Лидировать со смыслом. Дать вашей компании стимул верить в себя — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Лидировать со смыслом. Дать вашей компании стимул верить в себя

2019-11-28 156
Лидировать со смыслом. Дать вашей компании стимул верить в себя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Джон Бальдони

Лидировать со смыслом

 

 

Текст предоставлен издательством http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=7722678

«Джон Бальдони. Лидировать со смыслом. Дать вашей компании стимул верить в себя»: Эксмо; Москва; 2014

ISBN 978-5-699-71816-0

Аннотация

 

Руководители всех уровней дорого дали бы за то, чтобы под их началом работали преданные сотрудники, всегда готовые сделать больше, чем от них ожидают. Книга, которую вы держите в руках, – подробное руководство по воплощению этой мечты в жизнь. Практические советы, мнения экспертов, рассказы о признанных лидерах, вдохновляющие истории, результаты опросов – все это поможет руководителям добиться от подчиненных целеустремленности, оптимизировать их деятельность и в итоге добиться впечатляющих результатов.

 

Джон Бальдони

Лидировать со смыслом. Дать вашей компании стимул верить в себя

 

Эта книга посвящается трем удивительным людям:

Дэну Дэнисону, заставившему меня писать о лидерстве

Маршалу Голдсмиту, который научил меня задавать сложные вопросы

Майку Юсиму, показавшему мне, что лидерство – междисциплинарное увлечение

 

Отзывы о книге «Лидировать со смыслом». Дать вашей компании стимул верить в себя Джона Бальдони

 

«Способность представлять себе и формулировать будущие возможности – компетенция, которая отличает лидеров. Более того, это труднейший из навыков, которым нужно овладеть руководителю. Поэтому значение этой книги Джона Бальдони столь велико. Она посвящена тому единственному, что делает лидеров лидерами: умению дать людям основание для веры в то дело, которому они себя посвятили».

Джим Кузис, соавтор бестселлеров «Вызов Лидерства» и «Вся правда о руководстве», исполняющий обязанности профессора по лидерству бизнес-школы Leavey’s  

 

«Книга «Лидировать со смыслом» вдохновляет и учит – с помощью научных данных, интервью, историй, вдумчивых вопросов, умных выводов и практических шагов».

Дэн Маккарти, директор программ обучения руководителей высшего звена факультета бизнеса и экономики им. Уиттмора, университет штата Нью-Хэмпшир  

 

«Новая книга Бальдони, несомненно, поможет вам стать лучшим руководителем».

Ора Песковитц, исполнительный вице-президент по медицинским вопросам университета штата Мичиган; генеральный директор компании U-M Health System  

 

«Целеустремленность – двигатель увлеченности и выдающейся результативности. Джон Бальдони напоминает, что вне зависимости от рода занятий в работе можно найти смысл. Книга «Лидировать со смыслом» изменит вас к лучшему как руководителя».

Честер Элтон, автор бестселлеров «Принцип морковки» и «Революция апельсина»  

 

«Каждый, кто хочет стать эффективным руководителем новой эпохи, будет рад потратить время на чтение этой книги!»

Ари Уайнзвайг, сооснователь Zingerman’s, «самой потрясающей компании в Америке», по версии журнала Inc.; автор книги «Взгляды бывшего анархиста на создание выдающихся бизнесов»  

 

Благодарности

 

Идея этой книги возникла на одном из моих семинаров, участники которого обсуждали перспективы своей работы в компаниях. Судя по их разговорам, никто не рассчитывал на то, что будет вечно служить своему работодателю, но можно было почувствовать, что каждый хотел работать ради достижения какой-то цели – то есть ради того, чтобы изменить жизнь людей к лучшему.

Несколько недель спустя мы вспоминали эти разговоры с коллегой Кэтлин Макдональд, и в ходе нашей беседы было обрисовано общее понимание целеустремленности в работе.

Размышляя о той роли, которую осознанная цель может играть в трудовой деятельности, и начав исследовать эту тему, я решил, что это было бы хорошей темой для книги.

Если сотрудник задается вопросом о смысле того, что он делает, должен ли кто-то разъяснить ему это? Входит ли такое разъяснение в чьи-то обязанности или каждый работник должен решать это сам для себя? Цель должен обрисовать руководитель? Как лидер и его последователи могут наилучшим образом использовать общее понимание целей для получения запланированных результатов?

