Тема 3. Документация вожатого. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема 3. Документация вожатого.

2019-12-18 2435
Тема 3. Документация вожатого. 5.00 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Раздел 5.2.

Тема 3. Документация вожатого.

План на смену. Отрядный план-сетка.

Планирование в течение дня.

Личный план вожатого.

Формы коллективного планирования с отрядом.

Работа с Дневником вожатого.

Тайм-менеджмент как технология

Эффективного распределения времени

На сменах актива.

 

 


 

Виды планов отрядного вожатого в детском лагере:

  • Перспективный план смены (особенно на тематической смене) – представляет собой перечень планируемых мероприятий, возможно с разбивкой по видам деятельности, по погоде и т.д., возможно с кратким обоснованием.
  • Перспективный план смены, согласованный с детьми (это перспективный план смены, согласованный с детьми, обычно на старших отрядах в первые дни смены, возможно у них тоже будут свои разумные пожелания, которые желательно учесть)
  • План-сетка смены или календарный план (согласуется с план-сеткой лагеря и временем работы кружков, а еще лучше - пишется на основе план-сетки лагеря) – представляет собой список мероприятий по дням с разбивкой дня на 3 части - до обеда, после полдника и после ужина.
  • План–сетка оргпериода - представляет собой список мероприятий на оргпериод (обычно первые 3 дня) с разбивкой примерно с точностью до 15 минут.

Планы в лагере редко когда выдерживаются вожатым, но являются серьезным подспорьем в лагере для организации вожатым своей работы в условиях, когда продумывать свои действия уже некогда, а нужно уже просто что-то делать.

 

План на смену.

Предварительное планирование смены - очень полезная работа. Вожатый, у которого есть план-сетка, более гарантирован от неудачи в сравнении с вожатым, рассчитывающим на экспромт и на авось. Если вы поехали в лагерь с планом, шанс, что у вас получится, очень высок.

Основа для эффективной работы в оздоровительном лагере - планирование работы вожатых. До выезда в оздоровительный лагерь вожатому необходимо разработать перспективный план. Это основа для его работы.

План - документ, в котором отражена система деятельности вожатого. Исходными данными для планирования могут служить следующие:

· календарь летних праздников;

· традиции оздоровительного центра;

· информация о детях;

· планируемые ожидания детей;

· задачи оздоровительного периода;

· принципы планирования;

· модель смены.

Для полноценного, творческого, запоминающегося и развивающего отдыха детей современный вожатый должен обязательно спланировать свою деятельность, ответив на вопросы «что? где? когда? кто? как? сколько стоит?». Это позволит составить эффективный план работы на смену, соответствующий следующим требованиям.

1. Четко обозначенная цель должна быть подкреплена действиями, направленными на ее достижение.

2. Мероприятия необходимо выстроить в определенной логической последовательности и согласовать между собой по времени проведения и содержанию.

3. Должны быть обозначены привлекаемые ресурсы (методические, творческие, материально-технические, кадровые).

4. Надо спланировать ряд дублирующих мероприятий на случай сбоя основных с учетом запасного времени на принятие оперативных решений при сбое.

При планировании жизнедеятельности отряда нельзя забывать о режимных моментах и о том, что у каждого лагеря есть свой традиционный набор мероприятий, повторяющихся из года в год, которые необходимо включить в качестве базовых при составлении плана-сетки. Не стоит каждый день загромождать мероприятиями, их должно быть ровно столько, сколько можно выполнить.

Практика показывает, что на день целесообразно планировать не более 3 мероприятий: одно — с учетом хорошей погоды, второе — в случае плохой и одно запасное. Разумеется, общелагерные дела включаются в первую очередь.

Но не спешите. Наличие у вас плана — это еще не последний этап в планировании смены. Последним этапом будет планирование смены вместе с детьми. Согласитесь, решать за детей, что они будут делать, не узнав, а хотят ли они того, — это не совсем справедливо. У детей тоже есть определенные представления о жизни в лагере, они тоже строят планы.

