Основы преподавания экономической теории и экономической политики — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Основы преподавания экономической теории и экономической политики

2019-12-17 143
Основы преподавания экономической теории и экономической политики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ключевым звеном экономического образования является освоение экономической теории. В свою очередь важнейшим рычагом воздействия на хозяйственную практику является экономическая политика. Эффективность экономической политики зависит не только от степени реализации выводов и рекомендаций экономической теории.

Современная экономическая теория - не монолит, она представляет собой совокупность различных школ и направлений. Однако преподавание экономической теории должно быть системным и цельным. Именно такой подход к преподаванию позволяет рассчитывать о наиболее эффективном воздействии экономического образования на реальную экономическую политику.

Важнейшей целью преподавания экономической теории является формирование экономического мышления. Это означает, что студенты научаются понимать смысл и мотивы деятельности участников экономического процесса, их взаимную зависимость в обмене, методы достижения эффективных результатов. Важно также понимание принципов работы рыночного механизма, его возможностей и ограничений, роли государственной политики.

Опыт реальной экономической политики в зарубежных странах и в России за длительный исторический период свидетельствует о том, что наибольшая результативность достигается тогда, когда политика опирается не на одну научную школу или направление, а на их сочетание. Подобное сочетание различно и зависит от конкретной страны и политической ориентации правительства. Одним из объяснений такой ситуации выступает факт развития смешанной экономики во всех развитых странах.

Кризисные явления в мировом хозяйстве в 1997-1999 годы вынуждают международные экономические организации искать решение многочисленных проблем также в сочетании различных теоретических подходов и взглядов. Всеобщность рыночных отношений в мире и все большее развитие глобализации объективно повышают роль экономической науки в формировании национальной и международной экономической политики.

Университетское экономическое образование по своему содержанию и форме позволяет в наибольшей мере быть готовым к современным вызовам на различных уровнях хозяйствования - корпоративном, национальном, международном.

Для регулирования учебных программ по экономике сегодня существуют по крайней мере два основания.

Во-первых, многие вузы, особенно находящиеся в регионах, не имеют собственных профессиональных ресурсов для самостоятельного квалифицированного составления учебных планов и разработки оригинальных курсов лекций. Следование общероссийским стандартам облегчает работу таких вузов и не рассматривается как ограничение академических свобод.

Второе основание состоит в защите студентов от недобросовестного подхода к обучению. Образовательные услуги относятся к категории «товаров доверия», и потребительский рынок такого вида услуг особенно подвержен проблеме обмена. Потребитель должен быть защищен сертифицированием и требованием соблюдения установленных стандартов обучения.

Вместе с тем стандартизация экономического образования не должна выходить за определенные предметные и временные границы. Чем выше уровень экономического образования, тем в меньшей степени должны ограничиваться академические свободы, поскольку свобода идей и много вариантность их представления – неотъемлемые условаия эффективного преподавания экономики на старших курсах университетов и в аспирантуре.

Кроме того, со временем сфера административного регулирования экономических программ должна сокращаться по мере развития трех взаимосвязанных процессов: распространения современных учебников, материалов и программ по экономике в российской высшей школе; ухода образовательного рынка недобросовестных операторов и усиления конкуренции между вузами в области качества учебных программ; возрастающей способностью профессионального сообщества российских экономистов к саморегулированию.

 

 

2.3. Роль математики в экономическом образовании

 

 

Сегодня никого не следует убеждать в необходимости активного изучения и применения математики в экономическом образовании. Без математики не может обойтись фактически ни одна наука. Однако есть различия между математикой как одним из методов исследования в экономической теории и математикой как самостоятельной частью экономического образования вообще.

В экономической теории имеют место различного рода абстракции – аналитические и математические. Первые позволяют давать качественные характеристики объекта анализа, вторые – больше связаны с количественными параметрами. Преобладание одних или других не дает полной картины, и только использование в необходимой мере обеих раскрывает экономическое явление в системном виде.

Экономика не развивается по шаблонам, хотя в хозяйственных процессах обнаруживается немало закономерностей, тенденций, существуют объективные экономические законы. Научные предпосылки анализа всегда в той или иной мере ограничивают объект исследования. Без подобных предпосылок не обходится ни одна модель, ни одна формула или функция. Важно осознавать эти ограничения математического подхода и не абсолютизировать его эффективность.

