Психофизиологических особенностей — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Психофизиологических особенностей

2019-12-19 129
Психофизиологических особенностей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОПОЗНАЮЩЕГО И ЕГО ПОДГОТОВКА К ОПОЗНАНИЮ*

I. Вспомогательные тактические приемы по определению психо­физиологических особенностей опознающего (объединенные общим на­званием «криминалистическая экспресс-диагностика») имеют целью оперативное определение в условиях дефицита времени, главным об­разом при производстве первоначальных следственных действий, воз­можности предъявления для опознания.

С помощью этих приемов следователь убеждается:

а) в отсутствии у опознающего каких-либо отклонений от нормы,
препятствующих проведению опознания;

б) или в наличии у опознающего некоторых индивидуальных осо­
бенностей, подлежащих учету и коррекции при производстве предъяв­
ления для опознания;

в) либо в нарушениях (временных или постоянных) психики или
сенсорной сферы допрашиваемого, при которых невозможно предъяв­
ление для опознания без оценки этих нарушений специалистами в
области психологии или психиатрии.

1. Определение правильного содержания внешних проявлений до­прашиваемого опознающего.

Специфика поведения и отклонений в нем у конкретного лица определяются при сравнении наблюдаемых внешних проявлений до­прашиваемого с имеющимися научными данными об эталонных при­знаках.

При этом должны быть учтены:

а) пол допрашиваемого. Следует иметь в виду, в частности, что
около 8% мужчин страдают дефектами цветовосприятия, т. е. не
различают красного и зеленого цветов; в то же время среди женщин
явления цветовой слепоты встречаются крайне редко. Вместе с тем
женщины лучше мужчин сохраняют в памяти.воспринятую ранее ин­
формацию;

б) наличие физических дефектов. Физические дефекты часто
серьезно изменяют психику индивида, вплоть до формирования пато­
логического развития. Вместе с тем дефекты органов зрения, слуха
и др. могут крмпенсировагься за счет расширения возможностей иных
органов (например, при отсутствии или снижении зрения могут обо­
стряться слух, обоняние, осязание). Неестественная полнота и худоба
тела могут служить признаком отклонений в психике, связанных, в
частности, с анормальными изменениями потребностей и мотивации;

в) возрастные особенности. Возрастные особенности существенно
влияют на способность лица к опознанию: с одной стороны, с возра­
стом могут ухудшаться зрение, слух, с другой — накопленный с года­
ми эмпирический опыт позволяет более правильно воспринимать (на
уровне сознания) и оценивать, а также словесно описывать поступаю­
щую извне информацию;

е) мимика, пантомимика. Мимика является основным средством диагностики состояний. Совокупность мимических особенностей инди-

• В настоящем приложении использованы материалы, разработан­ные кандидатом юридических наук В. В. Крыловым.

^04


вида, соответствующих состояниям грусти, гнева, радости, страха и пр., является сигнализатором этих состояний. Мимические выражения должны соответствовать ситуации, в которой находится допрашивае­мый. Возникающие здесь несоответствия должны быть объяснены следователем.

ПАНТОМИМИКА проявляется в жестах, осанке и типичных позах. Жестикуляция характерна для конкретной среды, в которой живет допрашиваемый. Сдерживание обычной для себя жестикуляции вызы­вает у человека заторможенность, стесненность, ощущение дискомфор­та. Нормальная для конкретного лица жестикуляция может нести и значительное информационное содержание, дополняя устную речь. Если жестикуляция противоречит мимике и иным проявлениям чело­века, то это может свидетельствовать о патологических состояниях, например об алкогольном или наркотическом опьянении.

Осанка придает фигуре человека общий вид и зависит от при­вычного положения корпуса и головы. Она может быть прямой, суту­ловатой, сгорбленной, вялой и бодрой.