Это – простые вопросы, но я понял, что они нуждаются в подробных ответах.

 

Эта книга обязана своим существованием людям, которые в ней упоминаются. Я называю их моими экспертами: многие из изложенных здесь идей принадлежат им. Это Дэн Дэнисон, Том Дрод, Тамми Эриксон, Маршалл Голдсмит, Джим Гест, Джон Максвелл, Томас Монахан, Винит Наяр, Джордж Рид, Мишелль Ри, Нэнси Шлихтинг, Пол Спигелмэн, Майкл Юсим, Роджер Уэбб и Пэт Уильямс. Спасибо всем – и каждому в отдельности.

 

Отдельная благодарность Барбаре Аллюшуски, президенту Right Management региона Великих Озер – за ее помощь в организации важнейших интервью.

 

Кроме того, хочу поблагодарить моего редактора из AMACOM Кристину Паризи – за ее веру в эту книгу. Работа над ней уже заканчивалась, когда Кристина стала матерью третьего ребенка. Это – вторая моя книга, над которой Кристина работала, готовясь стать матерью. Ее сила духа восхищает.

 

Чак Мартин из NFI Research решил проверить мои идеи методом анкетирования – и превратил их в понятные вопросы, ответы на которые принесли неожиданные результаты. Я благодарен Чаку за его идеи и за его терпение. Спасибо и Роджеру Келлехеру из American Management Association – за разрешение воспользоваться базой данных.

 

Я обязан Саре Макартур и Кэтрин Хайатт Стюарт за их время, отданное рецензированию рукописи, и за ряд идей, сделавших книгу лучше. Подготовкой к печати и производством руководил Джеймс Бессент, которому я благодарен за терпение и внимание.

 

Моего агента Джеффа Хермана стоит поблагодарить за то, что он подталкивал меня к написанию «следующей книги», которая могла бы сделать жизнь лучше. Я ценю его советы и идеи.

 

И, как всегда, спасибо Гейл Кампанелла, жене и единомышленнику, – любви всей моей жизни.

 

Список экспертов

 

Свои взгляды на роль целеустремленности в создании и поддержании успешной организации высказали:

• Дэн Дэнисон, профессор организационного развития и управления бизнес-школы IMD в Лозанне, Швейцария, и партнер-основатель/генеральный директор Denison Consulting

• Генерал-майор в отставке Томас В. Дрод, президент и генеральный директор фонда университета Морской пехоты

• Тамми Эриксон, консультант, лауреат литературной премии McKinsey, которая входит в число 50 выдающихся современных бизнес-мыслителей, по версии сайта Thinkers50

• Маршалл Голдсмит, видный психолог-консультант при руководстве корпораций. Американская Ассоциация Менеджмента упомянула его в числе 50 величайших мыслителей и лидеров бизнеса, повлиявших на сферу управления за последние 80 лет

• Джим Гест, президент и генеральный директор Consumers Union

• Джон Максвелл, основатель John Maxwell Company, который считается ведущим американским автором, пишущим на темы руководства

• Томас Монахан, президент и генеральный директор The Corporate Executive Board

• Винит Наяр, генеральный директор HCL Technologies

• Джордж Рид, полковник армии США в отставке, профессор лидерства в университете Сан-Диего

• Мишель Ри, основатель и генеральный директор Students First, бывшая руководительница отдела общедоступных школ округа Колумбия

• Нэнси Шлихтинг, генеральный директор медицинской системы имени Генри Форда

• Пол Спигелмэн, основатель/генеральный директор Beryl Companies

• Майкл Юсим, профессор менеджмента и директор центра изменений и лидерства при бизнес-школе Wharton, университет Пенсильвания

• Роджер Уэбб, президент университета Центральной Оклахомы

• Пэт Уильямс, старший вице-президент Кудесников Орландо, сочинитель бестселлеров на темы мотивации и самопомощи

 

Пролог

 

«Для счастливой жизни нужно совсем не много. Все – в самом человеке, в его образе мыслей».

Марк Аврелий

 

Когда организации преуспевают, значит, они работают. То есть сотрудники понимают, что они делают и зачем. В этих случаях мы говорим о «целеустремленности».

