Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2019-11-19 | 158 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Лекция 42. Элементарные частицы. Их классификация и взаимопревращаемость. Кварки. Вещество и поле. Четыре типа фундаментальных взаимодействий. Понятие об основных проблемах современной физики.
3. ПОЯСНЕНИЯ К КУРСУ ЛЕКЦИЙ
Студент должен хорошо уяснить, что представляет собой предмет физики, какое место она занимает среди других наук и какова ее роль в формировании научного диалектико-материалистического мировоззрения. Будущему инженеру необходимо помнить, что физика является фундаментом технических наук, тем резервуаром, откуда черпаются технические идеи и новая технология, т.е. она играет важную роль в вопросе технического прогресса.
Для исследования физических явлений, установления взаимосвязи между ними физики проводят наблюдения и эксперименты. Для объяснения связи между физическими явлениями создается гипотеза. Верная гипотеза, подкрепленная и проверенная опытными фактами, перерастает в теорию, позволяющую предсказывать новые физические явления.
Студент должен запомнить, что без основательного знания систем единиц, без умения пользоваться ими при решении физических задач, нельзя усвоить курс физики и применять физические знания на практике. Необходимо знать основные и производные единицы Международной системы единиц (системы СИ).
3. 1. Рекомендации к самостоятельной работе студентов по разделу 1. ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИКИ.
Этот раздел не должен дублировать курса теоретической механики. Изучать основы классической механики надо исходя из представлений современной физики с учетом задач этого курса. Следует обратить внимание на определение механики как науки о простейшей форме движения материи - механическом движении.
|
Помните, что движение всегда существует в пространстве и во времени. Более того, пространство и время являются объективными формами существования материи и их свойства определяются именно материей.
Следует знать, какие задачи решаются кинематикой и динамикой, на которые делится механика. Классическая механика Галилея - Ньютона - это механика больших масс и относительно малых скоростей.
При подготовке по теме 1.1 рекомендуется проработать §1-4 [1] или §1-3 [3].
Следует усвоить, что криволинейное движение всегда происходит с ускорением. Необходимо уметь вывести формулы тангенциального и нормального ускорений; уметь перейти от криволинейного движения, общего случая движения, к частным случаям - прямолинейному и равномерному движению.
При подготовке по теме 1.2 рекомендуется проработать §6-17 [1] или §5-8 [3].
Необходимо четко знать формулировки, математические выражения, физическое содержание и взаимосвязь законов Ньютона.
Особое внимание следует обратить на введение понятия массы. Студенты должны помнить, что масса является мерой инертности и гравитационных свойств тел, а также мерой полной энергии в теле.
Как физическая величина сила представляет собой меру переноса движения и определяется количеством движения, передаваемого одним телом другому за единицу времени. Следует уяснить себе статическое и динамическое определение силы.
При рассмотрении третьего закона Ньютона необходимо твердо усвоить, что силы действия и противодействия приложены к разным телам, а также отметить случаи невыполнения этого закона. Следует рассмотреть критический разбор ньютоновских понятий об абсолютном движении, пространстве и времени, а так же обратить внимание на метафизичность этих понятий. Необходимо изучить вопросы, касающиеся инерциальных систем отсчета, классического закона сложения скоростей, механического принципа относительности и инвариантности уравнений динамики относительно преобразований Галилея.
|
Изучая закон Гука, следует уяснить физический смысл модулей Юнга и сдвига; рассмотреть, от каких факторов зависит трение твердых тел. Как уменьшить трение в механизмах.
Изучая поле тяготения, являющееся одним из видов материи, студент знакомится с началами теории поля. Должны быть хорошо усвоены такие понятия, как напряженность поля, потенциал, градиент потенциала, потенциальная энергия системы тел, потенциальная яма, потенциальный барьер, которые являются фундаментальными в теории поля, квантовой и ядерной физике.
При подготовке по теме 1.3 рекомендуется проработать §5, 36-39 [1] или §4,16-19 [3].
Нужно уметь сопоставлять физические величины, характеризующие поступательно и вращательное движение; различать количество движения и момент количества движения; уяснять физический смысл момента инерции. Студент должен уметь применять закон изменения момента количества движения при решении практических задач.
