Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2019-11-19 | 180 |
5.00
из
|
Заказать работу |
«Каждый дурак умеет критиковать и жаловаться Большинство дураков так и делает.
Боб Харршгтон
«Помогай только тому, кто не бездельничает».
Г. Гурджиев
«Никто и ничто не способно нанести нам ущерба, пока мы сами не согласимся с этим».
Элеонора Рузвельт
Девиз Ступени | ||
Не заботься о манипуляциях, ибо любая борьба за власть над проявлениями другого человека является насилием | Думай чаще о радости общения | Развивай в себе качество открытости |
Я часто вспоминаю библейский пример о двух сыновьях, которых отец звал работать на винограднике. Один сказал: «Иду, Господи», – и не пошел. Второй сказал: «Не пойду», – а через некоторое время передумал и пошел.
Как вы думаете, который из них обладал Качеством Открытости?
Открытость – это именно то Качество, с помощью которого можно заявить о своей внутренней потребности и этим оградить свою жизненную территорию от посягательств других. Качеством Открытости обладают люди, способные к строительству равноправных отношений. Однако им необладают те, кто из–за неумения защищать свою жизненную территорию
открытыми способами рассматривает любые отношения через призму власти над другими людьми или зависимости от них и неизбежно вытекающей из этого угрозы насилия.
Библейский пример, предостерегающий об опасности возникновения манипуляции из–за неискренности, иллюстрирует открытость одного из сыновей и закрытость другого. Один не боится открыто сказать о своем желании, демонстрируя с самого начала внутреннюю силу независимого человека, а затем использует ее для помощи отцу. Другой, опасаясь проявления родительской власти, берет на себя невыполнимые обязательства и утаивает нежелание работать, что неминуемо приводит к деградации отношений.
Однако бывает и так, что даже психологически зрелые люди начинают пренебрегать принципом жизненной территории, когда цель становится слишком значима, а искушение добиться ее велико. В эту минуту мы сами начинаем искать власти над проявлениями окружающих и в этот же момент становимся уязвимы для встречного насилия в будущем, жертвами которого потом становимся уже мы.
Когда в борьбе за власть над проявлениями друг друга мы соучаствуем в насилии, порождая его или поддаваясь ему, происходит процесс, который психологи называют манипуляцией, а его участников – манипуляторами. К манипуляциям может быть отнесен и обман или лживые обещания, не продиктованные жизненно важными интересами, и стремление любой ценой вывести человека из внутреннего равновесия, в котором он понимает, что ему нужно делать.
Если в результате предварительных договоренностей вы осознанно даете властвовать над собой ^іи другой человек дает властвовать вам в обмен на какие–то иные блага, это уже не считается манипуляцией. Так, например, ваш вы согласны терпеть своего начальника, сослуживцев и должностные инструкции в обмен на зарплату, которую вам предлагают, – это еще не манипуляция. Однако, если начальник хочет, чтобы вы делали что–то для него лично уже сверх должностных инструкций, стремясь получить над вами дополнительную власть, либо ваши сослуживцы норовят спихнуть на вас свои обязанности, вами манипулируют. Если им удается это сделать, это может означать только одно – вы приняли участие в манипуляции, следовательно – вы тоже манипулятор.
Для того чтобы манипуляция произошла, необходимо, чтобы в ней участвовали оба человека и чтобы каждый из них был уязвим перед насильственными проявлениями – то есть демонстрировал или боялся их. Если мы говорим «он (она) мной манипулирует», мы должны туг же признать, что делаем в чей– то адрес то же самое.
Кому не известна такая ситуация: старший по возрасту, но не по должности сотрудник на работе называет всех по имени и на «ты», в то время как все остальные величают его на «вы» и по имени–отчеству. Более сильный манипулятор всегда занимает более выгодную позицию, потому что опирается на стереотипы, царящие в нашем патриархальном обществе, – иногда манипуляция безвредна и этим и заканчивается, хотя даже в этом случае то, что человек старше вас, не означает, что он лучше или умнее. Однако очень часто такая манера обращения является еще и прелюдией к новым манипуляциям: поставив другого на ступеньку ниже и увидев, что тот согласился с этим, манипулятор вскоре норовит получить над ним еще немного власти, пытаясь давать ему распоряжения или критиковать его. Про таких сказано: дай ему мизинец – вскоре всю руку откусит.
