Н.С. Мушкетова, Е.С. Бурыкин — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Н.С. Мушкетова, Е.С. Бурыкин

2019-12-18 191
Н.С. Мушкетова, Е.С. Бурыкин 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра маркетинга

 

Н.С. Мушкетова, Е.С. Бурыкин

 

 

Сборник тематических заданий
по дисциплине «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ»

Учебно-методическое пособие

для студентов экономических специальностей

Волгоград 2006


ББК 65.052.9(2)2

М93

 

Рецензенты:

канд. экон. наук, доц. каф. маркетинга

Волгоградского государственного университета А.В. Мордовин;

канд. экон. наук, доц. каф. основ экономической теории Волгоградского филиала ГОУ ВПО «Московский государственный университет сервиса» Н.В. Орлова

 

М93
Мушкетова, Н. С., Бурыкин, Е. С.

Сборник тематических заданий по дисциплине «Ценообразование» [Текст]: учеб.-метод. пособие для студ. экон. спец. / Н. С. Мушкетова, Е. С. Бурыкин; ВолГУ, Каф. маркетинга. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. – 72 с.

ISBN 5-9669-0069-8

Учебно-методическое пособие содержит программу курса «Ценообразование»; темы лекционных и семинарских занятий; вопросы, предлагаемые для обсуждения на практических занятиях; задачи, тестовые задания, контрольно-экзаменационные вопросы, темы рефератов и список рекомендуемой литературы.

Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Маркетинг», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет» очной и заочной форм обучения.

 

ББК 65.052.9(2)2

 

 

ISBN 5-9669-0069-8

 

Ó Н.С. Мушкетова, Е.С. Бурыкин, 2006 Ó Издательство Волгоградского государственного университета, 2006

 


Введение

В современных условиях развития рыночных отношений, усиления конкуренции в нашей стране повышается роль цен как инструмента конкурентной борьбы, перераспределения ресурсов и капитала. В связи с этим возникает необходимость совершенствования ценообразования, его принципов и методов. Ценообразование относится к числу сложных проблем, решаемых менеджерами предприятий, что объясняется многофакторностью и неопределенностью зависимости между спросом и предложением товаров на рынке. Поэтому теоретические и практические знания о цене, ценовой политике, стратегиях и методах ценовой политики, динамике и структуре цен, формах государственного регулирования цен становятся необходимыми экономистам, менеджерам, маркетологам.

Цель курса «Ценообразование» - дать студентам необходимые знания по вопросам формирования, использования и коррекции цен.

Курс «Ценообразование» является логическим продолжением курса «Микроэкономика» и взаимосвязан с такими дисциплинами, как «Маркетинг», «Экономика предприятия», «Маркетинговые исследования».

Курс «Ценообразование» включает следующие тематические аспекты. В начале курса рассматриваются сущность, функции и виды цен, а также факторы ценообразования. При изучении методологии ценообразования рассматриваются принципы и подходы к ценообразованию, тактические и стратегические аспекты ценообразования.

Политика цен предприятия характеризует процесс создания и поддержания оптимальных уровней и структур цен, осуществление необходимых изменений цен во времени. Показано, что цели, которыми руководствуется предприятие при реализации ценовой политики, многообразны и их достижение зависит от конкретных рыночных условий. Ценовая политика реализуется через ценовые стратегии, которые основываются на различных многообразных методах ценообразования.

В систему ценовых методов включаются затратные и параметрические методы ценообразования.

Следует различать состав и структуру цены. В состав розничной цены включают себестоимость, прибыль, косвенные налоги, торговые скидки и надбавки.

При ценообразовании следует также учитывать тип структуры рынка, на котором реализуется определенный товар, условия, при которых возникает ценовая дискриминация.

При изучении дифференциации цен необходимо учитывать ее сущность, формы, ее роль в максимизации прибыли. Особый интерес представляет региональная дифференциация применительно к международным рынкам, влияние факторов гармонизации и дифференциации цен на процессы ценообразования.

Государственное регулирование цен предполагает рассмотрение его целей задач, форм, инструментов, особенностей определения цены для целей налогообложения, зарубежного опыта государственного регулирования ценообразования.

