Политическая власть: понятие и характерные признаки. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Политическая власть: понятие и характерные признаки.

2019-12-17 91
Политическая власть: понятие и характерные признаки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Политическая власть: понятие и характерные признаки.

Понятие власти (по Максу Веберу, Гегелю, Фихте и Шопенгауэру) – способность субъекта А так влиять на объект В, чтобы последний сделал то, что никогда бы не стал делать по своей собственной воле. 

 

Другие подходы:

· Марксистская трактовка: власть в системе межгрупповых отношений как следствие экономического господства одного класса над другим.

· C труктурно-фунционалистские и системные трактовки (Т.Парсонс): власть — отношения между субъектами, выполняющими определенные закрепленные за ними социальные роли, в частности, управляющих и управляемых.

· Коммуникативные концепции (Х.Арендт, К.Дойч, Н.Луман, Ю.Хабермас): главное во властных отношениях – это поддержание коммуникации между субъектами и объектами власти (властитель говорит, подчиненные делают, и все хорошо!).

· Неомодернистские концепции: М.Фуко (концепция «археологии и генеологии власти») видит во власти неперсонифицированные и неовеществленные отношения между ее субъектами, а П.Бурдье вводит понятие «символической власти», основанной на «символическом капитале» (экономическом, культурном, информационном и т.д.), распределяющимся между субъектами в соответствии с их позициями в социальном пространстве.

· Реляционистские концепции (П.Блау, Д.Картрайт, Д.Ронг, Дж.Френч): особые отношения между ее субъектом и объектом. Но поскольку субъекты и объекты власти – это люди со свойственными им эмоциями и чувствами, постольку в изучении властных отношений широко применяются психологические подходы. Например, с точки зрения Г.Лассуэлла, первоначальным импульсом для возникновения властных отношений может быть присущая некоторым индивидам «воля к власти» и обладание определенной «политической энергией». Психоанализ трактует стремление к власти как проявление, сублимацию подавленного либидо.

ПРИЗНАКИ - в структуре власти всегда выделяют субъект и объект, источники власти, основания власти и ресурсы власти. Субъекты – государство, его институты, политическая элита. Объекты – индивиды, социальные группы, население. Источник – закон, сила, авторитет, престиж, богатство, интерес, тайна, харизма, знания, идеи. Основания власти – фундамент, на котором базируются источники власти. Ресурсы власти – конкретные средства, с помощью которых субъект власти воздействует на объект.

· Экономические ресурсы, прежде всего собственность и деньги, всегда были важнейшими ресурсами любой власти.

· Социальные ресурсы власти – это ее способность менять при помощи различных рычагов, включая и экономические, социальный статус индивидов и общественных групп, обеспечивая их поддержку и достигая этим определенных целей.

· Весьма разнообразными являются культурно-информационные ресурсы. Наряду с собственно информацией, без которой невозможно сегодня функционирование любой общественной структуры, к культурно-информационным ресурсам относятся разнообразные научные знания, идеи, духовные ценности.

· К силовым ресурсам относятся средства насилия и принуждения, включая оружие, а также государственные институты с этим принуждением связанные: армия, полиция, служба безопасности, тюрьма и т.д.

· Демографические ресурсы – это сами люди, без которых ни одна власть не может обойтись. Примером использования демографических ресурсов является подбор и расстановка кадров в разных сферах общественной жизни, в том числе в структурах власти и управления.

· Правовые ресурсы – это законы и другие нормативные акты (указы президента, распоряжения правительства т.д.), которые используются властью в процессе своего функционирования.

Признаки власти – легальность, легитимность, верховенство, публичность, моноцентричность.


 

 

Критерии Демократии

Демократия – политический идеал и реальная действительность;

- особая форма функционирования властных структур;

- система прав, обеспечивающей широкое участие масс в управлении делами общества;

- метод регулирования отношений между управляющими и управляемыми;

- механизм удовлетворения разнородных социальных интересов и мирного разрешения межгрупповых конфликтов;

- способ получения властных полномочий и их ротации;

- институциолизированная система переговоров между социальными группами, обеспечивающая легитимность режима (Сергеев).

Критерии:

- всеобщее избирательное право граждан;

- возможность для граждан претендовать на занятие выборных должностей;

- регулярное проведение свободных, конкурентных и справедливых выборов;

- наделение избранных должностных лиц конституционным правом контроля над правительственными решениями;

- отсутствие притеснений по отношению к политической оппозиции (включая независимые политические партии и группы интересов) и присоединяться к ним;

- свободный доступ граждан к источникам альтернативной информации.

Формой существования демократии является правовое государство, в которое не только включены все демократические процессы, но в котором также все они контролируются правом и подчинены ему.

