Основы методики преподавания — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Основы методики преподавания

2019-12-17 257
Основы методики преподавания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Беспрозванных О.В.

Научный руководитель:

профессор,

доктор педагогических наук

Хальзов В.И.

 

Санкт-Петербург

2007

Оглавление.

Введение 2

1. Основы методики преподавания 4

1.1. Сущность, содержание и предмет методики преподавания 5

1.2. Сущность и место в учебном процессе лекции и практических занятий 10

1.3. Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы студентов 16

1.4. Функции, требования и основные формы контроля в учебном процессе 19

2. Современные основы преподавания экономических дисциплин в высшем учебном заведении 24

2.1. Современная система высшего экономического образования и нужды хозяйственной практики 24

2.2. Основы преподавания экономической теории и экономической политики 33

2.3. Роль математики в экономическом образовании 35

2.4. Неотъемлемый элемент духовности при обучении экономическим дисциплинам («Не хлебом единым...») 36

3. Фундаментальная подготовка и специализация 39

3.1. Университетский курс экономической теории при подготовке профессиональных экономистов-бакалавров: проблемы структуры и методического построения 39

3.2. Бакалавриат и магистратура 45

3.3. Создание российской школы экономической мысли 47

3.4. «Макроэкономика» и реалии российской экономики 49

4. Интеграция региональной экономики как основа для развития системного преподавания экономических дисциплин 51

Заключение 54

Список литературы: 57

Введение

Изменение структуры и дальнейшее развитие экономического образования, ориентированного на рыночные решения, центральная задача системы образования российских университетов в свете ее соответствия меняющимся экономическим процессам. Как бы ни были важны краткосрочные мероприятия по повышению квалификации ведущих и преподавательских кадров в области экономики, гораздо важнее все-таки заложить долгосрочный фундамент экономического образования.

Современный этап развития российского общества ставит новые задачи перед системой образования. Задачей образования становится не простая передача суммы накопленных знаний, а обучение слушателей навыкам адаптации к быстро меняющимся экономическим и социальным условиям. Результат эффективного обучающего процесса заключается теперь в умении студентов, прошедших обучение, быстро встраиваться в динамичную среду жизнедеятельности общества. Сегодняшняя экономика предъявляет постоянно растущий спрос на работников, сочетающих в себе высокую профессиональную компетентность с творческими, управленческими и предпринимательскими способностями, с желанием и возможностями коллективной работы и навыками социального общения.

С каждым годом российской экономике требуется все больше и больше специалистов в различных областях – банковской, страховом бизнесе, корпоративной экономике и т.д., специалистов, которые помимо конкретных знаний в конкретной области должны обладать хорошими управленческими навыками и стратегическим мышлением в аспекте оценки окружающей экономической среды.

Проблема высшего образования вообще и экономического в частности многоаспектна. Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то большинство гуманитарных дисциплин самым непосредственным образом реагирует на вызовы общественного развития. В значительной мере это относится и к экономическому образованию. Однако традиционно высшее образование при любых обстоятельствах отличается своей основательностью, фундаментальностью. И эту особенность университетского образования не может смести никакой ветер перемен ни в самой системе образования, ни в российском обществе в целом.

В настоящее время актуальнее становится проблема методики преподавания экономических дисциплин. Мы становимся свидетелями реформирования системы высшего образования. Все большее внимание уделяется самостоятельной работе. Заметны также и другие тенденции.

Цель данной квалификационной работы – изучить основы методики преподавания в целом и экономических дисциплин в частности, выявить проблемы структуры и методического построения университетского курса экономической теории, а также проанализировать основные тенденции развития высшего экономического образования в России.

За 100 лет существенно расширилась предметная область экономической теории, охватив различные уровни и аспекты экономической реальности.