Методы исследования ценовой динамики и экономической конъюнктуры рынка включают: методы расчета средней цены, индексный метод в анализе конъюнктуры рынка.

Ценообразование по сферам и отраслям народного хозяйства предполагает изучение особенностей формирования цены на рынках продовольственных товаров, в топливно-энергетическом и минерально-сырьевом комплексе, транспортном, на рынке труда, рынке научно-технической продукции, на рынке капитальных активов, на рынке земли, а также на различные социальные услуги.

Данная работа представляет собой обобщение результатов исследований и учебно-методических разработок авторов, основные моменты представленного пособия могут быть использованы при освоении таких дисциплин, как «Микроэкономика», «Экономика предприятия», «Маркетинг», «Маркетинговые исследования».


ПРОГРАММА КУРСА «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ»

 

№ п/п Наименование темы Лекции, ч. Семинары, ч.
1 Сущность и виды цен 4 4
2 Методология ценообразования 2 2
3 Система ценовых методов 2 2
4 Калькуляция и структура цены 2 2
5 Ценовая политика предприятия 2 2
6 Стратегии политики цен 2 2
7 Особенности ценообразования на различных типах рыночных структур 2 2
8 Сущность, цели и виды дифференциации цен 2 2
9 Система мировых цен 2 2
10 Государственное регулирование цен 2 2
11 Методы исследования ценовой динамики и экономической конъюнктуры рынка 2 2
12 Ценообразование и ценовая политика на рынке продовольственных товаров 2 2
13 Ценообразование в топливно-энергетическом и минерально-сырьевом комплексе 2 2
14 Ценообразование на рынке транспортных услуг 2 2
15 Ценообразование на рынке социальных услуг 2 2
16 Ценообразование на рынке труда 1 1
17 Ценообразование на рынке научно-технической продукции 1 1
18 Ценообразование на рынке капитальных активов 1 1
19 Ценообразование на рынке земли 1 1
  Итого 36 36

ПЛАНЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ, ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА СЕМИНАРЕ, ЗАДАЧИ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

Тема 1

СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЦЕН

План

1. Сущность и функции цены.

2. Понятие системы цен.

3. Дифференциация цен по сфере обслуживания национальной экономики. Состав и структура розничной цены.

4. Группировка цен по степени свободы от воздействия государства.

5. Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов.

6. Группировка цен по степени новизны товара.

 

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Дайте несколько определений цены. Чем объясняется многообразие ее определений?

2. Какие теории цены Вы знаете? В чем их основное отличие?

3. Охарактеризуйте функции цены.

4. Цена при реализации учетной функции приближается к своей затратной (стоимостной) базе, а при реализации функции балансировки спроса и предложения отклоняется от нее. Есть ли противоречие между двумя этими функциями цены? Если да, то каким образом обе функции реализуются на практике?

5. Какая функция цены исторически наиболее древняя?

6. Назовите факторы формирования цены.

7. Что такое система цен? При каких условиях она существует?

8. Перечислите признаки дифференциации цен.

9. Назовите и охарактеризуйте различные виды цен в соответствии с этими признаками.

10.  Как взаимосвязаны и чем различаются закупочные цены и цены государственных закупок?

11.  Дайте определение состава и структуры розничной цены.

12.  В чем привлекательность товара, который рекламируется с помощью лозунга «Реализуем товар по ценам изготовителя»? При каких условиях возможна такая продажа?

13. Дайте краткую характеристику налога на добавленную стоимость.

14. Охарактеризуйте понятие паритета цен в сельскохозяйственном производстве.

15.  Какие классификации цен Вы знаете кроме перечисленных?

16. Что такое «трансфертная цена»?

 

Тестовые задания

1. Максимизация прибыли - это:

a) задача государственной ценовой политики;

b) задача ценовой политики фирмы;

c) задача ценовой стратегии фирмы;

d) нет верного ответа.

2. В чем различие понятий «оптовые» и «розничные» цены?

a) в наличии розничной торговой организации;

b) в размере партии продажи товара;

c) в категории покупателя, ради которого организована продажа (население или организации);

d) все ответы верны.

