Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2019-12-18 | 185 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Задание «Информационное общество»
В приведённом ниже тексте выделите характерные черты информационного общества, выделите существенные и несущественные черты, выберите квалификатор проранжируйте их, используя IT-инструмент мышления «Визуальное ранжирование».
2. Сохраните подготовленный файл в свою папку с именем …_своя фамилия, где вместо многоточия надо вставить название задания.
Социальная информатика
Проблема информационной
Безопасности личности, общества
И государства
По мере продвижения к информационному обществу вс более острой становится проблема защиты права личности общества и государства на конфиденциальность (то есть се* ретность) определенных видов информации. Уже сегодня
странах, в которых в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то, что она не будет разглашена или использована ему во вред.
В России в 2000 г. принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Рассмотрим основные ее положения.
К объектам, информационной безопасности РФ относятся:
• все виды информационных ресурсов;
• права граждан, юридических лиц и государства на полу
чение, распространение и использование информации, за
щиту информации и интеллектуальной собственности;
• система формирования, распространения и использова
ния информационных ресурсов, включающая в себя ин
формационные системы различного класса и назначения,
библиотеки, архивы, базы и банки данных, информаци
онные технологии и т. д.
|
• информационная инфраструктура, включающая центры
обработки и анализа информации, каналы информацион
ного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспече
ния функционирования телекоммуникационных систем и
сетей;
• система формирования общественного сознания (мировоз
зрение, моральные ценности, нравственные оценки, соци
ально допустимые стереотипы поведения и взаимоотно
шения между людьми), базирующаяся на средствах
массовой информации и пропаганды.
Национальные интересы РФ включают в себя:
а) соблюдение конституционных прав и свобод человека и
гражданина в области получения информации и ее исполь
зования, обеспечение духовного становления России, сохра
нение и укрепление ценностей общества;
б) информационное обеспечение государственной полити
ки РФ, связанное с доведением до российской и междуна
родной общественности достоверной информации о государ
ственной политике РФ;
в) развитие современных информационных технологий
отечественной индустрии информации;
г) защита информационных ресурсов от несанкциониро
ванного доступа, обеспечение безопасности информацион
ных и телекоммуникационных систем.
В доктрине формулируются методы обеспечения инф мационной безопасности страны, включая правовые, ор низационно-технические и экономические, а также особ ности обеспечения информационной безопасности РФ различных сферах общественной жизни: экономической, литической, в сфере обороны, науки и техники и др.
Одной из важнейших проблем в обсуждаемой сфере д трина объявляет проблему информационного неравенст которое вносит раскол в общество и отчуждение между ставляющими его группами населения; поэтому дан! проблема имеет прямое отношение к национальной безоп ности. Особенно важно преодоление проявлений инфор: ционного неравенства в образовании, поскольку:
• появилась тенденция разделения образовательных
реждений на элитные и массовые с соответствующей р
ницей в ресурсном обеспечении;
|
• велико различие уровней доходов семей учащихся;
• значителен разрыв в размерах финансового обеспече*
образовательных учреждений в различных регионах ст
ны.
Преодоление информационного неравенства является дачей первостепенной государственной важности.
Коротко о главном
Наиболее острой проблемой информационного общее является проблема информационной безопасности, начт от отдельного человека до государства.
Проблемы информационной безопасности в России per ментируются Доктриной информационной безопасности I
В Доктрине определен перечень информационных объ тов, требующих защиты; национальные интересы РФ в формационной сфере; методы обеспечения информацион] безопасности.
Доктрина обращает особое внимание на проблему инф мационного неравенства в области школьного образовали:
Вопросы и задания
1. Какую информацию вы считаете конфиденциальной для г< дарства, для вашей школы, для себя лично?
2. Что относится к объектам информационной безопасности Рос
сии?
3. Что относится к национальным интересам России в информа
ционной области, требующее защиты?
4. Как проявляется информационное неравенство в системе шко
льного образования?
5. Сталкивались ли вы в своей жизни с проявлениями информа
ционного неравенства?
