Глава шестая. Подтверждение Пуруша-сукты — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава шестая. Подтверждение Пуруша-сукты

2019-11-19 144
Глава шестая. Подтверждение Пуруша-сукты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ТЕКСТ 1

брахмовача

вачам вахнер мукхам кшетрам чхандасам сапта дхатавах хавйа-кавйамританнанам джихва сарва-расасйа ча

брахма увача - Господь Брахма сказал; вачам - голоса; вахнех - огня; мукхам - рот; кшетрам - производящий центр; чхандасам - ведических гимнов (Гайатри и проч.); сапта - семь; дхатавах - кожа и шесть других слоев; хавйа-кавйа - подношение полубогам и предкам; амрита - пища для людей; аннанам - все виды продуктов питания; джихва - язык; сарва - все; расасйа - всех лакомств; ча - также.

Господь Брахма сказал: Рот вират-пуруши [вселенской формы Господа] - источник голоса, а божество, управляющее им, - Огонь. Его кожа и шесть других оболочек - источник ведических гимнов, а Его язык порождает разнообразные продукты питания и лакомства, которые подносят полубогам, предкам и обыкновенным людям.

КОММЕНТАРИЙ: Этот стих описывает богатства вселенской формы Господа. Здесь говорится, что Его рот является источником разнообразных голосов, а божество, управляющее ртом вират-пуруши, - полубог огня. Кожа и шесть других оболочек Его тела представляют собой центры, производящие семь видов ведических гимнов, в частности Гайатри. С Гайатри, как объяснялось в Первой песни «Шримад-Бхагаватам», начинаются все ведические мантры. Поскольку все эти производящие центры являются различными частями вселенской формы Господа, а форма Господа трансцендентна к материальному миру, значит, голос, язык, кожа и другие атрибуты вират-пуруши, о которых говорится в данном стихе, есть и у трансцендентной формы Господа. Материальный голос и огонь пищеварения изначально исходят от Господа; все эти функции - не что иное, как искаженные отражения своих прообразов, принадлежащих к исполненному духовного разнообразия трансцендентному миру. Все многообразные искаженные материальные формы имеют свой точный духовный прообраз в духовном мире. Единственное различие заключается в том, что материальная деятельность осквернена тремя гунами материальной природы, тогда как все энергии духовного мира чисты, поскольку заняты беспримесным трансцендентным любовным служением Господу. В духовном мире Господь является верховным наслаждающимся, а все живые существа заняты трансцендентным любовным служением Ему - деятельностью, которую не оскверняют гуны материальной природы. Деятельность в духовном мире свободна от любых проявлений скверны материального мира, но это вовсе не означает, что духовный мир - безличная пустота, как полагают имперсоналисты. В «Нарада-панчаратре» преданное служение определяется следующим образом:

сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам хришикена хришикеша севанам бхактир учйате

Изначально чувства исходят от Господа - источника всех чувств, и потому их деятельность в материальном мире можно очистить в процессе преданного служения Ему. Таким образом, совершенства жизни можно достичь, просто очистив свою нынешнюю материальную деятельность. Очищение начинается с того момента, когда человек перестает отождествлять себя со своими внешними материальными определениями. Все живые существа служат кому-либо: себе, семье, обществу, стране и т.д., - но, к сожалению, это служение обусловлено материальными привязанностями. Однако если материальные привязанности заменить на служение Господу, это будет практически равносильно избавлению от материальных привязанностей. Таким образом, с помощью преданного служения освобождения достичь легче, нежели любыми другими методами. Это подтверждается и в «Бхагавад-гите» (12.5), где говорится, что того, кто привязан к безличному аспекту Абсолюта, ожидают всевозможные страдания: клешо 'дхикатарас тешам авйактасакта-четасам.