3. Перечислите рычаги ценового регулирования в порядке убывания степени их жесткости:

a) предел норматива рентабельности;

b) предел торговой надбавки;

c) верхний абсолютный предел цены;

d) НДС.

4. Какую задачу призваны решать закупочные цены?

a) ограничение власти предприятий - монополистов;

b) обеспечение необходимой прибыли сельскохозяйственным производителям;

c) задачи государственной политики;

d) максимизация доходов государственного бюджета.

5. Какая функция цены исторически наиболее древняя?

a) функция стимулирования научно-технического прогресса;

b) учетно-измерительная функция;

c) функция балансировки спроса и предложения;

d) нет верного ответа.

6. Определите цену:

a) цена - стоимость товара;

b) цена - форма выражения ценности, полезности благ, проявляющаяся в процессе обмена;

c) цена - количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель купить единицу товара или услуги;

d) цена - количество денег (других товаров или услуг, величина процента), за которое продавец согласен продать, а покупатель купить единицу товара или услуги;

e) нет верного ответа.

7. В структуру розничной цены входят:

a) акциз;

b) прибыль;

c) торговая надбавка;

d) себестоимость;

e) все ответы верны.

8. Характер цен и методы их определения:

a) не зависят от системы экономического управления, господствующей в обществе;

b) зависят от системы экономического управления, господствующей в обществе;

c) сами диктуют форму управления экономикой;

d) нет верного ответа.

9. Равновесная цена - это цена, при которой равны:

a) объем спроса на товар и объем его предложения;

b) прибыль и затраты на производства товара;

c) объемы реального производства и потенциальные возможности производства;

d) нет верного ответа.

10. Для каких типов продукции возможно использование ценовой стратегии «снятие сливок»?

a) для сырьевых товаров;

b) для зерновых культур;

c) для модных швейных изделий;

d) для молочных продуктов;

e) все ответы верны.

 

 

Тема 2

МЕТОДОЛОГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

План

1. Принципы ценообразования.

2. Затратное ценообразование.

3. Ценностное ценообразование.

4. Ценовая политика фирмы.

5. Этапы процесса ценообразования.

 

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Объясните взаимосвязь и различие понятий «методология ценообразования» и «методика ценообразования».

2. Перечислите и поясните принципы ценообразования.

3. Перечислите и охарактеризуйте подходы к ценообразованию.

4. Объясните взаимосвязь таких понятий как «ценовая политика фирмы» и «ценовая стратегия фирмы».

5. Охарактеризуйте тактику и стратегию ценообразования.

6. Перечислите и охарактеризуйте известные вам приемы установления цен.

7. Проанализируйте этапы процесса ценообразования.

8. Охарактеризуйте запрещенные приемы при установлении цен.

9. Найдите в изданиях периодической печати примеры соблюдения / нарушения принципов ценообразования на предприятиях.

 

Задача

Полные затраты изготовителя продукции, включая доставку на склад изготовителя, составляют 30 руб. на единицу продукции. Приемлемый для изготовителя норматив рентабельности составляет 10% к затратам. Изготовитель доставляет продукцию четырем потребителям. Данные о потребителях 1 - 4 представлены в таблице 1.

Таблица 1

Данные о потребителях

Показатели

Потребители

1 2 3 4
Расстояние от склада изготовителя до потребителя, км 5 25 150 200
Сложившийся объем поставок, шт. 100 200 250 200
Суммарные затраты на доставку от склада изготовителя до потребителя, руб. 100 950 5625 5600

 

Рассчитайте отпускную цену единицы продукции на условиях франко-склад изготовителя (ставка НДС - 18%).

Проанализируйте возможность и целесообразность установления единых или поясных цен (I пояс - до 100 км, II пояс - свыше 100 км), если стоимость аналогичного продукта у конкурентов с учетом затрат на доставку составит для потребителей: 1 - 46,2 руб., 2 - 43,9 руб., 3 - 63,7 руб., 4 - 69,0 руб.

 

Тестовые задания

1. Что относится к методике ценообразования?

a) определение цен на новый вид продукции;

b) учет затрат труда;

c) затратное ценообразование;

d) система скидок;

e) нет верного ответа.