Данные критерии представляют собой некоторые эталоны, с которыми можно сопоставить деятельность существующих политических образований, провозглашающих себя демократическими.

Политические режимы не прошедшие “тест” по всем признакам процедурной демократии причисляются либо к авторитарным, либо к смешанным или гибридным политическим режимам.

 

 

Типы избирательных систем

Выборы являются центральным институтом демократии, потому что власть правительства исходит исключительно из согласия управляемых. Когда в демократическом обществе граждане участвуют в выборах, они осуществляют свое право и обязанность решать, кто будет управлять от их имени.
2 базовых избирательн. системы: мажоритарная и пропорциональная.

При мажоритарной ( плюральной ) системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. Когда имеется более двух кандидатов по одномандатному округу, один из них может набрать менее 50% голосов (т. е. относительное большинство голосов) и, тем не менее, добиться победы. Данная система чаще используется для выборов главы государства (США, Исландия, Венесуэла, Колумбия и др.), реже - при выборах нижней палаты парламента (Великобритания, Канада, США, Япония, Индия). Половина мест в Государственной Думе РФ также замещается по данной формуле голосования.

Как правило, голосование по мажоритарной модели происходит в одномандатных округах, однако возможно использование и многомандатных, в этом случае избиратель имеет столько голосов, сколько депутатов избирается от данного округа (выборы местного самоуправления в Великобритании).

 

Основной разновидностью этой модели является мажоритарная модель голосования в два тура ( Франция, выборы президента в РФ и др .). В этом случае, если ни один из кандидатов не набирает в первом туре абсолютного числа голосов (50% + 1 голос), назначается второй тур, в котором избиратели делают выбор между двумя и более кандидатами, набравшими наибольшее число голосов в первом туре.
Система относительного большинства исходит из того, что для избрания требуется набрать наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам. Система квалифицированного большинства встречается достаточно редко. Она основывается на том, что для победы на выборах необходимо не просто набрать то или иное большинство голосов, а большинство, зафиксированное в законе (не менее 1/3, 2/3, 3/4), от числа проголосовавших избирателей.
Система пропорционального представительства предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством (процентной пропорцией) голосов полученных на выборах по партийным спискам в нескольких больших региональных округах. Данная система применяется, как правило, при выборах парламентов (вся континентальная Западная Европа за исключением Франции, половина депутатов Государственной Думы и др.)


Смешанные системы — смешанные избирательные системы, при которых часть депутатских мандатов (например, половина) замещается путем выборов по партийным спискам в целом по стране, а другая часть депутатских мандатов формируется через мажоритарные в одномандатных округах.

связанные смешанные системы — смешанные избирательные системы, при которых выборы проводятся одновременно по партийным спискам в многомандатных округах и мажоритарные выборы в одномандатных округах, а при распределении мест по пропорциональному представительству учитывается число депутатских мест, занятых партией или избирательным блоком но результатам выборов в одномандатных округах;
преференциальная система (лат. praefene — предпочитать) — избирательная система, при которой избиратель выбирает кандидатов из списка в порядке предпочтения

голосование по закрытым партийным спискам — разновидность пропорциональной избирательной системы, при которой избиратель голосует за партийный список в целом, не меняя порядка расположения кандидатов. Голосование с открытыми партийными списками - разновидность пропорциональной избирательной системы, при которой избиратель имеет право голосовать не только за партийный список в целом, но и переставлять кандидатов в списке по своему выбору;

параллельные смешанные системы - смешанные избирательные системы, при которых одновременно проводятся выборы по партийным спискам в многомандатных округах и мажоритарные выборы в одномандатных округах, а полученные при этом результаты являются независимыми (параллельными).

 


10) Либерализм

Формирование идеологии современного либерализма происходило уже в конце XIX - начале ХХ в. в. Одним из важнейших моментов в развитии этого направления стало создание в 1947 г. Либерального интернационала, основанного 19 партиями-учредителями, к которым позднее присоединились еще 13 партий, а также осколки либеральных групп из стран Центральной и Восточной Европы.

Фундаментальный вопрос либеральной теории состоит в следующем: в каком отношении находится принцип свободы, составляющей смысл общественной деятельности, к современному государству, регулирующему эту деятельность?

Либерализм обычно разделяют по двум основным критериям: защите экономической и политической свободы и восходящему к европейской классической либеральной традиции начала XIX в. лозунгу - “минимум государства - максимум рынка”. Свобода обмена, собственности и экономическая эффективность неотделимы в либеральной теории от идеи общественного благосостояния.