Связанных с информацией
И компьютерами
Уже на раннем этапе продвижения к информационному обществу необходимы меры правового регулирования вновь возникающих отношений. Каждая страна идет в этом направлении своим путем. Юридические вопросы, возникающие в информационной сфере, столь сложны и запутанны, что гармоничного законодательства, решающего все соответствующие проблемы, нет ни в одной стране мира.
Коротко опишем некоторые законы, действующие в этой сфере в Российской Федерации.
Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» дал юридически точное определение понятий, связанных с авторством и распространением компьютерных программ и баз данных. Он определил, что авторское право распространяется на указанные объекты, являющиеся результатом творческой деятельности автора. Автор (или авторы) имеют исключительное право на выпуск в свет программ и баз данных, их распространение, модификацию и иное использование. Однако имущественные права на указанные объекты, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя, принадлежат работодателю. Имущественные права, в отличие от авторских, могут быть переданы иному физическому или юридическому лицу на договорной основе.
|
Для современного состояния нашего общества именно вопросы, связанные с нарушением авторских и имущественных прав, являются наиболее актуальными. Значительная часть программного обеспечения, использующегося отдельными пользователями и даже организациями, получена путем незаконного копирования. Эта практика мешает станов-
лению цивилизованного рынка компьютерных программных средств и информационных ресурсов.
Закон «Об информации, информатизации и защите ин формации» частично решает вопросы правового регулирования на информационном рынке защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением «персональной» информации.
Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, закладывает основы предотвращения бесхозяйственного отношения к информационным ресурсам и информатизации, частично обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. Закон рассматривает информационные ресурсы в двух аспектах: как материальный продукт, который можно покупать и продавать, и как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.
Особое внимание обратим на статью 11 закона «информация о гражданах (персональные данные)». В ней содержатся гарантии недопущения сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни граждан (это может делаться лишь на основании решения суда), недопустимости использования собранной любым путем информации для дискриминации граждан по любому признаку.
В 1996 году в уголовный кодекс был впервые внесен раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». Он определил меру наказания за некоторые виды преступлений, ставших, к сожалению, распространенными:
|
• неправомерный доступ к компьютерной информации;
• создание, использование и распространение вредоносных
программ для ЭВМ;
• умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их
сетей.
Отметим, что правовое регулирование в этой сфере, в силу ее быстрого развития, всегда будет отставать от жизни. Как известно, наиболее счастливо живет не то общество, в котором все действия людей регламентированы, а наказания за все дурные поступки прописаны, а то, которое руководствуется, в первую очередь, соображениями этического порядка. Это значит, в данном случае, что государство не злоупотребит информацией, доверенной ему гражданином, потому что оно устроено должным образом; что информация не крадется не потому, что за это предусмотрено наказание, а потому, что человек считает воровство, в любом его проявлении,
низким поступком, порочащим его самого. Именно к таким отношениям между государством и личностью, а также между отдельными членами общества, мы должны стремиться.
Коротко о главном
Правовое регулирование в информационной сфере является новой и сложной задачей для государства. В Российской Федерации существует ряд законов в этой области.
Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» регламентирует юридические вопросы, связанные с авторскими правами на программные продукты и базы данных.
Закон «Об информации, информатизации и защите информации» позволяет защищать информационные ресурсы (личные и общественные) от искажения, порчи, уничтожения.
Статья 11 этого закона «информация о гражданах (персональные данные)» содержит гарантии недопущения сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни граждан (это может делаться лишь на основании решения суда), недопустимости использования собранной любым путем информации для дискриминации граждан по любому признаку.
В Уголовном кодексе РФ имеется раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». Он предусматривает наказания за:
• неправомерный доступ к компьютерной информации;
• создание, использование и распространение вредоносных
программ для ЭВМ;
• умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их
сетей.
4. На какой закон вы сошлетесь, если вам будет нанесен ущерб пу
тем использования информации, касающейся вашей частно!
жизни?
5. Какие действия уголовный кодекс классифицирует как пре
ступления в компьютерной информационной сфере?