Если классическая политэкономия фокусировала свое внимание на народнохозяйственных системах в состоянии равновесия, то теперь в арсенале экономиста есть теории, характеризующие явления микро- и макроуровней, равновесные и неравновесные состояния, инерционные и эволюционные процессы. Экономика исследуется и со стороны общественного продукта как результата хозяйственной деятельности, и с точки зрения поведения ее участников, и в аспекте направляющей такое поведение институциональной среды[1].

 

 

Бакалавриат и магистратура

    До сих пор речь шла о разработке программы по экономической теории в бакалавриате. Но проблема координации программ не менее важна с учетом магистерского уровня, целью которого является подготовка высококласных экономистов-исследователей.

Продолжение фундаментальной подготовки в магистратуре уже напрямую связывается с целевой специализацией, закрепленной магистерской программой. На этом уровне обеспечивается специализация и по базовым дисциплинам. Тем самым создается возможность готовить магистров-экономистов-аналитиков не для страны или хозяйства в целом, а для отдельных сфер деятельности в соответствие с прогнозным рыночным спросом на профессионалов такого уровня.

Выпускник магистратуры при поступлении в аспирантуру углубляет свою специализацию уже в сфере научных исследований. Спрос на профессионалов такого рода имеет штучный характер в рыночной экономике. Только прочная и всесторонняя фундаментальная подготовка позволяет аспирантам сделать действительно актуальное и глубокое кандидатское исследование. Это обеспечивается специальной программой работы с аспирантами на факультете и кафедрах.

Магистерская программа по экономической теории является органической составной частью общей программы по экономической теории и должна базироваться на общей образовательной стратегии по данной дисциплине. Ее методические цели также должны быть четко определены и увязаны с предыдущими этапами.

Предполагается, что студентам-магистрам уже знакомы основные проблемы и научный аппарат экономической теории. Поэтому магистерский курс не должен воспроизводить структуру курса экономической теории, хотя бы и на более сложном формальном уровне. Он должен отличаться набором рассматриваемых проблем. С одной стороны, их круг более узок (базовые проблемы студентам знакомы). С другой стороны ее предмет в магистерской программе расширяется за счет включения новых (подчас новейших) проблем собственно экономической теории, а так же проблем, подсказанных национальной российской экономикой.

Курс экономической теории в магистратуре предполагает тесное взаимодействие с другими научными дисциплинами – эконометрикой, математической статистикой, высшими разделами математики. В круг изучения включаются проблемы, не имеющие однозначного теоретического решения или решения вообще.

Эти задачи обуславливают и своеобразие методики: обсуждение проблем в научном семинаре, подготовку научных проектов с практическим применением теории, написание эссе, статей для студенческих сборников и другие более сложные по сравнению с бакалавриатом формы научной работы. Все это развивает способность студентов к аналитическому и творческому мышлению, основы которого были заложены при изучении экономической теории на первых курсах[11].

Магистерский курс по экономической теории в гораздо большей степени может быть авторским. Однако его наполнение и методическая подача должны вписываться в общую стратегию преподавания фундаментальной экономической теории на факультете.

Подготовка бакалавров и магистров имеет еще и международный аспект. Если исходить из всемирного распространения рыночных принципов, а также из целевой задачи подготовки кадров для рыночной экономики, то общей системой такого образования выступает именно двухзвенная подготовка: бакалавр-магистр.

 

 

Заключение

Подводя итог проделанной работе можно сделать следующие основные выводы о системе высшего экономического образования в России и методике преподавания экономических дисциплин.

1. Тенденции последних лет в России привели, во-первых, к организационному преобразованию вузовской системы в университетскую систему и, во-вторых, к широкому распространению подготовки экономистов в самых различных по профилю учебных заведениях.

2. Эффективность образовательного процесса во многом определяется методикой преподавания.

3. Методика - отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету (предметам).

4. Предметом методики преподавания является сам процесс обучения определенной учебной дисциплины.

5. На данный момент лекция является ведущей формой учебного процесса в высшей школе определяющей его содержание.

6. Практическое занятие или семинар является результатом самостоятельного изучения рекомендованной литературы, позволяет в свободной обстановке обменяться мнениями, выяснить еще не до конца ясное и усвоенное.

