Основные подходы к решению проблемы безработицы в нашей стране — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Основные подходы к решению проблемы безработицы в нашей стране

2019-12-18 127
Основные подходы к решению проблемы безработицы в нашей стране 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С начала кризиса в 2008 году уровень безработицы в России неумолимо растет. Высокие темпы роста привели к тому, что безработица в России превысила аналогичный показатель в США, родине нынешнего экономического кризиса. По официальным данным темпы роста безработицы в 2009 году снизились, а летом рост безработицы и вовсе прекратился. Отметим, рост прекратился, однако уровень сохраняется, несмотря на усилия правительства РФ по созданию новых рабочих мест, а также несмотря на летний сезон, который всегда характеризуется усилением активности в строительной отрасли и промышленности.

Подсчетом безработицы в России занимаются следующие ведомства:

- Федеральная служба государственной статистики;

- Федеральная служба по труду и занятости;

- Министерстве здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития) РФ.

Методика подсчета такова, что не учитывается скрытая и латентная безработица, а также все безработные, которые не получают пособия по безработице, то есть не состоят на бирже труда. По состоянию на начало лета 2009 года безработица по разным оценкам составила от 9% до 10,5%.

Жесткое трудовое законодательство в России в отношении работодателей привело к тому, что в РФ существует высокий уровень скрытой безработицы. Напомним, что по действующему в 2009 году трудовом кодексу при сокращении штата и увольнении работников, работодатель вынужден выплатить двухмесячную заработную плату увольняемому работнику. Поэтому работодатели всяческими способами вынуждают работников увольняться самим по собственному желанию, чтобы не попасть под действие вышеупомянутой статьи в трудовом кодексе РФ. Основным методом воздействия на неключевых сотрудников является перевод их на неполную рабочую неделю и вывод в вынужденные бессрочные отпуска. Таким образом, снижается фактическая средняя заработная плата работника за 12 месяцев, что позволяет в дальнейшем сократить штат с меньшими издержками. Численность людей, работавших неполное рабочее время на июнь 2009 года составляла около 9% по официальным данным. Реально же эта цифры гораздо больше. Вторым методом сокращения издержек по заработной плате становится уже забытый метод выплаты "серой" зарплаты. Но все же он является противозаконным, поэтому работодатели больше прибегают к методам, ведущим к росту скрытой безработицы.

Между тем безработица не является каким-то абсолютно оторванным от экономики страны показателем. Безработица - это один из главных макроэкономических индикаторов, который непосредственно отражает текущее состояние экономики страны. Рост уровня безработицы приводит к снижению доходов населения, а следовательно и снижению покупательской способности. Вследствие падения внутреннего спроса на товары длительного пользования, падают доходы компаний, ориентированных на внутренний рынок. Кроме того, рост безработицы влияет на снижение заработной платы по конкурентным рабочим местам, так как предложение превышает количество вакансий, а соискатели готовы работать и за меньшую заработную плату. Хотя это и приводит к снижению издержек предприятий, но это не меняет общую экономическую ситуацию. Безработица также снижает кредитование физических лиц, кредитование снижается в частности из-за того, что возрастает доля "плохих" кредитов, кредитов по которым существенно задержаны выплаты.

Государству довольно трудно регулировать уровень безработицы непосредственно. В России в 2009 году действует федеральные и муниципальные программы занятости на общественных работах и переподготовки кадров за счет государства. Однако это капля в море. Чтобы существенно снизить безработицу нужно создавать предпосылки для создания рабочих мест в частном секторе, нужно создавать преимущества и льготы для открытия малых предприятий. К сожалению, в России этому препятствуют бюрократия и коррупция на местах. Меры по борьбе с произволом чиновников проводятся, но для того, чтобы ситуация изменилась к лучшему требуется значительное время.

Начиная с лета 2009 года армию безработных пополнили выпускники ВУЗов. Государство пытается работать опережающими темпами и 27.07.09 был принят закон о разрешении создания малых предприятий на базе ВУЗов, штат которых будет формироваться из выпускников. Однако эта мера является частичной, так как подобные предприятия не смогут работать на полную мощность. У них нет той коммерческой мощи и навыков, которые формируются годами. Конкуренция на внутреннем рынке (а они будут ориентированы именно на внутренний рынок) высока, а спрос небольшой. Поэтому к осени можно было ожидать роста уровня безработицы до 11-12%[5].

В антикризисной программе правительства говорится, что основными приоритетами государственной политики являются выполнение социальных обязательств и развитие человеческого потенциала. При этом главный акцент в её социальной части сделан на борьбу с безработицей. Рассмотрим, насколько эффективно в России борются с безработицей и что такое безработица сегодня в России вообще.

Статистика, безусловно, отражает реальное состояние с безработицей в стране, но только нужно уметь пользоваться ею правильно и адекватно её воспринимать.