Какую бы форму привлечений детей к планированию вы ни использовали, на заключительном этапе при «верстке» плана не забывайте:

существует общелагерный план, и не нужно этим двум планам «конфликтовать» между собой;

после оргпериода наступает эмоциональный спад, и в это время желательны более спокойные мероприятия;

в «банный день» не нужно играть в футбол, а в «родительский» — уходить в поход;

праздники, которые идут один за другим, могут утомить так же, как и скучные будни, и вообще, «лучший отдых — это смена деятельности»;

может измениться погода, и тогда вместо «запланированного» придется проводить «резервное».

 

Советы планирующему свою работу в оздоровительном лагере

  1. С будущим напарником определите цели и задачи предстоящей смены.
  2. Изучите возрастные особенности детей.
  3. Обратите внимание на ожидания детей в данном возрасте.
  4. Изучите возможности оздоровительного центра (традиции, периодичность дружинных, отрядных дел), в котором предстоит работать, и подумайте, как можно их использовать в вашей работе.
  5. Отберите средства, формы, методы, которыми владеете.
  6. Составьте модель смены с учетом возможностей лагеря.
  7. Используйте данные из анкет (увлечения, ожидания, желаемые поручения, умения и др.).
  8. Создайте творческую атмосферу в отряде.
  9. Учитывайте интересы детей, а не вожатых.
  10. Планируйте!

 

Подходы к составлению плана на смену (с примерами).

В первую неделю выбираются те дела, которые помогут максимально обнаружить и сделать очевидными для всех знания, умения, навыки, интересы и возможности каждого.

Огоньки знакомств;

Спортивные конкурсы;

Эстафета творчества;

Музыкально – литературная гостиная;

Тимуровские десанты («клад»);

Вечер разгаданных и неразгаданных тайн;

Викторины «Что? Где? Когда?».

На вторую неделю – дела, помогающие объединиться ребятам в первичных коллективах на основе того, что они узнали друг о друге в начале смены.

Эстафета «кто в доме хозяин»;

Веселые старты;

Разговоры «расскажи мне обо мне»;

День смеха, день приколов;

Великолепная семерка;

День индейца;

День сказок.

На третью неделю – дела, которые помогают нам объединить весь лагерь в единое целое, всем почувствовать наши общие возможности и способность сделать сообща много полезного для окружающих нас людей, найти всем новые, обогащающие друг друга и каждого в отдельности, связи, независимо от того кто в каком отряде.

Все вместе играем в детектив;

День древней Греции (олимпийские игры);

Трудовой десант;

Празднование дней рождений;

КВН;

Спортивные встречи с другими командами и др.

В завершающий этап смены те мероприятия, которые доставят огромное удовольствие и желание встретиться еще раз.

Вечер от всей души;

Русская ярмарка;

Разговоры «расскажи мне обо мне»;

Сбор «играем в идеального человека»;

Прощальный вечер;

 

 


 

Отрядный план-сетка (примеры – см. Приложения 1-4)

Примерную план-сетку на смену вы можете составить еще накануне заезда, вместе со своим напарником. Вы знаете сроки смены, родительский день и общелагерные дела (если организаторы смены об этом позаботились). Включите все это в план, оставьте время на режимные моменты, запланируйте банные дни распланируйте оргпериод буквально по минутам. С таким планом, если к нему прилагается достаточный багаж отрядных дел, игр, праздников и вечеров, можно смело выезжать на смену. В конце оргпериода вы спланируете следующую неделю, заполняя свободные места в вашем план–сетке соблюдая некоторые правила планирования,

· составлять план удобнее на неделю вперед, желательно при участии детей – всего отряда или хотя бы командиров групп;

· включая какое-либо дело в план, подумайте, для чего это делается. Почему именно это дело, именно этот день и именно в это время. Учитывайте все – погоду, настроение детей, план в общем;

· в хорошую погоду лучше проводить время на воздухе. Но необходимо иметь в запасе несколько дел на случай дождя, которые вы без особой подготовки сможете провести под крышей, не дав погоде застать вас врасплох;

· утром лучше больше гулять, двигаться, играть. Днем можно проводить спортивные игры (не сразу после обеда), творческие и трудовые дела, не требующие сидячего положения. Вечером же лучше проводить спокойные дела, викторины и, конечно же, вечерние «круг», «свечку», «огонек» или «костер» – способ общения отряда, который ничем невозможно заменить;

· учитывайте настроение детей. Праздники, которые идут один за другим, могут утомить так же, как и скучные будни, и вообще лучший отдых – это смена деятельности. Чередуйте формы, не ставьте два похожих дела рядом;

· если отрядные и общелагерные дела требуют подготовки, на нее тоже необходимо оставить время;

· после отбоя еще раз подробно проговорите план наследующий день с напарником и с завтрашним дежкомом…......

