Активные и пассивные средства защиты трубопровода от гидравлического удара — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Активные и пассивные средства защиты трубопровода от гидравлического удара

2019-11-28 394
Активные и пассивные средства защиты трубопровода от гидравлического удара 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Перегрузки по давлению (гидравлический удар) возникают при любых изменениях скорости перекачки.

Различают активные и пассивные методы защиты трубопроводов от пе­регрузок по давлению. К активным относится создание волны пониженного давления, идущей навстречу волне повышенного давления. Волна пониженно­го давления создается путем посылки сигнала по линии связи с остановленной нефтеперекачивающей станции на предшествующую для отключения на ней одного или нескольких насосных агрегатов. При этом возникает волна пони­женного давления, двигающаяся по потоку. При встрече волн пониженного и повышенного давления они взаимно гасятся и, следовательно, опасного повы­шения давления в трубопроводе не произойдет.

 

Система создания встречной волны пониженного давления включает:

 

- устройство для формирования сигнала при возникновении опасных возмущений давления (за критерий выбрана скорость нарастания давления; она должна быть не менее 1...1.2 МПа за 5...6 с);

 

линию связи с остальными нефтеперекачивающими станциями;

 

устройство для отключения одного или нескольких насосных агрегатов при поступлении сигнала.

 

Система создания волны пониженного давления (типа "Волна") внедрена на отдельных участках нефтепровода "Дружба".

 

Недостатком данного метода защиты трубопроводов от перегрузок по давлению является необходимость обеспечения помехоустойчивости и высо­кой надежности линии связи. Кроме того, отключение насосов необходимо осуществлять на нескольких предыдущих нефтеперекачивающих станциях, так как каждое отключение приводит к возникновению волны повышенного давления на предшествующем участке трубопровода.

 

К пассивным средствам защиты трубопроводов от перегрузок относятся:

 

утолщенная стенка трубопровода;

 

воздушный колпак;

 

система сглаживания волн давления.

 

СНиП 2,05.06-85 предусматривает расчет толщины стенки магистраль­ных трубопроводов с использованием коэффициента перегрузки трубопрово­дов по давлению п. Эта величина принимается равной п = 1,15 при перекачке по системе "из насоса в насос" и п = 1,1 при других системах перекачки. За счет этого толщина стенки трубопровода завышается.

 

Эффективным методом уменьшения ударного давления является гаше­ние волны повышенного давления непосредственно в месте ее возникновения (в этом случае исключается динамическая перегрузка всей линейной части трубопровода, а не только участков, примыкающих к нефтеперекачивающим станциям по направлению перекачки).

 

Гашение волны повышенного давления у остановленной станции осущест­вляется за счет того, что уменьшение расхода через остановленную станцию происходит постепенно, за время, соизмеримое с временем пробега ударной вол­ной участка между нефтеперекачивающими станциями. Для этого применяют:

 

установку воздушных колпаков на линии всасывания НПС;

 

автоматический сброс части перекачиваемой жидкости в месте возник­новения волны повышенного давления в специальный резервуар.

 

Расчеты показывают, что для обеспечения требуемого снижения скоро­сти нарастания давления в современных магистральных трубопроводах объем воздушного колпака должен составлять 100...200 м^. Кроме того, воздушный колпак должен работать при давлениях до 6 МПа, что требует больших метал- лозатрат и специальной системы компенсации запаса воздуха вследствие его частичного растворения в перекачиваемой жидкости.

 

Вследствие простоты конструкции и эксплуатации на магистральных нефтепроводах нашел широкое применение способ автоматического сброса чайти перекачиваемой нефти в специальный резервуар (система сглаживания волн давления). В качестве автоматических устройств для сброса применяются шланговые клапаны, называемые иногда регуляторами скорости изменения волны давления. На рис. 1.1 приведена принципиальная схема шлангового клапана "Флекс-Фло" (США). Он состоит из корпуса с входным 1 и выходным 6 патрубками, дросселя 2, разделительного сосуда 3, гильзы 4 и шланга 5. Входная I и выходная П полости клапана разделены перегородками с боковы­ми прорезями, закрытыми цилиндрическим шлангом 5 из бензостойкой рези­ны. Полость I соединена с нефтепроводом на линии всасывания НПС и давле­ние в ней равно давлению подпора станции. Полость II соединена с резервуа­ром для сбрасываемой нефти. Полость Ш заполняется воздухом или инертным газом. Полость I и П1 соединены с разделительным сосудом 3, внутри которого находится эластичная мембрана. В разделительный сосуд из полости I посту­пает нефть, а из полости III - инертный газ (или воздух).

 

Клапан работает следующим образом. При установившемся режиме пе­рекачки давление в полостях I и Ш одинаково и равно давлению в нефтепро­воде, резиновый шланг 5 плотно прилегает к гильзе с прорезями 4.

 

При плавном повышении давления во всасывающей линии НПС дрос­сель 2 не оказывает существенного сопротивления нефти и поэтому давления в полостях I и III успевают своевременно выравниваться, а, следовательно, шланговый клапан не открывается. При резком повышении давления в нефте­проводе и соединенной с ним полости I, например, при внезапном отключении промежуточной нефтеперекачивающей станции, создается разность давлений между полостями I и Ш, достаточная для преодоления жесткости шланга. При этом шланг прогибается, отходя от боковых прорезей, и часть нефти из полос­ти I попадает в полость II, а из нее - в резервуар для сброса. Сброс нефти из трубопровода при срабатывании шлангового клапана обеспечивает полное или частичное гашение волны повышенного давления, и волна давления распро­страняется по трубопроводу с небольшой крутизной фронта, благодаря чему на предыдущей станции успевает срабатывать система регулирования давле­ния. В результате опасного повышения давления не произойдет и трубопровод плавно перейдет на новый установившийся режим работы с уменьшенным расходом и без одной промежуточной НПС. В соответствии со СНиП 2.05.06-85 системы сглаживания волн давления (ССВД) должны уста­навливаться на промежуточных НПС магистральных трубопроводов диамет­ром 720 мм и выше.

 

Необходимость применения ССВД на трубопроводах меньшего диамет­ра должна обосновываться расчетом.

 

ССВД должна срабатывать при повышении давления в трубопроводе на величину не более 0,3 МПа, происходящим со скоростью выше 0,3 МПа/с. Дальнейшее повышение давления в зависимости от настройки ССВД должно происходить плавно со скоростью от 10 до 30 кПа/с.

 

ССВД устанавливается на байпасе приемной линии НПС после фильт­ров-грязеуловителей. Диаметр байпасного трубопровода выбирается так, что­бы площадь его сечения была не менее половины площади сечения приемной линии. Объем резервуаров-сборников для сброса нефти должен быть не менее: 500 мЗ для нефтепроводов диаметром 1220 мм, 400 мЗ - 1020 мм, 200 мЗ - 820 мм, 150 мЗ - 720 мм и менее.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.