Наилучшее определение манипулятора гласит, что это тот, кто склоняет нас делать не то, что мы хотим, используя для этого свои и наши низшие эмоциональные состояния (страх, жалость, агрессию, чувство вины), которые являются проявлением наших негативных качеств (нерешительности, стыдливости, зависимости, агрессивности, недостаточного самосознания). Любая манипуляция есть двустороннее нарушение принципа жизненной территории. Если же манипуляция не удалась – значит, позитивный потенциал одного из участников оказался сильнее расчетов манипулятора, пытавшегося затолкнуть другую сторону в желательные для себя рамки.
Единственная альтернатива пресечению манипуляции – включение в борьбу за власть друг над другом, которая будет набирать все большую разрушительную силу, привлекая к нам все новые и новые неприятности. Стремление насильственно менять другого человека в желаемую для нас сторону или даже воспринимать его как того, кто должен быть похож на нас, формирует нашу собственную манипулятивную часть и делает нас уязвимыми перед встречной манипуляцией, в ходе которой мы теряем способность следовать своим позитивным желаниям. Делая не то, что мы хотим, мы создаем манипулятора и поддерживаем его в выводе о правильности избранной им манеры общения с нами.
Расскажу анекдот. Въезжает старый «Запорожец» на светофоре прямо в бампер стоящему впереди «мерседесу». Из «мерседеса» выходит прилично одетый мужчина: «Мужик, ты что? o6paiuac»u,i он к сидящему в «Запорожце» худому интеллигенту в очках. – Знаешь, сколько эта машина стоит? Всю жизнь будешь рассчитываться.'»
– Ой, извините меня, прошу вас! – оправдывается тот. – Денег нет, зарплату не платят, четверо детей голодают!
Подумал владелец «мерседеса» – что с него взять – и отпустил очкарика. А на следующем перекрестке только остановился на красный свет – тот же «Запорожец» опять в него сзади – ба–бах!
– Ты чего, сдурел! – кричит владелец «мерседеса». – Смерти ищешь!
– Ой, – причитает тот, – извините! Езжу редко, бензин дорогой, практики нет!
Отпустил его владелец иномарки и в этот раз.
На следующем светофоре, как вы уже поняли, та же ситуация – снова «Запорожец» «мерседесу» в бампер въезжает. Владелец «мерседеса» уже и из машины не выходит, только в окно выглянул и назад обернулся.
А там ему уже очкарик из «Запорожца» с улыбочкой в окошко машет:
– Свои!
Манипулятор всегда играет на противоречивых чувствах другого, в то время как эффективно противостоящий манипуляции всегда целостен. Владелец «мерседеса» может без угрызений совести обратиться в суд – а может и хладнокровно терпеть, понимая, что он все равно никогда не будет отбирать последнее у бедного человека. Сказать, стал ли он жертвой манипуляции или нет, возможно, только поняв, что он чувствует и следует ли он тому, что его чувства ему подсказывают. Целостный человек идет за своим пониманием жизни, в то время как живущий по господствующим в обществе стереотипам почти всегда подавляет свои желания и потому попадает в новые манипуляции.
Если владелец «мерседеса» задыхается от бессильной ярости, если он чувствует себя униженным, если он готов растерзать виновника аварий, но не делает этого – значит, он псы жертвой манипуляции. Это мажет показаться абсурдным, однако произошло это только потому, что он первый начал искать власти над владельцем «Запорожца» – ведь, прощая его, он рассчитывал, что тот не будет больше въезжать в его машину! Мы не всегда властны воспрепятствовать кому бы то ни было вредить чужое имущество, посягать на чужое время или жизненное пространство – тем более если слабое место его хозяина найдено и можно не опасаться встречных действий. И потому, пожалев неумеху, богатей сам дал ему власть над собой.
В поисках власти над другим человеком наше сознание вкладывает слишком много энергии в его жизненную территорию и ослабляет свою, становясь уязвимым для встречных манипуляций. Манипулируя, мы заболеваем опасной для психологического здоровья болезнью – децентрированием сознания. В результате привычки концентрированию наше внимание становится хронически прикованным к действиям другого человека и к тому, что он от нас хочет, в ущерб пониманию того, чего хотим мы сами, – и вот что из этого происходит.
Часто, когда нас подводят (например, одалживая у нас деньги и не отдавая их), мы возмущаемся, осуждая несостоятельных должников – ну почему эти люди не такие, как мы? Мы вот и помочь можем – а они даже не желают просто оставаться порядочными и выполнять свои обещания.
