Информационные революции и информационное общество — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Информационные революции и информационное общество

2019-12-18 185
Информационные революции и информационное общество 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание «Информационное общество»

В приведённом ниже тексте выделите характерные черты информационного общества, выделите существенные и несущественные черты, выберите квалификатор проранжируйте их, используя IT-инструмент мышления «Визуальное ранжирование».

2. Сохраните подготовленный файл в свою папку с именем …_своя фамилия, где вместо многоточия надо вставить название задания.

 

 

Социальная информатика

Проблема информационной

Безопасности личности, общества

И государства

По мере продвижения к информационному обществу вс более острой становится проблема защиты права личности общества и государства на конфиденциальность (то есть се* ретность) определенных видов информации. Уже сегодня

странах, в которых в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий инфор­мацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то, что она не будет разглашена или испо­льзована ему во вред.

В России в 2000 г. принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Рассмотрим основные ее положения.

К объектам, информационной безопасности РФ отно­сятся:

• все виды информационных ресурсов;

• права граждан, юридических лиц и государства на полу­
чение, распространение и использование информации, за­
щиту информации и интеллектуальной собственности;

• система формирования, распространения и использова­
ния информационных ресурсов, включающая в себя ин­
формационные системы различного класса и назначения,
библиотеки, архивы, базы и банки данных, информаци­
онные технологии и т. д.

• информационная инфраструктура, включающая центры
обработки и анализа информации, каналы информацион­
ного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспече­
ния функционирования телекоммуникационных систем и
сетей;

• система формирования общественного сознания (мировоз­
зрение, моральные ценности, нравственные оценки, соци­
ально допустимые стереотипы поведения и взаимоотно­
шения между людьми), базирующаяся на средствах
массовой информации и пропаганды.
Национальные интересы РФ включают в себя:

а) соблюдение конституционных прав и свобод человека и
гражданина в области получения информации и ее исполь­
зования, обеспечение духовного становления России, сохра­
нение и укрепление ценностей общества;

б) информационное обеспечение государственной полити­
ки РФ, связанное с доведением до российской и междуна­
родной общественности достоверной информации о государ­
ственной политике РФ;

в) развитие современных информационных технологий
отечественной индустрии информации;

г) защита информационных ресурсов от несанкциониро­
ванного доступа, обеспечение безопасности информацион­
ных и телекоммуникационных систем.

В доктрине формулируются методы обеспечения инф мационной безопасности страны, включая правовые, ор низационно-технические и экономические, а также особ ности обеспечения информационной безопасности РФ различных сферах общественной жизни: экономической, литической, в сфере обороны, науки и техники и др.

Одной из важнейших проблем в обсуждаемой сфере д трина объявляет проблему информационного неравенст которое вносит раскол в общество и отчуждение между ставляющими его группами населения; поэтому дан! проблема имеет прямое отношение к национальной безоп ности. Особенно важно преодоление проявлений инфор: ционного неравенства в образовании, поскольку:

• появилась тенденция разделения образовательных
реждений на элитные и массовые с соответствующей р
ницей в ресурсном обеспечении;

• велико различие уровней доходов семей учащихся;

• значителен разрыв в размерах финансового обеспече*
образовательных учреждений в различных регионах ст
ны.

Преодоление информационного неравенства является дачей первостепенной государственной важности.

Коротко о главном

Наиболее острой проблемой информационного общее является проблема информационной безопасности, начт от отдельного человека до государства.

Проблемы информационной безопасности в России per ментируются Доктриной информационной безопасности I

В Доктрине определен перечень информационных объ тов, требующих защиты; национальные интересы РФ в формационной сфере; методы обеспечения информацион] безопасности.

Доктрина обращает особое внимание на проблему инф мационного неравенства в области школьного образовали:

Вопросы и задания

1. Какую информацию вы считаете конфиденциальной для г< дарства, для вашей школы, для себя лично?

2. Что относится к объектам информационной безопасности Рос­
сии?

3. Что относится к национальным интересам России в информа­
ционной области, требующее защиты?

4. Как проявляется информационное неравенство в системе шко­
льного образования?

5. Сталкивались ли вы в своей жизни с проявлениями информа­
ционного неравенства?