Расскажу вам одну историю. Не так давно я заглянул в магазин Apple, чтобы поинтересоваться, не собирается ли компания в ближайшее время выпустить на рынок внешнюю клавиатуру для iPhone. Молодой человек, которому я адресовал свой вопрос, был любезен, но вполне откровенен: «Мы ориентируемся только на онскрин-клавиатуры». Обратите внимание на слово «мы». Вам наверняка приходилось слышать это «мы» от продавцов в магазине, особенно если там нет того, что хочет покупатель. Некоторые сочли бы, что продавец вел себя вызывающе, но мне он показался увлеченным человеком. Он верил в компанию Apple и в цели, которые она перед собой ставит. И действовал сознательно и целеустремленно.

Когда я рассказываю эту историю высшим руководителям компаний, то задаю им вопрос: что бы вы дали за то, чтобы все ваши сотрудники были такими, как тот продавец? Они грустно улыбаются в ответ, понимая, сколь редко встречается подобная увлеченность делом. На самом деле это происходит потому, что в компаниях не уделяется должного внимания воспитанию в сотрудниках правильного отношения к работе.

На основе своих исследований и бесед с топ-менеджерами я сделал вывод о том, что существует семь основных направлений, которые организации должны развивать в своей работе с людьми для того, чтобы достигать успехов в новых условиях.

 

1. Сделайте цель главным объектом внимания. Преуспевающие организации – те, которым известно, куда и зачем они двигаются. Лидеры должны использовать это чувство понимания цели для того, чтобы формировать задачу организаций и использовать таланты работающих в них людей для достижения желаемых результатов.

 

2. Прививайте ощущение смысла окружающим. «Люди – самое главное» – это звучит банально, но жизнь доказывает, что так оно и есть. Важно объяснять сотрудникам смысл и цели деятельности организации, чтобы они осознавали свою роль и понимали, что происходит.

 

3. Сделайте неопределенность удобной для сотрудников. Мир, каким мы его знали в начале века, прекратил свое существование. С пониманием новой реальности приходит чувство беспокойства. Однако даже в смутные времена расстановка четких целей обеспечивает ясность восприятия. Ощущение и осмысление цели может дать сотрудникам искомое направление движения в условиях неопределенности.

 

4. Превращайте благие намерения в прекрасные результаты. Мир жесток, люди важнее всего – но дело надо делать. Целеустремленность может стать полезным фактором, позволяющим людям увязать их работу с тем, что требуется организации. Когда это происходит, сотрудники приобретают способность превращать свои идеи в прикладные решения, которых ждет потребитель.

 

5. Допускайте возможность и успеха, и неудачи. Цель – двигатель инноваций. Наличие цели способствует воплощению идей. Ни одной компании не удастся процветать вечно, но необходимо дать сотрудникам возможность думать и действовать креативно – и время от времени терпеть в этом неудачи! Только так можно привести организацию к процветанию.

 

6. Выращивайте будущих лидеров. Немногие из сегодняшних топ-менеджеров останутся на своих рабочих местах через пять-десять лет. Они сменят места работы или вовсе отойдут от дел. Мудрые компании целеустремленно подходят к воспитанию лидеров завтрашнего дня. Они интегрируют развитие руководящих навыков с повседневным операционным управлением.

 

7. Готовьтесь. Целеустремленным организациям нужны лидеры, которые хорошо знают себя, то есть имеют внутренний компас, указывающий правильное направление. Такие руководители используют свою целеустремленность в качестве катализатора успеха компании.

 

Этот перечень факторов ни в коем случае не претендует на полноту и законченность. Это лишь отправные точки. В последней главе книги будет подробно рассмотрено, как руководители могут начать обдумывать, идентифицировать и, в конечном итоге, использовать определяющие факторы вверенного им бизнеса для развития своих сотрудников.

Главной задачей руководства является сплочение людей вокруг общей идеи. Это и есть цель.

В этой книге рассматривается, как руководители могут добиться целеустремленности от сотрудников своих организаций – и оптимизировать их деятельность.

 

Усвоение выводов на будущее

 

Руководители используют целеустремленность для укрепления своих организаций. При этом они ставят перед собой и своими сотрудниками задачу сознательного и целеустремленного лидерства. Это становится возможным благодаря наличию у людей внутренней способности, которую не всегда принимают в расчет: умения адаптироваться. Да, перемены могут быть трудными и даже болезненными, но топ-менеджеры относятся к числу наиболее способных и находчивых людей на планете. Идеи, рассматриваемые в этой книге, предоставят руководителям надежные, яркие и, главное, гибкие подходы использования целеустремленности.

