Балыклинские мечети, медресе и священнослужители — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Балыклинские мечети, медресе и священнослужители

2019-12-18 309
Балыклинские мечети, медресе и священнослужители 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как пишет известный историк А. З. Асфандияров, д. Балыклы нынешнего Федоровского района РБ появилась в 1751 г.[4] Также имеются сведения о продаже земли вотчинниками Юрматынской волости торговым татарам Сеитовского посада (Каргалы) в 1756 г. Среди покупателей земли в 1756 г. упоминаются: мулла Абдулкарим Имангулов и ахун Абдулсалям Уразмухамбетов.[5] Последний вряд ли поселился в новой деревне. Ахун Абдулсалям известен как религиозный деятель Сеитовского посада, пользовавшийся значительным влиянием в округе. Он приходится дедом поэту Абульманиху Каргалы (1782 — 1833).[6] Так или иначе, А. Уразмухамбетов и А. Имангулов упомянуты впервые и как духовные лица д. Балыклы. Торговые татары, обосновавшиеся в 50-е годы XVIII в. в деревне, стали башкирами-припущенниками. Сеитовцы, поселившиеся в Балыклах в 20-30-е годы XIX в., являлись уже государственными крестьянами.

Таким образом, сословная принадлежность жителей деревни зависела также от времени заселения. [7]Между 1751 и 1771 гг. в деревне, видимо, была построена мечеть. В 1771 г. при ней было открыто медресе.[8] Первым мударрисом медресе был мулла Башир Гумеров. Он был муллой Балыклинской мечети до 1791 г., пока не был отправлен в отставку Духовным собранием по тарости. Вместо него имамом и мударрисом был избран служилый татарин Мухаметзян Баширов, возможно, сын Б. Гумерова. Указом Уфимского наместнического правления за No 1867 от 11 июня 1791 г. М. Баширов был назначен имамом Балыклинской соборной мечети и мударрисом местного медресе. [9]При нем уровень образования в медресе довольно высок. Когда, будучи старым М. Баширов сам в марте 1814 г. получил отставку, то жители деревни оказались в замешательстве. Они не нашли ему достойной замены на посту мударриса медресе среди односельчан. Балыклинцы искали достаточно «ученого» человека, чтобы не понизился уровень образования в учебном заведении. Поэтому они обратились к тептярю д. Кунаккулово Белебеевского уезда Абдрахману Сагитову, так как были наслышаны о его образованности.

Обращение к А. Сагитову было совершенно официальным документом, засвидетельствованным в Белебеевском земском суде. В нем указано, что назначение А. Сагитова выгодно не только балыклинцам, но и жителям близлежащих деревень. 17 марта 1814 г. А. Сагитов оказался «быть способным имамом и мударрисом».

 По другим документам, тептяр-припущенник Абдрахман Сагитов проживал в д. Балыклы с 1817 г., по ревизским сказкам же числился в д. Кунаккулово 21-й тептярской команды Белебеевского уезда. При имаме М. Баширове муэдзином был башкир-припущенник Ишбулды Ишменев (1751–1825). В январе 1815 г. престарелый муэдзин сам обратился в Духовное собрание, прося дать ему отставку и назначить новым азанчеем своего сына Мухаметгалия.[10]В феврале Мухаметгали Ишменев (1773) выдержал экзамен и указом губернского правления от 11 декабря 1815 г. был утвержден муэдзином Балыклинской соборной мечети[11]. В документе за 1831 год М. Ишменев назван муэдзином и мударрисом, а А. Сагитов — имамом, мударрисом и мухтасипом. Оба при Балыклинской соборной мечети.[12]

 Возможно, к тому времени при мечети функционировало не одно, а уже два медресе. Не позже 1818 г. в деревне была построена без дозволения властей еще одна мечеть. Она была пятивременной (простой). 27 декабря 1818 г. муэдзином пятивременной мечети был назначен башкир Мухаметшариф Муртазин (умер в 1843 г.), который был единственным официальным священнослужителем при Балыклинской пятивременной мечети (1818–1843).

