Анализ ближнего внешнего окружения. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Анализ ближнего внешнего окружения.

2019-12-17 212
Анализ ближнего внешнего окружения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                                                     Рис.1

- Угроза выхода на рынок новых конкурентов. Новым конкурентам проникать на региональный отраслевой рынок достаточно сложно. Необходимо получить лицензию; требуются значительные капитальных затрат на организацию производства (основные фонды, техника, средства на производство). В специализированных профильных сегментах основной фактор, повышающий входной барьер успешного выхода на рынок – обязательное наличие квалифицированных специалистов высшего и среднего звена управления. Сбыт продукции во многом зависит от репутации компании и наличия крупных потребителей.

- Угроза со стороны товаров-заменителей. Заменителей для кварцевого песка не существует.

- Власть поставщиков. Влияние поставщиков в регионе имеется. Значимость влияния характеризуется наличием среди поставщиков предприятий-монополистов. Однако при наличии отлаженных каналов доставки сводится на нет.

- Власть заказчиков. Потребителей кварцевого песка достаточно. Хотя в отношении многих предприятий-производителей кварцевого песка конкурентная сила заказчиков достаточно велика. Значительно возрос спрос на кварцевый песок в Московском регионе. Таким образом, конкуренция в кварцевом бизнесе носит мягкий характер и отрасль является относительно прибыльной.

В настоящее время на рынке кварцевых песков Московского региона работает приблизительно 28 предприятий-производителей.

Основными конкурентами ОАО “Раменский ГОК” являются следующие организации

Табл.№1

Конкуренты Преимущества Недостатки Вероятная стратегия Степень опасности (0...10)
ОАО “Кварц” (Ташлинский ГОК) высокое качество, низкая цена ориентация в большей степени на стекольную отрасль расширение сферы деятельности 2
ОАО “Кварцит” (Воскресенский ГОК)   средняя цена низкое качество кварцсодержащего сырья используемого для производства стекла (за исключением цветного) развитие бизнеса за счет диверсификации 3
ЗАО “Балашейские пески” (Балашейский ГОК)  низкая цена, высокое качество сырья для цветного стекла, формовки и строительства нехватка оборотных финансовых средств привлечение иностранного капитала 4
ООО Фирма “Мечта” (Зубцовский карьер) низкая цена низкое качество повышение качества продукции 1

 

Проанализировав в целом действие пяти конкурирующих сил можно прийти к выводу об усилении конкурентной борьбы в отрасли. Значительная экономическая сила поставщиков и покупателей, напряженность внутриотраслевой конкуренции, несмотря на отсутствие конкуренции со стороны заменителей, оказывают значительное воздействие на конкурентные позиции в отрасли. С позиции оценки действия конкурентных сил, отрасль не является привлекательной для вновь входящих компаний, и может быть в той или иной степени интересна лишь для уже действующих в ней компаниях. Наиболее значимые с точки зрения влияния на уровень конкуренции в отрасли факторы представлены на схеме. У нас есть конкуренты по России, но в нашем регионе мы являемся монополистами. Мы считаем, что мы являемся основными поставщиками кварцевого песка нужного качества. Стараемся удовлетворить потребности наших клиентов по объему, качеству, по доставке и в необходимые сроки.

По результатам анализа, учитывая сложившееся в отрасли положение и сформировавшиеся тенденции изменения этого положения, можно выделить основные перспективы развития кварцевого бизнеса:

- консолидация крупных производителей, позволяющая повысить конкурентоспособность предприятия за счет увеличения финансовых, человеческих и прочих ресурсов;

- инвестиции в создание региональных дистрибьюторских сетей;

- инвестиции в снижение издержек, оптимизацию производства, в исследования и разработки.

STEP-факторы

Анализ макросреды ОАО “Раменский ГОК” целесообразно осуществить с помощью STEP-анализа (Табл.№2), посредством выявления факторов макроэкономической среды, оказывающих значительное влияние на развитие кварцевого бизнеса в Российской Федерации.

