Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2019-12-17 | 139 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Оглавление
Введение. 1
Оценка конкурентоспособности российских предприятий в настоящее время (в сравнении с предприятиями других стран). 3
Возможности и способы повышения конкурентоспособности предприятий. 8
Реальные перспективы и действия государства на решение проблемы конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке. 11
Заключение. 13
Приложение 1. Таблица 1 Уровень технологической интенсивности отраслей и российских компаний обрабатывающей промышленности. 15
Список используемых источников и литературы. 17
Введение
Серьезной проблемой российской экономики остается ее низкая конкурентоспособность на мировых рынках, обусловленная, прежде всего отставанием в производительности труда, отсутствием крупных транснациональных корпораций и перспективных компаний в новых высокотехнологичных отраслях. Какой должна быть в этих условиях промышленная политика России? Многочисленные международные исследования, посвященные анализу успеха стран - лидеров мировой экономики, показали, что такие факторы как:
· стабильность национальной валюты и низкая инфляция;
· наличие дешевой рабочей силы;
· протекционистская политика государства;
· наличие значительных природных ресурсов;
· национальная практика менеджмента;
· налоговый режим.
являются важными, но тот же момент, не определяющими. С другой стороны, единственным и самым важным фактором, обеспечивающим экономическое лидерство стран, является наличие в стране национальных корпораций, способных успешно конкурировать на глобальном рынке. [2]
Таким образом, только формирование, развитие и усиление конкурентоспособности российских предприятий может обеспечить сильную конкурентную позицию России на международных рынках и рынках капитала, а, следовательно, экономическое процветание.
|
По данным всемирного экономического форума от 8 октября 2008 г. [1], по уровню конкурентоспособности (в сравнении со странами БРИК) Россия в 2008 г. находится на 51 месте в мире (из 134 стран), в 2007 – 58 место. Основные преимущества России заключаются в большом размере рынка и улучшающихся показателях макроэкономической стабильности (частично это обусловлено влиянием роста цен на нефть).[9] Ее опережает Китай (30-е место), за ним следует Индия (50-е место), Бразилия находится на 64 месте. Несмотря на заметный экономический рост последних восьми – десяти лет, низкая конкурентоспособность остается одной из серьезнейших проблем российской экономики.
Все выше сказанное обусловило цель работы: проанализировать уровень конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке и изучить возможности его повышения.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
· оценить конкурентоспособность российских предприятий в настоящее время;
· выявить возможности и необходимые способы повышения конкурентоспособности предприятий;
· определить и рассмотреть реальные перспективы действия политики государства для решения этой проблемы.
Объектом исследованияконтрольной работы является конкурентоспособность российских предприятий, а предметом исследования: является проблема конкурентоспособности предприятий России на Мировом рынке.
Для полного раскрытия темы, введем некоторые понятия и определения.
Мировой рынок - система устойчивых хозяйственных, товарно-денежных отношений между странами, связанными между собой участием в международном разделении труда.
Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.
|
Протекционизм – защита национального производства от иностранной конкуренции.
НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и инновации.
Страны БРИК – по мнению аналитиков – 4 страны с высоким экономическим потенциалом: Бразилия, Россия, Индия, Китай.
ТНК - Транснациональная компания (корпорация) — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах, на зарубежную деятельность которой падает около 25-30% ее общего объема и имеющая филиалы в двух и более странах.
Диверсификация производства — одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т.п.
Экспорт - вывоз чего-л. из страны с целью продажи или использования в других целях.
Импорт - ввоз товаров из-за границы для реализации их на внутреннем рынке ввозящей страны.
Заключение
Таким образом, одной из важнейших задач российской экономики становится завершение процесса формирования полноценного корпоративного сектора во всех ее сегментах и создание компаний нового типа, способных конкурировать с ведущими мировыми производителями
Государство заинтересовано в увеличении доли крупных корпораций на мировом рынке и превращении их в полноценные транснациональные компании. Необходима также поддержка средних по размеру региональных компаний для постоянного увеличения их доли на внутреннем рынке, превращения их в скрытых «национальных чемпионов». Наконец, малый бизнес должен подпитывать крупный и средний инновациями, новыми видами продукции и услуг.