Изучение математических дисциплин организует мышление, способствует развитию четкости и лаконичности в изложении доводов и аргументов, дисциплинирует научные исследования и создает необходимую базу для понимания и сопоставления исследовательских работ и учебных дисциплин разных стран. Язык математики – это, образно говоря, язык музыки, которые могут в большинстве случаев понимать все без переводчика. Проблема состоит в том, чтобы отобрать те математические дисциплины, которые более всего необходимы как экономистам-теоретикам, так и экономистам-практикам.

 

 

2.4. Неотъемлемый элемент духовности при обучении экономическим дисциплинам («Не хлебом единым...»)

Совершенствование схемы обучения специалистов обусловлено определенными особенностями исторических периодов. Это в полной мере справедливо и для экономических наук.

Вся история российского народа - это постоянная перестройка, и каждая из этих глобальных перестроек давала определенный толчок для последующего восхищения процессом преодоления пережитых тягот. Все эти трудности вносили свою лепту в развитие будущего, более совершенного поколения. Согласно теории эволюции общество совершенствуется под влиянием перенесенных трудностей, а потому каждое последующее поколение по своим параметрам в несколько раз должно превосходить предыдущее. Каждый живущий в состоянии передать информацию, почерпнутую из уст очевидцев. Причем эти очевидцы являются представителями трех и более предшествующих поколений.

Так, в экономике мы пользуемся мыслями, трудами, опытом жизни наших предшественников и своими собственными выводами, в дальнейшем это становится содержанием учений или летописей (учение В.И. Ленина, летопись БАМа, летопись последней перестройки).

Наш российский менталитет не позволяет нам «киснуть», мы все время вынуждены «бродить, как дрожжи», с учетом этого можно выделить некоторые легендарные периоды последних столетий:

1. Эпоха духовного подъема XVIII-XIX вв.

2. Разрушительная и созидательная сила Октябрьской революции.

3. Чудесный героизм советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

4. Неоднозначный период сталинизма.

5. Хрущевская оттепель и т.д.

6. Переход производства в частную собственность, криминальный передел этой собственности; коллапс экономики в России; приращение страны в золотой сырьевой придаток стран «золотого миллиарда».

Только через духовное возрождение Россия воспрянет как самостоятельное экономическое государство.

Все это дает нам право иметь собственное мнение и право обучать экономике исходя из реальностей российской действительности, используя выстраданную российскую модель экономики. Наилучшее представление об этой российской модели дают труды российских экономистов. Прежде чем обращаться к работам иноземных экономистов, необходимо поднять из-под спуда архивов труды соотечественников. Вступив в рыночные отношения, мы лишний раз убеждаемся в справедливости пословицы, что все новое - это хорошо забытое старое.

В наш информационный период, период свертывания времени и пространства, в период изменений не только в политике, экономике, но и в ноосфере вообще - задача преподавателя донести до студентов, что квинтэссенцией всей экономической науки, это не только выживание человека, но и сохранение его духовного базиса.

Цель преподавателя: научить студентов, этих будущих и настоящих родителей, не только окормлять своих чад материально, но и до конца дней своих питать их духовно. Не следует забывать, какая колоссальная ответственность ложится на преподавателей, так как по сути своего ремесла они программируют единый вектор знаний будущего поколения

Духовность человека и высокие знания рождают крепкое поколение (благо, благосостояние, благоразумие, быть экономным, выгода и так далее), при обучении взять на вооружение их глубинную духовную сущность, и тогда зерна духовности, посеянные в душах слушателей дадут обильные всходы.

Возродится благополучие нашей страны. Причем одним из краеугольных камней к процветанию России станет обучение сущности дуализма духовного и материального.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что в основе активных методов обучения экономическим дисциплинам лежит единство духовного и материального.

 

 

3. Фундаментальная подготовка и специализация

 

Фундаментальность университетского экономического образования не исключает, а, наоборот, предполагает определенную специализацию студентов. Подобно тому, как в экономике продолжают образовываться новые отрасли, в системе экономических наук возникают новые отраслевые направления. Есть также специализация по страновым признакам и функциям тех или иных сегментов рыночного механизма.

