Современные классификации моторных масел. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Современные классификации моторных масел.

2019-09-26 94
Современные классификации моторных масел. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для облегчения выбора масел, двигателестроители в инструкциях по эксплуатации, а производители моторных масел в проспектах, рекламе, маркировании тары используют одни и те же условные обозначения свойств, областей применения и характеристик масел, принятые в классификациях:

 

Ø SAE (Society of Automotive Engineers) – Общество автомобильных инженеров;

 

Ø API (American Petroleum Institute) – Американский институт нефти;

 

Ø ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee) – Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел;

 

Ø АСЕА (Association des Constructeurs Europeens d'Automobiles) – Ассоциация европейских производителей автомобилей.

 

Моторные масла классифицированы по трем основным признакам:

 

• вязкостно-температурные свойства;

• область применения и уровень эксплуатационных свойств;

• наличие или отсутствие энергосберегающих свойств.

 

В соответствии с классификацией SAE регламентиру­ются вязкостно-температурные показатели моторных масел, т. е. их практическая вязкость.

Эксплуатационные свойства масел (качество), т.е. область применения определяют­ся в основном по классификациям, разработанным API, ILSAC и АСЕА.

 

Европейские стандарты считаются значительно более строгими, чем американские. Объясняется это условиями эксплу­атации автомобилей в Европе, строгими европейскими экологическими нормами и более форсированными двигателями на европейских моделях, которые позволяют снимать больше мощности с единицы объема.

 

Дополнительно ведущие производители автомобилей подвергают масла испытаниям по собственным программам, после чего допускают масла, выдерживающие такие испытания, в качестве масел первой заправки для техники своего производства. Такие спецификации называются допусками.

 

Эти допуски всегда указываются в маркировке наряду с основной классификацией. При наличии выбора предпочтение следует отдавать тем маркам масел, которые имеют допуск конкретного изготови­теля техники или соответствуют требованиям его специфика­ций.   

 

 Классификация моторных масел по SAE

 

Классификация масел по вязкости, разработанная Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE), подразделяет масла на классы по текучести (вязкости).

 

Классификация SAE подразделяет моторные масла на 6 зимних классов (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W – где индекс «W» является первой буквой слова «Winter» – Зима (англ.)) и пять летних (20, 30, 40, 50, 60). В этих рядах большим числам соответствует большая вязкость.

 

Всесезонные масла, пригодные для круглогодичного применения, обозначают сдвоенным номером, один из которых указывает зимний, а другой – летний класс, например, SAE 5W-30 или 5W-40, 10W-40, 20W-50 и т. п. Такие масла отвечают одновременно требованиям, предъявляемым как к зимним маловязким, так и к летним вязким маслам, т.е. имеют очень пологую зависимость вязкости от температуры. Абсолютное большинство продаваемых сегодня масел – всесезонные.

 

Чем ниже «зимний» класс масла, тем лучше масло ведёт себя при низких температурах и обеспечивает более лёгкий пуск мотора в мороз. Поэтому, к примеру, масло класса 5W-40 обеспечит более лёгкий запуск двигателя зимой, чем масло класса 10W-40.  

 

«Летний» класс масла характеризует вязкость масла при высоких температурах (на прогретом моторе). Чем больше цифра, тем больше вязкость: к примеру, масло класса 5W-40 будет более вязким на прогретом двигателе, чем 5W-30.

 

Таким образом, класс SAE сообщает потребителю диапазон температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит проворачивание двигателя стартером (проворачиваемость), прокачивание масла маслонасосом по смазочной системе двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения (прокачиваемость), и надёжное смазывание летом при длительной работе в максимальном скоростном и нагрузочном режиме.

 

Для двигателей различ­ной конструкции температурные диапазоны работоспособ­ности масла данного класса по SAE существенно различа­ются. Они зависят от мощности стартера, минимальной пусковой частоты вращения коленчатого вала, требуемой для пуска двигателя, от производительности масляного насоса, от гидравлического сопротивления маслоприемного тракта и многих других конструктивных, технологи­ческих и эксплуатационных факторов (техническое состо­яние автомобиля, качество бензина или дизтоплива, квалификация водителя и т. п.).

 

Поэтому к выбору вязкости моторного масла нужно подходить ответственно, и ориентироваться на рекомендации автопроизводителя и условия эксплуатации авто.

 

 Классификация API.

 

Классификацию API (American Petroleum Institute — Американский институт нефти) еще называют классифи­кацией по уровню качества. Она подразделяет моторные масла на две категории «S» (service) и «С» (commercial).

К первой относятся масла, предназначенные для примене­ния в бензиновых двигателях, а ко второй — в дизельных двигателях (дизельные масла).

 

Обозначение состоит из двух букв, первая из которых определяет принадлежность к одной из двух категорий, а вторая обозначает уровень эксплуатационных свойств.

Чем дальше по алфавиту эта буква, тем для более современных моделей автомобилей предназначено масло.