2. Активное ценообразование - это:

a) установление цен только на основании затратного ценообразования или только под влиянием ценовых решений конкурентов;

b) установление цен в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объёмов продаж, средних затрат на производство и целевого уровня прибыли;

c) ориентация на действующие рыночные цены;

d) все ответы верны.

3. К принципам ценообразования относятся:

a) научное обоснование цен;

b) непрерывность процесса ценообразования;

c) обязательный учет налогов;

d) единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен;

e) все ответы верны.

4. Ценностное ценообразование - это:

a) подход, задача которого состоит в том, чтобы удовлетворять клиента;

b) подход, который основан на принципах ценовой конкуренции;

c) методология ценообразования, которую используют лидеры того или иного товарного рынка, применяющие научные достижения маркетинга, обладающие обширной информацией о рыночных ценах, своих и чужих затратах, о поведении и предпочтении потребителя;

d) установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало предприятию получение большей прибыли за счет достижения выгодного для него соглашения потребительной ценности товара и затрат на его производство;

e) нет верного ответа.

5. К основным приемам ценообразования относятся:

a) ценообразования с ориентацией на прибыль;

b) ценообразование с ориентацией на издержки;

c) ценообразование с ориентацией на спрос;

d) ценообразование с ориентацией на конкуренцию;

e) все ответы верны.

6. Определите порядок этапов процесса ценообразования:

a) анализ издержек;

b) анализ цен конкурентов;

c) выбор метода ценообразования;

d) выбор цели;

e) определение спроса;

f) установление окончательной цены.

7. Анализ цен конкурентов необходим предприятию, чтобы:

a) закупить товары фирм конкурентов;

b) провести сравнительный анализ цен товаров и их качества с ценами и качеством товаров конкурирующих фирм;

c) использовать полученную информацию как исходную для ценообразования;

d) определить свое место среди конкурентов;

e) все ответы верны.

8. К методам ценностного ценообразования относятся:

a) установление цены «снятия сливок»;

b) расчёт цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли;

c) средние издержки плюс прибыль;

d) установление цены на основе ощущаемой ценности товара;

e) установление цены на основании уровня текущих цен;

f) нет верного ответа.

9. На величину спроса на товар влияют следующие факторы:

a) доход потребителя;

b) цена товара;

c) сезонность;

d) мода;

e) потребительские предпочтения;

f) цены на товары-заменители;

g) все ответы верны.

10. Оптимально возможная окончательная цена должна:

a) полностью возмещать все издержки производства, распределения и сбыта товара;

b) обеспечивать получение определённой нормы прибыли;

c) быть округленной до целого числа цифрой;

d) все ответы верны.

 

 

Тема 3

СИСТЕМА ЦЕНОВЫХ МЕТОДОВ

План

1. Затратные методы ценообразования.

2. Параметрические методы определения цен.

3. Рыночные методы определения цены.

 

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. В чем сущность затратных методов ценообразования?

2. Охарактеризуйте метод ценообразования, основанный на определении полных издержек.

3.  Охарактеризуйте метод ценообразования, ориентирующийся на прямые затраты.

4. Охарактеризуйте метод ценообразования, основанный на анализе безубыточности и обеспечения целевой прибыли.

5. В чем сущность рыночных методов определения цен?

6. Поясните сущность метода ценообразования, исходя из ценности товара.

 

Задача

Перед фирмой стоит следующая ценовая проблема. Минимальная цена продаж (имеется в виду цена, покрывающая затраты на производство и реализацию единицы продукции, установленные косвенные налоги и приносящая фирме приемлемую прибыль) составляет 500 руб. при производстве 20 изделий и 400 руб. при производстве 40 изделий. В течение определенного периода времени имеется 40 покупателей, заинтересованных в продукции фирмы. Половина из них привередлива и желает приобрести продукт только в начале каждого периода, даже если приходится платить по 500 руб. за 1 изделие. Другая половина чувствительна к уровню цены и готова купить продукт в любое время, но не дороже 300 руб. за 1 изделие. По какой цене фирма должна продать свой товар?