План-сетку можно вывесить на отрядном вместе, чтобы ребята знали, что их ожидает. Эту сетку можно использовать, как отрядную карточку настроения, заштриховывая клеточку прошедшего дня цветом, соответствующим тому, насколько удачно по мнению отряда прошел день. Это можно решать на вечернем анализе дня.

Главное – не давайте детям скучать. Старайтесь не проводить с ними дела, которые они уже видели на других сменах или в других лагерях. Некоторые моменты плана могут называться «Вожатский сюрприз». Ребята уже будут ожидать от вас чего-то необычайно интересного. Сделайте так, чтобы дети не ныли: «Опять то же самое, надоело!» Это зависит от вас.

 

Примерный порядок составления вожатым план-сетки на лагерную смену:

1. В сетке расставляются кризисные дни.

2. Накидывается банк идей по тематике смены (перспективный план смены).

3. В сетке ставятся традиционные и общелагерные мероприятия, привязанные по времени проведения в смене.

4. Выбираются мероприятия, которые нейтрализуют или сглаживают действия кризисов, и ставятся в план-сетку.

5. Происходит оценка уже поставленных мероприятий и дел по критериям настроения (грустный, веселый, …) и деятельности (интеллектуальный, подвижный, …).

6. В сетку вносятся произвольные мероприятия и дела из представленных в перспективном плане так, чтобы а) максимально чередовать дни в сетке по настроению и виду деятельности, б) учесть завязку, апогей и развязку смены.

7. План смены анализируется на ошибки по структуре и динамики смены, в случае выявления – исправляются.

8. Происходит изготовление реквизита (который нельзя будет изготовить на месте, к примеру ксерокс сценариев, вожатская тетрадка с набором игр, мероприятий и дел, песенники и так далее) с учетом ранее уже подобранных мероприятий.

9. Корректировка в оргпериод план-сетки отряда на смену с учетом мнения детей.

 

Что можно еще учесть при составлении план-сетки:

В первую очередь на календарном плане отмечаются дни заезда и отъезда, а также родительский день (если есть, то, как правило, воскресенье, ближайшее к середине смены).

Приезд детей в лагерь ещё не означает начало смены. Чтобы смена началась, её необходимо открыть. Официальное открытие смены можно провести на следующий день или через день после заезда. В последнем случае второй день можно посвятить подготовке к открытию, а также знакомству детей с лагерем и друг с другом. На следующий день после открытия смены можно устроить церемонию открытия лагерной спартакиады, спортивных соревнований между отрядами, которые будут проходить в лагере на протяжении всей смены.

За день до отъезда можно провести день самоуправления (в этот день дети старших отрядов выполняют функции вожатых), закрытие смены, вожатский концерт, прощальная дискотека и «королевская» ночь (ночной праздник с шутками, страшилками и всем на что хватит вашей фантазии).

Перед родительским днём следует провести несколько творческих мероприятий для того, чтобы наиболее удачные выступления показать родителям на праздничном концерте, а также сделать банный день для того, чтобы дети встречали родителей чистыми и опрятными, а родители смогли забрать в город грязное детское бельё.

Настоящим праздником для детей является дискотека. С днями проведения дискотек лучше тоже определиться заранее. Например, их можно проводить два – три раза в неделю по средам, субботам и (или) воскресеньям. Внеочередные дискотеки можно устраивать после проведения таких ответственных мероприятий как день Сказки, Зарница или Кинофестиваль. Для подготовки к таким мероприятиям необходимо выделять дополнительный день и их не рекомендуется ставить на выходные, так как в эти дни к детям могут приехать родители.