Уровни эксплуатационных свойств по API в порядке возрастания требований к качеству подразделяются:

ü в категории «S» (бензиновые) – на группы SF, SG, SH, SJ, SL, SM, SN;

ü в категории «С» (дизельные) – на группы CF, CG-4, CH-4, СI-4, CI-4+, CJ-4.

 

Некоторые классы дизельных масел дополнительно подразделяются на масла для 2- и 4-тактных дизелей, обозначаемых допол­нительной цифрой, например: CF-2, CF-4, CG-4, СI-4.

 

Следует также помнить, что масла для легковых дизельных авто, как правило, обозначаются классом CF. Все последующие классы относятся, чаще всего к маслам для грузовых дизелей.

 

Универсальные масла, ко­торые могут использоваться для смазывания как бензино­вых двигателей, так и дизелей, имеют обозначения обеих категорий (через дробь). Например: API SM/CF – универсальное моторное масло, рекомендованное и для бензиновых, и для дизельных моторов.

 

Принадлежность масла к определенному классу уста­навливается в ходе классификационных испытаний в дви­гателях или моторных установках. При этом оценке под­лежат моющие, диспергирующие, противоизносные, антикоррозийные, антиокислительные и другие свойства сертифицируемых масел.

 

Применять масла классом качества ниже, чем указанные в инструкции по эксплуатации автомобиля запрещено, а выше – можно. К примеру, если в инструкции к автомобилю автопроизводитель рекомендует применять масло класса API SL, то для такой машины, наряду с маслами класса SL, можно также смело рекомендовать масла более высоких классов – API SM или SN. 

 

Наиболее современные классы качества масел для бензиновых моторов на сегодня – это SL, SM и SN. Эти масла годны для большинства легковых бензиновых автомобилей, включая самые современные.

Классификация ILSAC.

Американская ассоциация производителей автомобилей (ААМА) и Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA) совместно создали ILSAC – Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел (International Lubricant Standardization and Approval Committee).

От имени этого комитета издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей: ILSAC GF-1, GF-2, GF-3, GF-4 и GF-5.

Категория ILSAC Описание
GF-1 Устарела Соответствует требованиям качества классификации API SH; классы вязкости SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где XX - 30, 40, 50, 60
GF-2 Устарела Соответствует требованиям качества по классификации API SJ, классы вязкости: дополнительно к GF-1 - SAE 0W-20, 5W-20
GF-3 Введена в 2001 году Соответствует классификации API SL. Отличается от GF-2 и API SJ существенно лучшими антиокислительными и противоизносными свойствами, а также меньшей испаряемостью. Требования к классам ILSAC CF-3 и API SL во многом совпадают, но масла класса GF-3 обязательно являются энергосберегающими.
GF-4 Введена в 2004 году Соответствует классификации API SM с обязательными энергосберегающими свойствами. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30. Отличается от категории GF-3 более высокой стойкостью к окислению, улучшенными моющими свойствами, меньшей склонностью к образованию отложений и совместимостью с каталитическими нейтрализаторами отработанных газов.
GF-5 Введена в 2010 году Соответствует требованиям классификации API SN с более жесткими требованиями к экономии топлива, совместимости с каталитическими системами, испаряемости, моющим свойствам, стойкости к образованию отложений.

 

 

Масла, классифицированные ILSAC, чаще всего рекомендованы для бензиновых двигателей современных японских и американских моделей легковых автомобилей.

 

Моторные масла, имеющие официальный допуск ILSAC, также можно отличить по характерному значку ILSAC Starburst (на рисунке ниже).

Этот же значок, чаще всего, можно видеть и в инструкциях к японским и американским бензиновым авто.

Классификация АСЕА.

 

В 1991 году была создана Ассоциация производителей автомобилей Европы АСЕА (Association des Constructeurs Europeens d'Automobiles – Ассоциация европейских производителей автомобилей).

 

АСЕА создала новую систему классификации моторных масел.

 

ACEA подразделяет моторные масла на 4 группы:

 

ü А – класс масел для бензиновых двигателей легковых авто;

 

ü В – класс масел для дизельных двигателей, устанавливаемых на легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности;

 

ü C – новейший класс; присваивается маслам для легкового и лёгкого коммерческого транспорта, оснащённого бензиновыми и дизельными двигателями Евро-4 и Евро-5; такие моторы оборудованы специфическими устройствами доочистки выхлопных газов (например, сажевыми фильтрами DPF), чувствительными к сере, фосфору и сульфатной золе (SAPS), поэтому масла класса ACEA C1, C2, C3 и С4 имеют пониженное содержание данных компонентов.

 

ü Е - класс масел для мощных дизельных двигателей, устанавливаемых на тяжелые грузовые автомобили, авто­бусы, спецтехнику и т. п.

 

Цифра, стоящая за буквой, отражает эксплуатационные характеристики масла.

