Тревожность трансформируется по трем направлениям — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тревожность трансформируется по трем направлениям

2019-11-19 108
Тревожность трансформируется по трем направлениям 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1). Уход в фантазии – ребенок разрешает неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение всем потребностям. 2). Агрессия. 3). Апатия, безынициативность.

Если ребенок, выполняя определенное задание, работу, рассматривает один вариант, другой, ищет лучший, сравнивает, решает – это конструктивная тревожность. Если ребенок хватается за одно, бросает, берется за другое и снова бросает – это деструктивная тревожность. Если ребенок вообще не берется за дело – это апатия.

Задача родителей и педагогов не изгнать тревожность, а помочь, чтобы тревожность не поднималась выше определенного уровня; дать ребенку средство для конструктивного преодоления тревожности.

Ребенок может справиться с тревогой, если у него есть глубинная уверенность в мире и в себе (в глубине души); если есть определенная сумма умений и навыков, необходимых для выполнения данного дела.

Тревожность – реакция на угрозу небытия.

                                                      Пауль Тиллих (нем. философ)

Необходимо помнить: тревожное детство – болезненная юность.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится,??? или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение недоступно. По мере того как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода. В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонации голоса и т. д.

С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать в культурно-принятую форму, но и осознательно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них.

Но дошкольники еще остаются непоследовательными и импульсивными.

Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон, который может быть положительным и отрицательным.

Отрицательный фон ребенка характеризуется:

– подавленностью;

– плохим настроением;

– растерянностью.

Настроение: мне плохо и нехорошо потому, что никто меня не любит.

«Злая» мама – залог плохого самочувствия ребенка. Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности. Под тревожностью понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

Ситуации:

– неопределенная опасность ситуации:

– ожидание неблагополучного развития событий;

– тревога, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Что же означает безусловно принимать ребенка?

Безусловно принимать ребенка – это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Есть семьи, в которых ребенок получает любовь родителей как награду только тогда, когда родители им довольны. Если ребенок поступает не так, как ожидали родители, это вызывает у них раздражение. Съел манную кашу до конца – «Молодец, я тебя люблю», не съел – «Ты очень плохой, я тебя не люблю».

Ценность личности ребенка здесь не принимается во внимание. Если же ребенок окружен постоянной любовью вне зависимости от того, какой он в данный момент – «хороший» или «плохой», то такие проявления родительской любви вызывают ощущение ценности собственного «я». Ребенок чувствует, что он значим и важен, способен на многое. Результатом безусловной любви, безусловного приятия является возникновение у ребенка чувства собственного достоинства, выраженное чувство принадлежности к семье, когда дети дорожат и гордятся тем, что они живут с мамой и папой; они во многом подражают родителям и с гордостью рассказывают о них окружающим; став взрослыми, они способны любить преданно и глубоко, так как для того чтобы любить других, необходимо в какой-то мере любить себя. И сама способность любить, как и способы выражения любви, в немалой степени зависит от соответствующего опыта, приобретенного в детстве.

Напротив, человек, лишенный любви (и часто уважения других), чувствует себя неудовлетворенным, недостойным и униженным. Самооценка в этом случае настолько невысока, что такие люби позволяют себе быть агрессивно-недружелюбными, поскольку думают, что таким образом могут вызвать у других хоть какое-то «уважение» к себе, к своей силе. Другой вариант: они проявляют агрессивное недружелюбие к самим себе, считая себя виновными и ответственными за отсутствии любви и уважения к ним у других.

Подводя итог, можно сказать, что родительская любовь, безусловное понятие, как ничто другое, способствует возникновению и укреплению чувства собственного достоинства у человека и служит основой счастливой и плодотворной жизни.

 

Как снизить тревожность?

 

– Необходимо обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.).

– Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, причем не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше, чем вчера; быстрее убрал игрушку и т. д.).

– Щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить.

– Обращать внимание на обстановку, которая складывается дома, в детском саду или в школе. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми способствуют снижению общей тревожности ребенка.

 

Советы родителям

 

– Не манипулировать детьми, в семейных конфликтах не перетягивать их на свою сторону.

– При поступлении ребенка в школу не бороться с учителем за авторитет у ребенка. (Авторитет учителя не задевает родителей.)

– Не демонстрировать кричащих противоречий ни в поступках, ни в отношении к ребенку.

– Прежде чем настаивать на чем-то, нужно посмотреть, не амбиции ли руководят нами, почему мы добиваемся от ребенка выполнения данного дела. Необходимо проанализировать, что для ребенка действительно важно, интересно.

– Важно доверять ребенку. Оставлять право на поступок и расплату за него, право выбора.

– Если наблюдается эмоциональный срыв, не выяснять отношений, не выспрашивать, дать понять, что мы рядом с ним, что бы ни случилось.

– Основной момент в лечении тревожности – повышение самооценки. Самооценка первоклассника формируется на основе воспитания чувства трудолюбия в продуктивной деятельности, когда ребенок осваивает выполнение стандартных действий ученика школы (умение читать, считать, решать задачи), стремясь заслужить одобрение со стороны значимых взрослых (учителя, родителей).

Важные напоминания:

1. Посмотрите, насколько вам удается понимать вашего ребенка. Для этого в течение дня постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой).

Если количество положительных обращений перевешивает число отрицательных, то ситуация благополучна, если нет – есть над чем задуматься.

2. Показывайте вашему ребенку, как вы рады его видеть, чаще обнимайте его.

3. Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребенка и на свои собственные чувства.

 

Детское упрямство

 

Кто из родителей не испытывал значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваясь с его упрямством?

Очень часто упрямством называют НОРМАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ НЕГАТИВИЗМ – естественную и важную стадию развития ребенка.

Около 2–3 лет у ребенка активно развивается речь, формируется чувство «Я». Если раньше ребенок еще не выделял себя из окружающей его среды, то теперь он начинает осознавать и себя как отдельного человека, и свои желания и возросшие возможности. Ребенок стремится все делать сам и протестует против помощи и ограничений его возможностей.

Когда мы говорим о негативизме, то имеем в виду не обычное непослушание (ребенок не делает то, что мы от него требуем, потому что сейчас ему хочется делать совсем другое). При негативизме ребенок отказывается делать то, что предлагают родители, не потому, что ему этого не хочется, а потому, что для него важно не подчиниться воле взрослого, проявить самостоятельность.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.