Роль случая как «мощного орудия произведения». — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Роль случая как «мощного орудия произведения».

2019-11-28 291
Роль случая как «мощного орудия произведения». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Марья Гавриловна была взаимно влюблена в бедного армейского прапорщика Владимира, но поскольку юноша был беден, родители Марьи были против их брака. Тогда Владимир предложил Марье Гавриловне сбежать и тайно обвенчаться в церкви в соседнем селе Жадрино. Девушка согласилась, и в назначенное время отправилась в церковь. Владимир отправился тоже, но по пути началась сильная метель, юноша заблудился, сбился с пути, всю ночь искал дорогу; приехал в назначенную церковь он только утром, когда уже никого не было, и двери были закрыты. Так Марья и Владимир разминулись из-за метели.

Девушка вернулась домой; вскоре она узнала, что Владимир отправился на Отечественную войну (это был 1812год), и там был убит. Затем умер и ее отец, и девушке вместе с матушкой пришлось переехать из имения в другую губернию.

Несколько лет Марья Гавриловна отвергала своих поклонников из-за любви к умершему Владимиру, но однажды в их губернию приехал раненый полковник Бурмин. Между ними вспыхнуло светлое чувство, но молодой человек никак не решался признаться девушке в любви. Наконец, он рассказал ей о своей тайне.

Оказалось, что несколько лет назад Бурмин ехал с ямщиком к своему полку. Началась метель, они сбились с пути, и дорога вывела их на ту самую церковь в Жадрино, где Марья ждала своего Владимира. В церкви Бурмина приняли за жениха и, не медля, обвенчали с героиней. Девушка только и успела вскрикнуть: «Ай, не он! Не он!», а затем упала в обморок.

В конце повести Марья говорит Бурмину, что той неизвестной девушкой была она. И теперь они могут быть вместе.

Роль метели в повести Пушкина поистине является судьбоносной. Она изменила жизнь и судьбу всех трех главных героев. Метель сводит незнакомых людей, ведь им суждено быть вместе. А Марью и Владимира она разводит, а значит, они друг другу не суждены.

Символика метели.

Метель предвосхищает будущие события, становится прообразом восстания, «пугачевщины», внешних социальных потрясений, в которых проявляются смелые и благородные действия Петра Гринева, милосердие Пугачева. Дворянин Гринев и казак Пугачев среди «метели», разбойничьей жизни и кровавой борьбы господ и холопов отнеслись друг к другу по-человечески, благодарно, невзирая на своё положение и своё окружение.

 

«Метель» не просто воспитывает, она необходима для воспитания человека, и она неизбежно появляется на пути человека, в самом человеке. Она может оказаться стихийным бедствием: чума в трагедии «Пир во время чумы», наводнение в «Медном всаднике», или деспотическим самовластным правлением, как при Борисе Годунове и Троекурове, или вражеским нашествием: шведов в «Полтаве», поляков в «Годунове», или оказаться предательством и преступлением, самозванством и самолюбием отдельных людей: Лжедмитрия, Германна, Швабрина. Человек же должен противостоять этому и для этого проявить в разыгравшейся «метели» свое человеческое достоинство, обретя в жизни честь, славу, имя, счастье и уважение потомков.

 

Метель только образное выражение того, что происходит в душе у героини, смешение и смятение её чувств, художественный вымысел, в котором заключено поэтическое, психологическое, философское восприятие автора.

 

г) "Станционный смотритель". Образ Самсона Вырина. Тема "маленького человека". Социальное и общечеловеческое в повести. Роль евангельской притчи о "блудном сыне" в идейной структуре повести.

 

«Станционный смотритель».

Нет людей несчастнее станционных смотрителей, ибо во всех своих неприятностях путешествующие непременно винят смотрителей и стремятся на них выместить свою злость по поводу плохих дорог, несносной погоды, скверных лошадей и тому подобного. А между тем смотрители — это большей частью кроткие и безответные люди, «сущие мученики четырна­дцатого класса, огражденные своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Жизнь смотрителя полна тревог и хлопот, он ни от кого не видит благодарности, напротив, слышит угрозы и крики и ощущает толчки раздраженных постояльцев. Между тем «из их разговоров можно почерпнуть много любопытного и поучительного».

