Значение и сущность уголовно-процессуальных иммунитетов в российском праве — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Значение и сущность уголовно-процессуальных иммунитетов в российском праве

2019-12-18 661
Значение и сущность уголовно-процессуальных иммунитетов в российском праве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В условиях построения правового государства, признания верховенства права над законом, а естественных прав над позитивными понятие имму­нитета, все более отождествляясь с понятием неприкосновенности, стало использоваться еще в одном значении: не только как привилегия каждого в определенных условиях на неприкосновенность, но и как часть личной свободы[1].

Таким образом, понятие «иммунитет» имеет глубокие историко-правовые корни. В современной правовой среде иммунитеты нашли широкое распространение в международном и российском конституционном праве, где иммунитет традиционно рассматривается как привилегия некоторых категорий должностных лиц, заключающаяся в их личной неприкосновенности и праве не давать объяснений и показаний.

Следует согласиться с мнением тех авторов, которые считают, что правовые иммунитеты есть особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций[2].

Иммунитеты - особый вид привилегий. Привилегии же в свою очередь, как отмечено выше, есть специфическая разновидность льгот, юридических изъятий[3].

Однако последнее утверждение о соотношении льгот и привилегий нуждается в уточнении.

Льгота определяется как преимущественное право, облегчение процедуры, предоставляемое кому-нибудь как исключение из общего правила; как предоставление кому-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения[4].

Во-первых иммунитеты создают особый юридический режим, позволяют облегчить положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов. На это направлены не только льготы и привилегии, но и иммунитеты. В частности, дипломатический и депутатский иммунитеты также выполняют данную роль.

Во-вторых, они призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими положительную правовую мотивацию. Иммунитет, верно отмечает С. В. Мирошник, «как правовой стимул представляет собой совокупность особых правовых преимуществ...»[5].

В-третьих, они являются гарантиями социально полезной дея­тельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.

В-четвертых, названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, ус­тановленными в специальных юридических нормах.

В-пятых, они представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей[6].

Вместе с тем иммунитеты имеют свои, сугубо специфические признаки, позволяющие выделить их в системе льгот и привилегий, говорить об их самостоятельной юридической природе.

Во-первых, если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, положительных льготах, то иммунитеты выступают в виде освобождения от выполнения отдельных обязанностей (платить налоги, давать показания и т.д.).

Во-вторых, лица, обладающие иммунитетом, четко указаны в законе; носители же иных льгот далеко не всегда так конкретно определены и обозначены в соответствующем законе. В частности в УПК лицами, обладающими свидетельским иммунитетом, признаны близкие родственники допрашиваемого, сам допрашиваемый, судья, присяжный заседатель, адвокат, защитник, священнослужитель, член Совета Федерации и депутат Государственной Думы и несколько других субъектов. Между тем, по оценкам Ф. А. Агаева и В. Н. Галузо, более 30 категорий российских граждан и 150 категорий иностранных граждан в силу прямых предписаний Конституции РФ, федеральных законов и норм международного права наделены привилегиями и льготами в области уголовного судопроизводства[7]. Хотя непосредственно в УПК они не указаны.

В-третьих, целью иммунитетов как правило является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей. Так, в ст. 5 Протокола к Ге­неральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, принятого 6 ноября 1952 года, прямо установлено, что «привилегии и иммунитеты предоставляются представителям Членов не в личных интересах соответствующих лиц, а для обеспечения независимого выполнения ими обязанностей, связанных с Советом Европы», Согласно ст. 40 Устава Совета Европы, принятого 5 мая 1949 года, «Совет Европы, представители Членов и Секретариат пользуются на территории Членов такими привилегиями и иммунитетами, которые разумно необходимы для выполнения ими своих обязанностей». В соответствии со ст. 6 Четвертого Протокола к Ге­неральному Соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, принятого 16 декабря 1961 года, «привилегии и иммунитеты предоставляются судьям не для их личной выгоды, а с целью обеспечить независимое осуществление их функций»[8].

Юридическая природа иммунитета достаточно сложна и неоднозначна и нередко зависит от отраслевой принадлежности конкретного иммунитета. Однако, несмотря на всю специфику отраслевых иммунитетов, общим для. всех сфер применения является их восприятие в качестве средства, позволяющего субъектам, занимающим особое правовое положение, не подчиняться некоторым общим законам.

