Исторический аспект профилизации. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Исторический аспект профилизации.

2019-12-18 118
Исторический аспект профилизации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА I. 4

§1. Исторический аспект профилизации. 4

§2. Элективные курсы как составляющая профильного обучения. 6

§3. Требования к разработке элективных курсов. 10

Основные элементы программы. 10

§2. Психология старшеклассников. 11

ГЛАВА II. 20

§1. Анализ используемой литературы. 20

§2. Пояснительная записка. 21

§3. Примерное распределение аудиторной нагрузки по темам (35 ч) 22

§4. Основное содержание курса. 25

§5. Организация и проведение аттестации учеников. 26


ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность исследования. В последние годы в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “ системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда … ”.  Особый вопрос – это программно-методи­ческое обеспечение элективных курсов и курсов предпрофильной подготовки. Необходимы новые учебные пособия, методические разработки, которые учитывали бы специфику такого обучения, но при этом сохраняли достаточно высокий уровень математического образования, достигнутого отечественной школой.

Все выше сказанное определило актуальность данного исследования.

Проблема исследования состоит в разработке элективного курса «Методы решения планиметрических задач на максимум и минимум» при изучении геометрии в старших классах.

Объектом исследования является процесс обучения математики в старших классах средней школы.

Предметом исследования является процесс обучения геометрии в старших классах различной профильной направленности.

Целью исследования являетсясоздание элективного курса «Методы решения планиметрических задач на максимум и минимум».

Гипотеза исследования заключается в том, что разработанный элективный курс будет способствовать развитию интереса учащихся к геометрии и сохранению высокого общекультурного уровня геометрического образования.

ГЛАВА I

Требования к разработке элективных курсов.

1. Элективный курс должен развивать содержание одного из базовых курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных предметов на предпрофильном уровне.

2. Элективный курс способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

3. Элективные курсы должны знакомить учащихся с комплексными проблемами, выходящими за рамки традиционных учебных предметов.

4. Элективный курс должен планироваться на одну четверть или на одно полугодие (от 4 часов до 72 часов максимально).

5. Программа элективных курсов должна содержать:

· пояснительную записку,

· учебно-тематический план,

· краткое содержание программы,

· список литературы,

· методические и дидактические материалы к программе курса.

Основные элементы программы.

Прежде всего это - пояснительная записка, в которой указы­ваются конкретные цели и задачи курса, называют­ся превалирующие формы учения, предлагается схема распределе­ния аудиторной нагрузки по темам и даются образцы организации самостоятельной работы ученика, отмечаются возможности и вари­анты подготовки и выполнения зачетных работ. Затем следует та­кой раздел, как «Основное содержание курса». В этой части про­граммы перечисляются основные содержательные единицы курса, а также темы для дискуссий, варианты заданий для самостоятельной работы учащихся.

«Организация и проведение аттестации учеников» определяет формы и цели проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся. В этом разделе также излагаются требования к уровню достижений ученика и разъясняются особенности рекомендуемой оценочной шкалы.

 «Список литературы» и «анализ используемой литературы».

ГЛАВА II.

Анализ используемой литературы.


Пояснительная записка.

Элективный курс «Методы решения планиметрических задач на максимум и минимум» рассчитан на одно полугодие (30 ч) для учащих­ся 10 -11 классов. Запланированный данной программой для усво­ения учащимися объем знаний необходим для овладения ими методами решения некоторых классов задач оптимизационного ха­рактера. Целью данного курса является развитие познавательного и интереса учащихся, решение прикладных и межпредметных задач, обогащение учащихся историческими сведениями из жизни ученых, занимающихся данной тематикой, развитие элементов исследовательской деятельности учащихся.

Итак, данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует межпредметную связь с физикой. Традиционные формы организации занятий, как лекция и семинар, безусловно, будут применяться, но на первое место выйдут такие организационные формы, как дискуссия, диспут, вы­ступления с докладами (в частности, с отчетными докладами по результатам написания рефератов или выполнения индивидуально­го домашнего задания) или с содокладами, дополняющими лекци­онные выступления учителя или ученика. Возможны и разные фор­мы индивидуальной или групповой деятельности учащихся, как «Допишем учебник», целый ряд разделов курса, безусловно, по­зволяет выделить темы для индивидуальной и коллективной иссле­довательской работы учащихся.


