей в управлении конкурентными преимуществами.

37. Понятие конкурентного преимущества и его источники.

38. Новация как один из источников конкурентного преимущества предприятия

39. Классификация конкурентных преимуществ.

40. Управление конкурентным преимуществом в процессе конкурентной борьбы.

41. Классификация конкурентных стратегий.

42. Маркетинговые стратегии.

43. Стратегии ведения конкурентной борьбы.

44. Конкурентная стратегия на основе анализа факторов внутренней среды предприятия

45. Базовые стратегии конкуренции

46. Условия формирования конкурентных преимуществ и базовых стратегий конкуренции

47. Этапы разработки конкурентной стратегии

48. Использование экономических и социально-экономических показателей для формирования управленческих решений в области конкурентных стратегий

49. Метод конкурентной разведки.

50. Управление конкурентоспособностью предприятий на основе целевых показателей.

 

 

Темы курсовой работы

 

Примерный перечень тем курсовых работ по дисциплине «Управление конкуренцией»

 

Тематика рефератов – теоретической части курсовой работы:

 

1. Современное состояние конкуренции на отраслевом рынке исследуемого объекта

2. Анализ конкурентных сил предприятия в отрасли по М. Портеру

3. Анализ конкурентной политики предприятия на отраслевом рынке региона

4. Анализ и оценка управления предприятием в условиях реализации (внедрения) конкурентной стратегии

5. Разработка управленческих решений повышения конкурентоспособности предприятия и оценка их эффективности

6. Разработка программы реализации конкурентной стратегии

7. Стратегический анализ как инструмент формирования конкурентной стратегии предприятия

8. Основы выстраивания коммуникативной (в т.ч. электронной) поддержки конкурентоспособности предприятия

9. Практика развития бенчмаркинга в деятельности предприятия

10. Основы формирования стратегии достижения конкурентных преимуществ на отраслевом рынке

11. Коммуникативная политика делового общения и деловой переписки в управлении конкуренцией и особенности электронных коммуникаций

12. Способы сбора экономических и социально-экономических показателей для анализа конкуренции и их применения в обосновании управленческих решений ее повышения;

13. PEST–анализ как инструмент управления конкуренцией и достижения эффективных экономических результатов

14. Анкетирование потребителей как инструмент управления конкурентоспособностью на предприятии

15. Мониторинг микросреды как инструмент формирования базы стратегических данных достижения эффективных экономических результатов;

16. Управление конкурентоспособностью предприятий на основе целевых показателей

17. Выбор поставщиков как инструмент управления конкурентоспособностью предприятия и повышения экономических и социально-экономических показателей в деятельности предприятия

18. Эффективность продвижения бизнеса. Роль посредников в повышении конкурентоспособности предприятия

19. Матрица оценки факторов микросреды предприятия как инструмент конкурентного анализа и повышения эффективности социально-экономических показателей

20. Матрица оценки факторов микросреды предприятия как метод анализа конкуренции и обоснования управленческих решений в повышении экономической эффективности

21. Оценка уровня конкурентоспособности и ее влияния на экономическую эффективность

22. Методы стратегического диагноза конкурентоспособности предприятия

23. Метод построения конкурентной карты рынка.

24. Методы обработки и оценки результатов конкурентного анализа и его влияния на совершенствование экономической политики предприятия

25. Управление конкурентными преимуществами на отраслевом рынке

26. Базовые стратегии конкуренции: практика применения в развитии бизнеса

27. Этапы разработки конкурентной стратегии

28. Использование экономических и социально-экономических показателей для формирования управленческих решений в области конкурентных стратегий

 

 

Тема работы   - выбирается по согласованию с руководителем (на последнем занятии) или в соответствии с номером в журнале (в случае отсутствия студента при выборе темы)

Объект выбирается самостоятельно – любая организация или предприятие по месту жительства студента или Ивановского региона

Методические указания написания курсовой работы

Структура курсовой работы

Введение

Глава 1. Теоретические основы …… (вписать в соответствии с выбранной темой) – формирование материалов в соответствии с методикой написания курсовой работы (смотри далее)


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.