Поза человека может в определенной степени влиять на его ду­шевное состояние. Например, сидящий в кресле для отдыха человек чувствует себя свободнее, раскованнее, Чем сидящий на стуле или табурете;

д) голос. Голос различается по высоте, тембру, манере произно­
шения, тренированности. Вокальные характеристики голоса в значи­
тельной мере связаны с эмоциональным состоянием допрашиваемого.
Появление или, наоборот, снижение громкости, изменение тембра
голоса, возникновение пауз, появление покашливаний и пр. сигнали­
зируют (в совокупности с мимикой) об уровне эмоциональной напря­
женности человека;

е) речь. О болезненном состоянии допрашиваемого могут свиде­
тельствовать характерные нарушения речи. Признаками таких нару­
шений являются:

непрерывное говорение без участия собеседника и реакции на его реплики, бессистемная смена тем;

неоднократное повторение полностью или частично одной и той же мысли, когда человек не может «оторваться» от уже сказанного;

разорванность, бессвязность, лишенность смыслового содержания речи при ее правильном грамматическом построении;

«вязкость», чрезмерная подробность речи;

«мудрствование», бесплодные и беспочвенные рассуждения вплоть до бессмысленности.

2. Определение иных психофизиологических особенностей опо­знающего:

а) выявление профессиональных навыков. Эти навыки существен­
но влияют на возможность запоминания и воспроизведения информа­
ции. Кроме того, профессия активно воздействует на формирование
типов памяти человека (наглядно-образная, словесно-логическая, зри­
тельная, двигательная, эмоциональная и пр.). Определение типа памя­
ти дает возможность более правильно оказать помощь допрашивае­
мому в воспроизведении интересующих следователя сведений;

б) проверка правильной социальной, временной и пространствен­
ной ориентации лица.
Она осуществляется с помощью постановки
вопросов, связанных с анкетной частью протоколов, что позволяет
сделать предварительные выводы. Так, поинтересовавшись, откуда
допрашиваемый прибыл к месту производства следственного действия
и сколько времени затратил на этот путь, быстро ли нашел место,
где проводится допрос, можно сопоставить ответы с личным опытом

105


и таким образом определить возможности допрашиваемого в оценке промежутков времени и пространства, а также его способность к ориентации;

в) выявление нормальных для данного лица эмоциональных про­
явлений.
Способом выявления последних служит сообщение допраши­
ваемому эмоционально значимой для него информации на начальной
стадии допроса. Несколько фраз о погоде, сказанйых следователем,
помогут проявить мимические и речевые выражения удовлетворения
либо неудовольствия. Таким образом выявляются индивидуальные
эталонные признаки проявлений конкретного лица, изменение которых
впоследствии информирует следователя о достижении целей при ока­
зании воздействия на допрашиваемого;

г) определение эмоциональной напряженности по голосу и речи.
Сигналами эмоционального возбуждения могут быть затруднения в
формулировании мыслей, подборе слов для их выражения, что ска­
зывается в появлении поисковых и описывающих жестов, увеличении
количества пауз, поисковых слов, повторений и т. п. Ослабляется
сознательный контроль за речью, возрастает количество слов-парази­
тов, стандартных наборов слов. Последние произносятся в более вы­
соком темпе, чем в речи при обычном состоянии. Существенно увели­
чивается количество некоммуникативных жестов (почесывание за­
тылка и т. п.), которые не осознаются говорящим. При этом словарь
устной речи беднеет, становится стереотипным. Появление сигналов'
об эмоциональной напряженности требует немедленной реакции сле­
дователя для определения причин ее возникновения и принятия мер
к контролю за ситуацией;

