Глава 1. Закономерности в теории менеджмента — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава 1. Закономерности в теории менеджмента

2019-12-18 244
Глава 1. Закономерности в теории менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 1. Закономерности в теории менеджмента

Вывод по первой главе

Закономерности менеджмента — это наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые, в свою очередь, отражают устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации. Закономерности менеджмента проявляются на основе исследования достаточного длительного исторического периода его развития. В теории управления выделяют следующие основные закономерности: единство системы управления производством; пропорциональность производства и управления; централизация и децентрализация; соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем.

 

Глава 2. Основные принципы менеджмента

Вывод по второй главе

Принципы управления – основные правила, которые должны соблюдаться субъектами управления при принятии различного рода управленческих решений. Принципы являются основной формой целенаправленного использования объективных закономерностей в практике управления. Система принципов управления может быть классифицирована по трем основным группам принципов: принципы работы с информацией (кибернетические), принципы формирования и обеспечения функционирования системы (организационные) и принципы работы с персоналом. Каждая группа принципов призвана отражать выявленные закономерности соответствующего вида деятельности и формулировать предъявляемые к этой деятельности требования.

 

 

Глава 3. Практика применения основных закономерностей и принципов менеджмента на примере ОАО «Нефтяная компания ЛУКОЙЛ»

ЛУКОЙЛ - одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Основными видами деятельности Компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции.

Цель компании - создание новой стоимости, поддержание высокой прибыльности и стабильности своего бизнеса, обеспечение акционеров высоким доходом на инвестированный капитал путем повышения стоимости активов компании и выплаты денежных дивидендов. Для достижения этих целей ЛУКОЙЛ будет использовать все доступные возможности, включая дальнейшие усилия по сокращению затрат, росту эффективности своих операций, улучшению качества производимой продукции и предоставляемых услуг, применению новых прогрессивных технологий [27].

Успех компании, стабильность, развитие и процветание обусловлены правильно намеченными целями деятельности организации путём  рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением закономерностей, принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

За десятилетия существования была разработана система принципов управления ОАО «ЛУКОЙЛ», состоящая из 10 пунктов, обеспечивающая стабильность и рост эффективности работы предприятия:

1.Наделение предприятий Компании необходимыми средствами. Управляющая Компания вкладывает средства в дочерние предприятия – наделяет дочерние предприятия необходимыми основными и оборотными средствами для эффективного их функционирования.

В основе данного принципа лежит одна из основных закономерностей менеджмента – единство системы управления производством, которая означает устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды. Оно сознательно формируется, поддерживается и укрепляется.  Благодаря использованию этого принципа Компания ОАО «ЛУКОЙЛ» продолжает существовать как слаженная система и имеет потенциал для дальнейшего усовершенствования управления;

2. Назначение руководителей Предприятий. Для управления предприятиями Компания назначает директоров этих предприятий, на которых возлагается ответственность за эффективность работы этих предприятий.

Данный принцип основывается на пропорциональности и соотносительности в системе управления.  Пропорциональность положена в основу функционирования всего хозяйственного организма как системы в виде рациональной соотносительности внутри управляемой и управляющей систем, а также между ними с тем, чтобы обеспечить наиболее эффективную работу (внутри субъектов и объектов управления);

3. Принцип полной самостоятельности Предприятий. Все Предприятия являются самостоятельными структурами и находятся на полном хозрасчете, самофинансировании и самоокупаемости. Каждое в отдельности Предприятие не несет ответственности по обязательствам любых других Предприятий, в том числе по обязательствам Управляющей компании.

Этот принцип отражает оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления. Любая управляемая система должна развиваться, совершенствоваться, в ней возрастает упорядоченность, оптимизируется структурная организация. И лишь при явной угрозе  дальнейшего существования дочерней фирмы, управляющая компания  активно вмешивается в работу отстающего предприятия, применив всю полноту власти вплоть до подмены собой исполнителя.

И такой баланса власти между управляющей компанией и дочерними фирмами является для ОАО «ЛУКОЙЛ» условием развития и гарантом эффективной деятельности;

4.Принцип узкой специализации. Создание и функционирование компании осуществляется по принципу узкой специализации. Любое нерентабельное предприятие, исходя из неблагоприятной рыночной ситуации, подлежит ликвидации или смене специализации.

Применение этого принципа повышает мобильность предприятия, ускоряет адаптацию к меняющемуся характеру спроса в условиях современного рынка, позволяет развиваться компании  в нескольких направлениях одновременно, обеспечивает глубокую сегментацию рынка определённого продукта.

