Г. С. Абрамова стадии пятишаговая модель консультирования. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Г. С. Абрамова стадии пятишаговая модель консультирования.

2019-09-26 2003
Г. С. Абрамова стадии пятишаговая модель консультирования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Схема профконсультирования

Схема процесса профконсультирования может быть следующей:

Подготовительный этап. Основная задача консультанта на данном этапе –

Составить общее представление о проблеме клиента. Консультант анализирует

Имеющиеся у него данные и готовится к консультации: подбирает справочно-

Информационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает

Стратегию.

Первый этап. Задача консультанта – помочь клиенту сформулировать свою

Профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами

Клиента. Данный этап начинается со знакомства и во многом определяет

Успешность всей консультации. В самом начале встречи консультант должен

Представиться. С самого начала консультации необходимо позаботиться о

Дружеской, доверительной атмосфере. Успешность установления контакта с

Клиентом зависит от уровня коммуникативной культуры профконсультанта,

Которая предполагает контроль за собственным невербальным поведением

(визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами,

Межличностным пространством), диагностику состояния клиента по посылаемым

Им невербальным сигналам, а также вербальную культуру.

Далее консультант оценивает исходную ситуацию по следующим позициям:

. Клиент: в чем заключается его проблема, как он относится к

  консультации и профконсультанту, в каком состоянии находится, каков

  может быть внутренний мотив обращения к консультанту.

. Условия: организационные, временные, информационная и методическая

  оснащенность.

. Профконсультант: осознание профессиональной квалификации и

  компетентности относительно данной  ситуации, функциональная

  готовность к ней, статус в глазах клиента.

Если контакт с консультируемым не получается, можно использовать

несложные методики, например ДДО, "Карту интересов", конструктивный рисунок

Человека из геометрических фигур. Для неуверенных клиентов рекомендуется

Создать условия, способствующие переживанию успеха, с помощью заданий на

Сообразительность, внимание.

Второй этап. Основная задача – выдвижение профконсультационной

Гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глазами специалиста и

уточнение либо изменение предварительной гипотезы, определение пути

совместного решения проблемы, разработка общего плана дальнейшей

Консультации, коррекция условий ее проведения. При этом он может удлинить

Время беседы, перенести ее на другое время, а в промежутке между встречами

Уточнить или получить необходимую информацию.

Третий этап. Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель

Данной консультации  (информационно-справочная,  диагностико-

Рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая). Этот этап

Предполагает равную степень активности. Консультант помогает клиенту

Взглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно на доступном уровне

Объяснить ему необходимые понятия.

Четвертый этап. Консультант и консультируемый совместно стремятся

Достичь определенной ими на предыдущем этапе цели (информационной,

Диагностической или формирующей). Важно показать клиенту, что он и сам

Немало знает. Применяются не только психодиагностические методики, но и

Наблюдения за клиентом, за его высказываниями о себе, самооценка.

Формирующая цель достигается с помощью профориентационных задач,

Совместного обсуждения различных ситуаций, а так же профориентационных игр.

Пятый этап. На этом этапе происходит совместное подведение итогов

Консультации (окончательных или промежуточных). Консультируемого

Спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы

Он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяются пути

Дальнейшей работы, а если одноразовая – составляется более совершенный

вариант профессионального плана. В том случае, если обратная связь с

Консультируемым в чем-то неожиданна для профконсультанта, значит, на каком-

То этапе он совершил ошибку. При выходе из контакта желательно отметить

Положительные стороны клиента, отметить его интересные мысли, выразить

Клиентом своей проблемы; гипотеза профконсультанта; совместно

Согласно ситуации.

Для грамотного построения профконсультационной работы консультант

должен разбираться в особенностях и тенденциях мира современных профессий,

обладать знаниями о закономерностях формирования способностей и

склонностей, владеть методиками психодиагностики, отчётливо представлять

себе роль природного и приобретённого в профессиональном самоопределении,

владеть методиками коррекционной работы.

 

Для учащихся хорошо зарекомендовала следующая схема консультирования:

 

1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.