 

Тестовые задания

1. Норма прибыли определяется исходя из:

a) розничной цены;

b) производственной себестоимости;

c) полной себестоимости;

d) величины косвенных налогов;

e) все ответы верны.

2. Определение цен с ориентацией на сумму покрытия по сути связано с:

a) методом целевой прибыли;

b) методом полных издержек;

c) методом прямых издержек;

d) методом «баллов»;

e) нет верного ответа.

3. Для определения нижней границы цены наиболее приемлем:

a) метод целевой прибыли;

b) метод полных издержек;

c) метод прямых издержек;

d) метод «баллов»;

e) нет верного ответа.

4. При определении цены единицы продукции с помощью метода прямых затрат большое значение имеет:

a) зарплата управленческого персонала;

b) объем предложения продукции;

c) эластичность спроса по цене;

d) различные налоги и сборы;

e) все ответы верны.

5. Если менеджер предприятия, определяя ценовую политику, исходит из возможных, по его мнению, рыночных цен, а также из того, что объему продукции, необходимому для получения целевой прибыли при заданной цене, противостоит критический объем продаж, то он использует:

a) метод целевой прибыли;

b) метод полных издержек;

c) метод прямых издержек;

d) метод «баллов»;

e) нет верного ответа.

6. Если предприятия одной отрасли используют метод полных издержек, то в рамках этой отрасли развита:

a) ценовая конкуренция;

b) неценовая конкуренция;

c) ценовая дискриминация;

d) ценовая война;

e) нет верного ответа.

7. «Товар должен продаваться по цене в 2,5 раза выше переменных затрат». Это выражает суть такого метода ценообразования как:

a) метод целевой прибыли;

b) метод полных издержек;

c) метод прямых издержек;

d) метод «баллов»;

e) нет верного ответа.

8. Если цена находится в зависимости от относительной цены того или иного параметра изделия, то это:

a) метод целевой прибыли;

b) метод полных издержек;

c) метод прямых издержек;

d) метод «баллов»;

e) нет верного ответа.

9. К методам ценообразования с ориентацией на спрос относятся:

a) определение цены на основе реакции покупателей;

b) метод эквивалентности;

c) определение цены на основе теста ее класса;

d) метод «баллов»;

e) определение цены на основе построения графика спроса;

f) метод удельной цены;

g) определение тендерной цены;

h) все ответы верны.

10. При формировании ценовой политики предприятие ориентируется на текущие цены рынка, если оно использует:

a) ценообразование с ориентацией на спрос;

b) ценообразование с ориентацией на конкуренцию;

c) ценообразование с ориентацией на конкурентов;

d) дифференциацию цен;

e) нет верного ответа.

 

 

Тема 4

План

1. Общая структура цены.

2. Себестоимость в составе цены.

3. Прибыль в составе цены.

4. Прямые и косвенные налоги в составе цены.

5. Наценки и скидки посредников в составе цены.

 

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Общая структура цены. Как соотносятся понятия «состав цены» и «структура цены»?

2. Что такое себестоимость? Из каких элементов (статей) она состоит?

3. Какие виды издержек вы знаете? Охарактеризуйте их.

4. На чем базируется зарубежная практика учета затрат и себестоимости?

5. Охарактеризуйте прибыль изготовителя в цене.

6. В чем отличие прибыли в свободной цене от прибыли в цене регулируемой?

7. В каких сферах и с помощью каких методов регулируется ценообразование на продукцию естественных монополий?

8. В чем сущность налога, какова его роль при формировании цены и какие виды налогов включаются в цену?

9. Охарактеризуйте социальные отчисления в составе цены.

10. Косвенные налоги в составе цены: налог на добавленную стоимость и акциз (экономическая сущность, определение, налогооблагаемая база, ставка, льготы).

11.  Правила учета и регламентирования посреднических услуг. Что включает в себя посредническое вознаграждение?

12. Торговая надбавка: сущность, размер, регулирование.