При этом мы почему–то не видим, что, выдавливая из кого– то обещание соответствовать нашим требованиям в будущем (или легковерно рассчитывая на то, что так и произойдет), мы инициируем манипуляцию. Из страха быть плохими мы перекладываем на другого ответственность за происходящее (он обещает, что отдаст – значит, отдаст), затем из жалости помогаем ему (проблема у человека – не дашь, обидится) и в конце концов из агрессивности взываем к его чувству вины, если он свои обещания нарушил (вот ведь жулик, а!? И не отдал же...).
Взять обещание нелишне – однако не забудем посмотреть на ситуацию и со своей территории. Ведь это мы решили иметь дело с этим человеком; это мы захотели поверить в то. что он не подведет. Иными словами, мы сами дали ему право властвовать над нашими деньгами, потому что мы считали, что властвуем над его мыслями и поступками. Кстати, тем, кто отдает себе отчет о возможном невозврате денег, чаще всего возвращают – в худшем случае, они не рассматривают невозвращенное как потерю. А то и вовсе с самого начала не дают в долг.
Когда бы мы ни были втянуты в манипуляцию, это всегда означает, что, сознательно или бессознательно, мы начали искать власти над проявлениями других людей или же убедили себя в том, что эту власть мы уже имеем, – слишком сильно рассчитывая на определенное поведение другого человека, мы всегда получаем непредсказуемый ответ. С подачи одного американского психолога (кажется, Карпмана), манипуляция называется Драматическим Треугольником, поскольку всегда сводится к трехактной драме, где каждый из участников поочередно играет одну из трех ролей: Жертвы, Преследователя и Спасателя, всегда оставляя другому участнику незанятую роль и меняясь с ним ролями от акта к акту. Одной из особенностей этой игры является то, что один из ее участников обязательно должен быть Жертвой.
Неотъемлемым свойством Жертвы является зависимость, боязнь само–проявления, безответственность и наивность, иногда парадоксальным образом сочетающаяся с иезуитской хитростью; Спасателя – жалость (не путать с состраданием!) и неумение быть плохим либо агрессивная навязчивость, а Преследователя – менторская, поучающая позиция, раздражительность и обидчивость. Во всех трех ролях, в свою очередь, присутствуют страх, агрессивность и закрытость в общении, где, чрезмерно концентрируясь на действиях другого, мы как бы стремимся к проверенным многими поколениями, жившими в среде идеологий и коллективных верований, стереотипным действиям в рамках одной из трех ролей. Например, если нападают – проси пощады (оправдывайся и защищайся; делай то, что от тебя требуют, либо притворяйся беспомощным, пытаясь возбудить к себе жалость); боятся или обижаются – бей по слабым местам (чтоб сильнее боялись) или оправдывайся; требуют помощи или демонстрируют собственную беспомощность – спасай (даже если ты этого не хочешь). Всегда, когда мы хотим изменить проявления другого человека помимо его воли – давя на него (преследуя), задабривая его или насильно помогая ему (спасая) или демонстрируя ему свою беспомощность в надежде, что он начнет оправдываться либо бросится помогать нам (становясь жертвой), мы принимаем одну из этих трех ролей, предоставляя другую своему собеседнику.
Один мой знакомый, совершенно неприспособленный к домашней работе человек, часто выслушивал упреки жены по поводу испорченных выключателей, текущих кранов и надорванных обоев. Попытки что–то исправить или привести в нормальное состояние, как правило, ни к чему не приводили – жена бдительно стояла рядом и критиковала каждый его неверный шаг, пока он не взрывался и не бросал работу на полпути. Жена после этого долго плакала, а потом молча доделывала работу сама, но после этого длительное время с ним не разговаривала. При разговоре с общими знакомыми она считала нужным подчеркнуть: «У нас мужчина – я. Я делаю в доме всю мужскую работу сама». В доме постоянно были скандалы.