2. Формирование образа “идеальной” профессии.

3. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде

возможных вариантов профессий.

4. Анализ психологических портретов реальных профессий.

5. Изучение индивидуально-психологических особенностей клиента.

6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.

7. Уточнение профессии, разработка программы и способов овладения

профессией.

Теперь я рассмотрю некоторые направления работы профконсультанта вусловиях современной школы. У учащихся старших классов есть выраженная потребность посоветоватьсяс психологом о своём профессиональном выборе. В зависимости от степениразвития их профессиональных планов и уровня развития способностейпрофконсультант намечает стратегию проведения консультации. Для однихдостаточно две-три беседы и краткое диагностическое обследование, чтобыпринять решение о выборе профессии и начать подготовку к ней. Для другихтребуется углубленное обследование и многократные консультации, чтобыподойти к этому решению. Поэтому психолог должен начать изучениепрофессиональных намерений учащихся с 7-го класса; а начиная с 8-го классаследует проводить индивидуальные консультации с теми, кто планирует после 9-го класса продолжить обучение в техникуме или колледже. До началаиндивидуальных профконсультаций надо провести изучение профессиональныхнамерений и уровня развития некоторых способностей у школьников. Очевидно, что учащиеся, имеющие выраженные профессиональные интересыи достаточно устойчивый профессиональный план, в наименьшей степенинуждаются в помощи профконсультанта, и их консультируют только в случаесамостоятельного обращения к психологу. Подмечено, что такие учащиесяобращаются к профконсультанту за получением подтверждения правильности ужесовершённого выбора. Работа с менее успешными в этом плане учащимися не ограничиваетсянесколькими консультациями. Прежде всего психологу следует выявить ихинтересы и склонности, примерно очертить круг интересующих их профессий исформулировать рекомендации по ознакомлению с ними. Профконсультант можетнаметить план углубленного изучения учащимся интересующих профессий, вкоторый входит ознакомление с профессиографической литературой,консультации с сотрудниками центра профориентации, а также профессионалами.В результате этой работы у одних учащихся произойдёт укреплениепрофессиональных планов, а у других может произойти изменение их намерений.Эта работа активизирует учащихся, даёт им возможность приобретать опыт,осваивать алгоритм ознакомления с профессией. По окончании этого этапа профконсультант приступает диагностической икоррекционной работе. Подбор методов диагностики должен опираться наадекватное понимание профессиональной деятельности: понимание содержанияпрофессии как совокупности требуемых знаний, умений и навыков, целейдеятельности и т.д., плюс определённых требований к психике (т.е. скорости,темпу и интенсивности протекания психофизиологических процессов).Соответственно, в каждом индивидуальном случае углубленноепсиходиагностическое обследование должно вестись более прицельно, исходя изпонимания его проблем и из полученных на предыдущих этапах профконсультациирезультатов. Если у учащегося не обнаружено серьёзных проблем в развитииважных качеств, намечается план самоподготовки и формирования требуемыхспособностей, предлагается система психотренировок (развитие нужного видавнимания, памяти, пространственного мышления и т.п.), а затем производятсяобстоятельное обсуждение с учащимися их достижений, возникающих сложностейи путей их преодоления. В целом вся профконсультационная работа должна строиться так, чтобы издиагностической она превратилась в диагностико-коррекционную. Все этапыконсультации служат одной цели – активизировать учащегося, сформировать унего стремление к самостоятельному выбору профессии с учётом полученных спомощью профконсультанта знаний о своих способностях и перспективах ихразвития. Завершать профконсультацию может беседа с обсуждением проведённойработы, формулированием рекомендаций, принятием решения о продолжениивыполнения намеченного плана или же о пересмотре первоначально выбранныхсфер деятельности, корректировкой профессиональных намерений и т.д.Конечно, при разных запросах профконсультация может быть проведена либоцеликом и полностью, либо без некоторых этапов, например, коррекционнойчасти. Индивидуальное профконсультирование Профконсультирование характеризуется двумя признаками: количествомконсультируемых и целями. По количественному признаку консультации могутбыть индивидуальными и групповыми (размер группы зависит от целейконсультаций и организационных возможностей, но не должен превышать 30человек). Индивидуальная профессиональная консультация как процесс активноговзаимодействия профконсультанта с клиентом с целью оказания помощи врешении проблем профессионального самоопределения является основным видомдеятельности консультанта. Главная задача профконсультанта – помочь клиентусориентироваться и найти выход из проблемной ситуации, связанной с выборомпрофессии. Сложность