                           

 

STEP – факторы Таблица №2

Политические Экономические
- усиление влияния государства в отрасли (ужесточение норм на добычу полезных ископаемых); (-) - регулирование кварцевого бизнеса со стороны государства; (-) - вступление России в ВТО; (-) - ужесточение наказаний за налоговые правонарушения; (+) - условия для привлечения западных инвестиций (+) - общая экономическая ситуация в стране;(+) - инфляция; (-) -рост цен на энергоресурсы; (-) - мировой экономический кризис; (-) - увеличение таможенных пошлин; (-) - изменение налоговых ставок; (-;+) - реформирование в области естественных монополий (-)
Социальные Технологические
- демографические изменения; (+) - изменения в ценностях; (+) - образовательный уровень (+) - появление на рынке новых технологий по обработке кварцевого песка; - экологические требования со стороны государства к применяемым технологиям и оборудованию 

 

На сегодняшний день социальные факторы, а также тенденции их изменения в общем и целом благоприятствуют развитию кварцевого бизнеса.

 Среди политических факторов наибольшее внимание заслуживает возможность влияния государства на бизнес и вступление России в ВТО, которое может сопровождаться угрозой конкуренции со стороны стран-участниц ВТО.

Наибольшую угрозу среди экономических факторов для ОАО “Раменский ГОК” заключается в увеличении таможенных пошлин, оказывающих непосредственное влияние на цену, повышение которой является угрозой, а снижение - возможностью для предприятия. Мировой экономических кризис является угрозой для всех отраслей, в том числе и для кварцевого бизнеса.

Технологические факторы представляют больше возможностей, чем угроз, так как предприятия, работающие в данной отрасли, наукоемки и активно стремятся применять новые разработки. Поэтому появление на рынке новых технологий производства и нового оборудования дают возможность ОАО “Раменский ГОК” развивать и совершенствовать процессы. Хотя существует угроза нехватки материальных и финансовых активов.

 

Сегменты.

Проведя маркетинговые исследования объема потребления кварцевого песка по регионам Российской Федерации на период 2005 - 2007 годы строим диаграмму.

      

рис.2

Учитывая внешние факторы влияющие на стоимость нашего продукта (транспортировка ж/д транспортом, отдаленность потребителей, погодные условия) в большей степени выбираем центральный регион.

 Анализируя объем продаж по региону, т.е. в ближайших областях, сегментируем потребителей по географическому признаку в следующей круговой диаграмме (Рис.3):

Рис.3

 

Для устойчивой и стабильной работы, для выбора правильной, перспективной стратегии развития компании необходимо знать объемы производства кварцевого песка и пропорционального насыщения рынка в стекольной промышленности Российской Федерации всеми производителями. Поэтому необходимо сегментировать рынок кварцевого сырья по долевому признаку (Рис4).

Рис. 4

Борьба за рост объема нашего сегмента, прилагая усилия для его расширения, отслеживая и прогнозируя действия  конкурентов, является одной из наших стратегий.

Другими словами то, что левее или правее нашего сектора, при определенном усердии компании и положительном стечении обстоятельств, становится перспективным целевым сегментом нового потребителя через прочих производителей. Возможно, наше желание о максимальном снижении издержек после внедрения новой технологии и ряда других реконструкционных мероприятий станет реальностью, тогда конкурентам придется поделиться своим сегментом потребителей.

 

3.4 Четыре «Р».

«Р1» Предлагаемый нами товар потребителям - кварцевый песок.

Сущность товара – Развитие основного бизнеса за счет качественного и своевременного получения сырья.

Уникальные достоинства товара  по своим характеристикам и сходным технологиям обогащения песка, товар мало отличается от товара конкурентов, но повышенную ценность ему придают качества заключающееся в стратегическом местоположением комбината, а также мультиминеральность (источник нашей конкурентоспособности). Она позволяет поставлять набор разных продуктов, используемых в производствах наших потребителей. Например: основной компонент стекольной шихты – песок, но также для стекловарения используются полевой шпат, доломит, сода. C апреля 2008 года мы вместе с песком предлагаем нашим клиентам и полевой шпат, приобретенный в Турции. Мы позволяем клиентам снизить затраты на хранение продукции, храним шпат на РГОке и доставляем клиенту точно в срок по мере необходимости.