Цель может быть великой движущей силой, связывающей лидеров с их сторонниками. Руководителям бизнесов и общественных структур важно понимать свою ответственность за то, чтобы каждый человек, работающий в структуре, осознавал основную цель организации – и действовал соответственно. Тогда они смогут преуспевать не только в настоящем, но и оставаться победителями в будущем.

 

 

Опасность отсутствия цели

 

Смыслы могут казаться трудноуловимыми; в этой связи можно испытывать соблазн вообще отказаться от идеи. Но посмотрите, что это будет значить с другой стороны: отсутствие цели приведет к организационной апатии. Каждый сотрудник будет выполнять свою работу, но скоро придет к пониманию, что его индивидуальный вклад не представляет собой ничего особенного. Необходимо сплотить людей вокруг общей цели.

«Не думаю, что можно переоценить роль лидера в целеполагании, – говорит отставной армейский полковник Джордж Рид, который сейчас консультирует бизнесменов. – Это – одна из тех вещей, которые недостаточно довести до людей в виде приказа». Если не обозначить цели, то, как считает Рид, смысл деятельности компании потеряется за «повседневными заботами», заставляющими людей забывать о своих первоначальных намерениях и энтузиазме. «Высший руководитель служит символическим голосом организации… напоминающим людям о том, что их деятельность имеет важное значение»[5].

 

Руководители ставят цели

 

Руководителям нужно обеспечить понимание работниками смысла деятельности организации. Это получится только у тех из них, кто разобрался в самих себе. Подумайте, в чем состоит ваше собственное предназначение. В своей практике наставника топ-менеджеров я часто использую проверенный временем вопрос: «Что поднимает вас из постели по утрам?»

Часто этот вопрос ломает лед недоверия и помогает завязать разговор. Я видел, как загораются глаза руководителей высшего звена, когда его задают. Многие из тех, кого я имел честь консультировать, оживленно рассказывали о том, что их радует в работе. Для многих это возможность заниматься тем, о чем они мечтали. Инженеры любят решать сложные задачи – это их обычный ответ. Финансисты радуются, увидев перед собой сведенный баланс. Высшие руководители говорят о чувстве глубокого удовлетворения, которое они испытывают от понимания гармоничной работы всех подразделений организации.

Все эти люди говорят о личном предназначении. Предназначение руководителя организации многие определяют как «делать что-то для других». Вот два вопроса, которые могут использовать руководители для уточнения целей:

 

1. Зачем моему коллективу нужно понимание целей? Это – главный вопрос. Вам нужно ответить на него, в первую очередь, самому, а затем объяснить своему коллективу. Например, что может быть вашей целью, если вы работаете в области финансов? Это даст возможность увязать тематику обсуждения с профессиональной экспертизой сотрудников. Вы отвечаете за поддержание потока денежных средств, а также за подготовку обоснований для управленческих решений. От того, как вы объясните это членам коллектива, будет зависеть многое в их понимании последствий выполняемой работы.

 

2. Как я могу сделать цель более значимой с точки зрения коллектива? Люди ждут от вас ответов, поэтому рассказ о цели должен быть подробным и наглядным. Проще всего будет объяснить, в чем состоит вклад вверенного вам коллектива в бесперебойную работу всей организации. Еще лучше рассказывать истории, связанные с работой. Подумайте над тем, как могли бы оценить вашу деятельность потребители. Возможно, есть успешные примеры, которыми стоило бы поделиться. Возвращаясь к нашему эпизоду из области финансов, можно рассказать, как один из ваших коллег помог всему коллективу, сделав бюджетный процесс более доступным для понимания и существенно сократив сроки закрытия бюджетов.

 

Эти вопросы определяют значения роли, которую играет руководитель в определении целей и смысла работы своего коллектива. Однако многие ищут более глубокого понимания смысла, удовлетворенности, самосовершенствования и счастья. Возможно, это экзистенциальные вопросы, тем не менее, ответы на них найдутся в целенаправленной работе. Рассмотрим каждый в отдельности.

