Дайте определение понятию «специальная психология». — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Дайте определение понятию «специальная психология».

2019-12-18 293
Дайте определение понятию «специальная психология». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дайте определение понятию «специальная психология».

Специальна* психология -раздел психологи­ческой науки о закономерностях развития, воспита­ния, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с откло­нениями в развитии.

Дайте определение понятию «дети с особенностями психофизического развития (ОПФР)»

ДЕТИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ОПФР) -

это дети, имеющие различные отклонения психического или физического развития, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Назовите предмет и объект изучения специальной психологии.

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Объектом современной специальной психологии является изучение лиц с отклонениями в развитии. Изучение лиц с отклонениями в развитии является одной из важнейших практических задач специаль­ной психологии. Оно дает неоценимые материалы, необходимые для дифференциальной диагностики аномального развития и разработки соответствую­щих психодиагностических методик. Изучение лиц с отклонением в развитии проводится с учетом це­лого ряда принципов: принципа комплексного под­хода к изучению ребенка, принципа целостного его изучения, принципа динамического изучения ребен­ка, принципа единства качественного и количест­венного подходов при оценке психического разви­тия и др.

Предметом исследований специальной психоло­гии как отрасли научного познания являются дети с проблемами в развитии, или, как их еще называют аномальные дети. К категории аномальных отно­сят детей, у которых в результате психического или физиологического отклонения произошло наруше­ние общего развития. В специальной психологии в соответствии с исторически сложившейся систе­мой образовательных учреждений для детей с от­клонением в развитии и с системой предметных областей специальной психологии в основу клас­сификации по традиции положен характер наруше­ния. Выделяют основные категории аномальных детей: дети с нарушением слуха, с нарушением зре­ния, с тяжелыми нарушениями речевого развития;

Назовите задачи специальной психологии.

Охарактеризуйте основные этапы медико-педагогической коррекционной работы дефицитного развития.

Основные этапы медико-педагогической коррекционной работы

1. Лечебные мероприятия:

 медикаментозное лечение;

 лазеротерапия;

 лечение на специальных аппаратах, тренажерах, выполнение упражнений для развития зрения;

 лечебная физкультура.

2. Сенсорное воспитание:

 развитие зрительного восприятия и формирования предметных представлений,

 развитие слухового восприятия и внимания,

 развитие осязания.

3. Развитие речи.

4. Формирование различных видов деятельности:

 предметной и игровой,

 мыслительной деятельности (укрепление взаимосвязи между действием, словом и образом, формирование элементов логического мышления),

 продуктивной (лепка, конструирование, ручной труд),

 элементов трудовой деятельности.

5. Физическое воспитание:

 различные физические упражнения на развитие основных движений, физических качеств (быстроты, точности, равновесия), координации движений;

 занятия по умению ориентироваться в пространстве,

 преодоления скованности, неуверенности, боязни пространства, возникающих на фоне зрительной патологии;

 спортивные и подвижные игры.

6. Эстетическое развитие:

 музыкальное воспитание и ритмика,

 ознакомление с художественной литературой,

 театрализованная деятельность.

7. Социальная адаптация:

 формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками,

 формирование представлений о самом себе,

 формирование навыков самообслуживания.

Биологические

· поражение отдельных участков ЦНС при:

- генетическая предрасположенность;

- патологии беременности: тяжёлый токсикоз, инфекции, травмы и др.;

- недоношенность плода;

- внутриутробная гипоксия плода илиасфиксия при родах;

- травмы при родах;

· инфекционные, токсические, травматические заболевания ребёнка в раннем возрасте;

· соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);

· отставаниеребёнка в физическом развитии.

Социальные

· психические травмы;

· неблагоприятные условия жизни;

педагогическая

Раскройте содержание основных разделов специальной психологии.

Разделы специальной психологии:

 тифлопсихология - психология лиц с нарушением зрения; сурдопсихология - психология лиц с нарушением слуха; олигофренопсихология - психология умственно отсталых; логопсихология - психология лиц с речевыми расстройствами; психология лиц с недостатками эмоционально-волевой сферы (в основном, РДА); психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата (в основном, ДЦП); психология лиц с задержкой психического развития;

психология лиц со сложным дефектом.

 МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

Методы психологического изучения - это те

приемы и средства,.с помощью которых психологи и дефектологи получают достоверные сведения об ин­теллектуальном, речевом и физическом развитии ано­мальных детей.

1. Самым распространенным и простым методом с точки зрения его организации является наблюде­ние. Существует несколько вариантов наблюдения: внешнее, внутреннее, свободное,стандартизирован­ное, включенное и стороннее. Применительно к груп­пе аномальных детей применяются все варианты этого метода в зависимости от того, какая цель стоит перед специальным психологом. Внешнее наблюдение удоб­но в том случае, если исследователь проводит сбор данных о поведении аномального ребенка, выполне­нии им каких-либо заданий и др. Этот вариант наблю­дения удобен и прост, позволяет наблюдать за ано­мальным ребенком со стороны и без труда определить отклонения в его развитии. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок программы, процедуры его проведения. В ходе свободного наблю­дения в зависимости от пожелания исследователя может меняться предмет и объект наблюдения. Оно применяется тогда, когда специальному психологу заранее неизвестны признаки и ход рассматривае­мого явления, качества личности аномального ребен­ка. Стандартизированное наблюдение имеет четкий план, программу проведения и строго следует им не­зависимо от того, что происходит с аномальным ре­бенком. Включенное наблюдение предполагает участие самого психолога в процессе. Например, он может вступить в общение с аномальным ребенком или при­нять участие в игре, организованной детьми с отклонением в развитии. Стороннее наблюдение не пред­полагает личностного участия исследователя в том процессе, который он изучает.

2. Беседа как метод психологического исследо­вания применяется психологами по отношению к аномальным детям довольно часто. Задавая оп­ределенные вопросы, анализируя полученные отве­ты и реакцию аномального ребенка, исследователь получает информацию о его представлениях об окру­жающем мире, самом себе, о его отношении к опре­деленным понятиям,явлениям.

3. Тестирование является удобным методом пси­хологического изучения аномальных детей. Применяя тестирование в лроцессе обследования, можно по­лучить точную количественную или качественную ха­рактеристику интеллектуального, речевого и физиче­ского развития аномального ребенка. Этот вид психологического исследования предполагает четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а так­же своеобразие их последующей интерпретации. Кро­ме того, тестирование дает возможность давать диф­ференцированные и сопоставимые оценки уровня сформированности различных сторон личности ано­мального ребенка, развития его мышления, речи и др. В специальной психологии распространены следую­щие варианты тестов: тест-опросник, тест-задание и проективный тест.

4. Эксперимент как метод психического исследо­вания аномальных детей используется не так часто, как наблюдение, беседа и тестирование. Особенность этого метода заключается в том, что в нем целена­правленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой так или иначе проявляется ис­следуемое свойство личности или мышления ано­мального ребенка.

Дайте определение понятию «специальная психология».

Специальна* психология -раздел психологи­ческой науки о закономерностях развития, воспита­ния, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с откло­нениями в развитии.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.