6. Появилось ли у вас желание после прочтения этого параграф)
заняться производством и распространением компьютерны}
вирусов?
Задание «Информационное общество»
В приведённом ниже тексте выделите характерные черты информационного общества, выделите существенные и несущественные черты, выберите квалификатор проранжируйте их, используя IT-инструмент мышления «Визуальное ранжирование».
|
2. Сохраните подготовленный файл в свою папку с именем …_своя фамилия, где вместо многоточия надо вставить название задания.
Социальная информатика
Информационные революции и информационное общество
Информационные революции
В истории человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.
Первая информационная революция была связана с изоб ретением письменности. Письменность создала возможность для накопления и распространения знаний, для передачи знаний будущим поколениям. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить древний Египет, страны Междуречья, Китай. Позднее переход от пиктографического и идеографического письма к алфавитному, сделавший письменность более доступной, в значительной степени способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим).
Вторая информационная революция (середина XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Грамотность становится массовым явлением. Все это ускорило рост науки и техники, помогло промышленной революции. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой цивилизации.
Третья информационная революция (конец XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Эта революция не случайно совпала с периодом бурного развития естествознания.
Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.] связана с появлением микропроцессорной техники и, в ча стности, персональных компьютеров. Вскоре после этогс возникли компьютерные телекоммуникации, радикальнс изменившие системы хранения и поиска информации. Быле заложены основы преодоления информационного кризис* (об этом будет сказано немного позже).
Понятие «Информационное общество»
Четвертая информационная революция дала толчок i столь существенным переменам в развитии общества, чт(для его характеристики появился новый термин «информа ционное общество».
Само название впервые возникло в Японии. Специали сты, предложившие этот термин, разъяснили, что он опре деляет общество, в котором в изобилии циркулирует высо кая по качеству информация, а также есть все необходимы средства для ее хранения, распределения и использования Информация легко и быстро распространяется по требованн ям заинтересованных людей и организаций и выдается им привычной для них форме. Стоимость пользования инфор мационными услугами настолько невысока, что они доступ ны каждому.
Академик В. А. Извозчиков предлагает следующее опре деление: «Будем понимать под термином «информацион ное» («компьютеризированное») общество то, во все сфер] жизни и деятельности членов которого включены компьк тер, телематика, другие средства информатики в качеств орудий интеллектуального труда, открывающих широки доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромно скоростью производить вычисления и перерабатывать лн бую информацию, моделировать реальные и прогнозиру< мые события, процессы, явления, управлять производство» автоматизировать обучение и т. д.» (под «телематикой» ш нимается обработка информации на расстоянии).
Проследим более детально существующие тенденции развитии информационного общества. Однако вначале отм> тим, что в настоящее время ни одно государство не находи1 ся в этой стадии. Ближе всех к информационному общест* подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы.
Не существует общепринятого критерия оценки полн< масштабного информационного общества, однако извести попытки его формулировки. Интересный критерий предлжил академик А. П. Ершов: «о фазах продвижения к инфор мационному обществу следует судить по совокупным пропускным способностям каналов связи». За этим стоит простая мысль: развитие каналов связи отражает и уровень компьютеризации, и объективную потребность общества во всех видах информационного обмена, и другие проявления информатизации. Согласно этому критерию, ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении действующей в нем совокупной пропускной способности каналов связи, обеспечивающей развертывание достаточно надежной междугородной телефонной сети. Завершающая фаза — при возможности реализации надежного и оперативного информационного контакта между членами общества по принципу «каждый с каждым». На завершающей фазе пропускная способность каналов связи должна быть в миллион раз больше, чем в первой фазе.
Согласно мнению ряда специалистов, США завершат в целом переход к информационному обществу к 2020 году, Япония и большинство стран Западной Европы к 2030-2040 годам. Путь России в информационное общество обсудим ниже отдельно.
Изменение структуры экономики и структуры труда
Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с производства материальных благ (товаров) на оказание услуг, что влечет за собой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии.