Как удачную пьесу невозможно сыграть без хороших актеров, так и удачный инвестиционный проект невозможно осуществить без эффективных субъектов рынка: предприятий и компаний. Поэтому новая государственная промышленная политика – это, прежде всего, политика формирования и развития эффективных конкурентоспособных предприятий и компаний, способных успешно осуществлять необходимые государству проекты и программы.
В настоящее время, в условиях мирового экономического кризиса и без того не конкурентоспособные предприятия металлургической отрасли остались практически без рынка сбыта. Действия государства в этом случае направлено на поддержание производства с помощью финансовых инвестиций. Но эти инвестиции выдаются не напрямую, а через банки, и если государство не разработает схему целевого инвестирования, то деньги могут осесть в этих банках, так и не дойдя до пункта назначения.
|
Если рассмотреть топливно-нефтяной рынок, то там цена на нефть значительно снизилась, но в связи с такими критическими условиями ее потребление не увеличилось. Поэтому российские компании, которые экспортируют нефть (а продажа этого сырья является основной долей экспорта во внешнеторговом обороте России (36% с января по сентябрь 2008 г)), и причем, еще страны ОПЕК решили не сокращать объемы ее добычи, то о повышении конкурентоспособности этой отрасли тоже пока говорить не приходится.
Приложение 1. Таблица 1 Уровень технологической интенсивности отраслей и российских компаний обрабатывающей промышленности [2].
Отрасль | НИОКР/условно-чистая продукция | Число компаний и их капитализация, млрд. долл. |
Высокотехнологичные | 23,9 | 7 (5,4) |
В том числе: | ||
авиакосмическая | 29,1 | 3 (1,6) |
фармацевтика | 22,3 | 2 (2,5) |
вычислительная техника и офисное оборудование | 25,8 | 1 (0,2) |
медицинское оборудование и инструмент | 24,6 | нет |
оборудование средств связи | 17,9 | 1 (1,1) |
Относительно высокотехнологичные | 9,1 | 21 (29,5) |
В том числе: | ||
электротехническая | 13,3 | 2 (1,8) |
автомобильная | 9,1 | 7 (12,4) |
химия | 8,3 | 9 (14,4) |
общее машиностроение | 5,8 | 3 (0,9) |
Относительно низкотехнологичные | 2,3 | 21 (118,5) |
В том числе: | ||
судостроение | 3,1 | нет |
производство пластмасс и резинотехническая | 2,7 | нет |
нефтепереработка | 1,9 | 2 (1,2) |
металлургия и металлообработка | 1,6 | 19 (117,3) |
Низкотехнологичные | 1,0 | 7 (15,1) |
В том числе: | ||
прочая обрабатывающая промышленность | 1,3 | 2 (1,1) |
пищевая | 1,1 | 5 (14,0) |
деревообработка | 1,0 | нет |
текстильная, легкая | 0,8 | нет |
Обрабатывающая промышленность в среднем | 56 (168,5) |
Оглавление
Введение. 1
Оценка конкурентоспособности российских предприятий в настоящее время (в сравнении с предприятиями других стран). 3
|
Возможности и способы повышения конкурентоспособности предприятий. 8
Реальные перспективы и действия государства на решение проблемы конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке. 11
Заключение. 13
Приложение 1. Таблица 1 Уровень технологической интенсивности отраслей и российских компаний обрабатывающей промышленности. 15
Список используемых источников и литературы. 17
Введение
Серьезной проблемой российской экономики остается ее низкая конкурентоспособность на мировых рынках, обусловленная, прежде всего отставанием в производительности труда, отсутствием крупных транснациональных корпораций и перспективных компаний в новых высокотехнологичных отраслях. Какой должна быть в этих условиях промышленная политика России? Многочисленные международные исследования, посвященные анализу успеха стран - лидеров мировой экономики, показали, что такие факторы как:
· стабильность национальной валюты и низкая инфляция;
· наличие дешевой рабочей силы;
· протекционистская политика государства;
· наличие значительных природных ресурсов;
· национальная практика менеджмента;
· налоговый режим.
