История культуры в тисках софистики — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История культуры в тисках софистики

2019-12-18 100
История культуры в тисках софистики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О попытках свести культуру к простейшей клеточке

Суждения о культуре рефлектированные при помощи терминов частных наук - биологии и психологии, информатики и семиотики - дают искаженное знание о предмете исследования. Давно доказано, что невозможно постигнуть и изложить истину о сложном предмете, оперируя категориями, описывающими его простейшие образования. Науке известен печальный опыт, когда терминами механики пытались изложить истину об организме человека? Каждому теоретику известен афоризм, что анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны, а не наоборот [6. Т.12 С.731]. Или говоря иначе: знание свойств кирпича не дает еще истины о том, каким будет дом, возведенный из данного материала.

Подобный подход совпадает с принципом редукционизма. В последнее время он стал применяться в теории культуры. При помощи этого принципа все сложное и развитое пытаются свести к самой простейшей дискретной единице, присущей природным предметам. Ищут такую единицу и в системе культуры, в которой якобы аккумулируется и передается информация о любом ее феномене. Сторонники редукционизма считают, что “законы культуры, если таковые существуют, не могут вступать в противоречие с законами биологии, химии, физики” [7. С.111]. Если таковые существуют, то, мол, можно выделить подобную единицу, что “обеспечит очередной прорыв в исследовании культурной эволюции” [7. С.112].

Редукционисты мыслят слишком прямолинейно. Ведь культура есть качественно иное образование, чем явления биологии, химии и физики. Прямая аналогия законов биологии, химии и физики с законами культуры совсем неуместна. В системе культуры, как и во всем обществе, законы присущие природному миру, действуют совсем в иной форме и содержании. Речь идет о системе, в основе которой лежит деятельность духа, разума человечества. Мысль исследователя здесь вступает совсем в иной мир явлений и отношений, хотя и представленный в вещественной форме (в произведениях искусства, техники, в языке, в системе практических отношений людей и т.п.). Как невозможно познать свойства воды на основе изучения свойств ее составляющих элементов, так и невозможно прибегать к “допущению, что культура состоит из дискретных единиц”, зафиксированных или в структуре мозга человека или же в огромном мире ее феноменов.

Испытывая трудности в применении разумно-теоретического метода познания, исследователи культуры впадают в другую крайность. Пытаются при помощи всеобщих, философских универсалий определить все многообразие образований (феноменов) культуры. Так, в энциклопедии сказано, что многообразные феномены культуры “представлены мировоззренческими универсалиями (категориями культуры), которые в своем взаимодействии и сцеплении задают целостный обобщенный образ человеческого мира” [3. С.65]. Опять путаница. Оказывается, огромный мир культуры представлен всего лишь мировоззренческими универсалиями, т.е. философскими категориями. Например, такими понятиями как пространство, время, движение, количество, качество, человек, сознание, добро, зло, совесть, справедливость и т.п. Здесь анализ культуры подменен гносеологическими размышлениями.

Создавая путаницу о культуре, эта работа содержит много других софистических вольностей. Например, при освещении роли языка в системе культуры. “Важнейшим видом социокода, - отмечается в этой работе, - регулирующего человеческую жизнедеятельность, является естественный язык. Он не только позволяет описывать человеческий опыт, но и порождает новый опыт в процессе коммуникации. Структура языка задает определенный образ мира, способ фрагментации и синтеза его объектов” [3. С. 63-64]. Из этого наукообразного изложения следует выделить одно существенное заблуждение. Язык, речь никогда не порождает новый опыт в процессе коммуникации. Новый опыт рождается, шлифуется при помощи интеллекта (разума) человека в “пламени” практики. Язык выступает лишь универсальным средством выражения, закрепления и передачи этого опыта. Если бы язык “рожал” новый опыт, то самые большие болтуны и демагоги были бы великими новаторами и творцами.

Заключение

Если концепция о культуре, изложенная в новой энциклопедии по философии и подобных ей работах, являются, как сказано в журнале “Вопросы философии”, отчетом отечественных философов накануне третьего тысячелетия, то, извините, этот “отчет” говорит об убогости русской философской мысли [3. С.62]. Не только, говоря образно, Боги будут смеяться по поводу таких “шедевров” мудроствования, но и простые, убогие люди, не облаченные в научные мантии, будут отмахиваться от этой “теории”. Нельзя мыслить так некорректно. Эти же статьи будут “работать” в XXI веке! Еще более нелепо предлагать учащимся средней школы пособия, в которых принципиальные проблемы, в том числе вопрос о культуре, излагается в извращенной форме.