В то же время, благодаря использованию этого принципа, ликвидация одного предприятия в случае кризиса или банкротства не оказывает сильного негативного влияния на работу всей управляющей компании. Так обеспечивается стабильность работы ОАО «ЛУКОЙЛ»;

5.Принцип взаимовыгодного сотрудничества. Горизонтальные взаимоотношения между Предприятиями Компании должны строиться на принципах взаимовыгодного сотрудничества. В случае нарушения условий сотрудничества одним из Предприятий Компании, что повлекло за собой ущерб для другого Предприятия, последнее должно подать претензию первому. Разрешение споров между Предприятиями Компании производится третейским судом в лице Управляющей компании. Решение третейского суда подлежит обязательному исполнению.

Таким образом, ОАО «ЛУКОЙЛ» предоставляет своим Предприятиям определённые гарантии, надёжность, уверенность;

6.Принципы вертикальных отношений в Компании. Стратегическое и оперативное планирование. Вопросы стратегического планирования находятся в ведении Управляющей компании. Вопросы оперативного планирования деятельности предприятий находятся в ведении руководства предприятий.  

Управляющая компания определяет цели организации и пути их достижения, обеспечивает основу для всех управленческих решений. А задачей руководителей Предприятий является организация равномерной, ритмичной взаимосогласованной работы всех производственных подразделений предприятия для достижения наилучших конечных результатов производства. Таким образом, данный принцип – это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей;

7.Ограничение полномочий директоров Предприятий. Директора предприятий не имеют права самостоятельно без согласования с Управляющей компанией заключать сделки и брать ссуды сверх установленных сумм, а также самостоятельно продавать и закладывать имущество Предприятия. Таким образом, Управляющая компания сохраняет рычаги управления в руках собственников (акционеров) и обеспечивает для себя определённый уровень безопасность;

8. Принцип единоначалия. Персонал Предприятия подчиняется только директору Предприятия. Руководство Компании не должно давать распоряжения персоналу Предприятия через голову Директора.

В ОАО «ЛУКОЙЛ» все формальные коммуникации должны направляются по цепи команд. Лицо, у которого возникла какая-либо проблема, не может обратиться через голову своего непосредственного начальника к руководителю высшего ранга по данному вопросу. При большой длине цепи команд соблюдение принципа единоначалия может значительно замедлить обмен информацией и принятие решений в некоторых случаях. Однако на протяжении столетий в бесчисленном множестве организаций принцип единоначалия подтвердил свою ценность в качестве координирующего механизма, так как чем более полным будет официальное отношение между индивидом и его единственным начальником, тем меньше возможность возникновения конфликта и тем больше чувство личной ответственности за результаты. Поэтому большинство организаций пытаются его применять.

9. Принцип «монтера Мечникова». Любое управленческое решение, принятое как Управляющей компанией, так и Предприятием, должно быть обеспечено документально (включая при необходимости и финансовые документы) или материально.

Нельзя подписывать приказ о выплате премии, если руководитель не убежден в наличии премиального фонда; нельзя принимать на работу нового сотрудника, пока не будет создана вакансия; нельзя поставлять товар без предварительной оплаты или открывать совместное дело без товарного кредита. Оплата труда производится по конечным результатам, а не по отработанным часам. Этот принцип создаёт дополнительную мотивацию для персонала по выполнению плана, повышению квалификации, что значительно повышает эффективность работы Компании в целом;

10.Ответственность за нарушение сроков по отчетам. Каждое Предприятие должно своевременно подавать в Управляющую компанию необходимые планы и отчеты. В случае нарушения данных сроков Предприятия должны платить неустойку Управляющей компании, размер которой устанавливается единым для всех [27].

Данное положение является следствием принципа непрерывности. Управление заключается в основном в упорядочении деятельности системы.  И это не единовременный акт, а длящийся процесс, потому что для бесперебойного функционирования она должна на любом этапе подвергаться управляющему воздействию. Для обеспечения высокого, качественного  уровня деятельности процесс управления должен осуществляться непрерывно. А обеспечить бесперебойное функционирование возможно лишь с помощью постоянного контроля.

Основой потенциала ОАО "ЛУКОЙЛ" являются сотрудники компании. На сегодняшний день персонал насчитывает около 150 тыс. специалистов, ведущих деятельность в более чем 60 регионах России и 30 странах мира на четырех континентах. Учитывая  то, что именно профессионализм работников и удовлетворение трудом положены в основу процветания компании, в мае  2003 года была принята Политика управления персоналом ОАО "ЛУКОЙЛ",которая является основополагающим документом в области управления кадрами и опирается на фундаментальные принципы деятельности и миссии ОАО "ЛУКОЙЛ" - стать одним из лидеров среди крупнейших энергетических компаний мира. Политика управления персоналом – это политика единой интегрированной компании, имеющей сильную и устойчивую корпоративную культуру и стройную систему корпоративных ценностей.

