Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2019-11-28 | 232 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Система научно-справочного аппарата (НСА) к документам ар-хива – это комплекс взаимосвязанных архивных справочников о составе и содержании архивных документов, создаваемых на еди-ной методической основе для поиска архивной информации в це-лях эффективного использования.
Классификация архивной документной информации явля-ется главной проблемой современной организации архивного ин-формационного пространства.
Документной информацией называют сведения,содержащиеся
в документе. Архивные документы, являющиеся первоисточника-ми сведений, получили название носителей первичной документ-ной информации. Различные сообщения о документах,состоящиеиз описаний, специальных шифров и кодов, называются вторич-ной документной информацией. Архивные справочники,содержа-щие вторичную документную информацию, и сами документы, несущие первичную документную информацию, в совокупности составляют архивную информационную среду.
Все архивные справочники, описывающие документную ин-формацию, делятся на обязательные и дополнительные. Обяза-тельные справочники существуют во всех государственных ар-хивах. К ним относятся архивные описи и архивные каталоги, обзоры документов и ряд других. Дополнительные справочники создаются с учетом специфики документов архива, а также фор-
38
мируются исторически (делопроизводственные картотеки; кар-тотеки и перечни документов; указатели, обзоры, аннотирован-ные каталоги). Назовем основные принципы построения системы НСА:
1) взаимосвязь и взаимодополняемость информации справоч-ников, описывающих первичную ретроспективную документную информацию на разных уровнях;
|
2) неповторяемость информации различных видов справочни-ков;
3) преемственность НСА ведомственных, государственных и муниципальных архивов.
По уровням документов справочники системы НСА подраз-деляются на межархивные (на уровне Архивного фонда РФ и его части); внутриархивные и межфондовые (на уровне фондов и их частей); внутрифондовые (на уровне фонда или его части).
Аналитико-синтетическая обработка ретроспективной документной информации. Для того чтобы первичную инфор-мацию можно было легко и быстро отыскать в архиве, она под-вергается аналитико-синтетической обработке, т.е. сжатию, обоб-щению, в результате чего появляется описание – вторичная доку-ментальная информация. Описание дел заключается в выявлении
и письменном обозначении информационных характеристик. На обложках и карточках указываются в единой последовательности одинаковые информационные характеристики документов и дел.
Информационными характеристиками каждого дела являютсяназвание учреждения с указанием вышестоящего ведомства; на-звание его структурной части (функции, отрасли); индекс дела по номенклатуре; заголовок дела; аннотация; крайние даты докумен-тов дела; количество листов; архивный шифр. Заголовки не всег-да могут раскрыть содержание отдельных документов дела. Это осуществляется с помощью аннотации. Аннотируются докумен-ты, которые содержат сведения о наиболее выдающихся событиях, фактах и деятелях.
Приемы составления заголовков. Заголовок должен бытькратким, точным и литературно грамотным. Заголовки бывают трех типов: простые, обобщенные и сложные. Простой заголовок складывается из расположенных в определенной последовательно-сти элементов:
– вид дела (дело, материалы, переписка и др.), вид или разно-видность документов (протоколы, планы и др.);
39
– автор (дает возможность уяснить смысл и степень достовер-ности фактов);
– корреспондент (указывает на те учреждения и лица, с кото-рыми был связан в своей деятельности фондообразователь);
|
– предмет или вопрос (отражает содержание документов дела);
– территория (указывает на территорию: о которой говорится в документах; на которой были созданы документы);
– время (событий или составления документов);
– формальные признаки (подлинность или копийность). Состав и содержание документов, созданных в делопроизвод-
стве XVI–XVII и XVIII–XIX вв., обладают рядом специфических особенностей, которые следует учитывать при составлении заго-ловка, а именно:
1) при описании документов XVI–XVII и XVIII–XIX вв. недо-пустимы произвольные замены, механическая модернизация тер-минов, сложившихся в делопроизводстве;
2) своеобразие документов XV–XVII вв. делает возможным включение в состав заголовков отдельных оборотов речи, заим-ствованных из текста документа;
3) необходимо уделять внимание сохранению транскрипции имен и фамилий, упоминающихся в документе персоналий, назва-ний должностей и титулов;
4) с особым вниманием необходимо подходить к фиксации должностного либо церковного звания исторического лица (оно должно соответствовать занимаемому им положению в тот пери-од, к которому относится документ);
5) следует избегать определений, носящих отпечаток историче-ского или идеологического противостояния (так как они могут ис-казить значение документов).
Архивные описи. Архивная опись –это архивный справочник,пред-назначенный для раскрытия состава и содержания дел, закрепления их систематизации внутри фонда и учета дел. Архивная опись вы-полняет информационную, учетную и классификационную функции.
