Финансовой грамотности дошкольников — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Финансовой грамотности дошкольников

2019-12-17 743
Финансовой грамотности дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Абдулина Л.И.

Старший воспитатель

Дубинина Е.В.

Таштагол 2019

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Пояснительная записка……………………………………… 3
2. План мероприятий по внедрению финансовой грамотности дошкольников…………………………………   9
3. Ожидаемые результаты……………………………………... 13
4. Литература……………………………………………………. 14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.

Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.

Для того, чтобы дошкольнику было легче освоить азы финансовой грамотности мы решили проводить обучение через театрализованную деятельность. Ведь театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия в форме театрализованной деятельности помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления.

Данная форма работы позволяет сказочным героям ввести ребят в сложный мир финансов, объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой.

Цель проекта:

Сформировать познавательные навыки у воспитанников по финансовой грамотности через организацию совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Задачи:

· формировать умение понимать, что такое «семейный бюджет», «деньги», «товар»;

· развивать логическое мышление через решение проблемных ситуаций сказочных героев;

· создать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на ознакомление с финансовой грамотностью.

     

Формы работы:

· театрализованные, деловые, сюжетно-ролевые игры;

· театрализованные тематические занятия;

· экскурсия в банк;

· использование электронных образовательных ресурсов и информационно – коммуникационных технологий;

· квест – игры;

· лэпбук.

Вид проекта

Информационно-познавательный

Срок реализации проекта

сентябрь – декабрь 2018 года

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители (законные представители).

План мероприятий по внедрению

Финансовой грамотности дошкольников

В МБДОУ детский сад № 11 «Золотая рыбка»

 (для детей 5 – 6 лет)

 

Мероприятия Ответственный Сроки Планируемый результат

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1. Создание творческой группы по внедрению проекта Старший воспитатель сентябрь 2018 г. Создание творческой группы 2. Подготовка материально – технической базы для формирования и развития финансовой грамотности дошкольников Старший воспитатель творческая группа сентябрь 2018 г. Материально – техническое обеспечение 3. Разработка методических рекомендаций для педагогов по изучению литературы о финансовой грамотности дошкольников Старший воспитатель творческая группа сентябрь 2018 г. Методические рекомендации, консультации, памятки 4. Организация и проведение опроса родителей «Значимость финансовой грамотности дошкольников» Старший воспитатель, воспитатели   сентябрь 2018 г. Анализ результатов анкетирования (аналитическая справка) 5. Создание развивающей среды, в соответствии с ФГОС, способствующей формированию и развитию финансовой грамотности дошкольников Старший воспитатель, воспитатели   сентябрь 2018 г. Создание условий для формирования и развития финансовой грамотности дошкольников 6. Разработка консультаций и рекомендаций для родителей по финансовой грамотности дошкольников Творческая группа сентябрь 2018 г. Консультации, рекомендации, памятки 7. Разработка проекта Старший воспитатель творческая группа сентябрь 2018 г. Проект  

МЕРОПРИЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

1. Консультация для родителей «Как обучить детей финансовой грамотности» Творческая группа октябрь 2018 г. Разработка буклетов для родителей 2. Практикум «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» Творческая группа октябрь 2018 г. Знакомство с программой 3. Мастер-класс «Воспитываем в детях финансовую грамотность» Творческая группа ноябрь 2018 г. Информирование о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье

МЕРОПРИЯТИЯ С ДЕТЬМИ

1. «Азбука финансов» (вводное занятие) Воспитатели октябрь 2018 г. сформировать первичные экономические знания 2. Беседа «Откуда пришли деньги?» Воспитатели октябрь 2018 г. сформировать первичные экономические знания 3. Экскурсия в банк  «Дом, где живут деньги» Воспитатели октябрь 2018 г. знать элементарные правила хранения денег 4. Беседа «Моя копилка» Воспитатели октябрь 2018 г. Контролировать свои потребности в соответствии с возрастом. 5. НОД по ОО «Познание (ФЭМП)» лэпбук «Юный финансист» Воспитатели октябрь 2018 г. сформировать у дошкольников основы финансовой грамотности 6. Сюжетно-ролевая игра «Научим Незнайку делать покупки» Воспитатели ноябрь 2018 г. сформировать умение самостоятельно делать покупки в магазине 5. Беседа «Чем пахнут ремесла?» (о важности труда, разнообразии профессий) Воспитатели ноябрь 2018 г. уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги 6. Занятия с элементами театрализованной деятельности «По страницам сказки «Мужик и медведь»» Воспитатели ноябрь 2018 г. осознавать на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» 7. Инсценировка сказки по финансовой грамотности «Муха-Цокотуха» Воспитатели ноябрь 2018 г. осознавать на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» 8. Викторина «Путешествие в денежную страну» Воспитатели декабрь 2019 г. знать элементарные правила финансовой безопасности 9. Квест-игра по финансовой грамотности Воспитатели декабрь 2019 г. вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях   10. «Брейн – ринг» Воспитатели декабрь 2019 г. обобщение знаний по финансовой грамотности

