В первом этапе второго периода от 1 года 6 месяцев до 1 года — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

В первом этапе второго периода от 1 года 6 месяцев до 1 года

2019-11-18 192
В первом этапе второго периода от 1 года 6 месяцев до 1 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

9 месяцев наблюдается более интенсивное развитие следующих рече­ вых реакций:

1. Понимание детьми речи взрослого, не подкрепленной ситуаци­ей. Как показывают наблюдения за развитием речи детей, воспиты­вающихся в ДОУ, это умение формируется у 83,3%, а 48% овладева­ют этим умением уже в.1 год 6 месяцев.

Действительно, многие дети начинают в своей деятельности ори­ентироваться на слово взрослого, не подкрепленного ситуацией. Увеличивается возможность регулировать поведение ребенка сло­вом, опираясь на его прошлый опыт, например, «пойдем гулять, шапочку надень, пальтишко» и т. д. Воспитатель может говорить с детьми о том, что предстоит делать, предполагая предшествующий опыт ребенка, который в свое время был тесно связан со словом («сейчас придем домой, снимем пальтишко, шапочку и будем кушать»).


 


24


25


Однако следует отметить, что наглядная ситуация для развития речи еще очень велика и имеет для ребенка первостепенное значе­ние. Иногда ребенок действует вопреки слову. Так, например, по словам взрослого «поставь пирамиду на стол» он ставит ее не на стол, а на полку, туда, где стоят другие игрушки. Следовательно, в работе с детьми этого возраста уже можно и нужно пользоваться словом как средством регуляции поведения. Если дети до 1 года 6 месяцев могли понять смысл целых предложений, в основном со­провождаемых показом, т. е. в определенной наглядной ситуации, то в этом возрастном периоде дети уже понимают содержание не­большого рассказа без показа.

Что же можно рассказать таким малышам? Больше всего они любят рассказы о самих себе, о том, что с ними случилось, что недавно наблюдали на улице. Хорошо воспринимают рассказы эмоционального характера, например: «Машенька пошла гулять, побежала, упала, носик разбила, плачет. Не надо плакать, нужно ходить, не торопясь, а то опять упадешь». Детям нужно давать простенькие стихи, песенки, потешки, в которых внимание детей привлекает содержание и ритм стиха: «Киська, брысь, киська, брысь, на дорожку не садись». Дети с удовольствием слушают, а потом сами подговаривают.

2. В периоде 1 год 8 месяцев - 1 год 9 месяцев формируется уме­ние обобщать предметы по наиболее существенным признакам в активной речи самого ребенка, т. е. когда он начинает обобщать предметы однородной группы не только по слову взрослого, но и правильно их называть. Довольно большое количество детей (38,4%) начинают обобщать предметы в активной речи в 1 год 9 месяцев. Наиболее ранний срок формирования этой способно­сти - возраст 1 год 5 месяцев, более поздний - 2 года 2 месяца. Обобщение в активной речи является более сложным и формиру­ется позже, как и сама активная речь ребенка. Мы часто встречаемся с фактом, когда ребенок уже правильно по слову обоб­щал предметы между собой, но называл их неверно, подыскивая по слову название тех предметов, которые внешне были похожи на изучаемые. Так, например, Таня (1 год 7 месяцев) называла слона «кабака», что означало «собака», хотя хорошо понимала название этого предмета. Научившись хорошо обобщать предметы и давать адекватную реакцию на вопрос «где?», дети допускали ряд ошибок в названии предметов.


Нами выявлены следующие ошибки:

а) называние предметов по каким-либо сходным признакам. На­
пример, козочку, кошку называют «ав-ав собака», инерционного
жука — «коляска», «машина»;

б) неустойчивость в назывании предметов. Так, например, слона
дети называют то «слон», то «пить» (воспитатель показывает, как
слон пьет воду), то «топ-топ» (детям показывалось, как слон ходит),
сидящего слона — «мишка»;

в) иррадиированный характер называния предметов, охватываю­
щий предметы внешне сходные (свинку называют именем собаки,
кошки, коровки).

Все эти явления говорят о том, что у детей продолжается процесс первичного формирования представлений об окружающих предме­тах, который связан с совершенствованием артикуляционного ап­парата ребенка, что представляет для него определенные трудности.