Связанных с информацией

И компьютерами

Уже на раннем этапе продвижения к информационному обществу необходимы меры правового регулирования вновь возникающих отношений. Каждая страна идет в этом на­правлении своим путем. Юридические вопросы, возникаю­щие в информационной сфере, столь сложны и запутанны, что гармоничного законодательства, решающего все соответ­ствующие проблемы, нет ни в одной стране мира.

Коротко опишем некоторые законы, действующие в этой сфере в Российской Федерации.

Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» дал юридически точное определение понятий, свя­занных с авторством и распространением компьютерных программ и баз данных. Он определил, что авторское право распространяется на указанные объекты, являющиеся резу­льтатом творческой деятельности автора. Автор (или авто­ры) имеют исключительное право на выпуск в свет про­грамм и баз данных, их распространение, модификацию и иное использование. Однако имущественные права на ука­занные объекты, созданные в порядке выполнения служеб­ных обязанностей или по заданию работодателя, принадле­жат работодателю. Имущественные права, в отличие от авторских, могут быть переданы иному физическому или юридическому лицу на договорной основе.

Для современного состояния нашего общества именно во­просы, связанные с нарушением авторских и имуществен­ных прав, являются наиболее актуальными. Значительная часть программного обеспечения, использующегося отдель­ными пользователями и даже организациями, получена пу­тем незаконного копирования. Эта практика мешает станов-

лению цивилизованного рынка компьютерных програм­мных средств и информационных ресурсов.

Закон «Об информации, информатизации и защите ин­ формации» частично решает вопросы правового регулирова­ния на информационном рынке защиты прав и свобод лич­ности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением «персональной» информации.

Закон создает условия для включения России в междуна­родный информационный обмен, закладывает основы пред­отвращения бесхозяйственного отношения к информацион­ным ресурсам и информатизации, частично обеспечивает информационную безопасность и права юридических и фи­зических лиц на информацию. Закон рассматривает инфор­мационные ресурсы в двух аспектах: как материальный продукт, который можно покупать и продавать, и как ин­теллектуальный продукт, на который распространяется пра­во интеллектуальной собственности, авторское право.

Особое внимание обратим на статью 11 закона «информа­ция о гражданах (персональные данные)». В ней содержатся гарантии недопущения сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни граждан (это может делаться лишь на основании решения суда), недопус­тимости использования собранной любым путем информа­ции для дискриминации граждан по любому признаку.

В 1996 году в уголовный кодекс был впервые внесен раз­дел «Преступления в сфере компьютерной информации». Он определил меру наказания за некоторые виды преступле­ний, ставших, к сожалению, распространенными:

• неправомерный доступ к компьютерной информации;

• создание, использование и распространение вредоносных
программ для ЭВМ;

• умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их
сетей.

Отметим, что правовое регулирование в этой сфере, в силу ее быстрого развития, всегда будет отставать от жизни. Как известно, наиболее счастливо живет не то общество, в котором все действия людей регламентированы, а наказания за все дурные поступки прописаны, а то, которое руководст­вуется, в первую очередь, соображениями этического поряд­ка. Это значит, в данном случае, что государство не злоупот­ребит информацией, доверенной ему гражданином, потому что оно устроено должным образом; что информация не кра­дется не потому, что за это предусмотрено наказание, а пото­му, что человек считает воровство, в любом его проявлении,

низким поступком, порочащим его самого. Именно к таким отношениям между государством и личностью, а также между отдельными членами общества, мы должны стреми­ться.

Коротко о главном

Правовое регулирование в информационной сфере явля­ется новой и сложной задачей для государства. В Россий­ской Федерации существует ряд законов в этой области.

Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз дан­ных» регламентирует юридические вопросы, связанные с авторскими правами на программные продукты и базы дан­ных.

Закон «Об информации, информатизации и защите ин­формации» позволяет защищать информационные ресурсы (личные и общественные) от искажения, порчи, уничтоже­ния.

Статья 11 этого закона «информация о гражданах (персо­нальные данные)» содержит гарантии недопущения сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни граждан (это может делаться лишь на осно­вании решения суда), недопустимости использования со­бранной любым путем информации для дискриминации граждан по любому признаку.

В Уголовном кодексе РФ имеется раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». Он предусматривает наказания за:

• неправомерный доступ к компьютерной информации;

• создание, использование и распространение вредоносных
программ для ЭВМ;

• умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их
сетей.

 

4. На какой закон вы сошлетесь, если вам будет нанесен ущерб пу
тем использования информации, касающейся вашей частно!
жизни?