выполнения этой задачи обусловлена тем, что в неймного "неизвестных" слагаемых, ограничений объективного характера,вариантов решений и проверить их правильность можно лишь по истечениинекоторого времени. К тому же сама профессия, как объект выбора, имеетмножество различных признаков. При этом выбирается не столько самапрофессия, сколько способ достижения жизненного успеха. Обычно в рамках одной консультации осуществляются информирование идиагностика, формирующее и коррекционное взаимодействие. Справочно-информационная профконсультация направлена на информирование клиента последующим вопросам:. интересующие профессии и основные качества, необходимые для работы по  ним;. предприятия и организации, где есть вакансии по конкретной профессии;. возможности обучения и переобучения по различным специальностям;. конъюнктура рынка труда;. возможности индивидуальной деятельности и организации малого бизнеса. Для достижения информационной цели консультант не только снабжаетклиента достаточно полной и достоверной информацией, но и знакомит его соспособами получения нужных сведений: какие бывают справочники, как имипользоваться, какие вопросы задавать специалистам и т.п. Предполагается использование профконсультантом различных справочников,информационных карт, описаний профессий в виде отдельных профессиограмм. Ав работе со школьниками профконсультанту могут помочь книги из серии "Мирпрофессий". Это особенно значимо при профконсультировании молодежи – именноэта категория клиентов имеет меньше возможностей и опыта в получениинеобходимой информации. Помимо традиционно используемых видов информации впроцессе консультирования можно использовать различные информационныематериалы развивающего характера. Например, это могут быть различныеклассификации, упорядочивающие мир профессий, структурирующие и расширяющиеинформационное поле выбора. В рамках функционального подхода (согласно которому важно не гдеработать, а что делать – творить, описывать, ремонтировать и т.п.) основойклассификации профессий является функция. Например, функция "обслуживающий"объединяет профессии продавца, официанта, адвоката, психолога, проводника,стюардессы. В качестве информационных материалов на разных этапах консультациимогут использоваться различные факты, результаты научных исследований. Диагностический компонент в разном объеме присутствует  в любойпрофконсультации. Объектом диагностики могут быть психофизиологические,индивидуально-психологические особенности, социальная и профессиональнаянаправленность консультируемого, мотивационная сфера. Применяяпсиходиагностические методы, консультант должен руководствоваться принципомнеобходимости и достаточности для получения такой психологическойинформации, которая может реально помочь консультируемому в решении егопроблем. В профконсультировании основным предметом диагностики в той или инойстепени является профессиональная пригодность. Но, строго говоря, ее нельзяопределить до того, как человек стал занимать соответствующейпрофессиональной деятельностью. Поэтому консультант  выявляет только такиеиндивидуальные особенности, которые облегчают освоение профессиональныхдействий, способствуют успешной профессиональной деятельности. Сравнивдостаточно устойчивые особенности консультируемого с требованиями,предъявляемыми некоторыми видами профессий, консультант может помочь емуперестроить или достроить желательные качества. В конечном итоге наиболее ценный эффект в психодиагностическойконсультации состоит в том, что клиент начинает более серьезно задумыватьсяо своих личных качествах, о сложностях проблемы профессионального выбора. Проведение диагностики предполагает обязательное знакомство клиента сее результатами, рекомендации консультанта. После проведения диагностикиврожденных индивидуально-типических свойств психики (психофизиологических,нейродинамических), то есть практически не изменяющихся в течение жизни,консультант может дать рекомендации следующего плана:. как соотнести свои профессиональные намерения и психофизиологические  возможности;. от каких профессий следует отказаться, так как их требования не  соответствуют психофизиологическим особенностям;. как выработать индивидуальный стиль деятельности, чтобы предотвратить       его стихийное формирование путем проб и ошибок. Профконсультанту необходимо быть особенно осторожным в выводах ирекомендациях по результатам диагностики интеллекта и специальныхспособностей, так как они могут развиваться при соответствующей мотивации иосуществлении профессиональной деятельности. Если консультант сомневается вналичии достаточного уровня развития некоторых способностей, необходимыхдля успешного овладения профессией, он может предложить консультируемомуспособы психотренировки, направленные на развитие нужного вида внимания,памяти, пространственного мышления и т.