В 1816 г. случилось рассказчику проезжать через *** губернию, и в дороге он был застигнут дождем. На станции поспешил он переодеться и напиться чаю. Ставила самовар и накрывала на стол смотрителева дочь, девочка лет четырнадцати по имени Дуня, которая поразила рассказчика своей красотой. Пока Дуня хлопотала, путешественник рассматривал убранство избы. На стене заметил он картинки с изображением истории блудного сына, на окнах — герань, в комнате была кровать за пестрой занавеской. Путешественник предложил Самсону Вырину — так звали смотрителя — и его дочери разделить с ним трапезу, и возникла непринужденная обстановка, располагающая к симпатии. Уже лошади были поданы, а путешественник все не хотел расстаться со своими новыми знакомыми.

 

Миновало несколько лет, и вновь довелось ему ехать этим трактом. Он с нетерпением ожидал встречи с давними знакомыми. «Вошед в комнату», он узнал прежнюю обстановку, но «все кругом показывало ветхость и небрежение». Не было в доме и Дуни. Постаревший смотритель был угрюм и неразговорчив, лишь стакан пуншу расшевелил его, и путешественник услышал печальную историю исчезновения Дуни. Случилось это три года назад. На станцию прибыл молодой офицер, который очень спешил и гневался, что долго не подают лошадей, но, увидев Дуню, смягчился и даже остался ужинать. Когда же лошади прибыли, офицер внезапно почувствовал сильное недомогание. Приехавший лекарь нашел у него горячку и прописал полный покой. На третий день офицер был уже здоров и собрался уезжать. День был воскресный, и он предложил Дуне довезти ее до церкви. Отец позволил дочери поехать, не предполагая ничего худого, но все же им овладело беспокойство, и он побежал к церкви. Обедня уже кончилась, молящие расходились, а из слов дьячка смотритель узнал, что Дуни в церкви не было. Вернувшийся вечером ямщик, везший офицера, сообщил, что Дуня отправилась с ним до следующей станции. Смотритель понял, что болезнь офицера была притворной, и сам слег в сильной горячке. Поправившись, Самсон выпросил отпуск и пешком отправился в Петербург, куда, как знал он из подорожной, ехал ротмистр Минский. В Петербурге он отыскал Минского и явился к нему. Минский не сразу узнал его, а узнав, начал уверять Самсона, что он любит Дуню, никогда ее не покинет и сделает счастливою. Он дал смотрителю денег и выпроводил на улицу.

 

Самсону очень хотелось еще раз увидеть дочь. Случай помог ему. На Литейной заметил он Минского в щегольских дрожках, которые остановились у подъезда трехэтажного дома. Минский вошел в дом, а смотритель из разговора с кучером узнал, что здесь живет Дуня, и вошел в подъезд. Попав в квартиру, сквозь отворенную дверь комнаты увидел он Минского и свою Дуню, прекрасно одетую и с неясностью смотрящую на Минского. Заметив отца, Дуня вскрикнула и без памяти упала на ковер. Разгневанный Минский вытолкал старика на лестницу, и тот отправился восвояси. И вот уже третий год он ничего не знает о Дуне и боится, что судьба ее такова же, как судьба многих молоденьких дур.

Через некоторое время вновь случилось рассказчику проезжать этими местами. Станции уже не было, а Самсон «с год как помер». Мальчик, сын пивовара, поселившегося в Самсоновой избе, проводил рассказчика на могилу Самсона и рассказал, что летом приезжала прекрасная барыня с тремя барчатами и долго лежала на могиле смотрителя, а ему дала пятак серебром, добрая барыня.

 

Образ Самсона Вырина.

Образ и характеристика Самсона Вырина из повести Пушкина «Станционный смотритель» является ключевым. Самсон всю жизнь прожил ради единственной дочери, которая сбежала с проезжим офицером, лишив отца веры в будущее, что привело к трагедии.

Самсон Вырин – отец Дуни. Работает станционным смотрителем на почтовой станции. Главный персонаж повести.

 

Самсон Вырин вдовец. Он один воспитывает дочь Дуню. Девочка для него свет в оконце и единственная радость в жизни. "А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь: уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти…"

 

Проживают они в маленьком селе Н, в самой глубинке России. Самсон бывший военный. В настоящее время служит станционным смотрителем на одной из почтовых станций. Теперь его рабочая деятельность заключается в заполнении данных о проезжающих через станцию, обеспечении их всем необходимым, замене уставших с дороги лошадей. Работа тяжелая и неблагодарная. Смотрителям приходилось терпеть все жалобы, оскорбления, упреки. Их постоянно унижали, незаслуженно обвиняя во всех бедах и это вместо благодарности за заботу и кров.