являются важными, но тот же момент, не определяющими. С другой стороны, единственным и самым важным фактором, обеспечивающим экономическое лидерство стран, является наличие в стране национальных корпораций, способных успешно конкурировать на глобальном рынке. [2]
Таким образом, только формирование, развитие и усиление конкурентоспособности российских предприятий может обеспечить сильную конкурентную позицию России на международных рынках и рынках капитала, а, следовательно, экономическое процветание.
По данным всемирного экономического форума от 8 октября 2008 г. [1], по уровню конкурентоспособности (в сравнении со странами БРИК) Россия в 2008 г. находится на 51 месте в мире (из 134 стран), в 2007 – 58 место. Основные преимущества России заключаются в большом размере рынка и улучшающихся показателях макроэкономической стабильности (частично это обусловлено влиянием роста цен на нефть).[9] Ее опережает Китай (30-е место), за ним следует Индия (50-е место), Бразилия находится на 64 месте. Несмотря на заметный экономический рост последних восьми – десяти лет, низкая конкурентоспособность остается одной из серьезнейших проблем российской экономики.
Все выше сказанное обусловило цель работы: проанализировать уровень конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке и изучить возможности его повышения.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
|
· оценить конкурентоспособность российских предприятий в настоящее время;
· выявить возможности и необходимые способы повышения конкурентоспособности предприятий;
· определить и рассмотреть реальные перспективы действия политики государства для решения этой проблемы.
Объектом исследованияконтрольной работы является конкурентоспособность российских предприятий, а предметом исследования: является проблема конкурентоспособности предприятий России на Мировом рынке.
Для полного раскрытия темы, введем некоторые понятия и определения.
Мировой рынок - система устойчивых хозяйственных, товарно-денежных отношений между странами, связанными между собой участием в международном разделении труда.
Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.
Протекционизм – защита национального производства от иностранной конкуренции.
НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и инновации.
Страны БРИК – по мнению аналитиков – 4 страны с высоким экономическим потенциалом: Бразилия, Россия, Индия, Китай.
ТНК - Транснациональная компания (корпорация) — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах, на зарубежную деятельность которой падает около 25-30% ее общего объема и имеющая филиалы в двух и более странах.
Диверсификация производства — одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т.п.
Экспорт - вывоз чего-л. из страны с целью продажи или использования в других целях.
Импорт - ввоз товаров из-за границы для реализации их на внутреннем рынке ввозящей страны.
Оценка конкурентоспособности российских предприятий в настоящее время (в сравнении с предприятиями других стран).
Для оценки конкурентоспособности российских предприятий рассмотрим и сравним их по некоторым основным показателям (объемам оборота, капитализации, уровню и темпам роста производительности труда, уровню зарубежных активов и др.) с предприятиями других стран, представленными на Мировом рынке. Деятельность компаний страны на Мировом рынке ассоциируется, прежде всего, с деятельностью крупных, как правило, транснациональных корпораций (ТНК).