п. В данном случаепсиходиагностические методики могут быть использованы в качествекритериального инструмента: с их помощью определяются результаты до началатренировок и после. Такие тренировки дают возможность консультируемымосвоить способы развития необходимых способностей. Консультант долженстремиться придать диагностической работе коррекционный и развивающийхарактер. В процессе индивидуального консультирования консультанту необходимоучитывать представления клиента об уровне развития у него некоторыхиндивидуальных особенностей, необходимых для различных профессий. Прианализе полученных результатов необходимо учитывать, что их достоверностьво многом зависит от способности консультируемого к адекватной самооценке иего уверенности в себе. Прогнозируемая степень удовлетворенности человека его деятельностью вомногом зависит от того, насколько его ожидания соответствуют реальнымособенностям профессии. Одни и те же обстоятельства для разных людей могутиметь совершенно различный личностный смысл. Обмануться в своих ожиданияхлегче всего в молодом возрасте. Коррекционная работа профконсультанта проводится на уровнепрофессиональных предпочтений, ожиданий, представлений о профессиональныхперспективах консультируемого, некоторых социальных установок, онавключается в процесс консультирования и не имеет определенного алгоритма. Одно из ключевых направлений в профконсультировании клиентов службызанятости (особенно молодежи) – содействие формированию жизненнойперспективы, осознанию образа будущего. Это требует от консультанта болееширокого взгляда на ситуацию клиента, анализа выбора профессии как первогозвена в цепочке последовательных жизненных выборов, связанных с работой,созданием семьи, социальным продвижение материальным благосостоянием идуховным развитием. Задача консультанта – помочь клиенту оценить ближайшие жизненные планыс точки зрения долговременных целей и ожиданий, касающихся не толькопрофессиональной, но и других сфер жизни. Ядром жизненной перспективыявляются ценностные ориентации, жизненные цели и жизненные планы.Консультируемому необходимо понять различие между этими понятиями и ихвзаимосвязь, согласовать их при формировании жизненной перспективы. Для того чтобы определиться в ценностных ориентациях, необходимоответить на вопросы: в каких сферах жизни сконцентрировать усилия длядостижения успеха, на что в первую очередь направить свою энергию. Есликлиент уже сделал выбор, следует рассмотреть, какие перспективы открываетданная профессия в других значимых для него сферах жизни. Молодежь,например, наиболее подвержена воздействию стереотипов и часто планируетсвое будущее, не учитывая индивидуальные ценности, по принципу “то, чтохорошо для всех, хорошо и для меня”. В ходе консультирования необходимо обращать внимание не только напротиворечивость, но и на сформированность иерархии ценностных ориентаций.Если равные по значимости ценности конкурируют, клиенту трудно определитьочередность и направленность своих действий. Следующий шаг в построении жизненной перспективы – постановка жизненныхцелей: что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто.Консультируемому нужно представлять не только направление своейдеятельности, но и идеальный результат в виде определенного события. Целиоцениваются с точки зрения конкретности и соответствия способностям ивозможностям. Жизненные планы – ответ на вопрос: какими средствами и вкакие конкретные сроки можно реализовать поставленные цели. Консультантможет оценить перспективу клиента по следующим критериям:продолжительность, реалистичность, оптимистичность, согласованность,дифференцированность. Продолжительность определяется по тому, насколькодалеко с собой человек заглядывать в будущее. Увеличение продолжительноститесно связано с повышением общей удовлетворенности жизнью. Реалистичностьвыражается в способности разделять реальность и фантазию в представлениях обудущем и направлять усилия на то, что достижимо в действительности.Оптимистичность определяется соотношением положительных и отрицательныхпрогнозов консультируемого относительно своего будущего, а также  степеньюуверенности, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки.Оптимистичность зависит от уже имеющихся жизненных достижений.Согласованность проявляется в том, насколько будущие события связаны спрошлыми и настоящими. Несогласованность характерна для тех, кто переживаетвремя как чрезмерно растянутое. Дифференцированность подразумеваетвыделение в будущем ближайшей и отдаленной перспективы, отдельныхпоследовательных этапов. В ходе профконсультации такое развернутое построение жизненнойперспективы очень трудно реализовать. Учитывая критерии оптимальнойперспективы, консультант может помочь клиенту осознать собственное будущее,оценить имеющиеся планы и, при необходимости, скорректировать их. Профконсультанту не следует “переделывать” клиента на нужный лад впроцессе консультирования. Его задача – выявить данные качества с помощьюдиагностических методов и помочь консультируемому осознать свои проблемы инайти оптимальное решение с учетом своих возможностей. При всемразнообразии форм, методов, приемов, а главное личностных особенностейсамого профконсультанта можно выделить основные типы стратегий и этапыконсультации.