Возраст Самсона определен автором, как мужчина средних лет, около 50. Несмотря на далеко не юный возраст, он пребывал в прекрасной физической форме. "Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого…"

 

По характеру Самсон спокойный, мирный и тихий человек. Никогда не огрызался. Наоборот, всегда подбадривал уставших собеседников, рассказывая им истории и застольные байки.

 

Добрый, доверчивый человек. Офицер Минский, войдя к старику в доверие и притворившись больным, занял его кровать, а после увез его дочь. Самсону понравился парень. Он никак не ожидал от него такой подлости. Привыкший верить всем подряд, он так и не научился отличать плохих людей от хороших.

Открытый, общительный. Любит детей. Он с любым человеком мог найти общий язык и тему для разговора. Каждый гость в его доме с первых минут чувствовал себя своим. С первой минуты общения создавалось ощущение, как будто они век знакомы.

Любитель выпить. Вырин никогда не отказывался от алкогольных напитков, когда ему предлагали. Так он мог хоть немного отвлечься и расслабиться после тяжелого трудового дня. Помимо этого спиртное развязывало мужчине язык. Он начинал делиться самым сокровенным, о чем никогда не рассказал бы будучи в трезвом состоянии.

В самом начале повести Вырин предстает бодрым мужчиной. В его доме чистота и порядок. Все благодаря Дуне. Только в ее обществе он по-настоящему счастлив. Стоило дочери покинуть родительский дом, сбежав с гусаром, Самсон постарел на глазах. Сначала он кидается на поиски дочери, следы которой приводят его в Петербург, но выставленный за порог Минским, униженный его податью, он возвращается на станцию ни с чем. С Дуней ему так и не удалось толком увидеться.

Горе резко изменило его. Он стал похож на опустившегося человека. Одиночество и тоска по дочери сделали свое дело. Вырин спивается и умирает. Переживание и боль за своего ребенка согнули его. Он потерял цель в жизни.

Образ Самсона Вырина - это образ «маленького человека», в котором можно увидеть такие качества, как доброта, любовь и честность.

 

Тема «маленького человека».

Самсон Вырин – маленький человек, который подвергся жизненной несправедливости. События его судьбы, связанные с оставлением его дочерью, которая уехала с офицером, приводят героя к смерти.

 

В русской литературе довольно часто обращались к образу маленького человека, имеющему ряд определенных признаков. Это незначительные люди низших сословий, которые подвергаются нападкам со стороны окружающих или со стороны самой судьбы. Несмотря на все это, образ маленького человека отличается любовью к ближним, добротой и искренностью. Изображение тяжелых и противоречивых судеб данных героев всегда трагично. В произведениях, где встречается образ маленького человека, есть и другие черты: автор выражает сочувствие к такому человеку, но и показывает его ограниченность мышления.

В «Станционном смотрителе» маленьким человеком является Самсон Вырин. Это чиновник 14 класса, который является самым низшим классом. Автор показывает трудность положения главного героя повести. Самсону приходится тяжелым трудом зарабатывать на жизнь – свою и своей дочери. Проезжие «проклинают» Вырина и не ценят его как человека. Самсон Вырин живет в собственном мире, который он построил для себя. Единственной его жизненной радостью была дочь, образ который станет для героя как счастьем, так и разочарованием в жизни.

Начало произведения говорит о том, что людей, подобных Вырину, было множество. Это собирательный образ, который носит трагичные черты времени.

Трагичность: Самое главное испытание, через которое должен пройти Самсон Вырин, – побег его дочери с приезжим офицером. Это событие становится для героя трагедией. Он пытается найти свою дочь, но, когда видит ее у офицера, понимает, что для него все потеряно. Офицер пытается откупиться от Вырина деньгами, и все попытки встретиться с дочкой наедине не венчаются успехом. После этого герой произведения возвращается домой и постепенно угасает, а после и вовсе умирает.

Писатель показывает, что жизненная несправедливость привела главного героя «Станционного смотрителя» к смерти. Самсон Вырин не смог понять свою дочь, поэтому он не смог вынести ее предательство и умер.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.