Искусство христианского Востока комниновского периода . — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Искусство христианского Востока комниновского периода .

2019-11-28 184
Искусство христианского Востока комниновского периода . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Палестина. Королевство крестоносцев в Иерусалиме. Иллюстрированные рукописи (Псалтирь Мелисанды и др.). Византийская иконография. Особый стиль: соединение византийских черт с чертами романского искусства.

Ливан и Сирия. Фрески (ХII - ХIII вв.) в Амьюне, Кусбе, Хамматуре, Мармусе. Оживление христианского искусства при крестоносцах. Отличия от романской европейской живописи. Сохранение традиций местного христианского искусства доарабского периода.

Каппадокия. Росписи пещерных храмов Караба-Килиссе, Каранлик-Килиссе, св. Варвары и др. Особенности иконографии. Комниновский стиль и его переработка.

Грузия. Мозаики храма в Гелати. Фрески храма в Атени. Грузинские рукописи.

Сванетия. Росписи “царского” мастера Теодора (Ипрари, Лагурка).

Армения. Иллюстрированные рукописи.

Византийское искусство в Италии

Фрески греческого мастера конца ХII в. в базилике Сант Анджело ин Формис.

Работы греческих мозаичистов в Сицилии при дворе норманнских королей Сицилии. I период работ (при короле Рожере II, 1140-50-е гг.) - в Палермо (Палатинская капелла, Марторана) и в Чефалу (кафедральный собор). II период работ (при короле Вильгельме I, 1150-60-е гг.) - Палатинская капелла, собор в Чефалу. III период работ (при королях Вильгельме II и Танкреде, 1180-90) - собор в Монреале.

Характеристика стиля каждого из этих периодов. Высокое качество работ греческих мозаичистов. Столичные мастера. Вопрос о местных сицилийских мозаичистах Смешанные артели. Работа сицилийских художников вместе с греческими в Монреале.

Иконографические программы сицилийских храмов. Изменения в византийской программе из-за базиликальной формы архитектуры. Включение в программы черт западной иконографии.

Работы греческих мозаичистов во второй половине ХI - ХII вв. на севере Италии: в Венеции, Торчелло, Равенне, Триесте. Собор Сан Марко в Венеции. Разные этапы работ: вторая половина ХI в., нач. ХII в. и конец ХII в. Образы и стиль мозаик каждого из этапов. Общая иконографическая программа конца ХII в. Венецианская школа мозаики и роль греческих мастеров.

Искусство ХIII в.

Завоевание Константинополя крестоносцами в 1204 г. Сожжение и разграбление города. Гибель памятников и художественных мастерских. Последствия для всей последующей византийской культуры.

Латинская империя на территории Византии. Образование самостоятельных греческих государств (Эпир, Фессалия, Морея, Никейская и Трапезундская империи) на свободных от латинской оккупации территориях. Роль Никеи, атмосфера её культуры.

Эмиграция греческих мастеров. Широкое проникновение византийского искусства в славянские страны и на Запад. Роль местных художественных школ. Особое значение сербской школы.

Архитектура ХIII в.

Отсутствие церковного строительства в Византии в период Латинской империи. Расцвет архитектуры в Сербии. Начало сербской архитектурной школы: возведение церкви Богоматери (Великой церкви) в монастыре Студеница при Стефане Немани (1183). Оригинальность типологии, отличия от византийского крестово-купольного храма, элементы базиликальной архитектуры, черты европейской романской архитектуры во внешней декорации фасадов, порталов и окон. Типология храмов Рашской школы. Церкви в Милешеве, Градаце, Сопочанах. Типология византийской архитектуры в Эпире. Церковь Богоматери Перигоритиссы в Арте и проблема влияний романской архитектуры; оригинальность архитектурного облика и организации внутреннего пространства. Традиционный тип крестово-купольного храма на Балканах в ХIII в. Церковь Богоматери Перивлепты в Охриде.

Живопись ХIII в.

Проблематика искусства ХIII в. Греческое искусство на оккупированных землях. Византийское искусство на чужой, негреческой почве. Инициативность искусства ХIII в., его цельность. Обращение к эллинистическим традициям и его причины. Работа греческих мастеров на латинских заказчиков. Мастерские крестоносцев. Процесс сложения нового, палеологовского стиля к концу ХIII - началу ХIV в. Вопрос о месте сложения нового стиля. Различные интерпретации искусства ХIII в. Концепции К. Вайцмана, В. Н. Лазарева, О. Демуса, Св. Радойчича.

Основные черты искусства ХIII в. Монументальность, классический стержень, новый тип образа, его отличия от всего предшествующего византийского искусства.

Периодизация искусства ХIII в., особенности разных его фаз. События 126I г. Перелом в судьбах Византии, вновь ведущая роль Константинополя.

Первый этап. Искусство первой четверти ХIII в.

Фрески в церкви Богоматери монастыря Студеница. Архиепископ Савва, его роль в сербской церковной жизни и культуре; приглашение им греческих мастеров. Иконографические особенности ансамбля. Старые, позднекомниновские, и новые особенности в типологии образов и в чертах стиля. Фрески Студеницы как памятник, стоящий у истоков новых путей развития искусства в ХIII в.

Иконы начала ХIII в. Понятие "искусство около 1200 г. ". Иконы на Кипре и в монастыре св. Екатерины на Синае.

Иллюстрированные рукописи первой четверти ХIII в. Евангелия ГРБ, cod. gr. 9, Евангелия cod. Iviron 55, и др. Традиции позднекомниновского маньеризма, их видоизменение под влиянием новых принципов искусства ХIII в.

Второй этап. Искусство второй четверти ХIII в.

Фрески в монастыре Милешево. Особенности иконографии. Донаторская композиция. Портреты персон сербской династии Неманичей. Особенности стиля фресок Милешева, его генезис. Общевизантийские черты, характерные для раннего этапа классики ХIII в. Местные элементы.

Третий этап. Искусство 60х-70х гг. ХIII в.

Отвоевание Константинополя в 126I г. Новая, палеологовская династия. Особенности атмосферы культуры при Михаиле Палеологе.

Полная зрелость классического стиля ХIII в. Отличия от понимания классики во всех предшествующих периодах византийского искусства.

Фрески в монастыре Сопочаны - высшая точка в развитии искусства ХIII в. Фрески в церкви Апостолов в монастыре Печ. Сходство и различие с фресками Сопочан. Группа иллюстрированных кодексов типа Евангелия Paris gr. 54, Iviron 5, Athen 118, и др. Проблемы их датировки. Общее с живописью Сопочан.

Последний, четвёртый этап. Искусство 80-90х гг. ХIII в.

Мозаики в церкви Богородицы Перигоритиссы в Арте. Фрески в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, иконографическая программа ансамбля, особенности иконографии в росписи нартекса; ветхозаветные прообразовательные сюжеты; гимнографические сюжеты. Художники Михаил и Евтихий из Фессалоник. Стиль их искусства. Приписываемые им иконы конца ХIII в. Другие иконы и иллюстрированные рукописи позднего ХIII в.

Специфические особенности искусства этого периода. Усложнение иконографических программ; новые темы, их истоки и символика, их корни в искусстве ХII в. и перспективы развития в поздней византийской живописи. Характер образа и стиля. Подражание образцам Македонского Ренессанса и одновременно поиски новой выразительности. Классицизм и повышенная монументальность. Ораторский пафос искусства позднего ХIII в., его причины.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.