Необходимость развития малого бизнеса в России — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Необходимость развития малого бизнеса в России

2019-12-17 119
Необходимость развития малого бизнеса в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Малый бизнес в системе социально-экономических преобразований в России

 

Малый бизнес - важнейшая составляющая современного предпринимательства во всей мировой экономике. Он, вместе с тем, выступает в качестве материальной базы расширения места и усиления роли производственного и территориального самоуправления во всех странах, где он занимает прочные позиции. И такое его положение и роль вполне объяснимы, ибо его экономической основой является индивидуальная (семейная) или коллективная (кооперативная) собственность на средства производства. А эти формы собственности не могут реализоваться иначе как через производственное самоуправление. Но, как уже отмечалось выше, чем больше развито производственное самоуправление, тем шире базы для территориального самоуправления.

Во всем мире развитие сектора малых предприятий рассматривается не как самоцель, а как важное стратегическое направление оптимальной структуризации производства, его размещения и эффективности. К сожалению, мы до такого понимания в России не доросли. В результате хода радикальных экономических реформ так и не удалось мобилизовать и привести в действие тот колоссальный созидательный потенциал, который заключает в себе малый бизнес. Число малых предприятий на 1 тыс. жителей в странах ЕС и Японии составляет 45-40, в США - более 79, а в России - 6. Доля работающих на малых предприятиях в общем числе занятых в европейских странах равняется 70%, в России - 11%, доля вклада малых предприятий в ВВП, соответственно, более 50% и менее 10%. Таким образом, уровень развития малого предпринимательства в нашей стране по всем параметрам недостаточен, так же, как и его влияние на формирование рациональной структуры рыночной экономики и решение задач обеспечения занятости.

В то же время, мировой опыт свидетельствует о том, что в системе предпринимательства малый бизнес является динамичным элементом преобразования современной рыночной экономики, определяющим ее гибкость и адаптивность. От умелого сочетания малого, среднего и крупного корпорационного бизнеса зависят как эффективность функционирования экономической системы, так и экономический рост, структура и качество ВВП.

Малый бизнес (МБ) в России, переживающий системный кризис, связанный с преобразованием централизованно планируемой экономики в рыночную, имеет особое значение. Малый бизнес может активно участвовать в разрешении целого комплекса экономических и социальных проблем. Он активизирует структурную перестройку экономики, насыщает рынок товарами и услугами, формирует конкурентную среду, содействует развитию регионов, рыночной инфраструктуры, решению проблем занятости, выравниванию условий и повышению уровня жизни населения, формированию новых субъектов собственности и становлению среднего класса общества.

Особая роль МБ определяется в снижении социальной напряженности, преодолении привычного социального иждивенчества за счет государства. В конечном итоге развитие малого бизнеса является серьезным фактором преодоления кризиса: спада производства, роста безработицы, снижения потребительского спроса, замедления научно-технического прогресса. В условиях России малый бизнес - основа социально-экономических преобразований, нацеленных на создание рыночной экономики, в основе которой лежит критерий социальности. Именно это предопределило поиски новой парадигмы, новых социально-экономических моделей для этапа постиндустриального развития мировой системы в XXI в. Пересмотру подлежит не только научное наследие многих столетий, но и догматическая, унифицированная трактовка законов, закономерностей, моделей и механизмов развития отдельных стран, континентов и человеческого сообщества в целом. При этом предстоит понять и новое содержание, новые роль и функции предпринимательства в жизнедеятельности человека и общества, включая и малое предпринимательство, малый бизнес, которые охватывают собой в ряде стран более 50% занятого населения и существенно влияют на социальную структуризацию общества и экономики, а также на внешнеэкономические и межрегиональные связи.