 

Смысл

 

Нам хочется знать, какое значение наша работа имеет для окружающих: потребителей, коллег и менеджеров. Рассматривайте смысл как субстанцию деятельности, способную воздействовать на окружающих. Виктор Франкл, австрийский психиатр еврейского происхождения, смог выжить в нацистском лагере смерти благодаря желанию увидеть опубликованным труд своей жизни – методику психоанализа под названием логотерапия. Эта идея красной нитью проходит сквозь его книгу «Человек в поисках смысла»[6].

 

Удовлетворенность

 

Компенсационный пакет является основой удовлетворенности своей работой. Исследование, проведенное в октябре 2009 года фирмой McKinsey & Company, выявило, что шесть из каждых десяти сотрудников рассматривают компенсационные модели, привязанные к результатам труда, как очень эффективные. Немногим более пятидесяти процентов респондентов сочли регулярные повышения базовой ставки эффективными[7].

Что касается формулировки целей, то менеджерам нужно находить способы справедливого вознаграждения труда сотрудников своих коллективов. Исследования в этой области неоднократно подтверждали, что деньги являются в большей степени фактором удовлетворенности, а не мотивации. Слишком низкая компенсация демотивирует, но даже большие деньги не гарантируют высокой степени вовлеченности и заинтересованности в результате.

 

Самосовершенствование

 

Очень важно найти правильные способы мотивации коллектива, но часто менеджеры забывают о том, насколько сильно люди нуждаются в признании. В том же исследовании McKinsey & Company указывалось, что степень удовлетворенности работников определяется не только фактором денег. Две трети опрошенных говорили о том, что «похвала и одобрение непосредственного руководителя» являются очень эффективными, а более шестидесяти процентов отметили, что эффективным является и «внимание со стороны высшего руководства». Эти данные дополняются мнением шестидесяти двух процентов опрошенных о том, что «возможность руководить проектами или временными рабочими группами» является сильным мотивирующим фактором[8]. Компенсация очень важна, но моральное удовлетворение приносит больше удовольствия.

 

Из приведенных данных менеджеры должны сделать вывод о том, что им необходимо находить способы признания вклада своих сотрудников. Что касается целей, менеджеры должны давать своим людям больше возможностей лидировать, делегируя им не только ответственность, но и полномочия. Те, кто способен принять подобные вызовы и соответствующим образом проявить себя, являются будущими руководителями организации.

 

Счастье

 

Некоторые ученые считают, что эмоции, в особенности – чувство счастья, могут являться отражением коллективного состояния окружающих людей. Доктор Николас Кристакис, врач и социолог медицинского факультета Гарвардского университета, говорит: «Ваше счастье зависит не только от ваших решений и поступков, но также и от решений и поступков людей, которых вы совершенно не знаете. Эмоции – коллективное явление, они не являются индивидуальным феноменом». Эти выводы были сделаны в результате исследования, в ходе которого доктор Кристакис и Джеймс Фоулер проанализировали уровень счастья 4700 участников[9].

Значение сказанного для менеджеров понятно: они могут воздействовать на то, как их люди чувствуют себя на работе. Главное – им следует создать условия, в которых их сотрудники смогут становиться успешными. Это достигается предоставлением людям необходимых ресурсов, обучения и достаточного времени для выполнения заданий. Надо говорить сотрудникам, что от них требуется, и сколько времени у них есть на выполнение работы. Главное, чтобы сроки были реалистичными.

Для уровня счастья сотрудника важно, как с ним общается менеджер. В сложных условиях менеджерам следует проявлять решительность в поддержании бодрости духа сотрудников. Говорите с ними об их работе и о том, как вы цените вклад каждого из них. Помогайте каждому лучше понять его собственную роль в общем деле. Менеджеры, которые смотрят на мир с оптимизмом, будут озвучивать новые задачи в позитивном свете. Это поддерживает хорошее настроение в коллективе.

 

 

Коммуникации и поведение

 

«Лучший формат коммуникации – личный пример», – говорит Том Дрод, президент и генеральный директор Фонда университета Морской пехоты, отставной генерал майор. Эту мысль подчеркивает боевой опыт, полученный Дродом во время трех командировок во Вьетнам.