 

Задачи

1. Швейное объединение выпускает детскую одежду. Отпускная цена одного изделия составляет 10 руб., в том числе себестоимость одного изделия - 5 руб. По какой цене будет приобретать эту продукцию население, если:

1) предел торговой надбавки равен 10%;

2) предел торговой надбавки равен 10%, но вводится дополнительное

ограничение - предел норматива рентабельности 20%;

3) швейное объединение реализует продукцию с указанным нормативом рентабельности, но непосредственно с фабрики-производителя без услуг торговой организации? Данная товарная позиция в силу повышенного социального значения косвенными налогами не облагается.

2. Себестоимость равна 494 руб.; свободная отпускная цена с НДС составляет 790 руб.; НДС - 18%. Представьте полную структуру свободной отпускной цены.

3. Себестоимость равна 405 руб.; свободная отпускная цена с НДС составляет 700 руб.; НДС - 18%; акциз - 15%. Какова структура отпускной цены?

4. Себестоимость равна 120 руб.; НДС составляет 18%; акциз - 30%; свободная отпускная цена с НДС - 400 руб.; посредническая надбавка - 15%, торговая надбавка - 25%. Определите уровень и полную структуру розничной цены, если налог с продаж равен 4%, а оптовый и торговый посредники рассчитываются при покупке товаров по безналичной форме.

5. Розничная цена единицы товара без налога с продаж равна 10 тыс. руб.; торговая надбавка составляет 20%, ставка акциза - 30%, ставка НДС - 18%. Определите сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет производителем от реализации единицы товара и его долю в розничной цене.

6. Посредник рассматривает предложение о покупке 10 тыс. изделий по свободной отпускной цене 7,4 тыс. руб. за единицу. Издержки обращения посредника согласно расчету составят 7 млн. руб., приемлемая для посредника рентабельность - 30% к издержкам обращения. Рассчитайте минимально необходимый для посредника размер надбавки в рублях и процентах, учитывая, что надбавка облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 18%. Какой может быть минимальная приемлемая цена реализации (без налога с продаж)?

7. Предельная торговая надбавка для данного товара равна 20%. Каков удельный вес в розничной цене торговой скидки?

8. Определите, какой удельный вес может иметь торговая надбавка, если предельная торговая скидка равна 20%.

9. Себестоимость равна 100 руб.; приемлемая рентабельность составляет 10%; НДС - 18%; максимально возможный уровень розничной цены без налога с продаж - 150 руб. Каков процент торговой скидки, торговой надбавки?

10. Себестоимость равна 200 руб.; приемлемая рентабельность составляет 20%; ставка акциза - 30%; торговая надбавка - 15%. Каков уровень розничной цены, если налог с продаж равен 5%?

11. Себестоимость равна 200 руб.; норматив рентабельности составляет 15%; НДС - 18%. По какой цене будет осуществляться закупка, если предусмотрена наличная форма расчета, а налог с продаж равен 4%?

12. Себестоимость равна 200 руб.; акциз составляет 30%; НДС - 18%; отпускная цена без НДС - 300 руб.; торговая надбавка - 20%. Каков уровень розничной цены без налога с продаж?

 

Тестовые задания

1. В состав розничной цены входят элементы:

a) акциз;

b) скидка с цены;

c) комиссионное вознаграждение;

d) себестоимость;

e) налог на добавленную стоимость;

f) прибыль;

g) все ответы верны.

2. В состав себестоимости входят:

a) сырьё и материалы;

b) топливо и энергия на технологические цели;

c) заработная плата рабочих;

d) налог на добавленную стоимость;

e) общепроизводственные расходы;

f) общехозяйственные расходы;

g) коммерческие расходы;

h) все ответы верны.

3. В состав производственной себестоимости входят:

a) сырьё и материалы;

b) коммерческие расходы;

c) топливо и энергия на технологические цели;

d) заработная плата рабочих;

e) расходы на рекламу;

f) начисления на заработную плату рабочих;

g) расходы на упаковку;

h) все ответы верны.

4. Для расчёта величины прибыли с использованием норматива рентабельности в качестве базы принимается:

a) розничная цена;

b) производственная себестоимость;

c) акциз;

d) полная себестоимость;

e) нет верного ответа.

5. Какие косвенные налоги уплачивают субъекты хозяйственной деятельности?

a) налог с продаж;

b) акцизный сбор;

c) единый социальный налог;

d) налог на добавленную стоимость;

e) все ответы верны.