Безработица в текущем, 2010 году, безусловно, выше, чем была год-два назад. Однако уровень безработицы сегодня примерно сопоставим с уровнем безработицы периода начала 2000-х годов, когда никто эту проблему не поднимал, никто не говорил, что с безработицей нужно бороться и что она сильно угрожает обществу. Те же самые 7,6 процента общей безработицы, тот же самый колоссальный региональный разброс. Единственная разница заключается в том, что на тот момент экономика была на подъёме и безработица шла вниз, а сегодня экономика на спаде, и что касается безработицы, то, несмотря на то, что сейчас она слегка законсервировалась, существуют опасения, что она может пойти вверх и дальше.

Но уровень безработицы, который сейчас есть в России, это не очень высокий уровень. Беда не в этом, а в том, что эта безработица по-разному распределена, затрагивает разные категории людей, и в случае, если ситуация будет ухудшаться, может привести к утрате значительной части навыков у работников, прежде всего, в реальном секторе экономики. Большая опасность сегодня заключается в том, что безработица перекинулась на реальный сектор.

Первая волна безработицы в России пошла в начале 90-х годов. Тогда стали закрываться предприятия, начали платить очень маленькую зарплату на привычных рабочих местах, поэтому люди стали уходить с заводов, фабрик, с производств, где требуется достаточно специфическая и достаточно высокая квалификация, в другие сектора экономики – в челночную занятость, в торговлю, в посредническую деятельность. И за десятилетие 90-х годов произошёл очень большой отток специалистов с предприятий. Люди в то время на производство не шли, и рабочие кадры, которые обладали специфической квалификацией, постепенно старели.

Когда начался экономический подъём, пришло осознание, что существует дефицит рабочих кадров. Появились заказы, появилась работа, а делать её стало некому. Однако в тот момент ещё какие-то люди на производствах оставались. На предприятия стала приходить потихонечку молодёжь. И оставшиеся на заводах и фабриках старые кадры начали её обучать. Но появилась так называемая "демографическая яма". То есть, если взять стандартный машиностроительный или химический завод, металлообработку, любое производство, то можно увидеть (особенно это заметно в машиностроении), что есть костяк старых кадров, которым уже далеко за 50 лет, а кто-то даже в 70 лет ещё работает, и есть молодые ребята, которые только пришли и которых старики начали обучать.

Сейчас снова в российском реальном секторе закрыт приём новых людей. Если это продлится ещё некоторое время, то старые кадры просто по возрасту в силу естественных причин уйдут с производства. Так фактически будут утрачены остатки трудового, человеческого, квалификационного потенциала, который предприятия накопили за время своего существования.

Подобной проблемы в странах Запада во время текущего экономического кризиса, во всяком случае, в таком масштабах, в котором она есть у нас, просто нет. Потому что в западных странах не было кризиса 90-х годов, который пережила российская экономика.

Страны Запада вступили в нынешний кризис со сбалансированным, нормальным кадровым потенциалом, когда костяк (самые квалифицированные и работоспособные кадры) составляют люди в возрасте 35-40 лет и он сохранен. Поэтому антикризисные программы в этих странах совершено правильно сориентированы на достижение двух целей: 1) на смягчение социальных последствий кризиса (пособие по безработице и пр.) и 2) на снижение давления на рынок труда за счёт внедрения программ переподготовки, программ досрочного выхода на пенсию и т.п.

То есть, с одной стороны необходимо ослабить пресс, а с другой – осуществлять выполнение стратегических программ, которые направлены на то, чтобы люди не привыкли к безработице, не утратили свои навыки, пусть они в тяжёлое время лучше учатся, нежели бездельничают, не зная куда себя деть.

На Западе есть ещё любопытные вещи, связанные с тем, как там по-другому относятся к правам людей, которые лишились работы. Борьба с безработицей в России ведётся очень похоже, потому что страна копирует западные программы, однако не во всём.

Практически во всех западных развитых странах существует страховая система выплаты пособий по безработице. Что это означает на практике? Это означает, что если человек лишился работы, он испытывает на себе страховой риск, ему, соответственно, положена компенсация за этот риск в оговоренном размере. Первые полгода ставший безработным человек на Западе получает 100 процентов или 80 процентов от своей зарплаты, потом чуть меньше. В разных странах по-разному. В Америке не очень долго, в Австралии выплаты по срокам могут производиться в течение нескольких лет. Но дело не в этом, а в том, что ставший безработным человек автоматически получает пособие. Лишивший работы человек приходит, регистрируется, и пособие ему платится по схеме в зависимости от того, как он платил страховые взносы.

Кроме этого, безработному на Западе могут предложить поддержку. Любой человек там, зарегистрировавшись в качестве безработного или даже не регистрируясь, может получить доступ к программам переподготовки, к базе вакансий, к каким-то адаптационным программам (для молодёжи, для пожилых людей и т.п.).