В приведенном примере муж чувствует себя Жертвой, когда его критикуют, Спасателем, когда делает работу для жены, не желая того, и Преследователем, когда обвиняет ее в том, что она ему мешает. Он становится Жертвой, желая, чтобы она не обвиняла его; Спасателем, чтобы она прекратила его критиковать, и Преследователем, чтобы она не смела обращаться к нему больше с подобными просьбами. Он хочет получить власть над ее чувствами, не желая признать, что ее обиды – ее проблемы; над ее словами, вместо того чтобы научиться пропускать их мимо ушей или остроумно парировать; над ее мыслями, чтобы она была ему благодарна и демонстрировала ему свою зависимость от него, вместо того чтобы самому определиться, хочет ли он делать эту работу или нет.
Жена играет роль Преследователя, когда призывает мужа к порядку и стоит над ним, Жертвы, когда работа делается не так, как она хочет, и Спасателя, когда переделывает им начатое. Она хочет властвовать над его поведением (пускай работает по дому!), речью (какое право он имеет на меня кричать!) и желаниями (он должен хотеть того же, что и я). И пока они будут искать власти друг над другом, эта кровопролитная борьба никогда не закончится. Она может завершиться лишь тогда, когда ее участники научатся отделять от себя проявления чужой жизненной территории, выходить за пределы принятых в обществе стереотипов и принимать друг друга такими, какие они есть, – не пытаясь властвовать над другой стороной, но и не давая расширять чужую полянку за счет своей собственной.
Отношения в семье из примера наладились только тогда, когда муж, поняв, что он останется плохим в любам случае, ограничил свои обязанности хождением в магазин и мытьем посуды, отказавшись от любой работы, требующей ремонта или смекалки. Жена стала делать все сама, постепенно привыкла к этому, а потом и ворчать перестала.
Другой банальный сюжет: муж уходит к любовнице, бросив жену (или наоборот)... Происходит это чаще всего там, где его (ее) обвиняют во всех смертных грехах и демонстрируют свои обиды, манипулятивно принуждая к отказу от права выбора партнера (как правило, в диапазоне от «ну и иди к ней!» до «умоляю, не бросай меня!»). Однако бывает и наоборот – там, где партнер открыто принимает ситуацию конкуренции и уважает право выбора своего супруга, супруг чаще всего, пройдя через полосу нового увлечения, делает выбор в пользу старой, «проверенной» связи.
Повторюсь, что любая манипуляция – это борьба за власть, ибо она не предполагает независимости сторон, а использует их зависимость друг от друга. Манипулятор будет давить на вас, пока знает из предыдущего опыта, что вы можете поддаться; он будет пытаться вас разжалобить или даже попробует сласти, чтобы потом сказать: «Сделай для меня то же самое!»
Преследователь Спасатель
Жертва
Рис. 1. Драматический Треугольник Стрелочки указывают направление общения – обратите внимание, что Преследователь и Спасатель никогда ж общаются между собой. Это происходит из–за того, что в момент, когда Преследователь и Спасатель начинают общаться, один ш них тут же становится Жертвой сам. Именно поэтому, сколько бы участников ни было в этой игре, один из них будет всегда находиться в роли Жертвы.
При манипуляциях друг другом отсутствует понимание жизненной территории, право делать то, что ты хочешь, и право оставаться плохим для того, кто этого не приемлет. Зато в манипуляции есть Неписаные правила (государства, религии, семьи, общества, дружбы, любовных отношений, приличного дома) и их Нарушитель (потенциальная Жертва), которого преследуют критикой, претензиями и упреками. Спасаясь от преследования, Жертва начинает преследовать сама либо, используя выгоды своего положения Жертвы («я самый несчастный и беспомощный человек...»), взывает к Спасению. В момент, когда Жертву пытаются спасти, она сама становится Преследователем, уделяя вчерашнему Спасателю роль Жертвы (см. рис. 1). Как только вы занимаете в Драматическом Треугольнике один угол, манипулятор занимает другой; когда вы принимаете новую роль – он снова меняет свою позицию, и так может продолжаться вечно, пока вы не распознаете манипулятора в себе самом и не уничтожите его – после чего вы станете невосприимчивы к манипуляциям со стороны и постепенно научитесь пресекать их в зародыше. Если же этого не случится, манипулятивная привязанность к проявлениям друг друга, сопровождаемая желанием получить что–то с чужой жизненной территории, может продолжаться бесконечно – вплоть до крупных неприятностей, психического разрушения или вполне вероятного криминального исхода.