Соборная мечеть, построенная в середине XVIII в., к 20-м годам XIX в. обветшала. Было решено вместо старой построить новую мечеть. Жители деревни составили доверенность, которую выдали купцу 3-й гильдии Рахматулле Кадырову. Купец брался строить мечеть на свои собственные средства. В ноябре 1828 г. было получено согласие на постройку новой мечети.

Из источников нельзя выяснить, были ли между священнослужителями какие-либо разногласия. Но по косвенным данным трения, все же были. Так, в марте 1831 г. муэдзином соборной мечети был избран башкир Ибрагим Ишбулдинович Ишменев (1793— 1846), третий сын И. Ишменева и брат Мухаметгалия. Но ведь при мечети с 1815 г. состоял муэдзином и мударрисом его старший брат. Как ни странно, в марте 1831 г. Ибрагим Ишбулдин выдержал экзамен и был назначен муэдзином. При мечети стало два муэдзина, что не могло не привести к конфликтам между братьями. Лишь 20 июля (по другим данным – 20 ноября) 1833 г. Мухаметгали Ишбулдинович Ишменев был назначен имамом соседней Каралачиковской соборной мечети. [13]

К 1837 г. в деревне было две мечети, два медресе, но всего три священнослужителя. Поэтому в январе 1837 г. жители деревни обратились в Духовное собрание с прошением утвердить к мечетям следующих священнослужителей: к соборной: — Абдулкаюма Абдрахмановича Сагитова — имамом, мударрисом и хатыпом; Сагабутдина Самигулова, башкира д. Татышевой Бирского уезда — имам-мугином (помощником имама); Мухаметкарима Ахмерова, башкира д. Урубаевой — имам-мугином; к пятивременной — Хасана Юсупова, жителя д. Кирьяповой — имамом.[14] Однако из четырех кандидатов был утвержден лишь один.

14 января 1837 г. имамом и мударрисом был назначен Абдулкаюм Сагитов (1806–1893), сын Абдрахмана Сагитова. [15]При Абдрахмане Сагитове (1814–1856) Балыклинское медресе достигло своего расцвета. Риза Фахретдинов пишет, что он считался одним из учёнейших людей своего времени, обучался в Саитовском посаде (Каргалы) в медресе Габдрахмана Акрамани. Его учениками были Шамсетдин Заки и Кутлугильды Акманаев. Хотя в старости и ослеп, но обучения в своем медресе не бросил.

 Умер Абдрахман Сагитов, по свидетельству Р. Фахретдинова, в 1856 г. [16]В 1840-е годы в балыклинском медресе учился, как уже было сказано, известный в будущем поэт Шамсетдин Заки (1822–1865). По одним данным, он учился в Балыклах с 1839 г., по другим в 1842 — 1848 гг. До этого он обучался в Атячевском медресе. [17]Заки был необычным шакирдом, слепым от роду. В Балыклах с ним произошел интересный случай. Он хотя и был слепым, ходил, однако, очень быстро, даже бегом, держа палку в руке. Однажды он собрался в лес. По пути остановился, почувствовав перед собой препятствие. Дело в том, что некий Шаймухамет решил проверить Заки. Зная, куда поэт собирается, он пошел вперед и лег поперек его дороги. Заки остановился, удивившись тому, что тот валяется на земле. Шаймухамет был сконфужен и, встав, с укором сказал поэту: «Говорят, что ты слепой, а ты прекрасно видишь». На это Заки ответил, что не обязательны глаза на лбу, и импровизировал следующие строки:

Глаза нужны, нужны глаза, эй ты, подобный мужчине!

Зрячему всегда есть чему учиться у жизни.