Эти две вещи: посильная поддержка в виде пособий и все, что связано с поиском работы и адаптацией к рынку труда, разделены.

В нашей стране пособие по безработице не страховое. Это пособие, которое выплачивается из федерального бюджета. И выплачивается оно под определённые требования к человеку, который работы лишился. Если в России человек лишается работы и идёт на биржу, чтобы встать на учёт как безработный, ему автоматом, за исключением выходного пособия с предприятия, пособие не платится. Пособие платится лишь тому безработному, который зарегистрировался в службе занятости. Зарегистрироваться в службе занятости не очень просто, потому что, регистрируясь в службе занятости, человек тем самым берёт на себя обязательства приходить в службу занятости раз в две недели, в этой службе занятости зарегистрированному безработному обязательно будут предлагать вакансии. Безработный обязан пойти к работодателю, предложившему вакансию, и в том случае, если человек откажется от двух вакансий, он лишается статуса безработного и права на пособие. То есть, в России эти вещи жёстко завязаны одна на другую.

Зарегистрировать безработного служба занятости в России должна в течение 10 дней с момента подачи документов. В течение этих 10 дней она будет стараться предложить человеку вакансии и как-то его трудоустроить. И хотя вакансии должны быть обязательно по специальности и по профилю, они могут оказаться за 3,5 часа езды от дома, там может оказаться задержка зарплаты на 3 месяца. Человек все равно должен туда прийти, поговорить с работодателем, который, скорее всего, напишет, что не он безработному не подошёл, а безработный ему.

Поэтому в России, чтобы получить своё пособие по безработице, которое, казалось бы, положено, надо понять, что оно не выдается автоматически, для его получения необходимо приложить достаточно много усилий. В итоге те цифры, которые даёт служба занятости, и те цифры, которые получаются по результатам исследований проблемы безработицы в стране, совершенно разные. В России сегодня примерно 2 миллиона зарегистрированных безработных и примерно 6 миллионов реальных безработных.

Понятно, что каждый человек соизмеряет затраты и выгоды. Выгода – это пособие, максимальный размер которого составляет 4900 рублей и которое можно получать в течение года, когда оно положено. Но есть масса людей в России, кто получает маленькую зарплату, их большинство, и у них пособие по безработице будет ещё меньше[6].

Прежде чем говорить о социальных гарантиях безработным, необходимо определить, что подразумевается под понятием «безработный». Дело в том, что для получения безработным гражданином социальной поддержки государства, необходимо наличие у него определенного статуса. Если гражданин не занят какой-либо деятельностью, то это еще не дает основания называть его безработным. Опять же, всегда существует категория граждан, которые способны, могут, но не желают трудиться. Это их право, принудительный труд в РФ запрещен. По сути, в общеупотребительном смысле они также являются безработными, но социальная поддержка государства направлена на определенную группу незанятых граждан, отвечающим определенным критериям[7].

В соответствии со ст. 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1[8], безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Исходя из этого определения можно выделить следующие необходимые условия для признания граждан безработными: трудоспособность, отсутствие работы и заработка, регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовность приступить к работе.

Трудоспособность граждан оценивается по двум критериям: состояние здоровья и возраст. Так, например, инвалид не может считаться трудоспособным, если у него нет заключения медико-социальной экспертной комиссии, где конкретно указывается, какую работу данный гражданин может выполнять, рекомендуемый для него режим труда и отдыха. Граждане, не достигшие трудоспособного возраста (16 лет) или достигшие пенсионного возраста, также не принадлежат к категории трудоспособных граждан.

Под гражданами, не имеющими работы и заработка, подразумеваются граждане, не работающие и не имеющие каких-либо форм доходов. Доходы могут быть самыми разнообразными. Это не только заработная плата, но и получение процентов по ценным бумагам, получение дохода от участия в хозяйственных товариществах и обществах и т.д.

Готовность приступить к работе - такое условие, которое носит чисто субъективный характер и определяет отношение гражданина к труду, его желание трудиться. Если гражданин обращается в службу занятости не с целью поиска работы, а с одним лишь намерением получать пособие по безработице, то это четко проявляется в многократных отказах от подходящей работы, что дает право службе занятости отказать в регистрации данному гражданину или применить соответствующие санкции.

Одним из основных условий получения статуса безработного является регистрация гражданина в службе занятости населения.

Регистрация трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (дохода), ищущих работу и готовых приступить к ней, обратившихся в органы по вопросам занятости осуществляется в 3 этапа: первичная регистрация безработных граждан, регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы и, наконец, регистрация граждан в качестве безработных;

Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в органы по вопросам занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов[9].

Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами по вопросам занятости населения по месту жительства граждан со дня их личного обращения. Место жительства определяется наличием паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства или соответствующей справкой из органов внутренних дел[10].

С момента получения гражданином статуса безработного, между ним и государством в лице органов службы занятости возникают взаимные права и обязанности.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.