Примерное распределение аудиторной нагрузки по темам (30 ч)

Количество уроков.

Тема

Учебное время, ч

Лекция Семинар 2 Значимость решения задач на максимум и минимум. Старинные задачи на максимум и минимум. 1 1 1 Выступления учащихся с докладами.   1 2 Применение симметрии при решении задач на максимум и минимум.   2 2 Применение поворота при решении задач на максимум и минимум.   2 2 Применение параллельного переноса при решении задач на максимум и минимум.   2 1 Выступления учащихся с докладами.   1 1 Самостоятельная работа «Применение симметрии, поворота, параллельного переноса при решении задач на максимум и минимум»   1 2 Применение векторов при решении задач на максимум и минимум. 1 1 2 Применение алгебраических соотношений при решении задач на максимум и минимум. 1 1 1 Выступления учащихся с докладами.   1 2 Применение теоремы синусов и косинусов при решении задач на максимум и минимум.   2 1 Самостоятельная работа «Применение векторов, алгебраических соотношений, теоремы синусов и косинусов при решении задач на максимум и минимум»   1 2 Применение неравенства треугольника при решении задач на максимум и минимум.   2 3 Применение производной при решении задач на максимум и минимум. 1 2 3 Применение физики при решении задач на максимум и минимум*. 1 1 1 Самостоятельная работа «Применение неравенства треугольника и производной при решении задач на максимум и минимум»   1 1 Выступления учащихся с докладами.   1 1 Итоговое занятие.   1

*Замечание. Каждая тема заканчивается списком тем докладов и рефератов, а также подборкой задач для самостоятельного реше­ния. Наиболее сложные параграфы, темы и задачи отмечены зна­ком (*). После 9 лекции помещены тексты трех итоговых кон­трольных работ (по пять задач в каждой). Контрольные работы расположены по возрастающей степени трудности.

Отметим теперь некоторые варианты выполнения учениками зачетных заданий. В простейшем варианте это может быть:

1) Решение учеником в качестве домашнего индивидуального
задания предложенных учителем задач из того списка, что заверша­ет каждую лекцию и называется «Задачи для самостоятельного реше­ния». Следует отметить, что большинство задач данного курса -
это задания, в которых предлагается самостоятельно установить
«небольшую» теорему, т. е. провести небольшое самостоятельное
математическое исследование, что существенно способствует разви­тию логического мышления учащихся.

2) Решение группой учащихся в качестве домашнего задания
предложенных учителем задач из того же раздела «Задачи для самостоятельного решения» или из какого-либо другого источника.

По результатам выполнения этого домашнего задания учитель может выставить по традиционной пятибалльной системе «проме­жуточную» оценку за изучение курса (и таких заданий, а значит, и оценок за полугодие может быть не менее двух). Окончательная аттестация учащегося осуществляется по результатам выполнения самостоятельных работ (приведены два варианта) и выступления с рефератами.

Работа над рефератом может быть сугубо индивидуальной, но не исключаются темы, предназначенные для выполнения неболь­шой группой учеников. По совету учителя учащиеся для работы над рефератами, возможно, должны будут обратиться к различным источникам (журналы «Квант» и «Математика в школе», различ­ные сборники конкурсных задач, монографическая литература, при возможности иностранные издания и сайты в Интернете). По ре­зультатам работы над рефератом учащимся предлагают выступить с докладом на уроке. Все это должно быть соответствующим образом оценено учителем. Причем оценка выставляется одна за всю работу, но их может быть и несколько, если рассматривать отдельно некоторые, особенно интересные части написанно­го и доложенного реферата.

 


 

§4. Основное содержание курса.


Возможные критерии оценок

Критерии по выставлении оценок могут быть следующими:

Оценка «отлично» (5) - учащийся блестяще освоил теорети­ческий материал курса, получил навыки в его применении при ре­шении конкретных математических задач; в процессе написания и защиты рефератов, работы над индивидуальными домашними заданиями ученик продемонстрировал умение работать с литературными источниками; он отличался активным участием на семинарах, кроме того, ученик отличился творческим подходом и боль­шой заинтересованностью как при освоении курса в целом, так и при выполнении порученных ему учителем заданий. Он научился работать в малых группах, находить и использовать информацию в рекомендованных бумажных и электронных изданиях, очевиден и несомненен его интеллектуальный рост и рост его общих умений.