7. Растет роль самостоятельной работы в системе высшего образования. Самостоятельная работа студентов по экономическим дисциплинам направлена на разработку системы мероприятий по обучению и воспитанию, формирующих экономическое образование и самостоятельность мышления студентов.

8. Качественная организация контроля – залог стимулирования студента на получение необходимых знаний.

Развитие Российской экономики и экономического образования взаимообусловлено. В этой связи можно надеяться, что экономическое оживление в России окажет благотворное воздействие на становление в стране экономической высшей школы. Рост доходов населения увеличивает платежеспособный спрос, а стабилизация социальной и экономической ситуации повышает привлекательность инвестиций в человеческий капитал, в том числе в виде получения образования по перспективным специальностям, многие из которых требуют экономических знаний. Возрастающая зрелость и конкурентность рынка повышают ценность способностей и знаний, что, в свою очередь усиливает стандартные рыночные стимулы получения университетского образования.

Возросшая способность населения (бюджета) финансировать высшее экономическое образование будет сочетаться с повышением требовательности к полученным знаниям. Это должно усилить конкуренцию между университетами, повысить качество вузовского экономического образования. Перспективными представляются следующие направления деятельности.

Повышение интеграции и конкурентности российской системы преподавания экономики и экономических исследований. В частности, речь идет о создании единого рынка труда для российских экономистов посредством конкурсного замещения вакансий с широким информированием потенциальных соискателей, проведение ежегодных общероссийских «ярмарок вакансий» (по образцу Американской Экономической ассоциации), создание полнокровных профессиональных объединений с ежегодными конференциями, финансирования интенсивных обменов студентов и профессоров, размещения общедоступной информации об учебных пленах вузов и занятости выпускников прошлых лет и т.п. Важную роль должны сыграть объективные системы рейтинговой оценки различных экономических вузов.

Распространение в России международного опыта университетского управления и финансирования высшей школы. Для экономических вузов привлекательной выглядит возможность стандартных на Западе симбиотических отношений с бизнес-школами.

Поддержка университетской экономической науки в первую очередь за счет помощи в создании «центров мастерства» и развития контактов этих центров с российскими и западными университетами. Необходима также организация в России современного научного журнала по экономической теории.

 

Список литературы:

 

1. Закон «Об образовании» 1992 г.

2. Конституция Российской Федерации 1993 г.

3. Закон «Об образовании» 1996 г.

4. Сандерс Ф. и др. Основные экономические понятия: Структура преподавания: Учебное пособие // Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1995.

5. Активные методы обучения экономическим дисциплинам: Доклады и тезисы совещания // Под общ. ред. Ф. Кайзера, Г. Богомазова и др. – СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 2002.

6. Гейжан Н.Ф. и др. Педагогика. Курс лекций, - СПб: Фонд «Университет», 2003.

7. Дополнительное гуманитарное образование менеджеров // Журнал Педагогика, № 2, 2005.

8. Активизация учебного процесса по экономическим дисциплинам // Журнал Высшее образование в России, № 2, 1997.

9. Кваша Б.Ф., Пономаренко Н.П. Комплексное методическое обеспечение учебного предмета «Педагогика» // Под ред. В.И. Хальзова. – СПб: СПбУ МВД России, 1999.

10. Котов Н. Как преподавать экономику в новых условиях // Журнал Известия СПб университета экономики и финансов, № 1, 2004.

11. Журавлева Г.П. Какой учебник по экономической теории нужен высшей школе // Журнал Экономическая наука современной России, № 3, 2003.

12. Рудакова И.Е. Университетский курс экономической теории: проблемы структуры и методического построения // Вестник Московского ун-та, серия 6, № 5, 2005.

13. Тамбовцев В. Реформы российского образования и экономическая теория // Вопросы экономики, № 3, 2005.

14. Розанова Н., Савицкая Е. Экономическая теория в бизнес-образовании // Вопросы экономики, № 11, 2005.