Фундаментальность подготовки обеспечивается по всей вертикали обучения, а не означает изучение базовых дисциплин только на начальных курсах. В известном смысле оптимальному соотношению фундаментальной и специальной подготовки способствует трехуровневая система: бакалавриат – магистратура – аспирантура. Три уровня подготовки в экономическом образовании отвечают самым разным требованиям рыночной экономики.

 

 

3.1. Университетский курс экономической теории при подготовке профессиональных экономистов-бакалавров: проблемы структуры и методического построения

 

 

Бакалавриат дает базовую подготовку самому массовому кругу экономистов. На этом уровне подготовки специализация может происходить как по отраслевому принципу, так и по степени освоения и использования математических методов анализа экономики. При этом важно, чтобы было найдено оптимальное соотношение обязательных курсов и курсов по выбору. Не всегда обилие курсов по выбору дает наилучший результат. В свою очередь “усреднение” математики для всех студентов бакалавриата не позволяет иметь выпускников с углубленной математической подготовкой. На экономическом факультете МГУ, например, общая экономическая теория на бакалавриате преподается в течение четырех семестров: два семестра изучается курс «Микроэкономика» и два семестра – «Макроэкономика». Курсы по микро- и макроэкономике подразделяются на два уровня – вводный курс («Микроэкономика -1») и промежуточный курс («Микро-2»); то же и в отношении курса «Макроэкономика». Это соответствует схеме преподавания данной дисциплины в вузах и на факультетах экономического профиля, более углубленно изучающих экономику. Такая схема учитывает мировой опыт подготовки специалистов для различных отраслей экономики, она показала свою методическую эффективность при углубленном изучении экономической теории. Данная схема позволяет более подробно изложить сложный теоретический материал, обеспечить его постепенное усвоение.

Формирование цельного представления об экономической системе и рыночном механизме требует особого внимания к логике построения программы вводного курса. Можно дать теорию потребительского выбора, теорию фирмы, теорию общего равновесия как таковые, как отдельные темы курса. А можно не упустить определение этих разделов микроэкономики как базовых «блоков» общей теории, показывающей сходимость целей поведенческих принципов и результатов деятельности всех субъектов экономики и тем самым отвечающей на вопрос об эффективном механизме действия «невидимой руки» рынка. Следующий логический блок об ограниченных возможностях рынка (теория несовершенной конкуренции, внешние эффекты и общественные блага) анализирует несовершенства рыночной системы и смысл государственной активности в экономике. Каждая тема – шаг продвижения вперед в соответствии с этой логикой.

Эта логическая линия присутствует не только в общей структуре курса. Она должна проходить красной нитью через каждую тему и в явной и понятной форме быть доведена до студентов уже на первых этапах изучения экономической теории. Такой подход с самого начала закладывает системное представление о предмете. Чтобы справиться с этой задачей, преподаватель должен держать в голове весь курс, какую бы тему он не изучал со своими студентами, закладывать базу для следующих шагов в развитии предмета.

Экономическое мышление включает в себя понимание фундаментального значения базовых принципов экономической теории.

Важной и специфической задачей вводного курса является – связать в мышлении будущего экономиста научные истины и проблемы реальной экономики. Такой результат достигается привлечением конкретного материала по экономике России и других стран. Он включается в учебный процесс разными методическими способами, главные из которых – ситуационный анализ, дискуссионные проблемные семинары, написание эссе по конкретным проблемам экономики. Для эффективности привлечения этих форм с точки зрения усвоения теоретического материала и повышения интереса студентов к учебной дисциплине необходимы тщательный подбор фактического материала, его детальная методическая проработка (ключевые вопросы, алгоритм анализа, порядок обсуждения, методы контроля и проч.).

    Методическая значимость организации подобных форм занятий состоит кроме прочего и в том, что студенты учатся письменно излагать свои мысли и говорить.