Оценка «хорошо» (4) - учащийся освоил идеи и методы данно­го курса в такой степени, что может справиться со стандартным заданием; ученик справился с написанием рефератов, но проявил чисто компилятивные способности, выполнил (но без проявления явных творческих способностей) домашние задания; можно сказать, что оценка «хорошо» — это оценка за усердие и прилежание, кото­рые привели к определенным положительным результатам, свиде­тельствующим и об интеллектуальном росте, и о возрастании общих умений слушателя курса.

Оценка «удовлетворительно» (3) - учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно ус­пешно выполнить такие задания, как написание двух рефератов (пусть при этом проявились его чисто компилятивные способно­сти), в итоговой контрольной самого простого состава задач ученик справился с 2-3 задачами.

Оценка «неудовлетворительно» (2) - ученик не проявил ни прилежания, ни заинтересованности в освоении курса (скорее всего, выбор им этого элективного курса оказался ошибкой), он халатно отнесся к написанию рефератов и выполнению индивидуальных домашних заданий,  в итоговой контрольной работе самого простого состава задач он справился всего с 1-2 задачами.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА I. 4

§1. Исторический аспект профилизации. 4

§2. Элективные курсы как составляющая профильного обучения. 6

§3. Требования к разработке элективных курсов. 10

Основные элементы программы. 10

§2. Психология старшеклассников. 11

ГЛАВА II. 20

§1. Анализ используемой литературы. 20

§2. Пояснительная записка. 21

§3. Примерное распределение аудиторной нагрузки по темам (35 ч) 22

§4. Основное содержание курса. 25

§5. Организация и проведение аттестации учеников. 26


ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность исследования. В последние годы в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “ системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда … ”.  Особый вопрос – это программно-методи­ческое обеспечение элективных курсов и курсов предпрофильной подготовки. Необходимы новые учебные пособия, методические разработки, которые учитывали бы специфику такого обучения, но при этом сохраняли достаточно высокий уровень математического образования, достигнутого отечественной школой.

Все выше сказанное определило актуальность данного исследования.

Проблема исследования состоит в разработке элективного курса «Методы решения планиметрических задач на максимум и минимум» при изучении геометрии в старших классах.

Объектом исследования является процесс обучения математики в старших классах средней школы.

Предметом исследования является процесс обучения геометрии в старших классах различной профильной направленности.

Целью исследования являетсясоздание элективного курса «Методы решения планиметрических задач на максимум и минимум».

Гипотеза исследования заключается в том, что разработанный элективный курс будет способствовать развитию интереса учащихся к геометрии и сохранению высокого общекультурного уровня геометрического образования.

ГЛАВА I

Исторический аспект профилизации.

Как отмечено в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (Е.В.Воронина стр 161-162) Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обуче­нию учащихся. Первая попытка осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий Указ предусматривал организацию семиклассных гимназий двух типов: классическая (цель - подготовка в университет) и реальная (цель - подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения). Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки в 1915-16 годах реформы образования, осуществлявшейся под руководством Министра просвещения П.Н. Игнатьева По предложенной структуре 4-7 классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную. В 1918 г. состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения, и было разработано Положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое. В 1934 г. ЦК ВКП(б) и Совет Народных комиссаров СССР принимают постановление “О структуре начальной и средней школы в СССР”, предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы. Однако введение на всей территории СССР единой школы со временем высветило серьезную проблему: отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями, что заставило ученых-педагогов в который раз обратиться к проблеме профильной дифференциации на старших ступенях обучения.

Академия педагогических наук в 1957 г. выступила инициатором проведения эксперимента, в котором предполагалось провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному. С целью дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы в 1966г. были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10 классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов, которые, постоянно развиваясь, сохранились вплоть до настоящего времени. В конце 80-х начале 90-х годов в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные (в известной мере, профильные) художественные, спортивные, музыкальные и др. школы. Этому процессу способствовал Закон Российской Федерации 1992 года “Об образовании”, закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ. Таким образом, направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования. Вместе с тем сеть общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов (гимназии, лицеи и др.) пока развита недостаточно. Для большинства школьников они малодоступны. Это ведет к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах и т.п. Профилизация обучения в старших классах школы должна внести позитивный вклад в разрешение подобных проблем.

 

                                        



Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.