В России ведущими ТНК являются: «ЛУКойл», «Газпром», «Норильский никель», «Уралкалий», «Северсталь», и некоторые другие предприятия в машиностроительной промышленности. Несмотря на их видимый рост в последние годы, все еще значительно отстают не только от западных корпораций (как по объемам оборота, так и по капитализации), но и от ведущих компаний развивающихся стран. Например, крупнейшая частная российская нефтедобывающая компания «ЛУКойл» отстает по объемам продаж от американской «Эксон-Мобил» в 7 раз и от ведущей бразильской нефтяной корпорации «Petrobras» – в 1,5 раза. Российская металлургическая компания «Северсталь» отстает от «ArcelorMittal» из Люксембурга в 8 раз и от бразильской «Vale» – в 2 раза. В химической промышленности российский «Уралкалий» отстает от германской BASF в 100 раз и от Саудовской «Saudi Basic Industries» – в 27 раз.[4]
Низкая конкурентоспособность российских предприятий обусловлена еще и отставанием по уровню и темпам роста производительности труда, поскольку концентрация производственной и инвестиционной активности наблюдается в секторах со средним и низким технологическим укладом, использующим сравнительно малоквалифицированную рабочую силу. Особенно это заметно, если сравнивать между собой отдельные близкие по объемам оборота российские и зарубежные компании, в том числе из развивающихся стран. Расчеты свидетельствуют, что по причине гораздо большей численности занятых российский «Газпром» более чем в 10 раз отстает от норвежской нефтегазовой компании «StatoilHydro». «ЛУКойл» имеет в четыре раза меньшую выработку на одного занятого, бразильская компания «Petrobras». «Северсталь» по производительности в 4 раза уступает китайской «Shanghai Baosteel Group Corporation», в 7 раз – бразильской «Gerdau S.A.» и почти в 20 раз – японской «Nippon Steel». Даже в такой «рыночной» сфере экономики, как финансы, наши компании серьезно проигрывают: российский Сбербанк в 2,5 раза менее эффективен, чем китайский Bank of China, и почти в 10 раз – чем бразильский Banco do Brasil. При втрое меньших объемах оборота в Сбербанке работает 240 тыс. чел., в то время как в бразильском банке – 83 тыс. чел. [4]
Российские компании обладают, как правило, низкоэффективными зарубежными активами. Так, у компании «ЛУКойл» коэффициент эффективности активов составляет всего 0,6, в то время как у малайзийской «Petronas» – 6,4, у индийской «Oil and Natural Gas Corporation» – 1,3. Эффективность приобретенных зарубежных активов у «Норильского никеля» составляет 0,8, а у бразильской добывающей корпорации «Companhia Vale de Rio Doce» – 1,9. У российских машиностроительной компании ОМЗ и металлургической «Мечел» этот показатель вообще запредельно низкий, стремящийся к нулю. [7] Эффективность активов других зарубежных металлургических и машиностроительных компаний также значительно выше, чем российских. И это не удивительно. Например, «Северсталь» недавно приобрела ряд заводов в США («Esmark» за 1,24 млрд. долл. и «WCI Steel» за 140 млн. долл.). По данным журнала «Эксперт», с приобретением этих активов доля зарубежной составляющей в «Северстали» достигнет 60%. [7] Однако зарубежные заводы имеют огромную долговую нагрузку и отличаются почти полным отсутствием прибыли. Это означает, что убыточные американские активы фактически будут дотироваться за счет прибыльных российских предприятий, поддерживая на плаву весь холдинг в целом. Аналогичная ситуация и в других российских компаниях, приобретающих за рубежом сомнительные с точки зрения эффективности активы.
При опросе руководителей корпораций развитых стран лишь 2% российских компаний представляют конкурентную угрозу, в то время как, например, в китайских компаниях такую угрозу видит 41%, в компаниях Индии – 22%. Одна из причин заключается в том, что в списке крупнейших мировых лидеров по версии журнала «Forbes» российские компании представлены в наименьшем числе: их всего 29, в то время как бразильских – 35, индийских – 47, китайских – 54. Кроме того, отраслевая принадлежность компаний развивающихся стран более диверсифицирована. Российские компании представлены в основном нефтегазовым и металлургическим секторами (соответственно 10 и 7 компаний), в то время как Бразилия в рейтинге «Forbes» имеет семь инфраструктурных компаний, Индия – шесть телекоммуникационных, Китай – девять транспортных и еще шесть, работающих в торговле, строительстве, производстве инвестиционных товаров.
Итак, выделим основные причины низкой конкурентоспособности российских предприятий на Мировом рынке.
· Изменения в геополитической конфигурации современного мира в последние десятилетия спровоцировали переориентацию российских внешнеэкономических связей на индустриально развитые страны, прежде всего в Европе. Это привело к усилению сырьевой направленности российского экспорта и потере традиционных рынков сбыта промышленной продукции.
· Жесткий протекционизм некоторых зарубежных стран, поддерживающих монополию транснациональных корпораций, препятствует выходу на многие рынки, где Россия могла бы использовать конкурентные преимущества. Наиболее яркий пример - рынок космических и информационных технологий и услуг. Так же, сохранение элементов дискриминации российских экспортеров за рубежом, применение против них методов ограничительной деловой практики, включая картельные соглашения, для вытеснения России с перспективных рынков (или ее недопущения на них).