При подготовке по теме 1.4 рекомендуется проработать §19-29 [1] или §9,11-15,19 [3].
Особое внимание нужно обратить на важнейшие законы физики: закон сохранения энергии и закон сохранения количества движения, проявляющиеся во многих физических явлениях.
При изучении темы 1.5 рекомендуется проработать §62-71[1] или §34-40 [3].
При изучении темы 1.6 рекомендуется проработать методическое пособие «Учимся самостоятельно: Механика жидкостей и газов», Цветкова Е.В.-Мариуполь:ПГТУ,-2002. При этом ответьте на вопросы методического пособия и решите задачи типа 2, 6, 9, 13, 17.
3. 3. Рекомендации к самостоятельной работе студентов по разделу 3. Электричество.
Электричество и магнетизм являются составными частями электродинамики. Электродинамика — раздел физики, изучающий электромагнитное излучение, свойства электромагнитного поля и его взаимодействие с электрическими зарядами, связь электрических и магнитных явлений, электрический ток.
Свойства электрического поля и зарядов описывает электростатика. Электростатика изучает постоянные во времени поля неподвижных электрических зарядов, т. е. в ней поля и обусловившие их заряды неотделимы друг от друга.
Электрический ток - важнейшее понятие электродинамики — раздел учения об электричестве, в котором рассматриваются явления и процессы, обусловленные движением электрических зарядов или макроскопических заряженных тел. Электрическим током называется любое упорядоченное (направленное) движение электрических зарядов. Особое внимание при изучении этого раздела уделяется законам постоянного тока проводимости.
|
Электродинамика имеет огромное значение в технике и связи и лежит в основе: радиотехники, электротехники, различных отраслей связи и радио.
При изучении темы 2.1 рекомендуется изучить §1-30 [1] или §77-94 [3].
Эта тема (Электростатика) является фундаментом раздела «Электричество». Особое внимание следует обратить на силовую и энергетическую характеристики поля (напряженность и потенциал) и на связь между ними.
Необходимо уяснить математические понятия: поток и циркуляция вектора напряженности поля. Уметь применять теорему Остроградского-Гаусса для вычисления напряженности электрических полей. Необходимо рассмотреть вопрос о напряженности и потенциале в данной точке поля, созданного несколькими зарядами, и особо рассмотреть поле электрического диполя.
Электрическое поле в диэлектриках. Следует изучить физическую картину поляризации полярных и неполярных диэлектриков, а также количественную меру поляризации диэлектриков — вектор поляризации.
Необходимо знать преимущества вектора электрического смещения перед вектором напряженности для описания электрического поля в неоднородных диэлектриках.
Важно уяснить физические свойства сегнетоэлектриков, а также прямой и обратный пьезоэлектрические эффекты и их применение в технике.
Проводники в электрическом поле. Следует внимательно рассмотреть опыты, доказывающие, что электрические заряды распределяются на внешней поверхности проводников.
Необходимо глубоко изучить вопросы об электроемкости проводников, единицах её измерения, конденсаторах, их соединении и применении.
Энергия электростатического поля. Необходимо уметь получить формулы, по которым рассчитывается энергия системы неподвижных точечных зарядов, заряженного проводника, однородного электростатического поля.
|
При рассмотрении энергетических вопросов следует указать на неприемлемость теории дальнодействия через пустое пространство. Поле, как и вещество, есть форма материи.
При изучении темы 2.2 §31-38 [1] или §95-102 [3].
При изучении постоянного тока следует обратить особое внимание на различие полей в статическом случае и при наличии тока в проводнике (неэквипотенциальность поверхности проводника). Необходимо четко разграничить понятия разности потенциалов, электродвижущей силы и напряжения.
Следует внимательно рассмотреть законы Ома и Джоуля-Ленца в дифференциальной форме и уяснить их значение. Изучая правила Кирхгофа, нужно учитывать, что они играют важную роль в электр- и радиотехнических расчетах.
Следует изучить экспериментальное определение заряда электрона (опыт Милликена), экспериментальное доказательство электронной природы тока в металлах (опыты Мандельштама и Папалекси, Стюарта и Толмэна).
