Элективные курсы как составляющая профильного обучения. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Элективные курсы как составляющая профильного обучения.

2019-12-18 127
Элективные курсы как составляющая профильного обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от фа­культативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы обязательны для старшеклассников.

В соответствии с одобренной Минобразованием России «Концеп­цией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществля­ется на основе различных сочетаний курсов трех типов:

· базовых;

· про­фильных;

· элективных.

Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Про­фильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных пред­метов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускни­ков школы к последующему профессиональному образованию. Элек­тивные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склон­ностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важ­нейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т. к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интере­сов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разно­образных образовательных потребностей старшеклассников.

Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения опре­деляет широкий спектр их функций и задач.

По назначению можно выделить несколько типов элективных кур­сов. Одни из них могут являться как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: «Математическая статистика» для школьников, выбравших экономический профиль, «Компьютерная графика» для индустриально-технологического профиля или «История искусств» для гуманитарного профи-1 ля. Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных ре­зультатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы «Делопроизводство» или «Де­ловой английский язык», курсы по подготовке к работе в сфере об­служивания и т. д. Наконец, познавательные интересы многих стар­шеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школь­ных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появ­ление в старших классах элективных курсов, носящих «внепредмет-ный» или «надпредметный» характер. Примером подобных курсов мо­гут служить элективы типа «Основы рационального питания» или «Подготовка автолюбителя».

Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введе­ния тех или иных элективных курсов следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов дея­тельности для решения практически важных задач, продолжение проф-ориентаиионной работы, осознание возможностей и способов реализа­ции выбранного жизненного пути и т. д,

Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимо­го на компонент образовательного учреждения.

Вводя в школьное образование элективные курсы необходимо учи­тывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение - это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.

Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10—11 классах на организацию учебных практик, проектов, ис­следовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развити­ем самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учеб­ных деловых игр и т. д.), станут важным фактором успешного проведе­ния занятий по элективным курсам.

Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы.

Элективные курсы как наиболее дифференцированная, вариатив­ная часть школьного образования потребует новых решений в их орга­низации. Широкий спектр и разнообразный характер элективных курсов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяе­мое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В этих случаях особую роль приоб­ретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

Подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факульта­тивным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная ли­тература, справочные издания.

Опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильно­му обучению, показывает, что в институтах повышения квалифика­ции, педагогических вузах, в школах на местах создаются собствен­ные варианты элективных курсов. Многие из них представляют ин­терес и заслуживают поддержки. В этой связи можно рекомендовать региональным и муниципальным органам управления образованием создавать банки данных по элективным курсам, организовать ин­формационную поддержку и обмен опытом введения элективных курсов.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет от­ветственность за содержание и проведение элективных курсов в поряд­ке, определенном учредителем.

Создание элективных курсов - важнейшая часть обеспечения вве­дения профильного обучения. Поэтому их разработка и внедрение дол­жны стать частью Региональных программ перехода к профильному обучению.


Требования к разработке элективных курсов.

1. Элективный курс должен развивать содержание одного из базовых курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных предметов на предпрофильном уровне.

2. Элективный курс способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

3. Элективные курсы должны знакомить учащихся с комплексными проблемами, выходящими за рамки традиционных учебных предметов.

4. Элективный курс должен планироваться на одну четверть или на одно полугодие (от 4 часов до 72 часов максимально).

5. Программа элективных курсов должна содержать:

· пояснительную записку,

· учебно-тематический план,

· краткое содержание программы,

· список литературы,

· методические и дидактические материалы к программе курса.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.