Основой Политики управления персоналом является построение системы, предполагающей создания конкретных мер:

- по мотивации каждого работника к достижению целей,

обусловленных стратегией Компании;

- по определению критериев по оценке степени достижения

результатов;

- по вознаграждению и поощрению сотрудников [27].

В Политике управления персоналом нашли отражения основные принципы работы с кадрами, такие как:

1. Демократизация управления. В ОАО «ЛУКОЙЛ» этот принцип предполагает возможность создания профсоюзов. В Компании они существуют еще и в виде Международного объединения профсоюзных организаций;

2. Принцип научной обоснованности (объективности) управления. Принцип, при котором все управленческие действия в Компании осуществляются на базе применения научных методов и подходов, основываются на принципах науки и отвечают требованиям науки;

3. Принцип создания благоприятных условий для работы. В Компании ОАО «ЛУКОЙЛ» созданы благоприятные физиологические условия для работы – обеспеченность рабочим местом с соблюдением санитарно-гигиенических норм, необходимым оборудованием и оргтехникой. Созданы благоприятные морально-психологические условия, что означает, прежде всего, создание руководителем здорового морально-психологического климата в коллективе. Основой для создания такого климата в Компании является, прежде всего, создание благоприятных социальных условий: обеспеченность персонала социальной поддержкой (в первую очередь, молодежи, инвалидов, неработающих пенсионеров) и социальными гарантиями (минимальная заработная плата, соц.страхование, пенсионное обеспечение, жилищная политика);

4. Принцип автоматического замещения отсутствующего. В Компании и на Предприятиях замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) решается автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулируется формально. Для недопущения того, чтобы была парализована работа всего предприятия из-за отсутствия одного работника, осуществляются упреждающие действия. В каждой должностной инструкции ясно и однозначно сказано о необходимости владеть кругом вопросов, относящихся к компетенции двух-трех ближайших коллег для выполнения их функций в особых случаях;

5. Принцип оплаты труда и мотивации. В Компании ОАО «ЛУКОЙЛ» имеет место единство политики оплаты и мотивации труда для всех организаций Группы "ЛУКОЙЛ"; установлен минимально гарантированный уровень оплаты труда в организациях Группы "ЛУКОЙЛ" для всех профессионально-квалификационных групп работников на уровне, превышающем законодательно установленный минимальный размер оплаты труда, из расчета необходимости удовлетворения основных жизненных потребностей и предоставления определенного располагаемого дохода; "прозрачность", объективность и конкурентоспособность системы оплаты и мотивации труда работников; происходит регулярная индексация заработной платы на основе индекса потребительских цен; наблюдается периодическое повышение заработной платы в связи с ростом производительности труда;

6. Принцип стимулирования. В Компании используются различные стимулы для мотивирования людей, созданы гибкие системы премирования с целью наиболее полного учета индивидуального трудового вклада работника;

7. Принцип постоянного повышения квалификации. В ОАО «ЛУКОЙЛ» созданы условия, в которых работники систематически повышают свой уровень квалификации: направляются Компанией на различные семинары, тренинги, специальные курсы. В Компании проходит организация конкурсов научно-технических разработок среди молодых ученых и специалистов; оказывается организационная и материальная поддержка аспирантам и докторантам, работающим в организациях Группы "ЛУКОЙЛ"; производится материальное стимулирования молодежи, обучающейся в профильных учебных заведениях профессионального образования.

С момента своего создания ЛУКОЙЛ сохраняет лидирующие позиции в российской нефтяной промышленности и реальном секторе экономики страны. Опираясь на свой производственный и кадровый потенциал, Компания продолжает наращивать объемы производства, повышать эффективность работы, совершенствовать систему управления, увеличивать финансовые результаты [27].

Эти результаты – итог деятельности квалифицированной команды менеджеров, которая с самого начала реструктуризации предприятия шла к самостоятельности собственным путем, опираясь на разработанную систему принципов, которая оказалась очень эффективной для данного предприятия.

 

                                    

                                     Заключение

В рамках профессии менеджмента определяются направления и масштабы работы, осуществляются её планирование, контроль, руководство людьми, их стимулирование. В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование экономических законов, осуществляясь через управление, позволяет привести деятельность людей в соответствие с объективными условиями развития [18, c.40].

Более чем столетний период развития менеджмента как науки позволяет выделить следующие его закономерности функционирования: единство системы управления производством; пропорциональность производства и управления; централизация и децентрализация; соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем [16, c.54].

Закономерности менеджмента имеют объективный характер, однако реализуются на практике через деятельность людей, конкретные принципы управления.

Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. Существует множество различных классификаций принципов. В своей работе я рассмотрела три основных группы:

1. Принципы работы с информацией (кибернетические) –объективности, адекватности, обогащения, перехода информации в знания субъекта, верификации

2. Принципы формирования и обеспечения функционирования системы (организационные) – целеполагания, сочетания централизма и автономности, законности, плановости, объективности, основного звена, оптимальности и эффективности, регламентации задач и функций, непрерывности; обоснованности;

3. Принципы работы с персоналом – сочетание единоначалия и коллегиальности, создание благоприятных условий для работы, делегирование, постоянное повышение квалификации, обеспечение творческой инициативы, демократизации управления, обратной связи, социальной ответственности, принцип стимулирования и т.д. [17, c.85].

Для анализа применения основных закономерностей и принципов менеджмента на практике мною была выбрана нефтяная компания ОАО «ЛУКОЙЛ». На примере данного предприятия можно сделать вывод о том, что качественно разработанная система принципов необходима для любой организации. Для  творческого и эффективного использования принципов управления необходимо вскрывать и всесторонне исследовать объективные законы и закономерности управления. В свою очередь, поскольку законы и закономерности управления базируются на законах развития природы, общества и мышления, необходимо формирование совершенной системы научных знаний каждого руководителя, широчайшего культурного и профессионального кругозора.

Принципы управления, имея объективный характер, должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, положений, соглашений, договорных обязательств, законодательных актов и т. д. Однако при этом характер и формы закрепления принципов управления должны иметь достаточно гибкий характер, чтобы избежать излишней жесткости процедур и формулировок. Это очень важно, поскольку изменение конкретно-исторических условий приводит к изменению действия социально-экономических законов и, соответственно, содержания самих принципов управления.

Познание закономерностей и принципов управления позволяет максимально эффективно использовать их на практике, своевременно и качественно руководить деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществлять её объективную оценку, прогнозирование, оптимизацию и комплексное совершенствование.

Список литературы

1. Абчук В.А. Менеджмент: уч. пос. – СПб.: Союз, 2004;

2. Березкина Т. Е., Вачугов Д.Д. Основы менеджмента: учеб. для вузов – М.: высшая школа, 2004;

3. Бляхман Л.С., Галенко В.П. Введение в менеджмент: уч. пос. – СПб.: Союз, 2007; 

4. Бодди Д.,Пэйтон Р. Основы менеджмента. – СПб.: Питер, 2006;

5. Бурганова Л.А. Теория управления: уч. пос. – М.: ИНФРА-М, 2005;

6. Веснин В.Р. Менеджмент: уч.пос. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006;

7. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М.: ИНФРА-М, 2007;

8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник для вузов. – М.:

Экономистъ, 2005;

9. Глухов В.В. Менеджмент: учебник для вузов – СПб.: Питер, 2006;

10. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов –М.: ЮНИТИ-Дана, 2004;

11. Герчикова И.Н., Радугин А.А. Основы менеджмента. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2005;

12. Граждан В.Д., Теория управления: уч. пос. – М.: Гардарики, 2005;

13. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2007;

14. Егоршин А. П. Основы менеджмента: уч. пос. – Н.Новг.: НИМБ, 2008;

15. Егоршин А.П. Управление персоналом. – М.: ИНФРА-М, 2006

16. Зайцева О.А., Радугин А.А. Основы менеджмента: уч.пос. – М.: Центр, 2006;

17. Игнатов В.Г., А.лбастова Л.Н. Теория управления: курс лекций. – М.: МарТ, 2006; 

18. Лапуста М. Г. Словарь – справочник менеджера. – М.: ИНФРА-М.,2006;

19. Линчук Г. Г. Менеджмент. Учебный курс: учебно-методический комплекс. – М.: Гардарики, 2006;

20. Максимцев М.М., Игнатьева А.В. Менеджмент: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2004;

21. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. – М.: Дело, 2007;

22. Подлесных В. И. Менеджмент: уч. пос. – СПб.: Издательский дом «Бизнес – пресса», 2008;

23. Прыкин Б.В., Прыкина Л. В. Усмин З.А. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2006;

24. Рапопорт В. Ш., Рапопорт Ю. Ш. Системный решатель проблем РВШ: краткое методическое пособие. – г.Новая Каховка: Экоу-Консультант, 2004;

25. Рыкунов Ф.М., Никулин Л.Ф. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: уч.пос. - М.: ИНФРА-М, 2006;

26. Розенберг Д.М. Бизнес, менеджмент. Терминологический словарь. – М.: Инфра – М., 2007;

27. www.lukoil.ru – веб-сайт ОАО «Нефтяная компания ”ЛУКОЙЛ”».

 

 

Глава 1. Закономерности в теории менеджмента


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.