Опыт показывает, что наиболее распространенным критерием малого предприятия является численность занятых. При этом и 10, и 100 человек - это все малое предприятие. Есть с числом занятых 5-10 человек. Их можно отнести к микропредприятиям семейного типа. Такая категория малых предприятий в условиях переходной экономики формируется ускоренными темпами, образуя наиболее массовый сектор малого бизнеса, поскольку их создание не требует существенных капиталовложений и в основном направлено на обеспечение выживания их участников. Они более уязвимы в социальном, правовом и финансово-экономическом отношениях и поэтому нуждаются в особой государственной поддержке. Значимость и проблемы таких предприятий рассматриваются на примере двух его основных форм: семейного бизнеса и ремесленного предпринимательства. Это то, что особенно важно для России традиционно.

Для семейного бизнеса на региональном и местном уровнях следует создавать специальные целевые фонды его поддержки с привлечением частного капитала. При фондах целесообразно организовывать информационно-методические центры, оказывающие консалтинговые, обучающие, организационные и другие услуги.

Не менее важное значение для российской экономики имеет развитие ремесленного производства, определяемого как вид предпринимательской деятельности, которому присущи такие черты, как: собственность ремесленника (мастера) на средства производства; личное участие ремесленника-собственника в процессе труда по изготовлению продукта и оказанию услуг с использованием ограниченного законодательством числа наемных работников и учеников; высокая доля ручного труда; низкий уровень функционального и производственного разделения труда на предприятии; создание в единичном экземпляре или мелкими партиями продуктов, имеющих особенности индивидуального изготовления, свойственные мастеру или ремесленному коллективу.

Для развития ремесленного дела в России необходимо в рамках федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства предусмотреть комплекс мер, включающий разработку и принятие закона о ремесленничестве, активизацию деятельности местных органов власти по формированию инфраструктуры ремесленничества, в том числе центров ремесел, различных объединений субъектов ремесленничества (палаты, цехи, гильдии).

Особую значимость имеют социальные функции малого бизнеса в условиях переходной экономики. Усиление социальной ориентации экономики является важнейшей характерной чертой стратегии социально-экономического развития России, в которой социальное измерение должно пронизывать все элементы экономических структур и экономической политики. Главным аргументом в пользу такой стратегии является нынешний кризис, который во многом стал результатом недостаточного внимания или игнорирования социальной сферы и потребительского сектора экономики, систематически приносившихся в жертву потребностям экстенсивной и расточительной экономики. Немалую роль в процессах социально-экономического возрождения России может и должен сыграть малый бизнес, социальная роль которого сводится к решению таких важных задач, как:

1. возрождение объектов социальной защиты, оздоровление населения и прежде всего детей;

2. снижение социальной напряженности благодаря созданию новых рабочих мест и расширению занятости, повышению уровня жизни населения и сокращению на этой основе значительных и неоправданных различий в уровнях доходов, разрешению социально-трудовых конфликтов, где они происходят на неформальном уровне и не приводят к текучести рабочей силы;

3. преодоление «социального иждивенчества», развитие предпринимательских и творческих способностей не только предпринимателей и бизнесменов, но и рядовых работников, которые в рамках малого предприятия осваивают рыночное мышление и обучаются законам рыночной экономики;

4. формирование нового слоя собственников и предпринимателей, составляющего основу зарождающегося среднего класса, который выполняет роль социального стабилизатора и является естественной опорой социально ориентированного рыночного хозяйства и демократического общества.

Уникальность нынешнего положения России состоит в том, что малый бизнес в ней развивается не эволюционным путем, как это было в странах с традиционной рыночной экономикой, а в результате довольно стремительной ломки централизованно планируемой системы. На конец 1996 г. общая численность малых предприятий достигла 842,08 тыс., а численность занятых на них - 6266,2 тыс. человек Хотя этот рост весьма значителен, согласно экспертным оценкам, экономика такой страны, как Россия, начнет нормально функционировать в рамках рыночной системы только тогда, когда в ней будут действовать не менее 3-6 млн. малых предприятий. Необходимость развития малого бизнеса требует, чтобы государственная политика поддержки малого бизнеса и малого предпринимательства рассматривалась как одно из важнейших направлений экономической реформы. Речь должна вестись не просто о разовой поддержке, а о системной организационной опеке.