6. Какие налоги включают в себестоимость?

a) налог на пользователей автомобильных дорог;

b) налог на добавленную стоимость;

c) единый социальный налог;

d) налог с владельцев транспортных средств;

e) земельный налог;

f) все ответы верны.

7. Торговая надбавка - это:

a) разность между рыночной ценой реализации и ценой покупки, по которой этот товар приобретается у товаропроизводителя или другой более крупной торговой организации;

b) результат торговой деятельности;

c) цена услуг торгового посредника;

d) сумма издержек обращения, прибыли и НДС;

e) нет верного ответа.

8. К издержкам обращения относятся:

a) затраты на доставку, хранение, сортировку, упаковку;

b) затраты на обслуживание денежного оборота;

c) затраты на ведение бухучета;

d) расходы на топливо и электроэнергию;

e) затраты на рекламу;

f) расходы на маркетинговые исследования;

g) все ответы верны.

9. Торговая надбавка содержит элементы:

a) прибыль посредника;

b) начисления на заработную плату производственных рабочих;

c) издержки обращения;

d) налог на добавленную стоимость;

e) все ответы верны.

10. Розничная цена отличается от отпускной цены производителя:

a) на величину торговой надбавки;

b) на величину НДС;

c) на величину прибыли торговой организации;

d) нет верного ответа.

 

 

Тема 5

План

1. Значение ценообразования для предприятия.

2. Цели ценовой политики.

3. Факторы, влияющие на политику цен предприятия.

 

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Какое значение имеет цена для предприятия?

2. Какие проблемы возникают перед предприятием в процессе ценообразования?

3. Что такое политика цен и какие ее виды Вы знаете?

4. Сущность и виды целей политики цен.

5. Графическое обоснование однозначности целей ценовой политики.

6. Какие факторы влияют на политику цен предприятия?

7. Влияние типа рыночной структуры на ценовую политику.

8. Влияние эластичности спроса на товар на ценовую политику предприятия.

9. Влияние изменения затрат на ценовую политику предприятия.

10. Влияние каких еще факторов на ценовую политику Вы можете охарактеризовать?

 

Задачи

1. Объединение реализует продукцию по свободной отпускной цене 10 тыс. руб. за единицу продукции с НДС при себестоимости 5 тыс. руб. и ставке НДС 18%. Как изменится прибыль от реализации единицы продукции, если органами власти будет установлен предел норматива рентабельности 10%?

2. Себестоимость равна 500 тыс. руб.; приемлемая рентабельность составляет 30%; ставка акциза - 10%; ставка НДС - 18%. Представьте полную структуру отпускной цены.

3. Себестоимость равна 100 тыс. руб.; акциз составляет 15%; свободная отпускная цена с НДС - 400 тыс. руб.; посредническая надбавка - 25%. Представьте структуру свободной отпускной цены и цены закупки.

4. Имеет ли смысл заниматься посреднической деятельностью, если Ваша цена закупки равна 100 тыс. руб.; издержки обращения составляют 50 тыс. руб.; минимальная приемлемая рентабельность - 20%, максимально возможная цена реализации - 180 тыс. руб.?

5. Себестоимость равна 200 руб.; приемлемая рентабельность составляет 15%; НДС - 18%. Представьте структуру отпускной цены с НДС и без НДС. Как изменится уровень цены реализации в рублях при введении налога с продаж в размере 5%?

6. Себестоимость равна 206 руб.; приемлемая рентабельность составляет 20%; НДС - 18%; акциз - 10%. Устроит ли вас отпускная цена с НДС в размере 300 руб.?

7. Себестоимость равна 120 руб.; НДС составляет 18%; акциз - 30%; возможный уровень отпускной цены - 400 руб. Какова рентабельность данного вида продукции?

8. Цена закупки равна 400 руб. Каков предельно допустимый процент надбавки и скидки в пользу торгового посредника, если максимально возможная розничная цена изделия составляет 575 руб.?

