Церковь Успения Пресвятой Богородицы — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

2019-12-18 162
Церковь Успения Пресвятой Богородицы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мы подошли с вами к самой молодой церкви нашего села Успения Пресвятой Богородицы, обиходное название - Богородицкая церковь (смотрите приложение №2). Третьего июня 1901 года по общему приговору крестьяне села уступили место в поле, находящееся к западу от Кубенского,  для кладбища и уже в августе начали сбор средств на постройку каменной кладбищенской церкви. К началу 1902 года было собрано 10949 рублей 50 копеек. Почти половину этой суммы пожертвовала купчиха Александра Буракова. Церковь строилась по проекту вологодского губернского архитектора Алексея Васильевича Скрябина. Он же наблюдал за строительством. Все работы по постройке храма производила бригада каменщиков из села Прилуки, отдельные работы выполняли кубенские мастера. На колокольню были заведены и установлены три колокола. Открыта и освящена церковь была в 1908  году.  Закрыта,  по воспоминаниям старожилов, вначале тридцатых годов.

 В годы гонений на церковь этот храм потерпел много испытаний. Его хотели разобрать, разрушить, использовали для хозяйственных нужд, делали из него склады и мастерские. Последние годы в нём долгое время располагался гараж жилищно – коммунального хозяйства. Пострадало и церковное кладбище. Все могилы были исковерканы бульдозерами и превращены в одну большую свалку. Восстановить это уже не удастся. Среди кучи мусора чудом уцелело всего одно надгробие, на котором даже сейчас можно прочитать, что покоится здесь всю жизнь молившаяся за спасение души своей Александра Буракова. Может оно и сохранилось потому, что эта женщина так много сделала для того, чтобы эта церковь была построена. Люди простили её грехи, на похороны собралось всё село, а тело везла к церкви для отпевания тройка белоснежных лошадей (смотрите приложение №3).

Мысль о возрождении церкви в селе Кубенском появилась у местных жителей. Конечно, после многих лет забвения, в хорошем состоянии сохранились у храма только стены, всё остальное пришлось восстанавливать заново. По вопросу восстановления церкви глава администрации Н. В. Всеволодов собрал в сельсовете всех руководителей предприятий и организаций Кубенского. Среди приглашённых были так же отец Игорь – настоятель прихода в Кубенском, благочинный отец Константин из Вологодского кафедрального собора, Э. А. Подольская – заместитель главы администрации Вологодского района Все собравшиеся заверили, что помогут, чем могут в восстановлении  храма в селе. Жилищно – коммунальное хозяйство составило смету на ремонт, кирпичный завод выделил кирпич, изготовил рамы; СПТУ 42 помогло рабочей силой.

Заблестел свежей чистотой купол, засиял серебристый крест, возносясь в небо, тяжёлые резные ворота украсили вход, над которыми установлена маленькая икона Успенской Божьей Матери. Окна в храме тоже отяжелены узорчатыми решётками. Кое – где сделаны специальные выступы на стенах. Почти у самой стены церкви стоит большое чёрное надгробие, на котором славянскими буквами указано «под сим памятником покоится тело раба божия…». Это могила священника – основателя церкви Успения Пресвятой Богородицы. Много сил и терпения вложил в благоустройство церкви местный батюшка.

    

Обратите внимание, рядом с церковью двухэтажное каменное здание. Когда-то это был дом- приют для престарелых одиноких женщин, тоже построенный Александрой Бураковой (смотрите приложение №4). Здесь почему- то хочется привести такие пословицы:

Хлопочи не о прибыли, а добром имени.

Богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много роздал.

Именно так жила известная всем в селе Кубенское Александра Буракова.

Центр села Кубенское

   Мы с вами находимся на торговой площади, в центре  села Кубенское. Когда-то от красоты его нельзя было отвести взоры (смотрите приложение №5). Здесь находились Ильинский и Димитриевский храмы, а колокольню взорвали и засыпали кирпичом местные пруды. Теперь здесь находятся районная библиотека и районный дом культуры (смотрите приложение №6). Здесь же несколько каменных домов (смотрите приложение №7), все они принадлежали Александре Бураковой.

Это о ней было сказано, что у неё самая бедная плетея имела шубу и кафтан. Александра Алексеевна Буракова вошла в историю села как оказавшая много благотворительной помощи: начиная от организации помывочной, обедов, до внесения немалых денежных сумм на строительство Успенского храма и изготовление иконостаса, богадельни для пожилых людей.

  Деятельность купца, предпринимателя (и вообще любого) всё время ставит человека перед многими искушениями. Богатство испытывает душу, совесть, порядочность. Как совместить «наживание добра» и «творение добра»? Что помогает сделать правильный выбор? Очевидно, следование заповедям Божьим.

  Кстати, об Александре Бураковой ходила такая легенда. Первое время она работала на постоялом дворе и со многими торговцами была знакома. Однажды на постоялый двор заехал какой-то неизвестный купец, денег много, и ещё похваляется: достаёт, показывает. А потом уснул без памяти. Буракова вместе со знакомым Елесиным договорились убить купца, а деньги поделить. Так и сделали, труп вынесли ночью, увезли и закопали. Только Елесину проку от тех денег не было, вконец разорился. А Буракова разбогатела. Да не сразу – год-два выждала. Потом стала понемногу скупать кружева, снабжать крестьян нитками, деньги вперёд давала. «Кружевами отдадите», - говорила.

Так постепенно вся бедняцкая округа для неё кружева стала плести. Она себе дом да двум сыновьям по дому каменному построила, пароход купила, магазины пооткрывала. Товар в Москве, Петербурге и даже за границей продавала. А сама в церковь почти на каждую службу ходила – грех замаливала.