д) определение особенностей зрения. Способы чтения и подписа­
ния протокола могут свидетельствовать об особенностях зрения инди­
вида. Некоторые люди при слабом зрении стесняются носить очки, а
иногда не имеют их с собой. Естественно, что при наличии дефектов
зрения протокол будет либо отодвигаться (дальнозоркость), либо
придвигаться к глазам (близорукость) сверх обычного, чго может
послужить для следователя соответствующим сигналом. Аналогичные
параметры могут определяться по способу подписания протокола,
Плохо видящие люди либо неоправданно мелко, либо слишком круп­
но выполняют свои подписи, причем иногда не. там, где это следует
делать. Необходимо тщательно приглядываться к роговице глаз до­
прашиваемого, так как определенное распространение имеют контакт­
ные линзы. При подписании анкетной часгн протокола, прочтении,
обычно отпечатанных типографским способом разъяснений прав и обя­
занностей допрашиваемого необходимо подмечать его способность к
скорочтению, поскольку это до определенной степени характеризует
ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ (а иногда и заинтересованность в исходе дела),
способность к усвоению прочитанной информации и ее запоминанию;

е) установление способности к цветовосприятию. Задача опреде­
ления цветовосприятия опознающим может быть решена с помощью
часто встречающегося следователей набора четырехцветных (крас­
ный, зеленый, синий, черный) фломастеров или шариковых ручек. При
подписании анкетной части протокола допрашиваемому может быть
предъявлен весь этот набор в единой упаковке с предложением вы­
полнить подпись красным цветом в одном месте и зеленым в другом;

ж) проверка слуха. В ходе заполнения анкетных данных можно
некоторые вопросы произносить тише обычного и таким образом про­
верить слух допрашиваемого.

При обнаружении в ходе диагностики личности признаков воз­можного психического заболевания либо серьезных отклонений психи-

10<J*


ки не исключается возможность проведения следственных действий с участием даннбго лица, в том числе и предъявления. для опознания. Полученные данные следует тщательно учитывать при планировании и производстве следственных действий, а также при оценке их ре­зультатов. Решение о проведении предъявления для опознания прини­мается с учетом состояния конкретного лица, устанавливаемого при его повторном допросе с участием специалиста.

Фиксация следователем данных, полученных в результате крими­налистической экспресс-диагностики, осуществляется как с помощью протокольных средств фиксации (запись в протоколе дословно эмо­ционально-оценочных высказываний, вопросов и ответов и т. д.), так и с помощью технических средств (звуко- видеозаписи). Зафиксиро­ванные данные являются основанием д„;я назначения экспертиз, про­ведения освидетельствований и принятия иных процессуальных ре­шений.

II. Подготовкой опознающего является комплекс приемов следо­вателя, направленных на обеспечение оптимального психофизиологи­ческого состояния опознающего лица в момент предъявления для опознания. Подготовка опознающего включает в себя использование (с учетом данных проведенной ранее криминалистической экспресс-диагностики) приемов, направленных на обеспечение нормального функционирования личности в ситуациях расследования и приемов воздействия (коррекции) на поведение и состояние опознающего.

Практические наблюдения показывают, что большинство опознаю­щих с различной степенью глубины испытывают состояние диском­форта в связи, с необычностью обстановки, необходимостью стеснения свободы передвижения,* нарушения обычного ритма жизни, страха перед неопределенностью, перед будущим, перед неясностью своей роли в сложившейся ситуации, за себя и своих близких в связи с из­бранной ролью изобличителя; опасения и неуверенность в реальности, выполнимости взятых на себя обязательств, боязнь неудачи; противо­речивость оценки действий подобного рода в микроколлективе, среде самого опознающего и требований выполнения гражданского долга; возможное чувство жалости к самому себе и к опознаваемому лицу и связанные с этим повышение эмоциональности восприятия, тревож­ность и пр. Приведенные факторы не могут не повлиять на конечные результаты предъявления для опознания, поскольку, как известно, это следственное действие основывается на возможностях использования механизмов памяти человека. Задача следователя в данной ситуации заключается в проведении такой психологической подготовки допра­шиваемого, которая могла бы значительно снизить негативный эф­фект воздействия внешних раздражителей.

Объем и глубина мероприятий следователя ПО ПОДГОТОВКЕ опознающего определяется временными возможностями следователя и обстановкой расследования в целом на конкретном этапе. Решить за­дачу подготовки можно только при условии отсутствия конфликтной ситуации.

