Общие понятия об управлении финансами                                 — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие понятия об управлении финансами                                

2019-12-17 197
Общие понятия об управлении финансами                                 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Управление – целенаправленное воздействие субъекта управления на  объект управления с целью достижения определенного результата (цели).

Управление применяется во всех сферах человеческой деятельности. Управление очень разносторонне, оно воздействует на самые различные предметы и процессы. Правомерно утверждать об управлении государством, экономикой страны, космическим кораблем и т.д. Понятие управление финансами нужно выводить из общей теории управления, основное содержание которой представлено на рис. 1.

 

 

С

 

О

 

Цель

 
       
  Субъект управления Методы управления Объект управления          Результат управления  
             
      Обратная связь      

Рис. 1 Содержание управления

 

В управлении финансами также выделяют объекты, субъекты, цели и инструменты.

Объект управления финансами (то, что подлежит управлению) – это финансовые отношения и фонды денежных средств. В целом это государственные и муниципальные финансы; финансы организации. В частности, это бюджеты, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, страховые фонды, фонды оплаты труда, резервный фонд, уставный фонд и др.

Субъекты управления (те, кто управляет). Каждой подсистеме финансов соответствуют свои субъекты управления. В качестве субъектов управления выступают органы законодательной и исполнительной власти; должностные лица, специальные службы и подразделения. В каждой организации имеется финансовая структура: департамент финансов, финансовый отдел. Если компания небольшая, то - финансовый сектор, если совсем маленькая, то – главный бухгалтер. Используя свои полномочия и применяя определенные инструменты воздействия, субъекты управления стремятся достигнуть определенного результата в процессе управления. Совокупность организационных структур, осуществляющих повседневное (оперативное) управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Методы управления финансами – это то, с помощью чего субъекты управления воздействуют на финансовые отношения и фонды денежных средств. В экономической литературе методы нередко называют элементами либо рычагами, приемами, формами. Все эти наименования равнозначны по своему существу. Применительно к управлению финансами к таким методам относят: финансовое планирование; финансовый контроль; финансовые рычаги (налоги, таможенные пошлины, финансовые стимулы, льготы, санкции, целевые ассигнования, дотации, нормы, нормативы и др.); нормативно-правовое обеспечение (законы, указы, постановления, инструкции, методические указание); информационное обеспечение.

В теории управления относительно новым является понятие «финансовый инструмент», под которым понимается любой договор между контрагентами, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одного контрагента и финансовое обязательство долгового и долевого характера – у другого. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся кредиты, займы, облигации, другие долговые ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность. Вторичные финансовые инструменты (синоним: производственные инструменты) – это финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы. Финансовые инструменты являются основой любых операций на финансовых рынках.

Конечной целью управления финансами является состояние или результат, к которому стремятся субъекты управления. Относительно финансов цели управления индивидуальны для каждого субъекта управления. В государственных и муниципальных финансах целями управления могут быть бездефицитный бюджет, снижение государственного долга. Для финансов организации – максимизация прибыли; оптимизация структуры капитала; обеспечение финансовой устойчивости; снижение дебиторской задолженности.

Финансы влияют на экономику в целом, предпосылки этого влияния заложены в функциях этой категории:

- распределительная функция позволяет формировать финансовые ресурсы и целевые денежные фонды в соответствии с потребностями развития общественного воспроизводства в целом и отдельных его хозяйствующих субъектов;

- контрольная функция отражает через движение финансовых ресурсов течение экономических процессов в обществе.

Влияние финансов на экономику может быть количественным и качественным. Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов. Качественное влияние характеризуется воздействием на материальные интересы участников воспроизводственного процесса.

 Возможности влияния финансов на общественное воспроизводство связаны с двумя обстоятельствами.

Во-первых, финансы обладают потенциальным свойством направлять и регулировать экономические процессы, ускоряя или замедляя их.

Во-вторых, будучи категорией распределения, финансы обслуживают весь воспроизводственный процесс в целом, т.е. сфера их влияния не исчерпывается только областью стоимостного распределения, распространяется и на другие стадии воспроизводства.

