Глава I . Теоретические основы изучаемой проблемы — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Глава I . Теоретические основы изучаемой проблемы

2019-12-18 220
Глава I . Теоретические основы изучаемой проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава I. Теоретические основы изучаемой проблемы

I.1 Физическое развитие детей дошкольного возраста…………………………6

I.2 Роль подвижных игр в физическом развитии дошкольников……………14

Глава II Глава 2. Педагогические условия физического развития дошкольников средствами подвижных игр

II.1 Содержание работы по физическому развитию детей в ДОУ посредством подвижных игр…20

II.2 Методические основы использования подвижных игр в физическом развитии дошкольников………………………………………………………23

Заключение…………………………………………………………………….36

Список литературы……………………………………………………………38


Введение

Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств - одна из основных задач современного общества. В любом обществе, построенном на гуманистических и демократических принципах, здоровье человека является высшей ценностью, важнейшим достоянием государства, оно - бесспорный приоритет, залог жизнестойкости и прогресса общества.

К сожалению, в нашей стране, как было отмечено на первой Российской Ассамблее, посвященной проблемам здоровья населения, наблюдается отчетливая тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что значительная часть детей, посещающих дошкольные учреждения, имеет различные отклонения здоровья, отстает в физическом развитии. Это свидетельствует о том, что проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.

За последние годы в отечественной литературе появилось немало научных трудов, посвященных решению различных проблем воспитания дошкольников. Это объясняется тем, что целый ряд неблагоприятных социально-экономических изменений, которые произошли в нашей стране в конце двадцатого века, прежде всего, затронули подрастающее поколение и особенно детей дошкольного возраста. По мнению ряда ученых, в настоящее время возникли существенные противоречия между декларируемыми целями физического воспитания, физической подготовки подрастающего поколения и реальными возможностями государства их осуществления для каждого человека.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. В то же время, сложившиеся система дошкольного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни ребенка и приводит нормирование двигательных качеств и навыков.

Подвижные игры - одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

Не в полной мере воспитатели уделяют внимания подвижным играм в режиме дня ДОУ, направленных на физическое развитие детей. Хотя время подвижные игры имеют значительный потенциал для физического развития детей дошкольного возраста, они являются весьма привлекательными средствами физической культуры, полезными для обогащения двигательного опыта дошкольников, формирования культуры движений, образования эстетического вкуса, комплексного развития физических качеств ребенка. Через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребенка.

Перед дошкольными учреждениями стоят важные задачи развития двигательной активности и оздоровления детей, но для решения указанных задач в практике не всегда учитывается влияние основного вида деятельности дошкольников – игры. 

Цель исследования: изучить возможности подвижных игр в физическом развитии дошкольников

Объект исследования: физическое развитие детей дошкольного возраста в ДОУ

Предмет исследования: подвижная игра как средство физического развития дошкольников в ДОУ

 С учетом цели и предмета исследования были определены задачи исследования:

1. Представить теоретические основы проблемы физического развития дошкольников.

2. Описать роль подвижных игр в физическом развитии дошкольников

3. Проанализировать опыт работы ДОУ по физическому развитию дошкольников.

4. Описать методики использования подвижных игр в физическом развитии дошкольников.

 


II.1. Содержание работы по физическому развитию детей в ДОУ посредством подвижных игр

На констатирующем этапе исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать опыт работы ДОУ по решению изучаемой проблемы.

2. Определить место использования подвижных игр в режиме дня детского сада.

Констатирующий эксперимент проходил в несколько этапов. Первым этапом работы явился анализ планов работы воспитателя с целью знакомства с планированием и распределением подвижных игр, игровых форм, двигательных моментов в течение недели, дня в группе и определение задач, особенно двигательных. И, конечно, анализ сравнения, на сколько расхождение или соответствие планирования с современной моделью двигательного режима детей в дошкольных учреждениях. Особое внимание было уделено регулированию двигательной активности на прогулке.