Так, в международном праве иммунитет понимается как невозмож­ность применения законов какого-либо государства к иностранному госу­дарству. Данное определение базируется на выдвинутой Ю. Г. Деминым «теории суверенного иммунитета государства», в основу которой положен принцип невозможности распространения юрисдикции одного государства в отношении другого в силу суверенного равенства государств[9]. Обладателем иммунитета, таким образом, является непосредственно само государство, а от иммунитета государства, в свою очередь, происходит неприкосновенность его органов, имущества, собственности. К примеру, неприкосновенность дипломатического представительства, его помещений, архивов, средств передвижения и т.д. объясняется принадлежностью этих объектов к аккредитирующему государству.

В конституционном праве иммунитет выступает в качестве одной из многочисленных гарантий обеспечения стабильности в обществе и предсказуемости политических процессов. Например, депутатский иммунитет — непременный атрибут республиканского строя, является следствием положения, которое парламент занимает в системе государственных учреждений, политической и социальной среды, в какой приходится действовать его членам. Иммунитет депутатов всегда индицировался парламентом ради беспрепятственного осуществления им своих функций, поэтому вполне справедливо, что положения ст. 98 Конституции о неприкосновенности депутатов рассматриваются как конституционная защита парламентария[10].

В уголовно-процессуальном праве иммунитет может быть определен как исключительное право не подчиняться некоторым обидим нормам уголовно-процессуального закона. Предоставление участникам уголовного судопроизводства процессуальных иммунитетов влечет за собой освобождение от определенных процессуальных обязанностей и создание дополнительных гарантий надлежащего обеспечения прав и свобод лиц -участников уголовного судопроизводства.

По мнению М. А. Сильнова, под иммунитетами в уголовном судопроизводстве следует понимать определенные ограничения, связанные с возможностью получения интересующих органы следствия и суда сведений от установленной законодательством категории граждан (в ряде случаев и организаций), а также регламентирующих особый порядок расследования совершенных такими лицами преступлений[11].

Иммунитеты выступают в качестве универсальных юридических
средств, создают режим благоприятствования своим обладателям,
устанавливая дополнительные гарантии, изъятия из общего порядка.
Государство устанавливает определенные изъятия и облегчения для
отдельных субъектов в зависимости от защищаемого интереса, выполняемой
функции и некоторых других обстоятельств[12].       

В идеале правовой иммунитет не должен иметь абсолютного характера. Он может быть в ряде случаев отменен, ограничен либо от него могут отказаться сами обладатели иммунитета. Это связано в основном с тем, что абсолютный иммунитет из законного и эффективного юридического средства превращается в препятствующий правосудию фактор. Об этом весьма красноречиво сказано в ст. 11 Генерального Соглашения о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949 года: «...Член Организации не только имеет право, но и обязан отказаться от иммунитета своего представителя в каждом случае, когда, по мнению Члена Организации, иммунитет препятствует отправлению правосудия и этот отказ может быть произведен без ущерба для цели, с которой иммунитет был предоставлен»[13].

Каждый процессуальный иммунитет представляет собой совокупность правил, обладающих признаками как иммунитета, так и привилегии в собст­венном значении. Например, правило получения согласия на дачу дипломатическим агентом свидетельских показаний несомненно представляет собой льготу, дополнительную гарантию, служащую целям обеспечения эффективного и беспрепятственного выполнения агентом своих функций — признак иммунитета. Вместе с тем само право отказаться от дачи свидетельских показаний также несомненно представляет изъятие из общего правила обязанности всякого лица дать такие показания по требованию компетентных органов уголовного судопроизводства — признак привилегии[14].

Уголовно-процессуальные иммунитеты устанавливаются специаль-ными нормами — нормами-исключениями. Данные нормы закрепляются в международном, конституционном и некоторых других отраслях права и либо используются в уголовном процессе напрямую, либо дополняются нормами УПК, образуя сложные правовые институты[15].