ТЕКСТ 2

сарвасунам ча вайош ча тан-насе парамайане ашвинор ошадхинам ча гхрано мода-прамодайох

сарва - все; асунам - разновидности жизненного воздуха; ча - и; вайох - воздуха; ча - также; тат - Его; насе - в носу; парама-айане - в трансцендентном генерирующем центре; ашвинох - полубогов Ашвини-кумар; ошадхинам - всех лекарственных трав; ча - также; гхранах - Его обоняние; мода - наслаждение; прамодайох - особого вида.

Две Его ноздри дают начало нашему дыханию и всем типам жизненного воздуха. Его обоняние порождает полубогов Ашвини-кумар и все разновидности лекарственных трав, а из энергий Его дыхания возникают разнообразные запахи.

ТЕКСТ 3

рупанам теджасам чакшур дивах сурйасйа чакшини карнау дишам ча тиртханам шротрам акаша-шабдайох

рупанам - для всевозможных форм; теджасам - всего светящегося; чакшух - глаза; дивах - то, что блестит; сурйасйа - солнца; ча - также; акшини - глазные яблоки; карнау - уши; дишам - всех направлений; ча - и; тиртханам - всех Вед; шротрам - слух; акаша - небо; шабдайох - всех звуков.

Его глаза - источник всевозможных форм. Его глазные яблоки подобны солнцу и райским планетам. Его уши слышат звуки, доносящиеся со всех сторон света, и вмещают в себя все Веды, а Его слух порождает небо и все виды звуков.

КОММЕНТАРИЙ: Слово тиртханам иногда переводят как «места паломничества», но Шрила Джива Госвами говорит, что оно означает «постижение

трансцендентного ведического знания». Тиртхами называют также проповедников ведического знания. ТЕКСТ 4

тад-гатрам васту-саранам саубхагасйа ча бхаджанам тваг асйа спарша-вайош ча сарва-медхасйа чаива хи

тат - Его; гатрам - поверхность тела; васту-саранам - деятельного начала во всем; саубхагасйа - всех благоприятных возможностей; ча - и; бхаджанам - плодородное поле; твак - кожа; асйа - Его; спарша - касание; вайох - воздушных потоков; ча - также; сарва - все виды; медхасйа - жертвоприношений; ча - также; эва - конечно; хи - точно.

Поверхность Его тела - это среда, в которой возникают деятельные начала всего сущего и все благоприятные возможности. Его кожа, подобно дуновению ветра, порождает все виды осязания и является местом совершения всех видов жертвоприношений.

КОММЕНТАРИЙ: Воздух - это сила, приводящая в движение все планеты, и потому жертвоприношения, с помощью которых человек попадает на райские планеты, являются поверхностью тела Господа и, следовательно, источником всех благоприятных возможностей. ТЕКСТ 5

романй удбхиджджа-джатинам йаир ва йаджнас ту самбхритах кеша-шмашру-накханй асйа шила-лохабхра-видйутам

романи - волосы на теле; удбхиджджа - растений; джатинам - царств; йаих - которыми; ва - также; йаджнах - жертвоприношения; ту - но; самбхритах - особенно служат; кеша - волосы на голове; шмашру - волосы на лице; накхани - ногти; асйа - Его; шила - камни; лоха - железные руды; абхра - облака; видйутам - электричество.

Волоски на Его теле дают начало всей растительности и прежде всего тем деревьям, которые необходимы для совершения жертвоприношений. Волосы на Его голове и лице - вместилище облаков, а из Его ногтей возникают камни, электричество и железные руды.

КОММЕНТАРИЙ: Гладкие ногти Господа служат источником электричества, а облака покоятся в волосах на Его голове. Таким образом, у Господа можно найти все необходимое для поддержания своего существования, и потому Веды утверждают, что источником всего произведенного на свет является Сам Господь. Господь - это высшая причина всех причин. ТЕКСТ 6

бахаво лока-паланам прайашах кшема-карманам

бахавах - руки; лока-паланам - божеств, управляющих планетами полубогов; прайашах - почти всегда; кшема-карманам - тех, кто руководит остальными и защищает простых людей.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.