3. 3. Рекомендации к самостоятельной работе студентов по разделу 3. и ЭЛЕКТРОмагнетизм.
При изучении темы 3.1 рекомендуется проработать §39-59 [1] §110-136 [3]
Особое внимание следует уделить важнейшему закону электродинамики - закону Ампера, определению силы тока в системе СИ и силы Лоренца. Следует рассмотреть эффект Холла, который имеет большое значение для установления типа проводимости полупроводников.
Студент должен уметь провести расчет напряженности магнитного поля прямолинейного и кругового токов при помощи закона Био-Савара-Лапласа, а также работы перемещения контура с током в магнитном поле. При этом следует обратить внимание, что работу совершает не магнитное поля, а сторонние силы, порождающие электрический ток. Следует хорошо уяснить, исходя из выражения циркуляции вектора напряженности магнитного поля, что магнитное поле, в отличие от электростатического, является вихревым.
Магнитные свойства вещества. Изучение магнитных свойств вещества в этой теме носит в основном описательный характер. Уже здесь, при введении гиромагнитного отношения для электрона в атоме, надо обратить внимание на расхождение теории, которая основывается на полуклассической модели атома по Бору, и экспериментальных данных. Необходимо подчеркнуть, что объяснение возможно лишь в квантовой теории при учете спина электрона.
Надо обратить внимание на работы Столетова по ферромагнетизму. Необходимо запомнить, что в настоящей время особое значение имеют ферриты - магнитные полупроводники: у них сравнительно большое удельное сопротивление, что обуславливает их широкое применение в радиотехнике.
При изучении темы 3.2 рекомендуется проработать §60-67, 88-109[1] или §123-131, 143,146, 146,147, 161-164 [3].
|
Электромагнитная индукция. Разбирая явление электромагнитной индукции, надо усвоить механизм возникновения э.д.с. индукции через возникновение вихревого электрического поля. Важно уметь вывести формулы э.д.с. индукции, энергии магнитного поля. Необходимо четко уяснить закон Ленца и сущность вихревых токов.
Электромагнитные колебания. Изучая процессы, которые происходят в колебательном контуре, необходимо понять взаимопревращения энергий электрического и магнитного полей и вывод формулы Томсона. Внимательно рассмотреть контур с омическим сопротивлением, индуктивностью и емкостью, резонанс токов и напряжений.
Электромагнитные волны. Необходимо четко уяснить физический смысл тока смещения, уравнений Максвелла в интегральной и дифференциальной формах; вектора Пойнтинга.
Нужно твердо усвоить, что теория электромагнитного поля Максвелла есть макроскопическая теория; изменения электрического и магнитного полей возможны только на расстояниях, которые значительно превышают размеры атомов и молекул. Теория Максвелла не учитывает строения вещества и взаимодействия электромагнитного поля с отдельными частичками вещества. Влияние вещественной среды на электромагнитное поле учитывается введением эмпирических величин диэлектрической и магнитной проницаемости среды.
3. 4. Рекомендации к самостоятельной работе студентов по разделу 4. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ОПТИКА.
Колебаниями называются движения или процессы, которые характеризуются определенной повторяемостью во времени. Физическая природа колебаний может быть разной, поэтому различают колебания механические, электромагнитные и др. Однако различные колебательные процессы описываются одинаковыми характеристиками и одинаковыми уравнениями. Отсюда следует целесообразность единого подхода к изучению колебаний различной физической природы.
Процесс распространения колебаний в сплошной среде называется волновым процессом (или волной ). При распространении волны частицы среды не движутся вместе с волной, а колеблются около своих положений равновесия. Вместе с волной от частицы к частице среды передаются лишь состояние колебательного движения и его энергия. Поэтому основным свойством всех волн, независимо от их природы, является перенос энергии без переноса вещества. Среди разнообразных волн, встречающихся в природе и технике, выделяются следующие их типы: волны на поверхности жидкости, упругие и электромагнитные волны.
Волновая оптика — раздел оптики, который описывает распространение света с учётом его волновой природы. Явления волновой оптики - интерференция, дифракция и т. п.
