Реформаторская деятельность Шейха в Уяйне: устранение порицаемого. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Реформаторская деятельность Шейха в Уяйне: устранение порицаемого.

2019-11-28 206
Реформаторская деятельность Шейха в Уяйне: устранение порицаемого. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


В Уяйне, как и в других областях исламского мира, практиковалось поклонение священным деревьям, почитаемым гробницам и камням, которые, по поверью, отводили порчу и даровали благополучие. Шейх счел своим долгом положить конец этим порочным традициям, отклоняющим мусульман от правильного вероучения.

Вырубка деревьев, к которым обращались за благословением.


Суеверия отдельных мусульман в Неджде привели к тому, что они приходили за благословением к определенным деревьям, в частности пальмам, среди которых были такие, у которых совершались самые отвратительные действия. Так, женщина, задержавшаяся с замужеством, шла к огромному пальмовому дереву, прикладывала к нему руку и говорила: “О могучий великан! Я желаю выйти замуж в течение года”. Было и другое известное дерево шаджарат ат-тарафийя, к которому люди прислонялись, моля его об исцелении и благословении.

 

Шейх – да ниспошлет Аллах ему милость Свою! – нанял за плату людей, чтобы они срубили эти деревья. И в Уяйне осталось лишь одно большое дерево, известное как волчье (шаджарат аз-зи’б), уничтожения которого он не мог добиться из-за того, что вокруг него всегда было много «паломников». Тогда шейх сам пошел к дереву и срубил его, повторяя слова Всевышнего: "И скажи: “Пришла истина, и исчезла ложь”; поистине, ложь исчезает!" [Коран, Сура 17 – «Перенес ночью”, аят 81].


Проснувшись наутро и не увидев дерева, люди ожидали, что с шейхом случится что-то дурное, но с ним, конечно же, ничего не случилось.

Разрушение надгробий.


Вторым шагом, предпринятым шейхом, стало уничтожение надгробий, из-за которых люди сбивались с праведного пути. Он обсудил этот вопрос с эмиром Османом ибн Муаммаром, и тот согласился с ним. В области Эль-Джубайла существовало надгробие над могилой, принадлежавшей, как думали, Зайду ибн аль-Хаттабу. Оно считалось священным, и к нему совершались «паломничества». К надгробию прикладывали руки, проводили подле него время. Решив разрушить его, Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб обратился за советом к Осману ибн Муаммару, на что тот ответил: "Возьми и уничтожь его!".

 

Шейх высказал Осману свои опасения по поводу реакции жителей Эль-Джубайлы и попросил его помощи. В итоге они отправились туда вместе, взяв с собой почти шестьсот человек сопровождения. При их приближении жители Эль-Джубайлы начали угрожать им применением силы, и Осман приготовился к отпору, выстроив свое войско с оружием наизготовку. Увидев, что эмир полон решимости сражаться, они отказались от сопротивления, не прекращая, однако, выражать своего недовольства и запугиват последствиями.

 

Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб, внимательно следивший за всем этим, взял топор и ударил по надгробию, за ним последовали его сторонники, и оно было уничтожено. С ним опять-таки не случилось ничего плохого, однако весь Неджд шумел по поводу того, что сделал шейх, люди обсуждали случившееся, обвиняя его в том, что его призыв заслуживает осуждения и выходит за рамки ислама.

 

Шейх не был безучастным к подобным обвинениям, но активно оборонялся, защищая свой призыв и отвечая своим противникам мудростью и благим увещеванием. [...следуя заповеди Священного Корана "и используй для спора с ними, что лучше" (Коран, Сура 16 – "Пчелы", аят 125)].

 

Он разослал письма ряду алимов. Ниже приводится одно из них, направленное им учителям и наставникам (матави‘а) жителей Судайра, Вашма и Эль-Касима. [Судайр и Вашм – районы в Центральной Аравии; Эль-Касим – район на севере Неджда].

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
От Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба – тем, кого достигнет сие послание.
Мир вам, милость Аллаха и Его благословение, в особенности же – Мухаммаду ибн Убайду, Абдуль-Кадиру аль-Адили и его сыну Абдаллаху ибн Сухейму, Абдаллаху ибн Адибу, Хумайдану ибн Турки, Али ибн Замилю, Мухаммаду Абу-ль-Хайлю ибн Абдаллаху.

[Источник: Хусейн ибн Ганнам. – «Тарих Наджд», стр. 243-246. См. Также «Ад-дурар ас-санийа», т.2, стр. 20-22].


Поистине, Всевышний Аллах (слава Ему!) направил Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) как завершение цепи пророков. Через него Он указал путь к величайшей и совершенной религии и законченному закону, сутью которого является искреннее исповедание религии Аллаха, поклонение лишь Ему – нет у Него сотоварища! – и запрет многобожия, что подразумевает обращение с мольбами лишь к Аллаху, а не к ангелам или же пророкам, не говоря уже об остальных.