Когда в годы застоя я преподавал в вузе, мне предписывалось учить всех студентов – в том числе н тех, кому этот предмет совершенно не был нужен (к несчастью, он входил в число обязательных). Разумеется, я не собирался мучить студентов и срезать им стипендию, так как считал, что учеба – их личное дело, и выставлял им большей частью те оценки, о которых они меня просили. Но даже сведя к минимуму проявления Преследователя и Спасателя (если бы я посмел не делать вообще ничего из того, что от меня требовала наша манипулятивная система образования, меня бы быстро убрали), мне не удалось полностью избежать роли Жертвы – на собраниях кафедры меня постоянно критиковали за мой либерализм.
Однако были и преподаватели, для которых эта система была просто раем. Речь идет прежде всего о тех, кто брал взятки или крутился в среде «встречных услуг», как вареник в масле. Такие намеренно «преследовали» студентов, сначала создавая им проблемы, а затем «спасая» за определенное вознаграждение. Многие из них сами потом оказались в роли «жертв» такой практики – студенты, сдав последнюю сессию, часто жаловались на взяточников, а то и били их.
Жертвой насилия или криминала не хочет быть никто, однако те, кто привык демонстрировать свою власть через позицию Преследователя, должен помнить о неотвратимости ротации ролей. Почти каждый из тех, кого побили, застрелили или посадили в тюрьму, до этого сам преследовал кого–то или угрожал кому–то. Любой человек, сыгравший последнюю роль Жертвы, поставившей точку на его жизненном пути, шел к этому долгий путь, приучая себя быть Жертвой в других, менее значимых ситуациях, либо начиная манипуляцию с иных ролей.
Американские психологи как–то проанализировали результаты опросов тех, кто пострадал от физического насилия. Их вывод был ошеломляющ: 100 % жертв насилия физического в течение длительного времени своей жизни до этого подвергались насилию вербальному или участвовали в нем! Иными словами, люди привыкали быть Жертвами и, заняв эту роль, в процессе нескончаемых манипуляций сами способствовавшие эскалации насилия.
Согласно тому же исследованию, 100 % жертв физического насилия в семьях имели манипулятивные взаимоотношения со своими супругами. А как многие из нас успели убедиться на собственном горьком опыте, любое преступное действие начинается с психологической манипуляции, которая прощупывает возможность для того, чтобы сделать человека Жертвой уже по– крупному.
Это исследование достойно упоминания, поскольку подтверждает, что ни одна Жертва не вызвала на себя агрессию, неприятности или несчастный случай сразу в опасных для жизни, здоровья либо жизненно необходимого имущества размерах.
Преступники могут посягать не только на нашу неприкосновенность, но и на наше имущество. Любой мошенник – прекрасный психолог «по жизни» – а в придачу еще и талантливейший манипулятор. Прощупав восприимчивость потенциальной Жертвы к манипуляциям, он быстро выводит ее на новый круг, где ставками становятся уже не испорченные нервы, а вполне реальные жизненные блага.
Однако, становясь Жертвой, человек подтверждает факт того, что ему приходилось соучаствовать в насилии и ранее. И потому ни одна неприятность, ни один несчастный случай, происшедший с нами, не случайны. Иными словами, любая Жертва всегда сама виновата в том, что с ней происходит.
Больше всего в познании законов жизни преуспевают там, где не стесняются претворять их в конкретные экономические категории.
В некоторых развитых странах за аварии без серьезных последствий не штрафуют и не вызывают дорожную полицию, но после двух аварий сумма обязательной автомобильной страховки возрастает.
Стукнувшись с этим, многие эмигранты, особенно из стран СНГ бегут в полицию, где требуют справки о непорочности собственного водительского стажа, и идут в страховую компанию разбираться, выдвигая аргументы типа «Я и так пострадал – у меня машина в гараже стояла, я на автобусе на работу ездил! И ведь не я в этой аварии виноват! За что же мне еще и платить!?», в ответ на что страховой агент с неизменной улыбкой обычно отвечает: «Ничего не могу поделать – вы у меня теперь в категории «склонный к происшествиям».
Дорастет ли когда–нибудь наше массовое сознание до такого понимания роли жертвы в собственных жизненных ситуациях?