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В конце реализации проекта мы планируем сформировать у детейследующие понятия и представления:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

4. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

5. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

6. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

7. Финансы – это интересно и увлекательно.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в

Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы – 2010-№ 9 - С.3-6.

2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников.

Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам –

2010г.- С.42.

3. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А.В. Зеленцова, Е.А.

Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012г.-106 с.

4. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников) – Калининград, 2013г. -26 с.

 

Приложение № 1

Консультация для педагогов

 

Воспитанию детей

Начиная с 4-5 лет малыш старается познавать окружающую реальность путем расширения границ своего мира. Именно поэтому, придя в магазин с родителями, он может без спроса схватить понравившуюся игрушку с полки. Так он неосознанно пытается найти пределы того, что ему дозволено. В такие моменты и следует начинать образовательные беседы на тему важности денег и правильного поведения в обществе.

Ребенок должен понимать — родители ходят на работу, зарабатывают деньги, и именно поэтому у него есть игрушки, конфеты, компьютер и поездки в зоопарк. При осознании этого у него начнет формироваться логическая цепочка: «работаешь — получаешь что-либо». Как только малыш это усвоит, нужно будет подкрепить данную мысль практикой. Для этого дайте ему небольшое поручение, например, сходить в магазин, пообещав за это небольшую сумму денег.

      Отличным вариантом будет составление совместного списка обязанностей. Например, еженедельная уборка своей комнаты, уход за котом, выгул собаки, помощь бабушке в саду и прочее. При этом ребенок должен знать, что в конце месяца он получит желаемую игрушку или небольшую сумму денег, которую он сможет потратить самостоятельно. Это знание будет его мотивировать на положительные действия.

Только родители могут заложить у малыша правильное мировоззрение. Это касается не только денег, но и других социальных процессов. Объясните малышу, что не банкомат дает деньги. В банкомате они только хранятся, а чтобы была возможность получить деньги в банкомате, необходимо работать. Пусть дети сами распоряжаются своими карманными деньгами. Дайте им небольшую сумму и проследите, как они ее потратят. Если все деньги будут потрачены на сладости, проведите беседу о том, что необходимо экономить, а не тратить все сразу; Научите малыша откладывать заработанные средства. Те деньги, которые он получит за выполнение ваших поручений, не должны тратиться на что-то сиюминутное. Пусть ребенок экономит, откладывает. А в будущем он сможет сам купить себе желаемую игрушку.

Объясните, что очень часто простой труд является самым низкооплачиваемым. А чтобы устроиться на хорошую работу, необходимо усердно учиться в школе и институте. Так вы мотивируете малыша стараться на занятиях, а в дальнейшем и в школе на уроках. Современное информационное общество диктует свои правила. Подрастающее поколение будет жить в гораздо более продвинутом и «скоростном» мире, чем жили их родители. Поэтому детей необходимо готовить к взрослой жизни с самых малых лет.

Анкета для родителей

 

  1. Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

Да                 Нет

 

  1. Нужно ли детей знакомить с экономикой?

                    Да                Нет

 

  1. Как вы относитесь к желанию детей иметь копилку.

           Положительно         Отрицательно

 

  1. Должны ли иметь карманные деньги дети дошкольники?

                  Да                  Нет

 

  1. Замечаете ли вы у ребенка интерес к домашней работе?

                  Да                   Нет

 

  1. Как ребенок относится к труду?

       Охотно принимается за дело

      Неохотно берется за дело

 

  1. Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?

                Да                     Нет

 

  1. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?