Волновая оптика является частью общего учения о распространении волн. Следует помнить об общности явлений интерференции и дифракции волн любой природы. Изучение этих явлений должно подготовить студента к пониманию основ волновой механики атома и твердого тела.
Необходимо ознакомиться с историческим обзором развития представлений о природе света (теории Ньютона, Гюйгенса, Максвелла, квантовой природы света). Принцип Гюйгенса надо уметь применить при выводе законов отражения и преломления света.
Необходимо знать, наряду с общими волновыми свойствами, специфические особенности световых волн и практические приложения, основанные на этих особенностях.
Следует запомнить, что в электромагнитной волне векторы напряженностей электрического и магнитного полей изменяются в одинаковой фазе. Надо уметь показать это, используя уравнения Максвелла.
Изучая шкалу электромагнитных волн, следует обратить внимание на то, что радиоволны и световые волны имеют одинаковую электромагнитную природу, а следовательно, и свойства. Шкала электромагнитных волн представляет собой непрерывно заполненную область от бесконечно длинных электромагнитных волн, соответствующих постоянному току, до волн, длина которых измеряется пикометрами.
При изучении темы 4.1 рекомендуется проработать § 49-61[1] или методическое пособие «Учимся самостоятельно: Механические колебания и волны», Цветкова Е.В., Джеренова А.В. Мариуполь: ПГТУ,-2006.
Необходимо четко уяснить понятия фазы, разности фаз, амплитуды, частоты, круговой частоты, периода колебаний, обратить внимание на то, что график смещений в колебательном движении (синусоида или косинусоида) ничего общего не имеет с траекторией движения частицы.
Нужно отчетливо различать случаи сложения одинаково направленных и взаимно перпендикулярных колебаний, хорошо понять влияние разности фаз складываемых колебаний на результат сложения.
Необходимо изучить зависимость амплитуды и фазы вынужденных колебаний от соотношения между частотами собственных и вынужденных колебаний, а также от затухания системы.
Следует внимательно рассмотреть вопрос о нелинейных колебаниях и автоколебаниях, уметь привести примеры нелинейных колебательных и автоколебательных систем.
При изучении темы 4.2 рекомендуется проработать §153-159 [3] или методическое пособие «Учимся самостоятельно: Механические колебания и волны», Цветкова Е.В., Джеренова А.В. Мариуполь: ПГТУ,-2006.
Необходимо обратить внимание на картину мгновенного распределения смещений и скоростей в бегущей волне; различие между бегущей и стоячей волнами, зависимость фазовой скорости от частоты колебаний (дисперсии волн), заметив, что в тех случаях, когда эта зависимость отсутствует, фазовая скорость совпадает с групповой; отсутствие переноса энергии в стоячей волне. Следует обратить особое внимание на энергетические соотношения при интерференции волн, в частности, на кажущиеся парадоксы при интерференции волн, объяснимые перераспределениями энергии в местах максимумов и минимумов. Необходимо уметь вывести условия максимума и минимума интерференции, что понадобится при изучении оптики
При изучении тем 4.3 и 4.4 рекомендуется проработать § 110,118, 119-133 [1] или §171-185 [3].
Интерференция света. Надо рассмотреть методы получения когерентных лучей. Особое внимание следует обратить на интерференционные явления: цвет тонких пленок, полосы равной толщины и разного наклона.
Необходимо помнить, что при интерференции света имеет место простая суперпозиция, а не взаимодействие волн, и перераспределение энергии в интерференционной картине. Когерентность и монохроматичность связаны с конечной длительностью свечения отдельного атома. Расчет интерференционной картины следует вести графическим методом. При рассмотрении интерференционных измерений следует обратить внимание на оценку их чувствительности.
Дифракция света. Необходимо уметь объяснить с помощью зон Френеля дифракционную картину за малым круглым отверстием или за круглым непрозрачным экраном.
Надо уметь пользоваться графическим методом сложения амплитуд. Необходимо рассмотреть влияние дифракции на разрешающую способность микроскопа, вывести формулу дифракционной решетки и уметь её применять. Следует обратить внимание на условие наблюдения дифракции света.
