Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (практика по архивоведению)) — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (практика по архивоведению))

2019-12-18 164
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (практика по архивоведению)) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СТУДЕНТА

 

5 курса группы ДиА(з)-41-16

 

 

Шамсутдинова Ильгиза Руслановича

 

Уровень высшего образования: бакалавриат
Специальность (направление подготовки)   46.03.02 «Документоведение и архивоведение»
Направленность (профиль) программы "Документационное обеспечение управления и архивоведение"
Срок проведения практики: с 28 октября 2019 по 9 ноября 2019г.

 

Уфа – 20 19 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3 1 Из истории мечетей Стерлитамакского уезда

Уфимской губернии…………………………………………………………………6

1.1 Атячевская мечеть и медресе..............................................................................6

1.2 Балыклинские мечети, медресе и священнослужители…………………….....8 2 Из истории мусульманских учебных заведений

Башкортостана (археографический аспект)………………………………………16

2.1«Ведомости о числе приходов и духовных лиц»

исторический источник (на примере Стерлитамакского уезда

Уфимской губернии)................................................................................................16

2.2 Вопрос об открытии мусульманских учебных заведений

в Оренбургской губернии........................................................................................20

2.3 Муллы мечетей Стерлитамакского уезда на 1912 год…………………...…..21

Заключение……………………………………………………………………….....28

Список использованных источников…………………………………………………………………….……29

 

 

Введение

В настоящее время одной из актуальных проблем исторической науки является восстановление истории отдельных мусульманских культовых учреждений – мечетей и учебных заведений. Значение мечетей, а во многом и медресе, в духовной и культурной жизни мусульманских народов Урало-Поволжья дореволюционного периода до сих пор осмыслено еще не до конца. Развитие ислама в Российской империи, а затем и в советской стране происходило под сильным влиянием и нажимом политики государства. Как известно, при Екатерине II произошли изменения в религиозной политике. По Указу ее императорского величества от 22 сентября 1788 г. в Уфе было учреждено Оренбургское Магометанское Духовное Собрание. Отныне Собрание давало разрешение на открытие мечетей. Духовные лица, избранные прихожанами приходов к мечетям, должны были сдать экзамен на знание правил мусульманской религии в Собрании. После чего Уфимское наместническое правление (с 1796 г. Оренбургское губернское правление, с 1865 г. – Уфимское губернское) издавало указы о назначении духовных лиц к мечетям. Получившие указ и назывались «указными» хатыпами, имамами, муэдзинами.

Хатыбы и имамы должны были быть не моложе 22 лет, а муэдзины – 21 года. Мечети делились на две категории: соборные и пятивременные (простые). При соборных мечетях, согласно Уставу Духовного Собрания, должны были состоять хатып (мулла), имам и муэдзин (азанчи), при пятивременных –имам и муэдзин. Как пишет современный историк, «в функцию хатыба входило произнесение хутбы – речи перед праздничной молитвой, а также праздничной проповеди». «Имам выступал как духовный руководитель, глава мусульманской общины. В условиях российской действительности между хатыбом и имамом никаких различий не существовало, и поэтому губернские власти при утверждении их в должности часто использовали термин «мулла». Муэдзин исполнял три основные обязанности: собирал верующих, призывал имама и объявлял о начале богослужения».[1]

Мухтасипы контролировали работу нескольких мечетей округи, ахуны – уезда. Также духовные лица одновременно выполняли обязанности профессиональных учителей. В указах губернского правления обычно назывались и получаемые священнослужителями учительские должности, которых было три: мударриса – заведующего медресе, мугаллима – учителя, мугаллима-сабиан – учителя малолетних детей. В основном в дореволюционной России именно муллы обучали мусульманских детей грамоте. Мусульманские учебные заведения делились на две категории: мектебы – начальная школа и медресе – средняя школа. Некоторые медресе, такие, как Стерлибашевское, «Галия», «Хусаиния» и др.,практически являлись высшими учебными заведениями.

 Школы существовали на частные средства священнослужителей и прихожан. Как мы увидим, и мечети в основном были построены на личные средства отдельных лиц – богатых прихожан, которые являлись собственниками зданий мечетей – мутавалиями (валиями). Однако мутавалий не был духовным лицом. В постсоветский период усилился интерес к истории религии, религиозных учреждений, в том числе мусульманских. В 1993 г. вышла справочная книга о существовавших и существующих в городе Уфе мечетях, церквях, медресе и других духовных заведениях.[2] Данная работа также посвящена истории священнослужителей —мулл и муэдзинов отдельных мусульманских религиозных заведений —мечетей, медресе, расположенных в основном на территории бывшего Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. Она написана на основе изучения документов фонда Оренбургского Духовного Магометанского Собрания (ф. И-295), хранящегося в Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан (ЦГИА РБ).

