Сравнительная характеристика систем государственного управления в период принципата и домината — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Сравнительная характеристика систем государственного управления в период принципата и домината

2019-12-17 545
Сравнительная характеристика систем государственного управления в период принципата и домината 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государственный строй принципата представлял собой переходный тип – своего рода диархию, двоевластие. Власть была юридически и фактически поделена между императором-принцепсом и республиканскими учреждениями – Сенатом и народными собраниями. Номинально все республиканские институты продолжали существовать, но их взаимоотношения и правовой статус настолько изменились, что облик нового строя определялся уже не ими.

1. Основные государственные полномочия были в руках императора. Эти полномочия были совокупностью важнейших старых республиканских магистратур, но некоторые были заново сконструированы в правовом отношении. Императору принадлежала трибунская власть, проконсульская власть над провинциями (военная, гражданская и юрисдикция), права главного понтифика. В качестве первого сенатора он определял ход обсуждений в Сенате. На него были возложены специальные управленческие функции по Риму (обеспечение продовольствием, хлебные раздачи). Со временем во власти принцепса сконцентрировались права, которые ранее вообще не были принадлежностью определенных институтов: право войны и мира, основания римских колоний, выдвижения кандидатов на выборы должностных лиц. Как обладающий особой властью, император мог единолично даровать права гражданства, по сути, действуя помимо законов.

Власть императора не была наследственной (это важнейшее, что отличает ее от классической монархии). Преемника выбирал, как правило, сам император, предоставляя ему отдельные права и получая на это санкцию Сената. Потом Сенат только санкционировал в общей форме восшествие нового правителя и узаконивал власть.

2. Институты старой республики частью стали вырождаться, частью потеряли прежний статус. Народные собрания всех видов практически перестали созываться, их полномочия перешли к Сенату. Вскоре и Сенат потерял многие свои полномочия: внешнеполитические акты, соблюдение порядка в городе; патриции составляли в Сенате уже не более 12%, а значительная часть мест замещалась назначенцами императора. Из республиканских магистратур большинство сохранилось только номинально, трибуны лишились права возражений и вето, только преторы сохранили свое значение в сфере юрисдикции и управления провинциями.

3. На место старых институтов стала формироваться система монархического управления. Уже при Августе начал функционировать еженедельно заседавший Совет из сенаторов и вскоре решения, принятые в нем стали получать силу закона. Кроме того, при императоре действовали чрезвычайные комиссии, в которые входили, помимо сенаторов, администраторы двора, вольноотпущенники и другие лица по собственному усмотрению императора. Частные административные функции и поручения императора стали выполнять только им назначенные кураторы, легаты (представители на местах), прокураторы (финансовые представители вне Италии).

Вся организация новой администрации строилась на началах строгой подчиненности сверху вниз и персональной назначаемости, члены администрации лишались каких-либо сословных привилегий и были представителями новой военной бюрократии – опоры империи.

При доминате система управления получила дальнейшее развитие. Новая монархия отличалась прежде всего новым представлением о содержании власти и полномочиях императора. Монарх по сути стал во главе всех священных и государственных дел империи, его решения стали признаваться безусловными и неукоснительными законами, равными законам древнего права.

Прежний Сенат был практически отстранен от дел, а звание сенатора осталось только как почетное обозначение привилегированного сословия. Осталось почетное наименование консулов – но они уже только назначались императором и были своего рода традиционными управителями. Из государственного уклада исчезло начало выборности должностных лиц.

Все нити государственного управления сосредоточились в центральной и территориальной администрации. Центральный уровень был представлен императорским советом и ведомственными канцеляриями. Государственный Совет состоял из лиц, персонально назначенных императором. В состав Совета обязательно входили и главные администраторы – министры. К IVв. появились специальные должности 4 министров: священного дворца, в ведении которого были законодательство и судебный надзор; гофмаршал, в ведении которого была внутренняя безопасность, дипломатическое дело; управляющий государственными финансами; управляющмй собственными имениями и имуществами императора. Сохранились прежние 5 канцелярий императорского управления – во главе их стал общий начальник – викарий. При Константине появилась по восточному образцу должность высшего правителя гражданских дел – капеллана; он же стал считаться первоприсутствующим в Государственном Совете. Помимо этого, они стали специализироваться на лиц: сопровождающих императора; занятых охраной дворца; гражданских управителей; занятых частными делами монарха; руководителей внутренней армии.

В последние века Римской империи в государственной администрации оформилась значительная прослойка профессиональных управленцев – бюрократии, которые замкнулись в своеобразную систему, подконтрольную исключительно императору.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.