*******************************
Диагностическая групповая консультация наиболее подходит для выполнения следующих задач: определениясформированности профессиональных планов клиента; выявления уровня информированности в профессиональной сфере; изучения потребностно-мотивационной сферы консультируемых, их интересов, склонностей, мотивов выбора профессии; установления отдельных профессионально важных качеств (если группа подобрана по признаку ориентации на одну и ту же профессию либо на профессии сходно го психологического профиля).

Схема профконсультирования

Схема процесса профконсультирования может быть следующей:

Подготовительный этап. Основная задача консультанта на данном этапе – составить общее представление о проблеме клиента. Консультант анализирует имеющиеся у него данные и готовится к консультации: подбирает справочно-информационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает стратегию.

Первый этап. Задача консультанта – помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента. Данный этап начинается со знакомства и во многом определяет успешность всей консультации. В самом начале встречи консультант должен представиться. С самого начала консультации необходимо позаботиться о дружеской, доверительной атмосфере. Успешность установления контакта с клиентом зависит от уровня коммуникативной культуры профконсультанта, которая предполагает контроль за собственным невербальным поведением (визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами, межличностным пространством), диагностику состояния клиента по посылаемым им невербальным сигналам, а также вербальную культуру.

Далее консультант оценивает исходную ситуацию по следующим позициям:

· Клиент: в чем заключается его проблема, как он отно­сится к консультации и профконсультанту, в каком со­стоянии находится, каков может быть внутренний мотив обращения к консультанту.

· Условия: организационные, временные, информацион­ная и методическая оснащенность.

· Профконсультант: осознание профессиональной ква­лификации и компетентности относительно данной си­туации, функциональная готовность к ней, статус в глазах клиента.

Если контакт с консультируемым не получается, можно исполь­зовать несложные методики, например ДДО, "Карту интересов", конструктивный рисунок человека из геометрических фигур. Для неуверенных клиентов рекомендуется создать условия, способству­ющие переживанию успеха, с помощью заданий на сообразитель­ность, внимание.

Второй этап. Основная задача – выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глаза­ми специалиста и уточнение либо изменение предварительной гипотезы, определение пути совместного решения проблемы, раз­работка общего плана дальнейшей консультации, коррекция усло­вий ее проведения. При этом он может удлинить время беседы, перенести ее на другое время, а в промежутке между встречами уточнить или получить необходимую информацию.

Третий этап. Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации (информационно-справочная, диагностико-рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая). Этот этап предполагает равную степень активности. Консультант помогает клиенту взглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно на доступном уровне объяснить ему необходимые понятия.

Четвертый этап. Консультант и консультируемый совместно стремятся достичь определенной ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей). Важно показать клиенту, что он и сам немало знает. Применяются не только психодиагностические методики, но и наблюдения за клиентом, за его высказываниями о себе, самооценка. Формирующая цель достигается с помощью профориентационных задач, совместного обсуждения различных ситуаций, а так же профориентационных игр.