Так  «нормы» образующие дипломатический иммунитет, закреплены в международно-правовых нормативных актах и в силу указания ч. 4 ст. 15 Конституции на территории России применяются напрямую, имея приоритет перед федеральным законодательством. Иммунитет Президента РФ берет свое начало в конституционном праве, в УПК его содержание не раскрывается, однако 52 глава УПК содержит дополнительные гарантии в сфере уголовного судопроизводства, конкретизируя конституционный иммунитет Президента, позволяя ему успешно выполнять свои обязанности. Однако относительно уголовного судопроизводства совокупность таких норм выступает самостоятельным институтом уголовно-процессуального права. При этом такие институты обладают следующими признаками:

· представляют собой объективно сложившееся устойчивое правовое образование норм-исключений, регулирующих особую группу общественных отношений в рамках уголовного судопроизводства;

· являются самостоятельным правовым образованием внутри отрасли уголовно-процессуального права;

· обладают специфическим механизмом правового регулирования с присущим только им характерным состоянием субъектов, наличием специфических норм, особых правоотношений[16].

Таким образом, в уголовном процессе под правовым институтом уголовно-процессуальных иммунитетов следует понимать совокупность юридических норм-исключений, составляющих самостоятельную часть системы уголовно-процессуального права, регулирующих соответствующие общественные отношения, связанные с предоставлением дополнительных процессуальных гарантий законности и обоснованности вовлечения граждан в сферу уголовного судопроизводства, применения к ним мер процессуального принуждения и иных правоограничений, а также освобождением от некоторых процессуальных обязанностей.

Анализ уголовно-процессуального законодательства позволил нам обозначить систему уголовно-процессуальных иммунитетов.

Однако прежде чем предложить свою систему уголовно-процессуальных иммунитетов, следует обратить внимание на то, каким образом в науке уголовного процесса этот вопрос решался ранее.

Одними из первых классификацию правовых иммунитетов предложили Ф. А. Агаев и В. Н. Галузо, положив в ее основу структуру уголовно-процессуального права, способность его норм группироваться в институты и субинституты. В связи с этим выделены следующие виды правовых иммунитетов:

- дипломатический иммунитет;

- иммунитеты лиц, пользующихся международной защитой;

- депутатский иммунитет;

- должностной иммунитет судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов;

- свидетельский иммунитет;

- иммунитет общественных представителей;

- иммунитет Президента РФ и иные иммунитеты (лиц, явившихся из-за границы для участия в деле в качестве свидетеля, потерпевшего, гражданского ответчика, их представителей, экспертов)[17].

Нетрудно заметить, что в результате данной классификации мы можем выявить определенные группы лиц, которые имеют право воспользоваться уголовно-процессуальными иммунитетами.

М. А. Сильнов выделяет три вида иммунитетов в уголовно-процессуальном праве:

- свидетельский иммунитет;

- иммунитеты, связанные с особым порядком расследования: с возбуждением уголовного дела, предъявлением обвинения, применением мер пресечения, производством отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направлением дела в суд.

- иммунитеты, обусловленные установленной законодательством регламентацией отдельных видов тайн[18].

А. П. Юрков выделяет три основных вида иммунитетов в уголовном процессе, закрепленные нормами международного права, которые признает Российская Федерация:

- иммунитет от уголовной юрисдикции;

- свидетельский иммунитет;

- иммунитет от принудительных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством[19].

В основу данной классификации положен объект уголовно-процессуального гарантирования, который тоже не в состоянии однозначно отграничить различные виды иммунитетов. Так, свидетельский иммунитет, являясь самостоятельным видом в данной классификации, вполне может стать иммунитетом от уголовной юрисдикции, ведь человек, обладающий правом отказаться от дачи показаний, не подлежит уголовной ответственности за такой отказ.

Все же наиболее точную систему уголовно-процессуальных иммунитетов предложили Ф. А. Агаев и В. Н. Галузо, однако в связи со сменой уголовно-процессуального законодательства она должна быть уточнена. Итак, сегодня в систему уголовно-процессуальных иммунитетов включаются:

1. Должностные иммунитеты. Наделяя иммунитетами то или иное должностное лицо, государство делегирует различные исключительные права своим представителям, но в то же время, в случае необходимости, может и лишить их такого права, предусмотрев для этого особую процедуру.