В своих страховых правилах американцы уже давно пользуются такой категорией психологической науки, как «сценарий жизни» – то есть внутренней связью того, что происходит в жизни человека сейчас, с тем, что происходило в жизни данного человека ранее. Изучая сценарии жертв преступлений и даже несчастных случаев, психологи почти всегда видят, что эти люди имели тенденцию строить с окружающими неуспешные (читай: манипулятивные) взаимоотношения и потому были подвержены частым скандалам и нервным срывам, что являлось свидетельством их уязвимости для несчастливых происшествий и в частной жизни. Нам остается только ввести в обиход понятие, которое подтверждало бы связь склонного к манипуляциям человека со всевозможными неприятностями, которые он привлекает в свою жизнь.
В дальнейшем мы будем обозначать это понятие словом «энергообмен».
Любой человек, общаясь с кем бы то ни было, взаимно обменивается с ним энергией определенного рода (из собственного опыта мы знаем, что нас буквально тянет к одним – как правило, в чем–то похожим на нас – людям, в то время как с другими тяжело даже находиться в одном пространстве). Мы уже говорили о том, что люди, соучаствующие в манипуляции из–за стремления получить власть над проявлениями друг друга, сеют поначалу почти невидимую энергию насилия, которую они сами ощутить не могут, поскольку привыкли жить в ней постоянно. Эта энергия передается другим людям, резонирует с энергией сходной и возвращается к тем, кто ее посеял, но уже в увеличенном объеме. Так продолжается до тех пор, пока насильственные проявления человека не перевалят за критическую отметку и не начнут привлекать в его жизнь всевозможные неприятности.
С древних времен известно: «Подобное припугивает подобное». Таким образом, неудивительно, что манипулятор рано поздно становится жертвой насилия сам.
Это доказывают и последние исследования американских психологов, утверждающих, что насилие подвержено эскалации и, в случае уязвимости к нему (читай: склонности к встречному насилию), возрастает от одного уровня к другому.
Сегодня одна из моих знакомых сидит без работы и проедает последние гроши, одолженные у всех, кто еще согласен был ее поддерживать. Она ненавидит всех, кто имеет работу, правительство, государство, и страну, в которой она живет. Она считает, что в ее бедах виноваты все – кроме нее самой.
Тем не менее, когда–то у нее была прекрасная работа и более чем хорошая зарплата важного чиновника в престижной организации, решавшего жизненно важные для людей вопросы. Мне всегда казалось, что я имел с нею деловые связи и прекрасные отношения. Она имела репутацию человека, который помогает всем, – при поверхностном знакомстве это казалось правдой. Впрочем, как–то раз меня удивило то, что однажды она потребовала от меня совершенно ненужную справку, угрожая, в случае если я не доставлю ей эту справку в положенный срок, погубить все мое (кстати, очень важное для меня) дело. Мне показалось, что в этот момент она наслаждалась возможностью продемонстрировать власть надо мной – ведь в ходе наших отношений вне стен этого учреждения это не представлялось
для нее возможным. К счастью, требуемую справку мне удалось раздобыть.
Конечно, я очень жалел ее, когда, казалось бы, без всякой причины (в ее изложении) ее вынудили уволиться с этой работы. Затем была другая, менее оплачиваемая, но не менее престижная – преподавателем в крутом вузе. Ее попросили уйти и оттуда – и теперь уже никуда не берут.
Я перестал ей сочувствовать, когда однажды она призналась моей жене; «Знаешь, что самое классное в работе преподавателя? Когда студенты за тобой бегают!» – и рассказала о том, как за одну сессию лишила стипендии пять человек. Впрочем, она тут же призналась, что своих «любимчиков» она не только не заваливала на сессии, но и спускала им несделанные домашние задания.
Эти примеры доказывают, что и Жертвы, и Преследователи, и Спасатели являются потенциальными Жертвами в будущем, поскольку сами соучаствуют в насилии, инициируя агрессивный энергообмен. Конечно же, крупные неприятности у носителей этих ролей происходят не сразу – ведь и спираль насилия раскручивается по своим собственным законам – от одного уровня к другому.
Уровни эскалации насилия подразумевают его различные проявления. Четыре первых уровня насилия называются словесным насилием. Пятый уровень – насилие физическое.
Чтобы не быть Жертвой, надо научиться противостоять насилию и распознавать его даже в начальных, очень тонких формах. Однако при этом следует помнить, что, хотя агрессия всегда предшествует насилию, насилие не всегда вытекает из агрессии, – и когда мы эффективно противостоим агрессии, насилия не происходит
Различие между насилием и агрессией заключается в том, что агрессия является исключительным проявлением Преследователя, в то время как насилие возможно лишь при взаимном участии Преследователя и Жертвы. И на разных стадиях проявления агрессии ответ тоже должен быть разным. Если при физическом насилии или даже его угрозе необходимо немедленное противодействие, то на начальных уровнях агрессии можно попросту обойтись молчанием, если оно не будет расценено агрессором как попустительство переходу на новый уровень.