 

Отсюда следует, что нельзя склоняться или падать ниц, кроме как пред Аллахом; лишь к Нему следует взывать об избавлении от беды, и лишь Он ниспосылает благо, лишь Ему следует давать обеты, лишь Им клясться, лишь Ему делать жертвоприношения; и только ради Него следует заниматься различными видами поклонения – нет у Него сотоварища! – и в этом смысл слов: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха.

 

Поистине, Он является Богом, к Нему следует стремиться и на Него следует полагаться”. Представляется это ничтожным для несведущего, но значимо и важно для познавшего. Понявший сие поймет и то, что большая часть разногласий суть происки шайтана, сделавшего многобожие привлекательным для людей и придавшего ему форму поклонения праведникам и их почитания. Такое заключение исходит из двух великих оснований.

Первое основание:
Надлежит знать, что и неверные (куффар), с которыми сражался Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), признавали и возвеличивали Аллаха, совершали
хаджж и умру*, утверждали, что они – приверженцы религии Ибрахима, свидетельствовали, что лишь Аллах творит, наделяет и управляет – нет у Него сотоварища! Как сказано Всевышним в Коране: "Скажи: «Кто дарует вам удел с неба и земли?»" [Коран, Сура "Йунус", аят 31].

 

*[Умра – малое паломничество в Мекку, совершаемое на практике в любое время года, хотя предпочтительными считаются месяцы Рамадан и Зу-ль-хиджжа. Совершение умры считается актом личного благочестия мусульманина и, в отличие от хаджа, необязательно].


Второе основание:
Надлежит знать и то, что неверные обращались с мольбами к ангелам, Исе [кораническое звучание имени Иисуса Христа], Узейру [кораническое звучание имени пророка Ездры] и другим, и всякого из подобного ряда называли богом, не имея в виду, однако, что тот способен творить и наделять, но вознося лишь мольбы к ангелам и Исе со словами: "Они наши заступники пред Аллахом, и мы поклоняемся им лишь затем, чтобы они еще больше приблизили нас к Аллаху". [Коран, Сура 39 – "Толпы", аят 3].

 

Бог на их языке – это тот, кого мы порой называем "Тот, в Ком тайна", и кого дервиши (фукара’) называют шейхом, считая, что к нему можно обращаться с мольбами и что он может приносить пользу и наносить вред, но признавая вместе с тем за Аллахом верховенство в творении и даянии. Но не в том суть Бога, а в том, что Он – и конечная цель, и Тот, к Кому взывают, и Тот, Кто вечно Сущий.


Что же касается многобожников (мушрикуна) нашего времени, то они являются еще более заблудшими, чем неверные во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), по двум причинам.

Причина первая. Неверные взывали к пророкам и ангелам в благополучии, в беде же начинали поклоняться только Аллаху, о чем говорит Всевышний: "А когда вас коснется на море зло, исчезают (для вас) те, к кому вы взывали помимо Heгo". [Коран, Сура 17 – "Перенес ночью", аят 67].

Причина вторая. Многобожники нашего времени обращаются с мольбами к людям, не идущим ни в какое сравнение с Исой или же с ангелами.

И если сие осознаете, пусть не скроется от вас то большое многобожие, что заполонило землю, то идолопоклонство, когда один идет на могилу Пророка, другой – на могилы его сподвижников, таких как аз-Зубайр и Тальха...

 

А коль скоро доказательство через обращение к Корану, по вашему обыкновению, считаете вы невежеством и не принимаете его, так обратитесь тогда к “аль-Икна‘”, к разделу "Суждение о вероотступнике ", в котором говорится о том, что дозволена кровь человека, отступившего от веры и уверовавшего, например, в пророков и святых и превратившего их в посредников между собой и Аллахом...

 

Если же вы видите в моих речах преувеличение, считая, что подобные деяния, хотя и запретны, но не ставят человека вне рамок ислама, и что не так ведут себя люди нашего времени, попав в беду на море или на суше, и близ гробниц пророков и святых, тогда разъясните нам, что является правильным, и укажите нам путь к этому. Если же вам станет ясно, что это – истина, в которой не приходится сомневаться, и что следует обязательно распространять ее среди людей и разъяснять ее женщинам и мужчинам, то – да будет милостив Аллах к тому, кто исполняет свой долг перед Ним, раскаивается пред Аллахом и тверд душой!


Кающийся в грехе подобен тому, на ком нет греха. И да поведет Аллах правильным путем и нас, и вас, и братьев наших к тому, что любит Он и чем бывает доволен. С миром!

[Источник: Ибн Ганнам. – «Тарих Наджд», стр. 258-355].

Так Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб отвечал противникам своего призыва, опираясь на Священный Коран, Сунну Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и то, чего придерживались наши праведные предшественники.
 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.