Но нужны глаза, не те, что на лбу, Без тайных глаз (то есть духовного       взора) не постигнешь ее. [18]

Ш. Заки, пробыв в Балыклах 6 лет, не совсем удовлетворенный обучением в медресе, уехал в Казань. Однако данный случай, конечно, не может умалить значение балыклинских медресе. В феврале 1843 г. житель Сеитовского посада мещанин Мухаметсадык Мухаметзянов обратился в Духовное собрание с просьбой утвердить его имамом Балыклинской пятивременной мечети.

Указом от 30 августа 1843 г. он был назначен имамом и мугаллимом- сабиан (учителем малолетних детей) пятивременной мечети. Муэдзин же Мухаметшариф Муртазин в 1843 г. умер, вместо него был избран в ноябре башкир Ахметша Хамитович Шарипов. 12 мая 1844 г. указом за No 3129 он был назначен муэдзином пятивременной мечети. [19]

В 1846 г. умер азанчей соборной мечети Ибрагим Ишбулдин. Указом от 20 апреля (по другим данным – 20 июня) 1851 г. новым муэдзином и мугаллимом-сабиан был назначен Усман Ишбулдинович Ишменев (1808), младший брат умершего.[20] В 1856 г. умер Абдрахман Сагитов, мударрис, сыгравший огромную роль в развитии образования в деревне в первой половине XIX в. Однако еще в марте 1853 г. вместо отца имамом и мударрисом был избран его второй сын Абдулгазиз Абдрахманович Сагитов. Получил указ 5 декабря 1853 г.[21] Наверное, Абдрахман Сагитов примерно в 1852 г. официально ушел в отставку, хотя и до смерти, как пишет Р. Фахретдинов (несмотря на то, что к тому времени ослеп), фактически продолжал обучать детей. К 1854 г. в деревне было две мечети, пять священнослужителей.

При соборной мечети было два имама (мударриса) и один муэдзин, при пятивременной – имам и муэдзин. Абдулкаюм Сагитов получал содержание от 5 до 15 рублей серебром, Абдулгазиз «по недавно временному поступлению в этом звании ничего не получал», азанчей У. Ишбулдин – от 3 до 10 рублей, имам М. Мухаметзянов – от 5 до 10, Ахметша Хамитович Шарипов – от 3 до 5 рублей. [22]

К соборной мечети было причислено 250 прихожан, к пятивременной – 110. В 1862 г. в деревне насчитывалось 1053 прихожанина (мужчин – 515, женщин – 538), из них башкир – 722, государственных крестьян — 204, мещан — 109, мурз — 18.[23] Указом губернского правления за No 8653 от 18 сентября 1863 г. пятивременная  мечеть была переименована в соборную (стала называться 2-й соборной). К 1869 г. Абдулгазиз Сагитов среди духовных лиц не значится (видимо, умер в 1864–1865 гг.), его старший брат Абдулкаюм продолжал исполнять свои обязанности.[24] Вакантные места в мечетях и медресе заняли новые люди, прежде всего их сыновья. Если в 1862 г. в Балыклах было два медресе, то уже в 1867 г. функционировало лишь одно. Но все же в 1867 г. в Четырмановской волости Стерлитамакского уезда Балыклинское медресе являлось самым крупным учебным заведением. В нем обучалось 150 учеников. [25]Таким образом, в середине 60-х годов XIX в. одно медресе перестало функционировать. Другое также на протяжении второй половины XIX в. теряло свое значение.