Если на смену приходятся какие-нибудь праздники или памятные даты (день рождения А. С. Пушкина (6 июня), день Памяти (22 июня), день Ивана Купалы (7 июля)), а также интересные события (Пятница 13-е, солнечное затмение, открытие Игр доброй воли), то эти дни можно целиком посвятить данной теме (провести так называемый «тематический день»).

При составлении плана смены следует равномерно распределять умственную, эмоциональную и физическую нагрузку детей, то есть чередовать спортивные игры с интеллектуальными викторинами, а творческие мероприятия с прогулками в лес. Если какие-либо мероприятия требуют обязательного проведения на открытом воздухе, то таким мероприятиям необходимо придумывать замену на случай плохой погоды.

Составленный Вами план смены надо обсудить с детьми, выслушать их замечания и предложения и внести поправки. После того, как в одобренном детьми плане смены не осталось ни одной свободной клеточки, его можно повесить в отрядном уголке, красочно оформив.

 


 

Планирование в течение дня

ПРИМЕРНЫЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ

 

8.00 ПОДЪЕМ
8.10 – 8.25 ЗАРЯДКА
8.25 - 9.00 УТРЕННИЙ ТУАЛЕТ, УБОРКА КОМНАТ
9.00 – 9.30 ЗАВТРАК
9.30 – 10.30 ОТРЯДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
10.30 – 12.00 МОРЕ
12.00 – 13.00 РАБОТА В КРУЖКАХ, ОТРЯДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
13.00 – 13.45 ОБЕД
14.00 – 16.00 ТИХИЙ ЧАС
16.00 – 16.15 ПОДЪЕМ, УБОРКА КОМНАТ
16.15 – 18.00 МОРЕ
18.00 – 19.00 СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
19.00 – 19.30 УЖИН                                              
19.45 – 20.50 ОБЩЕЛАГЕРНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
21.00 – 21.15 ВТОРОЙ УЖИН
21.15 – 22.30 ДИСКОТЕКА, ПРОСМОТР КИНОФИЛЬМОВ, ВИДЕОФИЛЬМОВ
22.30 – 22.55 ВЕЧЕРНИЙ ТУАЛЕТ
23.00 ОТБОЙ

 

 


 

Коллективное планирование с отрядом

 

Лучший план работы - план, одобренный, подсказанный детьми. И поэтому их обязательно надо привлечь к планированию смены. Согласитесь, решать все за детей, не узнав, а хотят ли они того, - это совсем несправедливо. Чтобы привлечь ребят к составлению плана отряда, можно использовать различные формы коллективного планирования.

Малышей можно привлечь, например, так: Разбейте ребят на группы. Вручите каждой группе пять листочков. На каждом листочке - название какого-то дела. У всех групп названия могут быть разными, а могут повторяться. Задача ребят - из пяти дел выбрать в план смены только два. Ребята могут обратиться к вам за разъяснением или советом. Но не навязывайте слишком откровенно свое мнение. На общем сборе дайте слово каждой группе, попросите ребят объяснить, почему именно эти дела им привлекательны - пусть ребята учатся аргументировать. А когда общий сбор закончится, соберите в кружок командиров и на их глазах составьте план их дел, только что утвержденных всеми вместе.

Более старшим ребятам можно предложить при планировании тот же алгоритм действий, какой был у младших: карточки дел - обсуждение по группам и выбор - защита и утверждение на общем сборе и составление плана.

Другой способ совместного планирования называется “Разведка интересных дел”. Каждый ребенок становится “разведчиком”, разведчики объединяются в маленькие разведгруппы во главе с командирами. Командиры получают задание “обнаружить” интересные идеи для плана отрядной жизни. Объектами разведдействий могут быть конкретные люди, работающие в центре: начальник, старший вожатый, завхоз, библиотекарь, физрук, вожатый младшего отряда и т.д. Дети должны их разыскать, войти с ними в контакт и взять у них информацию, что они могут предложить интересного провести в отряде.

Следующим этапом в сюжете этой игры будет обработка разведгруппами полученной информации, подготовка донесения и доклад в разведцентре, окончательная оценка разведданных на “интересность” и утверждение плана.