Дискуссионный характер основных либеральных принципов состоит в отсутствии четкой и логически непротиворечивой взаимосвязи между ними. Уже идеологи раннего либерализма (Д. С. Милль и др) вынуждены были признавать, что а) общественые пределы свободы личности устанавливаются не только государством, но и деятельностью самих индивидов и их организаций; б) государство и общественный сектор экономики могут стать средством реализации желаний индивидов и, следовательно, орудиями их свободы. Более того, рыночная система отнюдь не является идеальным средством обеспечения всеобщего благосостояния, но часто демонстрирует неэффективность, которая проявляется в инфляции, безработице, стеснительном налоговом законодательстве и т. д., требующих в конечном итоге государственного вмешательства.

Идеологию современного либерализма можно рассматривать в свете различных вариантов классификаций. В иерархическом плане, либерализм распадается на а) академический, представленный трудами политических философов, теоретиков, экономистов; б) “ вульгарный либерализм ”, как совокупность “общих мест”, постоянно встречающихся в газетной и журнальной публицистике, памфлетах и многочисленных телепередачах.

Академический либерализм разделяется на два важнейших направления. Либертаристский либерализм (отстаивает принцип “нулевого государства”) и утилитаристский либерализм.

Оба направления содержат “критическое ядро”, включающее в себя три основных критерия: свобода, “минимальное государство”, счастье-благосостояние-эффективность.

Связь между либертаристским и утилитаристским направлениями обеспечивают экономические теории, в которых доказывается, что экономика, основанная на свободном обмене, удовлетворяет требованию, называемому “критерием Парето”. Это критерий эффективности, устанавливаемый путем ссылки на этический принцип счастья индивида(либеральные экономисты предпочитают называть это “предпочтениями” или “различными видами пользы”).

В соответствии с этим принципом, состояние общества удовлетворяет критерию Парето, если в любом другом возможном обществе человек оказывается менее состоятельным, считает себя менее счастливым и т. д. Для либертаристов такое качество жизни является непосредственным следствием свободы обмена.

Наоборот, для либералов-утилитаристов свобода обмена и сама рыночная система нуждается в дополнительных средствах защиты. При таком подходе свобода не рассматривается как конечная цель, но лишь как средство для эффективного действия, следствием которого является благополучие материальное и душевное. Так, “минимальное государство” рекомендуется потому, что рыночная система является эффективной и т. д. Утилитаристских взглядов придерживались такие ведущие западные экономисты, как М. Аллэ, Г. Хутаккер, Т. Коопманс и Ж. Дебро.

 

11. Консерватизм

Консерватизм — это идеология, основывающаяся на принципе следования сложившимся в обществе традициям и обычаям. Консерваторы полагают, что любое изменение представляет собой социальное зло и чревато неприятностями и катастрофами.
Главная задача —сохранить сложившийся исторически вариант общественного устройства. (К. противостоит либерализму, который требует экономических свобод и социализму, требующему социального равенства.
Основоположник: Э. Бёрк;

Зарождение К: сформировался как реакция на «ужасы Французской революции» (памфлет Берка, 1790). Получил развитие из роялизма в Англии в период Реставрации (1660—1688). Роялисты поддерживали абсолютную монархию и придерживались теории божественного происхождения королевской власти, отвергали теорию, что суверенитет исходит от власти парламента.

Основные принципы доктрины Бёрка:
1) религия образует основу гражданского общества;
2) общество — продукт исторического развития;
3) человек как существо инстинкта, чувства и разума лучше руководим опытом, привычкой и предрассудками, нежели абстрактными теориями;
4) зло заключено в самой человеческой природе, а не в общественных учреждениях; сообщество есть форма защиты человека от самого себя, и потому оно должно цениться выше индивида;
5) люди от природы неравны=> в обществе неизбежны различия, иерархия;

6)поскольку обычно попытки устранить зло радикальными преобразованиями ведут к значительно большему злу, то существующий общественный строй необходимо оберегать;

Примеры: реформы Рейгана в США, реформы Тэтчер в Великобритании.

Консерватизм в России
Общая специфика: В основе русского консерватизма лежит тысячелетняя традиция, связанная с идеалом православного типа социальных взаимоотношений, культом мощного централизованного государства и антизападничеством. Характерно, что универсальной «консервативной идеологии» в России так и не сложилось. Сам по себе консервативный спектр русской политической жизни был необычайно широк, включая в себя и крайних охранителей, и либералов-консерваторов, и «революционеров справа».