Данные иммунитеты закреплены, прежде всего, в гл. 52 «Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц» УПК. Требования данной главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:

1)   члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы,      депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного
самоуправления;

2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи фе­дерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;

3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его замес­тителя и аудиторов палаты;

4)   Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

5)   Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение
своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;

6) прокурора;

7) следователя;

8) адвоката;

9)   члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом
решающего голоса (ч. 1 ст. 447 УПК РФ).

Эти особые требования заключаются в усложненном порядке возбуж­дения уголовных дел (ст. 448 УПК РФ); задержания (ст. 449 УПК РФ); из­брания меры пресечения и производства отдельных следственных действии (ст. 450 УПК РФ); направления уголовного дела в суд (ст. 451 УПК РФ).

2.   Дипломатический иммунитет. Как справедливо отмечается в
юридической литературе, «важными общепризнанными принципами
современного международного права, создающими основу для привилегий и
иммунитетов дипломатических представительств, являются принципы
уважения государственного суверенитета и равноправия государств. Именно
при соблюдении этих принципов всеми государствами мира возможно
осуществление в полном объеме дипломатических привилегий и
иммунитетов, которые необходимы дипломатическим представительствам и
их персоналу для свободного, независимого от местных властей выполнения
своих функций в стране пребывания. Более того, соблюдение
дипломатических иммунитетов и привилегий необходимо в целях
обеспечения международного правопорядка»[20].

В уголовном судопроизводстве дипломатический иммунитет заключается прежде всего в том, что, согласно ч. 2 ст. 3 УПК, следственные и процессуальные действия в отношении лиц, наделенных дипломатической неприкосновенностью, проводятся только по их просьбе или только с их разрешения, которое испрашивается через Министерство иностранных дел России.

3.   Иммунитет лица, находившегося за пределами территории
Российской Федерации и вызванного должностным лицом, в
производстве которого находится уголовное дело, для производства
процессуальных действий на территории Российской Федерации.

Согласно Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г.[21], а также ряду двусторонних договоров России, явившееся лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности не только за деяния, совершенные им до пересечения указанными лицами Государственной границы Российской Федерации, но и за сделанные им заявления и данные показания в судебном органе запрашивающей стороны. Иногда предусматривается (например, в соглашениях с Канадой, КНДР и США), что ответственность не наступает, если только она не связана с дачей заведомо ложных показаний или проявлением неуважения к суду. Если в запросе о вызове заранее не оговаривалось, какие показания или какая иная правовая помощь требуется от данного лица, оно вправе отказаться от их предоставления[22].

Международные правовые акты и уголовно-процессуальное законодательство РФ гарантирует вызываемым лицам, независимо от их гражданства, иммунитет от уголовного преследования или иного ограничения личной свободы за деяния или на основании приговоров, которые предшествовали их пересечению Государственной границы РФ. Если такая гарантия не может быть предоставлена по каким-либо причинам, то, как подчеркивается в двусторонних договорах, «компетентный орган запрашивающей стороны указывает это в запросе с целью проинформировать приглашенное лицо и позволить ему принять решение о явке с учетом данных обстоятельств» (ч. 2 ст. 11 Договора с США[23]).

4. Иммунитет священнослужителя. Часть 3 ст. 56 УПК исключает возможность допроса таких лиц об обстоятельствах, ставших известными из исповеди, путем установления прямого запрета. Церковь (религия) хоть и отделена от нашего государства, однако уважение исторически сложившихся религиозных традиций заставило законодателя пойти на такой шаг.

Следует отдельно подчеркнуть: у священника нет права выбора давать или не давать показания в уголовном процессе по поводу обстоятельств, ставших известными из исповеди. Даже если священнослужитель решит сообщить такие сведения, в силу прямого запрета они не могут использоваться в качестве доказательств.

5. Иммунитет эксперта. Согласно ч. 2 ст. 205 УПК эксперт не может быть допрошен по поводу сведений, ставших ему известными в связи с производством судебной экспертизы, если они не относятся к предмету данной судебной экспертизы. Например, эксперт-психиатр не может быть допрошен о сообщенных ему испытуемым сведениях, касающихся участников преступления, способов его совершения, мест сокрытия похищенного имущества и т.п. Тем самым эксперт не может выступать в роли осведомителя правоохранительных органов. Аналогичная норма предусмотрена и ст. 31 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»[24].