Еще одной формой коллективного планирования может быть «Аукцион идей». Нарисуйте «деньги» (условные) или найдите предметы заменяющие (шишки, камешки, фантики). Ваша задача – продать с аукциона будущие отрядные дела. Вы будете давать характеристику каждому делу, а затем продавать. Только те дела, на которые дают наибольшие суммы, войдут в будущий план смены. При этом дети могут объединить свои капиталы.

А еще во время совместного планирования могут быть использованы такие формы:

· “Мозговой штурм”;

· “Ящик предложений”;

· “Рейтинг популярности”;

· “Каталог идей”.

 


Формы коллективного планирования с отрядом

В разных детских лагерях, конечно, по-разному. Но очень часто мы, взрослые, все решаем за них. Сценарий данного мероприятия как раз и направлен на то, чтобы пробудить детскую активность, поставить детей в позицию активных проектировщиков собственной жизни в лагере.

Сценарий очень простой, он может проводиться во время сбора «Рождение отряда». Подходит для детей разных возрастных категорий, начиная с младших подростков. Ведущим может выступать вожатый. Основное условие — дети и взрослые должны понимать друг друга и доверять друг другу.

Время проведения: 1–1,5 часа.

ПЛАН

Этап 1 — мотивирующий

· Работа в командах

· Создание общего списка

Этап 2 — проектировочный

· Работа в мини-группах: мозговой штурм

· Создание общего списка

· Индивидуальное самоопределение

Этап 3 — планирование

 

ЭТАП ПЕРВЫЙ — МОТИВИРУЮЩИЙ

Работа в командах

Работа начинается с того, что дети вспоминают все мероприятия, в которых дети ранее, до этой смены в лагере, участвовали и которые (мероприятия) можно было бы применить в лагере.

Ведущий предлагает участникам разбиться на несколько команд. Каждая команда должна вспомнить как можно больше мероприятий для отряда. Каждая команда по очереди называет по одному мероприятию. Побеждают те, кто последним назовет мероприятие. Все ответы детей фиксируются ведущим на доске (на листке). Таким образом, мы получаем список перспективных дел отряда.

Далее ведущий просит ребят вспомнить свое отношение к каждому из этих мероприятий. Здесь наверняка будут события, оставившие яркое впечатление. Будут мероприятия, которые не понравились, вызвали неприятные эмоции. А будут и такие, которые припоминаются с трудом. Отношение к ним можно назвать нейтральным.

Создание общего списка

Каждому ребенку предлагается поработать со списком мероприятий, отметить свое отношение к каждому событию. Этот этап можно проводить двумя способами. Либо ведущий заранее готовит список мероприятий и детям раздается готовый бланк, в котором они знаками («+», «–», «+/–») отмечают свое отношение. Либо эта работа проводится на доске или со списком, составленным со слов детей. Преимущество первого способа в том, что дети выражают именно свое отношение, здесь нет давления большинства. Зато второй вариант позволяет сразу увидеть выборы детей, здесь не требуется специальной работы по сведению воедино их ответов. В зависимости от особенностей отряда и решаемых задач ведущий может сделать свой выбор в пользу того или иного варианта.

Хотелось бы предостеречь ведущих от ситуации, в которую однажды попали мы с коллегами. Начало данного мероприятия построено как конкурентное. Дальнейшая же работа предполагает равноправное сотрудничество детей. Как правило, участники очень быстро и безболезненно переходят к взаимодействию, не требуя специальных объединяющих технологий. Но однажды мы работали в группе с очень выраженными конкурентными отношениями. И работа в командах актуализировала реальные проблемы участников. Нам понадобились специальные техники для объединения группы. Эта работа потребовала дополнительного времени, эффективность проектировочного этапа была низкой.

Поэтому возможно, что разбивка на команды оправдана лишь в том случае, когда отношения в отряде изначально доброжелательные и партнерские. Тогда этот этап помогает участникам настроиться, повышает их активность. Если отношения остро конкурентные, лучше работать всем отрядом, по очереди вспоминая мероприятия прошедших этапов жизни детей.

 

ЭТАП ВТОРОЙ — ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ

Мозговой штурм

Участники разбиваются на мини-группы. Состав и количество определяется особенностями отряда. Иногда можно провести просто жеребьевку, создавая случайные группы. Иногда специально разделить детей, находящихся в состоянии конфликта. Очень важно, чтобы в мини-группе были дети, готовые плодотворно сотрудничать друг с другом.