Дифракция рентгеновских лучей. Необходимо разобрать опыты, в которых наблюдается дифракция и интерференция рентгеновских лучей, вывести формулу Вульфа-Бреггов и уметь объяснить её значение в рентгеноструктурном анализе, имеющем важнейшее практическое значение.
При изучении темы 4.5 рекомендуется проработать §134-141 [1] или §191-196 [3].
Поляризация света. Следует изучить способы получения поляризованного света, отчетливо уяснить сущность двойного лучепреломления, эффекта Керра.
Рассмотреть устройство и применение поляризующих призм и поляроидов, искусственную анизотропию.
Необходимо подчеркнуть принципиальное значение поляризационных эффектов (они доказывают поперечность световых волн) и обратить внимание на их практическое применение (поляриметрия, сахариметрия, оптический анализ упругих напряжения и пр.).
Дисперсия света. Необходимо хорошо уяснить сущность электронной теории дисперсии света, отличие нормальной дисперсии от аномальной, дисперсионного спектра от дифракционного.
Согласие теории дисперсии и поглощения с опытом является важным аргументом в пользу классической осцилляторной теории атома. Это согласие носит только качественный характер. Следует уметь объяснить наличие окраски тела в отраженном и проходящем свете.
При изучении темы 4.6 рекомендуется проработать § 1-11 [1] или §197-207 [3].
Тепловое излучение. Решение задачи о распределении энергии по частотам в спектре черного тела привело к созданию теории квантов. Особое внимание следует обратить на формулу Планка, из которой можно вывести законы Стефана-Больцмана и Вина. Студент должен ознакомиться с практическими применениями теплового излучения (лучистый нагрев, оптическая пирометрия).
Фотоэлектрический эффект и давление света. При изучении фотоэффекта обратить внимание на проявление здесь квантовой природы света. Необходимо знать формулу Эйнштейна для фотоэффекта и уметь объяснить на её основании закономерности, установленные Столетовым. Рассмотреть практическое применение фотоэффекта (фотоэлементы, фотоумножители).
При изучении светового давления обратить внимание на то, что данное явление успешно объясняется как с позиций волновых представлений, так и с позиций квантовой теории излучения. Следует изучить эффект Комптона, подтверждающий наличие у фотона, кроме энергии и массы, импульса.
3.5. Рекомендации к самостоятельной работе студентов по разделу 5. «КВАНТОВАЯ И АТОМНАЯ ФИЗИКА».
Квантовой физикой часто называют совокупность различных разделов физики, в которых принципиальную роль играют эффекты квантовой механики, проявляющиеся, как правило, на уровне микромира. Сюда относится полуклассическая квантовая теория света и вещества в духе Боровский модели атома непосредственно сама квантовая механика в её современной формулировке релятивистская теория квантовых явлений — квантовая теория поля — и её конкретные применения: ядерная физика, физика элементарных частиц квантовая теория конденсированных сред
При изучении темы 5.1 рекомендуется проработать § 18-20 [1] или §213-215 [3].
Надо рассмотреть обоснование корпускулярно-волнового дуализма материи (опыты Девиссона и Джермера, Тартаковского и др.). Особенно важно уяснить, что движение любой частицы по де Бройлю сопровождается волновым процессом; исходя из соотношения неопределенности, рассмотреть границы применимости классической механики. Соотношение неопределенностей Гейзенберга гласит о невозможности одновременного, одинаково точного измерения координаты и импульса частицы. Не следует, конечно, думать, что это связано с каким-либо несовершенством измерения, которое преодолеется физикой в будущем.
При изучении темы 5.2 рекомендуется проработать § 21-27 [1] или §216-222 [3].
Следует обратить внимание на статистический смысл волновой функции в уравнении Шредингера. Нужно иметь ввиду, что уравнение Шредингера, как и все основные уравнения физики, не выводится, а устанавливается. Его правильность подтверждается согласием его решений с опытными данными. Решение уравнения Шредингера с соответствующими граничными условиями и условием нормировки волновой функции позволяет получить набор волновых функций для различных энергетических уровней частиц, а также величины дозволенный энергий частицы.