    Еще одна особенность подачи материала на вводном уровне – короткие экскурсы в историю разработки отдельных теоретических гипотез. Часто студенты заканчивают изучение теории, не имея представления о времени появления фундаментальных концепций и об авторах базовых версий. Помимо того, что такие знания составляют необходимую эрудицию студента-экономиста, они полезны и в том смысле, что вводят в научную лабораторию. Наблюдение за тем, как ученый разрабатывал научную проблему, отвечал на критические аргументы, совершенствовал свою концепцию, и повторение этого пути являются привлекательным и эффективным способом обучения.

    Вводный уровень должен выполнять еще одну важную задачу. Изучение некоторых рыночных принципов поведения часто создает у студентов впечатление, что эгоизм рационального максимизатора и есть типичная (нормальная, достойная) форма поведения людей в обществе с рыночной экономикой. Это представление затем может стать убеждением и превратиться в форму реального (циничного, эгоистического, часто хищнического) поведения некоторых людей бизнеса. Западная высшая школа давно обратила внимание на эту опасность. Противодействие такой опасности нашло отражение в учебной литературе вводного уровня. В наиболее качественных (признанных, рейтинговых) учебниках ненавязчиво по всему тексту, в конкретных примерах подчеркиваются важные стороны экономических отношений: взаимовыгодность обмена, значение выбора людей, значение критериев благосостояния для оценки результатов действия индивидов, фирм и государства, ответственность субъектов экономики за последствия принимаемых решений. В результате экономическая теория, начиная с первой ступени вузовского образования, участвует в формировании нравственных принципов поведения людей в обществе, и в экономике в частности.

    На промежуточном уровне экономической теории студенты более широко знакомятся с аналитическими методами экономического анализа, принципами построения экономических моделей, выведением и доказательством наиболее важных выводов теории. Студенты детально изучают формирование различных научных школ, содержание и обоснование научных версий. Значительное место здесь отводится знакомству с проблемами, нет имеющими однозначного решения, являющимися подчас объектами острой полемики. На промежуточном уровне студенты в большей степени готовы определить свое отношение к предмету научной полемики. На этом этапе усложняется аналитический аппарат, формируются дополнительные навыки в его применении. Предмет становится более абстрактным, однако не представляет теперь проблему (в методическом плане), так как принципы функционирования экономической системы студентам уже ясны из вводного раздела курса.

    В связи с разработкой программ и курсов по экономической теории структурные проблемы возникают и в отношении отдельных разделов. Особенно это касается «Макроэкономики – 2».

    В отличие от более стандартизированного (и исторически более разработанного) микроэкономического раздела макроэкономика – наука сравнительно молодая, с большим числом неоднозначно решаемых, дискуссионных проблем. Это обстоятельство объясняет значительное разнообразие структур, курсов и учебников по макроэкономике как на вводном уровне, так и на промежуточном.

    Вот лишь небольшой перечень вопросов, возникающих при составлении программ по «Макро – 2»:

- Какие макроэкономические модели следует отобрать для детального анализа.

- Надо ли в курсы этого уровня для бакалавров включать (в качестве обязательного материала) модели, рассмотренные лишь в научных статьях и пока непризнанные широко экономическим сообществом или отработанные методически до четкости и ясности, позволяющих включить их в учебник?

- Какие именно проблемы можно отложить до магистратуры, где готовятся кадры будущих исследователей?

- Как логически выстроить изучаемые проблемы?

    Кроме совпадающих по своему предмету рассматриваемых в начале курса одной - двух тем, где вводятся основные исходные понятия и концепции (национальный доход, безработица, инфляция, компоненты совокупного спроса и совокупного предложения и др.), остальные разделы в разных учебниках выстраиваются по-разному:

    1. Материал курса может подразделяться на крупные части в той последовательности, в которой научные школы исторически следовали друг за другом: макроэкономические модели классические, неоклассические, кейнсианские, версии новых классиков, новых кейнсианцев.

    2. Курс может быть построен в соответствии с отдельными секторами (рынками) экономики: модели функционирования рынка благ, рынка денег, финансов, рынка труда; модели, учитывающие внешний рынок. Затем рассматривается макроэкономическое равновесие и государственная политика, ее влияние на экономику.

    3. Структура курса может быть ориентирована на узловые макроэкономические проблемы, расположенные в соответствии с временными периодами или в каком то другом порядке: макроэкономическое равновесие, нестабильность (инфляция и безработица), экономические колебания (деловой цикл), экономический рост, государственная политика[9].

