Специфика речи преподавателя при обучении разным видам речевой деятельности на уроках РКИ. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Специфика речи преподавателя при обучении разным видам речевой деятельности на уроках РКИ.

2019-12-19 408
Специфика речи преподавателя при обучении разным видам речевой деятельности на уроках РКИ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специфика речи преподавателя при обучении разным видам речевой деятельности на уроках РКИ.

1.гибкость

2.благозвучность

3.полетность

4.выносливость

5.суггестивность(умение внушить голосом для определенных действий)

Соотношение различных функциональных стилей в речи преподавателя. Особенности учебно-научного подстиля. Особенности учебной речи

Цель уч. Речи – передать знания, выработать навыки и умения (учебно-научный подстиль)

Не только учебная, но и деловая речь может присутствовать на уроках РКИ.

Программа->текст учебника->речь учителя

Программа содержит содержание учебника содержание учебной речи определяет каким видит себя учитель.

Уместность (ситуативная и текстовая) и доступность – важнейшие качества речи преподавателя РКИ. Выразительность, чистота и богатство речи преподавателя РКИ.

уместность (важнейшее коммуникативное качество речи)

доступность (такое построение речи, при котором уровень сложности (лексический, грамматический, терминологический, содержательный, структурный) соответствовал бы уровень понимания адресата)

Орфоэпическая, грамматическая, стилистическая правильность речи преподавателя РКИ.

Логичность речи преподавателя. Особенности речи преподавателя РКИ при обучении разным видам речевой деятельности.

Логичность- рассматривается как качество речи. Важна и на уровне предложения так и на уровне текста.

Речевая деятельность – говорение, письмо, аудирование, чтение

Соблюдение норм речевого этикета – важнейшая составляющая коммуникативной культуры преподавателя.

Прежде всего речевой этикет-это совокупность правил речевого поведения людей, определяемых взаимоотношениями говорящих и отражающих вежливые отношения между людьми.

Нормы речевого этикета:

Сдержанная манера общения (отсутствие повышенной громкости, размеренный темп речи, интенсивность артикуляции, умеренная реакция на слова собеседника);

Соблюдение невербального этикета общения.

 

Основные требования русского речевого этикета.

Н ормы речевого этикета – это обязательные к использованию правила, исполнение которых привлекает внимание окружающих.

Традиции – это правила, которые не являются обязательными, но соблюдение этих правил рекомендуется.

Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.

Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость, тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Русский речевой этикет и национальный характер (Кронгауз).

Невербальные средства общения преподавателя РКИ.

невербальное общение происходит по нескольким каналам:

мимика;

прикосновение;

жесты;

дистанция общения;

изуальное взаимодействие;

интонация.

Соблюдение невербального этикета общения, является важной составляющей в профессии педагога рки.

Сверхинтимная (15 см)

Интимная (20 см)

Персональная (50-100 см)

Социальная

Официальное (3 метра)

Публичное (более 3 метров)

Риторические жесты

Обращение и его роль:

Привлечение внимания (в приемлемой ворме)

Дает характеристику человека.

Национальные особенности речевого этикета (на примере 1-2 стран).

К универсальным чертам можно отнести принципы речевого общения (сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях, позитивное отношение к человеку, соблюдение коммуникативных ситуаций).

Германия: жизнь разделена на публичное и личное. Не слишком открытое, к иностранцам. Замкнуты, обращение на «вы». Дела – не спеша. Ответ на звонок – сразу говорится фамилия. Имена только для близких друзей. Официальное обращение – титул. Очень важна вежливость в речи.

Чехия: тихое общение, спокойный тон, без всякой жестикуляции, уважение к личному пространству, вопрос (можно ли у вас спросить?), за все благодарят. Очень важно приветствие. Не склонны говорить, что у них все хорошо.

 Выбор адекватной формы обращения в русском языке.

Обращение играет важную роль в структуре речевого этикета. Обычно оно выполняет две функции: привлекает внимание собеседника к партнеру по общению и дает определенную характеристику тому, к кому мы обращаемся, и нашим отношениям с этим человеком.

При выборе форм обращения к собеседнику участники общения учитывают следующие основные факторы:

тип ситуации (официальная, неофициальная, полуофициальная);

степень знакомства собеседника (незнакомые, малознакомые, хорошо знакомые);

отношение к собеседнику (уважительное, почтительное, нейтрально-вежливое, фамильярное, дужески-неофициальное и др.);

характеристика говорящего (говорит мужчина или женщина, начальник или подчиненный, старший или младший и др.);

характеристика адресата, то есть того, к кому обращаются (к старшему или младшему, равному, нижестоящему или вышестоящему, мужчине или женщине);

место общения (дома, на улице, на свадьбе, за столом, на собрании, в лекционной аудитории и др.);

время общения (утром, в обед, вечером, перед отъездом, приходя в дом и др.).

 

На экзамене студентам будет предложено описать выражения речевого этикета, которые используются в различных ситуациях общения, привести примеры употребления соответствующих тематике выражений (составить с ними диалоги):

Приветствие. Прощание.

Знакомство.

Приглашение.

Извинение.

Поздравление, пожелание.

Благодарность.

 

Специфика речи преподавателя при обучении разным видам речевой деятельности на уроках РКИ.

1.гибкость

2.благозвучность

3.полетность

4.выносливость

5.суггестивность(умение внушить голосом для определенных действий)


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.