Необходимо рассмотреть применение уравнения Шредингера к «электрону в потенциальной яме» и к атому водорода в нормальном состоянии.
При изучении темы 5.3 рекомендуется проработать § 28-38 [1] или §223-229 [3].
Очень важно разобрать происхождение линейчатых спектров на примере атома водорода по теории Бора, усвоить идею квантования. Надо знать основные квантовые числа и их физический смысл. Необходимо подчеркнуть, что теория Бора встречает ряд затруднений. Она не поясняет аномальной дисперсии света, мультиплетности спектров, ничего не говорит об интенсивности спектральных линий и др.
Периодическая система элементов и спектры. Следует разобрать опыты Штерна и Герлаха. Надо обратить внимание на физический смысл спинового квантового числа.
Открытая Менделеевым периодичность свойств элементов отражает периодичность в расположении электронов в атомах. Необходимо уяснить значение принципа Паули для решения вопроса о связи между периодической системой Менделеева и слоистым распределением электронов внутри атома.
Следует обратить внимание на различие механизмов возникновения рентгеновских и оптических спектров.
3. 2. Рекомендации к самостоятельной работе студентов по разделу 2. ОСНОВЫ физикИ МАКРОСИСТЕМ.
Молекулярно-кинетическая теория является важнейшей теорией, которая позволяет с единой точки зрения рассмотреть огромное количество самых различных явлений во всех состояниях вещества, вскрыть физическую сущность этих явлений и теоретическим путем вывести многочисленные закономерности открытые экспериментально и имеющие большое практическое значение.
Молекулярная физика и термодинамика — разделы физики, в которых изучаются макроскопические процессы в телах, связанные с огромным числом содержащихся в телах атомов и молекул.
Молекулярная физика — раздел физики, изучающий строение и свойства вещества исходя из молекулярно-кинетических представлений, основывающихся на том, что все тела состоят из молекул, находящихся в непрерывном хаотическом движении.
Термодинамика — раздел физики, изучающий общие свойства макроскопических систем, находящихся в состоянии термодинамического равновесия, и процессы перехода между этими состояниями. Термодинамика не рассматривает микропроцессы, которые лежат в основе этих превращений.
При изучении темы 6.1 рекомендуется проработать § 41-43, 60-62 [3] и методическое пособие «Учимся самостоятельно: Реальные газы», Цветкова Е.В.-Мариуполь:ПГТУ,-2002.
Необходимо рассмотреть опытное обоснование молекулярно-кинетической теории. Необходимо ознакомиться с термодинамическим и статистическим (молекулярно-кинетическим) методом изучения макроскопических тел и соотношения между этими методами.
Нужно обратить особое внимание на то, что при выводе основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов применяется статистический метод. Надо знать молекулярно-кинетическое толкование давления и температуры.
Следует хорошо понять, при каких условиях и почему отступление от законов идеального газа становится существенным; проанализировать изотермы Ван-дер-Ваальса и отметить, каким состояниям вещества соответствуют участки кривых, обратив внимание на критическое состояние.
Необходимо рассмотреть характер зависимости межмолекулярных сил от расстояния и их роль в объяснении эффекта Джоуля-Томсона.
При изучении темы 6.2 рекомендуется проработать §82-90,104-108 [1] или §50-59 [3].
Следует ознакомиться с историей развития взглядов на природу теплоты, обоснованием закона сохранения и превращения энергии. Эти вопросы представляют одну из интереснейших страниц в истории физики.
Необходимо уяснить, что внутренняя энергия системы является функцией состояния; усвоить формулировку первого начала термодинамики; дать аналитическое выражение и уметь применять его к различным изопроцессам. Необходимо знать графическое представление работы, совершаемой газом при различных процессах.
Изучая вопрос о теоретическом выводе формулы теплоемкости газов, следует обратить внимание на то, что в его основе лежит понятие о числе степеней свободы и закон равномерного распределения энергии по степеням свободы, который является приближенным. Поэтому вывод о том, что теплоемкости газов не зависят от температуры, оказывается верным только для средних температур. Правильное качественное и количественное толкование экспериментальных данных по измерению теплоемкости в широком интервале температур возможно только на основе квантовой теории теплоемкостей.