Пятый этап. На этом этапе происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных). Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяются пути дальнейшей работы, а если одноразовая – составляется более совершенный вариант профессионального плана. В том случае, если обратная связь с консультируемым в чем-то неожиданна для профконсультанта, значит, на каком-то этапе он совершил ошибку. При выходе из контакта желательно отметить положительные стороны клиента, отметить его интересные мысли, выразить надежду на удачное профессиональное будущее клиента.

Завершается консультация протоколированием следующих сведений: анкетные данные; общие выводы по предварительным данным; первоначальное понимание клиентом своей проблемы; гипотеза профконсультанта; совместно конкретизированная цель и шаги, предпринятые для её достижения; итоги консультации, сформулированные клиентом и консультантом; примечание.

Конечно, эта схема носит общий характер, и должна “настраиваться” согласно ситуации.

******************************************

Примерная схема решения задачи о выборе профессии в ходе профконсультирования

1. На основании типовых документов медицинского обследования уточнить, находится ли физическое и нервно-психическое состояние интересующего нас человека в пределах широкой нормы. (Если да, следовать к пункту 2, если нет – к пункту 2а).

2. Провести по специальной программе вводную беседу или лекцию о выборе профессии. 2а. Рекомендуется медицинская профконсультация, не являющаяся предметом компетенции психологов и педагогов (в комплексе с инженерами).

3. Выявить у опрашиваемого систему ведущих и побочных мотивов, существенных для выбора профессии. Занести результаты в типовые документы учета.

4. Установить, намечает ли данный человек для себя определенную профессию, группу профессий (если да – пункт 5, если нет – пункт 5а и далее 5б).

5. Обратиться к соответствующим справочным источникам и найти сведения о профессиях, избранных обследуемым лицом.

5а. Обратиться к соответствующим справочным источникам и найти сведения о профессиях, характеризующихся наиболее высокими показателями спроса и вместе с тем наиболее согласующихся с системой выявленных у данного лица мотивов (или хотя бы не противоречащих системе его мотивов).

5б. Наметить и провести мероприятия (беседы, экскурсии, кинопросмотры и т.п.) по расширению у данного человека знаний, представлений о соответствующих (пункт 5а) профессиях. Вернуться к пункту 3.

6. Уточнить показатели общей и местной потребности народного хозяйства в притоке кадров в избранные обследуемым лицом профессии. Сделать заключение, в какой степени его мотивы совпадают с потребностью общества. (Если совпадают удовлетворительно – пункт 7, если мало совпадают – пункты 7а и 7б). Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – С. 176–179. 84

7. Если обследование имеет групповой характер, то сгруппировать обследуемых лиц по сходству профессиональных интересов (для удобства проведения последующих бесед и других мероприятий по профпросвещению). Если обследование индивидуальное, непосредственно перейти к пункту 8.

7а. Обратиться к справочным источникам и найти сведения о неизвестных данному человеку профессиях, но вместе с тем характеризующихся высоким показателем спроса и согласующихся с системой ранее выявленных мотивов (или не противоречащих ей).

7б. Сделать заключение о целесообразности перехода либо к пункту 5б, либо 11а и реализовать его.

8. Сделать заключение, предъявляет ли каждая из избранных данным человеком профессий (или избранная профессия) повышенные или специфические требования и необходимо ли специальное психологическое, психофизиологическое или медицинское обследование (если да – пункт 9, если нет – пункт 9а).

9. Спланировать комплекс психодиагностических методов (эксперименталь- ных и неэкспериментальных) в соответствии с избранными профессиями. При необходимости вернуться к пункту 2а.

9а. Наметить необходимые педагогические мероприятия и подготовить материалы для осуществления пункта 11 и перейти к нему.

10. Провести психодиагностическое обследование. Сделать заключение, в какой степени соответствует «психологический профиль» данного человека избранной им профессии. (Если в основном соответствует – пункты 9а и 11, если мало соответствует – 11а).