   Правда это или нет, никто не знает точный ответ. Одно можно сказать, богатство окончательно не сгубили её души. В дальнейшем она встала на путь милосердия. Много добра сделала.

 У Бураковой было два сына – Дмитрий и Василий, они тоже стали купцами и продолжили дело матери.  После революции всё имущество у них отобрали, а им пришлось уехать из села.

      Старожилы села утверждают, что в селе Кубенское было много купцов. В документах упоминаются купцы Воеводины, но никаких сведений о них нет.

  До Октябрьской революции в нём располагалась земская управа. Сейчас в здании находится аптека (смотрите приложение №8).

Дом купца Д.А. Борисова.

А вот про купца Дмитрия Александровича Борисова знают все (смотрите приложение №9). Мы с вами двигаемся к его дому.

До революции в селе Кубенское самой распространенной была фамилия Борисов. Многочисленные купцы – однофамильцы славились своей торговлей. В здании сельпо (теперь это частный дом) жил Дмитрий Борисов. Комнаты особняка обогревались уникальной кольцевой печкой, в подвале размещалась бакалейная лавка, где мудрый хозяин отпускал покупателям товар «с горкой», чтобы приходили её. В этом же подвале же подвале, уже после революции, советская власть позволила раскулаченному Борисову провести свои последние дни.

Владимиру Борисову принадлежали два двухэтажных дома. Один переделанный стоит напротив магазина «Стройматериалы», второй давно снесён. Мукой со своей мельницы эти Борисовы снабжали всю округу. Сын Борисовых Сергей Владимирович долгое время жил в Вологде, а потом - в Санкт - Петербурге у детей. Он всегда интересовался историей своего рода и нашего села. Его квартира представляет собой музей, где собраны все материалы о родном крае. Именно ему принадлежит план – схема села (смотрите приложение №1).

Чтобы узнать, сколько было купцов в селе Кубенское, мы обратились к клировым ведомостям Ильинского храма, к приходу которого принадлежало Кубенское. В ведомости Вологодского уезда  Кубенской  Ильинской церкви за 1851 год купцов не числится, а за 1905 год в селе купеческих дворов - два, а вот зажиточных людей, имеющих свои  лавки,  было достаточно.

Ш Заключение

  Нужно ли откладывать милосердные дела «на потом»? Нужно ли сейчас учить сердце быть милым? Какие дела милосердия можно совершать сейчас? Милосердие – это всякое доброе дело. Быть милосердным нужно учиться с детства. И, совершая добрые дела, не гордиться собой, не хвастаться, а понимать, что истинно милосердный человек – это тот, кто скромен, это тот, кто творит добро по зову сердца, не ожидая похвалы и наград.

Если обратиться к истории, то свои истоки благотворительность берёт с библейских времён. Главная заповедь, данная людям Богом: «Любите друг друга». Апостол Павел писал: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине…»

Примером праведных людей являются родители Девы Марии Иоаким и Анна. Они были известны не сколько знатностью своего происхождения, сколько своим смирением и милосердием. Ежегодно  они выделяли из своих доходов две трети: одну жертвовали в храм Божий, другую раздавали бедным и странникам и только одну часть тратили на свои нужды.

На Руси благотворительная деятельность началась сразу после принятия христианства. Великий князь Владимир повелел, чтобы всякому нищему, приходящему на княжеский двор, выдавалось, что ему нужно: пища, питьё.

Закончить нашу экскурсию хочется такими словами купца Александра Чичкина: «Поэты поэтами, но ведь и бочкою масла, и головкою сыра, и бутылкой чистого вкусного молока, которую мы дарим детям, можно в равной степени служить благу и расцвету родной земли, славить своё Отечество…»

Библиография

1. Богословский Н. А. Церковь святого пророка Ильи в селе Кубенском.- Вологда,- 1898.- 61 с.

2. Вологодские епархиальные ведомости. - Вологда, -1898. -№ 7 – 8. - с. 164

3.ГАВО. Клировые ведомости Вологодского уезда – 1851.

 4. ГАВО. Клировые ведомости Вологодского уезда – 1851.

5. Дементьев В.В. Земля русского преображения. - Москва. Фонд имени И.Д. Сытина зарницы, - 2005.- 304с.

6. Непеина А.С. В селе Кубенском. Путевые впечатления.//Журнал «Историческая летопись».- 1916.- №2.

7. Непеин С. Древнехранилище в Володе.// Исторический Вестник.- 1903. -Июль -132с.

8. Шевырёв С. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. Вакационные дни профессора С. Шевырёва в 1847 году. Часть 1.-Москва.

 

 

 

 

Приложение №1

План – схема экскурсионного краеведческого маршрута

«Традиции купечества или предпринимательства в селе Кубенское».

1. Начало пути – школа.

2. Первая остановка – Успенская церковь, приют для престарелых женщин.

3. Центр села Кубенское.

4.
Успенская церковь
Дом  купца Борисова.

 

                           
 
 
Школа
 
Музей
 
Троицкий храм
Дома Александры Бураковой

 


                                                                                
Дом купца Борисова
Дома Александры Бураковой  
Дом купцов Воеводиных
Ильинский и Дмитриевский храмы

 

 

6
5
4
3
2
1
Школа

 

1,2,3, 4 – Дома Александры Бураковой.

5- Дом купца Борисова.

6-Дом Купцов Воеводиных

 

 

Приложение №2

10.03.2019

27.12.2

Приложение №3

10.03.2019

Приложение №4


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.