5. Какие действия уголовный кодекс классифицирует как пре
ступления в компьютерной информационной сфере?

6. Появилось ли у вас желание после прочтения этого параграф)
заняться производством и распространением компьютерны}
вирусов?

 

 

Задание «Информационное общество»

В приведённом ниже тексте выделите характерные черты информационного общества, выделите существенные и несущественные черты, выберите квалификатор проранжируйте их, используя IT-инструмент мышления «Визуальное ранжирование».

2. Сохраните подготовленный файл в свою папку с именем …_своя фамилия, где вместо многоточия надо вставить название задания.

 

 

Социальная информатика

Информационные революции и информационное общество

Информационные революции

В истории человеческого общества несколько раз проис­ходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.

Первая информационная революция была связана с изоб­ ретением письменности. Письменность создала возмож­ность для накопления и распространения знаний, для пе­редачи знаний будущим поколениям. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, до­стигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить древний Египет, страны Междуречья, Китай. Позднее переход от пиктографическо­го и идеографического письма к алфавитному, сделавший письменность более доступной, в значительной степени способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим).

Вторая информационная революция (середина XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало воз­можным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Грамотность становится массовым явле­нием. Все это ускорило рост науки и техники, помогло про­мышленной революции. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловече­ской цивилизации.

Третья информационная революция (конец XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на лю­бые расстояния. Эта революция не случайно совпала с пери­одом бурного развития естествознания.

Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.] связана с появлением микропроцессорной техники и, в ча стности, персональных компьютеров. Вскоре после этогс возникли компьютерные телекоммуникации, радикальнс изменившие системы хранения и поиска информации. Быле заложены основы преодоления информационного кризис* (об этом будет сказано немного позже).

Понятие «Информационное общество»

Четвертая информационная революция дала толчок i столь существенным переменам в развитии общества, чт(для его характеристики появился новый термин «информа ционное общество».

Само название впервые возникло в Японии. Специали сты, предложившие этот термин, разъяснили, что он опре деляет общество, в котором в изобилии циркулирует высо кая по качеству информация, а также есть все необходимы средства для ее хранения, распределения и использования Информация легко и быстро распространяется по требованн ям заинтересованных людей и организаций и выдается им привычной для них форме. Стоимость пользования инфор мационными услугами настолько невысока, что они доступ ны каждому.

Академик В. А. Извозчиков предлагает следующее опре деление: «Будем понимать под термином «информацион ное» («компьютеризированное») общество то, во все сфер] жизни и деятельности членов которого включены компьк тер, телематика, другие средства информатики в качеств орудий интеллектуального труда, открывающих широки доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромно скоростью производить вычисления и перерабатывать лн бую информацию, моделировать реальные и прогнозиру< мые события, процессы, явления, управлять производство» автоматизировать обучение и т. д.» (под «телематикой» ш нимается обработка информации на расстоянии).

Проследим более детально существующие тенденции развитии информационного общества. Однако вначале отм> тим, что в настоящее время ни одно государство не находи1 ся в этой стадии. Ближе всех к информационному общест* подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы.

Не существует общепринятого критерия оценки полн< масштабного информационного общества, однако извести попытки его формулировки. Интересный критерий предлжил академик А. П. Ершов: «о фазах продвижения к инфор­ мационному обществу следует судить по совокупным про­пускным способностям каналов связи». За этим стоит простая мысль: развитие каналов связи отражает и уровень компьютеризации, и объективную потребность общества во всех видах информационного обмена, и другие проявления информатизации. Согласно этому критерию, ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении дейст­вующей в нем совокупной пропускной способности каналов связи, обеспечивающей развертывание достаточно надежной междугородной телефонной сети. Завершающая фаза — при возможности реализации надежного и оперативного инфор­мационного контакта между членами общества по принципу «каждый с каждым». На завершающей фазе пропускная способность каналов связи должна быть в миллион раз боль­ше, чем в первой фазе.

Согласно мнению ряда специалистов, США завершат в це­лом переход к информационному обществу к 2020 году, Япо­ния и большинство стран Западной Европы к 2030-2040 го­дам. Путь России в информационное общество обсудим ниже отдельно.

Изменение структуры экономики и структуры труда

Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с производства мате­риальных благ (товаров) на оказание услуг, что влечет за со­бой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии.