15. Грязнова А. Проблема: «вузовская» экономическая теория и нужды хозяйственной практики в контексте присоединения России к Болонскому соглашению // Российский экономический журнал, № 3, 2004.

16. Кульков В. Национальное в экономической теории и в ее вузовских курсах // Российский экономический журнал, № 4, 2004.

17. Полищук Л. Реформа экономического образования в России: потребности, ресурсы, мотивация // Вопросы экономики, № 7, 2002.

18. Шендерова С. Проблемы преподавания экономических дисциплин в технических вузах // Вопросы экономики, № 8, 2002.

19. О статусе политической экономии в вузовском преподавании экономических дисциплин // Российский экономический журнал, № 5-6, 2003.

20. Якутин Ю. Вузовский статус политической экономии // Российский экономический журнал, № 7, 2003.

21. Иншаков О. Структура уточнения содержания экономической теории: потенциал многоуровневого мезоподхода // Российский экономический журнал, № 4, 2003.

22. Ананьн О. О статусе преподавания политической экономии // Российский экономический журнал, № 5-6, 2003.

23. Педагогика // Под ред. П.И. Пидкасистого, Педагогическое общество России, М.: 2004.

24. Подласый И.П. Педагогика в 2-х книгах. М.: Владос, 1999.

25. Фридман М. Методология позитивной науки // Тезис. 1994. № 4.

26. Бадмаев А.Г. Интеграция региональной экономики как основа для развития системного преподавания экономических дисциплин, 1998.

27. Винслав Ю. Специализация «Корпоративный менеджмент» в вузовских образовательных программах». – 2002. - № 4.

28. Еваленко М. Профессиональное обучение «малых бизнесменов» специфика и методические проблемы. – 2003. - № 11-12.

29. Хубиев К. Еще раз об «экономикс»: не сотвори себе кумира! // Российский экономический журнал – 2000, - № 5-6.

30. Национальная экономика: вопросы теории и проблемы преподавания (по материалам научно-практической конференции в Московском университете) // Российский экономический журнал – 2001,- № 10.

31. Гудвин Н., Вайскопф Т., Ананьин О. Учебник «Макроэкономика в контексте»: о смысле «контекста» // Российский экономический журнал – 2003,- № 2.

32. Земляков Д. Условие конкурентности – концептуально-содержательное многообразие учебников и учебных пособий //Российский экономический журнал – 2003. - № 3.

33. О статусе политической экономии в вузовском преподавании экономических дисциплин (по материалам расширенного заседания Научно-методического совета по экономике Минобразования России) // Российский экономический журнал – 2003,- №№ 4-6.

34. Якутин Ю. Вузовский статус политической экономии: несколько мыслей по поводу прошедшего обсуждения (о содержании и итогах дискуссии на расширенном заседании Научно-методического совета по экономике Минобразования России //Российский экономический журнал – 2003, - № 7.

35. Кузьминов Я., Филонович С. Бизнес-образование в России: состояние и перспективы (содержательно-институциональные аспекты) // Вопросы экономики, 2004, - № 1.

36. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. М.: Юрайт-М, 2001.

37. Макконел К.Р,. Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2001.

38. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособие // Под ред. А.И. Добрынина. М.: ИНФРА-М, 2000.

39. Курс экономики: Учебник // Под ред. Б.А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 2000.

40. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник // Под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М.: ПРОМО-Медиа, 1995.

41. Основы теории современной экономики: 25 лекций. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

42. Экономическая теория // Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб.: Питер, 2000.

43. Экономическая теория // Под ред. В.Д. Камаева. М., 2000.

44. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 1999.

45. Экономическая теория в схемах и графиках: уч. пособие // Под ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000.

 


[1] Ананьн О. О статусе преподавания политической экономии // Российский экономический журнал, № 5-6, 2003, С. 56-71.

[2] Педагогика // Под ред. П.И. Пидкасистого, Педагогическое общество России, М.: 2004, с. 38.