В то время как многие из нас понимают, что физическое насилие плохо, и стараются не допускать сто проявлений (по меньшей мере, со своей стороны) в повседневной жизни, отношение к насилию вербальному куда более терпимое. Кстати, в американском понимании, вербальное насилие начинается задолго до прямых оскорблений. Мы можем быть удивлены, но американцы считают первым уровнем насилия проявления критики в адрес поступков другого человека.
К первому уровню насилия можно отнести даже многие привычные фразы, которые мы часто любим говорить своим домашним: «Наташа, завари чай. Наташа, это не тот чай; Наташа, это не тот чайник; Наташа, ты не так завариваешь».
Вторым уровнем насилия является критика личности другого человека и преднамеренный акцент на его негативных личностных качествах.
Или, продолжая нашу аналогию: «Наташа, ты непонятлива. Ты неуклюжа. Ты ничего не умеешь делать».
Переживая первые два уровня насилия, объект критики часто тешит себя надеждой, что он исправится и его перестанут мучить. На третьем уровне эта иллюзия развеивается и у подвергающегося систематическому насилию появляется чувство безнадежности.
Третий уровень насилия – это критика личности как представителя определенного класса. В отличие от первых двух, у объекта насилия в этом случае создается впечатление, что он проклят от рождения и поделать с этим ничего уже нельзя.
В вашей семье (нации, компании, группе, классе, фирме) нормальных людей нет. Вы, женщины (мужчины), все такие, с вами, работягами (крестьянами, интеллигентами), только свяжись. В твоем возрасте, и т.п.
Если, критикуя не личность, а поступки другого человека, мы употребляем неоправданные обобщения, распространяющие негативизм на весь жизненный опыт критикуемого («ты всегда», «ты никогда», «ты вообще»), это также классифицируется как третий уровень насилия над личностью, поскольку такими заявлениями мы как бы программируем его на аналогичные действия в будущем.
Четвертый уровень насилия – это оскорбления или мат (за исключением тех случаев, когда слова используются для эмоциональной разрядки или произносятся по привычке и не направлены непосредственно на человека).
Пятый уровень насилия – любой успешный агрессивный физический контакт, начиная с толчка или пощечины и заканчивая убийством.
Разумеется, не все манипуляции заканчиваются переходом к физическому насилию. Однако все они сопровождаются распадом или напряжением отношений, ухудшением обстановки вокруг манипулятора и, рано или поздно, потерями уже на плане материального благополучия и физического здоровья.
Впрочем, технология противодействия манипуляциям не сложна. Мы уже знаем, что при манипуляциях человек может занимать только одну из перечисленных выше ролей, к которым его приучали с детства в нескончаемой воспитательной игре родители и учителя. Мораль, проистекающая из такого знания, проста: если не хочешь рано или поздно оказаться в роли Жертвы, учись прекращать манипуляции в любой из позиций. Для того чтобы это начало получаться, необходимо избавиться от трех дурных привычек: быть Спасателем, быть Преследователем и быть Жертвой. Любая из этих ролей становится невозможной для обладающего Качеством Открытости, и потому универсальный рецепт для прекращения манипуляций в любой из позиций прост – просто оставайтесь открытыми к своим желаниям и по возможности выражайте их, не дожидаясь, пока манипуляторы привыкнут к тому, что вы им потакаете, – в этом случае избавиться от них будет значительно сложнее.
А теперь перейдем к особенностям пресечения манипуляции в каждой роли. Попробуем для начала обнаружить и уничтожить в себе Спасателя.
Мы часто безвылазно сидим, поддерживая бессмысленные беседы в компании престарелых родителей, родственников или просто пессимистично настроенных знакомых, брюзжащих на все вокруг и недовольных всем на свете. Но почему мы должны это делать, если видим, что удовольствия от такого сидения никакого нет, а человек, которому мы уделяем свое время и энергию, не собирается меняться и уже вряд ли когда–нибудь это сделает? Невосприимчивые к нашему мнению, такие люди часто видят цель общения с нами лишь в том, чтобы постоянно критиковать нас и учить, что приводит к неизбежной ссоре и ощущению зря потраченного времени и нервов. Однако виноваты в этом только мы сами – если не можем стать плохими и отказаться от таких встреч либо свести их к минимуму.