 

 

 


Рис. 5

Жизненный цикл товара. Жизненный цикл кварцевого песка(Рис.5) находится в стадии зрелости и насыщения. Низкие расходы на поддержание основных фондов, низкие затраты на рекламу, высокий уровень продаж песка имеющего прочное положение на рынке способствуют в получении чистой прибыли.

 

 

Матрица Игоря Ансоффа.

 

 

ТОВАРЫ

Существующие Новые

РЫНКИ

Существующие Низкая степень рынка Внедрение на рынок Средняя степень риска Развитие товара
Новые Средняя степень риска
 


Расширение рынка

Высокая степень рынка диверсификация

                                                    Рис.6

Стратегия нашего предприятия расширение рынка. Мы постоянно увеличиваем объемы производства для удовлетворения нужд наших потребителей, вместе с тем мы составляем новые планы сбыта продукции, ищем новых потребителей, и предлагаем им нашу продукцию.

По матрице БКГ кварцевый песок относится к «Звездам» т.к. для производства нужно вкладывать много денег, чтобы поддерживать темп роста на рынке и отражать атаки конкурентов. В краткосрочном периоде товар может приносить больше убытков чем прибыли, но в случае достижения прибыльной фазы «звезда» перерастет в «дойную корову».

 

Высокий

Темп роста рынка сбыта

«Звезды»
     
 

 


«Проблемные товары»       «Дойные коровы»   «Собаки» Низкий

Высокая            2,0               1,0                   0,5          Низкая

Относительная доля на рынке

                                       Рис.7

«Р2» Цена. С каждым покупателем, в зависимости от его платеже-

способности, возможностей и прочих условий, цена на продукцию оговаривается отдельно. Естественно учитывается запрашиваемый объем.  Другими словами «Раменским ГОКом» взята на вооружение стратегия лидирования в цене. С каждым из клиентов(покупателей) отдельно составляется договор, в котором оговаривается цена. Сюда входит непосредственно товар, возможность его доставки, упаковки, сертификат качества. На цену влияют объмы поставок, надежность клиента,.

 «Р3» Продвижение.   Представлено в виде плана коммуникации.

 

     
Развитие предприятия товара для удержания существующих клиентов и привлечение новых.  путем увеличения объемов производства с сохранением качества
  1. Определение проблемы


                       

     

 


                                                                      

 


 

                                                                                 

     
3. Маркетинговые цели
 
 Удержания клиентов с помощью увеличения объемов производства и сбыта продукции в 2,5 раза, без ухудшения качества песка    

 


                       

 


                                                                                             

 

 


                                                                      

 


 Вызвать у новых потребителей, поставщиков и инвестора чувства: - надежности - качества -принадлежности к нашему проекту - веры в успех сотрудничества (общего дела)
                                                                      

 6. Выбор творческой стратегии
                                                                                                           

                                                                                                           

 


                                                                      

     
 7. Выбор средств информации
 
Внутренние: совещания, служебные записки, доклады, отчеты, приказы, газета. Внешние: Интернет (доски объявлений, домашние странички, Е-маil), телефонную связь, совещания (переговоры, обсуждения), специализированные выставки (изучение поставщиков и потребителей), направленная печатная продукция (газеты, журналы), целевые командировки.  


                                                                      

 


                                                                 

     
  Заключение долгосрочных контрактов на поставку песка. -Повторные покупки (заказы)  
 8. Проверка и обратная связь


                                  

                                                         Рис.8

Большую часть выпускаемой продукции предлагается реализовывать напрямую, хотя использование сети дилеров не исключается.

«Р 4» Место

 

 


Рис.9

 

Основными потребителями кварцевого сырья на сегодняшний день являются стекольная, строительная и литейная отрасли. Предприятие обеспечивает сырьем более 150 потребителей, среди которых самые крупные: Московская область - ОАО “Клинмедстекло”, ОАО “Солстек”, ОАО “Ступинский стеклопластик”, Мостермостекло, Щербинский ЭПО, ОАО “Элстек”, Митара Шатурского района, Тиги Кнауф, Унистромтрейдинг, Купола Дель, Глимс Продакшн, ООО “Старатели”, Гжельский электроизолятор, объединение “Гжель”, Речицкий и Кузяевский фарфоровые заводы; другие регионы – Борский стеклозавод, Горьковский автозавод.