I, Приемы подготовки, направленные на обеспечение нормального функционирования качеств личности:

а) выполнение подготовки опознающего невозможно без установ­ления психологического контакта с конкретным лицом как оптималь­ной формы взаимодействия. Психологический контакт служит одной из составляющих величин, оказывающих положительное влияние на опознающего, поскольку именно в следователе при наличии контакта он находит психологическую опору и поддержку в ходе предъявления Для опознания. Следователь, с которым установлен контакт, является

107


*

и своего рода индикатором социальной оценки поведения самого опознающего;

б) другим приемом подготовки -опознающего является правиль­ный выбор следователем времени выполнения следственного действия в момент наилучшего психофизиологического состояния конкретного опознающего. Психологические исследования показали, что выделяют­ся три стадии работоспособности человека: врабатывание, период вы­сокой работоспособности и ее падение вследствие развития утомле­ния. Существенно, что утомление влияет на все параметры личност­ных качеств человека, важные для опознавательной деятельности. Кроме того, существуют периоды в течение дня, когда индивид обла­дает максимально доступной ему степенью работоспособности. Часто это связано с установившимся в процессе трудовой деятельности сте­реотипом поведения. Эти данные надлежит выяснить.и использовать при планировании проведения предъявления для опознания.

2. Приемы воздействия на опознающего. Воздействие на опозна­ющего при проведении предъявления для опознания должно про­изводиться в строгих рамках закона. Запрещается домогаться показа­ний путем применения насилия, угроз и иных неправомерных методов. Кроме того, воздействие на опознающего никоим образом не должно оказывать влияния на содержание его показаний и на свободу прове­дения выборки идентифицируемого объекта при опознании. Следует иметь в виду, что, как показывают психологические исследования, эффект воздействия повышается в незнакомой обстановке, в новом окружении, а также при выполнении значимого задания, т. е. в усло­виях, характерных как раз для проведения предъявления для опозна­ния, и поэтому приемы воздействия нужно применять очень осто­рожно.

Воздействие может осуществляться в форме приказаний, требо­ваний, просьб, упреков, предложений, советов, предостережений а предупреждений.

Целесообразно опознающему на месте предъявления для опозна­ния разъяснить обычный порядок опознания и дать четкое определе­ние всех элементов его действий (в какой момент он будет пригла­шен на место опознания, где именно будет находиться группа опозна­ваемых объектов, какое по форме заявление — «опознаю», «не опо­знаю», «похож на...» — ожидается от него по результатам обозрения опознаваемых объектов и т. д.). Эти подготовительные действия по­лезно провести в присутствии понятых и запротоколировать. Одно­временно опознающему разъясняются его права и обязанности.

При этом опознающий привыкает к обстановке, в которой ему предстоит действовать, у него формируется установка на опознание знакомого объекта, мысленное решение задачи в форме представле­ния о своих действиях, преодолевается негативное влияние на опо­знающего технических средств фиксации.


Приложение 3

Начальнику_____________ р

Отдельное поручение

в порядке ст. 127 УПК РСФСР

по делу______________________

На территории________ отделения милиции___________.(дата) обна­
ружен труп. Личность в ходе осмотра не установлена-. Результаты
осмотра трупа и места происшествия видны из прилагаемого протоко­
ла осмотра. Для установления личности предлагаю выполнить сле­
дующие мероприятия:

1. Дактилоскопировать труп (доставлен в______ морг) с участием

специалистов НТО и медика.

2. Проверить полученные дактокарты по учетам горрайотделов внутренних дел и ИЦ УВД — МВД..

3. Изъять образцы волос трупа с теменной, височной и затылоч­ной частей головы, а также с лобка, с раздельной упаковкой каждого образца.

4. Произвести срезы ногтей рук трупа для выявления подногтево-го содержимого, с раздельной упаковкой образцов с каждого пальца.