Задача участников — придумать как можно больше мероприятий, которые можно провести в своем отряде в течение смены лагеря. В зависимости от степени активности коллектива отряда можно расширить задание. Если дети готовы работать не только для себя, можно попросить их придумать мероприятия для всего лагеря, или для вожатых, или для детей младших отрядов.

Создание общего списка

Далее составляется общий список предполагаемых мероприятий. Как правило, он получается очень большим. Для того чтобы понять, какие из этих мероприятий интересны большинству детей, проводится процедура голосования.

Индивидуальное самоопределение

Каждый ребенок должен подойти и отметить те события, в которых он готов принять участие. Кроме того, каждый отмечает еще и степень своего участия: готов включиться как рядовой участник, или готов быть организатором, или готов быть помощником при подготовке.

Например, напротив заинтересовавшего мероприятия ребенок ставит букву «У» — если готов быть только участником, «О» — если готов выступать как организатор, «П» — как помощник. После этой процедуры список становится заметно короче.

 

ЭТАП ТРЕТИЙ — ПЛАНИРОВАНИЕ

Дальнейшая работа проводится только с мероприятиями, помеченными буквой «О». Ведущий говорит о том, что все пожелания детей будут учитываться при составлении плана работы. Но если никто из отряда не готов отвечать за проведение какого-то дела, нам остается надеяться только на добрую волю других людей: вожатых или, может быть, детей других отрядов. Те же события, которые готовы подготовить и провести мы, должны быть запланированы заранее.

Ведущий знакомит детей с планом работы на следующий период смены в лагере, рассказывает, какие мероприятия, носящие обязательный характер, туда уже включены (например, общелагерные мероприятия или отрядные дела, проводимые в обязательном порядке). Составляется единый план работы.

На этом данное мероприятие завершается.

Самое главное — чтобы хотя бы часть запланированных детьми дел состоялась. Проведя детей через эту процедуру, мы обязаны сделать все, чтобы их интересы реализовались.

К сожалению, реально так бывает не всегда. Дети не прощают этого взрослым. В следующий раз пробудить их активность и творческую мысль будет невероятно сложно. И мы будем вздыхать и говорить о том, что детям ничего не нужно.

Поэтому в заключение хочется предостеречь вожатых: если вы понимаете, что в данном лагере нет условий для проявления детской активности и самостоятельности или в силу каких-то обстоятельств такой возможности нет и в вашем отряде, лучше не проводить это мероприятие.

Перефразируя известное изречение, хочется сказать: «мы в ответе за тех, кого пробудили к активности».

 


 

Работа с Дневником вожатого

Главным документом отрядного вожатого является дневник. Дневник вожатого- это документ, который содержит информацию общего характера о детях, о планировании и отчетности, о работе за период лагерной смены.

 

Обязательная информация, которая должна быть в дневнике вожатого,следующая:

1. Название лагеря и информация о его принадлежности;

2. Номер (название) отряда;

3. Какая смена и срок пребывания детей;

4. Адрес учреждения, телефоны;

5. Фамилия, имя, отчество всех вожатых и воспитателей;

6. Количество детей в отряде (мальчиков и девочек);

7. Информация о детях: Ф.И.О ребенка, возраст (дата рождения), домашний адрес, телефоны, сведения о родителях (как зовут, где работают), группа здоровья, примечания.

8. В примечаниях можно записать информацию об увлечениях детей, сведения, записанные со слов ребенка, сделать отметки о проведении инструктажей для детей по правилам поведения и техники безопасности и т.д.

9. Режим дня;

10. Общелагерный план работы;

11. Отрядный план работы;

12. План спортивной работы (все планы работы могут быть совмещены в единую план-сетку);

13. Первичная психолого-педагогическая характеристика (пишется в начале смены);

14. Педагогический анализ смены (пишется в конце смены);

15. Ежедневный план работы и анализ дня.

 

Может быть дополнительная информация:

· Инструкции;

· Правила для родителей;

· Схема расселения детей по комнатам;

· Графики работы кружков, библиотеки, костюмерной, кладовых,

· Список должностных лиц,

· Телефоны пожарной части и аварийной службы.