Вторая половина XX века, благодаря информатизации, сопровождалась перетоком людей из сферы прямого мате­риального производства в информационную сферу. Про­мышленные рабочие, составлявшие в середине XX века бо­лее 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Значительно разросся социальный слой, кото­рый называют «белые воротнички» — люди наемного тру­да, не производящие непосредственно материальных цен­ностей, а занятые обработкой информации (в широком смысле): учителя, банковские служащие, программисты и т. д. Так, к 1980 году в сельском хозяйстве США было за­нято 3% работающих, в промышленности — 20%, в сфере обслуживания — 30%, и 47% людей было занято в инфор­мационной сфере.

Самое главное, информатизация изменила и характер труда в традиционных отраслях промышленности. Появле­ние робототехнических систем, повсеместное внедрение эле­ментов микропроцессорной техники является основной при­чиной этого явления.

Приведем разительный пример: в станкостроительной от­расли в США в 1990 году было занято 330 тыс. человек, а и 2005 году, по официальным прогнозам, останется 14 тыс, человек. Это произойдет за счет массового сокращения лю­дей на сборочных линиях, вследствие внедрения вместо них роботов и манипуляторов.

Еще одна характерная черта в этой сфере — появление развитого рынка информационных продуктов и услуг. Это! рынок включает секторы:

• деловой информации (биржевая, финансовая, статистиче­
ская, коммерческая информация);

• профессиональной информации (научно-техническая ин­
формация, первоисточники и пр.);

• потребительской информации (новости, всевозможные
расписания, развлекательная информация);

• услуг образования и другие.

Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технологий

В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных и коммуникационных техноло­гий. В этом процессе отчетливо наблюдается и обратная связь: движение к информационному обществу резко уско­ряет процессы развития указанных технологий, делая их широко востребованными.

Однако сам по себе бурный рост производства средств вы­числительной техники, начавшийся с середины XX века, не стал причиной перехода к информационному обществу. Компьютеры использовались сравнительно небольшим чис­лом специалистов до тех пор, пока существовали обособлен­но. Важнейшим этапом на пути в информационное общество стало:

• создание телекоммуникационной инфраструктуры, вклю­
чающей в себя сети передачи данных;

• появление огромных баз данных, доступ к которым через
сети получили миллионы людей;

• выработка единых правил поведения в сетях и поиск в
них информации.

Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание международной компьютерной сети Интернет. Сегодня она

представляет собой колоссальную и быстро (на 10-15% в месяц) растущую систему, число пользователей которой приближается к 200 миллионам человек. В Интернете за­действовано более 10 миллионов компьютеров и около 250 тысяч Web-серверов по всему миру. Необходимо отметить, что количественные характеристики Интернета устаревают быстрее, чем печатаются книги, в которых эти показатели приводятся. В настоящее время в мире наблюдается отказ от создания собственных корпоративных сетей в пользу по­строения открытых стандартизованных систем и их интег­рации в Интернет (за исключением, конечно, сетей специа­льного назначения, в которых очень высоки требования к безопасности информации).

Информационные и коммуникационные технологии по­стоянно развиваются. Постепенно происходит универсализа­ция ведущих технологий, то есть вместо создания для реше­ния каждой задачи собственной технологии разрабатывают­ся мощные универсальные технологии, допускающие много вариантов использования. Хорошо вам знакомый пример — офисные системы программного обеспечения, в которых можно производить множество разнообразных действий, от простейшего набора текста до создания специальных про­грамм (скажем, начисления заработной платы с помощью табличного процессора).

Универсализации информационных технологий способст­вует широкое использование мультимедиа. Современная мультимедийная система способна объединить функции, на­пример, компьютера, телевизора, радиоприемника, овер-хэд-проектора (кодоскопа), диапроектора, телефона, автоот­ветчика, факса, обеспечивая при этом и доступ к сетям передачи данных.

Совершенствование вычислительной техники приводит к персонализации и миниатюризации устройств хранения ин­формации. Крошечные, умещающиеся на ладони устройст­ва, имеющие все функции персонального компьютера, по­зволяют человеку обзавестись собственным универсальным справочником, объем информации в котором сопоставим с несколькими энциклопедиями. Поскольку это устройство может быть подключено к сети, то оно же передает и опера­тивные данные, например: о погоде, текущем времени, со­стоянии пробок на дорогах и т.д.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.