В согласии с содержанием этих учебников и энциклопедических работ формируют свое мышление, свою культуру ума миллионы молодых людей России, т.е. будущие творцы культуры и цивилизации ХХI века. В этих учебниках, изданных за последние десять лет, содержится богатейший историко-фактологический материал, но его теоретическое осмысление страдает серьезными изъянами. По причине, повторяем, слабой методологической культуры авторов этих учебников и научных работ. А для того, чтобы преодолеть это противоречие, кадрам гуманитарных наук (да и не только гуманитарных!) необходимо овладеть Логикой Разума. Ведь эта сторона дела является самой запущенной областью системы образования в России. Отсюда вывод: с таким уровнем мышления культуру России, ее цивилизованность с колен не поднять.

 


Литература

1. Проблемы культурологии. Обсуждение в ИНИОН РАН //Новая и новейшая история. -2000. № 4.

2. Минасян А.М. Диалектика и софистика. - Ростов-на-Дону, 1985.

3. Степин В.С. Культура // Вопросы философии.-1999. № 8.

4. Маркарян Э. Теория культуры и современная наука. - М., 1983.

5. Маркарян Э. Традициология как наука о законах трансформационных циклов жизненного опыта людей.// АLМА МАТЕR. Вестник высшей школы. – 2000. №3.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.

7. Чик Г. Единицы культуры //Общественные науки и современность. – 2000. № 2.

8. Флиер А. Апология гуманистики.// АLМА МАТЕR. Вестник высшей школы. –2000. №5.

9. Подьяков Н.К. Основное противоречие развивающейся психики человека // Педагогика. – 2000. № 1.

10. Лоренц К. Филогенетические основы развития культуры. // АLМА МАТЕR. Вестник высшей школы. – 1999. № 1.

11. Гуськов Е.П. 100 летию генетики: от истоков до устья - впереди океан. // Научная мысль Кавказа. – 2000. № 4.

12. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.. 1991.

13. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. - М.. 1993. Беляев Д.К. Современная наука и проблемы исследования человека //Вопросы философии. - 1981. № 3.

14.Белоконев Г.П. Разум и культура // Научная мысль Кавказа. - 1998, № 3.

15. Бердяев Н. Смысл истории. - М., 1990.

 

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ В ТИСКАХ СОФИСТИКИ

софистика культура генофонд


В связи с вступлением человечества в третье тысячелетие научная мысль обращает пристальное внимание проблеме культур и цивилизаций. Правда, это внимание у ряда теоретиков вызвало негативную реакцию, что проявилось, как отмечалось на конференции Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН), посвященной проблемам культурологии, в стремлении дискредитировать эту сферу знаний, вытеснить ее “наскоками разного рода шарлатанов от науки” [1. С. 60]. При освещении сущности культуры и ее роли в становлении личности это "шарлатанство" выступает в форме софистики: внешне правдоподобно, наукообразно, а по внутреннему содержанию – грубейшие заблуждения и путаница[См.2. С.9].

Софистика в определениях культуры

 

Основная трагедия в решении этой задачи состоит в том, что абсолютное большинство теоретиков не рассматривает проблему культуры с разумно-теоретических позиций, т.е. диалектически. Оно продолжает мыслить в духе примитивной "диалектики", которая была навязана И.Сталиным и его идеологами. Диалектика (Логика Разума), которая разрабатывалась, начиная с Аристотеля и кончая И.Кантом, Гегелем, Марксом и талантливым советским диалектиком Ильенковым, выброшена за борт. Поэтому трагичность данной ситуации проявляется, прежде всего, в том, что до сих пор не преодолена путаница при разработке теории культурыи ее роли в становлении личности. Наличиеэтой путаницы затрудняет определение предмета культурологии, ставшей учебной дисциплиной в вузах. При изложении его смысла часто отделываются тавтологическими суждениями. Суждениями типа того, что культурология изучает культуру (масло-масленное), или же утверждается, что с этой “наукой не все в порядке, в частности не ясен ее предмет и потому ее можно включить в ряд философских дисциплин” [1. С.59]. Полный абсурд! Если предмет не ясен, то его следует отдать философии?

Но больше всего огорчает то обстоятельство, что, во-первых, путаница о культуре часто содержится в публикациях академических изданий. В этом плане особого внимания заслуживает статья на тему "Культура", представленная в “Новой энциклопедии философских знаний” (автор акад.В.С.Степин). Во-вторых, не меньше путаницы и абстрактности содержится в абсолютном большинстве учебных пособий, предложенных вузам и средней школе.