Отгрузка и поставка кварцевого концентрата осуществляется круглосуточно по утвержденным графикам автомобильным и железнодорожным транспортом. Отгрузка производится непосредственно на территории предприятия, непосредственно с фабрики в вагоны и машины, а также складируется на складе оттуда, по мере необходимости может отгружаться.

Результаты анализа внешней и внутренней среды представим в форме SWOT – анализа

 

3.5 SWOT – анализ                                                                              Табл.3

Сильные стороны Возможности
- Расположение предприятия, близость к рынку сбыта - Квалифицированный технический персонал - Опыт работы и хорошая репутация в отрасли (раскрученный Бренд) - Высококачественные продукты (стекольная отрасль) - Финансовая устойчивость - Уровень маркетинга (знание рынка, логистика) - Сплоченный коллектив - Большие разведанные запасы сырья - Появление новых групп потребителей (высокодоходные рынки) - Возможность получения инвестиции в развитие  
W
 Слабые стороны

Угрозы
- Износ оборудования - Производственные мощности (ограничены) - Уровень себестоимости - Ограниченный запас имеющегося месторождения - Повышение налогов на недра - Ужесточение требований по экологии - Снижение рыночных цен - Экономическая нестабильность - Неплатежеспособность заказчиков - Появление новых конкурентов

 

 

Производство.

                            
 
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОАО «Раменский ГОК»  

 

                        

 

       Внутреннее развитие                                              Внешнее развитие

         
 
   

 


Рис.10 Системная карта – развития ОАО»Раменский ГОК»

Оценив сильные и слабые стороны организации в сопоставлении с благоприятными возможностями и угрозами со стороны внешнего окружения, мы определили миссию, цели и задачи стоящие перед нашей организацией. Для решения оперативной цели по увеличению объемов добычи и подачи исходного сырья на обогатительную фабрику определяем ресурсы, требуемые для решения поставленной задачи. А именно -плавный переход по замене устаревшей горной техники, на технику импортного производства и строительство новых технологических линий на обогатительной фабрике. Для достижения этой цели необходимо сделать следующие шаги (табл. №4):

                                                

 Диаграмма Ганта                                    Таблица №4.

Цель Описание действий, ответственные Методы Реализации Период времени

Увеличение объема производства

 

Рассмотрение и подписание протокола с инвестором, о совместной деятельности. *Директор Переговоры, предварительные расчеты, выводы 05.01.03    __________                 01.05.03
Маркетинговый аудит *Отдел маркетинга Привлечение консалтинговых фирм, собственный внутренний аудит и аудит инвестора. Анализ результатов, выводы 01.05.03. ________________                    01.05.04
Выбор технологии и оборудования обогащения для нашего песка. *Технологи с нашей стороны и стороны инвестора. Обогащение нашего кварцевого песка на заводах инвестора в Европе, выводы 01.03.03    __________               01.08.03
Согласование разрешительных документов с Российскими государственными структурами *Служба главного инженера Переговоры, необходимые командировки, поиск сил и возможностей для поддержки нашего проекта, выводы 01.08.03 ___________                  01.02.04.
Согласование технической, технологической и другой документации между службами моей компании и службами инвестора Предоставление предложений и отчетов службами обеих сторон, выводы 01.06.03.    _________                                                                      01.11.03.
Получение инвестиций и строительство первой технологической линии *Инвестор, директор, служба кап. строительства Выбор и привлечение подрядчика на данный объем работы, строительство и ввод в эксплуатацию, выводы 01.02.04 ___________________                 01.02.05
Приобретение новой, высокопроизводительной техники (экскаваторы, бульдозера, автосамосвалы и т.п.) и частичная замена существующей. *Служба главного инженера. Выбор производителя техники, его дилера, приобретение, ввод в эксплуатацию, выводы 01.02.04. ____________                  01.06.04
Корректировка новой технологии добычи и обогащения кварцевого песка *Технологические службы обеих сторон Эксплуатация оборудования и техники под чутким руководством и контролем инвестора, выводы 01.02.05. ____________                   01.05.05.
Строительство второй технологической линии при условии положительных результатов эксплуатации первой линии *Инвестор, директор, служба кап. строительства, технологические службы обеих сторон строительство и ввод в эксплуатацию, выводы 01.05.05 ______________                    01.10.05