9. Цена изготовителя равна 5 тыс. руб. за одно изделие; НДС составляет 18%. Налог с продаж равен 4%. На каждой стадии реализации используется наличная форма расчетов. Каков минимально возможный уровень розничной цены, если производитель реализует продукцию:

а) без услуг торговой организации;

б) с услугами торговой организации при торговой надбавке 25%?

10. Цена закупки равна 10 тыс. руб.; предельный уровень розничной цены составляет 11 тыс. руб. Что можно сказать о проценте торговой надбавки в розничной цене?

 

Тестовые задания

1. Ценовая политика фирмы - это:

a) набор конкретных практических мер по управлению ценами на продукцию предприятия, которые используются для устранения деформаций, возникающих в деятельности предприятия и отрасли вследствие непредвиденных изменений цен на рынке, поведения конкурентов, ошибок управляющего персонала и т.п.;

b) важная часть общей хозяйственной политики предприятия, непосредственно входит в раздел рыночной стратегии и обеспечивает адаптацию фирмы к меняющимся экономическим условиям;

c) стратегия ценообразования, которая содержит в себе договорные мероприятия по установлению и изменению цен на протяжении длительного периода времени;

d) тактика ценообразования;

e) все ответы верны.

2. Если вкусы потребителей неожиданно изменились и пользу морепродуктов и одновременно произошло улучшение технологии их обработки, то это приведет к:

a) сдвигу вправо кривых спроса и предложения и увеличению цены и объема;

b) сдвигу вправо кривых спроса и предложения и увеличению объема;

c) сдвигу вправо кривых спроса и предложения и уменьшению цены и объема;

d) сдвигу влево кривых спроса и предложения и уменьшению цены и объема;

нет верного ответа.

3. Целью фирмы может являться:

a) максимизация прибыли;

b) максимизация оборота;

c) стабилизация цен, объемов, состояния на рынке;

d) все ответы верны.

4. Стратегия средних цен может быть представлена в виде:

a) стратегии проникновения на рынок;

b) стратегии нейтрального ценообразования;

c) стратегии следования за лидером;

d) нет верного ответа.

5. Стратегия высоких цен может быть представлена в виде:

a) стратегии проникновения на рынок;

b) стратегии премиального ценообразования;

c) стратегии следования за лидером;

d) стратегии справедливого ценообразования;

e) нет верного ответа

6. На стадии роста продаж жизненного цикла изделия:

a) затраты растут;

b) конкуренция отсутствует;

c) потребители не чувствительны к изменению цены;

d) возможно применение и стратегии высоких цен, и средних, и низких;

e) все ответы верны.

7. К основным приемам ценообразования, которые может использовать предприятие, относятся:

a) ценообразования с ориентацией на прибыль;

b) ценообразование с ориентацией на издержки;

c) ценообразование с ориентацией на спрос;

d) ценообразование с ориентацией на конкуренцию;

e) все ответы верны.

8. К тактике ценообразования относятся:

a) скидки;

b) установление сезонных цен;

c) надбавки;

d) ценовые подарки;

e) все ответы верны.

9. Когда продавцы платят акцизный налог за каждую продаваемую единицу товара, то:

a) продавцам всегда удается полностью переложить налог на потребителя;

b) продавцы уплачивают основную часть налога, если предложение эластично, а спрос неэластичен;

c) покупатели несут на себе основную тяжесть налогообложения, если кривая предложения эластична, а спрос неэластичен;

d) тяжесть налогообложения, как правило, делится пополам между продавцами и покупателями;

e) нет верного ответа.

10. К целям ценовой политики предприятия относятся:

a) обеспечение выживаемости фирмы;

b) установление предприятием на ряд лет стабильного дохода, соответствующего размеру средней прибыли;

c) увеличение объема реализации для снижения относительных издержек производства и сбыта;

d) максимизация прибыли;

e) цель, основанная на удержании рынка;

f) стремление к быстрому получению первоначальной прибыли, так как предприятие не уверено в развитии бизнеса;

g) нет верного ответа.

 

 

Тема 6

СТРАТЕГИИ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ

План

1. Понятие и этапы разработки стратегии цен.

2. Виды стратегий цен.

3. Стратегия цен на различных фазах жиз


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.362 с.