Этапы развития К в Р:
1. В начале 19в. он принял идеологическую форму, отразив стремление широких слоев населения сохранить свою самобытность, боязнь ослабления монархии. В определенной степени реакция на промышленную революцию на западе. (Н.М. Карамзин, М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, С.С. Уваров)
2. Дореволюционный консерватизм как реакция на революцию во Франции и западное влияние в 19- начале 20 вв.
3. К. русской эмиграции как ответ на русскую революцию 1917г. (И.А Ильин, И.Л. Солоневич, П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Г.В. Вернадский, Г.В. Флоровский, Л.П. Карсавин)
4. Современный К как идейно-политическая реакция на процессы, начавшиеся во второй половине 1980-х гг. (В.И. Белов, А.А. Проханов, В.В. Кожинов, А.И. Солженицын, А.А. Зиновьев и А.С. Панарин, А.Г. Дугин, С.Г. Кара-Мурза)

Основные особенности:
1. Россия должна развиваться по собственному национальному пути, отличному от западного в политическом и духовно-нравственном аспектах =>признание преобладающей роли государства и незыблемости самодержавной власти в России. При этом допускалась возможность проведения реформ в рамках существующей системы с целью укрепления монархической власти;
2. наличие в консервативных концепциях религиозно-православной константы, обусловленной идеократическим взглядом на мир и сакрализацией явлений государственно-политической жизни;
3. стремление к сохранению общественной иерархии;
4. настороженное отношение к начавшейся капитализации страны, требование учета специфики развития российской экономики; критика либерализма, парламентаризма и социализма.

 

10 и 4 билет лучше переделать!

 

 

Политическая власть: понятие и характерные признаки.

Понятие власти (по Максу Веберу, Гегелю, Фихте и Шопенгауэру) – способность субъекта А так влиять на объект В, чтобы последний сделал то, что никогда бы не стал делать по своей собственной воле. 

 

Другие подходы:

· Марксистская трактовка: власть в системе межгрупповых отношений как следствие экономического господства одного класса над другим.

· C труктурно-фунционалистские и системные трактовки (Т.Парсонс): власть — отношения между субъектами, выполняющими определенные закрепленные за ними социальные роли, в частности, управляющих и управляемых.

· Коммуникативные концепции (Х.Арендт, К.Дойч, Н.Луман, Ю.Хабермас): главное во властных отношениях – это поддержание коммуникации между субъектами и объектами власти (властитель говорит, подчиненные делают, и все хорошо!).

· Неомодернистские концепции: М.Фуко (концепция «археологии и генеологии власти») видит во власти неперсонифицированные и неовеществленные отношения между ее субъектами, а П.Бурдье вводит понятие «символической власти», основанной на «символическом капитале» (экономическом, культурном, информационном и т.д.), распределяющимся между субъектами в соответствии с их позициями в социальном пространстве.

· Реляционистские концепции (П.Блау, Д.Картрайт, Д.Ронг, Дж.Френч): особые отношения между ее субъектом и объектом. Но поскольку субъекты и объекты власти – это люди со свойственными им эмоциями и чувствами, постольку в изучении властных отношений широко применяются психологические подходы. Например, с точки зрения Г.Лассуэлла, первоначальным импульсом для возникновения властных отношений может быть присущая некоторым индивидам «воля к власти» и обладание определенной «политической энергией». Психоанализ трактует стремление к власти как проявление, сублимацию подавленного либидо.

ПРИЗНАКИ - в структуре власти всегда выделяют субъект и объект, источники власти, основания власти и ресурсы власти. Субъекты – государство, его институты, политическая элита. Объекты – индивиды, социальные группы, население. Источник – закон, сила, авторитет, престиж, богатство, интерес, тайна, харизма, знания, идеи. Основания власти – фундамент, на котором базируются источники власти. Ресурсы власти – конкретные средства, с помощью которых субъект власти воздействует на объект.

· Экономические ресурсы, прежде всего собственность и деньги, всегда были важнейшими ресурсами любой власти.

· Социальные ресурсы власти – это ее способность менять при помощи различных рычагов, включая и экономические, социальный статус индивидов и общественных групп, обеспечивая их поддержку и достигая этим определенных целей.

· Весьма разнообразными являются культурно-информационные ресурсы. Наряду с собственно информацией, без которой невозможно сегодня функционирование любой общественной структуры, к культурно-информационным ресурсам относятся разнообразные научные знания, идеи, духовные ценности.

· К силовым ресурсам относятся средства насилия и принуждения, включая оружие, а также государственные институты с этим принуждением связанные: армия, полиция, служба безопасности, тюрьма и т.д.

· Демографические ресурсы – это сами люди, без которых ни одна власть не может обойтись. Примером использования демографических ресурсов является подбор и расстановка кадров в разных сферах общественной жизни, в том числе в структурах власти и управления.

· Правовые ресурсы – это законы и другие нормативные акты (указы президента, распоряжения правительства т.д.), которые используются властью в процессе своего функционирования.

Признаки власти – легальность, легитимность, верховенство, публичность, моноцентричность.


 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.