Игры с элементами спортивных игр практически не планируются. Это может объясняться тем, что в детском саду очень мало спортивного инвентаря. Но для проведения подвижных игр в детском саду есть все условия: достаточное количество физкультурного оборудования, атрибутов для подвижных игр, также спортивная площадка. Для проведения подвижных игр в помещении также есть спортивный, оборудованный зал.

При анализе правильности постановки задач к игре было отмечено, что чаще всего задачи ставятся воспитательные, оздоровительные, а решение двигательных задач четко не ставится. В подвижных играх, прежде всего, должны решаться двигательные задачи, так как в них идет формирование двигательных умений и навыков, физических качеств. Дети должны соблюдать движения, обусловленные сюжетом и правилами.

На следующем этапе работы было наблюдение и анализ проведения подвижных игр воспитателем с детьми. Для этого нами были разработаны вопросы:

1. Условия проведения игр

2. Подготовка воспитателя к игре

3. Подготовленность места и физкультурного инвентаря

4. Организация подвижной игры

5. Длительность игры в целом, размещение детей

6. Эффективность решения образовательных, оздоровительных, воспитательных и двигательных задач

7. Самочувствие, поведение и настроение детей

8. Уровень педагогического мастерства воспитателя

9. Общая оценка проведения подвижной игры

10. Предложения к совершенствованию методики проведения подвижных игр

Наблюдая проведение подвижной игры, опираясь на вопросы анализа, мы пришли к следующему выводу:

- воспитатель готовится к проведению игр, знает содержание, умеет четко, эмоционально объяснить игру детям, владеет способами организации детей на игру, но хотелось бы большого разнообразия их, чтобы больше заинтересовать детей игрой.

Используются интересные приемы распределения ролей. И дети, и воспитатель знают много считалок и старинных, и современных. Воспитатель при проведении умеет видеть всех детей и осуществляет контроль за самочувствием детей, их поведением. Настроением, владеет голосом, хороший тон обращения с детьми. В конце игры делает её оценку. Но в месте с тем, надо сказать, что необходимо больше внимания уделять как решению воспитательных задач, так и решению двигательных задач в игре, а именно, следить за дозировкой и темпом выполнения физических упражнений, оценивать двигательную плотность игры, продумывать заранее приемы преодоления отрицательных эмоций, приемы предупреждения и исправления ошибок при выполнении движений в игре.

Побеседовав с воспитателями и детьми, выясняется, что не все дети с желанием играют в подвижные игры. Причина: отсутствие интереса к игре, низкая двигательная активность, которая не позволяет дошкольникам удовлетворить свою потребность в движении.

Например, в игре «Гуси-лебеди», которая длится 5 минут, дети интенсивно двигаются 45 секунд – перебегают, увертываются от ловишки. Остальные 4 с лишним минуты они произносят текст, закрепляют знания правил, присутствуют при выборе водящего. Это говорит о повышении эффективности подвижных игр:

1) увеличение расстояния для пробегания в играх с перебежками («Зайцы и волк», «Мы веселые ребята») на воздухе до 30-40 метров

2) увеличение продолжительности интенсивных движений в играх с увертыванием («Хитрая лиса», «Ловишка»). Продолжительность без остановки до 1-1,5 минут

3) выбор сразу 2-3 водящих. В этом случае повышается не только физическая нагрузка, но и эмоциональная насыщенность игры

Зачастую малоактивные дети остаются без внимания, поэтому при 2-3 активных ловишках назначить можно 1-го малоактивного ребенка, без ущерба для играющих. Это вселит в него смелость и веру в себя и избавит от лишней робости.

После проведенной беседы выясняется, что воспитатели не всегда учитывают желание детей в двигательной деятельности. На это воспитателя необходимо обратить внимание и учесть при планировании. Но есть моменты, когда подвижную игру нецелесообразно проводить, например, перед занятиям, чтобы сосредоточить внимание детей.

Далее выясняем, с каким количеством человек дети предпочитают играть.

Большинство детей любит играть с 5-7 детьми, некоторые с 3-4 детьми и только 2 человека сами с собой, и поэтому воспитателю необходимо обратить внимание на причины уединения. Да, в каждой группе есть дети, предпочитающие наблюдательность за товарищами или играть в «Школу», «Семью», в малоподвижные игры.