Желающему не быть Спасателем следует знать, что Спасателем называется тот, кто поощряет паразитизм других людей, тратя на них свое время и силы или же насильственно навязывая им свои услуги. Иными словами, Спасатель делает для другого человека то, что тот мог бы делать для себя сам, или то, что все равно не идет другому на пользу, и ориентируется при этом не на внутреннюю радость от сознания, что он помог, – а на тягостную зависимость от привычного стереотипа отношений, которых от тебя ждут со стороны «спасаемого» человека или окружающего вас общества. Прежде чем мы становимся Жертвами, мы почти всегда, в силу своих комплексов и внутреннего несовершенства, принимаем на себя позицию Спасателя.
Рассказывает клиент, прошедший курс партнерских отношений в Центре Мерная:
«Сидевшая у нашего подъезда соседка часто останавливала проходящих мимо жильцов причитаниями: «Ой, пенсия маленькая, на жизнь не хватает, а так яичек (молочка, рыбки, творожка) хочется...» После чего соседи доставляли ей требуемые таким образом продукты.
Пенсионерка, имевшая опыт многолетних манипуляций, быстро научилась различать потенциальных Спасателей от Преследователей («бабушка, не грузите», «ваши проблемы», «ох уж эти попрошайки») и таких же Жертв («сами забыли, когда рыбку–то ели») и чаще других останавливала свой выбор на жене или ее подруге, чтобы получить желаемое. Но в этот раз рядом с женой шел я – и тут у нее случился прокол. В ответ на «ой, яичек в доме нет, а купить–то не на что», я деланно свирепо ее спросил:
А чего вы от нас–то хотите?
Женщина опешила. Впервые в жизни ее не преследовали, не пристраивались ниже ее уровня и не пытались спасать. Такого в ее опыте еще не было.
Она долго соображала, как себя дальше вести, и попыталась зайти со второго круга: «Я говорю, яички какие дорогие...»
Тут я сделал еще полшага вперед и остановился, всем видом демонстрируя, что оставшуюся дистанцию ей придется пройти самой:
Вы хотите нас попросить, чтобы мы купили вам яйца?
На соседку было жалко смотреть – она чуть не скатилась от страха под лавку. Жена уже начинала шептать на ухо «перестань издеваться над человеком». Однако та все же пересилила себя и почти неслышно прошептала: «Ага».
Я занес ей пять яиц. С тех пор ни ко мне, ни к жене она больше не обращалась».
Первое же открытое высказывание со стороны моего знакомого в этом примере позволило пресечь дальнейшие манипуляции. Бабушке же в каком–то смысле оставаться Жертвой было даже удобно – ведь для этого не надо было предпринимать никаких усилий, даже просить. Человек может прожить всю жизнь с убеждением о том, что просить – стыдно. Но разве не стыдно тратить свое и чужое время на ничего не значащие разговоры в расчете на то, что собеседник сам поддастся на наши удочки?
Еще один пример.
Один из моих знакомых, рассчитывая на работу в престижной фирме, согласился поработать в должности стажера бесплатно. Поначалу ему удавалось совмещать это с основной работой; затем это стало трудным. Он обратился за советом к своему начальнику, устроившему для него эту стажировку небезвыгодно для себя. Естественно, начальник посоветовал ему уволиться с основной работы – кто откажется от сотрудника, делающего работу задаром? Взамен он клятвенно пообещал ему в скором времени решить вопрос с зачислением его в основной штат Знакомому было неудобно подвергнуть сомнению клятвы уважаемого человека – и он согласился.
Знакомый уволился с основной работы, сидел на иждивении у жены, залез в долги. Ситуация завершилась банальным образом – на работу взяли не его, а протеже более высокого руководителя, чем его друг. Время и силы были потрачены даром, а старое место работы – безвозвратно утеряно.
Оставим за кадром роль начальника, раздающего невыполнимые обещания – обратимся к пострадавшему. В чем его ответственность за происшедшее?
Разумеется, не в том, что он использовал свой шанс на получение хорошей работы – так поступили бы многие. Ошибка его состояла в том, что он доверился обещаниям и поддался на уговоры со стороны, вместо того чтобы
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!