· Другие сведения.

 

Дневник вожатого заполняется вожатыми отряда каждый день.

Важно в ежедневном отчете не просто перечислить все то, что написано в плане, а проанализировать происшедшие события, зафиксировать возникшие проблемы с детьми,описать, какие меры были предприняты для решения возникших проблем. Рассказать о достижениях детей и вожатых.

Дневник может стать как правозащитным, так и обвиняющим документом. Не стоит относиться халатно к его ведению.

Если ведение дневника вызывает сложности - обратитесь за консультацией к старшему воспитаталю, методисту, директору.

 

 

На сменах актива.

1. Цели и механизмы управления временем.

2. Факторы потери времени. Причины неэффективного управления.

3. Постановка целей и планирование: поле целей и связь между ними, планирование по целям Матрица Эйценхауэра. Характеристики SMART - технологии.

4. Принципы и инструменты тайм-менеджмента.

 

Само слово "тайм-менеджмент" переводится с английского языка как "управление временем", однако следует заметить, что временем управлять невозможно. Действительно, каждый человек имеет строго определенное количество времени, и у всех людей оно одинаковое. Невозможно как-то повлиять на его количество или скорость его течения.

"Управление временем" - это просто громкое название того, что по сути своей является управление самим собой, организацией, людьми с целью ускорения решения проблем, осуществления мероприятий, выполнения работ, действий. Это управление по наиболее рациональному использованию времени.

Тайм-менеджмент как система управления временем включает в себя ряд элементов, которые, будучи использованными в совокупности, дают значительное сокращение времени, необходимого для осуществления различных производственных процессов. К этим элементам относятся: анализ использования рабочего времени, постановка целей, планирование рабочего времени, выработка различных методов борьбы с причинами нерационального использования временного ресурса.

Однако, несмотря на такую довольно стройную систему тайм-менеджмента, не следует воспринимать его как аксиому, потому что каждый человек является единственным, кто может решить для него проблему рационального использования времени наилучшим образом, и поэтому наиболее эффективным является личный тайм-менеджмент, который в каждом отдельном случае индивидуален. Однако в общем случае можно применять указанные выше элементы тайм-менеджмента.

Анализ - это такой процесс, который позволяет выявить нерациональное использование рабочего времени, его причины, а также вычленить из всех причин основные, которые оказывают наиболее неблагоприятное воздействие на использование времени.

Постановка целей - необходимый этап в тайм-менеджменте, в ходе которого необходимо ответить на вопрос, зачем тайм-менеджмент вообще нужен для конкретного человека или на конкретном предприятии. Постановка целей помогает в дальнейшем ориентироваться в том, какие методы управления временем следует применять, а какие применять не следует.

Планирование - это такой процесс, в ходе которого осуществляется составление перечня задач, которые необходимо выполнить за определенный промежуток времени. Планирование рабочего времени имеет некоторые свои специфические особенности.

Выработка методов борьбы с причинами потерь времени предполагает, что в ходе предварительного анализа эти причины были выявлены и необходимо ликвидировать их. Для типичных причин существуют различные типичные способы борьбы с ними, однако следует помнить, что каждый конкретный случай индивидуален и необходимы индивидуальные подходы к каждой причине в каждом случае.


 

Система управления временем

 

 


 

Идея отображенной на схеме системы ТМ заключается в том, что процесс управления временем аналогичен (по своим основным этапам) процессу управления организацией и как бы «параллелен» ему.

Например, любой управленческий процесс начинается с формулировки цели. Цель будет носить, скорее всего, производственный характер, предположим: «Изготовить партию продукции X». Но компонентом этой производственной цели может быть и «временная цель»: «СРОЧНО (то есть как можно быстрее или к конкретной дате) изготовить партию продукции X». Если временной атрибут производственной цели является исключительным, уникальным, важным, то «временная цель», по сути дела, становится самостоятельным, отдельным элементом управления, требующим особого внимания и особых методов управления.

 

Органайзер

Наиболее удобным индивидуальным ТМ-инструментом для инвентаризации времени (а в дальнейшем также для планирования и контроля) является простой органайзер (или ежедневник).