Осуществляя дифференцированное педагогическое руководство за развитием движений детей во время прогулки, нужно уделить внимание малоподвижным детям. Стараться увлечь их играми с элементами соревнования: «Кто быстрее перелезет через гимнастическую стенку?», «Сделай меньше шагов до кегли». Таким детям нужно чаще давать поручения (подмести пол, собрать игрушки), активизировать их деятельность, применяются стимулирующие действия, например, в игре «Затейники» предлагается показать, как надо выполнять упражнения, в игре «Совушка» объяснить правила или выбрать водящего, пользуясь считалкой.

 

Заключение

В нашей работе мы рассмотрели: физическое развитие детей дошкольного возраста; роль подвижных игр в физическом развитии дошкольников. Изучили опыт работы по использованию подвижной игры в ДОУ, а так же выделили методические основы использования подвижных игр в физическом развитии дошкольников

В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Физическое воспитание дошкольников играет большую педагогическую роль. Оно воспитывает в дошкольнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные дошкольники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.

Особое значение подвижных игр заключается в том, что они широко доступны людям самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие, отражают такие общие характерные черты как взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности. Подвижная игра характеризуется как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств.

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективными комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Активное движение, обусловленное содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умений и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества – быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки.

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.


Список литературы

1. Абдульманова Л.В. Воспитание физической культуры у детей дошкольного возраста.- Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2004.-115.

2. Абдульманова Л.В.Развитие основ физической культуры детей 4 – 7 лет в парадигме культуросообразного образования. – Ростов н/Д6 Изд – во Рост. ун – та, 2005. – 220 с.

3. Адашкявичене Э.Й. Спортивные упражнения в детском саду.- М.: Просвещение, 1992.

4. Аксенова Н. Формирование двигательной активности. Старший дошкольный возраст//Дошкольное воспитание№6.-2000.-С.30-48.

5. Алексеева Н.П. Воспитание игровой деятельности. Книга для учителя. – М: «Просвещение».

6. Антонов Ю.Е. «Здоровый дошкольник 21 века», М., 2000 г.

7. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред.пед.учебн.заведений.- М.: Изд. Центр «Академия»,1998.

8. Быкова А.И. Подвижные игры в организации жизни детей и педагогическое руководство ими // Роль игры в д/с. – М.: АПН РСФСР, 1961. – с. 92-134.

9. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья // Дошкольное воспитание.-2006.-№3.-С.117-122.

10. Викулов А.Д. «Развитие физических способностей детей», Ярославль, 1996 г.

11.. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

12. Гориневский В.В., Марц В.Г., Родин А.Ф. Игры и развлечения: Сборник, 3 изд, перераб. И дополн. – М.: Молодая гвардия, 1924.- 195 с.

13. Дегтярев И.П. Физическое развитие. Киев 2005 – С.23-48

14. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975

15. Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. 1993, № 9, с. 23-25.

16. Кудрявцев В.Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет.-М., 1998.

17. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 1974.

18. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 1984.

19. Кенеман А.В., Осокина Т.И. «Детские народные подвижные игры», М., 1995 г.

20. Кистяковская М.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. – М: Педагогика, 1978.

21. Клевенко В.М. Быстрота как развитие физических качеств. - Москва 2008. - 290 с.

22. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления».- М.,2000 г.

23. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2002. - 160 с.: ил.

24.  Литвинова Т.И., «Русские народные подвижные игры», М., 1986 г.

25.  Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: Кн.для учителя.- Мн.: Нар. Асвета, 1989.

26. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр//Дошкольное воспитание. – 1997. - №3. – С.84-87.

27. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – Издание 3-е, переработанное. М:Просвещение, 1985.

28. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2003. - 143 с.: ил.

29. Покровский Е.А. Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья. – М.: тип. А. А. Карцева, 1884. – 24с.

 

Глава I. Теоретические основы изучаемой проблемы

I.1 Физическое развитие детей дошкольного возраста…………………………6

I.2 Роль подвижных игр в физическом развитии дошкольников……………14


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.