Вторая половина XX века, благодаря информатизации, сопровождалась перетоком людей из сферы прямого материального производства в информационную сферу. Промышленные рабочие, составлявшие в середине XX века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Значительно разросся социальный слой, который называют «белые воротнички» — люди наемного труда, не производящие непосредственно материальных ценностей, а занятые обработкой информации (в широком смысле): учителя, банковские служащие, программисты и т. д. Так, к 1980 году в сельском хозяйстве США было занято 3% работающих, в промышленности — 20%, в сфере обслуживания — 30%, и 47% людей было занято в информационной сфере.
Самое главное, информатизация изменила и характер труда в традиционных отраслях промышленности. Появление робототехнических систем, повсеместное внедрение элементов микропроцессорной техники является основной причиной этого явления.
Приведем разительный пример: в станкостроительной отрасли в США в 1990 году было занято 330 тыс. человек, а и 2005 году, по официальным прогнозам, останется 14 тыс, человек. Это произойдет за счет массового сокращения людей на сборочных линиях, вследствие внедрения вместо них роботов и манипуляторов.
Еще одна характерная черта в этой сфере — появление развитого рынка информационных продуктов и услуг. Это! рынок включает секторы:
• деловой информации (биржевая, финансовая, статистиче
ская, коммерческая информация);
• профессиональной информации (научно-техническая ин
формация, первоисточники и пр.);
• потребительской информации (новости, всевозможные
расписания, развлекательная информация);
• услуг образования и другие.
Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технологий
В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных и коммуникационных технологий. В этом процессе отчетливо наблюдается и обратная связь: движение к информационному обществу резко ускоряет процессы развития указанных технологий, делая их широко востребованными.
Однако сам по себе бурный рост производства средств вычислительной техники, начавшийся с середины XX века, не стал причиной перехода к информационному обществу. Компьютеры использовались сравнительно небольшим числом специалистов до тех пор, пока существовали обособленно. Важнейшим этапом на пути в информационное общество стало:
• создание телекоммуникационной инфраструктуры, вклю
чающей в себя сети передачи данных;
• появление огромных баз данных, доступ к которым через
сети получили миллионы людей;
• выработка единых правил поведения в сетях и поиск в
них информации.
Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание международной компьютерной сети Интернет. Сегодня она
представляет собой колоссальную и быстро (на 10-15% в месяц) растущую систему, число пользователей которой приближается к 200 миллионам человек. В Интернете задействовано более 10 миллионов компьютеров и около 250 тысяч Web-серверов по всему миру. Необходимо отметить, что количественные характеристики Интернета устаревают быстрее, чем печатаются книги, в которых эти показатели приводятся. В настоящее время в мире наблюдается отказ от создания собственных корпоративных сетей в пользу построения открытых стандартизованных систем и их интеграции в Интернет (за исключением, конечно, сетей специального назначения, в которых очень высоки требования к безопасности информации).
Информационные и коммуникационные технологии постоянно развиваются. Постепенно происходит универсализация ведущих технологий, то есть вместо создания для решения каждой задачи собственной технологии разрабатываются мощные универсальные технологии, допускающие много вариантов использования. Хорошо вам знакомый пример — офисные системы программного обеспечения, в которых можно производить множество разнообразных действий, от простейшего набора текста до создания специальных программ (скажем, начисления заработной платы с помощью табличного процессора).
Универсализации информационных технологий способствует широкое использование мультимедиа. Современная мультимедийная система способна объединить функции, например, компьютера, телевизора, радиоприемника, овер-хэд-проектора (кодоскопа), диапроектора, телефона, автоответчика, факса, обеспечивая при этом и доступ к сетям передачи данных.
Совершенствование вычислительной техники приводит к персонализации и миниатюризации устройств хранения информации. Крошечные, умещающиеся на ладони устройства, имеющие все функции персонального компьютера, позволяют человеку обзавестись собственным универсальным справочником, объем информации в котором сопоставим с несколькими энциклопедиями. Поскольку это устройство может быть подключено к сети, то оно же передает и оперативные данные, например: о погоде, текущем времени, состоянии пробок на дорогах и т.д.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!