С одной стороны, иммунитет эксперта является гарантией его независимости, которая предусмотрена ст. 7 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», с другой - обеспечивает сохранение различного рода тайн, ставших ему известными в ходе экспертизы. Прежде всего, речь идет о соблюдении прав и законных интересов лиц, в отношении которых оизводится судебная экспертиза (именно так называется ст. 31 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).

6. Свидетельский иммунитет. Согласно п. 40 ст. 5 УПК, свидетельский иммунитет - «право лица не давать показания против себя и своих близких родственников, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом».

Универсальность и особенность данного вида уголовно-процессуального иммунитета заключается в том, что он распространяется на любого человека, вызванного для дачи показаний в рамках уголовного судопроизводства, независимо от гражданства, занимаемых должностей и других социальных признаков личности.

В определении места свидетельского иммунитета в системе уголовно-процессуальных иммунитетов в целом есть определенная сложность. В науке понятием «свидетельский иммунитет» необоснованно охватываются и некоторые другие случаи, предусмотренные законом, в которых лицо имеет право не давать (не имеет права давать) показания.

Так, как уже говорилось, не может давать показания в силу требования религиозных устоев и ч. 3 ст. 56 УПК священнослужитель по поводу сведений ставших ему известными из исповеди. Президент России имеет право отказаться от дачи показаний не только против себя самого и своих близких родственников, но и в любых других случаях, когда сам посчитает это целесообразным. Свидетельский иммунитет Президента в этой ситуации порождается не столько конституционным правом не давать показания против себя самого и своих близких родственников, сколько общим должностным иммунитетом.

В связи с этим мы считаем ошибочной точку зрения, согласно которой дипломаты, священнослужители, Президент, адвокаты, следователи и иные должностные лица обладают свидетельским иммунитетом. Они имеют в некоторых случаях право (обязанность) отказаться от дачи показаний, или же в законе предусмотрен запрет допроса, однако создание дополнительных особых правил получения свидетельских показаний от этих лиц никак не связано со свидетельским иммунитетом.

Эти правила либо определены соответствующей разновидностью уголовно-процессуального иммунитета, либо основаны на императивном запрете допроса указанных лиц.

Непосредственно изучению природы и сущности свидетельского иммунитета посвящен следующий параграф данной диссертации, а пока можно сделать некоторые выводы.

Правовые иммунитеты есть особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций и (или) облегчения положения.

Процессуальные иммунитеты, являясь разновидностью правовых иммунитетов, имеют с ними общие цели и признаки.

Процессуальные иммунитеты содержат нормы, регулирующие особый (усложненный) порядок уголовного судопроизводства, выражающийся в установлении изъятий из общего порядка судопроизводства и особых юридических преимуществ для отдельных категорий лиц.

Они представляют собой дополнительные процессуальные гарантии прав и интересов участников уголовного судопроизводства.

Так как уголовно-процессуальные иммунитеты в основном берут свое начало в других отраслях права, то служат в конечном итоге достижению целей одноименных иммунитетов иных отраслей. В этом аспекте конечной целью процессуальных иммунитетов является обеспечение реализации правовых статусов, установленных иными отраслями права для различных категорий лиц.

Среди уголовно-процессуальных иммунитетов особое место занимает свидетельский иммунитет, предоставляемый любому человеку (независимо от занимаемой должности и других социальных признаков), дающему показания в рамках уголовного процесса. Данная разновидность иммунитета образована самостоятельным субинститутом правового института уголовно- процессуальных иммунитетов.

 

§ 2. Понятие, классификация, содержание и сущность свидетельского иммунитета в российском уголовном процессе

 

Понятие свидетельского иммунитета можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны свидетельский иммунитет — это совокупность правовых норм, с другой — субъективное право.

Свидетельский иммунитет был заимствован в конституционном праве и в настоящее время используется в качестве самостоятельного уголовно-процессуального субинститута правового института уголовно-процессуальных иммунитетов.

В этом контексте под свидетельским иммунитетом следует понимать систему норм уголовно-процессуального права, которые:

- позволяют отказаться от дачи показаний против себя, своего супруга, близких родственников и близких лиц лицу, вызванному для дачи показаний;

- позволяют подозреваемому, обвиняемому в совершении преступления отказаться от дачи показаний вообще;

- предусматривают обязанность должностных лиц разъяснения участникам уголовного судопроизводства права на свидетельский иммунитет;

- определяют порядок предоставления и процессуального оформления свидетельского иммунитета.