 

Коэффициент использования импортной техники и обогатительного оборудования, согласно заявленных стандартов заводов изготовителей, равен 0,95. По мере поступления импортной техники и оборудования выводим из эксплуатации имеющуюся и выставляем ее для продажи на рынке секонд-хенд. Проведен мониторинг вторичного рынка горной техники и обогатительного оборудования российского производства. Определены потенциальные покупатели, с которыми подписаны протоколы о намерениях продажи. Данное направление позволит покрыть приблизительно до 20% затрат на приобретение нового оборудования и техники.

 

 
Вскрышные работы, добыча из забоя, транспортировка из карьера, прием исходного песка, обогащение на технологических линиях и складирование в силоса.


      Вход                                                                                      Выход

 


Рис. 11

Характер производственного процесса остается прежним (рис 11). Горные работы будут производиться на Чулковском и Егановском месторождениях. Одним бульдозером производится зачистка растительного слоя. Отработка вскрышных пород (глина) производится одним экскаватором и двумя самосвалами с шарнирно-сочлененной рамой. Зачистка добычного уступа выполняется одним бульдозером. Добыча песка из забоя осуществляется двумя экскаваторами на разных горизонтах. Транспортировка до приемного бункера обогатительной фабрики производится четырьмя самосвалами на жесткой раме.  

Технологический процесс обогащения будет проводиться на новых технологических линиях в имеющимся помещении обогатительной фабрики ОАО «Раменский ГОК». Технологический процесс будет в себя включать следящие этапы:

1. Прием и подача исходного сырья на обогатительную фабрику;

2. Распределение сырья на технологические линии, включая новые;

3. Обогащение:

- дезентиграция, механическая оттирка и удаление крупника (>1,3 мм.) в мельнице фирмы Dutto.

- удаление класса крупности (-0,1 мм) на гидросайзерах фирмы S.W.M.S.

- удаление тяжелых минералов на винтовых шлюзах фирмы S.W.M.S.

- обезвоживание на ленточном фильтре марки ЛОН – 4

- сушка и транспортировка кека в силоса на сушильных печах. СП – 2

   4. Отгрузка потребителям авто и железнодорожным транспортом.

Основные затраты горно-добывающего участка:

Рис. 12

Стоимость основных видов деятельности горного цеха (добыча, вскрыша, смешивание, транспортировка), позволяет сравнить стоимость услуг по данным видам работ сторонних организаций. На сегодняшний день это 150-180 руб. за тонну переработанной  массы. Сравнение эти двух показателей показывает, что использование техники РГОКа дешевле подрядных организаций.

Стоимость основных видов деятельности.                                             Табл.№5

Статья

Июл.0 8

Авг.0 8

Сен.0 8

Окт.0 8

Ноя.0 8

Дек.0 8

Янв.0 9

Фев.0 9

Мар.0 9

 

 

 

Вскрыша

58,78

34,93

35,20

25,63

49,21

63,20

58,71

79,73

48,63

 

 

 

Добыча

50,31

46,19

36,26

29,33

30,57

40,17

37,01

42,82

39,38

 

 

 

Транспортировка

18,39

17,05

15,89

12,94

22,22

20,86

19,45

18,78

22,82

 

 

 

Смешение

5,36

4,40

4,56

5,28

6,46

4,35

4,24

2,82

7,18

 

 

 

Внешнее сырье

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

 

 

 

Обогащение ОФ1

68,64

131,09

72,04

105,45

104,98

66,65

67,85

71,82

71,97

 