В процессе проведения экспериментальных занятий наметились приемы, помогающие ликвидировать указанные ошибки. Так, например, если дети называли предметы неправильно, мы пока­зывали тот предмет, именем которого дети называли изучаемые предметы. Одновременное зрительное восприятие двух предметов подчеркивало их различие, ребенок чувствовал произведенную им ошибку, исправлял ее, давая при этом правильную реакцию. Так, например, если ребенок называл жука «машина», тут же показыва­лась машина. Один ребенок при виде игрушки ежика назвал его «рыбка», видимо, предмет своей формой напомнил ему рыбку. Несмотря на то, что взрослый неоднократно называл предмет, ре­бенок по этому слову отыскивал его, а называл все-таки по-преж­нему «рыбка». Лишь после того, как ему одновременно вместе с ежиком была показана рыбка, он перестал неправильно называть изучаемый предмет.

Иррадиированная реакция исчезает и в том случае, если детям по­сле ошибочного называния предметов предлагалось назвать пред­меты, хорошо знакомые. Например, ребенку показывают изображе­ние вновь изучаемого предмета - жука — и спрашивают: «Кто это?» - ребенок отвечает: «Жук». После этого показывается незна­комый предмет - лягушка, на вопрос: «Кто это?» - ребенок вновь отвечает: «Жук»; затем показывается изображение еще одного пред­мета — черепахи. «А это кто?» — ребенок вновь отвечает: «Жук», т. е. его ответы носят стереотипный характер. Лишь показ изображения


 


26


27


хорошо знакомого предмета - петушка - меняет характер ответов ребенка, а именно: знакомые предметы называет адекватно, незна­комые - не называет вообще.

При дальнейшем обогащении опыта ребенка и специальных усло­виях формирования этого процесса ко второму году ошибок при на­зывании предметов допускается меньше. Удельный вес различных речевых реакций в периоде от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев заметно изменяется. По нашим данным, облегченными словами пользуются лишь 12,1% детей; 41,2% употребляют слова, произне­сенные правильно; 17% широко используют слова-фразы, а у 24% имеются фразы, состоящие из 2 слов.

Речевое общение детей этого возраста в 33% случаев носит ответ­ный характер, т. е. дети в состоянии поддержать разговор взрослого; в 66,2% случаев - инициативный характер, причем уже в большин­стве случаев характер обращенной речи.

Второй этап в развитии речи второго периода от 1 года 8-9 месяцев до 2 лет характеризуется формированием следующих речевых реакций:

1. Словарь активных слов у 81,8% детей, воспитывающихся в условиях ДОУ, доходит до 300 слов.

2. Почти все дети перестают пользоваться облегченными словами.

3. Усложняется грамматика, а именно: появляются трехсложные предложения. Дети этого возраста употребляют новые части речи -прилагательные, местоимения, появляется согласование слов в пред­ложении. Так, обращаясь к воспитателю, Света (1 год 9 месяцев) го­ворит: «Тетя Ася, почитай», - протягивая при этом книгу. Глеб (2 года), предлагая свою игрушку плачущему ребенку, говорит: «Бери, Коля, машинку, бери». Ира (1 год 11 месяцев), рассматривая игруш­ку, восклицает: «Вон, башня какая красивая!» Разговаривая со взро­слыми, сопровождая свою игру речью, обращаясь иногда друг к дру­гу, дети чаще пользуются двухсловными предложениями, однако имеются уже в обиходе и трехсловные предложения, а в единичных случаях — четырехсловные.

В периоде от 1 года 9 месяцев до 2 лет дети пользуются в основном словом, произнесенным правильно (39,2%), а 46,2% используют в своей речи предложения из двух-трех слов.

4. Во время игры дети сопровождают свои действия словами.
Играя со строительным материалом, Таня (1 год 11 месяцев) гово­
рит: «Кубики ставлю, ой, упал!», она же, пересаживаясь на более


удобное для игры место, говорит: «На другой стул сяду». Укладывая свою куклу спать, Алена (1 год 8 месяцев) подговаривает: «Снегу­рочку бай-бай положит».

5. Речь становится постепенно средством общения со взрослым. У детей этого возраста наблюдается несколько больше инициатив­ных обращений, нежели ответных, причем так же, как и в предыду­щем периоде, обращенная речь является преобладающей.

Дети этого возраста пользуются речью уже в самых различных си­туациях: при общении со взрослыми, во время игры, при рассма­тривании окружающего и даже уже при общении с другими детьми. На протяжении второго полугодия пользование речью в этих ситуа­циях представляется следующим образом.

В последней четверти второго года увеличивается удельный вес общения детей с окружающими посредством речи, т. е. речь детей становится все больше средством общения со взрослыми и даже с детьми, что, естественно, является более сложным (см. таблицу).

 

П / п


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.