[3] И.П. Подласый, Педагогика в 2-х книгах. М.: Владос, 1999, с. 12-14.

[4] И.Ф. Харламов Педагогика 7-е изд., Минск «Университетское», 2002, с. 517-531.

[5] Педагогика Педагогические теории, системы технологии // Под ред. С.А. Смирнова, М.: ACADEMA, 2001, с. 90-92.

[6] Кузьминов Я. Филонович С. Бизнес-образование в России: состояние и перспективы (содержательно-институциональный аспект). // Вопросы экономики, 2004, № 1, С 29.

[7] См., в частности: Хубиев К. Еще раз об «экономикс»: не сотвори себе кумира! – 2000. - № 5-6; Национальная экономика: вопросы теории и проблемы преподавания (по материалам научно-практической конференции в Московском университете). – 2001.- № 10; Гудвин Н., Вайскопф Т., Ананьин О. Учебник «Макроэкономика в контексте»: о смысле «контекста». – 2003.- № 2; Земляков Д. Условие конкурентности – концептуально-содержательное многообразие учебников и учебных пособий. – 2003. - № 3; О статусе политической экономии в вузовском преподавании экономических дисциплин (по материалам расширенного заседания Научно-методического совета по экономике Минобразования России). – 2003.- №№ 4-6; Якутин Ю. Вузовский статус политической экономии: несколько мыслей по поводу прошедшего обсуждения (о содержании и итогах дискуссии на расширенном заседании Научно-методического совета по экономике Минобразования России. – 2003.

[8] Винслав Ю. Специализация «Корпоративный менеджмент» в вузовских образовательных программах». – 2002. - № 4. Еваленко М. Профессиональное обучение «малых бизнесменов» специфика и методические проблемы. – 2003. - № 11-12.

[9] Иншаков О. Структура уточнения содержания экономической теории: потенциал многоуровневого мезоподхода // Российский экономический журнал, № 3, 2003. – С. 84.

[10] В некоторых случаях, когда реальная проблема конкретной экономики обнаруживается в очевидной форме, исследовательские программы начинают «сходиться», и тогда акцент на различие школ менее актуален для понимания существа проблемы. Примером может служить объяснение экономических колебаний новыми классиками и новыми кейнсианцами. При различиях в подходах эти версии демонстрируют значительное сходство методологического порядка: и те и другие признают значение микроэкономических принципов поведения субъектов. Актуальной становится не идентификация этих версий как принадлежащих разным школам, а исследование возможных разных вариантов решения экономической проблемы.

[11] Милтон Фридмен замечает, что прогресс экономической науки требует проверки, развития и построения новых гипотез. «Здесь мало, что можно сказать на формальном уровне. Построение гипотез является творческим актом вдохновения, интуиции, изобретения; его суть заключается в обнаружении чего-то нового в знакомом материале» (Фридман М. Методология позитивной науки // Тезис. 1994. № 4 С. 51).

[12] Полищук Л. Реформа экономического образования в России: потребности, ресурсы, мотивация // Вопросы экономики, № 7, 2002 – с. 44-53.

[13] Кульков В. Национальное в экономической теории и в ее вузовских курсах // Российский экономический журнал, № 4, 2004. – С. 62.

[14] Рудакова И.Е. Университетский курс экономической теории: проблемы структуры и методического построения // Вестник Московского университета. Серия 6, № 5, 2005. – С. 102.

[15] А.Г.Бадмаев, к.э.н., с.н.с. ВСГТУ, зав.лабораторией региональной экономики БИП СО РАН,

1998 г.

 

Беспрозванных О.В.

Научный руководитель:

профессор,

доктор педагогических наук

Хальзов В.И.

 

Санкт-Петербург

2007

Оглавление.