Культура, как отмечается в выше названной энциклопедии, есть "система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни в ее основных проявлениях" [3. С.62]. Это определение не является особой новацией. Оно было рефлектировано значительно раньше. В частности проф. Э. Маркарян писал, что культура есть внебиологический способ деятельности человека [4]. А в последних работах он, пишет, что в качестве элементарной единицы культурологического анализа есть основание выделять “надбиологическое средство деятельности” [5.С. 36]. Вся эта “игра” с приставками “вне”, “над”, “под” и т. п. говорит только об одном: культуру, весь ее мир ценностей следует соотносить с миром природы, натуры. Все наличное социальное бытие включается в культуру.Получается, что культура включает в себя и все феномены антикультуры, о которых будет идти речь ниже. Крайне абсурдно то, что подобных дефиниций не лишены даже школьные учебники.

 

Теоретические следствия софистики о культуре

 

Дефиниция культуры новой энциклопедии в качестве ключевого, определяющего предиката берет термин “надбиологические программы”, термин, лишенный теоретического смысла. Что значит “надбиологические программы”? Это не научная категория, а всего лишь наукообразное словосочетание. Ведь термин "биологическое", если исходить из его реального, а не мнимого смысла, означает знание (логос) о живом (биос). Стало быть культура есть то, что возвышается над знанием, данным биологией. Такая дефиниция не отвечает даже требованиям формальной, школьной логики, поскольку определяющий термин размывает, разрушает богатый смысл определяемого – понятия культуры. Давно замечено, что чем поверхностнее ученый понимает свою проблему, тем шире он облекает ее в броню наукообразных абстракций, сквозь которую читателю очень трудно пробиться к подлинному смыслу. Этим изъяном страдает энциклопедическая статья. Мало того, определяя культуру как систему надбиологических программ, автор этой концепции тут же рассматривает ее сквозь призму категорий информатики, семиотики, психологии и т.п. Он трактует культуру как систему информационных кодов, то как совокупность семиотических образований, т.е. знаков и символов, закрепляющих и передающих накапливаемый социальный опыт [3. С. 63-64].

Получается, что вся грандиозная система материальных и духовных ценностей культуры, в которой воплотилась деятельнось духа, разума человечества, является всего лишь надбиологические программы, информационные коды и семиотические образования. Их функция – передавать в смене поколений социальный опыт. Независимо, какой это опыт – разумный или невежественный, гуманистический или же варварский, грабительский.

При подобном подходе обнаруживается и другая крайность. Эти определения дают основание включать в культуру феномены абсолютно противоположные ее понятию, что наиболее зримо видно в выше изложенном определении школьного учебника. Здесь все результаты преобразующей деятельности человека и все виды и формы этой деятельности следует отнести к ценностям культуры.Согласно этим суждениям к культуре следует отнести любое явление дикости и варварства: виселицу и гильотину, орудия пыток и истязаний, изобретенные палачами всех веков и народов, печи Освенцима и Дахау, химические газы и атомные бомбы, сброшенные на города Хиросима и Нагасаки и т.п. Все эти предметы “второй природы” суть программы, коды, знаки, символы деятельности человека, обеспечивающие, как отмечается в энциклопедии, “воспроизводство и изменение социальной жизни в ее основных проявлениях”. Культура, оказывается, воспроизводит во всех своих основных проявлениях кровь и слезы, смерть миллионов и разрушение, гибель многих величайших достижений человеческого труда и разума!

Если культуру следует понимать как надбиологические или, говоря иначе, надорганические программы жизнедеятельности человека, то, спрашивается, куда следует отнести огромный мир сельскохозяйственных культур – культуру полеводства и животноводства? Без этой системы ценностей никак невозможна жизнедеятельность общества. Куда отнести нарождающуюся культуру клонирования живых существ и, возможно, органов человеческого тела? Ведь этот мир производится человеком по законам ("кодам") органического, а не “надбиологического”, социального мира. Человек, обладая разумом, универсален в своей жизнедеятельности. Он созидает мир социума или, как выражался В. И. Вернадский, ноосферу по законам и меркам любой области материального, в т.ч. и биотического мира.

Естественно, в грандиозном мире культуры имеются те феномены, которые выступают в роли особых программ, кодов, знаков и символов деятельности человека. Они входят в систему культуры. Мало того, почти каждый предмет культуры содержит в себе определенную информацию, которую можно выразить системой знаков. Но не в этом же сущность культуры! Не логично частный, весьма абстрактный момент культуры возводить в абсолют и выдавать его за сущность. Эти абстрактные элементы культуры (знаки, коды, символы и т.п.) в такой же мере обслуживают и явления антикультуры – дикость и варварство, вандализм и невежество.



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.