Однажды он командовал стрелковой ротой, получившей приказ занять сильно укрепленную деревню. Артобстрелы и авианалеты не привели к уходу противника из населенного пункта, и Дрод решил ввести в бой свою роту. В ходе атаки был убит молодой капрал по имени Фред Миллер. Это случилось на территории, занятой врагом, и Дрод предпринял вылазку за телом погибшего.

На следующий день в роту приехал командир батальона, который поинтересовался, откуда на бронежилете Дрода кровь. Узнав о сделанной накануне вылазке за телом погибшего, он пришел в негодование. Дрод ответил: «Сэр, я понимаю, что вы хотите сказать, но если такое же произойдет еще раз, я поступлю точно так же. Вы должны понимать, что я не готов оставить врагам убитого или раненого солдата»[23].

Как вспоминает Дрод, он решил, что на этом его военная карьера и закончится, поскольку дело дошло до заместителя командира первой дивизии морской пехоты. Этот генерал прибыл в расположение роты, выслушал рапорт Дрода, «схватил мою руку и начал трясти ее, похлопывая меня по спине и приговаривая: «Вот это здорово, ну ты и молодец, капитан. Такие люди нам нужны». Не зная о полученном Дродом выговоре, генерал обернулся к командиру батальона и сказал: «Полковник, с такими ротными командирами у тебя все получится!»[24]

Дрод, впоследствии служивший заместителем командира дивизии в операции «Буря в пустыне», вспоминает, что отправился за телом капрала Миллера не для того, чтобы продемонстрировать своим людям, что их не бросят. И тем не менее «этот пример ясно показал им, что мои люди мне небезразличны, что каждый из них мне важен и нужен». Возвращаясь к делам минувших дней, Дрод говорит: «Держать ответ перед моим батальонным было куда труднее, чем идти в штыковую»[25].

Прослужив тридцать лет в морской пехоте, Дрод стал топ-менеджером в USAA – страховой и финансовой компании, предоставляющей услуги военнослужащим и ветеранам. Он взял себе в привычку выходить на работу вместе со всеми, если объем работы был слишком велик и людям приходилось работать по выходным. Если кто-то из сотрудников спрашивал, зачем он это делает, ответ Дрода всегда был одним: «Вы здесь – и я здесь». При этом он не собирался контролировать своих людей, поскольку полностью доверял их профессионализму. Он замечает: «Своим присутствием вы показываете уважение к тому, что делают ваши сотрудники». В USAA была пословица: «Можно изобразить интерес, но нельзя изобразить свое присутствие на месте». Ничто не доказывает твою преданность коллективу так, как личное присутствие»[26].

В USAA его помнят как любителя поговорить с людьми об их семьях. Дрод говорит, что это мелочи, но «такие вещи важны для сотрудников, и они раскрываются перед тобой. Надо просто обращать на это внимание». Хорошие руководители устанавливают контакт со своими людьми именно так. «Искренность нельзя симулировать; если твои люди тебе действительно небезразличны, ты будешь знать их по именам, заходить к ним – и показывать неподдельный интерес к тому, что они делают, и к ним самим», – заключает Дрод[27].

 

Определение цели

 

Определение слова «цель» не должно вызывать затруднений. Если совсем просто, цель – это то, ради чего существует организация. Это совокупность видения, миссии и ценностей.

Чтобы дать определение цели организации, вам нужно задать себе три вопроса:

 

1. В чем наше видение – то есть чем мы хотим стать?

2. В чем наша миссия – то есть что мы делаем сейчас?

3. В чем наши ценности – то есть какими мы хотели бы себя видеть?

 

Ответы на эти вопросы вызовут размышления и обсуждения. Определение цели – это упражнение в лидерстве, средство, помогающее организации уяснить, какой она себя видит.

Настоящая цель не существует в безвоздушном пространстве. Ее нужно использовать оптимальным образом. Руководители доводят ее до сотрудников, указывая людям верный путь, на котором они могут достичь успехов для организации и для самих себя.

 

Трудные решения

 

Если в компании проводятся массовые увольнения, а ее высшее руководство получает за это бонусы, то, по словам Шлихтинг, «это подрывает доверие». Когда в трудные времена ее компания была вынуждена заморозить индексацию заработных плат, это коснулось и руководящих работников. «Мы очень четко объяснили людям, что эти меры позволят нам сохранять ежегодно сотни рабочих мест. В наших краях все знают, что нет ничего хуже, чем потерять работу». Сотрудники все поняли, и, как рассказывает Шлихтинг, их вовлеченность в процесс резко возросла. Система здравоохранения, возглавляемая Шлихтинг, регулярно признается одной из лучших в Южном Мичигане[32].