В странах с развитой рыночной экономикой малые и средние предприятия, которые обладают значительной структурой и организационной гибкостью, повышенной восприимчивостью к различным нововведениям и являются важнейшим резервом развития хозяйства, сталкиваются с немалыми трудностями. Среди них: недостаток собственных средств, осложненный доступ к финансовому рынку и банковскому кредитованию, ограниченность организационного и управленческого опыта, невозможность использовать фактор «экономии на масштабах» и т.д. Это реальный опыт.

В условиях России эти трудности усугубляются многочисленными негативными факторами внешней среды, среди которых: несовершенство и несбалансированность нормативно-правовой базы и механизма ее реализации; административные барьеры; недостатки налоговой политики; неразвитость ресурсных рынков, в том числе рынков недвижимости и капитала, и, как следствие, дефицит стартового капитала; низкая инвестиционная активность; слаборазвитая инфраструктура; сужение внутреннего рынка сбыта вследствие сокращения государственного заказа; ухудшение финансового положения предприятий; снижение уровня жизни населения; недобросовестная конкуренция; чрезмерная криминализация экономики и т.д. Все эти факторы, безусловно, сдерживают развитие малого бизнеса и препятствуют полноценной реализации его социальных функций.

Для решения этих и других проблем, а также для ограничения воздействия негативных факторов необходимо создать особые государственные институты поддержки малого бизнеса. Главными их целями и задачами на современном этапе станут: развитие финансовой, информационной и сервисной инфраструктуры; более широкое привлечение малых предприятий к поставкам продукции и выполнению работ в рамках госзаказа; содействие модернизации производственных фондов малых предприятий; стимулирование приоритетных направлений деятельности малого бизнеса; усиление государственного контроля за соблюдением норм трудового законодательства и охраны труда на малых предприятиях.

Основными направлениями государственной политики поддержки малого бизнеса должны стать: совершенствование нормативно-правовой базы становления и развития малого бизнеса и малого предпринимательства; обеспечение условий более легкого доступа малых предприятий к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к новым технологиям и результатам научно-технических разработок; предоставление налоговых льгот; меры по привлечению частных инвестиций; расширение поддержки занятости и самозанятости в сфере малого бизнеса; помощь в подготовке предпринимателей и менеджеров; оказание консультационных и экспертных услуг.

В качестве одной из мер по совершенствованию налоговой системы и льгот в отношении малого бизнеса важно установить предельную величину единого налога для малых предприятий всех отраслей без ограничения численности занятых на уровне, не превышающем 15% объема валового дохода, а также освободить малые предприятия, действующие в сфере производства и инноваций, от налогов на срок до трех лет, кроме налога на фонд оплаты труда. Эти меры связаны с тем, что в настоящее время малые предприятия платят, помимо федеральных, десятки раз­ичных налогов, которые поглощают до 90% их доходов.

Оживление и подъем производственной сферы невозможны без развития малого инновационного предпринимательства, в котором сегодня сосредоточено 20% научного потенциала России. Между тем действие негативных факторов переходной экономики привело к сокращению численности малых наукоемких предприятий и увеличению разрыва между научными разработками и их внедрением.

Для поддержки и развития малого предпринимательства в сфере НИОКР рекомендуется предоставить физическим и юридическим лицам налоговую льготу в форме скидки или освобождения от налога на доходы, получаемые от вложений в действующие Российский фонд технологического развития, Федеральный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций или от инвестиций непосредственно в развитие малых наукоемких предприятий. Малым предприятиям предлагается выделять налоговый кредит, представляющий собой освобождение от налогов 20% прибыли, полученной от прироста капиталовложений в НИОКР текущего периода по сравнению с базовым (по опыту США).

В рамках развития финансовой инфраструктуры целесообразно создание региональных обществ взаимного поручительства и ассоциаций гарантирования кредита. Их деятельность могла бы управляться региональными отделениями Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Общества взаимного поручительства создаются в форме акционерных об­ществ на государственно-частной основе. Ассоциации гарантирования кредита действуют как добровольные общества на коммерческой основе и имеют двухступенчатую систему страхования кредитов для малого бизнеса: половина суммы гарантии может предоставляться из страхового фонда ассоциаций, а другая - из регионального отделения Федерального фонда поддержки малого предпринимательства.