Архивная опись строится в соответствии с классификацией дел архивного фонда. Классификацией документов и дел в пределах архивного фонда называется их научная группировка в соответ-ствии с исторически сложившейся структурой фондообразовате-ля или основными направлениями его деятельности. К основным классификационным признакам относятся структурный,функци-ональный, отраслевой, тематический, хронологический. Дополни-
40
тельными классификационными признаками являются номиналь-ный, корреспондентский, авторский, предметно-вопросный, гео-графический, хронологический.
|
Описательная статья описи состоит из порядкового номера, де-лопроизводственного индекса, заголовка дела и в ряде случаев ан-нотации документа, крайних дат документов в деле (число, месяц, год), отметки о количестве листов в деле, примечаний.
Справочный аппарат к описи включает титульный лист,оглав-ление, предисловие, список сокращений, указатели (по виду раз-личают предметные, именные, географические, хронологические, комбинированные указатели). К подготовленной архивной описи обязательно должна прилагаться заверительная надпись на от-дельном листе-заверителе, в которой указывается количество ли-стов в описи. Она подписывается составителем описи.
Вопросы и задания
1. Каковы принципы построения системы научно-справочного аппарата? Какие требования предъявляются к системе НСА?
2. Какие принципы следует учитывать при составлении заго-ловка?
3. Раскройте значения терминов: система научно-справочного аппарата (СНСА), документная информация, носители первич-ной документной информации, вторичная документная информа-ция, архивная информационная среда, архивный шифр, архивная опись, классификация документов и дел в пределах архивного фонда, классификационная схема, заверительная надпись.
Список рекомендуемой литературы
1. Ларина В.Г. Система НСА государственных архивов как основа формирования общего архивного информационного пространства // Оте-чественные архивы. 2000. № 3. С. 14–18.
2. Киселев И.П., Волкова И.В., Нежданова О.Ю. Современное состо-яние и перспективы развития СНСА к документам государственных ар-хивов // Отечественные архивы. 2000. № 5. С. 12–14.
3. Корсукова Г.П. К вопросу о составе системы научно-справочного ап-парата к документам архива // Отечественные архивы. 2004. № 2. С. 64–65.
4. Методические рекомендации по упорядочению и приему научно-технической документации в федеральные и государственные архивы субъектов Российской Федерации / сост. Л.Ю. Покровская, С.Н. Супра-нова, Н.И. Телегина и др.; под ред. И.Н. Давыдовой, Л.Ю. Покровской. Самара: НТЦ, 2007. 123 с.
41
|
5. Федеральные архивы России и их научно-справочный аппарат: краткий справочник / сост. О.Ю. Нежданова; ред. В.П. Козлов. М.: Росар-хив, 1994. 115 с.
6. Государственные архивы СССР: справочник-путеводитель: в 2 ч.
М.: Мысль, 1989.
7. Крайская З.В. Организация архивного дела в СССР. М., 1980. С. 40–41.
8. Документы ГАФ СССР в библиотеках, музеях и научно-отрасле-
вых архивах: справ. М.: Мысль, 1991. 589 с.
9. Центральные архивы Москвы: путеводитель. М., 1999. Вып. 1–3;
2000. Вып. 4.
10. Центральный фондовый каталог Архивного фонда Россий-ской Федерации. URL: http://212.34.41.11/CFC-search (дата обращения: 25.05.2013).
Система каталогов в архиве
Понятие архивного каталога. Архивный каталог –межфондо-вый архивный справочник, в котором информация о содержании документов сгруппирована по определенному признаку (по пред-метам, темам, отраслям) в соответствии с принятой для данного каталога схемой классификации документной информации. Его функция заключается в содействии информационному поиску. Со-вокупность различных каталогов составляет систему каталогов архива. Для работы в государственном архиве необходимо овла-деть методами поиска информации с помощью архивного каталога.
Процесс подготовки, составления и ведения архивных катало-гов называется каталогизацией архивных документов. Она вклю-чает в себя несколько видов работ:
1) определение вида каталога;
2) разработку схемы классификации документной информации в каталоге;
3) выявление и отбор документной информации для каталоги-зации;
4) описание документной информации на каталожных карточ-ках;
5) индексирование каталожных карточек;
6) систематизацию карточек и ведение каталога.
Каталоги могут быть как внутриархивными, так и межархив-ными. Различают следующие виды каталогов: систематический, тематический, предметный (именной и географический), каталог по истории административно-территориального деления.
42
Схема классификации документной информации в каталоге.
Создание каталога конкретного вида начинается с разработки схе-мы его классификации. В России и странах Восточной Европы Би-блиотечно-библиографическая классификация (ББК) используетсякак основа классификационной системы поиска ретроспективной документной информации.