 

 

Обогащение ОФ2

123,63

169,25

114,99

117,34

129,56

112,15

115,65

123,78

139,61

 

 

 

Сушка ОФ1

57,27

38,92

46,67

57,90

50,88

59,60

49,49

66,12

55,79

 

 

 

Сушка ОФ2

40,50

63,18

47,81

49,12

42,66

52,83

57,35

70,24

48,37

 

 

 

Охлаждение

0,00

0,00

0,00

0,41

0,00

0,72

0,00

0,00

37,74

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С/с на бункере

132,84

102,58

91,90

73,17

108,46

128,58

119,41

144,14

118,02

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Менеджмент.

Организационная структура.

Рис.13


5.2. Персонал.

В организационной структуре показаны люди, которые будет заниматься принятием решений, и руководить для достижения поставленной цели.

Возможным недостатком подхода к решению проблемы исключительно за счет внутренних резервов является то, что в организацию не приходят новые люди со свежими взглядами, что может привести к застою. Следовательно, при решении задачи. возможно, потребуются дополнительные человеческие ресурсы.

Прежде, чем начать поиск, группа определяет основные требования к кандидату, пишет должностную инструкцию.

 Для поиска специалистов мы используем различные пути:

- объявления в СМИ

- кадровые агентства

- Интернет

Кандидаты пройдут следующие  методы отбора как анкетирование, резюме и собеседование. Всех подходящих по резюме, анкетам и рекомендациям мы формируем в список и приглашаем на собеседование. По указанным открытым вакансиям для нас важно, чтобы кандидат имел соответствие с нашими следующими требованиями:

- высшее образование (техническое или средне-техническое)

- желателен опыт в аналогичной должности

- хорошие управленческие навыки, опыт работы с коллективом

- не конфликтность.

Собеседование позволяет нам оценить коммуникативные навыки кандидатов, навыки межличностного общения, практичность ума. Также  нас будут интересовать их характеристики с предыдущих мест работы, рекомендации.

Наши кандидаты должны знать, что компания предоставляет своим сотрудникам возможность дальнейшего обучения, карьерного роста, совершенствование практических навыков и т.д.

Наиболее успешным кандидатам предлагается пройти на производство, познакомится с коллективом, там же проверяются его практические навыки.

В конце собеседования обычно картина ясна и для нас и для соискателя. Решение, возможно, принимается сразу, или берется  1-2 дня на обдумывание и принятие окончательного решения.

Мотивация.

Как уже отмечалось выше, для достижения результата важное значение имеет мотивация каждого участника группы. При формировании нашей рабочей команды и взаимодействия внутри нее, на мой взгляд, может иметь место комплексная модель. Ее участники-взрослые, сформировавшиеся личности. Для каждого из участников необходимо чувство принадлежности к команде управленцев, ощущение себя как личности. Очень важна атмосфера (психологический климат) в коллективе. Каждый из участников ощущает потребность своей значимости, в достижении цели в своей работе. Все участники настроены на самоконтроль и  дана возможность участвовать в принятии решений, непосредственно влияющих на нашу работу.

К факторам мотивации, влияющим на эффективность работы команды, можно отнести: социальное взаимодействие между членами команды, приверженность целям, степень удовлетворения от работы, ощущение значимости свой работы, чувство ответственности за результат.

Что касается исследования мотивации всего персонала (что очень важно при внедрении данного проекта), будет проводиться анкетирование персонала, для выявления мотивирующих факторов и их реализации, с одной стороны. С другой стороны, ставка в мотивации будет делаться на 3, на мой взгляд, важных инструмента:

· Искреннее уважение со стороны менеджмента

· Создание творческих с точки зрения сотрудника условий труда (ощущение радости от проделанной работы)

· Материальное стимулирование.

Первые два пункта намного важнее последнего, не требуют материальных затрат и будут предлагаться руководителям в качестве условий внедрения новой системы.

Таким образом, представлен предварительный план преобразования системы менеджмента, определены главные факторы успешной работы, а именно создание мотивирующих условий труда.

                                               

              


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.337 с.