 

Категория и класс по ACEA Область и условия применения
A1/B1 Энергосберегающие масла с пониженной динамической вязкостью. Способствуют экономии топлива и уменьшению вредных выбросов. Предназначены для бензиновых и дизельных двигателей, допускающих применение масел с низкой динамической вязкостью. Масла данного класса подходят не для всех моторов. Возможность применения этих масел определяется "Руководством по эксплуатации" конкретного автомобиля.  
A3/B3   Универсальные масла с высочайшими эксплуатационными свойствами для абсолютного большинства современных бензиновых и дизельных двигателей.  
A3/B4   Универсальные масла с высочайшими эксплуатационными свойствами для абсолютного большинства современных бензиновых и дизельных двигателей (в том числе дизелей с непосредственным впрыском топлива).  
А5/B5 Энергосберегающие масла с пониженной динамической вязкостью. В основе своей данная спецификация аналогична классу A1/B1, но при этом превосходит её по ряду параметров. Масла данного класса подходят не для всех моторов. Возможность применения этих масел определяется "Руководством по эксплуатации" конкретного автомобиля.

 

Классы Aх/Bх принято называть «полнозольными».

 

Категория и класс по ACEA Область и условия применения
С1   Энергосберегающие масла с пониженной динамической вязкостью. Характеризуются сверхнизким содержанием серы, фосфора и сульфатной золы (категория Low SAPS). Масла данного класса способствуют экономии топлива и уменьшению вредных выбросов. Совместимы с новейшими системами доочистки выхлопных газов Евро-4 и Евро-5 (DPF & TWC). Предназначены для бензиновых и дизельных двигателей, допускающих применение масел с низкой динамической вязкостью. Масла данного класса подходят не для всех моторов. Возможность применения этих масел определяется "Руководством по эксплуатации" конкретного автомобиля.  
С2 Энергосберегающие масла с пониженной динамической вязкостью. Характеризуются пониженным содержанием серы, фосфора и сульфатной золы (категория Mid SAPS). Масла данного класса способствуют экономии топлива и уменьшению вредных выбросов. Совместимы с новейшими системами доочистки выхлопных газов Евро-4 и Евро-5 (DPF & TWC). Предназначены для бензиновых и дизельных двигателей, допускающих применение масел с низкой динамической вязкостью. Масла данного класса подходят не для всех моторов. Возможность применения этих масел определяется "Руководством по эксплуатации" конкретного автомобиля.  
С3   Универсальные масла, отлично подходящие большинству новейших двигателей. Характеризуются пониженным содержанием серы, фосфора и сульфатной золы (категория Mid SAPS). Совместимы с новейшими системами доочистки выхлопных газов Евро-4 и Евро-5 (DPF & TWC). Предназначены для бензиновых и дизельных двигателей последнего поколения.  
С4   Универсальные масла, характеризующиеся сверхнизким содержанием серы, фосфора и сульфатной золы (категория Low SAPS). Совместимы с новейшими системами доочистки выхлопных газов Евро-4 и Евро-5 (DPF & TWC). Предназначены для бензиновых и дизельных двигателей последнего поколения.  

Классы Сх принято называть «малозольными» (Low SAPS / Mid SAPS).

Категория и класс по ACEA Область и условия применения
E4 Моторные масла для большегрузных автомобилей, автобусов и спецтехники. Масла данного класса рекомендованы для двигателей Евро-1,-2,-3,-4 и-5, в том числе укомплектованными системами EGR и SCR.  
E6 Моторные масла для большегрузных автомобилей, автобусов и спецтехники. Масла данного класса рекомендованы для двигателей Евро-1,-2,-3,-4 и-5, в том числе укомплектованными системами EGR, SCR и DPF. Относятся к малозольным маслам.  
E7 Моторные масла для большегрузных автомобилей, автобусов и спецтехники. Масла данного класса рекомендованы для двигателей Евро-1,-2,-3,-4 и-5, в том числе укомплектованными системами EGR и SCR.  
E9 Моторные масла для большегрузных автомобилей, автобусов и спецтехники. Масла данного класса рекомендованы для двигателей Евро-1,-2,-3,-4 и-5, в том числе укомплектованными системами EGR, SCR и DPF. Данные масла подразумевают эксплуатацию техники на дизтопливе со сверхнизким содержанием серы. Относятся к малозольным маслам.  

 

Допуски автомобильных фирм.

Рассмотренные выше классификации содержат базовые, фундаментальные требования к моторным маслам, согла­сованные и принятые ведущими производителями техни­ки.

 

Многие фирмы, однако, пользуются своим правом дополнять базовые требования классификаций собствен­ными требованиями, которые бывают обусловлены специ­фикой конструкции двигателей, использованием редко применяемых конструкционных материалов и др.

 

И всё чаще автомобилестроители предписывают использовать в своих двигателях только те масла, которые имеют тот или иной допуск (см. приложение «Допуски автомобильных фирм»).

 

 

II. ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.