Следует согласиться с мнением Т. Н. Москальковой, которая считает, что свидетельский иммунитет — это совокупность нормативно закрепленных правил, освобождающих некоторые категории свидетелей и потерпевших от предусмотренной законом обязанности давать показания по уголовному делу, а также освобождающих любого допрашиваемого от обязанности свидетельствовать против самого себя[25].

Однако свидетельский иммунитет главным образом следует рассматривать как субъективное право лица отказаться от дачи показаний, содержащееся в вышеуказанных нормах.

Л. М. Карнеева и И. Кертэс одни из первых теоретиков уголовного процесса, кто уделил достаточно серьезное внимание свидетельскому иммунитету. Они предложили ввести право на отказ от дачи показаний, в обусловленных законом случаях. По их мнению, свидетельский иммунитет — то право свидетеля отказаться от дачи таких показаний, которые могут быть использованы в уголовном процессе во вред его родственнику или иному близкому лицу[26].

Приведенный взгляд на понятие свидетельского иммунитета имеет актуальный для современной общественно-правовой действительности аспект — Л. М. Карнеева и И. Кертэс не ограничивают свидетельский иммунитет только родственными отношениями, распространяя его на любых лиц, чья «близость» может быть установлена в ходе производства по делу. Тем не менее, ограничение распространения рассматриваемого иммунитета только на свидетелей является не вполне обоснованным.

Такое же мнение по поводу содержания свидетельского иммунитета было высказано А. А. Чувилевым. Он считал, что свидетельский иммунитет — это, прежде всего, право отказаться от дачи показаний того лица, которое может быть свидетелем по делу[27].

Приведенное определение указывает на несколько признаков свидетельского иммунитета, однако не ясно на какие показания будет распространяться свидетельский иммунитет. Также необоснованно в данном случае сужен круг участников уголовного судопроизводства, на которых распространяется свидетельский иммунитет.

Сам термин «свидетельский иммунитет» имеет один существенный недостаток. Как мы уже ранее говорили, в названии рассматриваемого иммунитета изначально включено указание на свидетеля, что в принципе не отражает его содержания. Наиболее удачным в данной ситуации было бы применение термина «иммунитет от свидетельствования» или еще более удачно «иммунитет от дачи показаний». В соответствии со ст. 74 УПК в качестве доказательств в том числе допускаются: показания подозреваемого, обвиняемого; показания потерпевшего, свидетеля. В уголовном судопроизводстве такие доказательства как правило результат такого процессуального действия как допрос, в ходе которого и даются показания указанными выше лицами. Следовательно, вместо понятия «свидетельский иммунитет» было бы более целесообразным введение понятия «иммунитет от дачи показаний», хотя данное мнение не является принципиальным и сам термин «свидетельский иммунитет» настолько прочно вошел в теорию и практику уголовного судопроизводства, что его замена уже просто нецелесообразна.

Затрагивая вопросы доказательств и доказывания в уголовном процессе, мы обратили внимание на то, что в уголовном судопроизводстве не существует такого вида доказательств, как показания гражданского истца и гражданского ответчика, а между прочим такие сведения просто необходимы для установления ряда обстоятельств, входящих в предмет доказывания (ст.

В ходе расследования такие лица допрашиваются в качестве свидетелей[28], что на наш взгляд - нежелательное смешение процессуального статуса различных участников уголовного процесса.

Пункт 4. ч. 2 ст. 54 УПК и п. 7. ч. 4 ст. 44 УПК предусматривает обязанность должностных лиц при согласии гражданского истца или гражданского ответчика дать показания (курсив мой К. Ф.) предупредить о том, что их показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае их последующего отказа от этих показаний.

Следовательно, статьи, устанавливающие процессуальный статус указанных лиц, указывают на возможность их допроса в ходе производства по делу, а ст. 74 УПК не содержит указания на такую разновидность доказательств как показания гражданского истца и ответчика.