               Да                     Нет

 

  1. Знают ли дети профессии родителей

               Да                     Нет

 

Приложение № 3

 

Задачи:

· познакомить с понятиями «валюта», «бюджет», «банковский счет (депозит)», «доход», «расход»;

· содействовать развитию познавательного интереса к решению математических и логических задач с использованием вышеперечисленной терминологии;

· сформировать навыки командной игры

Оснащение, дидактический материал: Проектор, экран, ноутбук, раздаточный материал, презентация.

Методические рекомендации организаторам игры:

· Участники делятся на 3 команды по 4 человека.

· Игра предполагает общение детей дошкольного возраста со сверстниками.

· Этапы движения по сюжету.

· Цель для команд – за определённый промежуток времени набрать как можно больше игровых баллов и пройти все этапы игры.

· Команды награждаются шоколадными медалями.

 

      Сценарий игры.

Игра состоит из 4 этапов движения по сюжету. Дети делятся на 3 команды. Каждая команда располагается за столом. За каждый правильный ответ команда зарабатывает одну фишку. Команда, набравшая большее количество фишек считается выигравшей.

Ведущий: Здравствуйте! Разрешите представиться – я директор финансовой школы. Я рада приветствовать вас! Предлагаю вам принять участие в квест – игре «Юный финансист». Вы готовы? Тогда приступить к испытаниям.

Ведущий: Вам необходимо разделиться на три команды, придумать название и приветствие. (Представление команд до 3-х минут).

 

Первое задание «Финансовый бурелом»

 

Ведущий: За активное участие в беседе команда получает одну фишку. Послушайте мою загадку:

«Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

Что это?» (Ответы детей).

Ведущий: Совершенно верно -«деньги».

А для чего людям нужны деньги? (Ответы детей).

Ведущий: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).

Ведущий: Совершенно верно. Люди работают.

А что получает взрослый за свой труд? (Ответы детей).

Да, он получает зарплату - деньги. Это будет его доход. Доход – это денежные средства, полученные человекомза выполнение определённой работы.

Ведущий: Когда вы приобретаете что - то на свои деньги, вы их тратите или не тратите? (Ответы детей). Ваши затраты – это расход.

Расход – это трата денег на потребности человека.

Второе задание «Потребности»

Ведущий: что же такое «потребности человека»? (Ответы детей).

То, чего нам хочется, то, в чем мы нуждаемся, все это можно назвать потребностями человека. Потребности бывают разные, вот сейчас мы с вами разберемся в этом. Задание для команд. Есть такие потребности, которые жизненно важные. Определите их.

На вашем столе лежит конверт с цифрой «2» откройте его и рассмотрите карточки. Выберете те карточки, которые определяют жизненно важные потребности человека по вашему мнению (еда, вода, одежда, жилье). Покажите, что вы выбрали.

Ведущий: Молодцы. Продолжаем дальше.

Самое главное и ценное в нашей жизни – это семья. У семьи тоже есть свои потребности, они складываются из общих интересов и потребностей всех членов семьи. Как вы думаете, что можно отнести к потребности семьи? (Ответы детей).

Ведущий: В семье решаются вопросы о приобретении тех или иных предметов. Ребята, а есть ли такие потребности, в которых члены семьи (человек) нуждаются, но приобрести ни за какие деньги их невозможно? (Ответы детей).

Давайте посмотрим на экран, и проверим правильны ли были ваши ответы? (перечисление на слайдах:семейный отдых, совместный просмотр телевизора, дружба, общение, любовь к родителям).

Ведущий: Молодцы, вы заработали ещё одну фишку!

Третье задание

Ведущий: Люди работают и производят определённый продукт. Например, плотник сделал стол. Он хочет его продать и поэтому стол становится товаром. Товар – это то, что производится для продажи. Задание называется просто: «Назови товар, или не товар».

Потренируемся: «Повар испек торт и продал его» - товар, «Бабушка испекла торт для внука» - не товар.

Для первой команды:

1.Фермер привез на рынок молоко (товар)

2.Папа починил детям игрушку (не товар)

3.Мама испекла пирог к празднику (не товар)

Для второй команды:

1.Плотник сделал шкаф и продал его (товар)

2.Маша сварила варенье для Миши (не товар)

3.На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар)

Для третьей команды:

1.Кот Матроскин сшил Шарику фартук (не товар)

2.В издательстве напечатали много детских книг (товар)

3.Дедушка смастерил кормушку для птиц. (не товар)

(Участники команд отвечают на вопросы и зарабатывают фишки).