Главной «клеточкой» органайзера (не случайно в русском языке используется слово «ежедневник») является листок дневного учета времени. Листок выглядит как таблица, в самом минимальном виде содержащая три столбца: время начала события, время окончания события и, собственно, описание самого события. Пример заполнения подобного элементарного листка дневного учета времени приводится ниже:

 

Нач. Окон. Длит. Дело, задача Примечание
7.30 7.50 0.20 Подъем (пытался проснуться) Долго просыпался!
7.50 8.10 0.20 Зарядка  
8.10 8.25 0.15 Умывание  
8.25 8.40 0.15 Утренний чай (завтрак)  
8.40 9.05 0.25 Дорога на работу Опоздал на 5 минут!
9.05 9.30 0.25 Планерка  
9.30 10.25 0.55 Просмотр входящих документов Слишком долго!
10.25 11.45 1.20 Обход отдела, текущие вопросы  
11.45 13.00 1.15 Обсуждение с А.А. проекта NN Весьма продуктивно
13.00 14.05 1.05 Обеденный перерыв Что за привычка опаздывать на 5 минут?!
14.05 16.00 1.55 Совещание по сбыту в головном офисе Явно затянуто
16.00 16.40 0.40 Посетитель (8.8.) по личному вопросу Не в приемные часы!
16.40 17.00 0.20 Говорил по телефону с экономистом  
17.00 17.15 0.15 Вечерний отчет руководителей проектов  
17 15 17.35 0.20 Городской звонок (от партнеров)  
17.35 18.20 0.45 Вечерний отчет: завершение рабочего дня  
18.20 19.00 0.40 Дорога домой - прогулка пешком Дышал свежим воздухом, смотрел на закат, получал удовольствие!
19.00 20.00

1.00       Ужин

 

 

Учет времени должен быть объективным — без приписок, «округлений» в выгодную для себя любимого сторону, без «забывания» непродуктивных трат времени и т. п.

Как правило, простой органайзер очень легко превращается в органайзер для качественного анализа времени.

Одна из хрестоматийных схем, включающая в себя четыре категории качественного анализа времени, предложена классиком ТМ Лотаром Зайвертом.

В качестве способа анализа предложенных качественных категорий Зайверт предлагает «формулу полезной работы»:

Время полезной работы =

Общее время работы —

(время работы, которая не была необходима + время работы с неоправданными затратами времени + время нецелесообразной работы + время работы, длительность которой не планировалась).

 

Несколько полезных советов:

1. Составляйте списки. По возможности записывайте все свои дела. Всегда носите с собой ежедневник или записную книжку. Лично я предпочитаю использовать простую маленькую записную книжку с неразлинованной бумагой (без строчек и полей обычного ежедневника).

Простой список текущих дел часто оказывается хорошим подспорьем. На мой взгляд, лучше всего использовать метод 3 списков из 3 дел, так как слишком длинные списки кажутся невыполнимыми даже на бумаге.

2. Используйте время вынужденного бездействия. Планируйте свои дела, передвигаясь пешком или на машине, принимая душ или в другое незанятое время. Обдумывайте свои планы на текущий или следующий день. Какие из них - самые важные? Основная задача - установление приоритетов.

3. Поощряйте себя. Выполнив какое-либо дело (особенно важное) выделите время, чтобы вознаградить себя за труды. Автор романа «Заводной апельсин» (A Clockwork Orange) Энтони Берджесс (Anthony Burgess) чтобы добиться поставленной цели использовал метод «Мартини». Он ставил задачу писать 1 000 слов в день, а написав необходимое количество текста, устраивал себе выходной и выпивал мартини. Хотя мартини нельзя назвать лучшей наградой для некоторых людей, но все же эффективность этого метода нельзя отрицать.

4. Концентрируйтесь на одном деле. Человеческий мозг работает более эффективно, когда он сосредоточен на чем-то одном. Как видно из вышесказанного, многозадачный режим деятельности снижает ее продуктивность. Сосредоточьтесь на одном деле и старайтесь не смешивать его с другими. Иногда многозадачный режим выполне


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.137 с.