Еще одним перспективным направлением работы с малым бизнесом, способным повысить его жизнестойкость, является разработка нормативной базы и специальных программ развития межфирменного сотрудничества. Примером этого может служить проводящаяся с 1987 г. политика стимулирования сотрудничества малых и средних предприятий стран-членов Европейского союза, включающая разработку законодательных основ межфирменного сотрудничества, создание информационных центров, предоставление финансовой помощи и беспроцентных займов, проведение специальных акций «Европартнерство», в ходе которых даже в условиях экономических трудностей регионов ЕС проводится работа по кооперации деловых партнеров.

Для решения проблемы финансирования малого бизнеса в современных условиях необходимо создание в регионах на государственно-частной основе специальных кредитно-финансовых учреждений в форме инвестиционных и ипотечных банков. Чтобы привлечь средства коммерческих банков в эти учреждения в виде ценных бумаг, предлагаются такие меры, как: размещение Центральным Банком РФ части резервных фондов коммерческих банков; дифференциация нормативов отчислений коммерческих банков в обязательный резервный фонд ЦБ РФ в зависимости от суммы средств, помещаемых в предлагаемые банки; предоставление последним права выходить на мировой рынок капитала для проведения аукциона инвестиционных проектов малых предприятий.

На федеральном уровне контроль за деятельностью инвестиционных и ипотечных банков должно осуществлять Министерство финансов РФ, на региональном уровне - местные органы власти.

   Развитие малых сервисных предприятий может стать важным ускорителем выхода РФ из кризиса.

 

Заключение

 

 

Социальная значимость МП определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

· развитие МП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;

· занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;

· объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;

· сектор МП способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Надо заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Общие выводы следующие:

1. без активизации реформ по эффективному и широкому развитию малого бизнеса невозможны в современных условиях России высокие темпы экономического развития страны;

2. при этом особую роль будут играть функции малых предприятий в создании конкурентной среды, высокой степени выживаемости, создании условий для оптимизации структуры производства, его кооперации, развития производственного самоуправления и стратегической направленности на повышение благосостояния основной массы населения страны;

3. надо постоянно совершенствовать модель взаимодействия малого предпринимательства с развитием производственного и местного самоуправления и упрочения социально-экономической базы региона на основе комплексного решения проблем по обеспечению жизнедеятельности местного населения.

 

 

Список используемой литературы

 

 

1. Аборнева О. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства (региональный аспект) / О. Аборнева / / Проблемы теории и практики управления. - 2004.- №2. - С.111-113.

 

2. Валигурский Д.И. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование, перспективы: учебное пособие / Д.И. Валигурский. - М.: Дашков и К', 2002. - 331 с.

 

3. Волконский В.А. О роли малого и среднего бизнеса в России и мире / В.А. Волконский, Ю.К. Крюков // Экономика и математические методы. - 2005. - Т.41, №1. - С. 20-36.

 

4. Константинова Л.Ф. Проблемы малого бизнеса: учебное пособие.- Иркутск: издательство БГУЭП, 2004.- 123 с.

 

5. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: Учебник / Ю.Л. Старостин. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 453 с.

 

6. Лысаковская Е.В.   Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Право и образование, № 5, 2006, с. 261 – 266

 

7. Малое предпринимательство в России прошлое, настоящее и будущее. Фонд “Либеральная миссия”; под ред. Ясина Е.Г.-М.:Либер. миссия, 2003. - 220 с.

 

8. Предпринимательство: учебник для вузов / М. Г. Лапуста, [и др.]. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 533 с.

 

9. Чуриков Г. Возможно ли ускоренное развитие малого бизнеса в России? / Г. Чуриков // Предпринимательство. - 2003. - №3. - С.70-77.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.