Введение 2

1. Основы методики преподавания 4

1.1. Сущность, содержание и предмет методики преподавания 5

1.2. Сущность и место в учебном процессе лекции и практических занятий 10

1.3. Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы студентов 16

1.4. Функции, требования и основные формы контроля в учебном процессе 19

2. Современные основы преподавания экономических дисциплин в высшем учебном заведении 24

2.1. Современная система высшего экономического образования и нужды хозяйственной практики 24

2.2. Основы преподавания экономической теории и экономической политики 33

2.3. Роль математики в экономическом образовании 35

2.4. Неотъемлемый элемент духовности при обучении экономическим дисциплинам («Не хлебом единым...») 36

3. Фундаментальная подготовка и специализация 39

3.1. Университетский курс экономической теории при подготовке профессиональных экономистов-бакалавров: проблемы структуры и методического построения 39

3.2. Бакалавриат и магистратура 45

3.3. Создание российской школы экономической мысли 47

3.4. «Макроэкономика» и реалии российской экономики 49

4. Интеграция региональной экономики как основа для развития системного преподавания экономических дисциплин 51

Заключение 54

Список литературы: 57

Введение

Изменение структуры и дальнейшее развитие экономического образования, ориентированного на рыночные решения, центральная задача системы образования российских университетов в свете ее соответствия меняющимся экономическим процессам. Как бы ни были важны краткосрочные мероприятия по повышению квалификации ведущих и преподавательских кадров в области экономики, гораздо важнее все-таки заложить долгосрочный фундамент экономического образования.

Современный этап развития российского общества ставит новые задачи перед системой образования. Задачей образования становится не простая передача суммы накопленных знаний, а обучение слушателей навыкам адаптации к быстро меняющимся экономическим и социальным условиям. Результат эффективного обучающего процесса заключается теперь в умении студентов, прошедших обучение, быстро встраиваться в динамичную среду жизнедеятельности общества. Сегодняшняя экономика предъявляет постоянно растущий спрос на работников, сочетающих в себе высокую профессиональную компетентность с творческими, управленческими и предпринимательскими способностями, с желанием и возможностями коллективной работы и навыками социального общения.

С каждым годом российской экономике требуется все больше и больше специалистов в различных областях – банковской, страховом бизнесе, корпоративной экономике и т.д., специалистов, которые помимо конкретных знаний в конкретной области должны обладать хорошими управленческими навыками и стратегическим мышлением в аспекте оценки окружающей экономической среды.

Проблема высшего образования вообще и экономического в частности многоаспектна. Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то большинство гуманитарных дисциплин самым непосредственным образом реагирует на вызовы общественного развития. В значительной мере это относится и к экономическому образованию. Однако традиционно высшее образование при любых обстоятельствах отличается своей основательностью, фундаментальностью. И эту особенность университетского образования не может смести никакой ветер перемен ни в самой системе образования, ни в российском обществе в целом.

В настоящее время актуальнее становится проблема методики преподавания экономических дисциплин. Мы становимся свидетелями реформирования системы высшего образования. Все большее внимание уделяется самостоятельной работе. Заметны также и другие тенденции.

Цель данной квалификационной работы – изучить основы методики преподавания в целом и экономических дисциплин в частности, выявить проблемы структуры и методического построения университетского курса экономической теории, а также проанализировать основные тенденции развития высшего экономического образования в России.

За 100 лет существенно расширилась предметная область экономической теории, охватив различные уровни и аспекты экономической реальности.

Если классическая политэкономия фокусировала свое внимание на народнохозяйственных системах в состоянии равновесия, то теперь в арсенале экономиста есть теории, характеризующие явления микро- и макроуровней, равновесные и неравновесные состояния, инерционные и эволюционные процессы. Экономика исследуется и со стороны общественного продукта как результата хозяйственной деятельности, и с точки зрения поведения ее участников, и в аспекте направляющей такое поведение институциональной среды[1].

 

 

Основы методики преподавания

Не секрет, что эффективность образовательного процесса во многом определяется методикой преподавания. Широкое использование унифицированных методов и переход на исключительно письменный контроль за усвоением студентами предметов изучения формально снижает роль преподавателя в непосредственном процессе обучения. Между тем уровень подготовки и эффективность обучения находятся в прямой зависимости от взаимодействия звена преподаватель-студент[2].