Хотя вопросам свидетельского иммунитета посвящено довольно много работ, в современной науке уголовного процесса нет единого мнения по поводу его содержания. Традиционно свидетельский иммунитет (его содержание) рассматривается в широком и узком смысле. Сторонники расширенного толкования[29] отмечают, что под свидетельским иммунитетом понимается совокупность абсолютно всех правил об освобождении от обязанности давать показания. При этом выделяются две категории граждан, наделенных данным правом: первых запрещено допрашивать в качестве свидетелей, вторые вправе самостоятельно отказаться от дачи показаний. В этом случае право не давать показания дополняется обязанностью следователя, дознавателя, прокурора или суда воздержаться от допроса этих лиц при отсутствии их волеизъявления.

Авторы, поддерживающие другую точку зрения[30], отказываются принимать такое расширенное толкование свидетельского иммунитета и считают, что его содержание сводится только к праву свидетеля в исключительных случаях на освобождение от обязанности давать показания. И обосновывают это тем, что сторонники расширенного толкования свидетельского иммунитета объединяют в его содержание разные правовые категории. Если в основе свидетельского иммунитета лежат нравственные ценности, то в основе обстоятельств, исключающих возможность быть свидетелем - объективная невозможность давать показания в силу физических или психических недостатков либо в силу прямых запретов Закона[31].

Сторонники расширенного понимая свидетельского иммунитета при этом как правило выделяли его следующие разновидности:

- привилегия от самоизобличения (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ, п. 1 ч. 4 ст. 56 УПК);

- свидетельский иммунитет родственников подозреваемого или обвиняемого (ч. 2 ст. 51 Конституции РФ, п. 1 ч. 4 ст. 56 УПК);

- свидетельский иммунитет судьи, присяжного заседателя (п. 7 ст. 16 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», ч. 3 ст. 56 УПК);

- свидетельский иммунитет адвоката, защитника подозреваемого, обвиняемого (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», ч. 3 ст. 56 УПК);

- свидетельский иммунитет священнослужителя — (ч. 3 ст. 56 УПК);

- свидетельский иммунитет члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы без их согласия (ст. 21 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ч. 3 ст. 56 УПК)[32]

- свидетельский иммунитет следователя, дознавателя (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. № 44-0 «По жалобе гражданина Демьяненко В. И. на нарушение его конституционных прав положениями статей 56, 246, 278 и 355 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»[33]);

- свидетельский иммунитет эксперта (ч. 2 ст. 205 УIIK);

- свидетельский иммунитет лица, обладающего правом дипломатической неприкосновенности (ч. 2 ст. 3 УПК).

- свидетельский иммунитет лица, вызванного для дачи показаний из-за пределов РФ (ст. 456 УПК);

- свидетельский иммунитета Президент РФ (ст. 91 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»);

- свидетельский иммунитет Уполномоченного по правам человека в РФ (ч. 2 ст. 24 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»);

- свидетельский иммунитет лица, обладающего охраняемой федеральным законом тайной (ч. 2 ст. 51 Конституции РФ, ст. 2 закона России от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О Государственной тайне»[34]).

Мы придерживаемся той точки зрения, согласно которой свидетельский иммунитет в уголовном судопроизводстве это именно право лица отказаться от дачи показаний, законодательный запрет допроса не образует и не может образовывать свидетельского иммунитета. Ю. К. Орлов по этому поводу пишет, что надо разграничивать свидетельский иммунитет и прямой запрет допроса определенных категорий лиц. Это означает, что данные лица не могут допрашиваться в качестве свидетелей ни при каких обстоятельствах, независимо от их желания. Иммунитет - это юридическое право не подчиняться некоторым законам. Запрет означает одновременно и лишение лица права дачи показаний, даже если оно такое желание выражает[35]. Так же, мы уже отмечали ранее, нельзя считать свидетельским другие процессуальные иммунитеты, предоставляющие право отказаться от дачи показаний.

Следовательно «расширенная» трактовка свидетельского иммунитета предоставляет собой необоснованное смешение и уравнивание прав и обязанностей в уголовном судопроизводстве.

В принципе, в рамках уголовного процесса все же можно говорить о содержании свидетельского иммунитета в его расширенной трактовке.

В частности, свидетельский иммунитет предоставляет возможность отказаться от дачи показаний вообще, но только подозреваемому, обвиняемому, и связано это с тем, что любые сообщенные этими лицами сведения могут быть положены в основу обвинения, то есть направлены против них.

Возм


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.