«На военной службе все знают, что «боевая задача – главное, но люди – прежде всего», – говорит Джордж Рид, профессор университета Сан-Диего. Тем не менее не все солдаты возвращаются целыми и невредимыми из зоны боевых действий. Поэтому важно перенести акцент с личности на организацию, поясняет отставной армейский полковник Рид. «Это касается не одного меня – но всех нас. То, что люди превыше всего, означает, что превыше всего – цель организации»[33].

«Лучшие руководители живут служением своим организациям», – подчеркивает Рид. Он вспоминает пример своего любимого руководителя армейских времен. Это человек говорил так: «Знаете, ребята, я не больше вашего знаю, что нам предстоит здесь сделать. На самом деле, вы знаете это лучше меня. А то, что я хочу, – это вам помогать. И для этого я буду задавать вам трудные вопросы – и предлагать подумать над альтернативными подходами». Таким образом, служение организации проявляет себя как служение отдельным людям[34].

Том Монахан, генеральный директор консалтинговой фирмы Corporate Executive Board (CEB), считает, что руководители в целом не очень хорошо умеют связывать воедино миссию и результаты. Топ-менеджеры его фирмы стараются демонстрировать воздействие того, чем они занимаются, на развитие карьеры своих клиентов. «Мы не жалеем времени на помощь в понимании того, каким образом работа человека содействует выполнению нашей миссии». «Когда клиент уходит со своей должности на пенсию и, оглядываясь назад, вспоминает о том, как в трудную минуту мы смогли помочь ему стать успешным, – мы испытываем прилив гордости за свое дело»[35].

У Corporate Executive Board есть курсы под названием «Центр предпринимательства», на которых сотрудники учатся понимать взаимосвязь между ценностями, миссией и стратегиями. Монахан считает, что «ценности увязаны с результатами, к достижению которых мы стремимся»[36]. Это требует усилий, но Монахан и его коллектив отдаются этому полностью.

Для Роджера Уэбба из университета Центральной Оклахомы ощущение целеустремленности является особенно важным в трудные моменты. Подобно другим университетам, получающим финансирование из бюджетов штатов, его учебное заведение было вынуждено сокращать расходы и минимизировать численность персонала. «В отсутствие целеустремленности, понимания задач и ощущения достигнутого прогресса такие печальные новости могут действительно сломить людей», – говорит Уэбб. Надо вдохновлять и мотивировать сотрудников, а не мириться с существующим положением дел. Уэбб считает, что это возможно, если на деле показывать, насколько важен вклад каждого сотрудника в общее дело[37].

 

Управление результатом

 

Цель представляет собой намерение, и если это намерение состоит в достижении успеха, должна вести к результатам. Одним из способов, которым менеджеры могут воспользоваться в качестве инструмента достижения намерений организации, является привязка целей к исполнению. Другими словами, то, что организация делает (ее миссия), должно быть увязано с тем, как она это делает (ее ценностями и особенностями функционирования).

Знание миссии. Миссия – якорь, фундамент, на котором стоит организация. Говоря проще, миссия – это то, что делает организация, будь то строительство домов, услуги в области здравоохранения или развлечения. Миссия организации отвечает на вопрос «что?» Она может быть очевидной, но, несмотря на это, менеджерам зачастую не удается довести ее до своих сотрудников. В подобных случаях сотрудникам приходится гадать, насколько важно то, чем они занимаются. Напротив – когда миссия понятна, люди имеют возможность принять ее.

Понимание ценностей. Итак, миссия организации призвана отвечать на вопрос «что?» Ценности определяют – «как», являются духовными скрепами организации. Можно рассматривать ценности как набор принципов, лежащих в основе целей, – то есть во что мы верим и почему мы в это верим. У военных ценностями являются долг, служба и честь. Ценности в бизнесе могут быть не настолько четко сформулированными, но тем не менее они очень важны для функционирования организации. Если ценности определены, сотрудники опираются на них, особенно в том, что касается отношений между людьми.