Следует четко уяснить понятие прямых и обратных, круговых, необратимых и обратимых процессов, рассмотреть цикл тепловой машины Карно и её к.п.д. Второе начало термодинамики указывает на направление протекания процессов.
Особенно важно знать статистический смысл второго начала термодинамики, понятие энтропии и существование флюктуации. Следует обратить внимание на то, что энтропия, как и энергия, является однозначной функцией состояния.
При изучении темы 6.3 рекомендуется проработать §128-132 [1] или §48 [2]. При этом ответьте для себя на следующие вопросы:
Особое внимание необходимо обратить на явления переноса, которые лежат в основе большинства технологических процессов, и подробно ознакомиться с выводом формулы хотя бы одного из коэффициентов переноса.
При изучении темы 6.4 рекомендуется проработать методические пособия «Учимся самостоятельно: Основы статистической физики ч.1. Статистика Максвелла-Больцмана», Цветкова Е.В.-Мариуполь:ПГТУ,-2003. и «Учимся самостоятельно: Основы статистической физики, ч.2. Статистики квантовых систем», Цветкова Е.В.,-Мариуполь: ПГТУ,-2003,28с. и § 48,49, 51-59, 93-102[1] или §44-45 и 234-236 [3].
Следует четко уяснить смысл максвелловского распределения молекул по скоростям и его зависимость от температуры, обстоятельно проанализировать вопрос о распределении частиц в потенциальном поле (распределение Больцмана), научиться применять барометрическую формулу для решения различных физических задач (определение числа Авогадро).
При изучении темы 6.5 рекомендуется проработать §238-250 [3].
Элементы зонной теории твердых тел. Необходимо обратить внимание на то, что энергетические состояния электронов определяются не только их взаимодействием с ядром своего атома, но и электрическим полем решетки, что приводит к расщеплению энергетических уровней электронов и образованию зон разрешенных и запрещенных значений энергии. Согласно принципу Паули энергетические уровни обладают ограниченной вместимостью.
Задачей зонной теории твердого тела является объяснение электрических, фотоэлектрических, магнитных и вообще макроскопических свойств твердого тела с точки зрения строения кристалла вообще, т.е. речь идет о раскрытии микроскопического механизма макроскопических процессов. В основе зонной теории твердого тела лежат идеи о самосогласованном поле и периодическом характере силового поля, в котором движется каждый отдельный электрон. Самосогласованное поле представляет собой такое эффективное стационарное поле, которое характеризуется определенным образом усредненным пространственным распределением заряда всех электронов системы, в котором каждый электрон уже движется независимо от остальных, а силовое поле отражает в себе периодическую структуру решетки.
Необходимо обратить внимание на то, что по расположению зоны проводимости относительно валентной зоны можно судить о принадлежности твердого тела к проводникам, диэлектрикам или полупроводникам.
Следует четко уяснить, что понятие зоны введено только для того, чтобы подчеркнуть, что те или иные электроны (данной зоны) обладают энергией, лежащей в определенных пределах. Когда мы говорим, что электрон расположен в какой-то зоне, то под этим подразумеваем только его энергетическое состояние, запас энергии, которым обладает этот электрон, а не геометрическое его расположение в теле.
Металлы. Электроны проводимости в металле подчиняются принципу Паули и квантовой статистике Ферми-Дирака, а не классической статистике.. Совокупность электронов можно рассмотреть в первом приближении как идеальный квантовый газ. Следует обратить внимание на изменение распределения Ферми в результате теплового возбуждения. Ввести понятие вырождения как практической независимости энергии и давления электронного газа от температуры. Вопросы квантовой теории электропроводности и контактных явлений следует рассмотреть с качественной стороны. Здесь важно обратить внимание на роль тепловых колебаний в кристаллической решетке, дефектов и примесей в создании электрического сопротивления.
Полупроводники. Необходимо познакомиться с основными типами полупроводниковых материалов. Обратить внимание на возникновение примесных энергетических уровней (донорных и акцепторных) и механизм проводимости в этих случаях. Необходимо рассмотреть выпрямляющее действие контакта полупроводников разного типа проводимости, обратить внимание на технические применения полупроводников.