В учебном процессе обе стороны должны играть творческую роль. Важно избегать так называемого трафаретного обучения, когда студенты натаскиваются на решение определенного типа задач, а развитие их экономического мышления кладется в жертву числу рассмотренных задач. Студент должен научиться разбираться не только в смоделированных, но и реальных экономических процессах.

Существенную роль в подготовке студентов играет их самостоятельная работа, особенно развитие навыков самостоятельного поиска при выполнении рефератов, курсовых и других исследовательских работ. Здесь важность деятельности кафедр трудно переоценить.

Использование учебной и вспомогательной литературы может иметь больший эффект если при наличии определенных условий активно внедрять в учебный процесс Интернет. В этом случае границы общения студентов с преподавателем раздвигаются и в пространстве, и во времени.

Предложение курсов и спецкурсов по выбору не должно становиться самоцелью. Во-первых, любой выбор должен находиться в русле основного стержня подготовки. Во-вторых, дисциплины по выбору следует подбирать на одном уровне сложности и масштаба освоения, а также выступающие как альтернативные стороны одного общего предмета изучения.

Применение зарубежных моделей обучения достигает цели тогда, когда в аудитории учитываются национальные и культурные традиции основной массы студентов, когда в стандартных теоретических ситуациях умело анализируются явления национальной экономики или отдельного региона.

 

 

1.1. Сущность, содержание и предмет методики преподавания

Понятие «методика» имеет древнегреческие корни и переводится как путь исследования, теория, учение.

Отсюда методика (в самом общем смысле слова) - отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету (предметам).

Методика вычленилась из теории обучения - дидактики, которая впервые в полном объеме и с сохранением в своей основе до наших дней была обобщена великим педагогом Яном Амосом Коменским в XVII веке[3].

В узком смысле слова методика преподавания - это учение о методах обучения и воспитания. Но было бы неверно рассматривать методику только как сумму методов, приемов или организационных мер. Это наука, которая имеет свою теорию, практику, методологию. Отсюда и подход к ней должен быть таким же, как к любой другой науке.

Зададимся вопросом - каков предмет методики преподавания как науки?

Предмет методики преподавания - процесс обучения обучаемых, его закономерности. На основе познанных (объективных, и субъективных) закономерностей методика разрабатывает, с одной стороны, средства, способы и организационные формы учебно-воспитательного процесса; с другой - нормативные требования к деятельности педагогов.

Отсюда со всей очевидностью вытекает заключение о многоуровневости методики.

Первый уровень - это наука, подчиняющая себе весь педагогический процесс на основе диалектического взаимодействия и взаимопроникновения педагогики (теории образования) и дидактики (теории обучения)

Второй уровень - учение (научная дисциплина) о методах обучения и воспитания, закономерностях обучения.

Третий уровень - закрепленная сумма приемов и организационных мер по изучению конкретной учебной дисциплины (группы дисциплин).

Поэтому наряду с теорией методики есть как общая методика преподавания, так и специфические (частные) методики преподавания группы дисциплин, отдельной дисциплины, ее разделов и даже отдельных тем.

Так в методике проявляется органичное и диалектическое сочетание общего, особенного и единичного.

Вместе с тем, роль и значение методики в современных условиях не только не снижается, но и возрастает. Это можно пояснить целым рядом факторов.

Во-первых, практически любой специалист с высшим образованием выступает не только исполнителем, но и творцом: следовательно, он должен уметь квалифицированно и четко довести свои идеи и замыслы до подчиненных и коллег[4].

Во-вторых, экономическое, политическое, идеологическое настолько переплелись в современной жизни, что очень важно уметь выделять и разрабатывать экономические задачи и проблемы.

В-третьих, успех любого дела зависит от убежденности, знания, информированности и морального единства исполнителей; немаловажно отметить, что убедить - значит уже увлечь за собой.