В то же время в работе публикуется ряд архивных документов. Это неизвестное доселе сочинение – «Описание деревни Стерлибаша и Стерлибашевского медресе действительного члена Уфимского губернского статистического комитета, магзума Шакира Харисовича Тукаева», подлинник которого хранится в рукописном фонде

Государственной книжной палаты РБ. Оно намного полнее увидевшего в 1899 г. свет книги М. Тукаева «История Стерлибаша» и представляет несомненный интерес для историков, этнографов, религиоведов, краеведов. В работе приводятся сведения из «Ведомостей о башкирских школах» за 1867 год об открытии мусульманских учебных заведений по всей Уфимской губернии. Автор вводит в научный оборот также сведения об открытии медресе в Оренбургском, Орском и Троицком уездах Оренбургской губернии. В приложении дается список мулл Стерлитамакского уезда Уфимской губернии на 1912 год и одно из постановлений БашЦИК о закрытии религиозных заведений.

 

 

 1 Из истории мечетей Стерлитамакского уезда

Уфимской губернии

1.1 Атячевская мечеть и медресе

Во многих источниках отмечается, что в д. Атячево нынешнего Федоровского района РБ мечеть была построена лишь в 1858 г. В ведомостях мечетей конца XIX – начала XX в. данные сведения были записаны со слов самих прихожан. Однако жители имели в виду, наверное, либо перестройку мечети, либо капитальный ремонт, который был произведен в 1858 г. На самом деле, мечеть в Атячево была построена задолго до этой даты. Однако точную дату постройки мечети установить не удалось.

 Деревня была довольно маленькой. В 1816 г. в ней проживало 173 человека. К 1835 г. в деревне существовала соборная мечеть. В том году в Атячево было открыто медресе, оно сразу заняло довольно значительное место в духовной жизни Южной Башкирии. А имамом соборной мечети и мударрисом был назначен Кутлугильды Бустубаевич Акманаев, из башкир. Он обучался в д. Балыклы, его учителями были Тулунгужа бен Муса и Абдрахман Сагитов. Кутлугильды Акманаев (умер 1 апреля 1869 г.) служил имамом в Атячево 25 лет, с 1835 по 1860 год. Именно в эти годы его медресе стало широко известным учебным заведением. Наиболее известными учениками Акманаева были Шамсетдин Заки, Мухаммет бен Алтынсура, Курбангали бен Кыдрас и др.

В 1860 г., по свидетельству Р. Фахретдинова, Акманаев вернулся в свою родную деревню Псянчино Оренбургского уезда (ныне село Худайбердин Кугарчинского района РБ), где продолжил дело обучения детей. [3]Открытие медресе в Атячево было до того знаменательным событием, что в том же 1835 г. в нем появился 13-летний слепой шакирд. Будущий известный поэт Шамсетдин Заки (1822–1865), по одним данным, учился в Атячевском медресе 4 года (с 1835 по 1839 год), по другим — 7 лет (с 1835 по 1842 год). Ш. Заки за одну зиму (1835/36 год) выучил весь курс грамматики (морфологию, синтаксис), а за весну и лето 1836 г. – персидский язык. К лету 1837 г. он знал наизусть произведения знаменитых восточных поэтов: Саади, Ф. Аттара. Именно в Атячево Заки начинает импровизировать. Все это говорит не только об исключительных способностях Ш. Заки, но и о том, на какую педагогическую высоту было поставлено обучение в медресе. В нем изучали два классических языка (арабский, персидский), восточную литературу.

Кроме того, в деревне были развиты и различные ремесла. Многим из них за годы своей учебы выучился и Шамсетдин Заки (в том числе усвоил профессию часовщика). Указом Оренбургского губернского правления No 32 от 5 января 1837 г. азанчеем мечети был поставлен Мухаметшарип Бикмухаметович Габидуллин (умер в 1891г.), из государственных крестьян. В 1854 г. имам К. Акманаев получал от 10 до 20 рублей серебром содержания (от населения) в год, азанчей – от 5 до 10 рублей. Указом No 6058 от 30 июня 1858 г. имамом и мугаллимом был назначен Абдулкаюм Абдулгафарович Абдулменев. В 1862 г. при соборной мечети числилось 524 прихожанина (мужчин – 243, женщин – 281), в том числе башкир – 124 (23,7 %), государственных крестьян – 111 (21,2 %), мещан – 216 (41,2 %), купцов – 73 (13,9 %). В 1867 г. в медресе обучалось всего 20 учеников. В 1883 г. в мечети вновь был проведен капитальный ремонт, или как пишут в источниках, она была «перестроена».

 После смерти азанчея Габидуллина указом No 3522 от 18 августа 1891 г. новым муэдзином и мугаллимом-сабиан был назначен Сулейман Абдулкаюмович Абдулгафаров (1866), возможно, сын имама. Губернское правление указом No 4394 от 5 октября 1893 г. (по другим данным – 14 октября 1893 г.) имам- хатыпом и мугаллимом назначил Сагадитдина Фахретдиновича Мухаметшина (1854–1924). Старый мулла Абдулменев был уже дряхл. Дедовское волостное правление своим отношением No 179 от 24 января 1900 г. поставило в известность Духовное Собрание о его кончине.

 В начале XX в. при мечети состояло 708 прихожан (мужчин – 356, женщин – 352). В 1906 г. в деревне было 136 дворов, кроме мечети имелась «татарская школа», хлебозапасный магазин. Деревня росла довольно быстрыми темпами, и прихожане могли содержать еще одного муллу. Поэтому указом губернского правления No 4451 от 11 октября 1905 г. имамом был назначен Мухаметшафик Мухаметгалиевич Мухамедвалиев.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.