    Каждая из этих структур имеет свое обоснование. Едва ли можно сказать, что какая-то из них совершенно неприемлема или, напротив, может быть принята без оговорок и сомнений. Каждая из этих структур имеет свои преимущества и недостатки, что позволяет обсуждать их предпочтительность для подхода, избранного данным учебным подразделением.

    Построение курса макроэкономики в соответствии с исторически возникшими школами позволяет показать более или менее цельно теоретическую концепцию научной школы (исследовательскую программу в современной терминологии), специфику присущих именно ей методологии и логической конструкции. Такой подход позволяет лучше понять задачу, которую ученый ставил перед собой, последовательность ее решения, обоснованность аргументации, последующие шаги в развитии данной концепции. Недостаток же этого подхода состоит в том, что курс по экономической теории превращается в курс по истории мысли. Лектору приходится больше усилий тратить на выделение (иногда поиск) различий в подходах разных школ. Отходит на второй план тот определяющий факт, что экономическая теория подчинена в конечном счете решению реальных проблем. Изменение экономической среды вызывает несоответствие старых версий новым реалиям и заставляет двигаться научную мысль вперед, хотя возможно и чисто логическое продвижение научной версии[10]

 

 

Бакалавриат и магистратура

    До сих пор речь шла о разработке программы по экономической теории в бакалавриате. Но проблема координации программ не менее важна с учетом магистерского уровня, целью которого является подготовка высококласных экономистов-исследователей.

Продолжение фундаментальной подготовки в магистратуре уже напрямую связывается с целевой специализацией, закрепленной магистерской программой. На этом уровне обеспечивается специализация и по базовым дисциплинам. Тем самым создается возможность готовить магистров-экономистов-аналитиков не для страны или хозяйства в целом, а для отдельных сфер деятельности в соответствие с прогнозным рыночным спросом на профессионалов такого уровня.

Выпускник магистратуры при поступлении в аспирантуру углубляет свою специализацию уже в сфере научных исследований. Спрос на профессионалов такого рода имеет штучный характер в рыночной экономике. Только прочная и всесторонняя фундаментальная подготовка позволяет аспирантам сделать действительно актуальное и глубокое кандидатское исследование. Это обеспечивается специальной программой работы с аспирантами на факультете и кафедрах.

Магистерская программа по экономической теории является органической составной частью общей программы по экономической теории и должна базироваться на общей образовательной стратегии по данной дисциплине. Ее методические цели также должны быть четко определены и увязаны с предыдущими этапами.

Предполагается, что студентам-магистрам уже знакомы основные проблемы и научный аппарат экономической теории. Поэтому магистерский курс не должен воспроизводить структуру курса экономической теории, хотя бы и на более сложном формальном уровне. Он должен отличаться набором рассматриваемых проблем. С одной стороны, их круг более узок (базовые проблемы студентам знакомы). С другой стороны ее предмет в магистерской программе расширяется за счет включения новых (подчас новейших) проблем собственно экономической теории, а так же проблем, подсказанных национальной российской экономикой.

Курс экономической теории в магистратуре предполагает тесное взаимодействие с другими научными дисциплинами – эконометрикой, математической статистикой, высшими разделами математики. В круг изучения включаются проблемы, не имеющие однозначного теоретического решения или решения вообще.

Эти задачи обуславливают и своеобразие методики: обсуждение проблем в научном семинаре, подготовку научных проектов с практическим применением теории, написание эссе, статей для студенческих сборников и другие более сложные по сравнению с бакалавриатом формы научной работы. Все это развивает способность студентов к аналитическому и творческому мышлению, основы которого были заложены при изучении экономической теории на первых курсах[11].

Магистерский курс по экономической теории в гораздо большей степени может быть авторским. Однако его наполнение и методическая подача должны вписываться в общую стратегию преподавания фундаментальной экономической теории на факультете.

Подготовка бакалавров и магистров имеет еще и международный аспект. Если исходить из всемирного распространения рыночных принципов, а также из целевой задачи подготовки кадров для рыночной экономики, то общей системой такого образования выступает именно двухзвенная подготовка: бакалавр-магистр.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.