· Малое присутствие российских предприятий в высокотехнологичных отраслях. Рассмотрев таблицу 1 « Уровень технологической интенсивности отраслей и российских компаний обрабатывающей промышленности» (Приложение 1), видно, что к высокотехнологичному сектору в России относятся лишь 7 компаний из 56, и на них приходится только 3% всей корпоративной капитализации страны. Зато на относительно низкотехнологичные секторы промышленности, прежде всего металлургию и металлообработку, приходится 50% всех компаний и почти 80% капитализации.
· Необоснованное создание интегрированных структур в ОПК. Интегрированные структуры и холдинги, созданные без продуманной стратегии и учета синергетического эффекта от объединения (чаще всего отрицательного на практике), теряют конкурентоспособность. Как правило, такие объединения формируются для участия в крупных экспортных контрактах. После завершения экспортного контракта, или его прекращения вследствие причин, независящих от предприятия, существование такого объединения становиться проблематичным. Предприятие, став частью крупного и плохо управляемого объединения, утрачивает динамические способности, как правило, не имеет собственной стратегии, обеспечивающей выживание в случае изменения условий на рынке, не создает новые активы и компетенции, необходимые для поддержания конкурентоспособности.
· Ориентация на стратегических, а не на финансовых инвесторов. Финансовые инвесторы заинтересованы в росте стоимости бизнеса, а, следовательно, в прибыльной деятельности предприятия. Стратегические инвесторы (предприятия, действующие в аналогичных отраслях промышленности) заинтересованы в реализации своих стратегических задач: снижении себестоимости, увеличение объема продаж собственной продукции, а иногда и ликвидации потенциального конкурента. Центр создания стоимости при финансировании предприятия стратегическим инвестором, как правило, выносится за пределы страны. Последствия продажи стратегическим инвесторам слабых и неконкурентоспособных предприятий страны приводит к потере суверенной промышленности, а также переносу центров прибыли и создания стоимости за пределы России.[2]
· Частичная неспособность Правительства выполнять принятые обязательства в полной мере и своевременно в отношении производственной сферы. К примеру, недавние, безответные обещания государства о финансовой поддержке не остались бесследны. Руководители предприятий, пребывая в ожидании государственной помощи, не предпринимали никаких серьезных действий и не сформировали навыки (а для этого требуется время) по обеспечению финансирования своих инвестиционных программ из внебюджетных источников, что привело практически к полной утрате подавляющим большинством предприятий конкурентных позиций, а в некоторых случаях к полному разрушению предприятий.
· Высокая инфляция в России (относительно зарубежных стран), которая тоже влияет на конкурентоспособность отечественных предприятий на Мировом рынке.
· Монополизм и крупные олигархи. В экономической структуре, где нет конкуренции, не может действовать экономический механизм развития и управления научно-техническим прогрессом и реконструкции народного хозяйства и экономики в соответствии с требованиями времени.
· Неспособность предприятий быстро и четко определять адекватную стратегию развития, то есть, создавать и развивать требуемые активы, разрабатывать необходимые бизнес планы.
· Остаточное существование технических барьеров. Хотя современные российские системы стандартизации и сертификации в целом приведены в соответствие с требованиями ГАТТ, ЕЭК, ООН, ИСО, и в России есть необходимая техническая база для качественной сертификации многих видов продукции. Но недостаточное развитие отечественного контроля качества экспортной продукции на фоне ужесточения требований к потребительским и экологическим характеристикам, а также к безопасности продукции, реализуемой на рынках промышленно развитых стран. И нет так называемого государственного регистра, в котором были бы собраны все решения международных ЭО, касающиеся России. Отсутствие такого регистра не позволяет нашим внешнеторговым организациям использовать их в своей работе и играет на руку нашим конкурентам. [2]
Таким образом, в данный момент для большинства российских предприятий характерна низкая конкурентоспособность на Мировом рынке. В отличие от развитых и ряда развивающихся стран, Россия не только испытывает недостаток эффективных крупных компаний мирового уровня, но еще больше страдает от отсутствия растущих, перспективных компаний в новых высокотехнологичных отраслях.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!