В международной библиографии и документалистике наиболее распространены две системы классификации: Универсальная деся-
тичная классификация Мельвиля Дьюи для книг (ДК Дьюи, 1972 г.)
и Классификация при помощи двоеточия (Ш.Р. Ранганатана).
В 1987 г. на основе ДК Дьюи Международный библиографи-ческий институт (МБИ) в Брюсселе издал усовершенствованную ДК, которая с 1906 г. называется Универсальной десятичной клас-сификацией (УДК). Изначально она предназначалась для установ-ления связи между библиографиями и библиотеками всего мира.
|
С конца 70-х гг. XX в. в отечественном архивоведении исполь-зовалась Схема единой классификации документной информации
в систематических каталогах государственных архивов СССР
(СЕК), которая во многом вобрала черты упомянутых систем. Приступая к каталогизации документов архивного фонда, не-
обходимо подробно изучить структуру СЕК, чтобы представлять,
к какому отделу, подотделу логически может быть отнесено то или иное понятие, выраженное в документах.
Выявление, отбор и описание документной информации.
При каталогизации следует уделять внимание важным событиям, фактам и явлениям, отражающим определенный исторический пе-риод, событие или характер отдельной местности, региона и т.д.
Отобранная для каталогизации документная информация опи-сывается на каталожных карточках путем применения различных приемов описания: подокументного, поединичого, группового.
Описание документной информации на каталожных карточ-
ках представляет собой фиксирование вторичной документнойинформации. Каталожная карточка имеет строго установленную форму с обязательным набором элементов. Отдельные группы элементов каталожной карточки несут в себе сведения:
– классификационные (рубрика, подрубрика, дата и место со-бытия);
– информационные (содержание документов);
– поисковые (название фонда, № фонда, № описи, № дела, листы);
– внешние (язык документа и способ воспроизведения);
43
– контрольные (должность и подпись составителя, дата состав-ления карточки).
Индексирование каталожных карточек. После выявления,
отбора и описания документной информации на каталожных кар-точках можно приступить к их индексированию – процессу выбо-ра или составления индексов по схеме и их проставления на ката-ложных карточках. Индекс – это условное обозначение, состоящее из букв, цифр и условных знаков.
Назначение индекса – передать содержание информации, кото-рая зафиксирована в документах, закрепить место делений в клас-сификационной схеме и отразить связи между этими делениями. Система индексов –это система построения индексов с учетомметодики (перевод с естественного языка на искусственный язык букв, символов, правил).
Систематизация карточек и ведение каталога. Заиндекси-
рованные карточки систематизируют для включения в каталог. Систематизация карточек проводится в соответствии с индексами
в порядке расположения букв и цифр.
В группе карточек с одинаковыми индексами дальнейшая си-стематизация проводится по рубрикам и подрубрикам, указанным на карточках.
Вопросы и задания
1. Назовите отличия каталога от архивной описи.
2. Какие этапы включает в себя каталогизация архивных доку-ментов?
3. Раскройте значения терминов: архивный каталог, каталогиза-ция архивных документов, система каталогов архива, системати-ческий каталог, тематический каталог, предметный каталог, ката-лог по истории административно-территориального деления, ин-дексирование, индекс.
Список рекомендуемой литературы
1. Схема единой классификации документной информации в система-тических каталогах государственных архивов СССР. М., 1978. 278 с.
2. Таблицы библиотечной классификации для массовых библиотек / под ред. З.Н. Амбарцумяна. М., 1959. 190 с.
3. Библиотечно-библиографическая классификация: рабочие табли-цы для массовых библиотек / сост. Н.Н. Асеева, Г.П. Ванская. М.: Либо-рея, 1999. 688 с.
44
4. Каталог славяно -русских рукописных книг XI–XIV вв., хранящих-ся в ЦГАДА СССР: в 2 т. / сост. О.А. Князевская, Н.С. Коваль, О.Е. Ко-шелева, Л.В. Мошкова; под ред. М.И. Автократовой, О.А. Князевской, С.О. Шмидта. М., 1988. 349 с.
5. Каталог славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в Российском государственном архиве древних актов / сост. И.Л. Жучкова, Л.В. Мошкова, А.А. Турилов; под ред. А.А. Турилова. М.: Древлехрани-лище, 2000. 416 с.
6. Писцовые книги Русского Севера / сост. Н.П. Воскобойникова, В.Ю. Беликов, Н.Ф. Демидова, М.Ю. Зенченко, Г.А. Иванова. М.: Памят-ники исторической мысли, 2001. 480 с.
7. Центральный фондовый каталог Архивного фонда Российской Фе-дерации. URL: http://212.34.41.11/CFC-search (дата обращения: 25.05.2013).
45
Глава 4
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ
С АРХИВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ
Главное условие сохранности культур-ного наследия – желание его сохранить.
А.И. Комеч
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!