3. 7. Рекомендации к самостоятельной работе студентов по разделу 7. СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА.
При изучении темы 7 проработайте §94-102 [1] или § 269-275 [3].
Элементарные частицы. Следует обратить внимание на состав космических лучей, современные методы ускорения частиц, античастицы, на классификацию и взаимную превращаемость элементарных частиц. Необходимо знать, каково современное представление о природе и основных характеристиках элементарных частиц, а также какими методами получают и исследуют эти частицы. Проблему античастиц следует рассмотреть на основе сведений о позитроне.
4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ:
1. Савельев И.В. Курс физики, т. 1-3. -М.: Гл. ред. Физ.-мат. лит.,1989.
2. Детлаф А.А., Яворский Б.М. Курс физики, т. 1-3. М.: Высшая школа, 1989.
3. Трофимова Т.И. Курс физики, М.: Высшая школа, 1985, 1990.
4. Волькенштейн B.C. Сборник задач по общему курсу физики. - М., Высшая школа, 1985.
5. Чертов А.Г., Воробьёв А.А. Задачник по физике. - М., Высшая школа, 1981.
6. Методические материалы кафедры физики ПГТУ, 1981-2007.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Сивухин Д.И. Общий курс физики, т. 1-5-М.: Наука, 1977-1986.
2. Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндо. Фейнмановские лекции по физике, т. 1-9- М.: Мир, 1977.
3. Берклеевский курс физики, т. 1-5-М.: Наука, 1975-1977.
4. Орир Дж. Физика. - М.: Мир, 1981. Т. 1-2
5. Хайкин С.Э. Физические основы механики. - М.: Наука, 1971.
6. Калашников С.Г. Электричество. — М.: Наука, 1977.
7. Ландсберг Г.С. Оптика. - М.: Наука, 1976.
8. Тарасов Л.В. Основы квантовой механики. - М.: Высшая школа, 1978.
9. Епифанов Г.И. Физика твердого тела. - М.: Высшая школа,1977.
10. Киттель Ч. Введение в физику твердого тела. - М.: Наука, 1978.
11. И. Новодворская Е.М, Дмитриев Э.М. Методика проведения упражнений по физике во втузе. - М: Высшая школа, 1981.
12. Сена Л.А. Единицы физических величин и их размерности. - М: Наука, 1977.
13. Физический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1984.
5. О РАБОТЕ НАД ТЕОРЕТИЧЕСКИМ КУРСОМ
Самостоятельное систематическое изучение курса физики по учебным пособиям является главным видом работы студента. Результат изучения курса устанавливается во время экзамена или зачета в конце семестра. К экзамену допускаются студенты, которые выполнили и сдали лабораторные работы; выполнили и сдали задания по практическим занятиям (в виде домашних задач по плану практических занятий).
Изучение курса должно идти в строгой последовательности, которая определена рабочим планом-программой. При изучении темы студенты с очной системой обучения должны обратить внимание на то, какие вопросы включены в лекции и какие вынесены для самостоятельной проработки. Студенты заочного отделения самостоятельно изучают материал и только в период зачетно-экзаменационной сессии слушают обзорные лекции. Этим студентам настоятельно рекомендуется кроме учебных пособий изучить конспект лекций лектора и все рекомендации по самостоятельному изучению курса. Студенту рекомендуется вести краткий конспект, в котором следует записывать название темы, рассматриваемый вопрос, основные формулировки, определения, схемы, выводы формул и типичные задачи. Параллельно с изучением теории необходимо выполнять контрольные работы. Окончив изучение темы, студент должен внимательно повторять материал до тех пор, пока он не сможет самостоятельно и полно изложить его содержание.
В процессе изучения теоретического материала работа над учебником является основной. Студентам рекомендуется использовать новейшие издания учебных пособий согласно списку. Для выяснения отдельных вопросов следует, пользуясь предметным указателем книги, находить соответствующие параграфы. В случае необходимости студент должен обратиться за консультацией к преподавателю. Студент должен помнить, что какой-либо непонятный ему материал будет мешать изучению последующих тем курса.
Самоконтроль пройденного студентом материала м
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!