 

Четвёртое задание по сюжету «Банк»

Ведущий: Представьте, что в этом месяце вы хорошо потрудились и получили большой доход, произвели все свои расходы, и у вас осталось ещё какое-то количество денег? Что можно с ними сделать? (Ответы детей).

Ребята, вы знаете, где можно хранить деньги? (Ответы детей). А в кармане можно? (Ответы детей).

А у кого есть копилка? (Ответы детей).

Ведущий: Когда я была маленькой, у меня тоже была своя копилка. Позже я узнала, что можно деньги не просто копить в копилке, но и преумножать. Деньги можно положить в банк. Для вас там создают специальный счет – депозитный, на котором будут находится ваши деньги. Депозит – это банковский вклад, то есть сумма денег, переданная человекомбанку с целью получения дохода в виде дополнительных денег.

И за то, что вы принесли свои сбережения через определенный промежуток времени, банк добавляет к ним ещё деньги.

Для выполнения следующего задания вы должны взять конверт с цифрой «4» и сделать выбор, в какой из трёх банков вы положите свои деньги.

(На столах карточки с изображением нескольких вариантов депозитных счетов (первая карточка +10руб., вторая карточка + 15 руб., третья карточка +20руб.). Детям необходимо посчитать и выбрать более выгодный вариант).

(Участники команд отвечают на вопросы и зарабатывают фишки).

Пятое задание по сюжету «Бюджет»

Ведущий: Мы с вами заработали за свой труд деньги, мы их приумножили и настала пора их потратить. Надо рассчитать бюджет. Вспомните, что такое бюджет? (Ответы детей).

Ведущий: Бюджет – это подсчет доходов и расходов.

А что такое доход? Расход? (Ответы детей).

Ведущий: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает? (Ответы детей).

Ведущий: Да, все верно, если каждый день что-то покупать,нужно очень много денег. В каждой семье родители подсчитывают свой семейный бюджет.Мы с вами попробуем помочь родителям распределитьсемейный бюджет.

Ведущий: Предлагаю вам игру «Хочу и надо».

Предлагаю вам взять конверт с цифрой «5». Перед вами схема потребностей и несколько монет. Ваша задача распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.

(Дети выполняют задание объясняют свой выбор).

Ведущий: Когда оплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.

(Каждая команда зарабатывает по одной фишке за работу).

Ведущий: Поздравляю вас! Вы успешно справились со всеми испытаниями. Предлагаю подсчитать свой фишки.

Ведущий: Ребята, вам понравилась сегодняшняя игра? (Ответы детей). Яхочу поощрить каждого из вас деньгами, не обычными, а шоколадными.

Все участники игры получают поощрительные призы (раздает шоколадные монеты).

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами вспомнили основы финансовой грамотности. Вы все постарались. Спасибо всем за увлекательную и интересную игру. Всего вам доброго и до новых встреч.

 

Абдулина Л.И.

Старший воспитатель

Дубинина Е.В.

Таштагол 2019

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Пояснительная записка……………………………………… 3
2. План мероприятий по внедрению финансовой грамотности дошкольников…………………………………   9
3. Ожидаемые результаты……………………………………... 13
4. Литература……………………………………………………. 14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.

Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.

Для того, чтобы дошкольнику было легче освоить азы финансовой грамотности мы решили проводить обучение через театрализованную деятельность. Ведь театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия в форме театрализованной деятельности помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления.

Данная форма работы позволяет сказочным героям ввести ребят в сложный мир финансов, объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой.

Цель проекта:

Сформировать познавательные навыки у воспитанников по финансовой грамотности через организацию совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Задачи:

· формировать умение понимать, что такое «семейный бюджет», «деньги», «товар»;

· развивать логическое мышление через решение проблемных ситуаций сказочных героев;

· создать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на ознакомление с финансовой грамотностью.

     

Формы работы:

· театрализованные, деловые, сюжетно-ролевые игры;

· театрализованные тематические занятия;

· экскурсия в банк;

· использование электронных образовательных ресурсов и информационно – коммуникационных технологий;

· квест – игры;

· лэпбук.

Вид проекта

Информационно-познавательный

Срок реализации проекта

сентябрь – декабрь 2018 года

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители (законные представители).

План мероприятий по внедрению

финансовой грамотности дошкольников


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.