11. Утвердить данного человека (являющегося объектом профконсультации) в правильности его мнения об избранной профессии. Сообщить дополнительные сведения о путях овладения профессией (в частности, о возможных индивидуально-своеобразных вариантах хорошей работы, о возможном индивидуальном стиле деятельности). Дать представление о группе родственных профессий, о путях профессионального и социального роста в связи с избранной профессией. Заполнить типовые документы учета.

11а. Наметить и провести комплекс мероприятий по бесконфликтной переориентации данного человека на другую, более подходящую для него область деятельности. Заполнить типовые документы учета. 85

12. Убедиться в эффективности проведенных мероприятий, при отрицательном эффекте – наметить более углубленную научно-практическую работу с данным человеком по профориентации, вернувшись к более ранним пунктам схемы

*****************************************

Типы профконсультации

Профконсультация стала актуальной в начале двадцатого столетия, ее возникновение было связано с проблемами выбора профессии. Выбор профессии долгое время рассматривался как поиск профессии, соответствующей психологическим характеристикам человека. Этот подход получил название диагностического. Профконсультация данного типа состоит из трех фаз:

1) изучения психических и личностных особенностей претендента на профессию (психодиагностическая фаза);

2) характеристики содержания труда, требований профессии и их описания в психологических терминах (профессиографическая фаза);

3) сопоставления индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии и принятия решения о пригодности человека (фаза принятия решения).

Главный момент в этой профконсультации — перенесение акцента с акта выбора профессии или рекомендации по решению профессионально обусловленной проблемы на психологическую подготовку личности к определению своей позиции и самостоятельному принятию решения.

Важным принципом этого типа консультирования является сотрудничество психолога с клиентом. Неприемлемы навязывание собственного мнения, директивные рекомендации, давление. Акцент делается на осознании консультируемым своей проблемы, его самоопределении и выработке решения.

Для компетентного проведения консультации психолог должен разбираться в современном мире профессий, обладать фундаментальными знаниями в области общей и дифференциальной психологии, владеть методами психодиагностики и психотехнологиями профконсультирования.

Профессиональное консультирование направлено на решение проблем, связанных с профессиональным самоопределением, выбором профессии и места работы, путей самореализации личности в профессиональном труде, с профессиональной адаптацией и профессионализацией, прогнозированием карьеры, преодолением трудностей, кризисов и конфликтов, а также с профессиональной реабилитацией работников, частично утративших трудоспособность.

Профессиональное консультирование – это вид психологической помощи, направленной на согласование индивидуальных профессиональных возможностей и потребностей клиента с интересами организации или рынка труда, в результате которой происходит профессиональное самоопределение клиента, формируется или совершенствуется его профессиональный план, вносятся продуктивные изменения в его профессиональную деятельность и поведение [3, с. 5–6].

Профориентационное консультирование – это специальная деятельность консультанта, направленная на оказание помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда. Профориентационное консультирование помогает решить следующие проблемы индивидуальной занятости:

– выбор профессии;

– определение профиля профессионального обучения;

– трудоустройство;

– смена сферы деятельности и связанные с этим эмоциональные затруднения и проблемы социальной адаптации.

Потребность в профконсультации особенно проявляется в период, непосредственно предшествующий выбору профессии и учебного заведения.
В этот период профессиональная консультация наиболее эффективна. В целом профконсультация направлена на актуализацию и осознание оптантом тех его представлений и качеств, которые оказывают влияние на его профессиональные планы.

Даже если оптант еще не принял решения относительно будущей профессии, профконсультант обязательно опирается на уже имеющиеся у оптанта ценностные ориентации, проявления направленности, склонности и интересы. В ходе профконсультации необходимые для профессионального выбора представления оптанта корректируются, уточняются, дополняются, но не формируются. Сформировать их за короткое время профконсультации невозможно, и на это следует ориентировать как самих оптантов, так и их родителей

Основные направления профориентационного консультирования

 

 

В России исторически сложились и в разной степени реализованы четыре направления профконсультационной работы: информационное, диагностическое, консультационное и тренинговое [1, с. 41].

Информационное направление


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.