В-четвертых, экономическая практика на переломном этапе (как никогда прежде) нуждается в теоретическом обосновании и практическом подкреплении теории, а необходимость связать теорию с практикой является одной из важнейших задач педагогики, а в частности - методики.

Наконец, в-пятых, право преподавать должно подкрепляться соответствующей профессиональной психолого-педагогической подготовкой, в т. ч. такими учебными дисциплинами, как: основы психологии и педагогики; психология деятельности; коммуникационные процессы обучения; методика преподавания экономики.

Таким образом, методика - не просто наука и учебная дисциплина, но и актуальный рычаг постижения актуальной экономической реальности.

Методика в точном смысле слова есть учение о методах обучения и воспитания. Предметом методики преподавания является сам процесс обучения определенной учебной дисциплины. Ее задача заключается в изучении закономерностей этого обучения и установлении на их основе нормативных требований к деятельности преподавателей. Иначе говоря, методика есть совокупность определенных методов, через которые реализуются требования, предъявляемые к преподаванию[5].

Методика преподавания общественных наук призвана обеспечить высокий теоретический уровень преподавания, строгую научность, яркость и доходчивость изложения материала. Как совокупность определенных приемов, методика преподавания неразрывно связана с содержанием изучаемой науки и ее методологией.

На многих примерах можно наглядно проследить взаимосвязь методологии и методики преподавания. Так, например, не разработанность методики неизбежно и самым отрицательным образом сказывается на методологическом уровне лекций и семинаров, и наоборот.

Методика как учение о методах обучения и воспитания представляет собой часть общей теории образования и обучения - дидактики, разрабатывающей весь комплекс вопросов содержания, методов и форм обучения. Последняя же выступает в качестве органической составной части педагогики, имеющей своим предметом образование, обучение и воспитание людей.

Частные методики преподавания отдельных дисциплин являются звеньями общей системы педагогических наук. Они включают в себя и используют основные принципы педагогики и дидактики применительно к особенностям преподавания конкретных дисциплин.

Методика имеет дело с закономерностями преподавания и изучением той или иной науки. Имея в виду ее служебную роль по отношению к последней, можно определить методику как форму, при помощи которой в процессе изучения и обучения раскрывается содержание данной науки, ее значение для практики, ее связь с другими науками, ее воспитательное значение.

B методике преподавания общественных наук следует различать общее, особенное и частное.

Преподавание всех общественных наук ведется на основе общих методических требований. В то же время для преподавания каждой из этих наук необходима своя, особенная методика, отражающая специфику содержания данной науки.

Известно, что всякое особенное является в этом отношении также и общим. Поэтому и методика преподавания каждой из общественных наук, выступая как особенная по отношению к методике преподавания всех общественных наук, в то же время является общей применительно к частным методикам.

Методика призвана обеспечить реализацию принципов дидактики, а именно:

- и связи теории с практикой;

- систематичности и последовательности в подготовке специалистов;

- сознательности, активности и самостоятельности студентов в учебе;

- соединения индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе;

- сочетания абстрактности мышления с наглядностью в преподавании;

- прочности усвоения знаний;

- доступности научных знаний;

- единства обучения и воспитания во всех формах учебного процесса.

Научные основы методики пронизывают все звенья учебно-воспитательной работы.

В вузовской учебной практике сложились вполне оправдавшие себя следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук: лекции, самостоятельная работа студентов, семинарские занятия, консультации, зачеты, экзамены, различные формы внеаудиторной работы.

Ни одна из этих форм не может быть признана универсальной, способной заменить другие. Поэтому с методической точки зрения нельзя признать правильным, когда некоторые кафедры встают на путь искусственного разъединения отдельных звеньев учебного процесса, необоснованно заменяя их другими.

Формы учебного процесса находятся во взаимосвязи, взаимообусловленности и логической последовательности. Методика одной формы работ


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.177 с.