5. Получить у СМЭ патологоанатомический диагноз по результа­там вскрытия и описания трупа, а также данные о приметах трупа.

6. Проверить по яриметам, имелись ли заявления об исчезновении похожих лиц в УВД.

7. Уведомить о приметах неопознанного трупа УВД.

8. После выполнения туалета трупа изготовить его фотографии (лица, шрамов, татуировок, иных характерных особенностей (4X6см).

9. Использовать фотографии лица трупа для изготовления фото­блока из трех фотографий лиц, сходных по цвету волос, возрасту, национальным признакам, форме лица.

10. Выдать фотоблоки' следующим лицам, не ставя их в извест­
ность (для повышения надежности узнавания) о том, где на фото­
блоке изображен потерпевший:

а) участковым и инспекторам -на участках, прилегающих к месту
обнаружения трупа, для обхода жилого сектора с предъявлением
фотоблока;

б) сотрудникам патрульно-постовой службы, несущим службу на
прилегающих территориях, для личного ознакомления и изучения ин­
формированности населения;

в) оперативным работникам для проведения оперативных меро­
приятий;

г) сотрудникам дежурных частей для изучения - информированно­
сти доставленных в. отделения милиции и привлекаемой обществен­
ности.

11. Уведомить письменно персонал морга, где находится труп,
о направлении лиц, разыскивающих родственников и знакомых, в
соответствующий орган милиции и о запрещении предъявлять труп в
отсутствие должностных лиц следственных органов.


 


f


109


12. Представить полученные в результате исполнения настоящего
поручения материалы и документы следователю в... -дневный срок, а
о каждом случае узнавания по фотоблоку или сообщения о пропав­
шем лице сообщать немедленно по тел.________________________

Приложение: протокол осмотра на «» листах, постановление о СМЭ.

Следователь_____________ * _____________________

(линия отреза)

РАСПИСКА

Я,_________________________, отдельное поручение и приложения

на_____ листах получил для исполнения.                                                    *

Дата, служебный телефон____________ ____________________ (подпись)

(расписка прилагается к материалам осмотра места происшествия h трупа).


Содержание

Предисловие..,,,,.,....................................................................................      3

I. ДОПРОС И ОЧНАЯ СТАВКА

§ 1. Процессуальные правила и организация допроса"....                      6

§ 2. Тактика допроса....................................................,.............................. 13 •

§ 3. Особенности допроса при проверке алиби..............................,,        18

§ 4. Особенности допроса при наличии данных о самооговоре,              19
§ 5. Особенности допроса при наличии данных, позволяющих

предположить лжесвидетельство...................................................     20

§ 6. Особенности допроса несовершеннолетних......................................     21

§ 7. Особенности допроса эксперта, специалиста...............................    23

§ 8. Фиксация допроса при помощи звукозаписи....................................... 24

§ 9. Составление протокола допроса.,,..,,..,,                                           28

§ 10. Очная ставка....................................................................................     31

II. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ

§ 1. Общие процессуальные правила и организация предъявле­
ния для опознания..............................................,..........................     35

§ 2. Предъявление для опознания лица....................................................    40

§ 3. Предъявление для опознания предметов........................................... 53

§ 4. Предъявление для опознания домашних животных...                54

§ 5. Фиксация хода и результатов опознания..............................,       55

§ 6. Оценка результатов предъявления для опознания....                       59

III. ПРОВЕРКА ПОКАЗАНИИ НА МЕСТЕ

§ 1. Процессуальные правила и   организация проверки показа­
ний на месте....................................................................................    63

§ 2. Участники следственного действия, их права и обязанности              65

§ 3. Подготовка к проверке показаний на месте...................................     68

§ 4. Тактика проверки показаний на месте........                                 69

§ 5. Фиксация хода и результатов проверки показаний на месте               73

Рекомендуемая литература..........................................................     77

Приложения.......................................................................................     78


\


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.