 Во второй половине XIX – начале XX в. духовными деятелями при 1-й соборной мечети служили следующие лица: 1) Зелямитдин Рахманкулович Абдулнафиков, имам, назначен указом No 10543 (по другим данным – No 4159) от 13 октября 1865 г., умер между 1889 и 1894 гг.; 2) Абдулвалей Абдулкаюмович Сагитов (1843–1901), имам, хатыб, мугаллим, назначен указом No 2450 от 19 мая (или августа) 1868 г.; 3) Габдрауф Абдулгазизович Сагитов (1857–1911), муэдзин и мугаллим-сабиан, назначен указом No 2503 от 5 июня 1885 г.; 4) Ахмет Абдулкаюмович Сагитов, назначен указом No 2502 от 5 июня 1885 г. (по другим данным – 5 июля 1888 г.) хатыбом и мударрисом Балыклинской 1-й соборной мечети, указом No 1860 от 20 июня 1898 г. был переведен в Верхне-Муталовскую мечеть Оренбургского уезда, через два года указом No 3183 от 7 сентября 1900 г. возвращен в Балыклы хатыбом, умер 2 апреля 1914 г.; 5) Мухаметша Юсупович Капкаев, имам, назначен указом No 3130 от 28 июня 1907 г.; 6) Гайса Мусеевич Зубаиров, муэдзин, назначен указом No 2497 от 3 августа 1915 г.

В 1888 г. 1-я соборная мечеть вновь была перестроена. [26]Выдающимся мударрисом Балыклинского медресе, как пишет муфтий Риза Фахретдинов, был Абдулкаюм Сагитов (1806–1893). Он учился в Казани у ахуна Габденнасира бен Рахманкула. Наиболее известными шакирдами Абдулкаюма являлись Сахиулла бен Тулунгужа, Мирсаяф бен Камалетдин, Загирулла бен Хабибулла и др. У Абдулкаюма было семеро детей: Габдулла, Габделвали, Габидулла, Ахмет, Фазылулла, Фаиза, Фатима, двое из них продолжили дело отца в Балыклах. Прожив долгую жизнь (87 лет), Абдулкаюм Сагитов умер 3 сентября 1893 г.[27] 2-я соборная мечеть долгое время оставалась без муллы. Лишь 1 марта 1894 г. указом No 1350 имамом, хатыбом и мугаллимом 2-й соборной мечети был назначен престарелый Мифтахетдин Хасанович Абдюков (1831 г.р.). Он был уволен указом No 1888 от 27 мая 1905 г. по старости. 53 года муэдзином являлся Ахметша Шарипов, пока по его желанию не был удален от своей должности 12 ноября 1897 г. Новым муэдзином, исполняющим обязанности муллы, мугаллимом-сабиана 2-й соборной мечети 24 ноября 1897 г. указом No 4150 был назначен Садритдин Бадритдинович Бикмухаметов (1866 г.р.). 20 марта 1904 г. он почему-то был удален от своей должности, вновь допущен к исполнению обязанностей указом No 2804 от 11 июня 1906 г. Наконец, 20 октября 1905 г. указом No 4059 Фазлыахмет Хазиахметович Исмагилов назначен хатыбом 2-й мечети. Умер он после революции в 1924 г.

В 1905 г. в Балыклах было 288 дворов, проживало 1493 человека (мужчин — 793, женщин — 700). Функционировали: две мечети, две татарские школы, 2 хлебозапасных магазина, 2 мануфактурные и бакалейные лавки, 2 кузницы, 4 водяные мельницы. Еженедельно по вторникам проходил базар. Деревня выросла, две мечети уже не могли удовлетворять потребностей населения. Было решено построить еще одну мечеть. Указом No 5933 от 2 сентября 1909 г. было дано разрешение на открытие третьей мечети. Мечеть построили в 1909 г., она также по статусу называлась соборной. 24 июля 1910 г. указом No 3141 в 3-ю соборную мечеть были назначены священнослужители. Хатыбом стал Тимиргалей Абдуллович Абдюков, муэдзином — Хабибрахман Абдуллович Фаткуллин. [28]

Таким образом, к 1917 г. в Балыклах было три мечети и шесть официальных священнослужителей. Балыклинские медресе сыграли большую роль в развитии образования в округе, особенно в первой половине XIX в. Одно из них являлось средним учебным заведением повышенного типа. Несомненно, большую роль в духовном просвещении сыграли местные священнослужители, прежде всего из семьи Сагитовых.

 

 2 Из истории мусульманских учебных заведений


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.