Знание функций и сфер ответственности. Когда люди знают, каким образом их функциональные обязанности связаны с миссией, они могут подходить к работе более целенаправленно. Например, если бухгалтер понимает, что его работа по ведению пассивных счетов влияет на исчисление балансовой прибыли, он знает, как она отражается на результатах деятельности предприятия. Подобным образом и менеджер по персоналу, имеющий четкое понятие о миссии, может с большим успехом разрабатывать и вести программы обучения сотрудников, направленные на повышение их личной эффективности. Следует также добиваться четкости в определении сфер ответственности, с тем чтобы сотрудники понимали, за какую часть миссии отвечают.

Создание возможностей. Миссия и ценности имеют фундаментальный характер, но они не динамичны. Движение появляется с началом практического воплощения целей. Творческий акт организации – перевод целей в сферу функциональных обязанностей и ответственности, то есть четкое обозначение того, кто и что будет делать. Наряду с этим, творческая часть включает обдумывание возможностей. Даже если миссия является абсолютно четкой, может существовать множество способов ее практического воплощения. Руководители должны избирать наилучший маршрут поступательного движения, для чего важно иметь творческий подход к делу.

Поощрение сотрудничества. Четкость целей в разрезе миссии, ценностей и творческого духа позволяет сотрудникам получать общее понимание того, что от них требуется. У них есть все необходимое для совместной работы – и они получают импульс к сотрудничеству. Подлинное сотрудничество возможно лишь тогда, когда люди стремятся к нему и могут доверять друг другу. Компонентом его может выступать и совместная жертва, то есть отказ от чего-либо в пользу более целесообразного решения, позволяющего ожидать более высокой результативности. Истинное сотрудничество представляет собой совокупность идей и действий разных людей, направленных на достижение результата, которого они не могут достичь, действуя самостоятельно.

Исполнительность. Исполнительность – непременное условие успеха. Целеполагание определяет, что необходимо сделать, но будет ли это сделано в действительности – зависит от сотрудников. Помимо своих способностей и компетенций, они должны иметь необходимые ресурсы и инструментарий для решения задачи. Результативность зависит от талантливого выполнения своей работы сотрудниками, которые увлечены своим делом.

 

Повышение результативности

 

Целенаправленность в работе может быть мощным катализатором результативности. Но она должна направляться таким образом, чтобы дать возможность каждому сотруднику понимать планы организации в целом и ожидания от его собственной деятельности.

Старший вице-президент Кудесников Орландо Пэт Уильямс говорит, что придание первостепенного значения людям означает, что их надо любить. Он цитирует слова Эдди Робинсона, легендарного футбольного тренера из университета Грэмблинга: «Нельзя тренировать людей, не любя их». Такие же взгляды разделял и баскетбольный тренер Джон Вуден. Уильямс написал книгу «Старший тренер Вуден: 7 принципов, изменивших его жизнь и способных изменить вашу». Там он цитирует Вудена: «Вы не можете одинаково нравиться мне как игроки, но я постараюсь относиться к каждому из вас с одинаковой любовью». Сравните это с поведением экс-президента США Ричарда Никсона, который не вызывал симпатий окружающих и не любил людей. По мнению Уильямса: «Многие из нас озабочены в основном самими собой, но без задушевного отношения и сердечной любви к народу быть лидером мирового уровня очень трудно»[39].

Игроки будут упорно сражаться на площадке ради своего тренера, который, как они знают, любит и заботится о них. Очень важно выражать подобное отношение. Как объясняет Уильямс: «Не надо быть со всеми вась-вась, надо просто интересоваться, как у людей дела, что происходит в семьях и чем они увлекаются в свободное время. Надо знать, что ими движет. Это сердце и душа руководства»[40].

«Вы сильны ровно настолько, насколько вас делают сильным окружающие люди», – говорит президент университета Центральной Оклахомы Роджер Уэбб. «Надо, чтобы к вам примыкали». Для руководителя важно демонстрировать сотрудникам, что их работа является важным вкладом «в общий успех мероприятия». Уэбб делает это лично. Прогулка с ним по кампусу университета требует терпения. Куда бы он ни направлялся, люди хотят поговорить с ним – и Уэбб уделяет время каждому студенту, сотруднику или преподавателю. Многие годы Уэбб читает первокурсникам курс лидерства, получая от этого не только удовольствие, но и пользу с точки зрения возможност


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.137 с.