В сфере материального производства финансы, обслуживая кругооборот производственных фондов, способствуют созданию новой стоимости. С помощью финансовых механизмов распределяется выручка и прибыль хозяйствующего субъекта, формируются доходы, накопления и отчисления, образуются целевые денежные фонды для удовлетворения разнообразных потребностей самих участников производства и общества в целом. Через количественное и качественное факторы воздействие финансы способствуют изменению структуры и динамики производства. Перераспределение финансовых ресурсов между хозяйствующими субъектами и территориями может создавать условия для прогрессивных сдвигов и повышения эффективности производства, удовлетворения материальных интересов участников производственного процесса или оказать негативное воздействие на ход экономических и социальных преобразований.

В сфере обращения финансы активно влияют на процессы обмена. Благодаря распределению у покупателей формируется целевые денежные фонды и тем самым создаются условия для проведения обменных операций. Финансы подготавливают условия для обменных операций и завершают процесс распределения финансовых результатов деятельности.

В сфере потребления финансы влияют на объем и структуру потребления общественного продукта, на развитие непроизводственной сферы, удовлетворение социальных гарантий и решение социальных задач.

 

 

Органы управления финансами

 

Государственные органы управления на Руси начали создаваться в период правления Ивана III (1462-1505гг.). Ими стали приказы – органы центрального управления в России XVI – начала XVIII в. (приказная форма управления).

К числу финансовых приказов общегосударственной компетенции относились: приказ Большого прихода (ведал сбором таможенных доходов); приказ Новой четверти (осуществлял кабацкие сборы с Москвы и южных городов); приказ Большой казны (ведал государственным хозяйством, в том числе казенной промышленностью, торговлей, а также Денежным двором, где производилась чеканка монет).

Приказами с областной компетенцией являлись четверти. Они занимались сбором налогов с определенной территории. Четвертей было пять: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская. Кроме того, были приказ Казанского дворца (управлял Казанью, а также городами и уездами, расположенными на Средней и Нижней Волге); Сибирский приказ (осуществлял управлением финансами Сибири); Земский приказ (управлял Москвой и осуществлял сбор налогов с ее населения).

В период царствования Петра I (1682-1725 гг.) стала вводиться коллегиальная форма управления. Коллегии утверждены Петром I в 1717-1721 гг. Вместо всей массы приказов созданы 12 коллегий: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейств-коллегия, Коммерц-коллегия, Юстиц-коллегия и др. Три из 12 коллегий имели финансовый характер: Камер-коллегия – ведала денежными доходами; Штатс-коллегия – управляла расходами государства; Ревизион-коллегия – осуществляла контрольные функции.

При Александре I (1801-1825 гг.) с учреждением в 1802 г. министерств (министерская форма управления) управление финансами стали осуществлять: Министерство финансов – управляло источниками доходов; Государственное казначейство – ведало движением денежных сумм; Государственный контроль – осуществлял проверку счетов.

Постепенно функции Государственного казначейства стали передаваться Министерству финансов и банковской системе. Казначейство прекратило свое существование в 1926 г. и заново возрождено в 1993 г.

В СССР Министерство финансов являлось органом центрального управления всеми финансами страны.

В зарубежных странах общее управление государственными финансами осуществляют высшие органы власти и управления, представленные в табл. 1.

 

Страна Органы законодательной власти Органы исполнительной власти
США Конгресс Министерство финансов; Административно-бюджетное управление при Президенте; Таможенная служба
Великобритания Парламент Казначейство; Управление таможенных пошлин и акцизов
Германия Бундестаг Министерство финансов
Франция Национальное  собрание Министерство экономики, финансов и бюджета

Таблица 1. Органы управления финансами

 

В Российской Федерации главными властными структурами по управлению финансами являются: Президент РФ; Федеральное Собрание РФ; Правительство РФ. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении. В аппарате Правительства РФ имеется:

Департамент государственных финансов, который курирует вопросы бюджетной и налоговой политики, бюджет расширенного правительства, а также отвечает в целом за сбалансированность бюджетной политики;

Департамент финансовых рынков и имущественных отношений – курирует вопросы финансового посредничества, страхования, негосударственные пенсионные фонды, банковское дело, рынок ценных бумаг.

На общегосударственном уровне к органам управления финансами относятся: профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ; Минфин России; Министерство РФ по налогам и сборам; Министерство имущественных отношений РФ; Государственный таможенный комитет РФ; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству; Комитет РФ по финансовому мониторингу.

Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и ему подотчетным. Основными задачами Счетной являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; определение эффективности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; регулярное предоставление информации Совету Федерации и Государственной Думе о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Министерство финансов РФ (Минфин России). Главной задачей Минфина России является проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, промышленной политике по добыче, производстве и переработке драгоценных металлов и драгоценных камней и координация деятельности в этих сферах иных федеральных органов исполнительной власти.

На Министерство финансов возложены следующие задачи: совершенствование бюджетной системы, развитие бюджетного федерализма; концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях; обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджетов; управление государственным внутренним и внешним долгом; разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении; осуществление государственного финансового контроля; обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом.

Основными подразделениями Министерства финансов являются управления и департаменты: бюджетной политики; налоговой политики; межбюджетных отношений; финансирования госаппарата; оборонного комплекса и правоохранительных органов; макроэкономической политики и банковской деятельности; управления государственным внутренним долгом; международных финансовых организаций; отраслевого финансирования; страхового надзора; государственного финансового контроля и аудита; методологии бухучета и отчетности; Главное управление федерального казначейства.

Главными задачами органов Федерального казначейства являются: организация, осуществление и контроль исполнения бюджета РФ; управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы; краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими; управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ; сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы РФ.

Единая централизованная система федерального казначейства включает: Главное управление федерального казначейства Минфина России (ГУФК); Управление федерального казначейства (УФК) по г. Санкт-Петербургу; УФК по г. Москве; УФК по автономным округам – 10; УФК по республикам в составе РФ – 21; УФК по краям – 6; УФК по областям – 49; УФК по автономной области – 1; отделения Федерального казначейства (ОФК) по городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах – 2152.

Главное управление федерального казначейства Минфина России (ГУФК) возглавляет данное управление заместитель министра финансов – начальник Главного управления. В составе ГУФК созданы отделы, в названиях которых выражены возложенные на них функции: отдел платежей; отдел учета операций государственного долга; отдел анализа исполнения федерального бюджета; контрольно-испекторский отдел и др.

Министерство имущественных отношений РФ (Минимущество России) является федеральным органом по управлению государственным имуществом. В соответствии с возложенными на него задачами Минимущество России: контролирует поступление в федеральный бюджет средств от приватизации и использования имущества, отнесенного к федеральной собственности; принимает участие в разработке и реализации мероприятий по поддержке реконструкции приватизированных предприятий за счет средств федерального бюджета; назначает и проводит документальные и иные проверки (ревизии, инвентаризации); принимает решение о проведении аудиторских проверок унитарных предприятий, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг; назначает аудиторские проверки деятельности юридических лиц в части контроля за использованием по назначению и сохранностью объектов федеральной собственности; является держателем принадлежащих РФ акций (вкладов, долей), закрепленных в федеральной собственности.

Министерство РФ по налогам и сборам (МНС России) и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей. Централизованная система налоговых органов включает МНС России, а также территориальные органы МНС России: управления МНС России по субъектам РФ; межрегиональные инспекции; инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления; инспекции межрайонного уровня.

Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) несет ответственность за поступление таможенных пошлин. К основным задачам ГТК России относятся: проведение налоговых проверок по налогам, а также проверка документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами; приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими таможенного законодательства; взимание недоимок по налогам, сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

В систему таможенных органов входят ГТК России, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты. Таможенные органы отнесены к числу правоохранительных органов и к государственным военизированным организациям.

Таможенные органы наделены многочисленными функциями, которые можно условно объединить в следующие группы:

- деятельность в сфере таможенной политики РФ: подготовка предложений о совершенствовании российской таможенной политики, разработка правового, организационного и экономического механизмов реализации таможенной политики и т.д.

- деятельность по руководству таможенными органами; взиманию таможенных платежей; таможенному контролю; валютному контролю; таможенной статистике; кадровому обеспечению таможенного дела; развитию материально-технической базы таможенных органов; информированию и консультированию в сфере применения таможенного законодательства;

- правоохранительная деятельность;

- участие в международном сотрудничестве в области таможенного дела.

Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России) осуществляет исполнительные, контрольные, разрешительные и организационные функции, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении организаций. Так, в частности, ФСФО России: осуществляет от имени Российской Федерации процессуальные права при рассмотрении судами дел, связанных с применением законодательства о несостоятельности (банкротстве); проводит проверки финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособных организаций; назначает проведение аудиторских проверок. ФСФО России осуществляет функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы и представителей на соответствующих территориях.

Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России) принимает меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. КФМ России подотчетен Минфину России и ежегодно представляет в Министерство отчет, а в Правительство РФ – доклад о своей деятельности и мерах, принятых для противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. КФМ России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Органы управления финансами организации устанавливаются ее руководством и строгой организационной структуры не имеет. Это может быть финансовая дирекция, финансовое управление, финансовый отдел, финансовая служба. Если организация очень крупная, то создаются финансовые дирекции. Схема работы предполагает объединение в финансовые дирекции всех экономических служб: финансовый отдел, бухгалтерия, экономический анализ и пр. Вся структура функционирует под эгидой финансовых отделов. Их роль преобладающая.

На финансовые органы возлагается осуществление:

- во-первых, традиционных финансовых задач, связанных с разработкой перспективных и текущих финансовых планов; доведением утвержденных финансовых показателей до подразделений предприятия; анализом финансово-хозяйственной деятельности; осуществлением контроля за выполнением финансовых планов и целевым использованием денежных средств; обеспечением ведения учета и составлением отчетности о результатах финансовой деятельности;

- во-вторых, организация финансового менеджмента, который включает все перечисленные выше задачи и содержит  качественно новые. Финансовый менеджмент – организация управления финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов и получения максимальной прибыли. Суть финансового менеджмента заключается в такой организации управления финансами, которая позволяет привлекать финансовые ресурсы на самых выгодных финансовых условиях инвестирования их с наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке. Достижение успеха в области финансового менеджмента во многом зависит от такого поведения финансовых работников, при котором главным становится инициатива, поиск нетрадиционных альтернативных решений, масштабность операций и оправданный риск, деловая хватка.

Для бюджетных учреждений велика роль финансовых управлений министерств и ведомств, которые распределяют средства федерального бюджета между подведомственными организациями. Кроме того, министерства и ведомства осуществляют контроль за эффективным использованием бюджетных средств. В каждом федеральном министерстве (ведомстве) имеются финансовые органы (департаменты, управления), занимающиеся управлением финансами в данном министерстве (финансовым планированием, финансовым контролем). Для бюджетных организаций социально-культурной сферы, финансируемых из территориальных и местных бюджетов, управление осуществляют отраслевые отделы территориальных органов исполнительной власти (например, Департамент образования Москвы). Если бюджетная организация выделена на самостоятельный баланс, имеет свой счет, то решение финансовых вопросов возложено на бухгалтерию.

Частью общего управления финансами является автоматизированная система управления (АСУ). Рыночная экономика, основанная на многообразии форм собственности, соревновании товаропроизводителей, развитой системе финансов, порождает рост финансовой информации. В этих условиях компетентное управление финансами невозможно без информационного обслуживания на основе автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР) и управления финансами (АСУФ). Переработка информации на основе электронных вычислительных систем обеспечивает своевременное и быстрое получение результатов, способствует более эффективному функционированию финансов.

АСУ финансами включает три элемента: экономико-математические методы; программное обеспечение; электронно-вычислительную технику, оргтехнику и современные средства связи.

В управлении государственными финансами используется АСФР, в частности в системе Минфина России, что повышает эффективность управления финансами на основе сокращения трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, способствует проведению многовариантных расчетов финансовых планов и лучшему их согласованию между собой, рационализации структуры аппарата финансовых органов и др.

Автоматизация финансовых расчетов постепенно внедряется в работу низовых звеньев финансовых органов – районных и городских финансовых департаментов, управлений и отделов, а также финансовых органов коммерческих организаций. Основным направлением деятельности в этой области является создание автоматизированных рабочих мест (АРМ). Наиболее оборудованными являются автоматизированные рабочие места бюджетного работника (по составлению и исполнению бюджета), работника федерального казначейства, налогового инспектора, финансового менеджера коммерческого предприятия, профессиональных участников рынка ценных бумаг.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.